В 2013 году блог TestYourVocab опубликовал статистику: регулярное чтение художественной литературы увеличивает словарный запас на 30 процентов и выше. Ему нужно было бы представлять всё: от пейзажей и облика городов, до лиц и голосов персонажей. Так, литература пережила крах империи, это и заложило основной канон литературного произведения, созданного стать классикой – они способны остаться, выжить, даже если рухнула империя, сменились столетия. Все эти вещи нужны вовсе не для того, чтобы пощеголять знаниями в музее или на вечеринке. Начать, конечно же, нужно с плюсов, которые литература и близкое знакомство с ней приносят подрастающему поколению.
Что происходит с современной русской литературой
В первом приближении пользы от чтения художественной литературы действительно не больше, чем от любого другого развлечения, позволяющего на время отрешиться от нервяка жизненных обязательств. Зачем нужна литература в школеЛичное Недавняя информационная волна, на поверхности которой плавали какие-то нелепые списки произведений – не то для школьной пр. В самом деле, если главной целью чтения полагать лишь получение необходимой информации, то читать нужно лишь духовную, справочную и учебную литературу. В 2013 году блог TestYourVocab опубликовал статистику: регулярное чтение художественной литературы увеличивает словарный запас на 30 процентов и выше. Проза (Школьная литература). Название произведения: Примеры сочинений-рассуждений: зачем нужно читать классическую литературу. Автор: Сочинения для школьников. Современный литературный сайт для поэтов, писателей, исполнителей музыки и песен.
Зачем нужна художественная литература: цели и задачи
Способна ли хорошая поэзия изменить жизнь к лучшему, да и на что она вообще способна?.. Стихи эти являются итогом многолетних, часто очень противоречивых, моих размышлений, моих дискуссий по этому поводу с другими людьми. В данном стихотворении я тщательно подбирал нужные слова, подчёркивал словесные оттенки для того, чтобы понять и сформулировать, в первую очередь для себя как для автора, не просто общие или даже общеизвестные принципы, суждения, а отобразить важные нюансы — умереннее, тоньше, точнее… Зачем нужна нам всем литература? Вот мой ответ: не для космических идей.
В таком случае правильней говорить о диверсификации форматов, а не об утрате интереса к литературе? Максим Мошков: Не соглашусь. Делить приходится не чтение как таковое, а активное время, посвященное развлечению.
И оно распределяется между фильмами, сериалами, телепередачами, компьютерными играми, просмотром видеороликов в интернете, музыкой, общением с друзьями, спортом, выпивкой и наконец-то чтением. А уже непосредственно чтение дробится на новости, телеграм-каналы, соцсети, личную переписку в мессенджерах и еще раз наконец-то чтение литературы. Вот и прикидываем, какая доля от какой доли этого времени достается художественной литературе, продолжая съеживаться, как шагреневая кожа, с каждым годом. Соцсети, видеоигры, стриминговые сервисы, telegram-каналы - они действительно составляют конкуренцию литературе? Мне-то кажется,что у них своя ниша, а у книголюбов своя. Максим Мошков: Они все "дербанят" один ограниченный ресурс - время человеческого внимания.
Ниши разные, а время на всех одно. И конкуренция бешеная. Меня даже удивляет, насколько крепка все же любовь к чтению, что держится на заметном статистическом уровне на фоне всех этих времяпожирающих захватывающих альтернатив. Раздавать новости через интернет на порядок дешевле Электронные книги, аудиокниги - они вытесняют книги печатные? Максим Мошков: О да, несомненно. Я об этом уже лет 20 говорю на каждом углу.
Результат-то налицо. Достаточно отслеживать объемы заработков в электронной и бумажной сфере. Там растут, здесь снижаются - в разных областях с очень разными скоростями. Особенно примечательны новости. Бумажных новостей не стало. У нас на глазах закрылись практически все газеты, тиражи толстых журналов упали с миллионов до считаных тысяч, и только глянец еще где-то как-то теплится.
Экономика производства - безжалостная штука. Раздавать новости через интернет на порядок дешевле, чем на бумаге. С книгами примерно то же происходит, но не так быстро.
