«В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Главные новости об организации ФСИН на
Расписание богослужений
По окончании же сего больный, приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держимь от своих си стоит, или седит. и церковнослужителям для подготовки и. Чин Соборования (Елеосвящения) состоит из: благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой. Благодаря особому чину Таинства елей Соборования сам становится святыней, которая действует на больного. НА ПРОШЕДШЕМ СИНОДЕ ПРИНЯЛИ ЧИН СОБОРОВАНИЯ «ПО-СКОРУ» Священный Синод на заседании 26 декабря 2012 года (журнал № 130) одобрил «Последование Святаго Елеа.
ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ
ФСИН сегодня — Москалькова попросила провести проверку в колонии «Черный дельфин». Колония в ЯНАО закупит тренажеры на 3 млн рублей. Как проходит Соборование Зачитывается подготовительный чин: покаянные молитвы, канон и стихиры — в текстах проговаривается суть будущего таинства. Однако в чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болеющего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плохие духа и всякого зла».
Добровольцы в Херсонской области прошли елеосвящение
В Великую Пятницу Вечерня с выносом Плащаницы, Утреня с Чином Погребения архиерейским чином совершатся в Серафимовском соборе г. Кирова. Подобный чин елеосвящения совершается над тяжело немощными, проходящими лечение в стационаре. Святейший Патриарх Кирилл:?Лекции профессора а:?Церковный календарь:?Читаем Евангелие вместе с. Смотрите онлайн видео «Божественная литургия, Чин умовения. В Великую Пятницу Вечерня с выносом Плащаницы, Утреня с Чином Погребения архиерейским чином совершатся в Серафимовском соборе г. Кирова. В Главном храме Вооруженных сил России в полдень воскресения 4 апреля будет совершено Таинство Елеосвящения (Соборование).
История формирования чина Елеосвящения
В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. В настоящем варианте краткого чина Елеосвящения от первой, предварительной, части полного чинопоследования сохранился только аллилуиарий (тропарь «Скорый в заступлении». ИСТОРИЯ ЧИНА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (СОБОРОВАНИЯ) Древнейшие русские списки чина Елеосвящения не восходят ранее, чем.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств?
Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного.
И только в XIX веке Святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. Соборование: два варианта, одна суть Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения.
Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться?
Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным.
Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин.
Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи [5]. Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл но не сознательно утаил на исповеди. Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния. В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными [6]. Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжёлый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится?
Во дворе храма его встречал настоятель иерей Антоний Скрынников — Председатель комиссии Общественной палаты СК по реализации Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Мероприятие прошло 24 апреля, сообщили в Общественной палате края.
Также митрополит прочитал Молитву о Святой Руси у мощей святого великомученика Георгия Победоносца, которые привезли из Владимирского собора города Ставрополя.
Отлиты они в международном центре колокольного искусства, расположенного в городе Тутаеве Ярославской области. Тутаевские колокольных дел мастера широко известны; со звонниц многих храмов Вологодской митрополии благовестят колокола их работы. Новости о жизни Церкви в пределах Вологодской митрополии, душеполезные публикации, уведомления о предстоящих церковных событиях — всю эту и другую полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон в Telegram. Для подписки перейдите по ссылке.
Поделиться в соцсетях:.
Епископ Игнатий совершил заключительное Таинство Елеосвящения в Великом посту 26 апреля 2024 года
В преддверии Праздника Пасхи Христовой для прихожан храма и учащихся Воскресной школы «Исток» проведены мастер-классы разной тематики для создания интерьерных украшений и приобретения новых полезных творческих навыков. Это древняя русская техника, которую Мария Беляева, фольклорист и знаток русского творчества, преподала детям.
Рождественским постом 2 января 2024 года в храме Рождества Христова посёлка Горный Тогучинского района состоялось Таинство Елеосвящения Соборования. По доброй традиции это великое таинство совершается в дни многодневных постов для уврачевания духовных и физических недугов.
Читаются семь отрывков из Евангелия, семь отрывков из апостольских посланий. После этого священник совершает семикратно помазание освященным маслом, которое предварительно смешивается с вином. Господь преображает человека, очищая его от болезни и наполняя духовным светом и благодатью. Публикуем расписание соборования некоторых челябинских храмов.
