Возвращение блудного сына Рембрандта и другие картины и иконы (фото). Вот для сравнения еще одна картина на этот сюжет, Ян Стен – «Возвращение блудного сына», 1668-1670. Темой конкурса было «Искупление и возрождение»: в колониях желающим было предложено создать произведения (живопись, художественную роспись по дереву или выжигание по дереву) по мотивам картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Возвращение блудного сына, Рембрандт Ван Рейн, Фрагмент 03.
Другие картины Рембрандта
- В Эрмитаже выставили картины осужденных по мотивам «Возвращения блудного сына»
- Возвращение блудного сына (Рембрандт) — Википедия с видео // WIKI 2
- Рембрандт «Возвращение блудного сына». История картины
- «Возвращение блудного сына» – тайны картины Рембрандта
Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта Ван Рейна
Инсталляцию – посвящение картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», автором которой выступил российский кинорежиссер Александр Сокуров, представили в Государственном Эрмитаже. В Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа представили картины осуждённых по мотивам «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Возвращение блудного сына, Рембрандт Ван Рейн, Фрагмент 03.
В Главном штабе можно будет оказаться в картине «Возвращение блудного сына»
Это похоже на сокровенное таинство; молча задаешь художнику вопросы, и, глядя на картины, ищешь ответ. Таков для меня Рембрандт Рембрандт Харменс ван Рейн. Конечно, о сокровенном не трубят на просторах интернета, и я не стану описывать внутренний диалог с художником. Расскажу о другом. В Эрмитаже крупнейшее собрание работ Рембрандта — больше только в Амстердаме. Завершает экспозицию картина «Возвращение блудного сына», в основу сюжета которой положена притча о милосердном отце из Евангелия от Луки. Возвращение блудного сына, ок.
Государственный Эрмитаж, СПб Картина написана художником в конце жизни. Рембрандт одинок: к этому времени умерли две любимые женщины, единственный сын и невестка; ученики оставили; кредиторы забрали все имущество, новых заказов нет. Он болен, стар и нищ. Эту картину Рембрандт писал не на продажу — для себя. Поэтому в ней — вся его боль, его молитва и надежда на прощение. Очень больной, писал привязанной к руке кистью, мастихином или пальцами как пятку сына, например.
А, может, ты, вернувшись туда, и в следующий раз опять вернешься с покаянием? Это очень по-человечески все", - сказал режиссер. Другая часть инсталляции предлагает вернуться к эрмитажной картине Рембрандта "Портрет пожилой женщины".
Изображение для выставки увеличили в размерах, поместив его за фигурой сына. Она может только в душе сохранять образ, тепло, интонации своего сына", - пояснил Сокуров. Выставка имеет и музыкальное измерение, созданное петербургским кинокомпозитором Андреем Сигле - в затемненном зале звучат фонограммы отдаленных боев, звуки канонады, совмещенные с музыкой Российского рогового оркестра.
Это картина, о которой написаны десятки страниц и несколько книг, причем, о тех смыслах, которые там есть - богословских и прочих других. Александр Николаевич дал новую интерпретацию, жесткую интерпретацию, и картину нарисовал страшную. И тот же самый Александр Николаевич несколько дней назад пришел и добавил к этим скульптурам птичек, которые живут в гнездах, это уже совсем другое - он внес надежду на умиротворение в этом страшном мире", - сказал журналистам генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, который также выступил одним из кураторов выставки.
Эмоциональное воздействие По мнению Пиотровского, в представленной в Главном Штабе выставке каждый пришедший найдет свой смысл.
Затем сыновья — младший, заблудший и опомнившийся, и старший, серьёзный и ответственный. Отец с младшим занимают левую часть картины — их выделяют свет и красный цвет накидки старца.
Визуального равновесия художник добивается расположением фигуры старшего сына у правого поля полотна, он также в красном. Смысловой центр размещён согласно известного с древних времён закона золотого сечения. Светотени и цветовые контрасты ослабевают с продвижением от переднего плана вглубь — пространство видится глубоким и реальным, когда очертания и лица свидетелей сцены встречи отца с сыном ослабевают по мере их удаления и растворяются во тьме.
Техника Рембрандта Целью художника является передача глубоких переживаний героев, их внутренний мир. На том живописец и сосредоточен. Это находит отражение в его технике.
Цветовая гамма отличается от стандартной — это сплав тёплых коричневых, красных и золотистых оттенков. Порывисто, уверенно и как-бы небрежно наложены мазки — обычная для масляной живописи техника. Никакой попытки художника скрыть их или сгладить.
