"Сотрудничество с Московским камерным хором Владимира Николаевича Минина приносит мне неизменную радость. Московский государственный академический камерный хор был создан в 1972 году выдающимся дирижером, профессором Владимиром Мининым. Камерный хор является особым видом музыкального коллектива, который отличается от других хоровых ансамблей своим узким составом и интимной атмосферой исполнения.
Значение словосочетания «камерный хор»
Что такое камерный хор и чему он учит? | Камерный хор — это небольшой вокальный ансамбль, состоящий из нескольких певцов, обычно без аккомпанемента. |
Что такое камерный хор: особенности и история | ориентированное на меньшее пространство зала, где вы будете выступать и жанры не оперного свойства, где вам не надо перекрикивать оркестр б. |
Что такое камерный хор и чему он учит? | Дорогие друзья, предлагаю сегодня поговорить о КАМЕРНОМ ОРКЕСТРЕ и послушать его звучание. |
Хор в музыке: какие виды бывают, дирижирование
Что означает «камерный хор». Камерный концерт — это особый вид музыкального исполнения, который отличается от массовых выступлений больших оркестров и хоров. это музыкальное исполнение, которое проходит в небольшом зале и предназначено для небольшого числа слушателей. КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ найдено 7 значений слова(музыкальный) группа исполнителей, выступающих совместно с исполнением произведений камерной музыки (См. Камерная музыка); см. Ансамбль. Камерный хор – это одна из форм исполнения хоровой музыки, которая отличается своей особым характером и форматом. Барскова Алла и монтаж - Виноградова Е.Л.
Что называют хором
- Значение «камерный хор»
- Хор в музыке: какие виды бывают, дирижирование -
- Государственный академический камерный оркестр России
- Что такое камерный хор и какие особенности у него есть
Значение слова "камерный хор"
Есть звук, который надо достичь в каждом конкретном сочинении. Иначе исполнение не убеждает. Можно спеть слово, но оно не будет трогать. Необходимо найти интонацию, с которой это слово следует произнести. Помимо музыкальной интонации надо найти еще единственно верную речевую интонацию. Тогда это будет удача. Тогда будет попадание. Причем, надо, чтобы этот единственно верный звук и единственно точная интонация были прочувствованы всеми участниками коллектива, чтобы она была зафиксирована их эмоциональной памятью. Но главное — это чтобы исполнитель пел не только связками. Все его существо должно участвовать в процессе музицирования, чтобы все вместе в каждом сочинении проживали жизнь.
Ирина Зимина: — Вы называете свой коллектив ансамблем солистов. Означает ли это, что каждый может выступить в роли солиста? Владимир Минин: — По меньшей мере, половина участников хора могут выступать в роли солистов. Это могут быть эпизодические роли, но все-таки это соло. Вот почему слово "хорист" для меня не существует. Своих исполнителей я называю артистами хора. Они действительно артисты в полном смысле слова.
Еще в советский период хор возродил на мировом исполнительском уровне духовные произведения Рахманинова, Чайковского, Чеснокова, Гречанинова, Кастальского. И в России, и в своих зарубежных турне хор всегда выступает с лучшими коллективами России: Большим симфоническим оркестром дирижер В. Федосеев , Российским национальным оркестром дирижер М. Плетнев , Государственным академическим симфоническим оркестром им. Светланова дирижер М. Горенштейн , Московским государственным академическим симфоническим оркестром дирижер П. Коган , Камерным ансамблем «Солисты Москвы» дирижер Ю. Башмет , Камерным оркестром «Виртуозы Москвы» дирижер В. Благодаря гастролям хора зарубежные слушатели имеют возможность слушать редко исполняемые сочинения русских композиторов: хор участвовал в фестивале С.
Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: агитмассовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как понять камерный оркестр? Почему полезно петь в хоре? Пение - хороший способ восстановить легкие после перенесённой коронавирусной инфекции. Ощутимая вибрация от громкого пения усиливает кровообращение внутренних органов, а значит, может улучшать их метаболизм и ускорять регенерацию. Во время пения задействовано оба полушария мозга. Сколько видов хора? В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные. Как определить тип хора? Что такое камерный хор? Ответы пользователей Отвечает Юрий Лобко Камерный хор — вокальный коллектив сравнительно небольшого состава не более 30—40 человек , обладающий камерными качествами: «особой тонкостью,... Отвечает Дмитрий Прокофьева Репетиции камерного хора проходят каждый понедельник и четверг с 17. Новости хора. Отвечает Григорий Фролов Камерный хор — это яркий профессиональный коллектив, отличающийся широтой репертуара и неординарностью его воплощения.
Что такое камерный хор? Это когда зэки поют?
Шнитке, Р. Щедрина, С. Губайдулиной, А. Чайковского, А. Пярта, К. Пендерецкого, Дж.
Тавенера и многое иное. В 2019 году коллектив был удостоен звания лауреата премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения» — за издание на лейбле «Мелодия» уникального диска «Антология современной хоровой музыки композиторов России». На старте юбилейного сезона художественный руководитель Камерного хора МГК — лауреат Премии Москвы профессор, декан Московской консерватории Александр Соловьёв вспомнил некоторые исторические вехи и рассказал Евгении Кривицкой, в чем кредо и формула успеха коллектива. Как все начиналось В 1994 году Александр Сергеевич Соколов, ныне ректор Московской консерватории, предложил Борису Григорьевичу Тевлину собрать хор для премьерного исполнения кантаты «Теперь всегда снега» Софии Губайдулиной. Что в этом сочинении было такого необычного, что потребовалось формировать отдельный коллектив?
Партитура требует не просто определенного технического уровня мастерства, но желания проникнуть в те художественные задачи, которые Губайдулина поставила перед хором. Помимо расстановки певцов, меняющейся от части к части, что влияет на ансамблевые и акустические нюансы, в нотах выписан на отдельной странице целый список необычных технических приемов, и их нужно было освоить для исполнения кантаты. Это сочинение после премьеры в марте 1995 года в Рахманиновском зале звучало неоднократно в интерпретации Камерного хора, в частности, на фестивале в Локкенхаусе по приглашению Гидона Кремера; в 2003 году — в Швейцарии, в Женеве, где к хору присоединился ансамбль современной музыки под управлением нидерландского дирижера и композитора Рейнберта де Леу. В 2016 году на юбилейном авторском вечере Софии Асгатовны в Малом зале консерватории мне было доверено продирижировать эту партитуру совместно с нашими многолетними друзьями и творческими партнерами — «Студией новой музыки», возглавляемой Владимиром Тарнопольским. Опус Губайдулиной вполне можно было бы назвать своего рода музыкальным Монбланом эту метафору любил Борис Тевлин.
Освоение этой кантаты разными поколениями певцов нашего хора я считаю важной творческой ступенью их профессионального становления. Танцующий хор Учеба, а впоследствии и работа в составе Камерного хора сопровождает мою творческую жизнь уже почти четверть века… Когда в 1997 году я поступил в Московскую консерваторию на первый курс кафедры хорового дирижирования, то проводился строгий конкурсный отбор студентов в Камерный хор его основателем, Борисом Григорьевичем Тевлиным. Он прослушал меня и вынес вердикт: «Голос камерный». С такой оценкой и поступил в коллектив… Помню, что первые полгода был серьезный фокус на музыке Р. Щедрина, отмечавшего тогда 65-летие.
Велась детализированная проработка его поэмы «Казнь Пугачева», виртуозного фрагмента «Сольфеджио» из «Концертино», а также партитуры «Многия лета» для хора, фортепиано и трех групп ударных, которое произвело на меня особое впечатление. Поэма «Казнь Пугачёва» Щедрина на долгие годы стала визитной карточкой Камерного хора — в нем сложился тот прогрессивный подход к хоровому жанру, у истоков которого стоял Тевлин, — речь идет о формате хорового театра. И впоследствии приверженцами этого направления стали многие творческие коллективы, достаточно вспомнить Саратовский губернский театр хоровой музыки под управлением Людмилы Лицовой. Ныне визуализация — это неотъемлемая часть исполнительского мастерства хора. Сейчас уже невозможно просто статично стоять и петь по папкам.
Конечно, чтобы применять элементы театрализации, нотный материал должен быть максимально впет, выучен наизусть. В 2000 году «Казнь Пугачёва» в постановке балетмейстера Бориса Ляпаева принесла Камерному хору абсолютную победу на Первых Всемирных хоровых играх тогда она называлась Олимпиадой в Линце. А когда наш коллектив, единственный из хоров России, представлял отечественное исполнительское искусство на VI Всемирном симпозиуме хоровой музыки в Миннеаполисе США , вновь вспоминается всех поразившая «Казнь Пугачёва». Понятно, что в этой партитуре велика роль слова, но даже не зная русского языка, благодаря постановке и актерской игре хористов западные слушатели понимали, о чем идет речь, что это за драма. Магический микст музыки совместно с визуальным представлением производит на людей очень сильное впечатление.
Уже после того, как в 2012 году мне было доверено возглавить коллектив после безвременного ухода Бориса Григорьевича, мы должны были двигаться дальше, и помимо многочисленных постановок народных песен, а также хитового Libertango Пьяццоллы, мы решили вновь проиллюстрировать принципы хорового театра, выбрав произведение «Кунгула» австралийского композитора Стивена Лика в сценическом прочтении Натальи Набатовой. Камерный хор для нескольких десятков музыкантов стал профессиональной Школой и основой, позволившей занять лидирующие позиции в нашей отрасли. В 2005 году, к 10-летию Камерного хора мы сделали двуязычный буклет, где подробнейшим образом зафиксировали все достижения первого десятилетия. Сейчас, вновь листая этот буклет по прошествии еще пятнадцати лет, понимаешь, насколько многослойным и удивительным по насыщенности было и есть время, которое студенты проводят в Камерном хоре. Об этом свидетельствуют и комментарии выпускников о том, чем для них является Камерный хор.
Процитирую дорогих коллег и свои слова, которые и спустя полтора десятилетия сказал бы вновь. Чистый звук Артистов Камерного хора я бы назвал гладиаторами хорового искусства. Потому что постоянно требуется самопожертвование и отказ от свободной, вольготной жизни: назначаются дополнительные репетиции, приходится гастролировать, много выступать. Что говорить, на протяжении последних 10 лет количество выступлений в сезон — больше 50-ти, что невероятно для студенческого хора. Цифра сравнима с деятельностью профессиональных коллективов.
Но вопрос не только в цифрах, а с каким качеством и отношением мы подходим к каждому выступлению, вспоминая девиз Тевлина: «Каждый последующий концерт должен быть лучше предыдущего! В последние годы нам удалось издать целый ряд дисков в live-формате. И в беседах со звукорежиссерами приятно слышать их удивление от того, как можно в обычном концерте с такой «перфектностью» исполнять партитуры, чтобы это было эквивалентно студийной записи.
У нас есть редкий по доверительности человеческий контакт, когда можно обратиться не только с творческими вопросами, но и попросить жизненного совета. Этот «пандемический» год оказался чрезвычайно плодотворным в нашем творческом союзе с Родионом Константиновичем. Я предложил ему составить сборник его хоровых сочинений, написанных после 2000 года. Нашлось удачное название: «Век двадцать первый» — хор на одноименное стихотворение Вознесенского открывает «Диптих» Щедрина. Он горячо поддержал идею, тем более что в тот момент как раз создал новый опус «Вечер замедленный» на стихи Эдуарда Лимонова и дописывал цикл «Русских народных пословиц», которые, с гордостью могу сказать, посвящены мне и Камерному хору. Идея о подготовке сборника так увлекла, что Родион Константинович, воодушевившись, специально дописал «Триптих» на стихи Велимира Хлебникова, а также цикл «Два последних хора» и буквально на днях — «Бурлеску». Символичен выбор авторов литературного первоисточника — «Графоманам Москвы…» вновь на стихи Андрея Вознесенского, с которым он очень дружил; «Хочу быть понят» — на слова Маяковского, своего рода манифест, устремленный в будущее.
Причем это не точка, а многоточие, где содержится много загадок, которые предстоит разгадывать не только нам, исполнителям, имеющим счастливую возможность общаться с классиком, но и новым поколениям хормейстеров — тем, кто будет обращаться спустя десятилетия к музыке Щедрина и, уверен, будет находить всякий раз что-то новое и живительное для нашего хорового искусства. Вместе весело шагать Камерный хор стал центром, вокруг которого объединяются различные творческие силы. Так, в этом году композитор Александр Чайковский доверил нам подготовку своей хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе». Для премьеры мы собрали сводный хор в 200 человек, пригласив шесть профессиональных коллективов из разных регионов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Нижнего Новгорода — и Абхазии. Интересным опытом стало привлечение хора народного отделения РАМ имени Гнесиных. Это сочетание разнотембровых и разножанровых коллективов под эгидой Камерного хора — одна из отличительных черт моей деятельности на посту худрука Камерного хора. Консолидация единомышленников, музыкантов, которые устремлены в XXI век. Несколько лет назад Российский музыкальный союз пригласил меня возглавить Ассоциацию народных и хоровых коллективов. Она стала платформой, позволяющей решать любые задачи в кратчайшие сроки. В этом году мы отмечали 75-летие Великой Победы, и перед 9 мая была поставлена задача оперативно собрать певцов со всей России для записи песни «День Победы» со Всероссийским юношеским симфоническим оркестром Юрия Башмета.
Наша команда составила конкретные указания хормейстерам, содержащие около 30 уточнений, как нужно детализированно записать свою партию. То, как региональные коллективы откликнулись, и как каждый певец записал индивидуальный трек, который потом был сведен в общий хор, я бы тоже назвал серьезной творческой победой. Мне иногда коллеги говорят: «У вас европейский подход к пению хора». С одной стороны, это происходит потому, что у молодых ребят еще неокрепшие голоса, они не могут петь, как «матерые» вокалисты. Но с другой стороны, технологически мы можем дать фору многим профессиональным коллективам. И если прибегнуть к аналогии из мира моды, то мы сами являемся дизайнерами той одежды, в которой потом выходим. Что это значит? Ты знаешь и выбираешь авторов, готовых сочинить музыку для нашего состава и вокальных возможностей. Если говорить о выборе композиторских имен, то вновь процитирую Бориса Григорьевича: «Дирижирую ту музыку, которую люблю, а люблю ту, что сейчас дирижирую». Мы продолжаем следовать этому принципу.
В свое время мы достаточно много выступали с оркестрами — уместно вспомнить наши многочисленные контакты с Российским национальным оркестром. Михаил Плетнёв нас приглашал принять участие в записи Первой симфонии Скрябина, где в шестой части хор поет знаковые слова: «Слава искусству! Диск вышел на известном лейбле Pentatone, и это памятная работа. Нам очень дорого отношение, высокая оценка и приглашения от Маэстро Плетнёва. Мы стараемся отбирать в свои программы тех авторов, язык которых ярко индивидуален. Например, в этом году отмечается 85-летие Арво Пярта, чью музыку мы много исполняем и, в частности, поддерживаем проведение международного фестиваля «Зеркало в зеркале», ибо его музыкальный язык и особая атмосфера звука не похожи ни на кого. Особое направление в нашей репертуарной политике — сочинения, которые могут вызвать «улыбку» у любителей авангарда. Однако мы не можем игнорировать то, что происходит в искусстве в XXI веке. Я имею ввиду жанр кроссовера, который сейчас выходит на первый план. Меня привлекает в этом направлении возможность неожиданных сочетаний инструментов с хором, приглашение персоналий, на первый взгляд неожиданных для академического коллектива.
Здесь бы я вспомнил программу «Дорогами Высоцкого»: мы не только сделали концерт с актером, режиссером Никитой Высоцким, но и записали диск. Сам Никита в разговоре отметил, что не мог предположить, что его отец, легендарный бард Владимир Семенович Высоцкий, «войдет» в стены Московской консерватории через парадную дверь. А это случалось, и песни Высоцкого в хоровых аранжировках с органом звучат прекрасно благодаря умению наших молодых хормейстеров-аранжировщиков Алексея Лёвина, Нины Нижарадзе, Петра Фролова-Багреева делать деликатные обработки, со вкусом, не перегруженные, с разнообразными штриховыми нюансами — они достойны лучших филармонических залов. В нашем репертуаре есть, к примеру, композиция, которую мы исполняем с рэпером — обработка русской народной песни «Вьюн над водой», ее сделал молодой композитор Артем Пысь. Вы можете спросить: а как же классика — Чесноков, Кастальский, Голованов? Да, это основа, «чернозем», без которого зерна современной музыки не могли бы взойти. И вообще, даже Мессу си минор Баха я мог бы включить в разряд современных партитур, потому что музыка Баха — всегда современна, все зависит от интерпретации.
Вскоре появились общественные концертные залы и театры для широкого круга людей.
Там уже не хозяева и гости, а публика и артисты собирались. Там двери были открыты каждому, кто хотел и мог купить билет. Там больше простора и тем, кто исполняет музыку, и тем, кто ее слушает. Что же осталось нам от былых времен?
Маленький хор состоит из 12 человек — это самое маленькое количество участников при котором возможно исполнение хоровой музыки. Дело в том, что человек не может спеть все произведение на одном дыхании, поэтому певцы прерываются на какое-то время, чтобы сделать очередной вдох.
В момент вдоха голос певца выпадает из общего звучания хора, поэтому когда в партии поют два человека, это будет очень заметно. Использование трех человек в каждой партии позволяет певцам петь на «цепном дыхании». Цепное дыхание — это хоровой прием, при котором певцы одной партии берут дыхание по очереди. Получается, что пока один вдыхает, два других вокалиста поют.
О Московском Государственном академическом камерном хоре
Камерный хор – что это и как он отличается от других видов хора? | Значение словосочетания «камерный хор» Камерный хор — вокальный коллектив сравнительно небольшого состава (не более 30—40 человек), обладающий камерными. |
Камерный хор: что это значит | Что означает «камерный хор». |
Встреча с камерным хором | Московский государственный академический камерный хор был создан в 1972 году выдающимся дирижером, профессором Владимиром Мининым. |
Государственный академический камерный оркестр России
Камерный хор Хорового общества Свердловской области (орг. В отличие от больших хоровых коллективов, камерный хор стремится к максимальной интимности и близости между исполнителями и слушателями. Значение камерных хоров заключается в их способности передать эмоции и выразить музыкальные нюансы с большей точностью и интимностью, чем это может сделать большой хор. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a’cappella, то есть коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Камерный хор обычно состоит из небольшого количества певцов – от 8 до 16. в рамках Года народной культур, в гостях у обоянцев вновь побывал камерный хор. Камерный хор — это одна из разновидностей хоровых коллективов.
Что такое камерный хор: особенности и история
Что значит камерный концерт: особенности исполнения и репертуар. Камерный концерт — это форма музыкального исполнительства, в которой небольшое число музыкантов выступает перед небольшой аудиторией. Новости. Календарь. Как правило камерные оркестры это струнные по составу оркестры, без громких, "не камерных" духовых и ударных инструментов. это тип хорового ансамбля, в котором участвует небольшое количество певцов. Таким образом, камерный хор получил свое название благодаря особенностям его исполнения и историческим корням.
Значение слова «Камерный»
В их числе — В. Яркий темпераментный музыкант, всегда внутренне наполненный... И я рад, что на моем творческом пути были встречи с Владимиром Мининым и его детищем — Московским камерным хором... Рубин: «Выступления Московского Камерного хора строятся не просто по принципу следующих один за другим музыкальных номеров. Весь концерт выстраивается как единое драматургическое целое с тонкими внутренними психологическими связями Это свежо и действенно и позволяет осуществлять сложные художественные задачи. И несмотря на то, что хоровое пение, как известно, искусство не персонифицированное, В. Минин дает возможность раскрыться индивидуальным качествам как отдельных участников, так и небольших групп хора. Хор родился как антипод официальному, казенному хоровому исполнительству.
Создавался коллектив, способный в своем общении со слушателем быть коллективным «Я», то есть разговаривать как крупная личность, рассказывая о своих чувствах, о событиях, переживаемых народом, о его мечтах и идеалах, о сокровенном и значительном. Художественному облику коллектива свойственны абсолютное чувство гармонии и динамизм современного мира. С ним сотрудничают всемирно известные певцы - Образцова, Архипова, Ведерников, Соткилава, Нестеренко. Репертуар Хора очень разнообразен. В нем присутствуют произведения русской классической музыки Рахманинов, Чайковский, Мусоргский , западноевропейской классики Бах, Моцарт, Брамс, Вивальди , русского фольклора. Уникальность коллектива заключается не только в оригинальной и безупречной манере исполнения, но еще и в том, что именно этот Хор первым во времена «великого застоя» возродил к жизни музыку «запрещенных композиторов» — Чеснокова, Струмского, Гречанинова. Гастрольный маршрут коллектива пролег через многие страны и континенты.
Минина в честь его 70-летия скульптурным изображением равноапостольного святого князя Владимира. За прошедшие годы Хор записал 8 компакт дисков на таких крупных звукозаписывающих компаниях, как «Дойче Граммофон», «Мазур Медиа», «Евродиск», «Мелодия», а английская компания NVC выпустила видеокассеты с записью русской духовной музыки в исполнении Московского Государственного Академического Камерного Хора.
Они могут исполнять как классическую музыку, так и современные композиции, а также создавать свои собственные аранжировки и интерпретации. Интеллектуальный подход: Камерный хор требует от исполнителей высокого уровня профессионализма и музыкального мастерства. Они должны быть хорошо знакомы с различными стилями и эпохами музыки, чтобы исполнять их с должным вниманием к деталям и особенностям. Камерные хоры играют важную роль в развитии музыкальной культуры, представляют музыку на более доступном и интимном уровне и дают возможность слушателям увидеть и услышать музыку совершенно новыми глазами и ушами. История камерного хора: от происхождения до современности Камерный хор — это форма вокального ансамбля, в котором исполняются произведения камерной хоровой музыки. История камерного хора насчитывает множество веков, и он продолжает оставаться популярным и востребованным и по сей день.
Происхождение Камерный хор возник в эпоху Возрождения в Европе, когда все больше композиторов начали интересоваться искусством музыки для голоса. Благодаря развитию пишущих инструментов, возникла возможность компоновать музыку для голосов различных тембров и диапазонов. Наиболее ранние камерные хоры возникли в Италии, Франции и Германии, и это были в основном ансамбли из 4-8 певцов. Затем они расширились и стали включать еще больше голосов. Развитие В XVII веке камерный хор приобрел большую популярность в Европе, особенно в Германии, где благодаря своей готической структуре звук ансамбля приобрел насыщенность и гармоничность. Также в этот период камерные хоры стали исполняться на дворцах и для приватных выступлений, что объясняет их название и концепцию. Современность В настоящее время камерные хоры исполняют произведения разных эпох — от ренессанса до современности. Они активно выступают на концертах, фестивалях и других музыкальных мероприятиях.
Современные камерные хоры могут быть сформированы как из профессиональных певцов, так и из любителей, которые занимаются вокалом как хобби. Они часто исполняют классическую музыку, но также могут включать в свой репертуар и современные композиции. Камерный хор — это неотъемлемая часть хорового искусства, который продолжает развиваться и привлекать внимание своей эстетикой и харизмой. Корни камерного хора и его эволюция на протяжении столетий Камерный хор — это оркестральное ансамбль, в котором используются только голоса. Он развился из древнейших традиций хорового пения, которые можно проследить на протяжении многих столетий. История камерного хора начинается в средние века, когда церковное пение стало распространяться не только в храмах, но и за их пределами.
Камерный хор является популярным исполнителем сочинений таких композиторов, как Арво Пярт, Карл Хайнц Штокхаузен, Мортон Фельдман и других. Кроме того, камерный хор может исполнять музыку разных народов и народностей, а также экспериментировать с жанрами и стилями. Таким образом, репертуар камерного хора является разнообразным и всегда интересным для публики. Уникальные особенности камерного хора Малый состав: Камерный хор обычно состоит из небольшого числа певцов, чаще всего от 8 до 24 человек. Это позволяет исполнителям более тесно взаимодействовать друг с другом и достичь максимальной согласованности в звучании. Индивидуальный подход: Камерный хор характеризуется большой интимностью и близостью исполнителей к аудитории. Благодаря небольшому составу певцы могут обращаться к каждому слушателю индивидуально и передавать свои эмоции и чувства через музыку. Точная интонация и детализация: Одной из главных особенностей камерного хора является его способность детально выражать интонации и нюансы музыкального произведения. Благодаря небольшому количеству певцов и интимной обстановке, каждый голос слышен и может быть контролирован, что позволяет хору достичь высокого уровня исполнительского мастерства. Гибкость и вариативность: Камерный хор имеет возможность выполнять широкий спектр музыкальных жанров и стилей. От классической музыки до современных композиций, камерный хор может адаптироваться под различные требования и вариации исполнения. Это позволяет хору быть более гибким и привлекательным для различных аудиторий.
Музыка другая и атмосфера общения совершенно другая, во всех смыслах. Они выскакивали оттуда! И меня это так порадовало. Музыка незаменима совершенно. Японцы это давно поняли. У меня есть в книге пример из монографии одного японского профессора: у них в детском садике, укладывая самых маленьких спать, включают Моцарта, Вивальди. Самую легкую, но классическую музыку. И потом эти детки выходят из садика — у них такой багаж в голове! И он не только о музыке, этот багаж… Безусловно, мозг развивается. Тут недавно я еще на эту же тему что-то краем уха услышал по радио: ритмика играет большую роль. А ритмика классической музыки гораздо богаче, чем ритм музыки эстрадной. Это очень глубокая тема. Мне очень понравилось ваше высказывание о том, что чтобы изменить Россию, нужно начать с духовного становления детей, а не с материального. Безусловно, все от детей. Какие они, какими мы их сделаем, такая страна и будет. Еще о духовной музыке. Вы поете духовную музыку и далеко не всегда в храмах — то есть, мы привыкли что это сопровождение церковных служб, а вы ее приносите и в светские учреждения. Как это воспринимают люди? Ведь многие не понимают и не разбирают смысла этих слов. А в знаете, все зависит от того, как преподносить. Меня когда-то самого это очень поразило: поют академические хоры, со званиями, заслуженные, и поют духовную музыку в концертных залах. Слушаешь, но вот не трогает по-настоящему. И вдруг я слышу хор Троице-Сергиевой лавры.
Что такое камерный хор? Это когда зэки поют?
От слова камера "комната". Остальные ответы mayalavrik Гуру 4021 10 лет назад Камерный хор — вокальный коллектив сравнительно небольшого состава не более 30—40 человек , обладающий камерными качествами: «особой тонкостью, детализацией исполнения, динамической и ритмической гибкостью». Участники камерных хоров, как правило, имеют или получают музыкальное образование.
Идея о подготовке сборника так увлекла, что Родион Константинович, воодушевившись, специально дописал «Триптих» на стихи Велимира Хлебникова, а также цикл «Два последних хора» и буквально на днях — «Бурлеску». Символичен выбор авторов литературного первоисточника — «Графоманам Москвы…» вновь на стихи Андрея Вознесенского, с которым он очень дружил; «Хочу быть понят» — на слова Маяковского, своего рода манифест, устремленный в будущее.
Причем это не точка, а многоточие, где содержится много загадок, которые предстоит разгадывать не только нам, исполнителям, имеющим счастливую возможность общаться с классиком, но и новым поколениям хормейстеров — тем, кто будет обращаться спустя десятилетия к музыке Щедрина и, уверен, будет находить всякий раз что-то новое и живительное для нашего хорового искусства. Вместе весело шагать Камерный хор стал центром, вокруг которого объединяются различные творческие силы. Так, в этом году композитор Александр Чайковский доверил нам подготовку своей хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе». Для премьеры мы собрали сводный хор в 200 человек, пригласив шесть профессиональных коллективов из разных регионов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Нижнего Новгорода — и Абхазии.
Интересным опытом стало привлечение хора народного отделения РАМ имени Гнесиных. Это сочетание разнотембровых и разножанровых коллективов под эгидой Камерного хора — одна из отличительных черт моей деятельности на посту худрука Камерного хора. Консолидация единомышленников, музыкантов, которые устремлены в XXI век. Несколько лет назад Российский музыкальный союз пригласил меня возглавить Ассоциацию народных и хоровых коллективов.
Она стала платформой, позволяющей решать любые задачи в кратчайшие сроки. В этом году мы отмечали 75-летие Великой Победы, и перед 9 мая была поставлена задача оперативно собрать певцов со всей России для записи песни «День Победы» со Всероссийским юношеским симфоническим оркестром Юрия Башмета. Наша команда составила конкретные указания хормейстерам, содержащие около 30 уточнений, как нужно детализированно записать свою партию. То, как региональные коллективы откликнулись, и как каждый певец записал индивидуальный трек, который потом был сведен в общий хор, я бы тоже назвал серьезной творческой победой.
Мне иногда коллеги говорят: «У вас европейский подход к пению хора». С одной стороны, это происходит потому, что у молодых ребят еще неокрепшие голоса, они не могут петь, как «матерые» вокалисты. Но с другой стороны, технологически мы можем дать фору многим профессиональным коллективам. И если прибегнуть к аналогии из мира моды, то мы сами являемся дизайнерами той одежды, в которой потом выходим.
Что это значит? Ты знаешь и выбираешь авторов, готовых сочинить музыку для нашего состава и вокальных возможностей. Если говорить о выборе композиторских имен, то вновь процитирую Бориса Григорьевича: «Дирижирую ту музыку, которую люблю, а люблю ту, что сейчас дирижирую». Мы продолжаем следовать этому принципу.
В свое время мы достаточно много выступали с оркестрами — уместно вспомнить наши многочисленные контакты с Российским национальным оркестром. Михаил Плетнёв нас приглашал принять участие в записи Первой симфонии Скрябина, где в шестой части хор поет знаковые слова: «Слава искусству! Диск вышел на известном лейбле Pentatone, и это памятная работа. Нам очень дорого отношение, высокая оценка и приглашения от Маэстро Плетнёва.
Мы стараемся отбирать в свои программы тех авторов, язык которых ярко индивидуален. Например, в этом году отмечается 85-летие Арво Пярта, чью музыку мы много исполняем и, в частности, поддерживаем проведение международного фестиваля «Зеркало в зеркале», ибо его музыкальный язык и особая атмосфера звука не похожи ни на кого. Особое направление в нашей репертуарной политике — сочинения, которые могут вызвать «улыбку» у любителей авангарда. Однако мы не можем игнорировать то, что происходит в искусстве в XXI веке.
Я имею ввиду жанр кроссовера, который сейчас выходит на первый план. Меня привлекает в этом направлении возможность неожиданных сочетаний инструментов с хором, приглашение персоналий, на первый взгляд неожиданных для академического коллектива. Здесь бы я вспомнил программу «Дорогами Высоцкого»: мы не только сделали концерт с актером, режиссером Никитой Высоцким, но и записали диск. Сам Никита в разговоре отметил, что не мог предположить, что его отец, легендарный бард Владимир Семенович Высоцкий, «войдет» в стены Московской консерватории через парадную дверь.
А это случалось, и песни Высоцкого в хоровых аранжировках с органом звучат прекрасно благодаря умению наших молодых хормейстеров-аранжировщиков Алексея Лёвина, Нины Нижарадзе, Петра Фролова-Багреева делать деликатные обработки, со вкусом, не перегруженные, с разнообразными штриховыми нюансами — они достойны лучших филармонических залов. В нашем репертуаре есть, к примеру, композиция, которую мы исполняем с рэпером — обработка русской народной песни «Вьюн над водой», ее сделал молодой композитор Артем Пысь. Вы можете спросить: а как же классика — Чесноков, Кастальский, Голованов? Да, это основа, «чернозем», без которого зерна современной музыки не могли бы взойти.
И вообще, даже Мессу си минор Баха я мог бы включить в разряд современных партитур, потому что музыка Баха — всегда современна, все зависит от интерпретации. Интересная страница биографии коллектива — участие в записи музыки к кинофильмам. Горжусь, что нас пригласили записать саундтрек к выдающемуся фильму «Собибор» Константина Хабенского. Это случилось благодаря композитору Кузьме Бодрову, потому что, сочиняя, он слышал именно наш тембр.
Если подытожить эту тему, то скажу так: мы стремимся сделать так, чтобы хоровое искусство не было только «хоровики для хоровиков», хотим раздвинуть рамки заинтересованности к нашему хоровому жанру и по возможности привлекать новых слушателей. Рецепты уже перечислял: кроссоверный жанр, приглашение известных медийных солистов, театрализация, иногда и видеоряд.
Каждый вид хора имеет деление на партии. В нотах для хорового исполнения принято писать каждую партию на отдельном нотном стане. Четыре нотоносца объединяются: на верхнем пишется партия сопрано, затем альта, тенора, а на самом нижнем — баса.
Сколько в хоре певцов? Кроме того, различают хоры по количеству певцов: большие, камерные и маленькие хоры. В большом хоре количество участников не ограничено, но, как правило, не бывает больше 150 человек.
Хотя бывают и столкновения, не без этого. Но когда под куполом зала сопрягаются голоса, когда из-под твоих рук возникает эта звуковая магия, испытываешь ни с чем не сравнимое наслаждение. Ирина Зимина: — А как рождается этот завораживающий, кажется, идеальный звук?
Есть ли тут какая-то профессиональная тайна? Владимир Минин: — Идеального звука как такового не существует. Есть звук, который надо достичь в каждом конкретном сочинении. Иначе исполнение не убеждает. Можно спеть слово, но оно не будет трогать. Необходимо найти интонацию, с которой это слово следует произнести.
Помимо музыкальной интонации надо найти еще единственно верную речевую интонацию. Тогда это будет удача. Тогда будет попадание. Причем, надо, чтобы этот единственно верный звук и единственно точная интонация были прочувствованы всеми участниками коллектива, чтобы она была зафиксирована их эмоциональной памятью. Но главное — это чтобы исполнитель пел не только связками. Все его существо должно участвовать в процессе музицирования, чтобы все вместе в каждом сочинении проживали жизнь.
Ирина Зимина: — Вы называете свой коллектив ансамблем солистов. Означает ли это, что каждый может выступить в роли солиста?
Камерный хор: основные черты и особенности
- Что значит камерный хор
- Смотрите также
- Форма обратной связи
- Что называют камерным пением? [Вопросы и ответы о вокале]
Похожие слова
- Заметили опечатку?
- Что такое камерный хор и каков его состав?
- Камерный хор «Партес» - Дом Культуры ФЭИ, г. Обнинск
- Что такое хор?
- Что значит камерный хор
Что значит камерный хор
это отдельное направление хорового искусства, которое характеризуется малым количеством певцов и интимным исполнением. Подлинными событиями стали и их первые прочтения Московским камерным хором под управлением Владимира Минина. Камерный хор — вокальный коллектив сравнительно небольшого состава (не более 30—40 человек), обладающий камерными качествами: «особой тонкостью, детализацией исполнения, динамической и ритмической гибкостью». Остались старинные сочинения, специально написанные когда-то для камерных составов – дуэтов, трио, квартетов и прочих камерных ансамблей, для небольших камерных оркестров, камерных хоров.