Новости соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение. Норма права и статья нормативного акта нетождественны, нередко они могут не совпадать. Однако норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. 2. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта

Возможность оказания принуждения — не единственная важная функция государства, также важна его нормообразующая функция. Именно ею обеспечивается возможность государственного принуждения. Всю проблематику юридической структуры нормы права дополняет еще одна сложная проблематика — логическая структура. Она охватывает логическими понятиями и их связками юридическую структуру, но обладает вполне самостоятельным значением.

Нормы права в статьях нормативных актов: способы изложения Правовые нормы в статьях нормативных актов представлены различными юридическими конструкциями и способами изложения, обусловленными их спецификой.

Именно формальный смысл термина «источник права» уравнивается с термином «форма права». Таким образом, источник форма права - это объективированные определенным образом правила общественной практики, которые в силу объективных причин признаются обществом и государством как обязательные. Правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки, защищаемые государственным принуждением, представляют собой источник форму права.

Ключевым свойством права является его общеобязательность. Правила могут создаваться государством, людьми, богом, но если все признают их действенность, значит можно ставить вопрос о форме права. Соединение в едином собирательном термине «источник форма права» двух понятий представляет собой желание снять проблему их несоответствия. Так, не всякие материальные и идеальные источники получают государственное признание.

Не случайно мы иногда говорим: «Жизнь требует такого-то акта», а законодатель не дает ее требованиям законодательной формы. Некоторые законодательные решения изумляют, радуют граждан, а некоторые встречают их противодействие. Таким образом, уравнивание источников и форм права - это некоторое искусственное образование, но необходимое в целях ясности системы юриспруденции. Современные государства с развитой системой законодательства не могут жить в неопределенности относительно того, что является обязательным, а что нет.

Необходимо установить границу права и всех иных регуляторов. Собирательный термин «форма источник » выполняет эту роль. Право объективируется в устойчивую, определенную форму. В ней оно содержится, охраняется.

Необходимость государственного оформления источников права очевидна, так как государство не может взять под защиту неопределенные правила, возникающие явочным порядком. Именно поэтому в законодательстве, доктрине и практике каждой страны определены те формы, в которых существует право. Именно из них, как из источников, мы черпаем свои знания о праве.

Важно отметить, что издание нормативно-правовых актов в форме писем и телеграмм не допускается, и структурные подразделения или территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не имеют права издавать такие акты.

Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание, которое обладает постоянным или временным характером и предназначено для многократного использования Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11. Виды нормативно-правовых актов В России существует множество видов нормативно-правовых актов, которые регулируют различные сферы жизни общества. Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных видов нормативно-правовых актов: Федеральные законы: Это основные нормативные акты, принимаемые Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральные законы регулируют основные аспекты организации государства, гражданские и уголовные отношения, экономическую и социальную политику.

Постановления Правительства Российской Федерации : Эти акты принимаются Правительством РФ и содержат нормы и положения, связанные с исполнением федеральных законов. Они регулируют вопросы управления и административного устройства государства. Приказы и распоряжения: Приказы и распоряжения являются подзаконными актами, издаваемыми министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти на основе законов и постановлений Правительства РФ. Они могут содержать более детальные инструкции и рекомендации по применению законов.

Постановления органов местного самоуправления: Муниципальные органы могут принимать постановления, регулирующие вопросы на местном уровне, такие как бюджет, земельные вопросы и организацию местных служб. Нормативные акты Президента Российской Федерации: Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения, которые имеют большую юридическую силу и могут регулировать важные вопросы государственной политики. Кодексы: В России существуют различные кодексы, такие как Гражданский кодекс , Налоговый кодекс , Уголовный кодекс и другие. Кодексы объединяют законы по определенным областям права и содержат систематизированные нормы.

Международные договоры: Ратифицированные международные договоры, вступившие в силу в России, также имеют юридическую силу и могут регулировать множество вопросов. Это лишь небольшой перечень видов нормативно-правовых актов в России. Каждый из них имеет свою юридическую силу и область применения в соответствии с законодательством. Признаки нормативно-правовых актов Пленум ВС в 2018 году выделил существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт.

