Победители во Второй мировой войне хотели, чтобы память о лагерях уничтожения навсегда осталась мрачным символом страшного, человеконенавистнического режима. Сколько людей погибло в самой кровопролитной войне XX века?
День памяти: в годы Второй мировой были убиты шесть миллионов евреев
Он отмечается каждый год 27 нисана по еврейскому календарю, в 2022-м он приходится на 28 апреля. В Минске почтить память 6 миллионов евреев, погибших в годы Второй мировой войны, пришли депутаты. Некоторые из пленных евреев умерли в советском плену и, согласно официальной позиции израильского Национального мемориала Холокоста и героизма «Яд ва-Шем», считаются жертвами Холокоста. В ходе Великой Отечественной войны коллаборанты убили 1,5 млн евреев, проживавших на территории Украины, заявил президент России Владимир Путин на заседании российского оргкомитета «Победа».
Холокост число погибших
Но, хотя Адольф Гитлер и не страдал психическими болезнями, нет сомнения, что он был отклонением от нормы. Психиатр мог бы диагностировать у него расстройство личности. Он мастерски манипулировал людьми и при этом имел плохие социальные навыки. Но это не делает его психически больным. В жизни Гитлера отсутствовало все то, что в норме придает существованию смысл и вес — любовь, дружба, учеба, брак, семья.
У него не было интересной личной жизни вне политических дел». Антисемитизм процветал еще до Второй мировой войны Другими словами, личность Гитлера можно описать как девиантную и диссоциальную, но это не единственная причина возникновения ненависти к евреям, которая привела к геноциду. Немецкий диктатор был лишь составляющей частью многолетней общей тенденции. В то время он был далеко не единственным антисемитом.
Когда Гитлер писал свой манифест, ненависть к евреям, или антисемитизм, уже была весьма распространенным явлением. Многие верили, что у евреев есть тайная глобальная сеть, и они стремятся захватить власть над миром». Рикке Петерс добавляет: «Не Гитлер придумал антисемитизм. Многие историки отмечают, что его ненависть к евреям получила отклик у населения, потому что евреев и так преследовали во многих странах».
Национализм привел к антисемитизму Рост антисемитизма соотносился с распространением национализма по Европе после французской революции 1830 года. Национализм — политическая идеология, когда нация воспринимается как общность людей с одинаковым культурным и историческим фоном. Они говорили на своем языке и отличались от христианского большинства в Европе», — поясняет Рикке Петерс. Среди христианских националистов во многих европейских странах процветали теории заговора о тайном стремлении евреев к мировому господству.
А Германия предоставила. Я не хочу всех поляков обвинять в лицемерии, но убивали-то, простые поляки! И их президент отказал в том, на что не имел права отказывать. Где разница в сути поведения? А её нет. Одни убивали, чтобы забрать землю и имущество соседей, а второй отказал, чтобы никто не смог претендовать на возможные компенсации, и тем более потребовать назад свой дом. И что с этого?
Что поляки встали грудью на защиту памяти наших солдат? Организовали какие-то демонстрации, общественное движение? Оно им не надо, так как это может повлиять на их материальное благополучие. Поляки очень расчетливый и предприимчивый народ.
Сама тема истребления евреев во время Второй мировой войны оставалась в СССР запрещённой в течение всех послевоенных лет — вплоть до конца восьмидесятых годов XX века, когда коммунистическая империя стала разваливаться и цензура утратила контроль над печатной продукцией.
Кое-что Скрижаль понаслышке знал об уничтожении евреев нацистами. Но факт расстрелов в Бабьем Яру, в Киеве — городе, где он родился и вырос, — прежде как будто не касался его лично. В своё время он пережил услышанное от родных о казнях евреев так, как случается это при известии о несчастье, которое постигло незнакомых людей: посочувствовал, подержал какое-то время боль в сердце, а через день-другой отпустил и забыл о ней. Теперь Скрижаль в полной мере осознал наконец, что и ему самому уготовано было нерождённым, не появившимся на свет лежать под землёй в Бабьем Яру вместе с его девятнадцатилетней мамой. Его бабушка Рахиль спаслась и уберегла своих двух дочерей только благодаря тому, что им удалось эвакуироваться из Киева на Урал.
А дочери Рахили уже после войны дали жизнь своим детям, одним из которых был Скрижаль. Дина Мироновна Вассерман. Я выросла в бедной еврейской семье, воспитана при Советской власти в духе интернационализма и поэтому не удивительно, что я полюбила русского парня Николая Проничева, вышла за него замуж, жила с ним в любви и счастье. Так я стала Диной Михайловной Проничевой. В паспорте моём записано: русская.