Господь преображает человека, очищая его от болезни и наполняя духовным светом и благодатью. Публикуем расписание соборования некоторых челябинских храмов. Свято-Симеоновский собор, улица Кыштымская, 32 По воскресеньям 14 и 21 апреля в 12:30 Свято-Троицкий храм, улица Кирова, 60А По четвергам 4, 11, 18 и 25 апреля в 11:00 По субботам 6, 13, 20 и 27 апреля в 11:00 Храм святителя Василия Великого, проспект Ленина, 6 По четвергам 4, 11, 18, 25 в 11:00 По воскресеньям 14 и 21 апреля в 11:30 Храм преподобного Сергия Радонежского, проспект Победы, 398, стр.
Таинство Елеосвящения исцеляет немощи душевные
И часто в Таинстве Елеосвящения выявляется воля Божья о болящем: «В результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной Церкви и сокровенных путей Божьих» А. Но и в этом случае человеку, над которым совершено Таинство, дается великий дар: его душа предстает перед своим Создателем, очищенная от сокровенных даже для себя самой грехов. Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному воздействию Божьей благодати. Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли любящего его Небесного Отца, Который нередко посылает ему телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность.
Поэтому прибегать к Соборованию можно всем начиная с семи лет в любой болезни. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал о том, кому еще можно и нужно собороваться: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, - я могу прибегать к Соборованию».
К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае:«Негодных бабьих басен отвращайся 1 Тим. Это «мнения», что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей. Надо отметить еще и то, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы.
Оно, оказывая прибегающему к нему человеку благодатную помощь, вовсе не отменяет употребления лекарственных средств, данных Господом для исцеления болезней. Поэтому к «благочестивому» совету «не принимать лекарства» после совершенного над больным Таинства, прислушиваться не стоит. В некоторых местах существует практика омовения то есть смывания святого елея, который нанесли на члены больного во время совершения Таинства Елеосвящения. Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания. К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека.
Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов. История формирования чина Елеосвящения В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. Священнослужителей для совершения Таинства призывал сам болящий.
Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа». После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения. Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали следующие факторы. Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку.
Вот как выглядит в них Таинство Елеосвящения. Накануне Елеосвящения пелась вечерня, приспособленная к совершению Таинства. В частности, стихиры, которые содержали в себе моление о болящем; а также тропарь бессребреникам, которые считались целителями телесных недугов. На сугубой ектеньи также возглашались моления за болящего. Утром, в день совершения Таинства Елеосвящения, совершался еще ряд служб: так называемая агрипния специальное богослужение о больном , утреня и Литургия: а главнейшей составной частью агрипнии были каноны, один из которых - бессребреникам.
Во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектеньи и читались особые молитвы о больном и на освящение елея; б на утрене, совершаемой обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего; в на Литургии одна из трех используемых на проскомидии просфор предназначалась для больного. После великой ектеньи посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; предстоятель после каждения произносил великую ектенью с прошениями о болящем и молитвы над елеем, потом вливал часть елея в приготовленный сосуд.
И все это творит молитва, елей же - символ сего". А в исповедании Митрофана Критопуло есть такие строки: "Называется же это Молитвомаслие не последним помазанием; ибо мы ожидаем не смерти болящего и не ради этого приходим, но имея благие надежды на выздоровление его, пользуемся этим Таинством и таинственным священнодействием, прося Бога об исцелении его и ради скорого отгнания болезни.
И посему не однажды, но часто в жизни приходится пользоваться им: и сколь часто болеем, столь часто пользуемся им". Здоровым физически. Совершение Таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы.
Помимо "попутного" помазания здоровых, в Греческой Церкви совершали Таинство и нарочито над ними. Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере "здоровому и болящему". Кроме того, что Соборование совершалось над отдельными лицами, производилось общее Маслопомазание в определенные дни года. Сейчас такое общее Соборование совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице и в нaвечерия Великого Четвертка или Великой Субботы.
Для совершения Елеосвящения над физически здоровыми людьми в остальные дни следует получать благословение епархиального архиерея. Таинство над здоровыми людьми совершается в храме. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии; над буйными психическими больными. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни.