Его великий соотечественник писатель Ба Джин Ba Jin в одном из интервью так же затронул эту тему: «Литература должна нести свет, доброту и надежду, делать людей более нравственными, более чистыми и полезными для общества. С моей точки зрения, ради этого, писатели должны в своих сердцах поддерживать свет и тепло». Писатель одной рукой открывает дверь, а другую руку как будто протягивает посетителям. Это символ культуры, символ душевности, символ человечности. Литература каждого народа — эхо его духовной культуры. Современный человек нуждается в сочувствии и понимании, кроме того, необходимо развеять его страх перед добрым поступком, научить его открыто выражать чувства.
Понимание человеческих отношений и ценностей: Литературные произведения отражают различные аспекты человеческой жизни, отношений и ценностей. Через истории о героях читатели могут извлекать уроки о дружбе, справедливости, любви и многом другом. Развитие критического мышления: Чтение литературы способствует развитию критического мышления и аналитических способностей. Читатели учатся анализировать и оценивать тексты, вырабатывая собственные взгляды и мнения.
Польза от чтения классической литературы
Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Польза чтения» (ЕГЭ по русскому языку) | Нужно понимать зачем люди читают, и писать то, что им нужно, а не "я так вижу!" и "не умею писать как все!". |
Зачем нужно читать книги, и как приучить себя к этому? - Блог Викиум | Зачем нужна литература? Литература — это одно из направлений искусства. Литература имеет огромное значение в познании мира человеком, в понимании истоков общечеловеческих проблем, установлении нравственных ориентиров. |
Что дает художественная литература | Зачем нужна нам всем литература? |
Зачем нужна современная литература?
- Зачем нужна литература
- Зачем нужна современная литература?
- Популярное в разделе
- Современная литература: что, как и зачем читаем
Зачем нужно читать книги, и как приучить себя к этому?
Какая литература нужна современности, и какая всегда будет современной | Примером того, почему читать нужно и важно, служит героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», оставшаяся в истории мировой литературы нравственным идеалом русской женщины. |
Зачем нужно читать книги? | Начать, конечно же, нужно с плюсов, которые литература и близкое знакомство с ней приносят подрастающему поколению. |
Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Польза чтения» (ЕГЭ по русскому языку) | Действительно, зачем нам нужна художественная литература, если мы можем посмотреть художественные фильмы, снятые по мотивам известных произведений, прослушать аудиокниги. |
Вы точно человек?
Чтение, как известно, расширяет кругозор, а потому приносит огромную пользу в любом творческом процессе. Независимость мышления Отсутствие собственного мнения присуще многим. Сложно сохранить независимость суждений, игнорировать точку зрения личности более авторитетной, уважаемой. Человеку проблематично формировать собственное мнение под влиянием окружающих, средств массовой информации и других источников. Особенно непросто это тому, кто мало читает. Чем больше человек знает, тем чаще он сомневается в правдивости информации, которую предоставляет телевидение, интернет, пресса. Чтение литературы, как художественной, так и публицистической, делает сознание самодостаточным, независимым.
А вот личности с замкнутым миропониманием весьма просто внушить фальшивую истину, навязать ложную точку зрения. Умение понимать и чувствовать людей Человек, имеющий богатый жизненный опыт, уже спустя несколько минут после общения с новым собеседником способен сформировать мнение о нем. Это и есть знание человеческой психологии. Но не у каждого из нас есть возможность регулярно заводить новые знакомства, тем самым обогащать свой жизненный опыт. Персонажи Достоевского, Гоголя, Толстого, Тургенева существовали в 19 столетии. Но это не значит, что Раскольниковы, Чичиковы, Безуховы, Базаровы перевелись.
Они среди нас. Быть может, только говорят немного по-другому и одеты иначе. Стоит воспользоваться жизненным опытом русских классиков. Их произведения — кладезь простой человеческой мудрости. Гуманность, человечность Оглянитесь. Возможно, где-то рядом несчастный маленький человек, напоминающий гоголевского Акакия Акакиевича.