У нас было двое детей — мальчик и девочка. До войны я была артисткой Киевского Театра юного зрителя. На второй день войны мой муж ушёл на фронт и я осталась с моими маленькими детьми и старой больной матерью. Гитлеровские войска 19 сентября 1941 года заняли Киев и уже с первого дня начали грабить и убивать евреев. В городе рассказывали из уст в уста страшные истории об издевательствах над евреями.
Мы жили в страхе и ужасе. Когда я увидела на улицах города плакаты и прочитала приказ: «Всем евреям Киева собраться у Бабьего Яра», о котором мы понятия не имели, сердцем почувствовала беду. Через всё моё тело прошёл озноб. Я поняла, что там, у Бабьего Яра, нас ничего хорошего не ждёт. Поэтому я одела моих малышей, младшей 3 года, а старшему 5 лет, упаковала их вещи в небольшой мешок и отвезла дочь и сына к моей русской свекрови.
Потом я взяла больную маму и вместе с ней, согласно приказу, пошла на дорогу, что ведёт к Бабьему Яру. Евреи шли сотнями, тысячами. Рядом со мной брёл старый еврей с длинной белой бородой. На нём был одет талес и тфилин. Он тихо бормотал.
Он молился точно так же, как мой отец, когда я была ещё ребёнком. Впереди меня шла женщина с двумя детьми на руках, третий уцепился за её юбку. Больные женщины и старики ехали на подводах, на которых были навалом брошены сумки, чемоданы. Маленькие дети плакали. Пожилые люди, кому было тяжело идти, тихо вздыхали, но продолжали свой скорбный путь...
Русские мужья провожали своих еврейских жён. Русские женщины провожали своих еврейских мужей. Когда мы приблизились к Бабьему Яру, послышались стрельба и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила. Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы, ценные вещи и раздеться.
Один немец подошёл к маме и сорвал с её пальца золотое кольцо. Только тогда мама сказала: «Диночка — ты Проничева, русская. Ты должна спастись. Беги к своим малюткам. Ты должна жить для них».
Но бежать я не могла. Кругом стояли фашисты с автоматами, полицаи-украицы и злые собаки, готовые разорвать человека на куски. И ещё: как мне было оставить маму одну? Я обняла её, расплакалась, но уйти от неё не могла. Мама меня оттолкнула от себя с криком: — Уходи скорее!
Я подошла к столу, где сидел толстый офицер, показала паспорт и сказала тихо: — Я русская. Он внимательно посмотрел мой паспорт, но тут подбежал один полицай и буркнул: — Не верь ей, она жидовка. Мы её знаем... Немец велел мне обождать и отойти в сторонку. Я увидела, как каждый раз раздевается очередная группа мужчин и женщин, стариков и детей.
Всех подводят к открытой яме и автоматчики расстреливают их. Затем подводят другую группу... Я своими глазами видела этот ужас. Хотя я и находилась не совсем близко от ямы, до меня доносились страшные крики обезумевших людей, приглушённые детские голоса: «Мама, мама... Я всё это видела, но никак не могла понять, как это люди убивают других людей только за то, что они евреи.
И я поняла, что фашисты — не люди, а звери. Я видела, как молодая женщина, совсем голая, кормила грудью своего голенького малыша, когда к ней подбежал полицай, оторвал от груди ребёнка и живого бросил в яму. Мать бросилась туда вслед за ребёнком. Фашист успел выстрелить в неё и она упала уже мёртвой. Если бы мне кто-нибудь такое рассказал, я бы не поверила.
Разве в такое можно поверить?! Немец, который велел мне ждать, подвёл меня к какому- то своему начальнику, подал ему мой паспорт и сказал: — Эта женщина говорит, что она русская, но полицай её знает как жидовку. Начальник взял паспорт, долго рассматривал его и буркнул: — Дина — не русское имя. Ты — жидовка. Уберите её!
Полицейский велел мне раздеться и толкнул меня к обрыву, где ещё одна группа ожидала своей участи. Но ещё до того как раздались выстрелы, я как видно от испуга упала вниз, в яму. Упала на убитых... Первые минуты я ничего не могла разобрать: где я и как сюда попала. Я подумала, что сошла с ума, но когда на меня начали падать люди, очнулась и всё поняла.
Я начала щупать руки, ноги, живот, голову и убедилась, что меня даже не ранили. Я притаилась, будто мёртвая. Подо мной и на мне лежали убитые, раненые — многие из них ещё дышали, другие стонали... Вдруг я услыхала детский плач и крик «Мамочка! Мне показалось, что это плачет моя маленькая дочка, и я сама заплакала.
А расстрел продолжался, и люди всё падали и падали. Я сбрасывала с себя трупы, боясь оказаться погребённой заживо. Делала я всё это так, чтобы не заметили полицейские. Вдруг всё стихло. Стало смеркаться.
Немцы с автоматами в руках ходили и добивали раненых. Я почувствовала, что и надо мной кто-то стоит, но не подала виду, что я живая, хоть и тяжело было выдержать это. Потом я почувствовала, что нас засыпают землёй. Я закрыла глаза, чтобы в них не попала земля, а когда совсем стемнело и наступила тишина, в полном смысле — мёртвая тишина, я открыла глаза и, убедившись, что кругом никого нет, никто меня не видит, сбросила с себя песок. Я увидела ров с тысячами убитых.
Мне стало страшно. Кое-где земля подымалась — это дышали полуживые... Он отчётливо увидел себя в ту роковую для евреев Киева осень. Он вышел тогда на дорогу, ведущую к Бабьему Яру, и оказался в колонне шедших на расстрел людей. Порывы холодного ветра проникали к телу.
В этот час для него не было ничего реальней прелого запаха шуршащей под ногами листвы и зловещего карканья жирных чёрных ворон, которые то взмывали в воздух, то грузно опускались на ветви раскидистых вязов. Если происходившее и казалось ему в чём-то нереальным, то скорее из-за неспособности смириться с фактом сознательного, в деталях спланированного уничтожения вооружёнными людьми миллионов ни в чём не повинных мирных жителей. Всё ещё сомневаясь в достоверности этой страшной действительности, он шёл на смерть вместе со всеми, сдавал свои документы и раздевался донага. Перед тем как уничтожить физически, палачам нужно было унизить его, растоптать в пыль его человеческое достоинство. Стесняясь своей наготы перед раздевающимися тут же детьми и женщинами, Скрижаль подходил вместе с ними к краю обрыва и был расстрелян и лежал в том набитом окровавленными телами овраге.
И не только один раз, не только в том овраге уничтожали его, как стало казаться Скрижалю, — он принял смерть вместе с каждым из казнённых людей. И каждое из тысяч и тысяч окровавленных, погребённых во всех траншеях и рвах бездыханных тел стало чудиться ему собственным погибшим телом. Но многократно убитый, он поднимался — покидал свою мёртвую оболочку — и как-то продолжал жить. Он вчитывался в показания очевидцев и становился под расстрел опять и опять. В секретном отчёте от 15 октября 1941 года айнзацгруппы А, которая действовала в Прибалтике, еврейские погромы, учинённые не оккупантами, а местными жителями, названы акциями самоочищения.
В Литве первые еамоочиетительные акции были проведены с помощью привлечения партизан в Каунасе. К нашему удивлению оказалось, что не так просто организовать еврейский погром в большом масштабе. Климайтису, командиру партизанского отряда, упомянутого выше, удалось начать погром в соответствии с инструкциями, которые передал ему действующий в Каунасе малый передовой отряд, причём погром проведён таким образом, что ни о каких немецких приказах или распоряжениях никто из посторонних не знал. Во время первого погрома в ночь с 25 на 26 июля литовские партизаны ликвидировали более 1 500 евреев, сожгли и уничтожили несколько синагог и полностью сожгли район, где было около шестидесяти домов, населённых евреями. В течение следующих ночей было ликвидировано около 2 300 евреев.
В других районах Литвы также проведены акции, подобные каунасской, только в меньшем масштабе, и они распространялись на коммунистов, которые там остались. Это объясняется тем, что все национальные лидеры, особенно в Риге, были уничтожены или высланы Советской властью. Всё же при некотором давлении на вспомогательную латвийскую полицию удалось организовать еврейский погром и в Риге. Во время погрома были уничтожены все синагоги и убито около 400 евреев. Но поскольку население Риги быстро успокоилось, организовать дальнейшие погромы было невозможно.
И в Каунасе, и в Риге сняты фильмы и сделаны фотографии, доказывающие, насколько это возможно, что первые стихийные убийства евреев и коммунистов совершались литовцами и латышами. В этом же рапорте, помимо сообщений о достигнутых успехах, говорилось и о факторах, которые препятствовали быстрому исполнению главного для айнзацгрупп приказа: После проведения первых крупных акций в Литве и Латвии стало ясно, что полное истребление евреев, во всяком случае в настоящее время, невозможно. Большая часть ремёсел Литвы и Латвии находится в руках евреев, а некоторые профессии стекольщики, водопроводчики, печники, сапожники почти полностью еврейские. Большая часть евреев-ремесленников незаменима в настоящее время для восстановления разрушенных городов и для нужд армии. Хотя работодатели стремятся заменить труд евреев литовскими или латвийскими рабочими, всех их в настоящее время заменить невозможно, особенно в больших городах.
