Новости генерал юрий кузьмич при хрущеве

Экс-генерал ВСУ Кривонос раскритиковал Украину за провал военного производства. Тобольской Епархии Юрий Кузьмич привнес огромный вклад в возрождении православных, Русских национальных традиций. Даже спустя прошедшее длительное время после распада Союза в Томской и Новосибирской областях Лигачева пожилые люди зовут Юрий Кузьмич. По одним данным, Н.С. Хрущев квартировал в двухэтажном особняке купца Юдина, где ныне расположена местная сельская администрация.

Политические репрессии в СССР 30-х годов (версия Юрия Жукова). Часть 3

Военный эксперт Юрий Подоляка продолжает тему изгнания с поля боя неудобных командиров. С названием[когда] Перестройки, для жителей Москвы, с целью самообразования плотоядных от форта, была введена «отставка преобразователя». Звягинцев юрий кузьмич, the Golden Age of Theoretical Physics. ГЛУШКО-МОВА Юрий Кузьмич (4 апреля 1882, местечко Новая Басань Черниговской губернии — 1942, Киев), украинский общественный и политический деятель. Юрий Иванович был учёным, имевшим весьма широкую область интересов: философия истории, антропология и история первобытности, политическая экономия докапиталистических обществ. Юрий кузьмич владимиров балетные педагоги россии, skrik; 1996—1910) — группа месторождений в эпизоде мицелия валютного поэта Эдварда Мунка. Задача Хрущева заключалась в том, чтобы изгнать из Промакадемии сторонников Бухарина и Рыкова, которые активно выступали против индустриализации.

Хрущёв Никита

Первые два постсталинских года Хрущёв последовательно оттеснял Маленкова от руководящего положения в государстве, руководствуясь изречением своего наставника Микояна. Главными виновниками харьковской трагедии, несомненно, были Тимошенко и Хрущев, которые настояли на проведении операции, не имевшей шансов на успех. Юрий кузьмич генерал майор после противного дерева сил, они покинули камень Энтерпрайз 14 ноября, и прибыли в камень Провиденс 11 декабря 1922 года.

Отто Куусинен – серый кардинал Политбюро ЦК КПСС, взрастивший Андропова

Это нам нужно догонять Запад, ибо мы — всего лишь ухудшенная его модель. Не нужно творить самим: надо лишь рабски копировать западные достижения. Уходит дух Победы 1945 года, когда русские получили уверенность: «Мы можем всё! Теперь же, наоборот, начинает исподволь насаждаться дух преклонения перед Западом. Один их куусинено-андроповских выдвиженцев тех времён, будущий прораб горбачёвской перестройки Фёдор Бурлацкий, слегка кокетничая, вспоминает: «В 1956 году пятьсот человек из различных партийных учреждений, главным образом из печати, были усажены на теплоход «Победа» и проехали от Одессы до Ленинграда.

Я впервые увидел Европу, её архитектуру, её дороги, её театры, людей. Все, что писалось у нас о Западе, выглядело дикой ложью. Домой вернулся законченным западником. Я был молод, смел, неосторожен, хотя в то горячее время призадуматься было над чем.

Прочитав мои теории о возможности мирного перехода западных стран к социализму, главный идеолог Суслов высказался коротко и ясно: статья односторонняя, может быть мирный путь, но может быть и немирный путь. Несмотря на это, меня стали приглашать сразу в два отдела ЦК: к Пономарёву, по международным делам, и к Андропову, по странам социализма. Встреча с Андроповым оказалась главной, но и роковой для всей моей жизни…». Таким образом, перед нами — поверхностный человечек, который впал в прозападный раж, едва увидев поверхностную, парадную сторону европейской жизни.

Он не понимает, что Россия в 1917 году пережила страшную цивилизационную катастрофу, что она тогда превратилась в обречённую страну — и Сталину пришлось выволакивать её буквально с того света за волосы. Он не хочет даже допустить мысли о том, что русские с их громадным творческим потенциалом способны создать цивилизацию более совершенную и качественную, чем западная. Которая, кстати, в 20-м веке не переживала катастрофы, подобной той, что постигла нас. Давайте проследим его путь.

После — работает в Издательстве литературы на иностранных языках, потом уходит в журнал «Вопросы философии», затем переходит в англоязычный журнал детище Куусинена «The New Times».

Как передавало ИА Регнум, ранее 28 апреля посол Литвы в Швеции Линас Линкявичюс опубликовал в социальной сети пост с намёком на возможную атаку на Крымский мост. На коллаже изображён мост и фотография пуска ракеты, а в комментариях Линкявичюс посоветовал желающим сфотографироваться на фоне моста делать это быстрее. Посол Литвы перешёл все границы дипломатического этикета, отметил в беседе с ИА Регнум политолог, председатель крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо. Подобные сообщения можно сравнить с объявлением войны, также они нарушают основные нормы международного права, подчеркнул эксперт.

В те памятные для меня апрельские дни 1983 года события развивались неожиданно и стремительно. В Свердловском зале Кремля собрались в тот раз все члены Политбюро, секретари ЦК и обкомов партии, многие аграрники — в общем, те, кто был связан с реализацией принятой годом ранее Продовольственной программы. Докладывал на совещании Горбачев, занимавшийся в то время аграрными проблемами, — докладывал резко, остро, с критикой и местных руководителей, и центра. Помню, я послал в президиум совещания записку с просьбой предоставить слово для выступления, однако не питал на этот счет особых надежд. За весь брежневский период, за те семнадцать лет, что я работал первым секретарем Томского обкома партии, мне ни единого раза не удалось выступить на Пленумах ЦК. В первые годы я исправно записывался на выступления, однако с течением времени надежды выветрились: стало ясно, что на трибуну постоянно выпускают одних и тех же ораторов — надо полагать, таких, которые хорошо знали, что и как надо говорить. В такого рода дискриминации я не усматривал козней против себя лично — в таком положении находились многие секретари обкомов, которые давно и добросовестно тащили свой нелегкий груз. Например, Манякин С. Но с приходом Андропова секретари обкомов сразу ощутили, что в ЦК начались перемены. Возникли новые надежды. Это и побудило меня на аграрном совещании в Свердловском зале Кремля подать записку в президиум. Не прошло и часа, как мне предоставили слово. Как всегда, текст выступления у меня был приготовлен заранее — на всякий случай. Однако я почти не заглядывал в бумажку, ибо говорил о выстраданном — о том, как за 7—8 лет Томская область из потребляющих продовольствие перешла в разряд производящих. Говорил и о том, что население Западной Сибири прирастает за счет нефтяников, газовиков и кормить их нужно, прежде всего развивая сельское хозяйство на месте. Совещание в Кремле закончилось часов в шесть вечера, и я поспешил в ЦК, чтобы решить у секретарей некоторые конкретные томские вопросы. И как сейчас помню, поздним вечером добрался, наконец, до квартиры сына, который жил в Москве, чтобы навестить его перед отлетом в Томск. Самолет улетал утром.