Первый — издание его в установленном порядке управомоченным органом гос. Второй — наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В административном иске об оспаривании НПА необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения. В противном случае суд оставит его без рассмотрения.

Подписаться А знаете ли вы, что норма права и статья нормативного акта - часто не совпадающие понятия? Они могут совпадать, но чаще всего этого не происходит. Норма права - это правило поведения. Оно состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

1. О норме права

  • uristinfo.net
  • Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
  • Норма права и статья (2).doc
  • Ответы : чем отличается норма права от статьи закона?
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

zavtrasessiya.com

Норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Статья нормативного акта имеет название, номер; она имеет, как правило, несколько пунктов, частей. Необходимо учитывать, что текст статьи может прямо или косвенно выражать норму права.

Он заключается в изложении норм права путем указания индивидуальных признаков случаев, казусов. Это предполагает применение норм права в конкретных случаях. Казуальное изложение норм права довольно громоздко и, как правило, свидетельствует о низком уровне правотворческой техники. Оно оставляет место для пробелов, так как заранее невозможно предвидеть все конкретные случаи и указать на них в нормах права. Однако этот способ удобен для правоприменителей, так как облегчает понимание и реализацию норм права. Кроме того, иногда этот способ является наиболее целесообразным, так как не всегда возможно достаточно полно изложить содержание нормы права, не прибегая к казуистическому перечислению всех существенных признаков, обстоятельств, правил поведения. Понятия форма права и источник права в формально-юридическом смысле тождественны.

Форма источник права — внешняя форма выражения, закрепления правовых норм, показывающая, каким образом государство объективирует фиксирует нормы права и в каком виде нормы права доводятся до сознания членов общества. Виды форм источников права: 1. Правовой обычай — это санкционированное и обеспечиваемое государством исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения. Санкционирование государством обычаев осуществляется двумя способами: а путем нормативной отсылки к обычаю а не путем его текстуального закрепления в нормативном правовом акте ; б путем восприятия обычая правоприменительной практикой в первую очередь, судебной , когда решения правоприменительных органов основываются на обычаях. Совокупность правовых обычаев образует обычное право. Обычай становится правовым в случае его санкционирования государством. Правовыми становились не все обычаи, а только те, которые выражали продолжительную общественную практику, выражали единообразную практику, выражали правовые воззрения данного общества, соответствовали государственной политике. Основные черты правовых обычаев: продолжительность существования; консервативность; постоянность соблюдения; локальный характер; множественность. Правовой обычай — один из основных источников права в рабовладельческих и феодальных государствах.

По мере развития общества, государства и права, с появлением других источников права сфера применения правовых обычаев быстро и резко сужается. Правовой обычай вытесняется другими источниками права и играет второстепенную роль в регулировании общественных отношений. Нормативный правовой акт — это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, иногда называют писанным правом. В рабовладельческих и феодальних государствах нормативные правовые акты были немногочисленны. Они регулировали относительно узкий круг общественных отношений. По мере развития общества, государства и права нормативные правовые акты постепенно вытесняют другие источники права и становятся одним из основных источников права а в странах романо-германской правовой семьи они являются основным источником права. Правовой прецедент — это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер. Виды правовых прецедентов: а судебный прецедент создается судебными органами ; б административный прецедент создается другими органами.

