Для разрешения возникшего экзистенциального конфликта Запад принял решение уничтожить СССР, сначала развязав против него «холодную войну», потом, с началом перестройки, пообещав интеграцию, а впоследствии подтолкнув к развалу. Он заявил, что военное освоение Украины другими государствами является экзистенциальной угрозой для России.
Что такое экзистенциальный кризис
Китай представляет для США угрозу экономического уровня, что, безусловно, угрожает господству США, как центру принятия решений и первичному бенефициару капитала и технологий. Россия является «экзистенциальной угрозой» для Европы, европейским странам необходимо «предоставить Украине все средства для самозащиты», заявила глава ЕК, передает ТАСС. Экс-командующий НАТО в Европе называет Россию «непреходящей экзистенциальной угрозой для США, их союзников и международного порядка». Все реальные ситуации экзистенциальной угрозы имеют одно общее условие: они, так или иначе, ставят под угрозу существование человека как живого существа.
Что такое экзистенциальная угроза Понимание и примеры
10 сен 2023. Пожаловаться. «Единственная экзистенциальная угроза, с которой встречается человечество, даже страшнее ядерной войны, — глобальное потепление». Такое мнение выразила замглавы Еврокомиссии Маргрете Вестагер, выступая в Американском институте предпринимательства. Медицинские эксперты выступили с новым призывом остановить разработку искусственного интеллекта (ИИ), предупредив, что он представляет «экзистенциальную угрозу» для людей. Первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский заявил, что ядерная доктрина России предусматривает возможность использования ядерного оружия в случае "экзистенциальной угрозы" стране. Антонов подчеркнул, что военное освоение Украины другими государствами является экзистенциальной угрозой для России. Экзистенциальные угрозы формируются сегодня на нескольких фундаментальных основаниях.
Экзистенциальные угрозы
Бывший президент США Дональд Трамп представляет собой экзистенциальную угрозу и попытается свести на нет все, чего добились демократы, заявил действующий лидер страны Джо Байден. Выражение "экзистенциальная угроза" означает угрозу, которая может стереть с лица земли какой-то объект, а вернее, его качественно-ценностное состояние. Климатические изменения представляют собой экзистенциальную угрозу для нашей планеты. Говоря простыми словами, экзистенциальная угроза – это угроза, которая может. Рассказываем, что такое экзистенциальный кризис, как с ним справиться и. Медицинские эксперты выступили с новым призывом остановить разработку искусственного интеллекта (ИИ), предупредив, что он представляет «экзистенциальную угрозу» для людей.
Экзистенциальные угрозы
Россия является «экзистенциальной угрозой» для Европы, европейским странам необходимо «предоставить Украине все средства для самозащиты», заявила глава ЕК, передает ТАСС. Мы расскажем Экзистенциальные угрозы формируются сегодня на нескольких фундаментальных основаниях. Мы расскажем Экзистенциальные угрозы формируются сегодня на нескольких фундаментальных основаниях.
Глава ЕК назвала Россию «экзистенциальной угрозой» для Европы
Он означает, что ни одно государство не вправе укреплять свою безопасность за счет безопасности других», — отметил посол. Дипломат добавил, что указанные им цели легко выполнить при наличии политической воли. В реализации этих планов поможет выработка серьезных долгосрочных правовых гарантий безопасности. Ранее Антонов предупредил, что Россия разработает «уязвимости» для стран Запада, если они продолжат курс на создание военных угроз для России.
Кризисные ситуации провоцируются и внешними обстоятельствами.
Разного рода трагические события и потрясения оставляют след на психике человека, влияют на его мировоззрение. Внутренняя борьба может длиться годы и десятилетия. Личность находится в постоянном поиске ответов и не находит их. Впрочем, это не означает, что человек думает о смысле бытия неусыпно и круглосуточно.
Он всё же отвлекается на события, происходящие вокруг. Периодически человек возвращается к своим размышлениям, используя новую информацию о себе и окружающем мире, которую получил за время затишья. Если же погружение настолько велико, что перерастает в депрессию, тогда требуется помощь специалистов. Дело в том, что сомнения, не получившие естественного разрешения, приводят к подавленному состоянию, а оно, в свою очередь, провоцирует суицидальные мысли.
Поэтом в благополучных развитых странах люди гораздо чаще испытывают подобные наклонности. Есть мнение, что такие состояния лечатся трудом. Физическая деятельность, связанная с ежедневными усилиями, утомляет организм настолько, что у человека не остаётся сил размышлять о своём существовании. После работы он «проваливается» в сон, а мозг в это время отдыхает и «перезагружается», не оставляя шансов для появления кризиса.
Но если взглянуть на человеческую историю, то можно наблюдать, что это состояние стало причиной появления многих художественных произведений фундаментальных поступков знаковых личностей. Именно глобальное переосмысление жизни породило великолепные плоды творчества художников, писателей, музыкантов и учёных. Человек — сложное существо и его психология полна ловушек.
В целом же, представители второго подхода при рассмотрении экзистенциальных угроз акцентируют внимание на факторах негативного влияния на сознание, мировоззрение и психику человека, следствием которого могут стать необратимые антропологические изменения деструктивного характера. Становится очевидным, что понятие безопасности в экзистенциальной философии трансформируется в проблему поддержания устойчивости сознания, как важнейшего условия сохранения устойчивости существования внутреннего, «жизненного мира» человека, в кризисных для сознания ситуациях. Проблема устойчивости существования человеческой цивилизации с привлечением факторов сознания, ментальности и культуры нашла развитие в различных философских течениях постмодерна. Объединяющей их, является, с одной стороны, направленность в будущее, с другой, — обращение к онтологическому основанию безопасности — существованию человечества как единой цивилизации. Так, Арнольд Тойнби в «Исследовании истории» к угрозам цивилизационного развития относит военные поражения, природные катастрофы, экономическое, политическое, национальное соперничество сверхдержав, отчуждение от власти и культуры масс населения, изнутри разрушающие цивилизацию. Спасти цивилизацию, по убеждению мыслителя, может духовное обновление, согласие, моральное единство народа, гармонизация отношений с природой, рациональность мышления творческой и правящей элиты, ее способность к новому пониманию сути «вызовов времени» и способность дать соответствующий «ответ». Прогресс цивилизации, по мнению Тойнби, заключается в духовном совершенствовании и духовном единстве на основе синкретической религии будущего — источника норм, ценностей морали и духовности, составляющих ядро человеческой культуры и внутренний стержень истории.