Спустя несколько месяцев Иван Никифорович Рухле, став уже генералом, без должных оснований был снят с должности начальника оперативного отдела Сталинградского фронта, отозван в Москву, где был арестован по обвинению "в провале Харьковской операции и работе на немцев". Более десяти лет он провел под следствием, затем, когда Сталина уже не было, но министром МГБ оставался еще С. Игнатьев, был осужден на 10 лет с лишением генеральского звания, а еще через месяц, когда Игнатьев был снят и выведен из состава ЦК ВКП б , полностью реабилитирован и получил назначение на генеральскую должность. Наиболее вероятно, что это была инициатива Л. Берии, уж точно - не Н. Хрущева последний полагал, что Рухле расстрелян. Рухле был крайне нежелательным свидетелем позорной роли Хрущева в потере трех армий и неспособности организовать заблаговременную оборону Сталинградского рубежа. Как мне удалось установить по архивам, материалы на арест Ивана Никифоровича собирались по заданию Г. Маленкова, который находился на Сталинградском фронте в качестве представителя Ставки. Фальшивки готовились в штабе и особом отделе 4-й танковой армии, не имевших представления о деятельности штаба Сталинградского фронта, но выбор был сделан неслучайно. Начальником штаба этой армии был полковник Полозов, которого ранее полковник Рухле отчислил из штаба фронта за деловую непригодность. Особый отдел составил для Маленкова справку именно на базе измышлений Полозова и якобы высказываний члена военного совета Лучко. Как видно из следственного дела на И. Рухле Р-751 , с которым я знакомился, этого оказалось достаточно, чтобы решить судьбу заслуженного генерала. Кстати, Лучко, будучи допрошен в сентябре 1944 г. Так что дело это было построено на фальсификации. Ивана Никифоровича, как мне удалось выяснить, спасло то, что в период войны Абакумов не передал дело в суд. А ведь поначалу все происходило очень стремительно. Материалы лично докладывал Сталину Маленков. После этого Верховный и дал санкцию на арест Ивана Никифоровича. Мы видим полный абсурд. Ведь если бы была реализована позиция Рухле, а не Хрущева, то харьковской катастрофы не было бы. Можно понять, почему тогда Абакумов информировал Хрущева: докладная Сталину фактически была и опротестованием позиции Хрущева и Тимошенко; но главный военный контрразведчик, вероятно, не решился продвигать эту информацию в обход члена Политбюро. Что характерно, таким же способом, как и в случае с Рухле, Тимошенко и Хрущев пытались оклеветать и уничтожить командующего 9-й армией Харитонова. Но его спас начальник Генерального штаба А. Василевский, передоложивший его дело Сталину. Сегодня не секрет, что всех нежелательных свидетелей и соперников в продвижении к высшей власти Хрущев уничтожал.

Читать книгу: «Кто предал СССР»

В ролях: Гела Месхи, Василий Прокопьев, Анатолий Дзиваев и др. Автор: Емельянов Юрий. Название: Хрущев. Куусинен смог убедить Хрущёва, что к 1980 году Советский народ будет жить при Коммунизме.

Но был один, который не стрелял... Памяти генерала Шапошникова

Созданный в руководящем "ядре" КПСС "тандем" Горбачев — Лигачев ищет в обкомах энергичных людей для проведения в жизнь нового курса партии — перестройки. Что произошло далее всем все известно. Даже спустя прошедшее длительное время после распада Союза в Томской и Новосибирской областях Лигачева пожилые люди зовут Юрий Кузьмич. Именно там государственный деятель родился, вырос и ходил в школу, а затем совершал карьерный рост по комсомольской и партийной работе, был с 1965 по 1983 год первым секретарем Томского обкома КПСС.

Переехав на руководящую работу в Москву, в ЦК партии Лигачев перестает величаться Юрием и становится как записано во всех документах Егором. Так его называл Горбачев, так называли его остальные видные деятели партии и правительства. И лишь сибиряки по привычке, приехав в Москву называли Лигачева Юрием Кузьмичем.

Мне было 30 лет, я был педагогом, директором сельской семилетней школы. Нас вызвали в райком партии — собрали весь актив учителей, председателей колхозов, совхозов, директоров соседних заводов — и представитель Ленинградского обкома зачитал нам от начала до конца весь доклад. Сотрудник партии сказал, что мы не должны ничего записывать, доклад, если не секретный, но сообщается нам в закрытом порядке. Мы не должны задавать вопросы, обсуждения тоже не будет. Мы сидели и 4 часа слушали в полном молчании, а потом так же молча разошлись. Все были поражены. Конечно, для нас это было огромное психологическое потрясение, и я как историк я был учителем истории тоже был потрясен, для меня это была большая неожиданность. Хотя мой отец был арестован и погиб на Колыме, и я не верил в его виновность, но масштабов того, о чем было сказано в докладе — а сказано было не все, - масштабов репрессий и беззаконий я тогда еще не знал…В моей жизни произошли большие изменения, потому что отца реабилитировали, он был дивизионным комиссаром, тогда это был большой воинский чин — он был военным, участником Гражданской войны, я очень им гордился...

Моя мать стала получать военную пенсию как за погибшего командира, получила однокомнатную квартиру, потому что после ареста отца мы были изгнаны из служебного жилья и ютились у родственников. Я всегда считал, что могу верить только тому, той партии и тому социальному строю, который способен на самоочищение. Я воспринял этот доклад как такое стремление партии и ее руководителей, в данном случае Никиты Хрущева. Я расценивал его шаг не только как элемент борьбы за власть это я не в полной мере, но понимал , но и как стремление к самоочищению. Потому что любой общественный организм со временем определенным образом засоряется. И если он не самоочищается, он умирает, как могут умирать и государства, и политические партии. Ошибки и возможности- А какова роль Хрущева в развале Советского Союза? Ведь это "самоочищение" приблизило распад СССР…- Понимаете, конечно, он приблизил, но не этим докладом.

Доклад мы восприняли как обещание перемен, шаг к лучшей жизни. Но Хрущев не смог обеспечить советскому народу лучшую жизнь. У него был и второй доклад, на XXII-м съезде, еще более разоблачительный, он призвал нас через 20 лет построить коммунизм. Я уже не слишком этим словам верил, да и своих обещаний он не выполнил…Уже в 1962 году, через год после XXII съезда, были огромные очереди за хлебом, мяса и масла в магазинах вообще не было.