При этом ради молитв Церкви больному отпускаются особые грехи, разрешение которых он не мог получить в таинстве Покаяния, а именно: — грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроения больного; — грехи «недоуменные» и грехи неведения; [7] — грехи, бывшие причиной болезни, но болящий не знал о них; — грехи, которые больной, по тяжкой немощи своей, не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи, как пишет блж. Симеон Солунский, благодатию Божией отпускаются болящему чрез таинство Елеопомазания.
Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении, и после всеобщего воскресения Ин. Сверху пшеницы ставится пустой сосуд «кандило праздное», т. Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручьев «стручцев», или палочек, обвитых хлопчатой бумагой или ватой для помазания.
Обыкновенно сюда же вокруг сосуда вставляют семь зажженных свечей, изображая этим седмеричное число совершителей таинства. В состав последования Святого Елея входят три части: молебное пение, освящение елея и само помазание елеем. Первая часть до великой ектении представляет собой молебное пение и есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния.
Первый из священников, окадив стол и елей на нем , иконы и всех людей, обратясь к востоку или в сторону икон, произносит возглас: «Благословен Бог наш... После обычного начала, — Трисвятого и по Отче наш, — читается 142-й псалом, который представляет сокращение шестопсалмия, произносится малая ектения, бываемая на утрене. Затем поется на 6-й глас Аллилуиа вместо «Бог Господь» , как во время покаянное, и покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас».
После этого читается 50-й псалом и поется канон: «Моря чермную пучину» — Арсения, епископа Корфского IX в. Припев к тропарям канона в Требнике не указан. В древних Требниках московского издания указан припев: «Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе».
В южнорусских Требниках встречается другой припев: «Услыши нас, Господи, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый». После 3-й, 6-й и 9-й песни канона полагается малая ектения. В каноне и стихирах больному испрашивается от Господа исцеление от недугов и болезней душевных и телесных.
После стихир читается: Трисвятое по Отче наш — и поется тропарь: «Скорый в заступлении един сый, Христе». Затем следует вторая часть чинопоследования таинства — освящение елея. Вторая часть.
Диаконом или первым священником произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой прилагаются прошения о благословении елея силою и действом и наитием Святого Духа.
Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми. Таким образом, при определенных обстоятельствах к Таинству Елеосвящения рекомендуется приступать всем христианам. Упоминаемое выше послание апостола Иакова - первый призыв прибегать к Таинству Елеосвящения - адресовано тому, кто "болит в вас". Это естественно, потому что цель совершения Таинства - исцеление от физических и душевных недугов. Свидетельство этого встречаем у Виктора, пресвитера Антиохийского V в. И все это творит молитва, елей же - символ сего". А в исповедании Митрофана Критопуло есть такие строки: "Называется же это Молитвомаслие не последним помазанием; ибо мы ожидаем не смерти болящего и не ради этого приходим, но имея благие надежды на выздоровление его, пользуемся этим Таинством и таинственным священнодействием, прося Бога об исцелении его и ради скорого отгнания болезни. И посему не однажды, но часто в жизни приходится пользоваться им: и сколь часто болеем, столь часто пользуемся им". Здоровым физически.
Совершение Таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Помимо "попутного" помазания здоровых, в Греческой Церкви совершали Таинство и нарочито над ними. Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере "здоровому и болящему". Кроме того, что Соборование совершалось над отдельными лицами, производилось общее Маслопомазание в определенные дни года.
Комментарии
- Последние добавленные новости
- Епископ Игнатий совершил заключительное Таинство Елеосвящения в Великом посту 26 апреля 2024 года
- ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ В ХРАМЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
- В РПЦ не стали комментировать отстранение иерея от служения после панихиды по Навальному
- В дни поста над казаками-добровольцами совершили чин елеосвящения - РИА Новости Крым, 16.03.2023
- О монастыре | Ганина Яма
О Соборовании тяжко болящего человека
Около XIV века акцент Таинства Елеосвящения смещается в сторону покаяния, что постепенно приводит к мысли о совершении его и над здоровыми людьми, но по природе своей духовнобольными, т. По Требнику чин Елеосвящения совершается над одним человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако распространена также практика совершения общего соборования над многими молящимися, в т. Согласно русской традиции до середины XVII века общее соборование совершалось с однократным помазанием вместо семикратного. В Синодальный период вплоть до 1917 года такая практика продолжала сохраняться в богослужении только Великого четверга в крупнейших соборах напр. Однако в советский период в СССР широко распространился новый обычай совершения общего соборования не только не только на Страстной седмице, но и в другие седмицы Великого поста. И уж совсем новый обычай совершать общее соборование в другие многодневные посты.
