В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология».
Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта
Гештальт-психология"Центре Здорового Сна".Медицинский центр у м. Академия Наук. Обращайтесь 375293118844. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу.
Please wait while your request is being verified...
И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно. И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление. И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать.
Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии. Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование.
Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы. Студенты точно про себя очень многое поймут. Ведь помимо условно теоретической части, которая дает понимание, что такое гештальт-терапия, как она работает, есть еще терапевтическая группа — место, в котором человек, знакомясь и взаимодействуя с членами группы, проживает и узнает себя через призму других людей. Эта программа поможет психологическому росту. Но в том случае, если у человека есть мотивация расти.
Если другие лекционные и практические занятия можно посмотреть в записи, то терапевтическая группа проходит без записи для сохранения конфиденциальности происходящего в ней. Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других. Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно. А это освобождает от тех социальных условностей и внутренних барьеров, которые есть у подавляющего большинства и которые ограничивают нас в развитии. Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения?
И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей. Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично. Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом. Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы. На наших общих собраниях складывается очень теплая и веселая атмосфера.
И точно есть связь между дисциплинами через преподавателей. Процесс обучения выстроен логично, как бы по спирали. Мы начинаем с истории терапии, параллельно подключается дисциплина «Консультирование», чтобы каждый студент освежил в памяти либо узнал основные моменты по этой теме. Далее говорим про современное состояние гештальт-терапии, что тоже важно для построения профессиональной позиции консультанта в гештальт-подходе. Мы будем изучать базовые понятия и принципы гештальт-терапии, профессиональную этику.
И постепенно выйдем на ознакомление с узкими направлениями. Будем говорить про работу с травмой, кризисами, использование творческих методов, рассматривать, как работает гештальт-терапия с семьей, с детьми и так далее. Меня очень радует, что преподаватели готовы сотрудничать и взаимодействовать. Мы договорились, что, если какие-то интересные студентам темы будут всплывать в одной дисциплине, то другие преподаватели в своих курсах тоже каким-то образом коснутся их. За счет командной работы мы будем иметь целостную картину.
Я с огромным вдохновением жду начала программы. Все, что будет подниматься в теоретической части, будет так или иначе отрабатываться в терапевтической группе. Это тоже практика. Через активные методы обучения, дискуссии, обсуждение кейсов, анализ видео- или аудиоматериалов у нас получится собрать этот кубик Рубика. Возможность получить современные знания и опыт в удобное для себя время.
Вы можете расположиться в комфортной локации и погрузиться в контакт со студентами и преподавателями, никуда не мчась, не опаздывая. Широкая география участников процесса — это тоже ценно. Я, например, в живу в Саудовской Аравии. И как бы я преподавала заинтересованным русскоязычным студентам, если бы не было онлайна? Если у абитуриента есть сомнения, можно ли обучиться психологии через экран, то мой ответ: безусловно, можно.
Конечно, чтобы какие-то гештальт-эксперименты разместить в онлайн-формате, придётся поискать подходящую форму. Но таких мало. Для большинства практик и техник ограничений нет. Сейчас очень много терапевтических групп проходит дистанционно. Индивидуально я консультирую, например, только в онлайн-формате, в силу своего места жительства.
Мы не можем прикоснуться к человеку, почувствовать запаха, вот и вся разница. В остальном наше восприятие работает точно так же. Среди Ваших специализаций есть телесно-ориентированная психотерапия. Расскажите немного о том, как она работает? Здесь важно знать, что все наши проявления, реакции, эмоции возникают в теле и там же сохраняются.
Беседа в гештальт-терапии — это не разговор в кафе или где-то ещё. Это разговор, для которого: выделяют определённое уединенное, безопасное пространство; нужна серьезная подготовка со стороны психотерапевта. Терапевт в гештальт-терапии — это не отстраненный слушатель, эксперт, который знает ответы на все вопросы и относится к клиенту, как к объекту. Терапевт — это активный участник беседы, который присутствует в ней целиком, как личность.
И в результате, опираясь на феномены и учитывая контекст, создать с ним отношения, внутри которых возможны изменения. Что происходит на сессиях Каждая сессия уникальна. Никогда нельзя спрогнозировать, что на ней будет происходить. Но есть принципы , которых придерживается гештальт-терапевт: — Клиент и психотерапевт — равноправные участники процесса; — Психотерапевт не выступает экспертом в жизни клиента, а значит не дает советы и не говорит, за что стоит переживать, а за что — нет; — Специалист предлагает клиенту обратить внимание на то, что происходит с ним здесь и сейчас и как это связано с тем, что обычно происходит в его жизни. Как это работает Гештальт-терапевт помогает раскрыть переживания, которые часто недоступны клиенту в повседневной жизни.