Смерть Цвигуна стала первым драматическим событием 1982 года. А закончится этот решающий в истории Советского Союза год уходом из жизни самого Леонида Ильича Брежнева. В кресле хозяина страны его сменит Юрий Владимирович Андропов, и начнется новая эпоха. Разумеется, в начале года никто не мог предвидеть такого развития событий. Но смерть первого зампредседателя КГБ наложила мрачный отпечаток на все происходившее в стране. И сразу же пошли разговоры о том, что не все так просто — генерал Цвигун умер не своей смертью... Все решили, что за смертью Цвигуна стоит что-то политическое. Тем более что буквально через несколько дней скончался Суслов. А не связаны ли между собой их смерти? Не произошло ли в стране нечто тайное, что стоило жизни и тому, и другому? Люди, более осведомленные в нравах тогдашней Москвы, пришли к выводу, что Цвигун оказался в центре скандала вокруг дочери генерального секретаря Галины Брежневой. Бориса Буряце называли «цыганом», потому что он пел в театре «Ромэн» в реальности он был молдаванином. После знакомства с Галиной Леонидовной Буряце стал солистом Большого театра, вел завидно веселый образ жизни, ездил на «Мерседесе»... Незадолго до всех этих загадочных смертей, 30 декабря 1981 года, в Москве произошло громкое ограбление. Рассказывали, что в число подозреваемых попал Борис Буряце. Его арестовали, но он вроде бы успел попросить о помощи Галину. А следствие по делу об украденных бриллиантах и других аферах, в которых фигурировало имя Брежневой, как считалось, курировал генерал Цвигун. И когда ему стало ясно, что все нити ведут в брежневское семейство, Цвигун, рассказывали, собрал материалы о сомнительных связях дочери генерального секретаря и отправился в ЦК КПСС, к Суслову. Семен Кузьмич выложил на стол результаты работы следственной группы и попросил разрешения провести допрос Галины. Михаил Андреевич, говорили, пришел в бешенство и буквально выгнал Цвигуна из своего кабинета, запретив допрашивать дочь генсека. Генерал пришел домой и застрелился. А Суслов так разнервничался, что у него случился инсульт. Его в бессознательном состоянии отвезли из ЦК в спецбольницу, где он вскоре умер... Потом, когда арестовали и осудили мужа Галины Брежневой — бывшего первого заместителя министра внутренних дел Юрия Михайловича Чурбанова, разговоры о том, что семья генерального секретаря погрязла в коррупции, получили подтверждение. Окончил Одесский педагогический институт, работал учителем, директором школы, с осени 1939 года служил в наркомате внутренних дел. В 1946 году он получил назначение в министерство государственной безопасности Молдавии, где познакомился с Леонидом Ильичом, когда тот с пятидесятого по пятьдесят второй год работал первым секретарем республиканского ЦК. Брежнев проникся к Семену Кузьмичу симпатией, которую сохранил до конца жизни. Леонид Ильич не забывал старых знакомых, помогал им. Он вообще обладал завидным даром поддерживать добрые отношения с нужными людьми, и они ему преданно служили. Особое значение Брежнев придавал кадрам госбезопасности, сам отбирал туда доверенных людей. До войны Цинев был завотделом, а потом секретарем Днепропетровского горкома. Его начальником оказался секретарь обкома Брежнев. В сорок первом оба пошли в армию. После войны Брежнев вернулся на партийную работу. Цинева оставили в кадрах Вооруженных сил, а в пятьдесят третьем, после чистки органов госбезопасности от людей Берии, перевели на Лубянку. Но с тогдашним председателем комитета — Владимиром Ефимовичем Семичастным — отношения у них не складывались. Брежнев сменил Семичастного на Андропова. И сразу попросил вернуть Цвигуна из Азербайджана. Юрий Владимирович понимал Брежнева с полуслова. Еще через день Цинева утвердили членом коллегии КГБ. В 1970 году он и станет зампредом. Цвигун и Цинев повсюду сопровождали Андропова, бесцеремонно располагались в его кабинете, чтобы присутствовать при важном разговоре. При этом Цвигун и Цинев между собой не ладили. Это тоже устраивало Леонида Ильича. Став первым замом, Цинев кричал и на генералов. Георгия Карповича многие в комитете ненавидели. Он, не задумываясь, ломал людям судьбы. Благодушный по характеру, Цвигун никого особо не обижал, поэтому оставил о себе неплохую память. Семен Кузьмич увлекся литературным творчеством. Начал с документальных книг о происках империалистов. А вскоре стали появляться романы и киносценарии под прозрачным псевдонимом С. Осведомленным людям известны имена профессиональных литераторов, которые «помогали» Цвигуну. Сценарии Семена Кузьмича быстро воплощались в художественные фильмы. Их главного героя, которого Цвигун писал с себя, играл Вячеслав Тихонов. Семен Кузьмич не был похож на популярного артиста, кумира тех лет, но, вероятно, в мечтах видел себя таким.

Считается, что полководец был наказан лично Иосифом Сталиным за присвоение трофеев из Германии. Также распространено мнение, что глава советского правительства опасался популярного маршала и попросту решил устранить конкурента ссылкой. Почему Жуков попал в опалу к Сталину 7 сентября 1945 года Георгий Жуков принимал исторический парад в Берлине. Советский расчет состоял из участников майского штурма столицы нацистской Германии. В апреле 1946-го маршал принял командование над сухопутными войсками СССР и одновременно заступил на должность заместителя министра вооруженных сил. Пробыть на обоих постах, впрочем, ему довелось лишь чуть более полутора месяцев. При выносе гроба и установке на артиллерийский лафет, за которым двигалась похоронная процессия на Красную площадь, маршал находился не вместе с членами Политбюро, как прежде, а поодаль. Участники церемонии сочли это дурным знаком. Параллельно набирало ход так называемое «дело авиаторов». Как вспоминал маршал авиации Александр Новиков , следователей больше интересовали не причины брака самолетов, а деятельность Жукова: «Арестовали по делу ВВС, а допрашивают о другом. Я был орудием в их руках для того, чтобы скомпрометировать некоторых видных деятелей Советского государства путем создания ложных показаний. Вопросы о состоянии ВВС были только ширмой». В июне 1946-го состоялось заседание Высшего военного совета, на котором Жукова обвинили в незаконном присвоении вывезенных из Германии трофеев и раздувании своих заслуг в деле разгрома вермахта. Накануне вечером на дачу маршала явились с обыском. Как рассказывал потом сам полководец, «пришлось наглецов выгнать, пригрозить, что применю оружие». Еще раньше на совещании военных, куда Жукова не пригласили, были оглашены полученные под пытками показания маршала авиации Новикова. Якобы Жуков называл Иосифа Сталина штафиркой и в годы войны предпочитал держаться подальше от передовой. С осуждением маршала выступили многие видные военачальники. Итак, на заседании Высшего военного совета с участием всех маршалов Советского Союза вновь были зачитаны показания Новикова и генерал-лейтенанта Константина Телегина.

Почему Жуков попал в опалу к Сталину

  • 75 лет назад Сталин снял Жукова с поста командующего сухопутными войсками
  • Как Хрущёв использовал Зорге против Сталина
  • Брежнев не подписал…
  • «Если бы наши войска послушали Хрущёва- Курская Битва была бы проиграна!

Генерал Чуйков крестился кулаком

Как ты мог? Щелоков позвонил Андропову — хотел посоветоваться. Щелоков недовольно сказал Трушину: — Решай вопросы о Галине с ее мужем, не впутывай меня в это дело. Трушин доложил Чурбанову, что для следствия нужны показания Галины. Наутро Юрий Михайлович прислал ему заявление, подписанное Галиной Леонидовной, о том, что она Буряце не знает и дел с ним не имела. Занималась историей Буряце не госбезопасность, а милиция. Никому в руководстве КГБ и в голову не приходило расследовать деятельность дочери генерального секретаря.

Семен Кузьмич Цвигун тут и вовсе был ни при чем. Так что не было ему нужды ни ходить к Суслову с мифическими документами, ни пускать себе пулю в лоб из-за Галины Леонидовны. Но версиям нет числа... Шептались, что Семена Кузьмича убрали, чтобы он не мешал заговору против Брежнева. А заговор будто бы организовал Суслов, который решил взять власть. Человеком он был сложным, с тайными комплексами, очень скрытным.

Есть литераторы, которые верят, что именно его Сталин хотел провозгласить своим наследником, да не успел. Из всех версий эта самая смешная. Сталин, во-первых, умирать вовсе не собирался, а во-вторых, к своим подручным относился брезгливо-презрительно и никого из них не мог представить на своем месте. Михаил Андреевич Суслов родился в ноябре 1902 года в деревне Шаховской Хвалынского уезда Саратовской губернии. В детстве болел туберкулезом и смертельно боялся возвращения болезни. Поэтому всегда кутался и носил калоши.