Он незаслуженно обижен и оскорблен. Хотя имя имеет вполне благозвучное, а вместо шинели у него добротная дубленка. Великие классики, не только русской, но и зарубежной литературы, не пытались развлечь своих читателей. Они стремились заставить их задуматься. Чтение классической литературы формирует особое мировоззрение, хотя и не гарантирует чистоту помыслов и высокую нравственность. Что нужно читать Развиваться никогда не поздно.
У нас на глазах закрылись практически все газеты, тиражи толстых журналов упали с миллионов до считаных тысяч, и только глянец еще где-то как-то теплится. Экономика производства - безжалостная штука. Раздавать новости через интернет на порядок дешевле, чем на бумаге.
С книгами примерно то же происходит, но не так быстро. Тем не менее в художественной литературе заработки на цифре практически сравнялись с заработками на бумаге, а значит, точка пересечения уже пройдена, и дальше процесс умирания бумаги пойдет по нарастающей. Может, это нормально?
Так же нормально, как отсутствие массового паломничества в залы консерватории, театры, на выставки? Максим Мошков: Нормально, конечно. Бывшие паломники консерваторий нынче получают ту же самую популярную музыку в свои наушники с плеера, театры которые и сейчас неплохо поживают заменены сериалами и тик-током...
То есть потребление художественной продукции не снизилось, а просто диверсифицировалось, сменив форматы и способы доставки. Оно, пожалуй, даже и выросло. С книгами происходит некоторое снижение, но не катастрофическое, главное здесь - перетекание аудитории, читающей на бумаге, в электронных читателей, а их много.
Книга остается продуктом массового потребления. Вы допускаете, что в будущем от чтения серьезной литературы человечество откажется? И как это может сказаться на обществе?
Максим Мошков: Книга, роман, рассказ - востребованные виды искусства, которое нужно будет человеку всегда. Форма может меняться, но суть остается, и потребность остается всегда. Книга с нами навеки, пока светит солнце.
Свитки и папирусы прошли, бумажная форма отомрет, электронная форма - надолго, а как там дальше будет - бог весть. Дойдет ли дело до электронных шунтов и закачки содержания напрямую в мозги - надеюсь, на моем веку этого не случится. Фото: yeltsin.
Родился в 1966 году. Окончил механико-математический факультет МГУ. Был программистом медийных интернет-проектов Газета.
Photo by David Iskander on Unsplash 4. Культурное развитие Хорошая художественная книга всё равно, что полотно художника. В каждой книге, как и в картине, заключена своя история. Книги помогают нам ближе познакомиться с разными культурами, народами и их традициями. Будто на картине мы наблюдаем, как перед нами разворачиваются далёкие миры и исторические эпохи. Пусть персонажи будут выдуманными, главное, что их мысли, чувства и желания — настоящие.
Начать можно с культуры своей страны. Отличным подспорьем для малышей и их родителей в этом деле станет сборник «Русские народные загадки в картинках» Зины Суровой. Модель сознания Модель сознания — это комплекс знаний, помогающий понять психическое состояние другого человека. Погружаясь в истории других людей, мы незаметно для себя дополняем наше представление об образе их мышления. Развитая модель сознания помогает нам лучше понимать чувства других людей, предугадывать их слова и мысли. В художественных книгах нам даются психологические портреты разных типов личностей, это позволяет узнать об их мотивации и применить эти знания в реальной жизни.
Благодаря такому подходу, ребёнок, читающий художественную литературу, быстрее и безболезненнее социализируется, становится коммуникабельным и открытым.
Никто и никогда не убедит меня в том, что он хорошо пишет. Просто посмотрите, какой у него язык. Он абсолютно бедный, везде повторяется. Говорит коряво, криво, косо. И я ему не верю. Это абсолютно искусственно. Я не идеи его критикую, а как писателя.
Потому что писатель он ужасный. Есть люди, которые были поражены его книгой. И среди них были великие. Должен ли я говорить тогда, что эту ни в коем случае нельзя читать? Наоборот, пожалуйста, читайте, но будет сложно. Другой пример — Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи». Отвратительная книга. Наверное, одна из худших вещей, которые я читал.
Я даже не знаю, что хуже. Возможно, Паоло Коэльо и его «Алхимик». Айн Рэнд, наверное, все-таки хуже, потому что Коэльо читается легче. Есть ли какой-то фундаментальный набор книг, который нужно прочитать каждому, чтобы потом переходить уже к современной беллетристике? Я не фанат списков. Любой вход в литературу очень индивидуален. Единственное, что по-настоящему необходимо, что точно нужно в жизни — это прочесть книгу, которая зацепит, которая приучит человека к тому, что читать — это круто, интересно, и полезно. Это может появиться в тот момент, когда у тебя идет синхронизация твоих личных переживаний с тем, что описывается в книге.
Обычно это происходит в подростковом возрасте. Вот такая первая книга обязательно должна быть, и неважно, будет ли это Федор Михайлович Достоевский или кто-то другой. Это вообще может быть массмаркет. В большую литературу можно и через Донцову прийти. Неважно, какая книга привьет вам любовь к чтению. Когда вы начинаете читать, вам хочется развития, хочется получать новые эмоции, и так вы начинаете открывать для себя литературу. В конечном счете вы открываете для себя и таких сложных авторов, которых, казалось, вам никогда не осилить. Например, Марселя Пруста.
Что делать, если «тяжело читать»? Менять книги до тех пор, пока не найдется твоя, которую ты за ночь проглотишь, потому что интересно? Если у вас уже достаточно приличный возраст и до этого момента вы особо никогда не читали, но зато постоянно погружены в телефон, то надо себя приучать к чтению. Это как заново учиться ходить. Нужно себя заставлять. Прямо садиться, выделять специально время. Есть такой очень хороший психологический метод: выделяешь определенное время в течение дня, посвящаешь только этому делу, и все. Берешь 10 минут и читаешь, постепенно увеличивая время.
Потом концентрироваться станет все проще и проще. Это такая же тренировка. Если человек начинает читать с раннего возраста, то обычно у него нет проблем с тем, что он отвлекается. Как читать? Аналитическое чтение, мастерство интерпретации — как этого достичь? Нужно понимать, что язык — это структура, огромная схема. И если она простая, она неинтересна. Ты анализируешь построение, какие слова использует автор, как он доносит свою мысль.
Понимаешь, проходной этот текст или нет. Сейчас ведь даже искусственный интеллект пишет романы и рассказы — такую ерунду как «Патруль звездных волков». Но большая проблема искусственного интеллекта состоит в том, что он не обладает абстрактным мышлением, а для хорошего писателя оно необходимо. Не может искусственный интеллект придумать, как драматически показать сцену, эмоционально так, чтобы вы не просто ее увидели, а прямо почувствовали. Я уже упоминал, что последний месяц я читаю Филиппа Дика — предложил эту книгу в «Книжном клубе» вместе с братьями Стругацкими. У нас дело дошло до фантастики, мы начали ее изучать. Нам интересно посмотреть, как фантастика представлялась в Советском Союзе и в Америке. Фантасты ведь абсолютно разные.
Борис и Аркадий Стругацкие — очень приличные, спокойные. А Филипп Дик — это чертов наркоман, который почти всю жизнь сидел на спидах, пять раз был женат, умер от остановки сердца, страдал паранойей, видел галлюцинации, гадал по «Книге перемен» [китайский философский текст, который входит в конфуцианский канон — прим. Он был настоящий рок-н-ролльный фантаст. Удивительно, какие образы он создает. Как вы думаете, по какой причине Филиппа Дика потом с руками и ногами готов был оторвать Голливуд и на его основе делал почти все свои классические боевики 1980-х и 1990-х годов? Потому что он был крут. Возьмем в пример его роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах? Главный герой, охотник за андроидами, знает, что выслеживает андроида.
Но этот робот поет в опере, а у самого охотника великолепное знание музыки, он ее очень любит. Ему хочется с андроидом поговорить, потому что она для него совершенство. Охотник начинает к ней испытывать симпатию. Он ее выслеживает вместе с другим охотником, который вообще недостойный человек. В какой-то момент он начинает думать, что сам тоже андроид, потому что не испытывает никаких чувств. А выслеживает где? На выставке Мунка. И через описание картины «Крик» подается первая сцена.
Потом идет описание следующей картины — «Переходный возраст». Причем саму картину он не называет. Плохой писатель назовет, а хороший покажет, что там изображено, чтобы втянуть вас в эту сцену. Дальше этого андроида бесчеловечно убивают.
Зачем нужны литературные произведения
Зачем читать художественную литературу Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации». Есть определенные причины, чтобы читать художественную литературу и таким образом стать лучше. Нужно понимать зачем люди читают, и писать то, что им нужно, а не "я так вижу!" и "не умею писать как все!".
Нужна ли литература
— Литература нужна человеку для того, чтобы оригинально мыслить. Кем бы он ни работал дальше, что бы он дальше ни изучал, ему необходимо чтение книг. Современную литературу нужно читать, чтобы понять, куда мы движемся и зачем. Современную литературу нужно читать, чтобы понять, куда мы движемся и зачем. Зачем вообще человечество придумало художественную литературу и какова польза от прочтения того, что пришло в голову другому человеку?
Что происходит с современной русской литературой
Книги могут помочь найти себя, определиться с целью в жизни и выбрать правильный путь, когда сложилась непонятная ситуация. Многие вопросы станут более понятными после прочтения тематической литературы, найдутся решения проблем, которые самостоятельно было нельзя преодолеть. В словах автора можно найти вдохновение, которое даст возможность начать новое дело, усовершенствовать навыки или войти в очередной жизненный этап. Книги помогают справиться с одиночеством, преодолеть депрессию или застойный период жизни. Конечно, польза книг огромная, и ее сложно описать в нескольких строчках. Произведения, созданные авторами, — это целый мир, который они попытались разместить на нескольких страницах За сюжетом стоит тяжелый труд, поиски информации, создание нити повествования, рассуждения, которые могут стать ценным зерном знаний, которого не хватало для начала чего-то великого. Книги отвечают на вопросы, как поступить в той или иной ситуации в жизни, делятся опытом по совершенствованию бизнеса, улучшению знаний, формированию своей личности и тайм менеджменту. В произведениях классиков описаны качества людей, которые мы часто встречаем в жизни. По их портретам можно предугадать, как будет себя вести человек, предотвратить еще не возникшую ситуацию или спланировать важное событие.
Зачем читать книги? Для того чтобы получить «пятерку» по предмету, который в дальнейшем вряд ли пригодится?
Какая польза от чтения книг Пушкина, Шекспира, Достоевского, Чехова? Дело в том, что очень сложно сделать карьеру, не умея красиво и четко излагать свои мысли. А такой навык возможен лишь при богатом словарном запасе. Это и есть ответ на вопрос о том, зачем читать книги. Пополняется словарный запас именно благодаря литературным произведениям. Прежде всего, для того чтобы научиться хорошо излагать свои мысли. Косноязычие — недостаток, который может стать серьезным препятствием к карьерному росту. Читать произведения русской и зарубежной литературы нужно не только будущим филологом, но и тем, кто планирует связать свою жизнь с точными науками. Особенно необходим богатый словарный запас бизнесменам. Им нередко приходится участвовать в переговорах, доносить до партнеров или подчиненных свою точку зрения.
Бизнесмен, который изъясняется обрывистыми предложениями, с трудом связывает несколько слов, доверия не вызывает. Кроме того, начитанность и богатый словарный запас придают уверенности, а без нее сложно себе реализовать в любой сфере. Общение Люди разные. Один предпочитает уединение, другой не может провести и дня без общения. Человек — существо социальное. Поэтому даже любитель одиночества время от времени нуждается в общении, понимании. Полное равнодушие ко мнению окружающих - это, по мнению психиатров, признак расстройства личности. Каждый человек, в той или иной степени, стремится нравиться, быть понятым. О нашем богатом внутреннем мире знают лишь наши близкие. На остальных приходится производить впечатление с помощью все того же слова, которое, в этом не стоит сомневаться, обладает поистине магической силой.