Судебный прецедент является обязательным для судов той же или низшей инстанции. При этом обязательным является не все решение или приговор, а только «сердцевина дела», то есть суть правовой позиции судебного органа, на основе которой выносится решение. Черты правового прецедента: казуистичность; множественность; противоречивость; гибкость.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов: 1 прямой элемент нормы права прямо излагается в статье ; 2 бланкетный элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения , к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым ; 3 отсылочный элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же нормативного правового акта. Классификации норм права[ править править код ] По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов , подзаконных актов например, указов , постановлений и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу. По отраслям права : нормы конституционного, гражданского , жилищного, семейного, налогового, трудового , административного , уголовного права , экологического права и т. По форме предписания: императивные категорические и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его , диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном субсидиарном порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью. По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие предписывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо каждый обязан платить установленные налоги. Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев. По кругу лиц сфере действия : общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности стране, регионе , специальные — на отдельные категории лиц государственные служащие, студенты, военные и т. По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени. По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, то есть от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими. Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действии. Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определенных действий. Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения. Правоохранительные нормы права обычно являются обязывающими, но иногда они изложены как управомочивающие. Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные положительные правила поведения, а правоохранительные - санкции за нарушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения. Нетипичные или специализированные нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные целеустановительные и дефинитивные нормы. К специализированным правовым нормам часто относят оперативные и коллизионные нормы. Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу того или иного нормативного акта, пролонгируют действие нормативного акта на новый срок, распространяют действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта. Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм. Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют определенные состояния общественных отношений, к примеру, основы социального, экономического, политического строя. Декларативные целеустановительные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности. Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия. В рамках этой же классификации различают нормы материального права которые регулируют содержательную сторону общественных отношений и нормы процессуального права которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права , нормы частного и нормы публичного права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Причем специальная норма отменяет в части своего действия общую норму. Последние устанавливают изъятия из общих или из общих и специальных норм. Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При уяснении специфики исключительных норм права важен прежде всего момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права. Такие ситуации крайне нежелательны или крайне редки, но в жизни они могут возникать. Правила, содержащиеся в императивных нормах права как обязывание, запрет, так и дозволение , не могут быть изменены соглашением сторон. Большая часть норм права является императивными. Диспозитивные нормы права. Они действуют лишь постольку, поскольку субъекты конкретного правоотношения не установили для себя иных правил поведения. Рекомендательные нормы права содержат правила, исполнение которых только желательно для государства, но не обязательно. В частности, такие рекомендации давались ранее колхозам, иным негосударственным предприятиям по вопросам организации сельскохозяйственного производства и оплаты труда. Данный юридический институт является свидетельством важности права как инструмента социального управления. Обычно в этом случае право распространяет свое действие на те сферы общественных отношений, которые до того в силу различных причин: новизны, невозможности или нецелесообразности - не подвергались правовому регулированию. Таким образом, сначала происходит очень осторожное вмешательство права в новые области общественных отношений, их юридическая регламентация. Кроме того, рекомендательные нормативные документы получили распространение в международном праве, где следует учитывать суверенность каждого государства, являющегося субъектом межгосударственных отношений. По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах. И те, и другие нормы имеют также свою иерархию. По сфере действия существуют нормы права внешнего действия и нормы права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации. Нормы права могут распространять свое действие или на всю территорию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими или центральными органами государства и имеют один в унитарных государствах или два в федерациях уровня. Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц.

Норма права

В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций[18]. Казуальный способ представляет собой изложение фактов, действий, реквизитов документов и др. Абстрактный - выведение в норме родовых признаков например, юридическое лицо, множественность действий, социальная компенсация и т. Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права.

Казуальное же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права, но, тем не менее, казуальный способ изложения норм необходим - он облегчает понимание правовых норм и пользование ими. Обобщая сказанное, можно выделить четыре варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную. Каждый из видов имеет специфическое основание вид правонарушения , особый порядок реализации, специфические меры принуждения.

Уголовная ответственность — наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности.

В РФ исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом. Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных КоАП.

Говоря о таком элементе нормы права, как санкция, то она сочетает в себе указание на принудительные инструменты государства, которые принимаются в отношении лица, нарушившего требование диспозиции. Причем санкции, отталкиваясь от последствий, могут выступать в качестве: [1] — карательных, либо штрафных, — правовосстановительных; — санкции ничтожности. На практике принято полагать, что правовая норма должна включать в себя все три основных структурных элемента. При этом в нормах, которые рассчитываются на постоянную работу, гипотеза не выступает в качестве обязательного элемента.