Единственный в брежневском окружении, он не ездил на охоту — боялся простудиться. Историки часто задаются вопросом, отчего же Михаил Андреевич Суслов, который просидел в кресле секретаря ЦК КПСС тридцать пять лет, поставив абсолютный рекорд, не стал главой партии и государства? Роль руководителя страны требует умения принимать неординарные и самостоятельные решения, не заглядывая в святцы. Хрущев это мог. Брежнев — пока не начал болеть. А Михаил Андреевич привык строго следовать канонам.

Ни другим, ни себе он не позволял никаких вольностей, отклонения от генеральной линии. Тонкогубый секретарь ЦК с лицом инквизитора помнил наизусть все идеологические формулировки и патологически боялся живого слова, боялся перемен. Всегда интересовался, как в прошлом решался тот или иной вопрос. Если же звучало слово «впервые», Суслов задумывался и откладывал решение. Над другими членами политбюро часто издевались, Суслов не давал повода для анекдотов. Улыбку вызывало только его пристрастие к калошам и старого покроя костюмам.

Его дочь Майя рассказывала, что отец сурово отчитал ее, когда она надела модный тогда брючный костюм, и не пустил в таком виде за стол. Еще изумляла привычка Михаила Андреевича ездить со скоростью чуть ли не сорок километров в час. Никто не рисковал обгонять его машину. Первый секретарь Ленинградского обкома Василий Сергеевич Толстиков говорил в таких случаях: — Сегодня обгонишь, завтра обгонишь, а послезавтра не на чем будет обгонять. На заседаниях политбюро Суслов сидел справа от генерального секретаря. Но не выпячивал себя, неизменно повторял: «Так решил Леонид Ильич».

Брежнев знал, что ему не надо бояться Суслова: тот не станет его подсиживать. Михаила Андреевича вполне устраивало место второго человека. Суслов говорил коротко и только по делу. Никаких шуток, посторонних разговоров. Обращался ко всем по фамилии, кроме, разумеется, Брежнева. Аппаратчики им восхищались.

Но невозможно забыть то, что Суслов сделал со страной. Он был главным дирижером тотальной обработки умов, которая продолжалась десятилетиями и создала невероятно искаженную картину мира. Брежневско-сусловская система закрепила привычку к лицемерию и фарисейству — вроде бурных и продолжительных аплодисментов на собраниях, восторженного приветствия вождей — любых вождей. Как бы отнесся Михаил Андреевич к посетителю, который заговорил бы с ним о неладах в семье генерального секретаря? По неписаным правилам партийной этики все проблемы, связанные с семьей генерального секретаря, председатель КГБ обсуждал с ним один на один — и то, если ему хватало решимости. Многоопытный Михаил Андреевич тем более не стал бы влезать в личные дела генсека.

Да и не посмел бы никто прийти к нему с такими делами. Семен Кузьмич давно и тяжело болел, у него нашли рак легкого. Сначала прогнозы врачей были оптимистическими. Операция прошла удачно. Казалось, пациент спасен, но, увы, — раковые клетки распространялись по организму, состояние его ухудшалось буквально на глазах. Метастазы пошли в головной мозг, Цвигун стал заговариваться.

Как рассказывал потом сам полководец, «пришлось наглецов выгнать, пригрозить, что применю оружие». Еще раньше на совещании военных, куда Жукова не пригласили, были оглашены полученные под пытками показания маршала авиации Новикова. Якобы Жуков называл Иосифа Сталина штафиркой и в годы войны предпочитал держаться подальше от передовой. С осуждением маршала выступили многие видные военачальники. Итак, на заседании Высшего военного совета с участием всех маршалов Советского Союза вновь были зачитаны показания Новикова и генерал-лейтенанта Константина Телегина. Всего в деле фигурировали 75 человек, их них 74 ко времени этого заседания были уже арестованы и несколько месяцев находились под следствием. Последним из списка был я», — описывал происходившее в зале сам Жуков.

Взявшие слово следом маршалы Иван Конев , Александр Василевский и Константин Рокоссовский осторожно высказались против версии о том, что Жуков может быть заговорщиком. Более резко выступил в его защиту маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко. На просьбу Сталина объяснить выдвинутые обвинения Жуков заметил, что ему не в чем оправдываться — и категорически отверг свою причастность к заговору. Оценив реакцию военных, Сталин не стал выписать маршалу суровое наказание. Есть мнение, что, отправляя маршала в почетную ссылку, глава советского правительства избавлялся от опасного и весьма популярного в армии и обществе конкурента. Это было существенное понижение. Тем не менее, дальнейшие события показали, что Жуков не считал себя отработанным материалом и не пал духом, а, напротив, приступил к энергичной работе в Одессе.

Поэтому после Победы, сняв мундир генералиссимуса, он не забывает о Георгии Константиновиче, «задвинув» его в 1946 году командующим Одесским военным округом», — отмечала дочь маршала Маргарита. Вскоре сотрудники госбезопасности провели обыск в московской квартире Жукова. После этого исчез дешевый фотоаппарат другой дочери маршала Эры. Были изъяты и личные вещи Жукова. Воспользовавшись отсутствием маршала, чекисты перерыли дачу и все хранившиеся там документы и материалы увезли с собой.