Это позволяет передать образы максимально реалистично. А значит, и дать зрителю прочувствовать глубину переживаний героев. Та же притча в произведениях художника За свою жизнь Рембрандт не раз брался за ту же тематику.
Известно о четырёх его опытах с главным героем — блудным сыном: «Блудный сын в таверне», он же «Автопортрет с Саскией на коленях» 1633. В то время Рембрандт счастливый молодожён, весёлый и беззаботный. Он модный портретист, хорошо зарабатывает и при этом женился по любви на девушке из состоятельной семьи… Сцена на картине соответствует периоду беспечного времяпрепровождения блудного сына из притчи.
Офорт «Блудный сын» 1636 , в котором основное внимание уделяется уже отцу, торопливо спешащему к сыну, так, что спадает туфля и выпадает из рук трость. Рисунок в коричневых тонах как поиск узловых моментов, написанный в 1642 году экспонат музея Тейлера в Гарлеме. То самое «Возвращение блудного сына» 1666-1669 , написанное не по заказу, а по собственному побуждению, как крик души и итог жизненного пути.
Все работы носят следы изменений, авторских исправлений, которые заметны на рентгенограмме и говорят об их подлинности. Личная трагедия мастера Рембрандт приступил к «Возвращению блудного сына» в последние годы своей жизни после страшного несчастья, которое в череде прочих грозило окончательно погубить художника. К этому времени он был оставлен учениками, осмеян обществом, разорён.
О КАРТИНЕ Эта картина, несомненно венчающая позднее творчество Рембрандта , о покаянном возвращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой стоящей справа. Как всегда, воображение рисовало художнику все происходящее очень конкретно. В огромном холсте нет ни одного места, не заполненного тончайшими изменениями цвета.
Действие происходит у входа стоящего справа от нас дома, увитого плющом и завуалированного тьмой. Рухнувший перед своим дряхлым отцом на колени блудный сын, дошедший в своих скитаниях до последней ступени нищеты и унижения, - это образ, с поразительной силой воплощающий в себе трагический путь познания жизни. На страннике одежда, которая когда-то была богатой, а теперь превратилась в рубище. Левая из его рваных сандалий упала с ноги. Но не красноречивость повествования определяет впечатление от этой картины. В величавых, строгих образах здесь раскрываются глубина и напряжение чувств, и добивается этого Рембрандт при полном отсутствии динамики - собственно действия - во всей картине.
ОТЕЦ И СЫН В картине господствует «только одна фигура - отец, изображённый в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладёт на плечи сына. Отец - полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния. Присмотритесь внимательно к этому человеку — он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь. Отец, который кладёт руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясённый глубиной чувства, он должен так же держаться за сына, как и держать его...
От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд спускается к постриженному наголо, преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю, преграждая его взгляд.. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына. В настоящее время картина сильно потемнела, и потому при обычном свете в ней различим только передний план, узкая сценическая площадка с группой отца и сына слева и высоким странником в красном плаще, который стоит справа от нас на последней - второй - ступеньке крыльца.
"Возвращение блудного сына" - картина Рембрандта
Холст, масло. Она была написана в последнее десятилетие жизни мастера, когда он был уже немощным, старым и нищенствовал, ведя полуголодное существование. До этого Рембрандт 1606-1669 неоднократно обращался к сюжету «блудного сына» в своих графических работах.
Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. И это был их первый и последний если не считать рисунков совместный портрет. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая.
По тем временам она ведет себя скорее фривольно, ведь сидит на коленях у молодого человека, обнявшего ее гибкий стан. Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Он весел и доволен собой: ему принадлежит внимание дамы, в руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед. В беспечном времяпрепровождении, в радости, в упоении жизнью и человеческим счастье Рембрандт изобразил себя и свою возлюбленную. Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску. Такие доски висели обычно в тавернах и на них записывалась цена выпитого и съеденного. Был ли это намек зрителю, что за все в жизни придется платить или просто композиция картины требовала пятна в углу. Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» «Пир блудного сына». В этом название прозвучали как гордая самоирония, так и бунтарство молодого художника, сделавшего вызов чопорным голландским бюргерам.
