Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. "отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии.
Семейно-правовые отношения в римском праве
Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии.
АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование —
когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству. Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
Римское право
В позднейшем римском праве это отношение изменилось: мать или бабка , овдовев, могла быть допускаема к опеке над детьми и внуками. Отцовская власть в Риме приближалась характером к праву собственности: она вмещала в себе право на жизнь и смерть детей; даже в позднейшем римском праве не запрещалось отцу в крайней нужде продавать детей своих. В этом естественном нравственном отношении нет места римскому началу единства личности unitas personarum , в силу коего личность сына совершенно исчезала в лице отца, и между ними не могло быть юридического отношения, какое бывает между отдельными лицами. В противоположность римскому германское начало родительской власти есть начало нравственное, начало защиты, покровительства и попечения mundium. Притом, по новому понятию, родительская власть принадлежит совокупно отцу и матери. При нормальном действии отношений не может быть речи о том, до каких пределов простирается при отце власть матери; но право матери и в новых законодательствах, несмотря на значительное изменение понятий, есть право ограниченное, сравнительно с отцовским, и второстепенное. Отцу принадлежит решительная власть, а воля матери получает силу лишь в том случае, когда она заступает место отца. Но если мать одна, без отца, власть ее обыкновенно не единоличная, но разделяется с опекунами. Отдельные проявления родительской власти проистекают от этого начала попечения, с одной стороны, и повиновения, - с другой.
По новым законодательствам, власть эта, в большей или меньшей мере, относится к следующим предметам. Согласие родителей необходимо при вступлении детей в брак. Родители могут после себя назначать опекунов к детям. Между родителями и детьми возникает взаимное право на вспоможение и содержание. Родители могут лишить детей своих наследства; родители могут в иных случаях, и в некоторых имениях, назначить на будущее время В древнейший период эта власть над детьми была абсолютной, безграничной. Ей подлежали дети независимо от своего возраста, общественной должности и вида брака родителей. Абсолютное право отцовской власти распространялось как на личность детей, так и на приобретаемое ими имущество. В личном отношении paterfamilias обладал правом жизни и смерти, ограниченным лишь мнением родственников; правом выбрасывать новорожденного ребенка, ограниченным согласием ближайших соседей; правом продажи в рабство на чужой территории, правом манципации кабала внутри государства.
В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью имели ius commcrcii и ius conubii , все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая, только по деликтам детей. Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных. Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris. Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности. Положение подвластных детей меняется с конца республики. Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей остаются случаи крайней нужды и только новорожденных.
Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти. Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право. Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти. Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей. Для экономической деятельности отцы стали выделять сыновьям имущество - пекулий peculium , собственником которого оставался paterfamilias. Постепенно за сыновьями имущество стало закрепляться в собственность. Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой военная добыча, жалованье, подарки , стало называться военным пекулием. Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать.
Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец. В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и так называемый квазивоенный пекулий. Позже в собственность детей стало переходить имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования. По Юстинианову праву отцу принадлежало только то имущество, которое сын приобрел, используя имущество отца. Все остальное имущество являлось собственностью сына, на которое отец имел только право пожизненного пользования хотя мог быть лишен и этого. Patria potestas приобреталась тремя способами: рождением в законном браке, усыновлением и узаконением. Из изречений Ульпиана видно, что ребенок считался рожденным от мужа, состоящего в законном браке с матерью ребенка, если роды произошли, по крайней мере, через 6 месяцев после свадьбы либо в течение 10 месяцев после смерти мужа или развода. В противном случае ребенок считался незаконнорожденным и следовал юридическому положению матери.
Но если отец сам находился под patria potestas, то ребенок становился под власть его домовладыки отца и только в случае его смерти - под власть своего отца. Акт усыновления совершался двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора Гай, 1. Соответственно первый способ назывался adrogatio, второй - adoptio. Усыновлению подлежали чужие дети. Властью народа можно было усыновлять только тех, кто пользовался правовой независимостью, то есть persona sui iuris. Совершалось это в народных собраниях по куриям под председательством великого понтифика, а позже перед 30 ликторами по числу курий в форме специального закона. Ввиду этого и усыновители, и усыновляемые должны были иметь право участвовать в народных собраниях, поэтому нельзя было усыновить женщин и малолетних. Женщины не могли усыновлять еще и потому, что, как указал Гай: ".
Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа усыновителя. Он становился членом новой семьи, приравниваясь к родным сыновьям, получал право наследования. Под власть усыновителя также переходили и дети усыновленного в качестве внуков. Имущество усыновленного целиком переходило к усыновителю. В постклассическом праве адрогация осуществлялась в упрощенной форме - посредством рескрипта императора или официального заявления перед претором в Риме или наместником в провинции. Стало возможным усыновление женщин и несовершеннолетних. Другой способ усыновления носил название adoptio и был установлен для усыновления лиц чужого права - persona alieni iuris.
На первых порах претор предоставлял bonorum posses- sio после исследования в каждом отдельном случае обсто- ятельств дела causae cognitio и вынесения личного ре- шения decretum , вследствие чего полученная таким об- разом bonorum possessio называлась bonorum possessio decretalis. Но когда в практике сложились некоторые правила об условиях, при которых предоставляется bono- rum possessio, преторы стали вносить эти правила в эдикт, causae cognitio отпала, и для получения bonorum possessio достаточно было доказать наличие условий, с которыми эдикт связывал ее предоставление.