Зимой я заготавливал дрова - у нас было печное отопление. Поначалу доверяли носить чурки, а подрос - пилил и колол. В дом к нам всегда приходило много ребятни. Родители никогда не пресекали, а наоборот, поощряли наше общение с друзьями, относились к ним терпеливо. Ко мне, например, очень часто приходили ребята по пять - шесть человек готовить уроки. И не только в теплые месяцы, но и зимой. К сестрам тоже приходили компании, так что дом всегда был полон молодежи. Чувство коллективизма, выполнение разных обязанностей по дому воспитывали самостоятельность, а это помогало в дальнейшем пробивать дорогу в жизни без помощи «мохнатых лап». Желанным подарком всегда были книги. Любовь к ним сохранилась и поныне. У меня в библиотеке около трех тысяч книг. Больше всего люблю прозу. В семье у нас своей библиотеки не было. Мы всю жизнь переезжали с места на место, и возить с собой книги и во время войны и после не представлялось возможным. Небольшую библиотеку собрала жена брата моего отца. Тетушка по существу этой библиотекой заведовала, а поскольку мы жили в одном доме, книгами пользовались все. Она очень хорошо с детьми работала. Когда кто-либо из нас или наших друзей брал книгу, тетя обязательно спрашивала, что понравилось, а что не понравилось, проверяя, таким образом, насколько книжка прочитана. Подсказывала, какую литературу лучше выбрать. Библиотека по нынешним меркам была небольшая - всего два шкафа. Когда немцы подходили к Москве, часть книг, наиболее ценных для семьи, закопали, поэтому книги сохранились. Свою библиотеку в основном я создавал сам. Но в ней есть и книги, которые дарили мне родители, покупали сестры. Потом они вышли замуж, разлетелись из родного гнезда, а книги остались. Сын тоже много читал. А вот внука старшего до 4 класса приходилось понуждать: он любил слушать, а сам читать не хотел. Только сейчас увлекся книгами. У ребят теперь другое увлечение - компьютеры. Это и полезно и вредно. Я считаю, что никакой компьютер, а также телевизор заменить чтение не могут. Но в нашу эпоху надо со всем этим уметь ладить. Радует, что младший внук - книгочей. Читает книги запоем. В школу я пошел через два года после войны. В это время это была семилетка с раздельным обучением. У нас учились одни мальчики. Девочки занимались в соседней школе. Семилетнее образование тогда было обязательным. Позднее школа стала десятилеткой с совместным обучением. Школа у нас была необычная. Говорят, что она построена по проекту Надежды Константиновны Крупской. Таких только две в Москве. Все остальные школы строились в виде пятиэтажных коробочек без лифта. Скученность в них была большая. Наша школа не была многоэтажной - только три этажа. Такие школы называли «самолетик». В ней было два крыла и центр, где находился полукруглый актовый зал и большой, тоже полукруглый, спортивный зал. В одном крыле занимались младшие классы, в другом - старшие. Очень удобная школа. Мы ее любили и до сих пор вспоминаем с удовольствием. Сейчас там размещается НИИ. Это было тяжелое голодное время. Помню, Слава Чикин, приехавший в Москву из деревни, пришел к нам в класс в лаптях. На завтрак в большую перемену в класс вносили картонную коробку, в которой для каждого из 40 учеников лежали один бублик и две конфеты «подушечки». Старостой класса был Толя Норкин. Ему было, наверное, лет 16-17. Он жил где-то в эвакуации и там не учился, вот и пошел в таком возрасте во второй класс. Отца у него не было - погиб на фронте. Чтобы помочь матери, Толя по ночам работал в котельной, а утром приходил в школу в ватнике, всегда садился на последнюю парту и очень помогал учительнице в наведении порядка. Когда мы окончили четвертый класс, он женился и ушел от нас в школу рабочей молодежи. Школа через собес и родительский комитет делала все возможное, чтобы помочь особенно нуждающимся ребятам. Я думаю, что с нынешней системой образования и порядками в школе мы не смогли бы стать страной сплошной грамотности, и не было бы такого количества людей с высшим и специальным образованием, как в советское время. Расположена школа была в районе Окружной железной дороги недалеко от Щербаковской улицы, там, где много фабрик, авиационные заводы, текстильные предприятия. Это густонаселенный промышленный район. Я просыпался утром по заводским гудкам: вот 45-й гудит, это завод Лепсе, это электрозавод, это фабрика «Красная заря». У всех гудков были разные голоса, и с семи утра они начинали гудеть. В школе училось много шпаны. Кашин любил прицепить корыто к трамваю и по Щербаковской улице ехать в этом корыте за трамваем. Отличился он тем, что на спор в метро на станции «Семеновская» спустился в корыте по эскалатору. Позже его посадили за бандитизм. Часть ребят попалась на воровстве. Район у нас был «боевой» - Благуша, Измайлово, Черкизово. В послевоенное время развелось много бандитов, потому у нас в доме всегда были собаки. Вечерами я ходил встречать сестру из школы со здоровенным псом Мишкой - ездовой камчатской лайкой. Привезла ее моя тетушка-геолог, которая работала в Институте курортологии и ездила по стране открывать разные целебные источники. Вот она-то и привезла щенка с Камчатки. Собака жила у нас за сторожа, так как место наше было вроде не городское. Меня хулиганье не трогало. Был у нас вор - главарь всей школьной шпаны. Он мне как-то сказал: «Я вот придушить тебя могу, но не трогаю почему-то». Он меня не трогал, видимо, потому, что я с шестого класса в бригадмиле состоял. Все ребята знали об этом и относились ко мне с уважением. Уважали меня также, может быть, за справедливость, непредвзятость по отношению к ребятам. Я всю жизнь стараюсь понять человека. Считаю, что нет плохих людей. Стараюсь поставить себя на место другого и понять, почему он совершил тот или иной поступок. Конечно, я не говорю о деградированных личностях, о бандитах и убийцах. Я имею в виду обычных людей. Когда стараешься понять поведение человека, это очень помогает в работе. В каждом поступке есть свои корни и причины: воспитание, образование, национальные особенности, положение в семье, в обществе, предрасположенность. Один вспыльчив, другой замкнут, третьему разрядиться нужно путем ссоры. А может быть, потому, что я помогал многим ребятам учиться. В шестом классе я вступил в комсомол, в седьмом меня избрали секретарем комсомольской организации школы, которая состояла всего из трех человек. Озорничал я редко, Правда, в парке перегораживали аллею ниткой в нескольких местах. Идет парочка - раз порвет, два порвет и в третий раз ждет подвоха: все ощупывает, хотя ниточки уже нет. Вообще-то я был спокойным, уравновешенным. Старался всем помочь, не издевался над слабаками и, что особенно ценилось одноклассниками, всегда давал списывать; однако когда мне делали пакости, не прощал. В драках иногда участвовал. А тогда были такие правила: биться до первой крови. Читал я много и старался делиться прочитанным. Ребята в большинстве своем из сложных семей, знаний у них было маловато. Помню, в шестом классе прочел «Занимательную астрономию» Воронцова. Вот меня и водили из класса в класс, и я рассказывал о созвездиях. Особенно всех заинтересовал наш астрономический адрес: «Галактика. Любил очень созвездия рисовать. В то время очень увлекался туризмом и с пятого класса ходил в походы. Поддерживал меня учитель физики - он тоже любил путешествовать. Занимался в клубе горного туризма на станции юннатов недалеко от Мазутного проезда, ездил туда на трамвае из Измайлова. В 16 лет получил удостоверение инструктора по туризму, а летом мне предложили поработать в детском городке Измайловского парка. Там был создан детско-юношеский клуб, я значился его директором. Большинство ребят в ту пору уезжали в пионерские