Без диспозиции любая норма права является бессмысленной, ввиду того что норма останется в таком случае без правила поведения. А также правовая норма будет неэффективной, если не будет подкреплена и поддержана санкцией. Как уже отмечалось ранее, проблема выделения структуры нормы права выступает в качестве предмета обсуждения уже довольно долгое время, одни ученые полагают, что структура правовой нормы включает в себя три элемента, а другие считают, что лишь два. Алексеев в своих трудах предложил введения границы между логическими нормами и предписаниями.

В соответствии с таким разделением, логическая норма предполагает три элемента структуры правовой нормы, а норма-предписание лишь два: гипотезу и санкцию. Но в то же время А. Братко, согласно анализу запретов, определяет не три, а четыре основных элемента, ввиду того что сама гипотеза разделяется на гипотезу диспозиции и гипотезу санкции. Как итог, формируется структура запрещающей нормы.

Высказано и мнение, что решение данной проблемы корректируется, отталкиваясь от точки приложения её к изучаемому материалу. К примеру, нормы, применяемые в уголовном праве с позиции граждан, которым они направлены в качестве предписания, характеризуются наличием гипотезы, диспозиции и санкции. Стоит также обратить внимание на мнение Лазарева В. Но при этом Лазарев отмечал, что диспозиция в своей основе подразумевает само поведенческое правило, а также обязательства, которые государство охраняет.

В то же время гипотеза состоит из списка условий, согласно которым осуществляет свою работу норма. И, наконец, санкция оказывает поощрительные, либо карательные мероприятия, которые могут наступить в том случае, если будут соблюдены, либо не соблюдены правила, отраженные в диспозиции нормы. В некоторых законодательных статьях определяются лишь определенные части нормы, а иные части необходимо искать в других статьях, либо нормативных актах. Отсюда формируется необходимость определения правовой нормы и законодательного акта.

Данный факт является очевидным еще и по той причине, что в одной статье есть две и более нормы. А ряд нормативных актов, как, к примеру, уголовно-правовые, нацелен на формирование санкционных мер. Правовая норма не смогла бы реализовать свою регулятивную роль в том случае, если бы не содержала определенные структурные части.

Например, Госдума рассматривает новый закон в трех чтениях. Совет Федерации одабривает официальный документ, президент подписывает, и только после прохождения всех этапов его публикуют. Важно: НПА вступают с силу только после подписания уполномоченным органом и официальной публикации. Со всеми актами можно ознакомиться на официальном сайте.

Одна из функций Государственной Думы РФ — рассматривать и принимать федеральные законы Являются актом правотворчества. Данный пункт вытекает из самого определения понятия. Это значит, что НПА регулируют общественную жизнь, устанавливают и отменяют правовые нормы, объясняют обязанности и права граждан. Должны соответствовать Конституции РФ. Она является высшим НПА.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации.

Дата принятия закона — это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству. Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования. На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие. Частное и публичное право Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах. Деление на частное и публичное право — это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых публичных интересов, т. Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц физических или юридических , которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью. Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов: 1 институционального наставнического ; 2 пандектного свободного, совокупного. Соотношение частного и публичного права: 1 частное право — это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок; 2 частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого; 3 частное право в своей реализации опирается на публичное.

В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным. Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов альтруистических, эгоистических и пр. Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов. Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть. Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное. Частное право — это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия: 1 предмет правового регулирования; 2 метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права. Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку: 1 составляющие его общественные отношения весьма разнообразны; 2 одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами. В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

А знаете ли вы, что норма права и статья нормативного акта - часто не совпадающие понятия?