Сложившаяся таким образом bonorum possessio edictalis была уже ус- тойчивым институтом римского права. В то же время, отказывая цивильному наследнику в ис- ках для получения наследства, претор оставлял за та- ким лицом одно лишь имя heres. Так наряду с цивиль- ной системой наследования сложилась мало-помалу пре- торская система, которой суждено было, по существу, парализовать действие цивильной системы. Существен- ное значение, наряду с деятельностью претора, имела и практика центумвирального суда, которому были под- ведомственны споры о наследовании, о котором идет речь ниже. Императорское законодательство до Юстиниана. Много внимания уделило наследственному праву законодательство времени принципата и особенно империи, обобщившее и закрепившее основные начала преторской системы наследования. Наследственное право в новеллах Юстиниана. Развитие наследственного права завершено в новеллах Юстиниана: 118 543 г. Глава 19 78.
Понятие и формы завещания 239. Определение завещания. Ульпиан так определял завещание: Testamentum est mentis nostrae iusta contestatio in id sollemniter factum, ut post mortem nostram valeat D. Это определение неточно, в нем нет ука- зания на основное содержание римского завещания: на heredis institutio, назначение наследника, т. Между тем без такого назначения нет и завещания. Первона- чально требовалось назначение в торжественной форме: Titius heres meus esto или Titium heredem esse iubeo. Толь- ко с 339 г. Для того, чтобы завещание произвело юридический результат, на кото- рый оно направлено, необходимо было, чтобы а оно было совершено в установленной форме; б лицом, об- ладающим так называемой активной завещательной пра- воспособностью testa-menti factio activa ; в с назначением наследником лица, об- ладавшего пассивной завещательной правоспособностью testamenti factio passiva , п. Надо было также, чтобы надлежащим образом составленное завещание не оказалось в дальнейшем до смерти заве- щателя пораженным одним из обстоятельств, которые могли лишить его силы.
Формы завещания. По сви- детельству Гая 2. Та и другая форма была выражением воли наследодателя перед римс- ким народом. Однако порядок совершения этих двух видов завещания, так же, как и условия, в которых они совершались, были различны. Завещатель устно выражал свою волю, т. В более позднее время это обращение к народу и самое участие народа в совершении завещания стали простой формальностью. Но в древнейшие времена это было, разу- меется, не так. Однако, в литературе нет единодушного взгляда на сущность завещания comitiis calatis. В то время как одни ученые Зом, Шулин усматривают в этом завещании не что иное, как arrogatio, то есть введение постороннего лица в семью для сообщения ему прав нас- ледника по закону, другие Жирар, Покровский считают testamentum comitiis calatis завещанием в собственном смысле, не продолжением, а отступлением от порядка нас- ледования по закону, для санкции которого и требовалось согласие народа.
Народ мог и отвергнуть rogatio насле- додателя и, вероятно, отвергал ее, когда ее содержание не соответствовало обычаям и господствовавшим воззрени- ям. Многие историки римского права Иеринг, Зом, Мит-тейс полагают, что это право сохранялось за народ- ным собранием еще во время издания законов XII таблиц. Однако римские юристы усматривали в словах законов XII таблиц "uti legassit super pecunia tutelave suae rei, ita ius esto" признание свободы завещательных рас- поряжений. Помпоний говорил, что эти слова облекли за- вещателя "широчайшей властью". Поэтому и некоторые ис- торики римского права Жирар считают, что уже в эпоху законов XII таблиц завещание в народном собрании было только публичным заявлением частной воли. Как бы то ни было, но таким оно, несомненно, стало в более позднее время. Обе древнейшие формы завещания представляли ряд недостатков: а обе формы неизбежно влекли за собою гласность завещательных распоряжений, которая не всегда соответствовала ин- тересам завещателя; б testamentum comitiis calatis могло совершаться только дважды в году в определенные дни, a testamentum in procinctu было недоступно лицам, не входившим в состав войска, в частности старикам и больным, т. Практика нашла способ удовлетворить соот- ветствующие интересы, использовав здесь, как и в ря- де других случаев, mancipatio. Testamentum per man- cipationem или testamentum per aes et libram заклю- чалось в том, что завещатель передавал посредством mancipatio все свое имущество доверенному лицу, famili- ae emptor1, который обязывался выполнить распоряжения, делавшиеся тут же завещателем.
Держа в руках слиток ме- талла, в присутствии пяти свидетелей и libripens, fami- liae emptor произносил формулу mancipatio, приспособ- ленную для данного случая: Familiam pecuniamque tuam endo mandatela tua custo- delaque mea esse aio et quo tu iure testamentum facere possis secundum legem publicam, hoc aere aeneaque libra esto mihi empta Гай. После этого он передавал слиток завещателю, а затем завещатель излагал свои распоряжения и обращался к сви- детелям с просьбой, подобной той, с какой завещатель обращался к народу в народном собрании: "Ita do, ita lego, ita testor, itaque vos, Quirites, testimonium mi- hi perhibitote". Устные распоряжения завещателя составляли nuncupa- tio, присоединявшуюся к mancipatio и получавшую юри- дическую силу благодаря известному правилу законов XII таблиц: cum nexum faci-et mancipiumque uti lin- gua nuncupassit ita ius esto. Эта форма завещания могла быть, разумеется, использована в любое время. Но, как и древнейшие формы завещания, она делала его гласным. Один не- достаток оставался однако общим для обеих разновид- ностей завещания: familiae emptor становился облада- телем всего имущества завещателя, после смерти кото- рого он ставился в положение наследника, heredis lo- co. Правда, исполнение им обязанностей, возложенных на него nuncupatio, санкцио- нировалось не од- 1 Передача имущества посредством mancipatio подвластному сыну была невозможна, ибо сделка paterfamilias с подвластным не имела бы юри- дической силы. Но все же familiae emptor был неизбежным юридическим сре- достением между завещателем и теми, в чью пользу заве- щатель желал сделать распоряжение. Однако со временем mancipatio и nuncupatio обменя- лись ролями: основным моментом завещания per aes et libram стала nuncupatio, а на mancipatio стали смотреть как на некоторый формальный привесок, в котором famili- ae emptor играл роль простого фигуранта и который, по словам Гая 2.