лагеря или к родственникам в деревню. В городе оставались в основном дети из неблагополучных семей. Возраст моих подопечных был самый трудный: от 12 до 17 лет. Один из мальчишек состоял на учете в отделении милиции, так как чуть не зарубил отца топором: пьяный отец бил мать, сын бросился ее защищать и поранил негодяя. Гена был просто веселый хулиган. Его поставили на учет в милиции из-за того, что во время празднования Пасхи он залез на крышу сарая, завернул в бумагу свернутую кинопленку, поджег ее и бросил в толпу верующих - «дымовую завесу». Милиция стянула его с крыши. Он орал, что не хулиган, а атеист. Были ребята, которые состояли на учете в милиции за мелкие кражи, за драки. И вот таких разных подростков надо было объединить делом. Я предложил отправиться в турпоход. Ребята загорелись. К походу мы готовились тщательно: ставили палатки, разжигали костры в любую погоду, готовили на них еду. Ездили в городской клуб, учились перечерчивать схемы, читали отчеты других групп о походах, спорили, куда идти. Выбрали два маршрута: Мещера, куда я сам когда-то ходил, и Приокско-Террасный заповедник. Отправились сначала на Мещеру. Доехали до Владимира поездом, от него до станции Тума, оттуда по узкоколейке до села Ольгина, далее пешком до реки Пра. Во Владимире с нами произошла интересная история. Город готовился к какому-то юбилею, всюду шли приготовления, съемки. Наша группа выглядела очень живописной, и местные кинооператоры попросили, чтобы мы сели на обрыве над Клязьмой на фоне соборов, и сделали съемки. Когда мы вернулись из похода, наши родственники рассказывали, что в передаче по телевидению о юбилее города Владимира нас показывали с таким текстом: «Хороши владимирские ребята! Мы прошли все есенинские места. В Солотче встретились с теткой Есенина Татьяной. Там же жил в это время и автор книги «Дикая собака Динго» Илья Фраерман. Это был уже совершенно старый человек Мы пришли к нему, но поговорить не удалось, посмотрели на него, как на живую реликвию. Из Солотчи пешком прошли до Рязани. Осмотрели город, его достопримечательности. Оттуда на пароходе «Пестель» - последнем колесном пароходе выпуска начала прошлого века - вернулись домой. Ехали третьим классом рядом с «ученой» коровой, которая мычала, когда ей нужно было справить нужду. В этом походе ребята закалились, научились поддерживать друг друга, да и физически окрепли. Время было такое, что нужно было все нести с собой, потому что купить продукты в тех местах было трудно. В лучшем случае - хлеб, да и то его привозили не каждый день. Поэтому тащили на себе и сухари, и растительное масло, и консервы плюс палатки, одежду - словом, все на себе. Были и курьезы. Гена-«атеист» за ним так и закрепилось это прозвище , заснул, когда мы ехали по узкоколейке. Он сидел, свесив ноги, и где-то на повороте вывалился и упал. А вагон узкоколейки широкий, колеса от бортов далеко, поэтому он не пострадал, тем более что поезд двигался черепашьим шагом. Поэтому Гена не стал сразу бежать за поездом, а вначале нарвал цветов для девочек и, догнав поезд, торжественно их одарил. В пути я использовал всякую удобную возможность, чтобы побольше рассказать ребятам о Паустовском и Есенине. Паустовского я очень любил и много его читал. С творчеством же Есенина познакомился только в девятом классе - именно тогда у нас появились первые томики стихов поэта. Кроме того, мой старший двоюродный брат кончал филологическое отделение педагогического института и просвещал меня, много рассказывая о поэтах, в том числе и о Есенине. Ребята слушали, затаив дыхание. Для большинства из них это были совершенно новые, не известные ранее страницы литературы. Рассказывал я и содержание книг Фраермана, которые тоже в свое время прочитал. Питались мы и подножным кормом: ловили рыбу в реке Пра. Не всегда, правда, это было по-честному, так как иногда мы, увы, забирались в верши, которые местные жители ставили на карасей. Второй поход был в Приокско-Террасный заповедник. Посмотрели на зубров, побывали в заповеднике. Поход по Мещере оставил, конечно, наибольшее впечатление. Длился он около месяца, мы проделали путь в 308 км , из них основное время, не считая дороги от Москвы до Владимира и от Рязани до Москвы, шли пешком. Второй поход прошел уже легко. Спортом я занимался в школе мало и неохотно. Бегал на лыжах - любимый вид спорта в Измайлове, но больших успехов не достиг: лишь третий разряд. Думаю, потому, что человек я не азартный. Такой же разряд был у меня и по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки. Летом два сезона занимался греблей на «шестерке». Я был левым загребным на большой морской шлюпке ял. Один раз мы даже заняли четвертое место по Москве. Правда, и участвовали в соревнованиях всего четыре шлюпки! Ездил заниматься греблей в Хлебниково и на Измайловский пруд. В школе увлекался историей. Учительница истории, она же секретарь парторганизации, преподавала свой предмет не формально, давала знаний значительно больше школьной программы, и марксизм в какой-то мере был заложен ею в основу моих знаний. Мы знали, чем Ленин отличался от Троцкого, знали про Каутского и про Плеханова. Она рекомендовала нам, какие книги стоило прочитать. Так что историю мы не просто заучивали. Преподаватель физики был совсем другим человеком. Правда, поговаривали, что он не знает физику и что у него даже нет высшего образования. Да и когда ему было учиться - Михаил Борисович Бергман, поволжский немец, всю войну сидел на Колыме! Но он учил нас жизни. На заводе у шефов Михаил Борисович выпросил для нас семь настоящих станков и учил нас на них работать. В седьмом классе я уже прилично освоил токарный и сверлильный станки. У нас была и прекрасная лаборатория - тоже за счет шефов. Где просил он, где «добывали» мы сами. Михаил Борисович водил нас в туристические походы, прививал умение жить на природе, преодолевать трудности. Просто учил жить. Собираемся мы, например, в поход. Денег ни на дорогу, ни на что иное - нет. Он составлял списки на 40 человек, получал за счет денег РОНО или Дома пионеров продукты на 40 человек, а потом говорил: «Вот, ребята, вам по банке сгущенки, по килограмму песка сахарного. Отнесите домой и продайте. А на вырученные деньги купим билеты и поедем по железной дороге». Родители с пониманием относились к таким покупкам. На вырученные деньги группа выезжала в составе 20-25 человек. Плохо это было? Может быть. Но других возможностей обеспечить поездки не было. Исхитрялись по-разному, но он учил нас реальной жизни. Спасибо ему за это! Мы благодаря Михаилу Борисовичу каждую весну в актовом зале проводили великолепные выставки технического творчества, потому что были станки, были материалы. Все школьники, начиная с четвероклассников и кончая старшеклассниками, стремились принять в ней участие. Потом Михаила Борисовича сменил другой преподаватель физики. Это был квалифицированный педагог, но мы его не восприняли совершенно. Для него стало мучением работать с нами. С огромной благодарностью вспоминаю своих учителей. Полину Абрамовну Хромченко, классного руководителя, учителя истории. Когда мы окончили школу, ей было только 36 лет, а нам она тогда казалась «в возрасте». Вспоминаю Евгению Федоровну, которая географию преподавала, Веру Ивановну - она вела литературу. Друзей школьных у меня осталось много. На первых порах после окончания школы лет двадцать мы прочно поддерживали связь. Каждый год 1 сентября приходили в школу и выстраивались вместе со всеми учащимися. Когда было двадцатилетие окончания школы, нас в классе собралось уже только 12 человек. Мы повесили плакат: «Выпуск 1957 года». Какая- то девчонка открыла дверь, прочитала и воскликнула: «Ой, а я тогда еще не родилась!