Хорошие рассказчики пользуются популярностью и уважением у окружающих. Им верят, им доверяют. Конечно, не каждый человек, прочитавший несколько десятков книг, красноречив и убедителен.
Литература указывает нам пути самосовершенствования. О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.
Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств — от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным. Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды — от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки — матери солдатской. Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя.
И почему вообще они должны их менять? Одна из любопытных особенностей «Улисса» Джойса заключается в количестве рецензентов и интеллектуалов, которые изменили свое к нему отношение в течение первого десятилетия после его публикации.
Многие переключились с ненависти на восхищение — на ум приходит Юнг, а также влиятельный парижский критик Луи Жилле Louis Gillet , который поначалу называл роман «неперевариваемым» и «бессмысленным», а позже поздравлял Джойса с созданием величайшего шедевра своей эпохи. Однако у многих восхищение сменилось подозрениями. Сэмюэл Беккет Samuel Beckett сначала был уверен, что Джойсу удалось вернуть английский язык к жизни, однако позже он стал задаваться вопросом, не повторяет ли Джойс старую ошибку — Беккет считал это именно ошибкой, воображая, что язык способен вызывать живые впечатления. Когда мы сталкиваемся с чем-то новым, нам порой требуется некоторое время, чтобы составить какое-либо мнение. Эта неопределенность, которая возникает, когда мы впервые сталкиваемся с книгами Эггерса, Памука, Елинек, Ферранте или когда мы, прочитав ранние работы Рота, переходим к его поздним трудам, и есть одна из составляющих удовольствия. Это удовольствие, которое мы получаем, приспосабливаясь к чему-то новому — пытаясь предугадать, понравится ли нам новая книга или она окажется скучной, осознавая природу наших читательских ожиданий как раз тогда, когда им брошен вызов — может затянуть нас или просто показаться нам более интересным, чем то удовольствие, которое мы получаем, найдя еще одну книгу, приятно похожую на другие, прочитанные ранее. Независимо от того, понравится ли нам роман современного писателя или нет, мы, тем не менее, можем получить удовольствие даже от самих размышлений о том, что от нас требуется. Именно таким был мой опыт чтения Мураками, Елинек и Сарамаго.
Книги этих писателей не слишком меня впечатлили. Но я получил огромное удовольствие, пытаясь в них разобраться. Поэтому, как пишет Вульф, «есть основания полагать, что на самом деле от живых мы получаем больше, чем от мертвых, хотя, на первый взгляд, первые во многом уступают вторым». Я протестую! Разве мы не сталкиваемся с новизной или, по крайней мере, с некоторой непривычностью, когда берем в руки старый роман или книгу зарубежного автора, написанную в традициях, которые нам не знакомы? Сталкиваемся, но с двумя важными оговорками. Такие книги, как «Сказание о Генджи», за многие века успели убедить в своей ценности миллионы читателей. Я, разумеется, могу рискнуть и выступить с критикой против них, но, если я так сделаю, мне придется спросить себя, почему эти книги так нравились огромному числу людей на протяжении многих поколений.
Кроме того, тот факт, что я ничего не знаю о Японии 11 века, очень мне мешает, когда я пытаюсь понять, является ли эта история адекватной реакцией на тот мир, в котором жил ее автор. Если «Сказание о Генджи» кажется мне странным, вероятнее всего, так происходит, потому что весь тот мир кажется мне странным — но я не могу с уверенность это утверждать, потому что я сам не жил в том мире.
Зачем читают книги? Какая польза от чтения книг
Пушкин – «наше всё». Зачем читать книги? | Зачем нужны современные писатели, если у нас уже есть Достоевский и Толстой? |
Зачем нужны литературные критики и книжные блогеры? | Какие произведения вам хотелось бы увидеть на страницах учебника литературы? |
Зачем читают книги? Какая польза от чтения книг
Классическая литература — это высокая литература. Однако, в прозаических произведениях художественной литературы использование тропов не несет особой смысловой нагрузки, в отличие от лирических произведений. Тогда зачем действительно это нужно? Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с «родственниками». Может быть, нужно вообще исключить литературу из школьного курса? Другая трудность в изучении русской литературы — язык, которым написаны произведения.