Однако его не поняли. Среди амстердамских богачей был популярен жанр портрета, и очередное полотно Рембрандта сделало его еще более знаменитым и расширило круг заказчиков. В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Рука мастера выстраивает пространство: намеком дает пейзаж, без лишних подробностей изображает второстепенных персонажей и все внимание сосредоточивает на двух главных героях — отце и сыне. В коленопреклоненной фигуре оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, в его лице, изможденном испытаниями и заросшем волосами, в его почти безвольных руках и судорожно скрюченных пальцах видно раскаяние. А в отце, спешащем к сыну так, что даже башмак слетает с его ноги и трость катится по ступеням, в его сдвинутых от горечи бровях, мы читаем только любовь. Настоящую и горячую любовь переданного сердца. Трагедия художника — «Несколько раз умереть» Гавань Амстердама кишмя кишела торговыми судами, над которыми реяли флаги самых разных государств. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером.
Он скупал все: картины, рисунки, кружева, шелк, парчу, бархат, оружие, ракушки, вазы, музыкальные инструменты — все, что ему казалось красивым, невероятными, уникальным.
Художнику улыбалась удача, его слава росла, он был молод, влюблён и только что отпраздновал свадьбу с Саскией ван Эйленбюрх. Одетая в роскошный старинный костюм, украшенная пышным венком, с жезлом в руке, молодая жена художника Саския-Флора стоит, чуть склонив голову и обратив к зрителю свое юное лицо. Она выглядит немного смущенной той ролью, которую играет по воле мужа, и это придает её образу еще большую искренность. Галерея старых мастеров, Дрезден Рембрандт очень любил рисовать себя, в его творческом наследии около сотни автопортретов: из них 40 холстов, а остальное — гравюры и рисунки. Иногда он увлекался чужими образами, экспериментировал с мимикой, костюмами, декорациями, так, что трудно догадаться, что это на самом деле автопортрет. Картина иллюстрирует притчу из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно». На картине Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином.
Сидящая у него на коленях Саския, изображает блудницу. На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия. Государственный Эрмитаж История Авраама, вера которого была испытана Богом, рассказана в ветхозаветной книге «Бытие». Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением». Авраам исполнил все, что было велено, и в тот момент, когда он уже занес над сыном нож, появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. Психология образа настолько глубока, что, кажется, сам художник испытывал необходимость пройти внутренний путь принятия этого мучительного решения. Традиционный сюжет становится для Рембрандта испытанием его мастерства, а тема жертвенности — одной из важнейших в творчестве великого художника. Лувр, Париж Историки искусства по-разному датируют эту незавершенную работу мастера тщательно прорисовано здесь только небо, остальная же часть композиции кажется этюдом ; одни утверждают, что она была написана в 1652 году, другие, что в начале 1640-го, третьи настаивают на периоде с 1643 по 1646 годы.
Позже он был записан в коллекцию Яна Питера ван Сухтелена, уроженца Нидерландов, генерала русской армии. В конце XIX — начале ХХ века «Пейзаж с замком» находился в русских частных коллекциях, с 1925 по 1932 год — в собрании Эрмитажа, затем картина была тайно продана, а в 1948 году украсила коллекцию Лувра. Рейксмузеум, Амстердам Первоначально картина называлась «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ванн Рейтенбюрга» и была вне области внимания искусствоведов почти 200 лет. Из-за толстого слоя копоти до первой реставрации предполагалось, что на ней изображены мушкетеры во время ночного обхода города. Именно отсюда и пошло принятое сегодня название работы Рембрандта. Однако после снятия грязи и налета с холста обнаружилось, что изображенное на картине действие происходит примерно в 2 часа дня.
Возвращение блудного сына, ок. Государственный Эрмитаж, СПб Картина написана художником в конце жизни.
Рембрандт одинок: к этому времени умерли две любимые женщины, единственный сын и невестка; ученики оставили; кредиторы забрали все имущество, новых заказов нет. Он болен, стар и нищ. Эту картину Рембрандт писал не на продажу — для себя. Поэтому в ней — вся его боль, его молитва и надежда на прощение. Очень больной, писал привязанной к руке кистью, мастихином или пальцами как пятку сына, например. Огромное полотно 262 х 205 см , персонажи на нем — в человеческий рост. Когда зрители подходят к картине, они как-бы замыкают круг, в центре которого квинтэссенция сюжета — старый отец принимает и прощает блудного сына, промотавшего наследство; он любит его несмотря ни на что! Невольно зрители становятся участниками сцены прощения, как будто это происходит здесь и сейчас!
Возвращение блудного сына. В ней есть свои загадки. Например, совершенно разные руки отца, обнимающие сына: очевидно, что одна рука сильная, мужская, другая же - тонкая, женская.