Весной 1941 года стояла страшная жара, и на семейном совете было решено вывезти детей в Москву, поближе к прохладным кущам Измайловского парка. Мне не было и трех лет, когда 22 июня 1941 года поезд, где находилось и наше семейство - мама с детьми, - был остановлен, не доезжая Москвы, в Раменском, и мы узнали, что началась война. Мы поселились в доме в Измайлове, однако задержаться здесь на этот раз не пришлось: фронт стремительно приближался к Москве, и мы снова вынуждены были сорваться с места, на сей раз - в эвакуацию, сначала в Уфу, затем в Тавду и Ташкент. Отец первые два года войны служил в наших войсках в Иране. Там он тяжело заболел среднеазиатской желтухой, да и туберкулез, перенесенный в юности, давал себя знать. После этого он долго болел и в 1947 году был комиссован в звании майора. Жили мы материально очень трудно. Мама много болела, отец - тоже. Все это - война, болезни, большая семья и невысокое звание отца - отразилось на материальном положении семьи. После войны отец служил в Черновцах, и я помню, как мать плакала, что не может накормить детей: на всех четверых ребят - несколько початков кукурузы, а сестренка просила дать «хоть одну барабуленку». Позже отец поокреп, стал работать строителем в системе Министерства пищевой промышленности и тоже часто ездил в командировки. При его непосредственном участии построены заводы по производству сгущенного молока и мясокомбинаты в Белоруссии, Армении, Литве, Чувашии. В Москве он участвовал в строительстве Останкинского мясоперерабатывающего завода. Работал под непосредственным руководством Анастаса Ивановича Микояна. Потом вышел на пенсию. Отец умер в 1981 году, на двадцать лет пережив маму... После возвращения из эвакуации, в 1946 году, мы вновь поселились в Измайловском доме. При доме был хороший сад. Там сажали также картошку, выращивали овощи, посадили несколько яблонь. В голодные послевоенные годы дары огорода были существенной добавкой к столу. По мере улучшения жизни цветы стали вытеснять овощи. Обычно на лето все родственники съезжались в Измайлово и селились в сарайчиках на участке. По пятьдесят человек, бывало, размещалось на этом пятачке. Жили дружно. Если летом случались праздники, то вытаскивали во двор столы и стулья и отмечали их все вместе... Чем в ту пору было для меня Измайлово? Позволю себе перефразировать известный монолог про театр: знаете ли вы, что такое Измайловский парк? Это перелески, рощицы, буйство сирени и черемухи по весне, нарциссы под дождем, ворох желтых листьев осенью, недозрелые сморщенные помидоры на подоконнике. Это запорошенные снегом дома, стайки лыжников в разноцветных костюмах, дети, съезжающие с горок на санках, владельцы собак, важно прогуливающие своих питомцев по аллеям и дорожкам. И одновременно - возможность на метро или - в пору моей юности - на третьем автобусе довольно быстро очутиться в самом центре Москвы. В нашей семье у каждого из детей были свои обязанности: кто-то занимался уборкой, кто-то готовкой. Я должен был ходить по магазинам. И уже в первом классе меня посылали за хлебом, а потом обязанностей становилось все больше и больше. Зимой я заготавливал дрова - у нас было печное отопление. Поначалу доверяли носить чурки, а подрос - пилил и колол. В дом к нам всегда приходило много ребятни. Родители никогда не пресекали, а наоборот, поощряли наше общение с друзьями, относились к ним терпеливо. Ко мне, например, очень часто приходили ребята по пять - шесть человек готовить уроки. И не только в теплые месяцы, но и зимой. К сестрам тоже приходили компании, так что дом всегда был полон молодежи. Чувство коллективизма, выполнение разных обязанностей по дому воспитывали самостоятельность, а это помогало в дальнейшем пробивать дорогу в жизни без помощи «мохнатых лап». Желанным подарком всегда были книги. Любовь к ним сохранилась и поныне. У меня в библиотеке около трех тысяч книг. Больше всего люблю прозу. В семье у нас своей библиотеки не было. Мы всю жизнь переезжали с места на место, и возить с собой книги и во время войны и после не представлялось возможным. Небольшую библиотеку собрала жена брата моего отца. Тетушка по существу этой библиотекой заведовала, а поскольку мы жили в одном доме, книгами пользовались все. Она очень хорошо с детьми работала. Когда кто-либо из нас или наших друзей брал книгу, тетя обязательно спрашивала, что понравилось, а что не понравилось, проверяя, таким образом, насколько книжка прочитана. Подсказывала, какую литературу лучше выбрать. Библиотека по нынешним меркам была небольшая - всего два шкафа. Когда немцы подходили к Москве, часть книг, наиболее ценных для семьи, закопали, поэтому книги сохранились. Свою библиотеку в основном я создавал сам. Но в ней есть и книги, которые дарили мне родители, покупали сестры. Потом они вышли замуж, разлетелись из родного гнезда, а книги остались. Сын тоже много читал. А вот внука старшего до 4 класса приходилось понуждать: он любил слушать, а сам читать не хотел. Только сейчас увлекся книгами. У ребят теперь другое увлечение - компьютеры. Это и полезно и вредно. Я считаю, что никакой компьютер, а также телевизор заменить чтение не могут. Но в нашу эпоху надо со всем этим уметь ладить. Радует, что младший внук - книгочей. Читает книги запоем. В школу я пошел через два года после войны. В это время это была семилетка с раздельным обучением. У нас учились одни мальчики. Девочки занимались в соседней школе. Семилетнее образование тогда было обязательным. Позднее школа стала десятилеткой с совместным обучением. Школа у нас была необычная. Говорят, что она построена по проекту Надежды Константиновны Крупской. Таких только две в Москве. Все остальные школы строились в виде пятиэтажных коробочек без лифта. Скученность в них была большая. Наша школа не была многоэтажной - только три этажа. Такие школы называли «самолетик». В ней было два крыла и центр, где находился полукруглый актовый зал и большой, тоже полукруглый, спортивный зал. В одном крыле занимались младшие классы, в другом - старшие. Очень удобная школа. Мы ее любили и до сих пор вспоминаем с удовольствием. Сейчас там размещается НИИ. Это было тяжелое голодное время. Помню, Слава Чикин, приехавший в Москву из деревни, пришел к нам в класс в лаптях. На завтрак в большую перемену в класс вносили картонную коробку, в которой для каждого из 40 учеников лежали один бублик и две конфеты «подушечки». Старостой класса был Толя Норкин. Ему было, наверное, лет 16-17. Он жил где-то в эвакуации и там не учился, вот и пошел в таком возрасте во второй класс. Отца у него не было - погиб на фронте. Чтобы помочь матери, Толя по ночам работал в котельной, а утром приходил в школу в ватнике, всегда садился на последнюю парту и очень помогал учительнице в наведении порядка. Когда мы окончили четвертый класс, он женился и ушел от нас в школу рабочей молодежи. Школа через собес и родительский комитет делала все возможное, чтобы помочь особенно нуждающимся ребятам. Я думаю, что с нынешней системой образования и порядками в школе мы не смогли бы стать страной сплошной грамотности, и не было бы такого количества людей с высшим и специальным образованием, как в советское время. Расположена школа была в районе Окружной железной дороги недалеко от Щербаковской улицы, там, где много фабрик, авиационные заводы, текстильные предприятия. Это густонаселенный промышленный район. Я просыпался утром по заводским гудкам: вот 45-й гудит, это завод Лепсе, это электрозавод, это фабрика «Красная заря». У всех гудков были разные голоса, и с семи утра они начинали гудеть. В школе училось много шпаны. Кашин любил прицепить корыто к трамваю и по Щербаковской улице ехать в этом корыте за трамваем. Отличился он тем, что на спор в метро на станции «Семеновская» спустился в корыте по эскалатору. Позже его посадили за бандитизм. Часть ребят попалась на воровстве. Район у нас был «боевой» - Благуша, Измайлово, Черкизово. В послевоенное время развелось много бандитов, потому у нас в доме всегда были собаки. Вечерами я ходил встречать сестру из школы со здоровенным псом Мишкой - ездовой камчатской лайкой. Привезла ее моя тетушка-геолог, которая работала в Институте курортологии и ездила по стране открывать разные целебные источники. Вот она-то и привезла щенка с Камчатки. Собака жила у нас за сторожа, так как место наше было вроде не городское. Меня хулиганье не трогало. Был у нас вор - главарь всей школьной шпаны. Он мне как-то сказал: «Я вот придушить тебя могу, но не трогаю почему-то». Он меня не трогал, видимо, потому, что я с шестого класса в бригадмиле состоял. Все ребята знали об этом и относились ко мне с уважением. Уважали меня также, может быть, за справедливость, непредвзятость по отношению к ребятам. Я всю жизнь стараюсь понять человека. Считаю, что нет плохих людей. Стараюсь поставить себя на место другого и понять, почему он совершил тот или иной поступок. Конечно, я не говорю о деградированных личностях, о бандитах и убийцах. Я имею в виду обычных людей. Когда стараешься понять поведение человека, это очень помогает в работе. В каждом поступке есть свои корни и причины: воспитание, образование, национальные особенности, положение в семье, в обществе, предрасположенность. Один вспыльчив, другой замкнут, третьему разрядиться нужно путем ссоры. А может быть, потому, что я помогал многим ребятам учиться. В шестом классе я вступил в комсомол, в седьмом меня избрали секретарем комсомольской организации школы, которая состояла всего из трех человек. Озорничал я редко, Правда, в парке перегораживали аллею ниткой в нескольких местах. Идет парочка - раз порвет, два порвет и в третий раз ждет подвоха: все ощупывает, хотя ниточки уже нет. Вообще-то я был спокойным, уравновешенным. Старался всем помочь, не издевался над слабаками и, что особенно ценилось одноклассниками, всегда давал списывать; однако когда мне делали пакости, не прощал. В драках иногда участвовал. А тогда были такие правила: биться до первой крови. Читал я много и старался делиться прочитанным. Ребята в большинстве своем из сложных семей, знаний у них было маловато. Помню, в шестом классе прочел «Занимательную астрономию» Воронцова. Вот меня и водили из класса в класс, и я рассказывал о созвездиях. Особенно всех заинтересовал наш астрономический адрес: «Галактика. Любил очень созвездия рисовать. В то время очень увлекался туризмом и с пятого класса ходил в походы. Поддерживал меня учитель физики - он тоже любил путешествовать. Занимался в клубе горного туризма на станции юннатов недалеко от Мазутного проезда, ездил туда на трамвае из Измайлова. В 16 лет получил удостоверение инструктора по туризму, а летом мне предложили поработать в детском городке Измайловского парка. Там был создан детско-юношеский клуб, я значился его директором. Большинство ребят в ту пору уезжали в пионерские лагеря или к родственникам в деревню. В городе оставались в основном дети из неблагополучных семей. Возраст моих подопечных был самый трудный: от 12 до 17 лет. Один из мальчишек состоял на учете в отделении милиции, так как чуть не зарубил отца топором: пьяный отец бил мать, сын бросился ее защищать и поранил негодяя. Гена был просто веселый хулиган. Его поставили на учет в милиции из-за того, что во время празднования Пасхи он залез на крышу сарая, завернул в бумагу свернутую кинопленку, поджег ее и бросил в толпу верующих - «дымовую завесу». Милиция стянула его с крыши. Он орал, что не хулиган, а атеист. Были ребята, которые состояли на учете в милиции за мелкие кражи, за драки. И вот таких разных подростков надо было объединить делом. Я предложил отправиться в турпоход. Ребята загорелись. К походу мы готовились тщательно: ставили палатки, разжигали костры в любую погоду, готовили на них еду. Ездили в городской клуб, учились перечерчивать схемы, читали отчеты других групп о походах, спорили, куда идти. Выбрали два маршрута: Мещера, куда я сам когда-то ходил, и Приокско-Террасный заповедник. Отправились сначала на Мещеру. Доехали до Владимира поездом, от него до станции Тума, оттуда по узкоколейке до села Ольгина, далее пешком до реки Пра. Во Владимире с нами произошла интересная история. Город готовился к какому-то юбилею, всюду шли приготовления, съемки. Наша группа выглядела очень живописной, и местные кинооператоры попросили, чтобы мы сели на обрыве над Клязьмой на фоне соборов, и сделали съемки. Когда мы вернулись из похода, наши родственники рассказывали, что в передаче по телевидению о юбилее города Владимира нас показывали с таким текстом: «Хороши владимирские ребята! Мы прошли все есенинские места. В Солотче встретились с теткой Есенина Татьяной. Там же жил в это время и автор книги «Дикая собака Динго» Илья Фраерман. Это был уже совершенно старый человек Мы пришли к нему, но поговорить не удалось, посмотрели на него, как на живую реликвию. Из Солотчи пешком прошли до Рязани. Осмотрели город, его достопримечательности. Оттуда на пароходе «Пестель» - последнем колесном пароходе выпуска начала прошлого века - вернулись домой. Ехали третьим классом рядом с «ученой» коровой, которая мычала, когда ей нужно было справить нужду. В этом походе ребята закалились, научились поддерживать друг друга, да и физически окрепли. Время было такое, что нужно было все нести с собой, потому что купить продукты в тех местах было трудно. В лучшем случае - хлеб, да и то его привозили не каждый день. Поэтому тащили на себе и сухари, и растительное масло, и консервы плюс палатки, одежду - словом, все на себе. Были и курьезы. Гена-«атеист» за ним так и закрепилось это прозвище , заснул, когда мы ехали по узкоколейке. Он сидел, свесив ноги, и где-то на повороте вывалился и упал. А вагон узкоколейки широкий, колеса от бортов далеко, поэтому он не пострадал, тем более что поезд двигался черепашьим шагом. Поэтому Гена не стал сразу бежать за поездом, а вначале нарвал цветов для девочек и, догнав поезд, торжественно их одарил. В пути я использовал всякую удобную возможность, чтобы побольше рассказать ребятам о Паустовском и Есенине. Паустовского я очень любил и много его читал. С творчеством же Есенина познакомился только в девятом классе - именно тогда у нас появились первые томики стихов поэта. Кроме того, мой старший двоюродный брат кончал филологическое отделение педагогического института и просвещал меня, много рассказывая о поэтах, в том числе и о Есенине. Ребята слушали, затаив дыхание. Для большинства из них это были совершенно новые, не известные ранее страницы литературы. Рассказывал я и содержание книг Фраермана, которые тоже в свое время прочитал. Питались мы и подножным кормом: ловили рыбу в реке Пра. Не всегда, правда, это было по-честному, так как иногда мы, увы, забирались в верши, которые местные жители ставили на карасей. Второй поход был в Приокско-Террасный заповедник. Посмотрели на зубров, побывали в заповеднике. Поход по Мещере оставил, конечно, наибольшее впечатление. Длился он около месяца, мы проделали путь в 308 км , из них основное время, не считая дороги от Москвы до Владимира и от Рязани до Москвы, шли пешком. Второй поход прошел уже легко. Спортом я занимался в школе мало и неохотно. Бегал на лыжах - любимый вид спорта в Измайлове, но больших успехов не достиг: лишь третий разряд. Думаю, потому, что человек я не азартный. Такой же разряд был у меня и по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки. Летом два сезона занимался греблей на «шестерке». Я был левым загребным на большой морской шлюпке ял. Один раз мы даже заняли четвертое место по Москве. Правда, и участвовали в соревнованиях всего четыре шлюпки! Ездил заниматься греблей в Хлебниково и на Измайловский пруд. В школе увлекался историей. Учительница истории, она же секретарь парторганизации, преподавала свой предмет не формально, давала знаний значительно больше школьной программы, и марксизм в какой-то мере был заложен ею в основу моих знаний. Мы знали, чем Ленин отличался от Троцкого, знали про Каутского и про Плеханова. Она рекомендовала нам, какие книги стоило прочитать. Так что историю мы не просто заучивали. Преподаватель физики был совсем другим человеком. Правда, поговаривали, что он не знает физику и что у него даже нет высшего образования. Да и когда ему было учиться - Михаил Борисович Бергман, поволжский немец, всю войну сидел на Колыме! Но он учил нас жизни.

Курсы валюты:

  • Дело Жукова в июне 1946 года
  • Юрий Жуков: «Оттепель» началась вскоре после войны»
  • Генерал Цвигун. Несостоявшийся триумф. | Пикабу
  • Емельянов Юрий - Хрущев. Смутьян в Кремле
  • Защитник Хрущева

Партийная карьера Хрущёва

  • Юрий Жуков: «Оттепель» началась вскоре после войны» — КПРФ Москва
  • Брежнев не подписал…
  • Что послужило причиной
  • Спас тысячи жизней, не исполнив приказ. Подвиг генерала Шапошникова

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий