В платье Лены нарядили чучело, повесили табличку с надписью «чучело — предатель» и подожгли. Сценарий по мотивам пьесы В. Железникова «Чучело» написан Э.П. Кузнецовой, спектакль поставлен режиссером Д.Н. Барсуковой. В 1986 году «Чучело» был удостоен Госпремии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лионе (Франция).
Владимир Железников: «Писать для взрослых? Да это как-то несерьезно!»
Я, конечно, знала о существовании книги Железникова "Чучело" и фильма с известными актерами. Сентябрьский номер журнала "Советский экран" разместил небольшую заметку о том, что на экраны выходит фильм Ролана Быкова "Чучело". Железников В. Чучело. 2 850 оценок.
Чучело. Владимир Железников
Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней. Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». Девушкой она была скромной.
Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине. Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся. Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге показался Василий. Широко улыбаясь, он отыскал глазами Ирину и прокричал: «Мейерхольд, вы мне должны поцелуй!
Железников в книге «Чучело 2. Игра мотыльков»: дружба , предательство , первая влюблённость , безответная любовь , взаимоотношения отцов и детей, предательство , ответственность за свои поступки и другие.
Сюжет [ править править код ] Главные герои повести В. Железникова «Чучело» — ученики шестого класса. Они живут в небольшом городе на Оке «между Калугой и Серпуховом » [3]. Однажды в класс пришла новенькая — Лена Бессольцева. Она — внучка Николая Николаевича Бессольцева — пожилого фронтовика, местного коллекционера картин , которого все в городе считали чудаком. Однажды Лена взяла на себя вину одноклассника Димы Сомова. После этого шестиклассники стали жестоко издеваться над девочкой, травить, дразнить, объявили бойкот и дали прозвище «Чучело» [4].
Учительница не вмешивалась — все её мысли были заняты предстоящей свадьбой [3]. В финале истории Николай Николаевич и Лена решили покинуть город.
Сколько же у него деньжищ уходило зазря: легким дымом через печные трубы в небо, ярким светом электричества в ночь, а главное, на новые картины — мало ему было своих! Вот поэтому и гол как сокол.
В городке относились к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием. То, как он жил, горожанам было непонятно и недоступно, но у многих вызывало уважение. И между прочим, люди привыкли к тому, что дом Бессольцевых светился ночью и стал в городке своеобразным маяком, ориентиром для запоздалых путников, издалека возвращавшихся в темноте домой. Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле.
Соседи могли подумать про Николая Николаевича, что он до ужаса одинок и поэтому несчастен. Он вечно бродил по городку один, в неизменной кепке, которую носил, низко сдвинув на лоб, и в потертом пальто с большими аккуратными заплатками на локтях. За это дети дразнили его «заплаточником», но, кажется, он их даже не замечал. Редко-редко он вдруг оглядывался и смотрел им вслед с нескрываемым удивлением.
Тогда они стремительно уносились от него, хотя он никогда не ругался и не гнался за ними. Если с ним вступали в праздные разговоры, то он отвечал односложно и быстро уходил прочь, нахохлившись, как птица на холоде. Но однажды Николай Николаевич появился на улицах городка не один. Он шел в сопровождении девочки лет двенадцати, какой-то необычно важный и гордый, непохожий на себя.
Останавливался с каждым встречным-поперечным и произносил одну и ту же фразу, показывая на девочку: «А это Лена… — И, внушительно помолчав, добавлял: — Моя внучка». Ну как будто рядом с ним была не девчонка, а какая-нибудь всемирно известная величина. А внучка его, Ленка, каждый раз отчаянно смущалась и не знала, куда деваться. Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками.
На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика. В первый же день своего появления в городке Ленка раз по сто появлялась на каждом из четырех балкончиков и с любопытством смотрела на все четыре стороны света.
Ее в равной степени интересовали и север, и юг, и восток, и запад. Жизнь Николая Николаевича после приезда Ленки почти не изменилась. Правда, теперь в магазин за творогом и молоком бегала Ленка, а сам он изредка покупал на базаре мясо, что раньше за ним не водилось. Осенью Ленка пошла в шестой класс.
Вот тогда-то и произошла эта история, которая навсегда сделала Бессольцевых — Николая Николаевича и Ленку — знаменитыми людьми. Отзвук этих событий, как колокольный звон, долго еще носился над городком, отзываясь по-разному в жизни тех людей, которые были в них замешаны. Глава третья Весь городок был усыпан опавшими листьями: сады, дворы, тротуары, крыши домов. И даже небольшая площадь, именуемая главной, расположенная между универмагом, бывшим собором, и магазином «Хозтовары», сплошь была покрыта сухим и ломким листом.