Предостережению общества от тоталитарной идеологии и манипуляций сознанием масс средствами культуры посвящены работы К. Поппера, Т. Адорно, Ж. Доменака, К. Мангейма, Е. Развивая идею «паноптикума» И. Бентама — власти как всевидящего ока, М. Фуко анализирует такие механизмы тотального контроля как биовласть, психиатрический и дисциплинарный порядок [4, с. Однако, наиболее опасную форму реализации идеи «паноптикума» аналитики усматривают в возможностях, открываемых перспективой глобализации информационного пространства и конвергенции информационных и высоких гуманитарных технологий. Тотальные формы социального контроля и манипуляции в постмодерном обществе анализируются Ж.
Бодрийяром в работе «Символический обмен и смерть». Описывая механизмы контроля «бинарного пространства» информационного общества, в котором на смену традиционным ценностям пришли симулякры, мыслитель подчеркивает, «сколь велико различие между этим полем контроля и репрессивным пространством традиционного общества — пространством полицейского порядка, который еще соответствовал что-то значащему насилию» [5, с. Время торжества симулякров Ж. Бодрийяр отождествляет с виртуальным апокалипсисом, который имеет место здесь и теперь. Вопрос опасности утраты мирового культурного наследия поднимает Поль Рикер в статье «Всемирная цивилизация и национальные культуры». Представители культурологического направления Э. Тейлор, Дж. Фрезер, Б. Девидсон основную угрозу человечеству усматривают в столкновении различных по содержанию культур. Причинами социокультурных конфликтов, по их мнению, являются различия в традициях, верованиях, социальных нормах, искусстве, провоцирующие социальное напряжение во взаимоотношениях между представителями различных этнических и конфессиональных групп.
Поэтому диалог между носителями различных моральных идеалов, сориентированный на достижение базового консенсуса, по убеждению О. Ахиезера, должен определяться как прогрессивные человеческие усилия осознанного противоборства с социокультурным расколом, как противостояние опасности дезорганизации [7, с. Проблема межцивилизационного конфликта является ведущей в работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Автор выдвигает тезис, что в отличие от прошлых времен, когда главным источником глобальных и локальных конфликтов были экономика и идеология, в будущем им станет культура. Столкновение цивилизаций, по его мнению, является наибольшей угрозой миру во всем свете, и международный порядок является самым надежным способом предупреждения мировой войны [8, с. Важной предпосылкой устойчивости цивилизационных образований Хантингтон считает цивилизационную идентичность. Она образуется как культурная идентичность наивысшего ранга и имеет общие черты объективного характера: язык, историю, религию, институты, обычаи, традиции, а также субъективную самоидентификацию людей. К группе экзистенциальных угроз и рисков мыслители относят опасность, таящуюся в возможности использования новых знаний во зло человечеству. Этот феномен, названный В.
Поттером «опасным знанием», наиболее ярко проявляется в развитии оружия массового уничтожения, создании новых видов вооружения, технологиях манипулирования массовым сознанием. Это обусловлено, по мнению мыслителя, опережающим ростом научного знания по отношению к возможностям его осмысления и адаптации к новым реалиям бытия, опережением темпов социальной трансформации по отношению к возможностям науки отвечать на вызовы социальных изменений. Опасное знание определяется исследователями как информация, полученная в результате научных исследований, негативные последствия которой общество не в состоянии эффективно контролировать на данном этапе своего развития [9, с. Научная деятельность, лишенная ценностных императивов, по взглядам ученых, способна завести человечество в цивилизационный тупик. Тогда, как решение вопроса об использовании новейших знаний с учетом критериев «добра и зла» открывает пути практического решения проблемы существования человеческой цивилизации, находящейся под угрозой ядерного апокалипсиса. Проблема формирования и использования научных знаний на современном этапе развития цивилизации неизбежно выводит на проблематику современных технологических рисков, поиска новых этических регуляторов, научно-технической деятельности, путей преодоления глобальных кризисов, на проблематику устойчивого развития и возможного изменения базисных ценностей технологической цивилизации [10, с. Становится очевидной зависимость направленности результатов исследования от ценностных ориентаций, гуманистических, этических, экологических принципов, исповедуемых ученым. Этичность выступает одной из предпосылок гуманитаризации науки, условием ее гармоничного включения в культуру как предпосылки сохранения человеческой цивилизации. Изменение парадигмы мышления на основе формирования этики ответственности, по убеждению Г. Йонаса, является условием сохранения целостности человеческого существования [11].
Возрастающая рискогенность современных научно-технологических знаний в сфере ядерной физики, генной инженерии, нанонаук, синтеза информационных и высоких гуманитарных технологий актуализирует проблему выживания человечества. Французский мыслитель Жан Фурастье, в качестве негативных последствий технологического развития выделяет разрушение «тысячелетних гарантий» стабильности и психологического равновесия, проявляющихся в разрыве личностных связей, контактов с живой природой, разрушении размеренного ритма жизни и других исходных жизненных потребностей человека. Основное условие сохранения устойчивости социума Фурастье усматривает в восстановлении целостности человеческого существования, возможного благодаря развитию культуры. Известные футурологи У. Бек, Е. Ласло, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма также ставят под сомнение гуманистическую ценность научно-технологического прогресса, превращающего социум в общество риска, наполненное угрозами, открытое для катастроф, неспособное гарантировать экзистенциальную безопасность. Применение высоких технологий без учета возможного негативного влияния на природу и человека создает угрозу утраты ими «иммунной системы защиты» [12, с. Вторжение технологий в фундаментальные первоосновы природы может угрожать человечеству непредвиденными, катастрофическими ответными реакциями природы.
Планетарная жизнь, по мнению исследователей, становится беззащитной перед научно-технологичной активностью цивилизации [13, с. Пробуждение у людей осознания уязвимости природы, ответственности за ее сохранение и последствия своей деятельности, рассматривается как ведущий тренд переформатирования общественного сознания. В таком мышлении мораль, по отношению к истине, выступает как система ценностных критериев, определяющих этические требования и гуманитарные границы применения научных знаний. В качестве единственного возможного пути сохранения человеческой цивилизации выдвигается идея преобразования внутреннего мира человека, его сознания и культуры. По убеждению В. Наряду с экзистенциальными угрозами экологического и технологического характера в психологическом, интеллектуальном и духовном мире происходят непредсказуемые процессы, связанные с «изменением человеческой субъективности» [15, с. Ведущим фактором рискованной, радикальной трансформации человеческой природы выступает синергетическое взаимодействие нанонаук, генной инженерии, информационных и высоких гуманитарных технологий, предупреждают ученые [16, с. В связи с этим, констатируется появление новой гуманитарной угрозы «деантропологизация человека». Современный человек не только утратил свою идентификацию, но и умирает как антропологическая данность. Разговор идет, по своей сути, не о преобразовании человеческой природы, а об ее утрате, подчеркивает П.
Гуревич [17, с. Постепенное вытеснение человека — «постчеловеком» вследствие интервенции в природу человека высоких «конвергирующих технологий BNIC био-, нано-, инфо- и когнитивных , ведущих к утрате смыслов человеческой жизни, по мнению В. Лекторского, порождает экзистенциальную угрозу «коллективного самоубийства человечества» [18, с. На наш взгляд, инструментом предотвращения подобных гуманитарных рисков может стать аксиологическая экспертиза новейших технологий на их соответствие общечеловеческим и экзистенциальным ценностям, определяющим общепризнанные смыслы человеческого существования и учитывающие, по мысли К. Апеля, «регулятив выживания». Аксиологическую экспертизу можно рассматривать как составляющую гуманитарной экспертизы, которая должна быть органично вплетенной в любую экспертную деятельность, ориентированную на человека [19, с. В условиях обострения конфронтации культур и цивилизаций целевым вектором социальной философии становится возможность конституирования принципиально ненасильственных способов человеческого существования.
Когда мы сталкиваемся с непредвиденными обстоятельствами или проблемами, которые кажутся бесконечными или неразрешимыми, это может подорвать нашу веру и уверенность в будущем. Вот несколько подходов, которые могут помочь: 1. Общение, поддержка и понимание помогут нам смириться с тем, что происходит, и найти выход из неприятной ситуации. Независимо от того, какие цели мы выбираем — физическое здоровье, карьерный рост, семейное благополучие или духовное развитие — они могут служить опорой и вдохновением для нас.
Жизнь проходит мимо: как справиться с экзистенциальным кризисом
Осознание смысла жизни: Люди, которые начинают осознавать смысл своей жизни и рассматривают его в контексте более широких социальных и философских вопросов, могут пережить экзистенциальную тревогу в процессе самоосознания. Социальное окружение: Влияние семьи, общества и культуры может оказывать существенное воздействие на формирование экзистенциальной угрозы. Понимание суровой реальности и неопределенности мира вокруг нас может усиливать страх перед потерей смысла жизни. Все эти факторы вместе или по отдельности могут вызывать экзистенциальную угрозу, которая переживается каждым человеком по-разному. Понимание этих факторов и осознание их влияния на нашу жизнь может помочь справиться с такой угрозой и обрести гармонию и уверенность в своей сущности. Негативные последствия экзистенциальной угрозы Экзистенциальная угроза является особенной формой страха, связанного с осознанием неизбежности смерти и потери смысла жизни. Понимание сущности этой угрозы может иметь серьезные негативные последствия для психологического и эмоционального благополучия человека.
Одним из основных негативных последствий экзистенциальной угрозы является постоянный страх перед смертью. Осознание неизбежности конца жизни может привести к тревоге, беспокойству и даже панике. Человек может испытывать страх перед неизвестностью, перед тем, что произойдет после смерти. Еще одним негативным последствием экзистенциальной угрозы является потеря смысла жизни. Когда человек осознает, что его существование временно и что в конечном счете все исчезнет, он может чувствовать, что его усилия и достижения бессмысленны. Это может привести к депрессии, апатии и чувству безысходности.
Читайте также: Как проверить, жив ли человек, если о нем нет информации в интернете по городу, имени и фамилии Также экзистенциальная угроза может вызывать вопросы о смысле жизни и ценностях. Человек начинает задаваться вопросами о том, что на самом деле имеет значение и что действительно стоит ценить. Это может вызвать внутренний конфликт и неопределенность, особенно если человек не может найти однозначных ответов. Как справиться с экзистенциальной угрозой? Экзистенциальная угроза — это состояние, когда человек осознает, что его жизнь подвергается опасности или лишается смысла и цели. Для того чтобы справиться с этой угрозой и продолжать жить полноценно, необходимо понять и осознать свою собственную сущность, а также найти те факторы, которые придают жизни истинный смысл.
Важным этапом в справлении с экзистенциальной угрозой является осознание собственной сущности. Это подразумевает поиск ответов на вопросы о своей роли в мире, о своих ценностях, о том, что действительно важно для нас. Понимание того, кто мы есть и чего мы хотим достичь, поможет нам построить более осмысленную жизнь и стать более устойчивыми к угрозам. Кроме того, важно находить и создавать смысл в своей жизни. Экзистенциальная угроза может вызывать страх и чувство бесполезности, и для преодоления этих чувств необходимо найти цели и интересы, которые помогут нам ощутить, что наше существование имеет значение. Это может быть любовь к близким людям, признание в профессиональной сфере, творчество или служение другим.
Не менее важным фактором в справлении с экзистенциальной угрозой является формирование понимания собственных страхов. Зачастую наши страхи ограничивают нашу способность вести осмысленную жизнь, поэтому важно осознать их и научиться с ними справляться. При этом необходимо помнить, что переживание страха не значит, что мы бессильны, а лишь показывает, что перед нами стоит важная задача, которую мы можем решить. Борьба с физическими проявлениями Страх — это неизбежный фактор в жизни каждого человека. Он связан с нашей сущностью и основан на страхе за свою жизнь и благополучие. Экзистенциальная угроза — это выражение страха перед потерей смысла и цели в жизни.
На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с различными угрозами — физическими и ментальными. Физические угрозы это то, что является непосредственной угрозой для нашего тела и здоровья. Борьба с физическими проявлениями экзистенциальной угрозы — это путь к пониманию и осознанию своей сущности. Для этого необходимо развивать свое физическое тело, укреплять его и заботиться о нем.
И наоборот, чем более мы деятельны, тем меньше деструктивных мыслей в нашей голове.
Поэтому очень важно изменить мышление, делая вещи, повышающие ценность жизни. Помогайте другим, если пока не можете себе и запускайте бумеранг позитивных изменений в жизни. Ведите блокнот или дневник Ведение дневника может стать отличным способом выпустить негатив из тела и разума на бумагу. Составляйте списки людей, мест и ситуаций в вашей жизни, которые несут позитив или негатив. Потом можно попробовать вести журнал благодарности,где нужно вносить сведения о людях, которые проявили к вам добро — даже самое маленькое.
Задавайте себе правильные вопросы Только не начинайте с вопросов по типу «какова моя цель? Они только усугубят ситуацию. Разбейте их на более мелкие, такие как «что я могу сделать на этой неделе, чтобы повысить ценность своей жизни? Маленькими шагами вы выложите ответ на фундаментальный вопрос. И не обязательно сразу.
Проведите исследование Иногда мы задаем себе вопросы, на которые действительно нет ответа. Есть ли жизнь после нашей смерти? Существуют ли другие миры? Как найти свое предназначение?. И многие другие.
Размышлять о них можно годами, только вот ответ найти почти невозможно. Поэтому, вместо того, чтобы биться головой о неизвестность, психологи советуют исследовать собственные чувства. Смотрите видео, посещайте лекции, читайте или ходите на церковные службы, если вам этого хочется. Можно даже попросить кого-то из приятелей стать вашим наставником. Возможно, в разговоре с посторонним вы найдете ответе, которые ищите.
Дайте себе побыть агностиком Примите то, что все ответы знать невозможно. Просто потому что невозможно иногда задать правильные вопросы или получить научное подтверждение явлениям. Наши знания ограничены. В этих случаях важно снять с себя давление, и перестать требовать идеальных ответов на все вопросы. Принятие факта, что вы не можете знать все, снимет напряжение и уменьшит вес экзистенциального кризиса.
Попросите поддержки Мы легко погружаемся в себя, когда ищем потерянный смысл и интерес к жизни… Но в то же время, важно помнить о людях, которые есть в нашей жизни. Обсуждайте свои чувства, задавайте вопросы близким, слушайте их советы и стратегии выживания. Помните, что вы не одиноки в своих чувствах, и есть люди, которые поддерживают вас, несмотря ни на что. Обращайтесь за помощью к специалистам Когда вам кажется, что все возможности пережить экзистенциальный кризис исчерпаны, всегда остается еще одна — помощь врача. Обратитесь к психотерапевту или психологу, поговорите с ними о чувствах, которые испытываете.
Экзистенциальная терапия — это особая форма лечения. Здесь вы сами руководите процессом, рассказываете о проблемах, которые имеют для вас значение, но не разбираете жизнь под микроскопом. Терапевт может переформулировать ваши собственные вопросы таким образом, чтобы вы наконец осознали, что испытываете. А еще он предложит план по апгрейду вашей жизни: добавит в нее действий, людей, заданий и идей по выходу из состояния застоя. Экзистенциальный кризис в кинематографе Наступило время, когда экзистенциализм стал чуть ли не мейнстримом в обществе 21 века.
Мы заново переживаем кризис собственной идентичности, меняем местами ценности и рассматриваем жизнь с позиции влияния на нее. Душевные терзания, которым раньше предавались герои романов, перекочевали на большие экраны. И вот уже миллионы людей обсуждают сложный выбор героя голливудского триллера или психологической драмы. Отчасти это явление несет в себе и позитивный момент. Психологи говорят, что переживая чью-то драму на экране мы частично освобождаем себя от груза неразрешенных проблем.
А факт того, что наша история не уникальна и вовсе не дает отчаиваться.
Лангер, позволяет интерпретировать мифологические представления в качестве системы символов, объективирующих чувства, эмоции, переживания человека относительно угроз его существованию. В соответствии с этой теорией мифы образуют смысловое, ценностное и символическое поле экзистенциальной безопасности. Таким образом, мифологическое сознание в терминах символического языка как бы моделирует, классифицирует и интерпретирует мир, общество и человека в контексте безопасности существования.
В свою очередь, мифологические представления о безопасности существования человечества можно интерпретировать как символический код, ключом к которому выступают смыслы, скрывающиеся за символикой мифологических сюжетов. В целом же, в мифологическом сознании безопасность представляется как такое состояние жизненного мира, которое основывается на единых универсальных принципах существования и постигается благодаря уяснению непреходящих смыслов бытия. А угрозы воспринимаются таким сознанием как последствия человеческих деяний, нарушающих универсальные принципы Вселенной. В религиозной философии проблема безопасности существования человечества осмысливается несколько в иных ключах и в контексте эсхатологии — религиозного учения о конце Света, основанного на апокалипсических откровениях пророков.
Апокалипсис представляется богословами как финал истории, возвращение к такой форме бытия, когда пространство, время и материя находились в свернутом состоянии в качестве потенции Универсума. Ментальные предпосылки апокалипсиса богословы усматривают в возможных последствиях нарушения универсальных принципов человеческих отношений, завещанных Творцом. Исходя из принципа неограниченного могущества Бога, Августин приходит к выводу, что спасение града Божьего поддерживается только верой. Таким образом, в вопросе об общем спасении скрывается феноменологический аспект решения проблемы экзистенциальной безопасности посредством изменения индивидуального и коллективного сознания.
А источник достижения такого состояния общества находится в сознании каждого человека, представляя собой духовные ценности, определяющие отношение к миру. Философия религии дает возможность охватить, как минимум три уровня смыслового содержания феномена безопасности. Сакральный смысл безопасности существования человечества заключается в способности верующего человека находиться в благодати как сфере влияния Бога. Эзотерический смысл заключен в священнодействиях, позволяющих удерживать, сохранять благодать с помощью религиозных обрядов и ритуалов.
Экзотерический смысл безопасности заключен в религиозной культуре, обычаях, предписаниях и нормах, позволяющих сохранять и поддерживать ощущение причастности к Высшему в повседневной жизни. Как видим, безопасность существования человечества в религиозном мировоззрении приобретает трансцендентальную значимость и обусловливается высшими, духовными ценностями и внеисторическими смыслами, постижение и реализация которых возможны на основе веры. Следует отметить, что мифологические и религиозные формы осмысления перспектив человеческого существования частично, фрагментарно трансформировались в повседневную форму коллективного сознания в качестве модуса безопасности. Его канву представляют сюжеты народных сказок, баллад, песен, басен, пословиц и поговорок, отражающих жизненные смыслы человеческого бытия и образующих метафизическую опору сознания в постоянной борьбе за устойчивость и безопасность жизненного мира в повседневной жизни.
Однако, наиболее рельефно осмысление угроз существованию человечества, как экзистенциальной проблемы, происходило в русле развития неклассических течений философии постмодерна. Эта проблема интерпретировалась в терминах «конца истории», «антропологической катастрофы», «онтологического кризиса человечества» и др. Озабоченность незащищенностью человеческого бытия, как онтологической проблемы звучит в произведениях О. Шпенглера, М.
Хайдеггера, К. Ясперса, Ж. Сартра, А. Камю и других представителей экзистенциализма.
По их взглядам, катастрофические события новейшей истории выявили неустойчивость, слабость, незащищенность человеческого существования. Ясперс [3, с. Анализу трансформаций, сопровождающих переход общества в постиндустриальную фазу развития и порождающих угрозы социуму, посвящено творчество Д. Белла, У.
Бека, Н. Лумана, Т. Концепцию «конца истории» как критической межи, к которой вплотную приблизилось человечество, разрабатывают Т. Адорно, Р.
Гвардиани, Ф. В условиях «онтологического кризиса человечества», задачу обоснования путей сохранения жизни на Земле, выдвигают в качестве приоритетной, представители практической и коммуникативной философии Д. Каллахан, В. Поттер, К.
Апель, Ю. Хабермас, В. В целом же, философия постмодерна, с одной стороны, породила концепты неустойчивости, беззащитности, уязвимости человечества, с другой — инициировала поиск новых моделей развития общества в условиях системного кризиса и глобализации угроз человеческому существованию. Непосредственно, рациональным основанием разработки проблемы экзистенциальной безопасности, раскрывающим ее предметную сторону, явилось комплексное осмысление учеными глобальных угроз, с которыми столкнулось человечество в конце двадцатого столетия, вследствие неподготовленности общества к взрывообразному научно-технологическому прогрессу.
Ведущая роль в осмыслении глобальной безопасности и устойчивого человеческого развития принадлежит ученым Римского клуба, основанного А. Печчеи в 1968 году. В докладах Д. Медоуза, М.
Месаровича, Э. Пестеля, Я. Тинбергена, Э. Ласло и Б.
Гаврилишина был осуществлен критический анализ развития цивилизации, которой угрожает глобальная экологическая катастрофа; проанализированы перспективы нового мирового порядка и модели его исследования на основе математических критериев; обоснована возможность возникновения мировой ядерной катастрофы и необходимость ее предотвращения; предложены пути разрешения экологических, энергетических, продовольственных, демографических и культурных проблем развития человечества. Таким образом, синтез рациональных, феноменологических и иррациональных знаний об угрозах существованию человечества, послужил основой формирования отношения к безопасности как к интегративному и универсальному явлению человеческого бытия. При таком подходе, понятие экзистенциальной безопасности стало употребляться, прежде всего, для обозначения состояния общественного сознания, характеризующегося обеспокоенностью судьбой человечества, существованию которого угрожают глобальные опасности экологического, техногенного и антропогенного характера, сопровождающееся поисками путей к их предотвращению. Социокультурные горизонты осмысления экзистенциальной безопасности Теоретическое поле анализа экзистенциальной безопасности, рассматриваемого в качестве социального явления, образуется такими понятиями как экзистенциальные угрозы, опасности и риски, с одной стороны, и возможные пути и способы их предотвращения, — с другой.
При этом, в публикациях встречаются два подхода. Для первого подхода, характерно толкование экзистенциальных угроз как планетарного явления, к которому относят деструктивные факторы развития земной цивилизации, по существу совпадающие с глобальными угрозами. К основным группам глобальных угроз относят: глобальный экологический кризис и связанный с ним блок экологических, антропологических, демографических вызовов существованию человечества; ограниченность энергетических и сырьевых ресурсов, детерминирующая экзистенциальные риски; угрозу катастрофического роста обнищания населения вследствие асимметричности мирового экономического и демографического развития, влекущую ряд миграционных и этнических проблем; опасность развязывания мировой ядерной войны, ядерного терроризма и ряд экзистенциальных рисков, связанных с разработкой новых видов оружия массового уничтожения. Однако, основные пути решения глобальных проблем до сего времени остаются в границах методов, предлагаемых технократическими подходами, с привлечением институционального инструментария, разработанного в рамках политологических теорий национальной и международной безопасности.
Второй подход базируется на традициях, заложенных в феноменологии, экзистенциальной философии и культурологии, где акцентируется внимание на внутреннем, жизненном мире человека. А проблема сохранения существования нашла свое первичное выражение в осмыслении соотношения жизни и смерти как двух противоположных сторон единого целого — феномена существования или экзистенции. Знаковыми феноменами, рассматривающимися в качестве признаков экзистенциальной безопасности, выступают, во-первых, интенция к предупреждению возможности утраты сознанием своей устойчивости в пограничных ситуациях и, во-вторых, забота — как бытие присутствия и «проект в будущее», по М. В качестве условия полноценного существования личности, выдвигается необходимость преодоления ужаса, возникающего в пограничных ситуациях и являющегося предпосылкой экзистенциальной ситуации — трансцендирования.
В целом же, представители второго подхода при рассмотрении экзистенциальных угроз акцентируют внимание на факторах негативного влияния на сознание, мировоззрение и психику человека, следствием которого могут стать необратимые антропологические изменения деструктивного характера. Становится очевидным, что понятие безопасности в экзистенциальной философии трансформируется в проблему поддержания устойчивости сознания, как важнейшего условия сохранения устойчивости существования внутреннего, «жизненного мира» человека, в кризисных для сознания ситуациях. Проблема устойчивости существования человеческой цивилизации с привлечением факторов сознания, ментальности и культуры нашла развитие в различных философских течениях постмодерна. Объединяющей их, является, с одной стороны, направленность в будущее, с другой, — обращение к онтологическому основанию безопасности — существованию человечества как единой цивилизации.
Так, Арнольд Тойнби в «Исследовании истории» к угрозам цивилизационного развития относит военные поражения, природные катастрофы, экономическое, политическое, национальное соперничество сверхдержав, отчуждение от власти и культуры масс населения, изнутри разрушающие цивилизацию. Спасти цивилизацию, по убеждению мыслителя, может духовное обновление, согласие, моральное единство народа, гармонизация отношений с природой, рациональность мышления творческой и правящей элиты, ее способность к новому пониманию сути «вызовов времени» и способность дать соответствующий «ответ». Прогресс цивилизации, по мнению Тойнби, заключается в духовном совершенствовании и духовном единстве на основе синкретической религии будущего — источника норм, ценностей морали и духовности, составляющих ядро человеческой культуры и внутренний стержень истории. Предостережению общества от тоталитарной идеологии и манипуляций сознанием масс средствами культуры посвящены работы К.
Поппера, Т. Адорно, Ж. Доменака, К.
Это значит, что на фоне изменчивого и противоречивого мира наша собственная психика пытается помочь нам осознать и самих себя. Понять, кем мы являемся в этой действительности, свои функции и задачи. А попросту, ответить на вопрос: зачем мы здесь? Экзистенциальный кризис может затронуть человека в любом возрасте, но обычно всегда есть конкретная причина. Часто люди испытывают экзистенциальный кризис, после серьезного, меняющего жизнь события.
В некоторых случаях кризис даже становится причиной сильного депрессивного расстройства. Спровоцировать состояние, когда все теряет смысл, может потеря любимого человека, осознание собственной смертности, чувство неудовлетворенности жизнью. Также триггером вполне могут стать и менее серьезные события — переезд, новое место работы или чувство вины за то, что произошло. Кто испытывает экзистенциальный кризис? Обычно, когда речь заходит об экзистенциальных кризисах, многие люди нервно закатывают глаза. Мол, какие кризисы, когда весь день крутишься, как белка в колеса и некогда в окно посмотреть, не говоря уже о том, чтобы думать о смысле жизни. Только вот экзистенциальный кризис, это этап. Который рано или поздно проходят все, кто закрыл свои базовые потребности, добился успеха на определенном уровне.
Нередко приходится слышать истории об успешных и обеспеченных людях, которые внезапно начинают говорить о потере смыслов. При этом внешне, формально у них все хорошо. У них есть материальный достаток, положение в обществе, которые в общем дают им возможность не беспокоится о завтрашнем дне. Только вот этого для счастья им не хватает. А людям же, которые заняты в первую очередь обеспечением самого насущного для себя и своей семьи, кажется, что эти успешные люди бесятся с жиру и просто набивают себе цену. Но в тот момент, когда критикан становится на место человека в кризисе, все становится на свои места. Теперь уже он не чувствуют радости, хотя казалось бы добился успеха в глазах других. Ответ на этот вопрос занимал и Виктора Франкла.
В своей книге заметил даже на примере молодых успешных американцев которые нередко срывались и ударялись не в проживание, а в прожигание жизни. В записках, которе они оставляли, часто находили такие строки: «У меня всё есть. Но я не знаю зачем мне жить». Типы экзистенциальных кризисов Несмотря на общую природу, экзистенциальные кризисы бывают разных видов и интенсивности. Рассмотрим основные. К ризис свободы и ответственности. Человек может быть подавлен обстоятельствами, которые заставляют его делать выбор. Он переосмысляет значимость своих обязанностей на работы или в учебе.
Люди начинают сомневаться в значении выбора в жизни, спорят сами с собой о свободе и спрашивают себя, способны ли они что-либо изменить в жизни. Кризис смерти и смертности люди испытывают, когда понимают, что смерти. Как правило, он настигает несколько раз з жизнь — в раннем детстве, в зрелые годы, и в преклонном возрасте. Старение обычно напрямую связано с этим типом мышления. Кризис отсутствия цели. Лишившись всех жизненных целей, люди оказываются в экзистенциальной пустоте. Их захватывает тревога, они теряют баланс в жизни и земля уходит из-под ног. Хотя фактически нечего не происходит.
Все дело в том, что наш мозг не терпит безделья, а отсутствие какой-либо активности воспринимается им как страшное наказание. Если с возрастом мы продолжаем жить бесцельно и неорганизованно, рано или поздно мозг начнет возвращаться к прошлым событиям. Нас будут мучить навязчивые мысли о былых ошибках, потерях, неудачных решениях. Мы впадаем в экзистенциальное отчаяние, которое подкрадывается незаметно и принуждает нас рефлексировать по поводу прошлого. И разумеется без какого-либо КПД для будущего и настоящего, хотя это ничего нам не дает.
Что такое экзистенциальный кризис
Эксперты в соответствующем докладе рассказали о причинах, по которым климатические изменения могут повлиять на ситуацию с инфекционными заболеваниями. Фото: Pixabay Отмечается, что рост температур и определенные изменения в осадках могут формировать условия для процветания переносчиков разных болезней. В частности, это в таком случае касается комаров. Помимо этого, на фоне частных экстремальных погодных явлений, к примеру, наводнений, также возможны вспышки инфекций.
За ним следует «кризис четверти жизни» — между 20 и 30 годами нужно начать делать карьеру, разобраться с отношениями, сохранить друзей. Очень часто переживания людей, которые сталкиваются с этим кризисом, обесцениваются. Считается, что 25 лет — это лучший период в жизни, и все проблемы не серьезны. На самом деле очень важно пережить этот кризис и найти ответы на вопросы, а не игнорировать их. Стремление все изменить и начать жизнь сначала остро проявляется в процессе «кризиса среднего возраста» , который случается между 40 и 60 годами. В этот период человек переосмысливает свои достижения и снова ищет себя. Он может развестись, сменить надежный хэтчбек на мотоцикл, бросить руководящую должность и уехать в деревню.
Байден заявил об экзистенциальной угрозе для существования человечества Вашингтон , 1 ноября, 2021, 18:53 — ИА Регнум. Президент США Джозеф Байден заявил, что изменение климата является угрозой самому существованию человечества.
Что такое экзистенциальный кризис: 10 главных признаков Опубликовано: Автор: Даниил Т. Приветствую Вас, друзья! Экзистенциальный кризис — это особое состояние, которое внезапно «накрывает» человека, резко меняя его отношение к собственной жизни и всему, что его окружает. Нельзя сказать, что он при этом страдает. Он просто начинает задаваться философскими вопросами о смысле жизни и существования, о том, насколько правильно он живёт и какую жизнь он мог бы прожить, если бы на определенном жизненном этапе повернул в другом направлении.
Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой экзистенциальный кризис, почему он возникает, в чём проявляется и как от него избавиться. Что такое экзистенциальный кризис? Экзистенциальный кризис — это сложный период, во время которого человек критически оценивает смысл своего существования и существования вообще. Он всерьёз задаётся вопросами в стиле «Кто я? Чаще всего с экзистенциальным кризисом сталкиваются либо молодые люди, только вступившие во взрослую жизнь, либо люди среднего возраста, задумывающиеся о том, чего достигли в жизни. Первые мечтают о великих свершениях и обеспокоены тем, чтобы не ошибиться с выбором жизненного пути. Вторые переосмысливают собственную жизнь и переоценивают ценности, пытаясь понять, тому ли делу посвятили жизнь и не пришло ли время поменять глобальные цели.
Признаки экзистенциального кризиса Большинство людей переживает данный кризис довольно болезненно, поскольку он практически всегда сопряжен с размышлениями о потерянном времени и об усилиях, потраченных не на то. Продолжительность такого состояния обычно зависит от того, противится ли ему человек. Чаще всего экзистенциальный кризис сопровождается такими состояниями и переживаниями как: Повышенный интерес к смыслу жизни. Человек буквально впервые в жизни задумывается о том, что о нём будут говорить после смерти, как его будут помнить. Его беспокоит мысль, оставит ли он после себя хоть что-нибудь, полезное для человечества. Грусть по поводу своего окружения. Иногда человеку, пребывающему в экзистенциальном кризисе, начинает казаться, что он мог бы добиться в жизни большего, но ему не повезло с окружением: семьей, друзьями и однокашниками, городом, страной или даже всем человечеством.
Экзистенциальные угрозы
Как расшифровывать понятие экзистенциальной угрозы? | Выражение "экзистенциальная угроза" означает угрозу, которая может стереть с лица земли какой-то объект, а вернее, его качественно-ценностное состояние. |
Экзистенциальная угроза: что это значит? | Угроза со стороны России: чего опасаются США? |
ЕС предупредили об экзистенциальной угрозе из-за действий США на Украине
Вполне вероятно, что проигравшая сторона будет близка к тому, чтобы перестать существовать в привычном виде. Что такое экзистенциальный кризис? Экзистенциальный кризис — это состояние тревоги у человека; чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Говоря простыми словами, экзистенциальный кризис — это негативное психологическое состояние человека, которое вызвано непониманием смысла своего существования в этом мире. Такое состояние может возникнуть, если человек начнёт размышлять о своей цели в жизни, роли в обществе и мире. Что такое жизнь? Какова моя цель?
Резкие перепады настроения. Это происходит как на психоэмоциональном, так и на физиологическом уровне. Нервная и гормональная система сбоят, в результате чего настроение радикально меняется несколько раз в день. Суицидальные мысли. Речь не идёт о реальном желании «лезть в петлю». И всё же человек задумывается о том, что смерть не так и страшна, если учесть, что в жизни нет цели. И уход из жизни вдруг начинает казаться ему вполне легитимным вариантом решения всех проблем. Разумеется, заметив у себя подобные мысли, их следует пресекать немедленно. Лучше сразу записаться на прием к психотерапевту и подробно рассказать ему о своих переживаниях. Причины экзистенциального кризиса Изучая, что такое экзистенциальный кризис, психологи обнаружили, что данное состояние чаще всего возникает у самодостаточных личностей, чьи базовые потребности полностью удовлетворены. Они хорошо зарабатывают, уверены в своём будущем, практически всегда у них есть семья или хотя бы постоянный половой партнер. То есть, все физиологические потребности полностью удовлетворены, и человеку не приходится переживать на этот счёт. К экзистенциальному кризису приводят сомнения в том, что всё благополучно на предпоследнем и последнем уровнях пирамиды Маслоу по классической схеме, опубликованной самим автором, это 4 и 5 уровни. Речь идёт о потребности в уважении и признании 4 уровень , а также о потребности в самосовершенствовании и самоактуализации 5 уровень. Распространено мнение, что экзистенциальный кризис часто развивается у людей, которым по каким-то причинам нечем заняться в данный период времени. Действительно подобное случается, однако избыток свободного времени в данной ситуации служит не причиной кризиса, а скорее обстоятельством, способствующим его развитию. Чаще всего кризис экзистенции развивается при наличии таких факторов как: нехватка сна или просто некачественный сон узнайте, сколько нужно спать ; переутомление, недостаток хорошего отдыха; социальная изоляция, резкое снижение количества контактов; неудовлетворенность жизненными успехами; смена привычных условий жизни и работы; смерть знакомого не обязательно близкого , заставляющая задуматься о том, как хрупка и скоротечна человеческая жизнь; разочарование в идеалах; труднопреодолимые проблемы в жизни; ухудшение здоровья или сильные травмы, от которых останутся последствия. Экзистенциальный кризис чаще всего связан с осознанием того, что возможность самореализации находится под угрозой. И чем лучше у человека развито творческое мышление, тем сильнее он подвержен влиянию данного кризиса.
На самом деле очень важно пережить этот кризис и найти ответы на вопросы, а не игнорировать их. Стремление все изменить и начать жизнь сначала остро проявляется в процессе «кризиса среднего возраста» , который случается между 40 и 60 годами. В этот период человек переосмысливает свои достижения и снова ищет себя. Он может развестись, сменить надежный хэтчбек на мотоцикл, бросить руководящую должность и уехать в деревню. Здесь также важно найти новые смыслы в жизни, чтобы она продолжалась. Кроме того, есть «кризис позднего возраста» , который возникает после 60 лет и выражается в сожалении об упущенных возможностях. В это время важно принять свои старые достижения и ошибки, а также связанные с возрастом ограничения, найти новые поводы для радости.
Год без лета также вдохновил Мэри Шелли, которая путешествовала с Байроном и Перси Шелли, на создание «Франкенштейна». В предисловии к изданию 1831 года она рассказывает, как их компания, запертая в четырех стенах тем «сырым, неприветливым летом, когда без остановки лил дождь», развлекалась, рассказывая друг другу страшные истории, одна из которых и легла в основу «Франкенштейна» Shelley, 2009. Специалисты по мегаизвержениям обычно не говорят, что такие катастрофы представляют непосредственную угрозу вымирания человечества. Хотя поначалу находились свидетельства, что извержение Тобы едва не уничтожило человечество 74 тысячи лет назад, в свете данных, полученных позднее, это кажется весьма Так называемая теория катастрофы Тоба была популяризирована Ambrose 1998. Williams 2012 утверждает, что неточность современных археологических, генетических и палеоклиматологических техник затрудняет ее подтверждение или опровержение. Критический обзор имеющихся данных проводят Yost et al. Одно из главных сомнений связано с тем, что генетический эффект бутылочного горлышка, возможно, был вызван эффектами основателя, возникающими при рассеянии популяции, а не критическим сокращением численности населения. Поскольку это извержение было самым мощным из известных нам за последние 2 миллиона лет, а человечество сегодня в тысячи раз более многочисленно и расселено по гораздо большей территории на планете, можно сделать вывод, что вымирание в результате мегаизвержения крайне Речь идет о непосредственном вымирании. Такое событие, несомненно, стало бы сильнейшим стресс-фактором и создало бы риск последующей войны. Мощность извержения Тобы оценивается в 9,1 балла, и это крупнейшее извержение в геологической летописи Crosweller et al. При равномерном априорном распределении маловероятно 4 процента , что крупнейшее за 2 млн лет извержение произошло настолько недавно. В связи с этим можно предположить, что летопись неполна или что оценка мощности извержения Тобы чересчур завышена. Возможно, оно окажет на Землю примерно такое же воздействие, как столкновение с астероидом диаметром 1—10 км, и весь мир будет много лет подряд страдать от неурожая. Поскольку мировых запасов продовольствия хватит всего примерно на шесть месяцев, есть вероятность, что миллиарды людей умрут от голода, а цивилизацию постигнет глобальный коллапс. Думаю, вполне возможно, что даже в случае коллапса цивилизация возродится. Но если этого не произойдет, такая катастрофа будет считаться экзистенциальной. Потоки лавы История Земли знает и более мощные проявления вулканической активности. Около 250 млн лет назад произошло излияние Сибирских траппов. На поверхность вышло более миллиона кубических километров расплавленной породы, которая, изливаясь из недр, покрыла лавой территорию размером с Европу. Ученые предполагают, что вулканические газы, вышедшие в то время, Barnosky et al.