В то же время письменная форма завещания per aes et libram начала все больше вытеснять устную, и во второй половине республики претор объявил в эдикте, что он да- ет bonorum possessio secundum tabulas testamenti тому, кто представит письменное завещание, скрепленное уста- новленным по закону числом печатей. Если, однако, это завещание не сопровождалось mancipatio, то наследство подлежало выдаче цивильному наследнику в случае предъ- явления им иска: bonorum possessio была sine re. Но во II в. Преторское письменное завещание стало равноправным с завещанием per aes et libram. По конституции 439 г. Это и было нормальное частное завещание позднейшего римского права. Наряду с ним про- должало существовать и устное завещание в форме nuncu- patio после мнимой продажи наследства, которой уже не требует, однако, право периода домината: законно и устное завещание, совершенное в присутствии семи свиде- телей. Как для письменного, так и для устного завещания требовалась unitas actus: вся процедура совершения за- вещания должна была протекать без перерывов. Наряду с о писанными формами частного завещания, в период домината появились публичные формы завещания: testamentum apud acta conditum - завещание, заявленное перед судом, и testamentum principi oblatum - завеща- ние, передававшееся на хранение императору.
Помимо общих, существовали и специальные формы заве- щания, усложненные для одних особых случаев и упрощен- ные для других. Так, например, завещания слепых совер- шались не иначе, как с участием нотариуса. Во время эпидемии допускалось отступление от правила unitas ac- tus, в частности, в отношении одновременного присутс- твия всех участвующих в совершении завещания лиц. Заве- щание, которое содержало только распределение имущества между детьми завещателя, не требовало подписей свидете- лей. Наконец, вследствие "крайней неопытности" в делах, было вовсе свободно от форм завещание солдат - testa- mentum militis. Завещательная правоспособность 241.
Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку.
Теперь перейдем к рассмотрению взаимоотношений отца и детей. Эти отношения были построены иначе, чем отношения матери и детей: для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas. По определению Гая «под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины». Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной для этого являлись распад прежней крестьянской семьи и развитие ремесел: сыновья все более ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельно положение в уже постоянной армии и государственном аппарате. Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета.
В конце республики и в начале периода империи был введен ряд ограничений прав paterfamilias на личность детей. Подвластный сын имеет и libertas, и civitas; в области публичного права он стоит наряду с отцом, может занимать публичные должности. Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом возраст значения не имеет, и даже когда он уже состоит в браке и имеет детей. Важно подчеркнуть, что власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям. Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью» особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Под отцовскую власть дети попадали тремя путями: Через рождение в законном браке Через усыновление Через узаконение В Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного в браке, считается муж. Эта формула будет затем усвоена кодексом Наполеона, как и многое другое.
Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только от конкубины. Узаконение можно определить как признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Существовало несколько путей способов узаконения: Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; Путем последующего брака родителей; Путем издания специального императорского указа. В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лица, рожденных от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Узаконение различалось двух видов: Arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris. В древнейшие времена arrogatio производилась на народном собрании при участии верховного жреца и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. Однако, в более поздние времена, с окончательным прекращением созыва народных собраний, arrogatio производилась путем получения на то императорского рескрипта. Adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris.
Adoptio производилась первоначально сложным обрядом манципации, только Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом. Теперь этот вид усыновления совершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. До Юстиниана adoptio, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя. Можно выделить общие необходимые условия усыновления: Усыновлять мог, как правило, мужчина; Усыновитель должен быть persona sui iuris Усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей: право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета; право оставить новорожденного безнадзорным; право- обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми. Ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой; продать сына или дочь в рабство; право на виндикационный иск в отношении удерживающих его детей. С течением времени столь суровая власть смягчилась.
В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям. В сфере имущественных отношений дети были, по- видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени, т. Но все права из таких сделок возникали для paterfamilias. Обязанности же из этих сделок для него не возникали. Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой и расширением круга юридических последствий из сделок рабов осуществляется процесс постепенного признания право- и дееспособности подвластных детей. В Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество в самостоятельное управление. Такое имущество называлось peculium. Следует подчеркнуть, что пекулий- имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка.
Пекулиарные отношения отца и сына во многом похожи на отношения по поводу рабского пекулия. Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие же дополнительные иски, какие давались из сделок рабов. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. В случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти, и отец при этом не потребовал пекулий, то последний считается подаренным сыну. В связи с выделением пекулия подвластному произошли и некоторые другие изменения. В связи с данной практикой было признано возможным установление «натуральных» обязательственных отношений между членами одной семьи. С течением времени наряду с этим видом пекулия появились иные, значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их полноценными участниками гражданского оборота.
Например, военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на праве собственности за некоторыми ограничениями и исключениями. С начала 4 века н. Наконец, с признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны paterfamilias имущество, унаследованное детьми от матери. Развитие завершилось постановлением, что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду для paterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое осталось собственностью отца в силу недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Все остальные имущества принадлежат подвластному. Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертью домовладыки или посредством особого высвобождения из- под власти. Высвобождение было либо добровольным актом домовладыки manumissio , который приравнивался к высвобождению раба на свободу; или принудительно- правовым за нарушение обязанности родителя в отношении детей ; или по силе частного права. После emantipatio отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.
Наконец, стоит кратко рассказать об опеке и попечительстве. Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека tutela над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство cura над безумными, над минорами, над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный неспособен; попечитель же выражает свое согласие неформально, возможно даже неодновременно со сделкой. Например, женщина, которая оставалась в зависимости от опекуна, не может составлять завещания без его согласия; в противном случае, завещание ее по гражданскому праву, будет недействительно. Список источников и литературы Новицкий И.
Наличие титула владения определяло правомерность приобретения владения в собственность, впоследствии это могло произойти либо по давности usucapio , либо когда приобретение владения и собственности совпадали; — беститульное — владельческая ситуация, когда у владельца отсутствовало намерение приобрести вещь в собственность. Это владение кредитора вещью, данной в залог; владение лица, которому вещь была дана на хранение на время процесса о собственности по соглашению сторон, с тем чтобы она была выдана победителю процесса; владение наследственного арендатора, когда договор не мог быть прекращен арендодателем до тех пор, пока уплачивается рента; прекарное владение — владение лица, которое владело вещью до первого требования собственника. Данный вид владения иногда именуют посредственным, поскольку перечисленные лица владеют «для других».
В вышеперечисленных случаях владение совпадает с держанием, и держателям предоставляется владельческая защита; — преторское. Претор мог до истечения срока давности предоставить владельцу защиту интердиктами. Такая защита предоставлялась всякому, кто осуществлял фактическое господство над вещью при наличии обоих элементов владения. Павел выделял виды владения: — законное — при наличии юридического основания; — незаконное — лишенное юридического основания, а также осуществляемое неправомерно, злоумышленно или порочно, вопреки воле предшествующего владельца, когда владение отнималось у предшествующего владельца тайно или удерживалось, несмотря на требование возврата прекаристом; — недобросовестное, если владелец знал или должен был знать о неправомерности своего владения, но вел себя так, как будто вещь ему принадлежала. Для этого случая не действовало приобретение права собственности по давности и предъявлялись более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи; — добросовестное, если он не знал и не должен был знать о неправомерности владения вещью. Способы приобретения и прекращения владения Владение всегда приобреталось первоначально и самостоятельно лицом, желающим владеть вещью. Требование самостоятельности не исключало содействия при этом подвластных и рабов, но право владения возникало лишь у домовладыки. Способы приобретения владения: 1 завладение — приобретение никому не принадлежащих движимых вещей и диких животных. Завладение представляло собой окончательный захват вещи. Так, дикими зверями можно завладеть не путем ранения, а при окончательной поимке, так как в промежуток времени после ранения может произойти такое, что помешает поймать зверя.
Поимка и захват должны быть окончательными, обеспечивающими фактическое господство. В случае возникновения споров о захвате факт захвата доказывается установлением волевого и материального элементов владения; 2 передача владения, традиция. Приобретение владения первоначально, даже если владение передается одним лицом другому. При приобретении движимых вещей от прежнего владельца с его согласия достаточно, чтобы вещи были перемещены от отчуждателя в дом приобретателя и находились там под охраной. Способы передачи владения: — передача товара осуществлялась путем передачи ключей от помещения, где находится товар. Передача должна была происходить перед складами, чем подчеркивалось наличие товара и свободный доступ к нему. При приобретении владения недвижимостью от предшествующего ее владельца требование материального овладения сводилось к допущению к частичному овладению достаточно вступить лишь на какую-либо часть имения при полноте знаний плана и границ имения; — «передача длинной рукой». Продавец при отчуждении недвижимости мог просто показать покупателю передаваемый участок с башни, этого было достаточно для передачи владения; — «передача короткой рукой» стала возможна при Юстиниане — передача владения лишь изменением субъективного момента, т. Применялся тогда, когда объективный момент уже имелся у приобретателя. Например, если наниматель покупал вещь у наймодателя; 3 самовольный захват владения.
Постороннее лицо насильственно завладевало земельным участком в отсутствие и без ведома владельца. Данным способом владение приобреталось окончательно, если прежний владелец, узнав о самовольном захвате, не оспаривал его либо оспаривал, но безуспешно; 4 приобретение владения через других лиц получило признание лишь в классическую эпоху, когда крупную роль в хозяйствах стали играть вольноотпущенники. Такое приобретение предполагает подчинение лицом вещи своему господству, а также намерение этого лица приобрести вещь для другого лица, изъявившего волю приобрести владение через постороннее лицо. Согласно мнению Павла владение прекращается при отпадении волевого и материального элементов владения. Но это предполагает активность только владельца, но для потери владения характерно влияние ряда внешних обстоятельств и намерения третьих лиц, действующих без ведома владельца. Способы прекращения владения: — недобровольная потеря владения, когда достаточно утраты фактического господства над вещью; — добровольная потеря владения, когда требуется утрата обоих элементов владения волевого и материального. Виды владельческих интердиктов Интердикт — приказ претора, носивший административный характер и выносившийся без судебного разбирательства. Владельческий интердикт — средство защиты владения. Владельческие интердикты давались или для того, чтобы защитить от самовольных посягательств на вещь владельца, еще не утратившего владения, т. Интердикты защищали сам факт владения, вопрос о праве не допускался, т.
Характерная черта защиты владельческими интердиктами — в процессе о владении не только не требовалось доказательства права на данную вещь, но даже не допускалась ссылка на такое право. Для того чтобы получить защиту владения, необходимо установить факт владения, а не факт его нарушения. В виде исключения интердиктной защитой пользовались детенторы: прекарист, залогодержатель и секвестор. Виды владельческих интердиктов: 1 в зависимости от последствий интердикта: — запретительные — направленные на удержание существующего владения; — восстановительные — о возвращении насильственно или тайно утраченного владения. Насилие должно быть направлено против личности в виде изгнания или воспрепятствования доступа тайно — в отсутствие владельца; — предъявительные — об установлении владения впервые например, в сфере наследования ; 2 в зависимости от предмета интердикта: — interdictum uti possidetis — для защиты владения недвижимостью. Направлен на то, чтобы на необходимое время обеспечить реальное обладание недвижимой вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение например, чтобы третьи лица не вселялись в его дом. Владельческая защита данным интердиктом не давалась тому, кто захватил недвижимость силой, тайно, получил недвижимость от противника в процессе использования до востребования. Если незаконный захватчик недвижимости просил защитить его владение от посягательств не того лица, у которого он незаконно захватил эту недвижимость, а от посягательств третьего лица, то незаконный захватчик получал защиту интердиктом; — interdictum utrubi — для защиты владения движимой вещью. Направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным поскольку движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, раба, чтобы поднести ношу, и т. В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считался основным ее обладателем и вещь закреплялась за ним.
При Юстиниане давался единый интердикт для удержания владения — uti possidetis для защиты владения как движимыми, так и недвижимыми вещами; — interdictum unde vi — по поводу земельного участка. Ответчиком являлся вытеснивший лицо с земельного участка, даже если владение уже было передано им другим. Он обязан был возвратить участок со всеми находившимися на нем вещами, с приращениями за время после отнятия владения и возместить убытки, а через год только возвратить обогащение. Особенности защиты добросовестного владения Добросовестное владение возникало, когда обладатель вещи не имел права владеть вещью, так как у нее имелся собственник, но не знал, что не имеет этого права. Основание владения, единожды возникнув, не могло измениться: вор не мог стать добросовестным владельцем, даже если собственник вещи не предъявлял претензии или умер. Качество владения было существенно для его правового признания: из незаконного, но добросовестного обладания вещью сформировалось особое вещное право — владение юридическое, в котором соединялось фактическое обладание вещью, стремление удержать эту вещь в своем обладании и признание правом дозволенными таких стремлений в силу полезности оснований возникновения. Основания, по которым незаконное владение признавалось добросовестным, были строго определенными, и перечень их в римском праве был исчерпывающим. Добросовестным считался: — захват брошенного, но неиспользуемого участка земли италийской исторической для Рима , когда собственник неизвестен или слыл отсутствующим по неопределенным причинам; — приобретение вещи без предписанных правом формальностей, если стороны не выдвигали друг другу претензий по поводу сделки между ними, и только отсутствие исполнения строго предопределенных правом условий для данной сделки не делало перед лицом закона происшедшее отчуждение переходом собственности; — владение по причине материального порока вещи, когда приобретший вещь не знал, что приобретает эту вещь у несобственника по общему принципу римского права, в абстрактном виде он не мог приобрести права собственности, поскольку продавший ее был вором или также незаконным добросовестным владельцем. Ситуации, когда возникала необходимость обосновывать добросовестность своего обладания, были связаны со случаями претензий со стороны третьих лиц, прежде всего условных собственников вещи, выпустивших ее из своего фактического владения когда-то и теперь предъявляющих претензию на возвращение вещи или возмещение. Имея в своем основании фактическое господство лица над вещью, владение имело перед лицом права защиты несомненный приоритет: «Любой владелец уже тем, что он является владельцем, имеет больше прав, чем тот, кто не владеет».
Презумпция добросовестности и законности вытекала из самого факта владения, и обратное предстояло доказывать заявляющей о своих правах на вещь стороне. Против посторонних лиц защищалось даже порочное владение: только подлинный собственник вещи имел право предъявить иск о возвращении украденного, а не кто-то третий, случайно узнавший о наличии пропавшей вещи у кого бы то ни было. Юридическое владение было сформировано преторским правом, поскольку нормы квиритского права не создавали предпосылок для защиты несобственников. При условии «нетайного, ненасильственного и не по аренде» обладания вещью претор предоставлял владельцу правовую защиту посредством интердиктов и Публицианова иска actio Publiciana. При приобретении вещи без соблюдения необходимых формальностей что не давало основания для защиты требования о собственности на вещь исками строгого права претор предоставлял защиту, если удавалось доказать полную добросовестность приобретения. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности Собственность в римском праве — правовое господство лица над вещью. Элементы права собственности: — dominium — право на законное правомерное господство лица над телесным объектом; — proprietas — право, принадлежащее собственнику, право на принадлежность вещи данному, а не другому лицу. Содержание права собственности: — право владения ius possidendi — условное или материальное обладание лица вещью, начиная с возможности держать в руках до права заявить о принадлежности вещи тебе перед другими лицами, в любой момент потребовать гарантированности этого материального обладания; — право использования ius utendi — употребление вещи для собственных материальных или духовных нужд, использование как самой вещи, так и приносимых ею плодов, доходов, употребление — как непосредственно личное, так и через других лиц; — право распоряжения ius abutendi — возможность распорядиться вещью по своему усмотрению, вплоть до полного ее уничтожения в физическом смысле или в юридическом передав вещь третьему лицу. Виды собственности: — индивидуальная — обладателем было физическое лицо, обладающее соответствующим правовым статусом; — публичная — обладателем было юридическое лицо — корпорация публичного права или государственная казна находившаяся на особом положении ; — общая condominium — одна и та же вещь была предметом господства нескольких равноправных лиц; 2 от объекта права: — общественная коллективная — распространялась на вещи, которые не могли быть по своей природе и общественному предназначению предметами индивидуального обладания; — частная, когда вещи по своей природе признавались возможными к индивидуальному обладанию; 3 от происхождения и степени обладания: — квиритская — древнейший вид собственности.
Субъектом мог быть только римский гражданин. Могла быть приобретена путем манципации или мнимого судебного спора. Объектом могли быть только вещи, способные участвовать в обороте; — преторская бонитарная. Возникала, когда манципируемые вещи отчуждались без обязательной в таком случае манципации. По закону получалось, что, несмотря на передачу вещи и уплату приобретателем ее цены, вещь оставалась в собственности отчуждателя. В некоторых случаях отчуждатель, несмотря на то что он продал вещь приобретателю, заявлял виндикационный иск о возврате вещи, ссылаясь на то, что передача вещи была совершена незаконным образом. В этих случаях претор включал в формулу иска эксцепцию, что вещь должна быть присуждена истцу только при условии, что он не продавал ее ответчику. Приобретатель становился собственником вещи, вещь прочно закреплялась в его имуществе in bonus ; — провинциальная — распространялась на провинциальные земли, которые принадлежали римскому народу на праве общей собственности по правузавоевания. Одна часть провинциальных земель составляла государственную собственность, другая предоставлялась прежним владельцам. С данной собственности взимались платежи в пользу государства, их оборот регулировался не цивильным правом, а правом народов; — перегринская — собственность, принадлежащая перегринам.
Получала защиту в эдиктах перегринских преторов. Институт совместной собственности Совместная собственность сособственность имела место, когда одна и та же вещь принадлежала не одному, а нескольким лицам одновременно сособственникам. Институт совместной собственности предполагал право собственности каждого из сособственников на всю вещь в целом, ему принадлежала не доля вещи, а долевое право на всю вещь. Одновременно существовали собственность на всю вещь в нераздельности и собственность на определенную ее долю, принадлежащую каждому из общих собственников. Право совместной собственности могло возникать: — у товарищей — на материальную прибыль или ценностные вещи, полученные в результате деятельности товарищества; — у наследников — при совместном наследовании; — при смешении вещей. На вещь, полученную в результате смешения, устанавливалось право совместной собственности лиц, которым принадлежало право собственности на вещи до смешения. Если же были смешаны однородные сыпучие тела например, зерно одного сорта , то каждому собственнику принадлежало право на то количество, которое принадлежало ему до смешения; — при обнаружении клада — у нашедшего и хозяина земли в том числе государства. Если один из сособственников отказывался от права собственности, то право другого участника расширялось и это право начинало осуществляться полностью. Доли каждого из сособственников могли быть неодинаковы. Управление общей вещью производилось с согласия всех сособственников.
Всякого рода изменения и улучшения вещи, а также ограничения прав собственности производились с их общего согласия. Доходы и плоды, получаемые от эксплуатации вещи, присваивались сособственниками пропорционально их долям. Каждый сособственник мог самостоятельно распоряжаться своей долей, пользоваться общей вещью поочередно , принимать меры сохранения за общий счет невозмещение понесенных расходов влекло переход права собственности , предъявлять иски о защите права собственности и владения. Каждый из участников общей собственности мог в любое время потребовать раздела собственности, отчуждать и обременять свою долю. Недопустима была отмена права раздела навсегда, за исключением общей стены, подъезда и колодца. Для раздела сособственности участнику по его просьбе предоставлялся иск. Судебное решение по иску о разделе общего имущества служило способом установления новых прав. Этим оно отличалось от судебного решения по делу о праве собственности. Например, если двое лиц не желали сохранять право сособственности на имущество, полученное в наследство, и не могли в связи с этим договориться о разделе, они имели право обратиться в суд с иском о разделе. Суд обязан был или установить для каждого из них право собственности на конкретную часть их имущества, или при невозможности раздела передать имущество одному из них, возложив на него обязанность возместить другому соответствующую денежную сумму.
Это уже новые права собственников. До суда они имели долю в праве общей собственности, после суда — индивидуальное право собственности на половину имущества. При разделе сособственности судья руководствовался собственным усмотрением, но оценивать делимую вещь должен был по справедливой цене иск о разделе наследства; иск о проведении границ. Способы приобретения права собственности Первоначальные способы приобретения права собственности: — оккупация — захват бесхозной вещи. Вещь, не изъятая из оборота и не имеющая собственника, поступает в собственность того, кто первый ее захватит с намерением себе присвоить; — отыскание клада. Клад в древнем цивильном праве — составная часть вещи, в которой он спрятан, а потому принадлежащая собственнику этой вещи. Начиная со II в. Если самостоятельная вещь присоединяется к другой вещи так, что превращается в ее составную часть, она в силу утраты самостоятельного существования поступает в собственность того, кому принадлежит главная вещь, а собственник основной вещи обязан выплатить собственнику присоединенной вещи ее двойную стоимость. Имеет место при посевах, возведении строений, в случаях намыва земли к берегу публичной реки. В случае написания на чужом материале скриптура право собственности на вещь принадлежит собственнику материала, а в случае живописи на чужом материале — художнику; — смешение вещей — нельзя указать, какая из вещей поглотила другую.
Возникает право общей собственности лиц, имевших право собственности на каждую из вещей до смешения; — спецификация — переработка одной вещи в другую. По праву Юстиниана, если несмотря на переработку вещи можно вернуть ей первоначальный вид, то она принадлежит собственнику материала, если же нет — переработчику с условием возмещения собственнику материала всех убытков; — приобретение плодов. Плоды являются собственностью того, кому принадлежит плодоносящая вещь, за исключением случая узуфрукта; — приобретение по давности владения приобретательская давность — признание собственником лица, фактически провладевшего вещью в течение установленного законом срока. В эпоху XII Таблиц приобретательская давность usucapio была установлена для земельных участков — 2 года, для остальных вещей — год. Условия приобретения права собственности по давности по Юстиниану: добросовестное владение вещью на законном основании, срок владения — 3 года в отношении движимых вещей, 10 и 20 лет — в отношении недвижимых; способность вещи к приобретению по давности, коей не обладали изъятые из оборота и краденые вещи. Производные способы приобретения права собственности: — манципация — форма передачи наиболее ценных манципированных вещей и права собственности на них. Совершалась путем произнесения определенных формул в присутствии 5 свидетелей и весовщика; — in jure cessio — мнимый судебный процесс, где приобретатель якобы истец заявлял о том, что ему принадлежит некая спорная вещь. Отчуждатель якобы ответчик при этом молчал или соглашался с истцом. Претор констатировал право истца и выдавал соответствующий документ; — традиция — передача одним лицом другому фактического владения вещью с целью перехода права собственности на нее. Элементы: переход владения вещью по воле отчуждателя; право передающего вещь на ее отчуждение; соглашение сторон о том, что владение передается с целью перенесения права собственности на вещь; — по судебному решению; — по предписанию закона.
Способы прекращения права собственности Как индивидуализированное право право собственности предопределялось жизненной и правовой судьбой субъекта права, предметом права вещью. Утрата собственности могла происходить вследствие изменения фактически-физических обстоятельств, связанных с материальной судьбой субъекта и объекта права влекущих и правовые последствия , так и вследствие изменения чисто правовых обстоятельств, квалифицирующих положение субъекта, объекта права и собственно режим вещного права. Право собственности прекращалось вследствие: 1 исчезновения субъекта права смерти физического лица, прекращения существования корпорации, прекращения самостоятельного существования государства — влекло прекращение права собственности на конкретную вещь; 2 умаления статуса собственника — гражданского или сословного, причем право собственности не сохранялось, даже если в новом статусе лицо имело потенциальную возможность сделаться собственником по нормам другого, неримского права; 3 ограничения права собственности по содержанию, превращения его в другое вещное право вследствие тех или иных юридических последствий залога, возникновения совместной собственности ; 4 дереликции — добровольного отказа лица от права собственности на вещь например, выбросив вещь ; 5 гибели вещи — как физической, так и юридической. Физическая гибель предполагала полное уничтожение вещи вино выпито, хлеб сожжен или приведение ее в такое состояние, когда она утрачивала свои определяющие качества статуя рассыпалась на куски мрамора — собственность на статую прекращалась, но по праву спецификации возникало новое право собственности на мраморное крошево и т. Юридическая гибель предполагала изъятие вещи из гражданского оборота но решению магистрата или суда; 6 возвращения в естественное состояние; 7 побега диких зверей; 8 соединения вещей — присоединения какой-либо вещи к другой так, что присоединяемая вещь становилась составной частью этой другой вещи, присоединенная вещь поступала в собственность того, кому принадлежала другая вещь например, посевы, насаждения, строения поступали в собственность того, кому принадлежала земля ; 9 передачи права собственности на вещь путем традиции. Традиция — передача одним лицом другому фактического владения вещью с целью передачи права собственности на эту вещь. Традиция — абстрактная сделка, т. Элементы традиции: — переход владения вещью к приобретателю по воле отчуждателя; — наличие у передающего права на отчуждение вещи таким правом наделен собственник, но иногда и несобственник, например залоговый кредитор ; — согласие сторон на то, что владение вещью передается для перенесения права собственности на передаваемую вещь; — отсутствие запрета на отчуждение у передающего вещь; 10 отчуждения вещи другому лицу в порядке частноправовых сделок например, путем сделки купли-продажи ; 11 изъятия вещи у собственника помимо его воли например, конфискация вещи, физическая потеря вещи, похищение ее, уничтожение вследствие правонарушений со стороны третьих лиц. Защита права собственности Была необходима при утрате владения собственником и при наличии незаконных препятствий в осуществлении права пользования вещью. Способы защиты права собственности: 1 виндикационный иск rei vindicatio основное средство защиты права собственности — вещный иск, применявшийся для возвращения вещи в законное обладание собственником из чужого незаконного владения.
Предъявлялся невладеющим собственником владеющему несобственнику по месту обнаружения вещи. Истец заявлял о своем праве собственности на вещь; ответчик не обязывался к обоснованию своего права, он должен был себя заявить только как фактический владелец, и вне зависимости от способа получения вещи в свое фактическое владение ответчик пользовался правовой защитой, т. Виндикационный иск предъявлялся независимо от того, добросовестно или недобросовестно владение. Добросовестный владелец, который приобрел вещь в добросовестном заблуждении например, кормление забредшей во двор чужой скотины , отвечает за состояние вещи только со времени предъявления иска. Плоды от вещи, потребленные до этого момента, он не возмещает, а возвращает лишь наличные плоды. Ему возвращаются понесенные издержки и затраты на содержание вещи. Недобросовестный владелец отвечает за гибель вещи до начала процесса даже при наличии легкой небрежности, а после начала процесса — независимо от формы вины, если не докажет, что гибель вещи произошла бы и у истца. Плоды от вещи он возмещает не только фактически полученные, но и те, которые мог бы получить собственник при проявлении надлежащей заботливости. Виндикационный иск предполагает доказывание истцом своего права собственности. При недоказанности ответчик мог обвинить истца в намеренном бесчестии со всеми предусмотренными правом последствиями.
При доказательстве права собственности на вещь она без специальных судебных распоряжений, но в порядке исполнения судебного решения переходила во владение прежнего собственника; 2 Публицианов иск actio in rem Publiciana — исходивший из фикции, что истец стал собственником по давности, дававшей ему преимущество даже перед собственником. Доказыванию подлежало лишь добросовестное владение. Применялся для защиты бонитарной собственности. Он не мог применяться против собственника, а против владельца — лишь при наличии старшинства; 3 негаторный иск actio negatoria — иск, отрицающий право ответчика на незаконное посягательство на осуществление права собственника. Применялся для защиты собственником своего права использовать и распоряжаться вещью исключительно по своему усмотрению с соблюдением законных ограничений. Мог предъявляться против любого нарушителя права. Истец обосновывал свое право собственности на вещь, отрицая права других лиц на нее, претендуя на все предоставленные правом и традицией правомочия в отношении этой вещи и отрицая аналогичные права других. Обязанность доказывания правоты своих действий лежит на ответчике. Негаторные иски предъявлялись в связи с претензиями по поводу использования чужих вещей на сервитутом праве. Ответственность заключалась в обязательстве прекратить незаконные действия, препятствующие осуществлению собственником своих прав.
Имущественные права на чужие вещи: понятие и виды Имущественные права на чужие вещи имели место, когда право собственности на вещь принадлежало другому лицу и несобственник имел ряд прав в отношении данной вещи. Это были права на вещи, принадлежащие лицам, не являющимся собственниками этих вещей. Лицо, имеющее право на чужую вещь, не могло иметь таких обширных правомочий, как собственник, поэтому права на чужие вещи называли ограниченными вещными правами. Виды прав на чужие вещи: 1 сервитут — вещное право на пользование в определенных пределах чужой вещью либо запрещающее такое использование другим лицам, в том числе собственнику. Установление сервитута не исключало полномочий собственника, а лишь ограничивало их использование. Свойства сервитута: — обязанность, связанная с вещью, когда любой собственник земельного участка был обязан терпеть известные действия или подчиняться запрету делать что-либо со стороны хозяина господствующего участка; — принципиальная неделимость — нельзя сделать объектом обязательства часть права проезда, прохода, прогона, водопровода, так как пользование ими неделимо; 2 узуфрукт — личное право лица на пользование чужой вещью и получение от нее плодов с сохранением в целости сущности вещи. Сущность узуфрукта — одному лицу узуфруктарию принадлежали отдельные, связанные с потребительской стоимостью вещи полномочия собственника, тогда как титул и право распоряжения оставались у ее собственника. Объект узуфрукта — любая плодоносящая и непотребляемая вещь. Выгодополучатель присваивает плоды от такой вещи и имеет право пользоваться ею, не меняя ее хозяйственного назначения; 3 квазиузуфрукт — личное обязательство перед собственником наследником. Легатарий должен был гарантировать собственнику наследнику восстановление такого же количества таких же вещей после своей смерти или умаления правоспособности.
Он получал право собственности на вещи, которыми мог располагать по своему усмотрению. Наследодатель мог ограничить продолжительность вещного права легатария.
Ассоциация победителей олимпиад
Семья (familia) в римском праве подразумевала под собой общность людей, которую возглавлял отец семейства – pater familias, остальные же члены семьи находились под его властью. § 43. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство.
Римское право
Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati). Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. "отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.
Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.
Домовладыка Рассмотрим подробно власть отца семейства - домовладыки. Им могло быть либо лицо, не имеющее живого прямого предка по мужской восходящей линии, либо эманципированное лицо, иными словами, вышедшее из-под власти своего pater familias. Власть составляли следующие элементы: власть на детьми и их детьми, в том случае, если они уже состояли в браке; власть над рабами, вещами, животными и прочим имуществом семьи. При ситуации, когда pater familias умирал или утрачивал свою правоспособность, то его семья распадалась, а на её месте образовывались новые семьи. Что же это значит? Самой древней и наиболее влиятельной считалась агнатическая форма родства. Agnatio распространялось на сыновей, детей сыновей, свою жену и жён сыновей, а также усыновлённых.
Слайд 5 Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья.
Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai. Агнатическое родство могло быть близким и далеким.
Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Слайд 6 Когнатическое родство.
Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка.
Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью. Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.
Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домовладыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.
Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.
Постепенно власть над лицами претерпевает ограничения. Так, право домовладыки убивать жену и детей, а также рабов со временем исчезает. На смену патриархальной семье приходит семья, представляющая собой круг лиц, обладающих взаимными правами и обязанностями. Тенденцией развития права является постепенное расширение объема правоспособности подвластных лиц, а также женщин. В римском праве различались два вида родства — агнатское agnatio и когнатское cognatio. По цивильному праву юридическое значение имело только агнатское родство. Агнаты — это лица, состоящие под властью одного домовладыки подвластные дети, включая усыновленных, жена, состоящая в браке cum manu , а также лица, которые состояли бы под общей властью, если бы их родоначальник был жив. Агнатическое родство складывалось только по мужской линии, поскольку женщины не имели детей в своей власти.
Когнатское родство — это кровное родство, юридическое значение оно приобрело значительно позднее, с развитием преторского права. Существуют линии и степени кровного родства.