Чин таинства совершили клирики Горновского прихода протоиерей Игорь Затолокин и иерей Александр Петруня.
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы. И канон, пение Арсениево. Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Моря чермную пучину, невлажными стопами, древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама, Амаликову силу в пустыни победил есть. Елеем благоутробия, Владыко, утешаяй присно души, купно и телеса человеческая, и храняй елеем верныя: Сам и ныне ущедри елеем приступающия к Тебе. Твоея милости, Владыко, полна есть вся земля: темже елеем божественным Твоим честным помазуеми днесь, еже паче ума Твоей милости, верно просим Тя, податися нам. Слава: Помазание священное Твое, Человеколюбче, апостолом Твоим на немощствующия рабы Твоя совершати милостивно заповедавый: тех мольбами вся печатию Твоею помилуй. И ныне: Едина мира пучину Чистая рождшая, яже к Богу молитвами Твоими присно, недугов и скорбей Твоего раба избави, яко да непрестанно возвеличит Тя. Ты един сый дивный в человецех верных, милостивый, болящему люте, даждь, Христе, благодать Твою свыше. Елейный сучец иногда, ко умалению потопа, божественным Твоим показавый мановением, Господи, спаси милостию страждущаго. Слава: Свещею божественнаго света, в милости Твоей, Христе, просвети помазанием, и ныне верою к милости Твоей тщащагося. И ныне: Призри благоприятно, Мати всех Творца, свыше, и горькое озлобление разреши недугующаго, молитвами Твоими. Седален, глас 8: Подобен: Пастырская свирель: Яко божественная река милости сый, яко бездна многаго милосердия, Щедре, покажи Твоея милости божественныя струи, и всех исцели: источи чудес источники независтно, и омый всех: к Тебе бо присно притекающе, тепле благодать испрошаем. Другий, глас 4: Подобен: Вознесыйся: Врачу и Помощниче сущих в болезнех, Избавителю же и Спасе сущих в недузех; Сам всех Владыко и Господи, даруй исцеление недугующему рабу Твоему, ущедри, помилуй многопрегрешивша го, и прегрешений избави, Христе, яко да славит Божественную силу Твою. Яко нетленное миро, Спасе, сый, истощившееся Твоею благодатию, и мир очищающее, ущедри и помилуй, Божественне, верою струпы телесныя помазующаго. Тихостию печати Твоея милости, ныне чувствия, Владыко, знаменав Твоих рабов, непроходимь, неприступен вход сотвори всем сопротивным силам. Слава: Призывати повелеваяй немощствующим священнодействит ели божественныя Твоя, и сих молитвою и помазанием елея Твоего, Человеколюбче, спасатися, спаси Твоею милостию страждущаго. Сый, Блаже, милости бездна, помилуй, Милостиве, Твоею Божественною милостию страждущаго, яко благоутробен. Души наша, Христе, и телеса, свыше печати Твоея Божественным воображением освятив несказанно, рукою Твоею всех исцели. Слава: Неизреченною Твоею любовию, Преблагий Господи, приимый блудницею сущее от мира помазание, ущедри раба Твоего. И ныне: Всепетая, Чистая, Преблагая Владычице, помилуй божественным помазующихся елеем, и спаси раба Твоего. Песнь 6 Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею кровию. Словесы Твоими, елеем показавый, Человеколюбче, в царех помазание, и архиереи сие совершивый: печатию Твоею и страждущаго спаси, яко благоутробен. Слава: Подаждь руку Твою с высоты, Человеколюбче, и Твой елей, Спасе, освятив подаждь рабу Твоему на здравие, и недугов всех на избавление. И ныне: Явилася еси в божественном Твоем храме плодовитая, Мати Творца, Маслина, Еюже исполнен явися мир милости: темже спасай молитвами осязания Твоего страждущаго. Кондак, глас 2: Подобен: Вышних ища: Милости Источник сый Преблагий, верою теплою к милости неизреченной Твоей припадающия, Благоутробне, от всякаго избави озлобления, и тех недуги взем, подаждь божественную благодать свыше. Песнь 7 Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Ты в милости и щедротах Твоих, Спасе, Едине Боже, всех исцеляяй, страсти же душевныя, и телесная сокрушения, и сего в недузех страждущаго Сам исцеляя уврачуй. Внегда помазатися елеем помазания всех главам, подаждь сему веселия радость, милость ищущему Твоего избавления, Христе, богатою Твоею милостию, даруй, Господи. Слава: Меч есть над демоны, Спасе, Твоя печать; огнь же попаляяй страсти душевныя, священников мольбы. Темже верно поем Тя приемлющии исцеление. И ныне: Ты Держащаго горстию вся, Мати Божия, внутрь во чреве приимши боголепно, и неизреченно воплотивши, о страждущем умилостивити Сего просим.
Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике Древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и Покаяние желательны. Вот в каком виде представляется нам Елеосвящение в XIV веке, «по уставу Иерусалимскому» надписание это в самом Требнике 1053-54. Еще накануне того дня, в котором оно должно быть совершено, начинались приготовления к нему. Пелась вечерня, но не обыкновенная, а приспособленная к Елеосвящению: ее стихиры на «Господи, воззвах» и «На стиховне» имели своим содержанием моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам на том основании, что они считались целителями телесных недугов. На сугубой ектений возглашались моления за болящего и по окончании ее: «Господи, помилуй» 50 раз. Поутру в тот день, когда надлежало совершить самое Елеосвящение, опять совершался целый ряд служб: так называемая агриппия, утреня и литургия. Первая из них составляла богослужение специально о больном. Его главнейшею составной частью были каноны: «Во мраце греховном смердящими страстями уязвлен» с ирмосами «Яко по суху…»; второй канон бессребреникам; во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектений и читались особые молитвы. Эта агриппия составляла первую приготовительную часть Елеосвящения, теперь елей был уже готов и освящен; оставалось совершить помазание, но оно не совершалось непосредственно за агриппией, а отлагалось до литургии. На утрени, совершенной обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего. Затем начиналась литургия, на проскомидии одна из трех просфор предназначалась для больного. После великой ектений посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; из алтаря выходили священнослужители; предстоятель после каждения, обычного начала, Великой ектений с прошениями о болящем и молитвы над елеем вливал часть елея в приготовленный сосуд; за ним, при чтении той же молитвы, делали то же самое и другие 6 священников. Священники возжигали свечи, прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 отдельных молитв, после 7-й молитвы возлагалось на голову больного Евангелие, и священники возлагали свои правые руки. Затем следовало продолжение литургии. Самое помазание происходило в конце литургии, после «Отче наш». Больной помазывался 7 раз от каждого священника особо, причем 7 раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес», а на клиросе пели стихиры. Этим и оканчивалось Елеосвящение. По всей вероятности, больной на той же литургии приобщался Святых Тайн, хотя на это и нет прямых указаний в чине. Таков был чин Елеосвящения в связи с общественным богослужением. Без всякого сомнения идея такого соединения ведет свое начало из глубокой древности. В то же время некоторые практические неудобства такого соединения должны были вызвать вопрос об их разделении. Не все больные могли являться в церковь отчасти по причине немощи, отчасти по причине значительного расстояния до церкви. Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, — другими словами — приспособить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме. С другой стороны, если бы даже больной и мог явиться в церковь, то и в этом случае соединение Елеосвящения с ежедневным богослужением представляло некоторые неудобства: во-первых, больной мог явиться в то время, когда уже богослужение окончилось, например, вечером, и, следовательно, должен был ожидать целый день, но такое ожидание могло быть и опасным, больной в ожидании Елеосвящения мог умереть; во-вторых, присутствие больного при трех службах — сперва накануне, потом на утрени и на литургии тоже нередко могло быть весьма затруднительным для него; наконец, в-третьих, не всегда и не везде могли собираться 7 священников или даже 3 священника на целые сутки для елеопомазания одного больного; между тем, собраться на один-два часа было гораздо легче. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. Практика должна была явиться в Церкви очень рано, и хотя такого отдельного чина в греческих списках до настоящего времени не найдено, намеки на него существуют.