«Возвращение блудного сына» — возможно, последняя картина Рембрандта.
В 1635 году он пишет картину «Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях)», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство. Отец, тщательно выписанный на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», склонил голову над несчастным, будто прислушиваясь к его шепоту. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Возвращение блудного сына, Рембрандт Ван Рейн, Фрагмент 03. Автор размышляет над тем, где же блуждал вернувшийся сын, и решает, что он был на войне, прошел через боль и лишения. Картина «Возвращение блудного сына» описывает рассказанную в Новом Завете притчу о блудном сыне и является одним из достойнейших произведений великого. Известнейшие из подобных произведений — полотно великого голландского живописца XVII в. Рембрандта Харменса ван Рейна — «Возвращение блудного сына» — хранящееся в Эрмитаже.
Рембрандт. Возвращение блудного сына
Картина «Возвращение блудного сына» была написана Рембрандтом в год его смерти и стала его последним гениальным произведением. Эта картина, несомненно венчающая позднее творчество Рембрандта, о покаянном возвращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына».
Возвращение блудного сына или прощение по Рембрандту
Многократно используемая Рембрандтом в гравюре, рисунке и в живописи притча о блудном сыне находится в центре того понимания гуманности, которую олицетворяет дух Нагорной проповеди, с её поэтической диалектикой греха и покаяния, уверенности в доверии и спасительной любви к ближнему, с её антидогматической, действенно врывающейся в жизнь, поистине творческой солидарностью. Поэтому не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Эта картина, несомненно венчающая его позднее творчество и устремления, о покаянном возращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами.
Цветов и вина, дорогих благовоний… Я праздную день мой в веселой столице! Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?..
А вот они, вот они, salve amice. Идите скорей, ваше ложе готово, И розы прекрасны, как женские щеки; Вы помните верно отцовское слово, Я послан сюда был исправить пороки… Но в мире, которым владеет превратность, Постигнув философов римских науку, Я вижу один лишь порок — неопрятность, Одну добродетель — изящную скуку. Петроний, ты морщишься? Будь я повешен, Коль ты недоволен моим сиракузским! Ты, Цинна, смеешься? Не правда ль, потешен Тот раб косоглазый и с черепом узким? Я падаль сволок к тростникам отдаленным И пойло для мулов поставил в их стойла; Хозяин, я голоден, будь благосклонным, Позволь, мне так хочется этого пойла.
Исторический жанр был у них модным и востребованным. Рембрандт понял желания заказчиков и обучился у Питера Ластмана — живописца, который специализировался на мифологических и библейских сюжетах. Это помогло Рембрандту быстро прославиться и разбогатеть. Заказов поступало все больше, а молодые художники становились в очередь, чтобы стать его учениками. К периоду успеха Рембрандта в Амстердаме относится картина «Жертвоприношение Авраама». В ее основе библейский сюжет: Авраам, чтобы доказать преданность Богу, должен был принести в жертву единственного сына Исаака, но Бог, увидев истинность веры Авраама, даровал Исааку жизнь. Небесный ангел отвел руку Авраама, и жертвоприношение не состоялось. Рембрандт изобразил момент падения ножа из руки Авраама.
Полотно еще молодого, 29-летнего художника отражает характерные черты его творчества: монументальность, драматизм, движение света и тени. Рембрандт постоянно экспериментировал. Даже этот популярный сюжет он трактовал иначе. В библейском рассказе произошла подмена жертвы: вместо Исаака в дар Богу принесли барана. Но Рембрандт полностью убрал мотив агнца. Такие постоянные попытки изменить содержание и форму классических образов будут спутниками Рембрандта всю жизнь. Влюбился в девушку дворянского сословия Рембрандт. Девушка родилась в семье знатного адвоката, но в 12 лет осталась круглой сиротой.
Несмотря на быстрорастущую популярность, Рембрандт оставался сыном владельца лейденской мельницы, и невеста дворянского происхождения не соответствовала его социальному статусу. Помолвка состоялась без благословения опекунов девушки. Свадьба с Саскией принесла Рембрандту не только большое приданое, но и вдохновение на всю жизнь. Они прожили вместе восемь лет: в 1642 году Саския скончалась от болезни, предположительно от туберкулеза. Но даже после ее смерти на разных картинах Рембрандт изображал образ девушки, похожей на Саскию. В нём художник воплотил личные представления о женской красоте.
Интерпретация библейской притчи Картина «Возвращение блудного сына» представляет собой уникальную интерпретацию известной библейской притчи. Отойдя от традиционного изображения сцены, Рембрандт переосмыслил вечный сюжет и передал внутренние переживания героев. Изображение отца на картине Рембрандта отличается от библейского текста. Художник изобразил его слепым, что может символизировать безусловную любовь, проявляемую отцом к сыну. Это также может указывать на то, что отец «видит» сердцем, а не глазами, принимая сына независимо от его прошлых ошибок. На картине также присутствует старший сын, который, в отличие от библейского сюжета, находится рядом в момент встречи. Его сжатые кулаки говорят о его внутреннем конфликте, что добавляет драматизма сцене. Отец положил руки на плечи сына, что может символизировать его прощение. Различие в руках отца одна мягкая, другая сильная подчеркивает двойственность его любви. Присутствие слуг на картине создает атмосферу предвкушения и волнения.
«Возвращение блудного сына» – тайны картины Рембрандта
Важно, что самое яркое пятно картины — лоб отца. Он излучает божественное ». Это также его самая тихая работа. Настроение нежной тишины настолько пронизано, что зритель чувствует родство с этой группой. Эта связь, возможно, в этой картине сильнее и интимнее, чем в любом более раннем произведении искусства».
Католический богослов Хенри Науэн полагал, что это неслучайно. По его мнению, персонаж символически соединяет в себе оба вида родительской любви : отцовскую и материнскую, поскольку это образ Бога». В картине Рембрандта — зримая кульминация душевной драмы. Яркость и тяжесть пятен располагает фигуры по степени их важности и определяет порядок чтения композиции.
Главная группа сразу бросается в глаза, хотя и расположена не в центре. Правая стоящая фигура выделена светом слабее, воспринимается как световой и цветовой отзвук главной. Здесь известное внутреннее единство. Сидящая фигура, выражающая осуждение, затенена сильнее, и в позе, и в колорите — контраст.
Другие свидетели едва проступают из мрака. На фоне происходящего — тишина. Смысл картины существует только на ее языке, на языке всех ее форм.
Блудный сын, вставший на колени Мне нравится5 Не нравится Сломленный душой и телом из-за своих пороков и последствий ошибок, блудный сын встает на колени перед отцом.
Лохмотья, в которые он одет, и сильно изношенная обувь напоминают о том, что пройденный путь был долгим и тернистым. Левая ступня обращена к зрителю голой покрытой шрамами подошвой рядом со скинутой обувью. Единственное напоминание о былом богатстве и знатности — меч на поясе. Голова мужчины обрита, как и подобает кающемуся.
Но также лысыми рождаются дети. Таким образом, символически в прощении милосердного отца, которое превосходит всякую вину, молодой человек возрождается к новой жизни. С другой стороны, несмотря на изношенную одежду, в своих путешествиях блудный сын сохранил ценный меч, что делает его частью патриархальной власти как сына знатного помещика. Понятно, что он вернулся домой от отчаяния и нищеты.
Но желает ли он отказаться от своих привилегий?
Частью инсталляции стали электронные изображения, совмещенные с живописью. Так, глазам зрителей открываются персонажи картин Рембрандта, которые соседствуют с мозаикой сюжетов, связанных с современными войнами.
По замыслу автора, инсталляция несет с собой предупреждение об опасности, которую может принести вернувшийся с войны человек. Тяжелое, драматичное, трагичное проживание, оно не бесследно, и оно опасно, надо к этим людям относиться с любовью, но с очень большой осторожностью. С чем ты пришел?
Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном». Одинокий, пережившей смерть двух любимых женщин, дорогого сердцу сына, невестки, оставленный учениками, осмеянный обществом, не помнящий себя в последний год своей жизни, он погружён в работу так же, как в пору своей славы.
Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним мир, в котором только и может существовать мысль и слово. А его творчество — длинное и глубокое размышление. В том числе над Библией. Настольной книгой Рембрандта. Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для метущейся души.
Поначалу это были небольшого формата офорты гравюры на металле — ред. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. Кстати, гравюры Рембрандта пользовались у заказчиков и ценителей искусства невероятной популярностью. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте с удовольствием скупались самые знаменитые «Христос, исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе» и приносили Рембрандту серьезный доход. Это удивительно еще и потому, что в тогдашней протестантской Голландии, картины с религиозным сюжетом уже не были популярны.
Рембрандт был чуть ли не единственный из голландских живописцев, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также. Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь? Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки.
Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне.
Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. И это был их первый и последний если не считать рисунков совместный портрет.