Единственная уборочная машина и не думала бороться с этим невиданным листопадом. Ее шофер Петька, молодой нахальный парень, открыв дверцу кабины и свесив наружу ноги в громадных болотных сапогах, курил «Беломор» в ожидании частных просителей, которым надо было что-то подбросить из магазина домой. Грачи готовились в дальнюю дорогу. Несметными стаями носились они над городком, криками сгоняя с деревьев ленивых птенцов, присевших не вовремя отдохнуть.
Ока вздулась и потемнела от осеннего паводка, хотя по ней еще шустро бегали последние катера. Старый паром вытащили на берег и крепко-накрепко привязали к древним могучим ветлам, чтобы его не унес неудержимый весенний разлив. И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями.
Вот такая у нее была славная и интересная жизнь. И вдруг все это перестало существовать. Она не слышала голоса людей, не видела, куда ведут ее дороги, не замечала, что ест и что пьет. Случилось это в начале ноября, во время осенних каникул, а закончилось в первый школьный день.
Всего-то несколько дней и продолжалась эта история, а жизнь Ленке перевернула. В тот день Ленка долго бродила по городку, пока не оказалась в тополиной рощице около скульптуры «Уснувший мальчик». Мальчик лежал на спине, слегка подогнув ноги, вытянув руки вдоль тела и склонив голову к плечу. Он всегда был грустным, а сегодня показался Ленке на редкость печальным.
Может быть, оттого, что слишком низко висели над землей тучи, или оттого, что на душе у Ленки было тревожно. Только она почувствовала себя одинокой и никому здесь не нужной, и ей захотелось немедленно уехать из этого городка… Николай Николаевич, мало что замечая вокруг, занимался своим любимым делом. Он стоял на табурете и легкими движениями мягкой волосяной щетки смахивал невидимые пылинки с картин. Это занятие было ему так по сердцу, что он даже напевал себе под нос.
Сказки, пословицы, загадки ил. Устиновой, М. Литвиновой Песенки и потешки, загадки и скороговорки, волшебные и бытовые сказки — из поколения в поколение с помощью устного народного творчества передаются культура и опыт русского народа.
Чучело. Владимир Железников
Владимир Железников: писатель и сценарист. Повесть "Чучело" | В 2000 году Владимир Железников написал книгу «Чучело 2. Игра мотыльков». |
Чучело: слушать онлайн, аудиокнига (Владимир Железников) | Повесть «Чучело» Железникова была написана в 1981 году. |
Смерть, эмиграция и никакого кино. Судьбы детей-актеров из «Чучела» | Аргументы и Факты | По её словам, создатель любимого многими персонажа Чучело-Мяучело страдал от проблем с сердцем. |
В Пензе показали «Чучело»
Скончался автор повести "Чучело" Владимир Железников | Детский писатель Михаил Яснов, известный как автор стихотворения «Чучело-Мяучело», скончался в возрасте 74 лет. |
Чучело. Владимир Железников читать онлайн Данинград | Фильм «Чучело» был снят в 1983 году и, конечно, использовал классический, реалистический киноязык того периода. |
Аудиокнига Чучело
Железников В. Чучело РОСМЭН 14186059 купить в интернет-магазине Wildberries | В книгу вошла известная повесть Владимира Железникова "Чучело", рекомендованная к прочтению в 5—6 классах. |
Аудиокнига Чучело | Ранняя смерть, эмиграция, сотрудничество с мэтром и никаких киноролей — как сложились судьбы детей-актеров из фильма Ролана Быкова «Чучело». |
Читать книгу: «Чучело» | Его внучку дразнили Чучелом и так ее доконали, что она решила уехать, подумал Николай Николаевич и почувствовал, как ее беда больно ударила его в сердце: он всегда тяжело переносил чужие беды. |
Краткое содержание «Чучело»
Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».
Кто-то стуканул учительнице о прогуле урока. Понятно, кто виноват, — Чучело.
Она и сама призналась в этом. И невдомек не знающим жалости шестиклашкам, что девочка не ябеда — она влюблена. И прикрывает предательство своего избранника Димочки Сомова — подлеца и труса. Подбор актеров. На роль главной героини - Лены Бессольцевой Ролан Быков отсмотрел около 17 тысяч девочек со всего Союза: по 200—300 в день.
Позже он сказал: «Все мои героини были в первой тысяче. Изменилось время. И у чистоты, которую я искал, изменилось лицо. Я это не сразу понял». Кристину Орбакайте он сначала отверг.