В этой статье в целях законодательной экономии не приводится полный текст правовой нормы и не указывается на определенные последствия деяния. На эти последствия указывается в иной статье. Чтобы полностью уяснить содержание текста ч. Следовательно, чтобы применить норму, элементы текста которой содержаться в статье 112 Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью отсутствуют признаки определенные последствия деяния , указанные в статье 111 этого же кодекса. Статья 112 отсылает нас к статье 111, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы способ расположения текста правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным. При бланкетном способе изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта также содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к статьям других нормативно-правовых актов где находятся недостающие элементы текста нормы права. Таким образом, текст указанной статьи содержит ссылку на другой нормативно-правовой акт — Правила дорожного движения. В данном нормативно-правовом акте и будут содержаться недостающие части текста искомой правовой нормы об ответственности за нарушение указанных правил.

Однако основную роль в регулировании общественных отношений играет нормативный правовой акт, являющийся в силу этого основным источником права. Нормативный правовой акт Нормативный правовой акт — это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт является одним из видов правовых актов. Виды правовых актов: 1. Нормативный правовой акт принимается в ходе правотворческой деятельности и устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Правоприменительный акт принимается в ходе правоприменительной деятельности и содержит индивидуально-конкретные предписания. Признаки нормативного правового акта: 1. Принимается только уполномоченным субъектом правотворчества в пределах его компетенции. Принимается в ходе правотворческой деятельности.

Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Принимается в порядке, установленном нормами права. Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты. Рассчитан на многократную реализацию. Распространяет свое действие на широкий круг лиц. Нормативный правовой акт является основным источником права в странах романо-германской правовой семьи и играет существенную роль в системе источников права стран, входящих в другие правовые семьи. Роль и значение нормативного правового акта как источника права возрастает. Виды нормативных правовых актов: 1. По юридической силе: — законы обладают высшей юридической силой ; — подзаконные нормативные правовые акты их юридическая сила меньше: они должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы закона.

По сфере действия: — акты внешнего действия действуют на всей или части территории государства ; — акты внутреннего действия действуют внутри какой-либо организации. По сроку действия: — бессрочные не имеют срока действия и действуют до их отмены или изменения в установленном порядке ; — срочные действуют в течение установленного срока. По субъекту правотворчества: — акты, принятые народом на референдуме; — акты, принятые государственными органами; — акты, принятые иными уполномоченными органами; — акты, принятые должностными лицами. По объему и характеру действия: — акты общего действия их действие распространяется на всю совокупность отношений определенного вида и на всех лиц ; — акты ограниченного действия их действие распространяется только на определенную часть территории и на определенный круг лиц ; — акты исключительного чрезвычайного действия рассчитаны на действие при наступлении исключительных и чрезвычайных обстоятельств. Закон — принятый в особом порядке народом на референдуме или органом законодательной власти нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1. Закон — это нормативный правовой акт. Принимается народом на референдуме или органом законодательной власти. Принимается в особом порядке референдумном или законодательном.

Обладает высшей юридической силой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Содержание 1. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта 2. Классификация норм права Список литературы Введение Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности.

Эта нормативность присуща всему процессу исторического развития человечества. Нормативность - это также свойство права, выявляющее его смысл и предназначение. В процессе становления общества в современном его значении система социальных норм постоянно усложнялась, постепенно подразделяясь на различные группы, такие как нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций и ритуалов, нормы общественных организаций, экономические, религиозные, эстетические нормы и, наконец, нормы права, являющиеся предметом данного исследования. Система социальных норм соответствует достигнутой ступени экономического, социально-политического и духовного развития общества. В них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны. В этой системе заключается определенный стандарт поведения установленный как постепенно - в процессе исторического развития - так и применительно к нормам права при активном участии государства. Спиридонов Л.

Здесь необходимо отметить, что такие формы не обязательно должны ограничиваться силовым принуждением. Однако на заре цивилизации, в период первоначального становления предгосударственных образований, норм права в современном их значении еще не существовало, так как их место занимало хотя и постепенно развиваясь обычное право. Примерами тому служат многие древние правовые памятники. В современном обществе нормы права часто вступают в тесное взаимодействие с прочими социальными нормами, например, экономическими и политическими. Такое взаимодействие имеет весьма разнообразные формы - взаимоподдержки, солидарности, блокирования и противоборства, что зависит от конкретно-исторических условий, соотношения социальных сил, состояния общественного сознания. Формы взаимодействия, например, правовых и экономических норм определяются степенью вмешательства государства в экономику страны и показывают, что именно является целью подобного вмешательства: осуществление регулирования экономической деятельности населения или же достижение полного господства государства в данной сфере общественной жизни, а это уже напрямую зависит от конкретной политической доктрины государства. Соотношение юридических и политических норм в современном демократическом обществе строится на принципе приоритета права над государством, ограничения всевластия государства правами человека.

Это, несомненно, является величайшей общечеловеческой ценностью. Юридические нормы приобретают первенство, сдерживая и обуздывая органически присущее политической власти стремление утверждаться внеправовыми мерами. Из вышеизложенного, по-видимому, можно заключить, что нормы права - это, по своей сути, основополагающая структура в системе социальных норм, гарант ее эффективного функционирования. Правовые нормы регламентируют условия взаимодействия прочих составных частей данной системы, создают для них правовую базу, не допуская тем самым чрезмерного усиления одной группы норм а также государственных органов за счет остальных, обеспечивая стабильное движение общества по демократическому пути развития. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативно правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основой структурной единицей нормативно правового акта является статья. Статья - это структурно обособленная часть нормативно-правового акта, представляющая собой государственно-властное веление и содержание одну норму права, несколько норм права или часть нормы права.

Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативно правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы, как формы и содержания. Соотношение между статьей и нормой во многом зависит оттого, что перед нами - логическая норма или норма предписание. Если это норма - предписание, то она полностью содержится в статье. Например: п. В одной статье может содержаться две или более нормы предписания. Например: в ст.

Например: ст. Черданцев говорит о том, что отдельные части нормы элементы нормы могут быть расположены не только в разных статьях, но и в разных нормативно правовых актах. Логическая норма может находиться в составе трех ее элементов и одной целой статье, но тогда диспозицию или санкцию нужно выводить в статье логическим путем. Или тогда придется согласиться с тем, что право состоит не только из норм права, но и также из теоретических положений, принципов, понятий и тому подобного. Но этого никак нельзя допустить, здесь необходимо применить логическую норму. Но логическая норма не всегда удобна и характерна, не для всех норм права. И как я уже приводил, пример норма права может быть растворена в текстах разных нормативных актов и даже в разных отраслях права.

С каждым, приведенным мною, выводом нельзя согласиться, и каждый автор очень обоснованно и доказательно отстаивает свою точку зрения. Поэтому еще раз напрашивается вывод Алексеева С.

Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами. Норма права — это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права.

При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом: структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов; несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта; все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта; разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный бланкетный.

Популярные категории

  • Услуги юристов
  • Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
  • Норма права: к вопросу о её структуре | Статья в журнале «Молодой ученый»
  • Популярные статьи:
  • Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
  • Норма права: к вопросу о её структуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения. Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта. Норму права не следует смешивать со статьей нормативного акта. 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации.

Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта

Статьи нормативного правового акта по отношению к нормам права выполняют те же функции, что и система законодательства по отношению к системе права. Отмечу, что деление нормы права на эти три элемента носит больше теоретический, нежели практический характер. Отмечу, что деление нормы права на эти три элемента носит больше теоретический, нежели практический характер.

Похожие статьи

  • 63. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
  • Как соотносится норма права со статьей нормативного правового акта?
  • Что такое нормативный правовой акт
  • 40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта

Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации. часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права. 4)норма права и статья нормативного акта совпадают, если в статье содержатся и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы права. бланкетный (в статье нормативного правового акта не все элементы нормы права изложены в полном объеме и нет отсылки к другим статьям этого акта; недостающие сведения содержатся в другом нормативном правовом акте). это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий