Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан заявил, что России не грозит цивилизационная изоляция. Об этом заявил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Почему декан экономического факультета МГУ советует читать научную фантастику и книги по истории.
Декан экономфака МГУ Аузан: При новой глобализации России поможет «путь Левши»
Декан экономфака МГУ Аузан: При новой глобализации России поможет «путь Левши» | Почему декан экономического факультета МГУ советует читать научную фантастику и книги по истории. |
Александр Аузан | В рамках «Времени эксперта» на заседании Совета Федерации выступил декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Александр Аузан. |
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан стал Почетным доктором СПбПУ | Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. |
«Социально-авторитарный контракт»: экономист из МГУ описал Россию при новой Конституции | Биография российского экономиста и декана экономического факультета МГУ Александра Аузана: карьера, написание книги «Экономика всего», научная деятельность, публицистика и лекции. |
Александр Аузан: В России «две страны в одной» | Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, – о том, почему в гражданских организациях люди важнее денег, и как культурное развитие России сказывается на работе гражданских организаций. |
Декан экономфака МГУ Аузан: при новой глобализации РФ продвинет эффект Левши
Александр Аузан — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Так считает декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан высказал мнение, что России при новой глобализации поможет так называемый эффект Левши. Научную работу Комиссаров писал на кафедре управления организацией экономического факультета МГУ. Александр Александрович АУЗАН закончил экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Он внес существенный вклад в развитие новой институциональной экономической теории, опубликовал более сотни научных работ, в том числе четыре монографии.
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан стал Почетным доктором СПбПУ
Аузан А.А.. Книги онлайн | Профессор, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики, научный руководитель Института национальных проектов. |
Александр Аузан: «Все растет из персональных данных, как из земли» | Россия не сможет стать процветающей страной в ближайшее время, поскольку ее народ разделен, а все вопросы в государстве решаются силой, заявил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. |
Александр Аузан возглавил правление Федерации креативных индустрий - Российская газета | Декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан заявил, что Соединенные Штаты находятся на грани «великой революции», передает РИА Новости. |
Аузан отвел 7-10 лет на замену уехавших из России в 2022 году специалистов
В российском образовании положительное отношение к ситуации, когда один студент дает другому списать, — это серьезная проблема, потому что в этом случае мы не можем рассчитывать, что у нас будут высококонкурентная экономика, независимый и справедливый суд, защищенная интеллектуальная собственность, которая необходима для креативной экономики, и так далее. Но кроме всего прочего, образование еще и организация. Колоссальная, очень сложная, бюрократизированная и, на мой взгляд, малоэффективная. Конечно, легко мне говорить об этом, работая в Московском университете. МГУ обладает автономией в гораздо большей степени, чем другие вузы. На основной территории образования все жестко. Лет десять назад я одному из юристов правительства указал, что, готовя поправки в Закон об образовании, они забыли об автономии университетов. А он не без доли юмора ответил: «Автономия университетов такой же пережиток Средневековья, как право первой ночи». В известном смысле да, это средневековое право. Но, думаю, мы очень многое сумели сохранить и сделать благодаря тому, что эта автономия все-таки еще жива. Причем последний в общем международном рейтинге вузов THE обогнал по цитируемости Гейдельбергский университет, Лондонскую школу экономики и политических наук и Кембридж.
Как это стало возможным, в общем, понятно — многочисленные публикации в так называемых хищнических журналах публикующих статьи за плату. Как ориентироваться на этом ландшафте, если механизмы оценки качества оказываются сломаны? Но мне кажется, эти вузы работали на показатель, который не они придумали. Им назначали такой KPI — вот они его и выполняли. Образование — это не исследуемое благо, когда откусил один огурец и понял, вкусный ли весь килограмм. Это не опытное благо, качество которого проявляется в процессе использования. Это доверительное благо: мы никогда не можем быть уверены, что своими достижениями человек обязан именно образованию. Может быть, он сам талантливый, может быть, у него друзья влиятельные, может быть, помогает статусная «корочка». Поэтому измеряют не само образование, а что-то другое. Например, квалификацию преподавателя.
В том числе через количество публикаций. Но если изо всех сил внедрять этот показатель, вуз превратится в группу ученых, пишущих статьи, — и еще где-то в коридоре будут бродить несколько студентов. Измерять качество образования по оценкам учащихся тоже нельзя, потому что в этом случае преподаватель как бы ставит оценки сам себе.
Он рассказал о стратегиях развития России. По его словам, России нужно вкладываться в человеческий капитал. Но такие вложения дают эффект через долгое время. Результата придется ждать в лучшем случае лет через пять-семь, а в науке, например, и через 20 лет.
Драма не в том, что нет денег на вложения в человеческие капиталы. А в том, что короткий взгляд доминирует как среди людей, так и среди властей. И это не случайность, — продолжает декан экономического факультета МГУ. Откуда это возникло?
Аузан добавил, что ещё одним преимуществом России могут стать цифровые технологии. Ранее президент России Владимир Путин заявил, что формируемая в основном западными странами модель глобализации изжила себя и находится в глубоком кризисе. Ошибка в тексте?
Общенациональный план определяет основные действия Правительства до конца 2021 года. Работа ведется по 3 взаимоувязанным направлениям — «адаптация», «восстановление», «рост». Мне кажется это действительно сильный документ - идея, с которой можно и нужно работать, в том числе объясняя действия стране», - подчеркнул Александр Аузан.
Декан экономического факультета МГУ назвал главную угрозу 2024 года
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан рассказал ведущему подкаста «Легкие деньги» Михаилу Ханову о том, когда будут отменены санкции, а также — как Россия войдет в новой виток глобализации. Экономический факультет Московского государственного университета имени сова. Закончил экономический факультет МГУ, имеет степень доктора экономических наук. Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Декан экономфака МГУ Александр Аузан и научный руководитель РЭШ Рубен Ениколопов обсудят, за какие невыученные уроки наказывает история и что мешает проведению реформ. ФАН изучил деятельность декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, насаждающего будущим поколениям российских экономистов импортированные из США теории.
Аузан Александр Александрович
Александр Аузан — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова. Александр Аузан — доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета МГУ, член Комиссии по экономике и финансам Государственного совета РФ, председатель Общественного совета Минэкономразвития России. Экономист и декан экономического факультета МГУ Александр Аузан спрогнозировал возвращение в ближайшем будущем к фазе глобализации.
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан стал Почетным доктором СПбПУ
Почти двадцать лет он занимает должность заведующего кафедрой прикладной институциональной экономики, на протяжении шести лет Аузан — декан экономического факультета МГУ. Профессор говорит, что именно университет привел его к занятию проблемами прав потребителя. В учебниках процесс распределения заканчивается выдачей зарплаты, там не учитываются распределение ролей в семье. Аузан посвятил этому свою кандидатскую диссертацию. Именно шокирован, потому что мне страшно было стоять в очередях, поэтому я старался этого не делать, я всегда боялся, что мне нахамят. И вот во мне сидело настолько прочно, что мне хотелось как ученому создать такую систему, которая работала бы против этих вещей. Она бы их каким-то образом отодвигала от человека, облегчала бы ему жизнь», — рассказывает профессор.
Это готовность действовать в рамках заданных программ в течение длительного периода, сравнительная эффективность в реализации задач, предполагающих низкую степень риска. При этом, что касается «уровня доверия», то тут Россия тоже лидирует, только с обратной стороны — как страна с самым низким уровнем доверия к другим людям, к институтам и т. При этом, парадокс, потребность и желание доверять у россиян очень высоки. Как заметил Аузан, существует положительная причинно-следственная связь между уровнем обобщенного доверия и ВВП на душу населения.
Огромная цифра! Аузан считает, что можно. У нас сейчас идет колоссальный взлет доверия на шеринговых платформах.
Об этом пишет РБК. В поправки, по словам Аузана, «зашито» множество обязательств перед обществом и одновременно смягчаются требования к тому, чтобы власть была сменяемой. Повышение налогов с доходов больше 5 миллионов рублей в год ради помощи детям с орфанными болезнями Аузан назвал «свадебным подарком» для очередного «брака» общества и власти. Новый «брак» заключается с теми, «кому обещают более справедливое распределение», отмечает Аузан. Экономист также оценил риск перехода к китайской модели государственного капитализма.
По этой версии, японцы фактически заплатили за экономический успех слишком высокую цену — они сломали свою идентичность. Мы знаем, как они преобразовывали культурные коды, как они их использовали и меняли.
Мы знаем, что всюду рос индивидуализм, снижалась дистанция власти, снижалось избегание неопределенности. В ходе длинных реформ и преобразований, которые мы теперь называем Восточноазиатской модернизацией, процесс проходил успешно. И тут важно уточнить: почему успешно? Я и мои коллеги по экономическому факультету Института национальных проектов делали в 2012 году доклад о культурной модернизации в ходе «восточноазиатского скачка». Главным моментом нашего доклада был тезис: не столько важно то, что страны меняли в ходе реформ, сколько важно, что они оставляли, выбирали внутри своей культуры, чтобы опереться. Они не сносили целиком идентичность, а убирали то, что мешает развитию, при этом оставляя и используя какие-то важные для своего народа характеристики. Можете привести пример? Давайте возьмем Южную Корею — это самый, может быть, красивый пример. Весь мир сейчас знает об успехах Samsung, крупнейшего конкурента Apple. Этот успех закладывался в очень странной конструкции, когда в 1950-е годы в Южной Корее стали создавать чеболи — крупные машиностроительные концерны на базе — внимание!
Не отказываться от традиционного уклада, не ломать его оказалось чрезвычайно правильным решением. Работники этой семьи-предприятия понимали, кто старший, кто авторитет, кто кому должен подчиняться. В итоге: низкие трансакционные издержки, хороший экономический результат. Мы говорили выше, что во время реформ самое важное — опираться на что-то значимое для нации. В Южной Корее это были поведенческие установки, привычка населения к рисоводству: культура, которая требует точного соблюдения правил, следованию многовековым традициям и определенным инструкциям. Корейским крестьянам во времена реформирования объяснили, что в машиностроении все так же: вам просто надо следовать инструкции, делать последовательно первое, второе, третье, двадцать четвертое, и у вас все получится. Им такой подход был близок, и все действительно получилось. Опираясь на традиционную культуру, получили заметный экономический рывок? Знаете, какой еще важный шаг сделал Samsung после кризиса 1997 года? Он обязал всех своих инженеров снять галстуки и получить образование в сфере искусства.
Это и стало условием последующих прорывов. РФ, много и подробно обсуждали взаимосвязь культурного развития государства и его экономики. Расскажите, какие детали, особенности культуры страны влияют на развитие экономики государства в первую очередь? В своей книге «Культурные коды экономики» я рассказываю о нескольких важных кодах, или законах, которые связывают ценности, поведенческие установки с экономикой. Первый состоит в том, что самого высокого результата в уровне валового продукта на душу населения достигают страны, жители которых стремятся к самореализации и относятся к религии как к частному делу человека. Второй код, который мне кажется наиболее интересным и важным, связан с конкурентными специализациями стран. Почему у одной нации все получается в одной сфере и не получается в другой, и наоборот. Все мы, в России, понимаем, о чем речь, когда говорим об «эффекте Левши». В нашей стране часто делается какое-нибудь важное техническое открытие — скажем, русский Владимир Зворыкин придумал телевизор. Но экономический эффект от изобретения телевидения получают другие страны.
Или наш Жорес Алферов, нобелевский лауреат, создал гетеросхемы, очень важные для телекоммуникационной связи, — и опять-таки развитие телекоммуникаций дало экономический результат, скорее, в других странах. О чем это свидетельствует? Об особенностях российского культурного кода.
«Человеческие жизни или локдаун»: Александр Аузан о том, как мы живем в цифровой экономике
Во многих странах присутствует и тот, и другой вид доверия, это есть и в России. В России препятствием к росту доверия является то, что у нас как бы «две страны в одной». Это довольно редкий случай, таких государств всего четыре в мире: Россия, Мексика, Япония и Турция. Автор «Столкновения цивилизаций» Сэмуэль Хатингтон назвал этот эффект «разорванные страны», имея в виду страны, которые имели большой исторический успех дорогой ценой. Во время мощной экспансии Запада эти страны отстояли свою суверенность путем перехвата военных, промышленных, культурных технологий. И внутри страны образовались два ядра. Одно более западное, индивидуалистическое — готовность человека действовать, не спрашивая ни у кого разрешения. Второе ядро — скорее восточное, коллективистское: тут человек просит на все разрешения, советуется с начальником, с семьей. Но зато он без всяких условий отдает себя общему делу, готов пожертвовать собой ради судьбы города, страны.
И то, и другое продуктивно, но доверия между этими двумя ядрами нет или его очень мало, потому что фактически они хотят разного. Получается, что два мотора работают друг против друга, и мы очень медленно ползем. Основная задача сейчас — найти возможность объединения усилий обоих ядер. И вот здесь, мне кажется, есть «лекарство», которое приведет к решению проблемы. Я называю это лекарство «3-Д культура». Долгий взгляд, доверие и договороспособность — 3-Д. Я много раз повторял, что Россия — страна умных и при этом чрезвычайно недоговороспособных людей. Нужно договариваться.
Что еще нужно делать? Дайте напутствие. В качестве напутствия я бы сказал, что нам нужно решить одну задачу, и дальше все пойдет легче. Какая это задача? Россия по культурному измерению чемпион мира по избеганию неопределенности, то есть по страху перед будущим. Я не могу сказать, откуда взялась эта характеристика. Но знаю, что это лечится так называемой культурой неудач. Надо признать за собой и за другими людьми право на ошибку, потому что успех наступает после нескольких, иногда даже нескольких десятков неудачных испытаний, из которых мы пытаемся что-то извлечь.
Есть блестяще сформулированная фраза: «Беда не в том, что русский человек хочет быть счастливым, беда в том, что он хочет быть счастливым немедленно». Вот тут нужно взять себя в руки. Возвращаясь к прошедшему в Санкт-Петербурге Международному культурному форуму, добавим, что тема образа будущего, в том числе будущего предпринимателя как драйвера роста экономики, стала ведущей. Крупный бизнес пришел к выводу о том, что роль предпринимательства в России меняется и уже никогда не будет прежней. Бизнес больше не зациклен на получении прибыли, он несет основную созидательную функцию, реализует свою социальную роль, включен в созидание многого, в том числе реализацию важнейших — для страны и всех ее жителей — культурных проектов. Если этого нет и нет твоего долга по культурному обогащению, твоя компания рано или поздно проиграет в конкурентной борьбе, естественно, не будет участвовать в создании новой мощи государства», — заключил Игорь Шувалов. Построение современной экономики без культуры в принципе больше невозможно. База, пласт того, что общество считает культурой: традиционная, народная, поп-культура, высокая культура — все то, что в России накоплено веками, теперь является неотъемлемой частью развития экономики страны.
Беседовала Мария Маханова.
К либералам отнести его невозможно, он ключевой человек в лояльном госвузе, вопросы войны он тщательно обходит и анализирует только экономику, поэтому мнение довольно взвешенно. Нас отбросило в экономике минимум на 10 лет назад и там мы будем долго. Через 2-3 года, когда пройдет первый шок, уровень жизни установится существенно ниже чем в 2013, зарплаты покупательная способность будут заметно ниже, отрасли будут проще. То, что Камаз и ВАЗ переходят на стандарты производства из прошлого Евро-0 это стандарт 1988 года, Евро-2 1995 года , означает, что технологически мы отброшены ещё дальше. Российская экономика становится дегенератом. То есть она упрощается, сбрасывает сложные отрасли.
Избавляется от сложных прослоек. Как в девяностые - и в итоге утратили насовсем весь технологический задел, который был в СССР. Культурное свойство русских в критической ситуации обустраивать свою жизнь, не предъявляя претензии к власти - очень особенное и оно сейчас позволяет экономике выстоять.
Лиса не может просчитать траекторию, по которой побежит заяц, потому что он и сам не знает, куда побежит». Так вот, когда мы столкнемся с сильным искусственным интеллектом, мы обеспечим себе выживаемость за счет того, что наше поведение не поддается анализу или расчету. Назовите это божественной искрой, эмоциональным интеллектом, интуицией или еще как-то. В этом заключается потенциал креативности человека. И дилемма искусственного и естественного интеллекта будет решаться так: либо искусственный вытеснит естественный, либо естественный окажется конкурентоспособным благодаря креативности. В этом случае возникнет партнерство искусственного и естественного интеллектов.
Креативность отвечает на вызов искусственного интеллекта, поскольку представляет собой следствие эмоциональности. Однако, по мнению экспертов, новый цифровой мир ведет к отчуждению и атомизации общества. Не разрушит ли всеобщая цифровизация остатки доверия и человеческих связей? Но я хотел бы остановиться на доверии. Экономисты исследуют доверие, его последствия и влияние на экономику и общество в целом. Например, есть понятие шерингового, или распределенного доверия. Что происходит на таких платформах, как Airbnb, Bla-bla-car, Uber, Carsharing? Вы не знаете человека, но смело садитесь с ним в машину или снимаете на несколько дней его квартиру. Означает ли это доверие к человеку?
Это доверие к институту. Мы доверяем агрегаторам и рейтингам на основе искусственного интеллекта. Доверие обезличивается. Безусловно, возникает угроза, что осмысленное, содержательное эмоциональное доверие между людьми будет сокращаться. Но вернемся к эмоциональному интеллекту и продуктам креативных индустрий. Театральные спектакли, музыкальные произведения, изобразительное искусство и так далее — это как раз инструменты эмоционального взаимодействия людей. По своему содержанию продукция креативных индустрий противодействует обесчеловечиванию доверия. Но можно ли вообще сопоставлять и соизмерять материальное производство с нематериальным? И как сосчитать вклад одного и другого в ВВП?
Кажется, Гегелю принадлежит изречение: «Есть люди, которые возбуждение принимают за вдохновение, напряжение — за работу, а усталость — за результат». Такой подсчет формирует неправильную картину и ведет к ошибочным выводам. Над вопросом, который вы задали, экономисты думают 200 лет. С тех пор, как начали размышлять о транспорте, например. Благодаря сети железных дорог европейские рынки колоссально расширились. Выросли объемы производимой продукции. И мы можем просчитать вклад транспорта в материальное производство. Но есть проблемы более сложные. Советский и российский ученый Револьд Энтов подсчитал, что изобретение Владимиром Зворыкиным телевизора обеспечило создание новой стоимости, равной 20-ти годовым продуктам нынешней России со всеми ее нефтью, газом и металлами.
Налоговую систему надо перестраивать. Гарантии, конечно, надо иметь другие, в том числе, от призыва. Потому что, конечно, извините, Государственная Дума, которая не приняла бронь для кандидатов и докторов наук, приняв бронь для студентов… Позвольте вопрос: а как это? А кто учить-то будет? Ну, хорошо.
Я вижу тогда это так: давайте организуем это дело в онлайне, из Казахстана и Армении. А как? Вы о чём думали, законодатели? Поэтому, мы пока не имеем осознания проблемы. Потери человеческого капитала как главного козыря для будущего России.
Не нефть и газ же - все давно согласились, что не они главный козырь на будущее. А главный козырь мы сейчас сбросили под стол». Целиком интервью с Александром Аузаном можно посмотреть здесь. Александр Х. Очень печально, что молодёжь поставлена в такие условия, что для сохранения жизни нужно покидать страну.