Изучая свои процессы, клиент получает возможность их заметить и увидеть, что именно он делает в конкретной ситуации и что им в этот момент движет. Это расширяет диапазон действий клиента, благодаря чему он учится делать более осознанный выбор. Психотерапия позволяет научиться лучше слышать себя. Распознавать, чего именно хочет человек и выбирать, как он может это реализовывать Кому не подходит гештальт-терапия Гештальт-терапия не работает с людьми, которые: — Находятся в острых психотических состояниях; — Находятся в измененном состоянии сознания, в том числе из-за приема алкоголя или наркотиков; — Имеют тяжелые формы личностных расстройств, в том числе связанных с органическими поражениями нервной системы. Кроме того, гештальт-терапия не сможет избавить от зависимостей, но может стать дополнительной поддержкой. Если параллельно клиент, например, участвует в программе «12 шагов» или наблюдается у нарколога или психиатра.
На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 — «Творческие методы гештальт-терапии» — содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 — «Философия гештальт-подхода и методология практики» включает тему «Работа на границе контакта» [2]. В то же время стандарт 2008 года выглядел немного по-иному: раздел 5 начинался так: «Методология практики: основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа с внутренней феноменологией клиента. Работа на границе контакта». Интересно, что последняя программа отражает существующую реальность. В чем же она проявляется? В том, что работа с внутренней феноменологией зачастую относится к разделу «творческих методов», а работа на границе контакта — к методологии практики. Попробую описать то, что, как я думаю, стало модой, поветрием и выхолащивает суть гештальт-терапии. Это — несвоевременное использование «выхода на границу-контакт». Очевидно, что в нашей жизни у всего есть начало и конец. У терапевтической сессии — тоже. Первый этап гештальт-сессии — ориентировка. По сути, на этой фазе терапевт работает с феноменами клиента — с его представлениями, его картиной происходящего, его чувствами и переживаниями, ожиданиями по поводу терапии. Пока терапевт не прояснил, куда двигаться, он внимательно наблюдает, слушает, чувствует, расспрашивает. Иногда эта фаза длится несколько встреч, иногда — буквально минуты. Но она — начало работы, тот краеугольный камень, который кладется в основание храма… Без прохождения этой фазы гештальт-терапевт рискует оказаться в плену своих проекций, идей и фантазий безотносительно к потребностям и чувствам клиента, а также собственно к процессу взаимодействия между ними. Второй этап гештальт-сессии — гештальт-эксперимент. Используя запрос клиента, собственные реакции, знания, навыки, терапевт сопровождает клиента на пути, где может встретиться что-то новое — забытая история, неожиданное осознавание, необычная идея… На этом этапе клиент может убедиться в чем-то важном для него, понять, отпустить, принять, захотеть… Более подробно опыт гештальт-экспериментов в группе описаны мною ранее.
Главная теория гештальт-терапии
- Гештальт терапия - основные методы и техники
- Что такое гештальт-терапия, и как она работает?
- One moment, please...
- Разбираемся в терминах
- Что такое гештальт: техники, законы и примеры
- Как формируется гештальт?
Примеры незакрытых гештальтов в отношениях
- Определение гештальта
- Что такое гештальт-терапия, и как она работает?
- Подписка на рассылку!
- Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта
- Публикации
- Гештальт-психология: в чем ее суть и что значит фраза «закрыть гештальт»?)
Свежие записи
- Читайте также
- Принципы гештальт-терапии
- Цели гештальт-терапии
- Идея подхода
Гештальт: что это такое и как его закрыть?
Гештальттерапия: что это, как работает, какие проблемы решает | Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. |
Что такое гештальт-терапия, и как она работает? | Психология и коучинг. |
Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта
Слово «гештальт» сегодня очень популярно – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гештальт, интересно, психология на развлекательном портале Гештальт подход был создан Фрицем Перлзом и традиционно рождение метода считают 1951 год. Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни.
Что такое гештальт и как его закрыть
В 1936 году учёный приехал в Прагу на Международный психоаналитический конгресс с докладом и с целью встретиться с Фрейдом, которого почитал. Но эта встреча разочаровала его, не дав ответы на интересующие вопросы. Она длилась всего четыре минуты. Перлз вспоминал, что приехал из Южной Африки, чтобы сделать доклад и увидеть легенду, но на вопросы получил лишь короткий ответ: «Ну и когда же вы уезжаете? Удовлетворять потребности нужно. Для этого важно уметь распознавать их. Понимать, какие запросы важные и первостепенные, находить способы удовлетворения, устанавливать контакт и присваивать себе полученный опыт. Но это не всегда возможно. Человек способен прерывать себя сам, в силу своего травматического опыта или особенностей характера. Бывает, что не хватает опыта для решения какой-либо задачи.
Например, человек не разбирается в интернете, не умеет пользоваться поисковиком и боится найти информацию. Тогда может получиться, что его интерес — узнать больше о чём-то — останется неудовлетворённым. Или он спросит у некомпетентного знакомого и, не получив достаточно информации, тоже останется не удовлетворён. В дело вмешиваются внешние факторы: стихийные бедствия, болезни, аварии и т. Здесь многое будет зависеть от способностей человека выносить напряжение возникших переживаний и творчески приспосабливаться к обстоятельствам. Например, отключили электричество, и человек, естественно, чувствует, раздражение. Не распознавая злость или не понимая её источник или опасаясь звонить специалисту, он может просто выплеснуть раздражение на близких. Напряжение таким образом снять удастся, а вот удовлетворения всё-таки не будет. Чтобы его получить, нужно поступить конструктивно: набраться терпения и подождать, когда включат электричество.
Или направить энергию возникшей злости на поиск другого источника информации. Также можно добиться решения проблемы от ответственного лица — электрика. Бывает и так, что закрыть гештальт невозможно, так как контактировать не с кем или не с чем. Например, часто случается, что человека, от которого мы хотели бы получить любовь и принятие, уже нет в живых… Фото: istockphoto. Все эти чувства помогают человеку понять и принять то, что он не сможет удовлетворить свою потребность вообще или сделать это так, как ему хотелось бы. Тогда закрыть гештальт помогает именно процесс горевания.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели» [3]. Итак, термин «стратегия» тоже имеет военные корни. Ранее мы уже неоднократно писали, как используемый язык определяет сознание, и как использование военных метафор наводит на мысли о психотерапии как борьбе, схватке, войне. Вряд ли… На интенсиве «Искусство быть с Другим» 2013 года мы долго обсуждали использование участниками такого рода метафор, например: «клиент меня мочит»; «я на него наехала»; «я ее построил»; «она мне вынесла мозг» и т. Мы говорили о том, как язык создает субъективную реальность, в которой создателю потом предстоит жить. Крылатая латинская фраза «Nomen est omen» имя есть знак — вообще про то, что и как мы называем. Именно поэтому так важно помнить о жанрово-стилевой неспецифичности речи хорошего гештальт-терапевта. Однако вернемся к гештальт-терапии. На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 — «Творческие методы гештальт-терапии» — содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 — «Философия гештальт-подхода и методология практики» включает тему «Работа на границе контакта» [2]. В то же время стандарт 2008 года выглядел немного по-иному: раздел 5 начинался так: «Методология практики: основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа с внутренней феноменологией клиента. Работа на границе контакта». Интересно, что последняя программа отражает существующую реальность. В чем же она проявляется? В том, что работа с внутренней феноменологией зачастую относится к разделу «творческих методов», а работа на границе контакта — к методологии практики. Попробую описать то, что, как я думаю, стало модой, поветрием и выхолащивает суть гештальт-терапии. Это — несвоевременное использование «выхода на границу-контакт».
Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое. Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях. Обида, гнев, печаль, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью. В лучшем случае это приводит к хроническому дискомфорту, который отравляет нам существование. Иногда нам, иногда и всему ближайшему окружению. Представьте любителя приключений, которому не удалось отыскать клад в свою поездку на чудесный остров. Он настолько одержим кладом, что теперь денно и нощно о нем грезит. Если семье «повезет», каждый свой отпуск он будет уезжать на этот остров до конца дней или до нахождения клада читай, закрытия гештальта. Если семья не столь удачлива, все ее члены будут ездить на злополучный остров. И хорошо, если у них будет возможность лежать на пляже, пока этот любитель приключений ищет заветный сундук. Примеры незакрытых гештальтов в отношениях Нереализованная в детстве мечта приведет к тому, что взрослый может пытаться реализовать ее с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения. Будет ли счастлив ребенок, который проживает жизнь за своего родителя?
Сделаем пометку на полях: независимо от того, какое направление представляет психотерапевт, его разговор с клиентом, по сути, ни к чему клиента не обязывает — в отличие от разговоров с родственниками, начальниками, чиновниками и т. В определенном смысле, психотерапевт — это «случайный попутчик», человек с плохой памятью. Он никому ничего не расскажет. Соответственно, и клиент чувствует себя более свободно, поскольку ему предлагают высказываться в «лабораторных условиях», в условиях ни к чему не обязывающего эксперимента. Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие. Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций. Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия. То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации. То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале. Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком. Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций. Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения? Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга. Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире. Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия. Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит. Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет. Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений. Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии. Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness. Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы. Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта. Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ». Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни. Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми. И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир! Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись! В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод. Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю? Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю? Как я прерываю процесс контакта? В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами. Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью. Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента. Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня. И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом? Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением? То есть клиент действует в данный момент времени, и потребности у него уже другие вряд ли взрослый так уж хочет по-настоящему присосаться к груди! Если говорить по-простому, мы реагируем на происходящее привычным образом, не задумываясь о том, как мы это делаем. Так вот, гештальттерапевт предложит клиенту не мучить душу тем, как когда-то было плохо, а попытаться понять, как ему справиться с ситуацией здесь и сейчас. То есть мы признаем, что невозможно изменить прошлое, но предлагаем человеку попробовать как-то иначе чуть более спонтанно, вариативно откликаться на настоящее. При этом опору мы, как правило, ищем в поле. Не в самой ситуации, а в том, что ее окружает. Фигура и фон Гештальт-психологи первой половины XX века сформулировали понятия фигуры и фона. Фигура есть то, на чем сфокусировано сейчас наше внимание. Фон — то, что окружает фигуру. Все мы прекрасно знаем этот эффект. Когда мы смотрим в окно, мы видим либо пейзаж, либо стекло на фоне пейзажа. Мы не в состоянии одновременно видеть и стекло, и то, что за ним. Это понятно нам из опыта. Открытие гештальт-психологов состояло в том, что фон не просто дополняет или мешает восприятию фигуры, фон оформляет фигуру, придает ей форму, превращает ее в гештальт. В зависимости от того, насколько прозрачно стекло, мы будем по-разному видеть пейзаж. В зависимости от того, день на дворе или ночь, солнечно или пасмурно, мы будем по-разному видеть оконное стекло, замечая или не замечая степень его прозрачности, пятна, пузырьки и т. Мы говорим: на этом фоне такое не видно; на другом фоне оно становится заметно. Ту же тему по-своему развивали русские искусствоведы-формалисты 1920-х годов, философ Бертран Рассел и семиологи 1960-х. Они рассуждали о том, что форма высказывания есть «высказывание о высказывании», метауровень коммуникации. И опять-таки мы все это прекрасно знаем из личного опыта. Молодой человек, скорчив кислую гримасу, говорит девушке: «Какая ты красавица! Ясно же, что, произнося здесь и сейчас вполне понятные слова, молодой человек имеет в виду нечто другое. Зачастую даже не осознавая, что собственно он имеет в виду. Гештальттерапевты часто подчеркивают, что энергия скрыта в фоне. И действительно, слова часто говорят меньше, чем сопровождающий их жест, поза, движение. Как в приведенном выше примере, когда выражение лица молодого человека гораздо более эмоционально и энергетически заряжено, нежели произносимая фраза. Полный смысл высказывания удается определить, если мы уделяем внимание всей ситуации акта коммуникации, включающей как словесные, так и невербальные компоненты. Если посмотреть шире, мы обнаружим, что и на уровне поступков в больших сценах жизни действуют те же закономерности. К примеру, прояснение сюжетных длительных отношений между людьми позволяет лучше понять мотивы и смысл чувств и поступков конкретного человека в конкретной ситуации. Открывая для себя, делая осознаваемым фон, мы существенно меняем фигуру. Причем, изменения эти могут оказаться парадоксальными, поскольку изначально парадоксальным было сочетание мотива и самого высказывания. Человек говорит, например: «Я тебя не люблю! Цикл контакта и три круга внимания Мы подошли к очень важному концепту, который был сформулирован родоначальниками гештальттерапии Фредериком Перлзом и Полом Гудменом. Суть его в том, что процесс контакта с Другим может быть рассмотрен как цикл. Возьмем для примера пищевое поведение.
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта. Она ставит тело с его движениями и чувствами на тот же уровень, что и душу с ее абстрактным мышлением и вербальными символами». Чего ждать от терапевта? Гештальт — одно из гуманистических направлений, поэтому терапевт здесь не выступает экспертом в чувствах клиентах, он скорее подбирает подходящую оптику для того, чтобы человек мог взглянуть на ситуацию под другим углом. Клиент и терапевт вместе исследуют то, что возникает в терапевтическом пространстве — и это не только чувства клиента, но и непосредственные реакции терапевта. Гештальт-терапевт делится собственным откликом на рассказ клиента, и это помогает клиенту лучше осознавать не проговоренные чувства. Например, клиент жалуется на то, что его игнорируют другие люди, они воспринимают его формально и не включённо. Если у терапевта реакция была похожей, он может сказать так: «Похоже, слушая вас, я тоже борюсь со скукой и сонливостью. Давайте попробуем разобраться, что происходит между вами и другими людьми, что вызывает у всех нас схожие реакции». В этой ситуации клиент лучше осознает свои способы влияния на других людей.
Ну, и при чём тут буддизм?
Как феномены рассматриваются только явления, наблюдаемые непосредственно во время эксперимента, даже если эксперимент посвящён событиям прошлого. Это отражает важный принцип гештальт-терапии — принцип «здесь и сейчас», в соответствии с которым работа должна проводиться только над имеющимися в данный момент чувствами и мыслями включая чувства и мысли по поводу прошлых событий , а не теми, что были в момент прошедших событий [1]. Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии. Успех гештальт-терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии [2]. После завершения эксперимента феномены обсуждаются с гештальт-терапевтом. В ходе обсуждения затрагиваются темы потребностей и ожиданий клиента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от клиента другим людям, как соотносятся ожидания пациента и других людей.
Гештальт-терапевт указывает на феномены, упущенные клиентом, на которые нужно обращать внимание при следующих экспериментах для улучшения осознавания [1]. По канонам гуманистического подхода в гештальт-терапии гештальт-терапевт анализирует феномены совместно с клиентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям клиента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения, раскрываясь как личность, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни. По этой причине личные качества гештальт-терапевта имеют огромное значение в гештальт-терапии, большее, чем в психоанализе и поведенческой терапии. Между клиентом и гештальт-терапевтом должен установиться диалог — ещё одно важное понятие гештальт-терапии [1]. Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа гештальта личности клиента.
Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным. Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение — мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ. Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным — со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается. Принцип реальности. Его легко объяснить, но трудно принять. Существует некая реальность данная нам в ощущениях , но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего. Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый? Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что? Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе что происходит и как происходит , а не на содержании что обсуждается , чтобы человек воскликнул то самое «ага! Распространенная реакция на встречу с реальностью — сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков. Но какая-то вероломная правда», — призналась одна из участниц группы. Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает. Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение. Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом — и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться в настоящий момент? Диалог в гештальт-терапии — это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент иногда впервые! Это те Я—Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится. Это уникальный опыт, поскольку терапевт — человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства. Гештальт-терапия — вне морали и политики. Единственная ее задача — сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, — важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью. Идущие вместе В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу.
Все мы живем в образах старого мира, устаревших картинах реальности, образах детства и с неактуальными установками. Мы часто не замечаем, что меняемся — так и возникает огромная пропасть между тем, что грезится и тем, что есть на самом деле. Человек погружается в растерянность, страдание, усталость и отчаяние. Гештальт-терапия — это способ войти в реальную жизнь, перестать быть образом самого себя. Гештальт-подход можно использовать в индивидуальной и групповой работе. К такому специалисту обращаются с семейными и детскими проблемами, с вопросами по разводу и сексуальности, с расстройствами пищевого поведения, приходят с психосоматикой и онкозаболеваниями. Обычно это зависит от личного интереса специалиста и пройденных специализаций в разных темах. Мои специализации — это работа с кризисами и травмами, эмоциональные зависимости и длительная терапия личностных расстройств характера. Когда вы захотели не только работать, но и обучать других? Мне интересно погружаться в информацию, перерабатывать источники, искать новые формы, обмениваться знаниями. Это особое удовольствие — находиться среди единомышленников, коллег, видеть их интерес и азарт. В процессе я смотрю на гештальт-терапию с разных сторон и сама продолжаю учиться. Преподавание стало для меня способом посмотреть на практику через призму теории, поразмышлять о том, что изменилось в мире,увидеть актуальные вызовы и темы. На многие вопросы вы уже знаете ответ. Расскажите, о чем вас чаще всего спрашивают студенты?
Please wait while your request is being verified...
Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта | Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз – его основателем. |
Что такое гештальт? - советы, методы, инструкции от Akloni | Гештальт-терапия (далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики. |
Гештальт-терапия. В чем суть метода? | Гештальт-подход имеет широкое применение в различных областях психологии, включая клиническую, образовательную и организационную. |
Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии | Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. |
Что такое гештальт в психологии
Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни. Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии. Гештальт-психология"Центре Здорового Сна".Медицинский центр у м. Академия Наук. Обращайтесь 375293118844. Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. Рассказываем, что такое гештальт, откуда он берется и что собой представляет гештальт-терапия. Критика гештальт-подхода. Гештальт-подход в других сферах.