Увидев её фотопробу, Быков заявил: «Да ей с такой губой только ротой солдат командовать! Режиссер искал наивную девочку, с широко распахнутыми глазами, ангельским личиком, обрамленным белокурыми локонами, а потом пришел к выводу, что современная героиня должна быть другой, более волевой: чистоту надо защищать. И вернулся к Кристине. Кинопроба длилась всего 4 минуты. Главного героя — Диму Сомова — искали мучительно долго.
Уже утвердили Филиппа Янковского, но тот неожиданно отказался. Поговаривали, что знаменитые родители не хотели начинать актерскую карьеру сына с отрицательного персонажа. А я составил компанию. На свою голову. Честно говоря, особого желания сниматься не было — герой мой малосимпатичный.
Дима Сомов Одноклассник Лены, сын обеспеченных родителей. Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников. Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы. Железная Кнопка Одноклассница Лены по фамилии Миронова. Она — лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной. Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с правдой, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему. От этого страдает дочь. Второстепенные персонажи Валька.
Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный. Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег. Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова. Темы Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами. Основная тема произведения — конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них.
При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом. Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды «предатель», «суд», «шпион» и т. Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить.
Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила. Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой — она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой.
Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида. Тема искусства. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу. Проблемы В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью. Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений — между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости.
У Димы проявляется его личная проблема благородства — желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя. Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов — радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду. Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность. Смысл Основная идея, выраженная в повести «Чучело» — необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни. Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми.
В старинном городе с богатой историей, где стоит необыкновенный, знаменитый дом Бессольцевых, и где ходит по улицам бывший солдат, собирающий своё духовное наследие — прекрасные картины, здесь же, бок о бок, подрастает поколение наглых, циничных, бессердечных детей, не замечающих и не ценящих ничего святого и истинного. Почему это происходит, и кто в этом виноват? Этот серьёзный вопрос ставит перед читателями В. Железников, и об этом призывает нас серьёзно задуматься повесть «Чучело». Чему учит? Повесть «Чучело» учит добру, состраданию, любви и жертвенности — как жертвует собой Лена ради своего друга Димы. Учит отстаивать себя и не колебаться между добром и злом, чтобы иметь право на уважение окружающих и самого себя. Учит нас ценить людей, непохожих на других. Призывает учиться у них честности и милосердию, и спешить это делать, пока эти люди находятся рядом с нами.
Предостерегает от неверных выводов и несправедливого отношения к тем, кого большинство не понимает, чтобы не пришлось впоследствии горько раскаиваться.
Значит, Димка попался. А Димка ей в ответ, что и он не любит, когда врут. Так, кажется, вы это называете? Она его стыдила-стыдила, ругала-ругала… Сначала, что мы жалкие людишки. Потом — неблагородные и неблагодарные. И не понимаем хорошего отношения и человеческого участия. Перед самым отъездом… Обидно… Так обидно!.. Прямо нож в спину! Ну никак не ожидала… А у самой голос дрожал.
Мне ее жалко стало. У нее праздник — свадьба, а мы ей нож в спину. А потом у нее голос окреп. Не знаю, чем он ее добил. Может быть, презрительной усмешкой уголком рта — у него такая усмешка. В общем, она его ругала, а он терпел до тех пор, пока она не назвала его трусом. Он ведь не был трусом. Ты же помнишь, как он у Вальки отбивал собак, как дрался с его старшим братом, с Петькой. Про Димку в школе легенды рассказывали. Он вытащил из горящего сарая кошку только потому, что маленькая девочка плакала — это была ее кошка.
Все ее успокаивали, а в сарай, конечно, никто не лез… Представляешь, как он возмутился! Он кошек из огня вытаскивал, хотя их вовсе и не любил, но вытаскивал! А она ему: «Трус, жалкий, презренный трус! А она ему: «Жалкий, презренный трус! Наотмашь — хлоп! И звон-н-н по всему классу. Я стояла за дверью, а схватилась за щеку, будто мне отвесили пощечину. Николай Николаевич увидел, как Ленка схватилась за щеку, будто все это с Димкой произошло только что, сию минуту, и он не выдержал: — Да я знаю, знаю, что было дальше! Тебе стало жалко Маргариту. Я тебя насквозь вижу — ты же благородная душа, ты вскочила в класс и все ей выложила!..
Слова срывались с ее торопливых губ: — Когда Димка все сказал Маргарите, она отпала. По-моему, забыла и про свою свадьбу, и про жениха. Ни слова не ответила и выскочила из класса. Я заранее спряталась от нее. Ее каблуки щелкали по пустому коридору, как одинокие выстрелы. Потом она не выдержала и побежала, и стук каблуков участился и слился в сплошную пулеметную очередь: тра-та-та!.. И от Димки я тоже спряталась, когда он проскочил мимо меня, размахивая копилкой. В голове у меня все перемешалось, я выхватила носовой платок, перевязала им коленку — и за ним… А в это время в классе из-под парты высунулась хитрющая мордочка Шмаковой и совершенно ошеломленная физиономия Попова. Выражение их лиц удивительно точно передавало настроение: Шмакова была очень довольна, ее лицо озаряла странная многозначительная и таинственная улыбка. Попов же был растерян и даже потрясен.
Она схватила портфель, крикнула Попову на ходу: — Быстрее!.. Посмотрим, как Димка будет сознаваться… Это же концерт! Попов, как всегда, следом за нею. Наконец мы нагнали ребят. Я думала, Димка сразу все расскажет, и мы ни в какое кино не пойдем. А он — нет. Не рассказал. Может, не хотел им портить настроение? И все пошли в кино. В кино я все время думала про Димку и Маргариту, ничего не видела, никак не могла сосредоточиться и мороженое, которое мы ели, уронила на пол.
После кино я опять ждала: вот сейчас Димка расскажет про Маргариту, вот сейчас Димка расскажет про Маргариту… Меня так колотило, что Железная Кнопка заметила и спросила, чего я так дрожу. Я ответила, что не знаю, а сама подумала: «Может, Димка не сказал ничего ребятам потому, что решил раньше посоветоваться со мной? Я же его ближайший друг». Потом все разбежались, и мы остались с Димкой вдвоем. И опять я ждала и думала: вот-вот он все расскажет. Шла и заглядывала ему в глаза. Но он ничего не сказал, а я не спросила. Потом я себя ругала, что была дурой. Ты подумай!.. Если бы я его спросила, если бы я сказала, что я все знаю, то все-все было бы иначе.
Дедушка, он правда думал, что он герой. Он еще не знал про себя, что он трус, так же как я не знала, что очень скоро стану предательницей. Ты вот слушай, слушай и сам увидишь… Глава седьмая На следующее утро, когда мы вошли с Димкой в класс, нас встретила веселая нарядная толпа. Не класс, а клумба с цветами. Все были готовы к путешествию. Только одна Миронова, как всегда, была в школьной форме. Когда появилась Маргарита, то все девчонки ей захлопали, потому что она была в новом красивом-красивом розовом платье с красным цветком — она же уезжала на свадьбу! Но Маргарита не обратила никакого внимания на наши восторги.
Краткое содержание «Чучело»
15 мая 2018 Vest ответил: Автором повести "Чучело" является советский писатель Владимир Железников. так ее прозвали одноклассники. В начале 1973 года был написан сценарий. Назывался он «Чучело». Две повести Владимира Железникова "Чучело" и "Чучело-2.
Ушел из жизни автор, написавший «Чучело»
Петрова уточнила изданию 78. По данным «Фонтанки», причиной смерти стала остановка сердца. Российский поэт, переводчик, детский писатель Яснов настоящая фамилия — Гурвич родился 8 января 1946 года в Ленинграде. В 1970-м он окончил филологический факультет ЛГУ имени Жданова, после чего начал заниматься художественным переводом и поэзией для детей.
Мимоходом оброненные воспитательные фразы, по привычке проведенные дежурные диалоги характеризуют взрослых персонажей в «Чучеле». Они изолированы от жизни детей по своей воле и интересуются ей на ходу, в постоянной спешке, из-за чего их роль в повествовании почти всегда трагикомична. Мама Лениной одноклассницы Моти, парикмахер тетя Клава, видя очередную погоню за Леной исступленно кричит: «Что вы делаете?! Вы прическу ей испортите!
Я сейчас милицию позову. Ух, паразиты! Куда только ваша школа смотрит?! Где ваша комсомольская организация?! На что один из отставших, Васильев, на миг обернувшись, беззастенчиво отвечает: «А у нас каникулы». Он — один из неопределившихся, невольная жертва коллектива — ясно видит зло, к которому причастен, по мере скромных сил бунтует «девчонок не бить! Васильев выступает голосом разума, верно отмечая: «Несправедливость детей только ожесточает.
Это вам и Сухомлинский скажет, и Макаренко». В контексте застойной эпохи «Чучела» отсылка к педагогам-новаторам — совершенный архаизм. Новое время не чтит старых героев, но и своих не предлагает. Общее состояние безысходности пробирается в детали. С голубого экрана накрытого кружевной салфеткой телевизора диктор вечерних новостей оптимистично сообщает, что «сегодня существенных осадков не ожидается, температура не изменится». Убедительным символом безразличной, закостенелой и необычайно живучей власти — номинальной, но не функционирующей — представлен персонаж директора школы, Александры Васильевны. В кадре она возникает дважды — крупным планом, в формате расхожих портретов первых государственных лиц.
Встречая учеников на крыльце школы с бессменной официальной улыбкой и отсутствующим взглядом, она механически кивает и повторяет лишь одно слово: «Здравствуйте! Экран ревностно оберегали от фильма, который снял человек, некогда заявивший устами своего героя: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». С момента этой песенки доктора Айболита и картины Быкова «Айболит-66» 1966 его убежденность в важнейшей роли кинематографа для детей только росла : «Ответьте мне: существует ли детское солнце? Солнце одно для всех, но дети живут под солнцем, ощущают и понимают его, может быть, острее, чем взрослые. Все кино детское, когда его смотрит ребенок. Вся жизнь — детская, раз дети принимают в ней участие». Вместо фальшивого деления мира на взрослый и детский, с тотальным упрощением проблем и плоскими образами румяных комсомольцев и отпетых разгильдяев, «Чучело» показывает честный портрет детства, в котором все эти штампы перемешаны.
Модель общества представлена на примере одного класса и суждений, вложенных в уста детей: — Ой-ой, какие мы идейные! Войны нет, и ладно. Этот диалог школьниц — Шмаковой и Мироновой по прозвищу Железная Кнопка — завершается дракой. Героини воплощают две моральные крайности: гибкие границы убеждений Шмаковой осуждаются Мироновой, одержимо требующей справедливого наказания любому и любой ценой. Ее девиз — идти до конца, а любимая книга — «Предателем становятся один раз». Справедливость для Кнопки намного ценнее добра. Каждый из героев ищет силу в разных, но сообщающихся источниках.
Отлавливающий собак на живодерню Валька ценит только деньги, немногословный Лохматый — силу физическую. Обретая голос и в очередной раз выступая против большинства, изможденная травлей Лена кричит ему: «Садани меня, чтобы я замолчала! Докажи, что сила — это главное! Однако единственным объединяющим группу фактором становится ненависть. Искреннюю сплоченность «коллектив» обнаруживает лишь перед грядущим разрушением, вытесняющим надежду на созидание. На этом, наглядно доказывает история, будущее не построить. Теряя объект нападок, участники настраиваются друг против друга, и в этом их глубинная трагедия.
При нарастающем напряжении и вспышках взаимного гнева случай с Леной все больше походит на показательную казнь. Схема «все против одного» — самая действенная, и неизбежно оборачивается против каждого участника.
И у меня появлялся герой. Причем я не ходил «за материалом» в какие-то школы.
Все, что делал и делал это постоянно , — это бродил по улицам и подслушивал обрывки разговоров детей. Мне это очень помогало. Потому что одна живая фраза может заменить десять придуманных. Мне нужна была реплика одна, другая...
Так все и сложилось в итоге. Девочки ярче мальчиков — Вы столько лет пишете — горевали ли по тому поводу, что дети со временем поменялись? И я очень переживал. Они вдруг все стали другие.
Что-то произошло, что-то в голове добавилось. Но это когда общаешься со всеми разом. Носов — страшно мрачный сам по себе человек, но ужасно талантливый. Никогда не улыбался.
Если герой живой и яркий — почему бы нет? Это очень хорошо, что жизнь его продолжается дальше. Какой у меня любимый герой? Вот только что завершил повесть.
Как и у всех людей, последний — самый дорогой. Во-первых, я люблю, когда героиня девушка. Или девочка. Они, мне кажется, умнее и тоньше.
Вокруг девочки можно развить много разных сюжетных линий, добавить неожиданностей. Мальчики более тупые. Когда они вырастают, то становятся нормальными, но в 11—12 лет они развиваются менее ярко, чем девочки. У девочек — самобытность есть, характер.
Но вы же не сразу, наверное, пришли к теме детской жестокости? Сначала думал, что все беды, которые происходят с детьми, происходят из-за взрослых. И твердо этого принципа держался. Потом пришел к мысли, что дети очень часто бывают эгоистами, часто бывают неправы.
То есть как писатель я пошел в другую сторону.
Кинодраматург ушёл из жизни на 91-м году жизни в столице России, в городе Москва. Знаменитый детский писатель и драматург родился 26 октября 1925 года. На протяжении всей своей жизни ему нравилось писать для детей, затрагивать темы, которые будут интересны молодым ребятам. В стремлении достичь своей цели и стать писателем он поступил в 1957 году в институт имени Максима Горького.
14 сентября 1984 года официальная премьера фильма Ролана Быкова «Чучело»
В аудиокниге «Чучело» неожиданно ярко и глубоко показана детская жестокость, влияние отношений в семье и достатка на мысли и поведение каждого ребенка. В повести, приняв на себя чужую вину, Лена с достоинством проходит через все испытания и унижения, в конце концов уезжая из города с гордо поднятой головой. А её одноклассникам приходится повзрослеть и переосмыслить своё жестокое поведение и несправедливое отношение к сильной духом девочке, пережившей самый страшный бойкот, который только можно себе представить.
И Кристина Орбакайте первоначально пробы не прошла.
Но в результате именно эти глаза, этот нервный рот и создали неповторимый образ Леночки Бессольцевой. Она не просто играла, она жила своей ролью, отдаваясь ей всем своим существом. Особенности фильма Казалось, что против картины взбунтовались все — от чиновников до погоды.
Худсовет Госкино, находившийся в натянутых отношениях с язвительным Роланом Быковым, только и делал, что искал повод закрыть картину. А позднюю осень в Тверской области , где проходили все натурные съемки картины, приходилось создавать, искусно отвоевывая каждый день у первых заморозков и снега. Кроме того, и сама главная героиня, Кристина Орбакайте, буквально в первые дни съемок сломала руку и на протяжении всего оставшегося времени снималась со сломанной рукой, вынужденная постоянно маскировать гипс.
Игры мотыльков" не дадут ответов на эти вопросы, но заставят задуматься хотя бы тех, кто способен задумываться. Для среднего школьного возраста.
В повести, приняв на себя чужую вину, Лена с достоинством проходит через все испытания и унижения, в конце концов уезжая из города с гордо поднятой головой.
А её одноклассникам приходится повзрослеть и переосмыслить своё жестокое поведение и несправедливое отношение к сильной духом девочке, пережившей самый страшный бойкот, который только можно себе представить. Слушать аудиокнигу про Чучело так прозвали Лену дети лучше детям среднего и старшего школьного возраста.
Чучело (фильм)
И у меня появлялся герой. Причем я не ходил «за материалом» в какие-то школы. Все, что делал и делал это постоянно , — это бродил по улицам и подслушивал обрывки разговоров детей. Мне это очень помогало. Потому что одна живая фраза может заменить десять придуманных. Мне нужна была реплика одна, другая... Так все и сложилось в итоге. Девочки ярче мальчиков — Вы столько лет пишете — горевали ли по тому поводу, что дети со временем поменялись? И я очень переживал.
Они вдруг все стали другие. Что-то произошло, что-то в голове добавилось. Но это когда общаешься со всеми разом. Носов — страшно мрачный сам по себе человек, но ужасно талантливый. Никогда не улыбался. Если герой живой и яркий — почему бы нет? Это очень хорошо, что жизнь его продолжается дальше. Какой у меня любимый герой?
Вот только что завершил повесть. Как и у всех людей, последний — самый дорогой. Во-первых, я люблю, когда героиня девушка. Или девочка. Они, мне кажется, умнее и тоньше. Вокруг девочки можно развить много разных сюжетных линий, добавить неожиданностей. Мальчики более тупые. Когда они вырастают, то становятся нормальными, но в 11—12 лет они развиваются менее ярко, чем девочки.
У девочек — самобытность есть, характер. Но вы же не сразу, наверное, пришли к теме детской жестокости? Сначала думал, что все беды, которые происходят с детьми, происходят из-за взрослых. И твердо этого принципа держался. Потом пришел к мысли, что дети очень часто бывают эгоистами, часто бывают неправы. То есть как писатель я пошел в другую сторону.
Краткое содержание Лена стремительно неслась по узким улочкам старого городка, «ничего не замечая на своем пути». Девочка была в глубоком отчаянии от того, что с нею сделали одноклассники. После многолетних странствий он вернулся в родной город и поселился в бревенчатом, почерневшем от времени доме, который более ста лет принадлежал роду Бессольцевых. Местные жители относились «к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием» : он все искал какие-то редкие картины, и, если находил, тратил на них большие деньги. Дети дразнили его Заплаточником из-за больших заплаток на рукавах старого пальто. Однажды старика Бессольцева заметили «в сопровождении девочки лет двенадцати» , его внучки — угловатого длинноногого подростка с дружелюбной улыбкой на лице. Глава 3 Лена пошла в школу, и поначалу она чувствовала себя прекрасно, но в ноябре все изменилось. Она попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям. Услышав отказ, она пригрозила тайком продать одну из его картин, за что получила пощечину. Она бросилась бежать, и Николай Николаевич отправился вслед за ней. Глава 4 Тем временем шестиклассник Валька встретился со своими товарищами — Лохматым и Рыжим, чтобы вместе отправиться на день рождения к Диме Сомову. Вскоре к ним присоединилась главная красавица класса Шмакова в сопровождении Попова. Осталось подождать Миронову — Железную Кнопку. Когда худенький очкарик Васильев признался одноклассникам, что не намерен идти на торжество к Сомову, который ему надоел, Железная Кнопка приказала Лохматому избить его «за измену идеалам». Заметив издали Лену, они принялись дразнить ее чучелом. Эту сцену застал старик Бессольцев, и девочке пришлось рассказать ему «всю правду, без хитрости». Глава 5 Когда Лена впервые пришла в класс, ребята сразу же стали ее дразнить, называя внучкой Заплаточника. Однако добрая наивная девочка считала, что ее одноклассники просто «веселые и любят пошутить» , и весело смеялась вместе с ними, даже когда они придумали ей обидное прозвище — Чучело огородное. За нее заступился только один человек — Дима Сомов, в котором Лена увидела настоящего героя. Весь класс очень обрадовался, когда классная руководительница Маргарита Ивановна сообщила о совместной экскурсии в Москву на осенние каникулы. Классом было принято решение самостоятельно заработать денег на поездку, и ребята подрабатывали, где могли, складывая деньги в общую копилку. Глава 6 В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок. Под давлением учителя мальчик рассказал о намеренном прогуле.
А я встала, и улыбочка снова растянула мой рот — не могу, когда меня в упор разглядывают. Валька закричал: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей! У меня тоже рот до ушей, хоть завязочки пришей». А Лохматый, давясь от смеха, спросил: «Ты чья такая?
Он тогда еще не был подлецом!.. Ленка посмотрела на него, как мышь, загнанная в угол. Но Николай Николаевич так разошелся, что уже не мог остановиться: — Да никакая ты не милосердная! Ты только Димке все прощаешь… А остальным? Они волки и лисы — вот кто они такие! Если бы не они, он бы давно сознался. Теперь они стояли друг против друга, оба с горящими от гнева глазами, словно собирались драться. Николай Николаевич наступал на Ленку, а та отступала, пока не уперлась спиной в стенку. Дедушка ей не верил, и это ее потрясло! Николай Николаевич в отчаянии помотал головой: «Не верю», хотя готов уже был отказаться от своих слов из жалости к ней. А с другой стороны, что ему было делать? Поддакивать ей во всем? А до чего это бы ее довело? Еще побежала бы к этому маленькому мерзавцу и простила его! Вот именно, поддакивать тоже нельзя — должна быть четкая позиция. И вообще что такое «поддакивать» — это же угодничество!.. Нет, такое не в его правилах. Никого не знаешь — и уже против меня! Николай Николаевич рванулся за нею и схватил ее плечо. Думал, она начнет вырываться, а она повернулась к нему, и лицо ее, которое только что было в яростном огне, стало детским, прекрасным, будто ей всего лет восемь. Только в глазах происходила мученическая работа — она что-то усиленно соображала. Шея у нее была просто прутик, соломинка. Обещаю не перебивать тебя, а то на самом деле я сделаю какие-нибудь преждевременные выводы… — Он обнял ее, положив ладонь на острую косточку ее плеча, и крепко сжал. Ленка молчала. Как говорит одна моя знакомая, очень веселая старушка: «Замечаю, что от чаю много пользы получаю! Николай Николаевич посмотрел на нее. А Николай Николаевич, при всем печальном своем настроении, подумал про Ленку, что она необыкновенный человек — какая страсть, какая тяга к справедливости. Как он ее во многом понимал! Действительно, они два сапога пара. И смутился: ему стало неловко, что он так думал о самом себе. Правда, радовался Николай Николаевич раньше времени. Ленка хоть и не убежала из дому, хоть и сказала с ним несколько слов после их бурного спора, но потом забралась с ногами на диван, забилась в угол и замолчала надолго. Николай Николаевич шутил, заигрывал с ней, рассказывал разные смешные истории — ничего не помогало. Тогда он тяжело вздохнул, надел рабочую куртку и принялся за повседневные дела, считая, что в работе и настроение наладится. Николай Николаевич принес со двора охапку дров и бросил их с размаху на пол, чего никогда раньше не делал. Поленья загрохотали, падая друг на друга, и разорвали на мгновение неестественно тягостную тишину. Но и тут Ленка промолчала. Он развел огонь, так что жар уходил пылающим столбом вверх. И Николаю Николаевичу казалось, что этот раскаленный звенящий столб может рвануть ввысь, пробить потолок и уйти в небо космической ракетой. Может быть, эта ракета унесет Ленкину печаль к вечным звездам, к туманной луне, к ясному солнцу? И чуда не случилось. Огонь в печи потихоньку затухал, играя сначала ярко-красными, а потом мерцающе-синими углями. Николай Николаевич в совершенной растерянности развел руками. Непонятно было, что же делать с Ленкиной печалью? А потом он топил остальные печи, блуждая по комнатам, всматриваясь в картины, которые висели везде, от пола до потолка. На них были изображены люди — теперь таких уже не встретишь. У них были продолговатые строгие лица и большие, вразлет глаза. Они молча следили за тем, как Николай Николаевич суетился, согнувшись возле печей, подбрасывая в них дрова и не давая огню погаснуть. Ведь если бы его предок, крепостной художник Бессольцев, не написал этих картин и если бы остальные Бессольцевы, из поколения в поколение, не сохранили бы их, то мир остался бы без этих живых лиц и никто бы никогда не узнал, что эти люди жили на нашей земле. Последнее время Николай Николаевич все чаще думал об этом. И его жизнь, в общем краткая и поэтому печальная, как каждая человеческая жизнь, вдруг стала длинной, она как бы продолжалась целые века. Сейчас, подбрасывая березовые поленья в печь, обогревавшую три небольшие задние комнаты дома, он вспомнил, как однажды проснулся утром и понял, что он жил здесь вечно, хотя и вернулся в родной дом всего десять лет назад. Но так плотно легли на его жизнь все события прошлого семьи Бессольцевых и городка, что сплелись в крепкий узел, который никому уже не удастся ни развязать, ни разрубить. И он пошел от картины к картине, неслышно переговариваясь со всеми этими людьми на холстах, пока не дошел до «Машки», в который раз рассматривая ее и восхищаясь. Николай Николаевич перевел взгляд на Ленку — до чего же они похожи с Машкой. Машка стояла в проеме дверей прозрачно-белая, в домотканой рубахе до полу. Девочка, видно, собиралась выбежать из темной избы на яркий солнечный свет двора, но в последний момент почему-то неожиданно остановилась в дверях и резко повернула голову. Остриженная наголо. Может быть, после болезни? Рот у нее был полуоткрыт, точно она только что произнесла какое-то слово, которое вот-вот должно было долететь до слуха Николая Николаевича. Именно поэтому, когда он подходил к «Машке», всегда старался не шуметь и прислушивался. Честно, Николай Николаевич кое в чем подозревал Машку. Ну, что она имела родственное влияние на Ленку, как на своего потомка, потому что уже на следующий день после того, как он принес «Машку», он слышал, как Ленка кому-то сказала: — Не смотри на меня так. Я все равно этого делать не буду. Ни за что! Николай Николаевич быстро вошел в комнату, ему было интересно, кто же пришел к Ленке, но там никого не было. Николай Николаевич спросил Ленку, с кем она разговаривала. А она смутилась и ничего не ответила. Но ему-то было ясно с кем — с Машкой. А еще через два дня — Николай Николаевич хорошо это помнил, потому что было 7 Ноября и он ранним утром первый на их улице вывесил флаг на воротах, а потом стал готовить праздничный завтрак, — зазвонил телефон, Ленка так стремительно бросилась к нему, что он не успел руку протянуть к аппарату, хотя стоял рядом. Она схватила трубку, сказала «алло? Николай Николаевич догадался, что это был Димка, и быстро скрылся в мезонине, чтобы дать им свободно поговорить. И услышал, к своему великому удивлению, как Ленка… запела песенку. Но самое потрясающее — там, внизу, так ему показалось, звучали два голоса, а не один. Как будто Ленка пела, а ей кто-то подпевал. Или это ветер завывал в трубах, или это скрипели высохшие половицы? Николай Николаевич застыл, стоя в окружении картин. Песня оборвалась, потом Ленка рассмеялась и крикнула в ответ: — С Машкой! Это все было в прошлом. В милом, счастливом прошлом, а теперь оборвалось, расстроилось, разлетелось на куски. Надо было как-то вырваться из заколдованного круга.
Чучело история создания книги
В процессе этих поисков Виктор с печальной трезвостью констатирует свое окончательное превращение из настоящего писателя в «чучело писателя». Премьера спектакля "Чучело. Квартирник" состоялась в казанском ТЮЗе. Режиссер Радион Букаев и драматург Анастасия Чернятьева перенесли историю травли Лены Бессольцевой в наше время и превратили ее в рок-концерт. Владимир Железников написал повесть «Чучело» в 1981 году — и впервые поднял в отечественной детской литературе проблему школьной травли (буллинга). Владимир Железников «Чучело» Информация о книге: описание, содержание, в каких магазинах можно купить, скачать, читать.