Однако при помощи отделений биржи труда евреи, которые больше не годятся для работы, будут взяты и уничтожены в результате проведения малых акций. В связи с этим следует отметить, что в некоторых местах гражданская администрация возражала против проведения крупномасштабных акций. В ответ на эти возражения было в каждом случае указано, что речь идёт о выполнении основополагающих приказов. Обязанности главы гражданской администрации восточных территорий не давали ему, возможно, до конца осознать, что уничтожение квалифицированных кадров необходимо — что «речь идёт о выполнении основополагающих приказов». В письме, которое он послал своему шефу — рейхсминистру восточных оккупированных территорий Альфреду Розенбергу, — читается с трудом сдерживаемое недовольство: С о в е р ш е н н о с е к р е т н о Рига, 15.
Будьте любезны сообщить мне, должен ли Ваш приказ от 31 октября пониматься как директива о ликвидации всех евреев Остланда? Следует ли из этого, что он касается всех евреев, независимо от возраста, пола и экономических потребностей, таких, как например, потребность вермахта в квалифицированных рабочих для производства вооружения? Разумеется, очищение Остланда от евреев — это самая важная задача, однако её решение должно проводиться в соответствии с нуждами военного производства. Ответ из Берлина пришёл ему за подписью Отто Бройтигама, начальника политического отдела министерства оккупированных восточных территорий: С о в е р ш е н н о с е к р е т н о Берлин, 18. В принципе экономические интересы не следует принимать во внимание при решении этой проблемы.
Если будут возникать дальнейшие вопросы, их следует решать непосредственно с руководством СС и полиции. По поручению, Бройтигам Скрижаль вспомнил, что не так давно уже сталкивался с историческими событиями, в которых экономический ущерб от истребления евреев в расчёт не принимался. Он стал перебирать картотеку, перелистал свои недавние записи и обнаружил то, с чем перекликалась готовность нацистов понести убытки ради душегубства. Именно такой вывод — что организаторы убийств сознательно шли на материальные потери, связанные с уничтожением людей, — он сделал, изучая факты расправ над евреями во время чумы, в середине XIV века, в Германии. Случилось это не потому, что руководство Третьего рейха изменило свои планы относительно размаха проводимых казней.
Просто гораздо тяжелей стало рыть огромные могильные ямы в промёрзшей земле. Тем не менее и зимой конвейер смерти не останавливался. Истребление сорока восьми тысяч евреев лагеря Богдановка в декабре 1941 года засвидетельствовано в обвинительном акте по делу Исопеску румынского губернатора области Голта: [... Их загнали в конюшни, которые облили нефтью, предварительно обложив крыши сеном. Раздался приказ: «Поджечь!
Но для их убийства подсудимый выбрал другое место — яр недалеко от лагеря, на окраине леса. Отчаяние овладело обречёнными: матери прижимали к себе младенцев, молили Бога о спасении, родители старались ободрить детей, а мужья — жён. Из горящих конюшен ещё доносились отчаянные крики. В лесу людей грабили и раздевали догола, а потом ставили на колени у края яра, где их расстреливали разрывными пулями. Массовоеубийство продолжалось 22 и 23 декабря.
Она осталась в живых и рассказала о том, что пережила: Это было под вечер 1 февраля 1942 года. Мы расцеловались с сестрой на прощание, мы знали, что идём на смерть. У меня был девятимесячный сын Валерий. Я хотела оставить его дома, надеялась, что кто-то возьмёт его и вырастит. Но сестра сказала: «Не делай этого!
Он всё равно погибнет. Пусть хоть умрёт вместе с тобой». Я завернула его в платок, чтобы ему было тепло. Моя сестра была в первой очереди. Мы слышали крики и выстрелы.
Затем всё стихло. Мы были во второй партии. Привели нас на кладбище. Они хватали детей за волосы или за шиворот, словно котят, и стреляли им в голову. Все пронзительно кричали от ужаса.
У меня вырвали из рук моего мальчика. Он покатился в снег. Ему было холодно и больно. Он кричал. Затем я упала от удара.
Начали стрелять.. Я слышала стоны, проклятия, выстрелы, и поняла, что в меня не попали. Но Валерик... В голове у меня всё кружилось. Потом они стали пинать каждое тело, чтобы проверить, не остался ли кто-нибудь в живых.
Два раза меня очень крепко ударили, я молчала. Они начали снимать одежду с убитых. На мне был потёртый пиджак. Они сорвали его с меня. Комендант Краузе окликнул полицейских, и все ушли.
Я подползла к Валерику. Он уже окоченел. Я поцеловала его, попрощалась. Что я могла сделать? Я встала и пошла.
Думала, убьют меня. Почему именно я должна была остаться в живых?.. Я шла всю ночь. Отморозила руки — у меня нет пальцев. Но я добралась до партизан.
Но лидеры Третьего рейха были извещены, что необходимость истреблять в таких колоссальных количествах детей, женщин, стариков и постоянно видеть тысячи окровавленных тел ужасает даже тех, для кого убийство стало работой.
Подвиг народа сегодня вспоминают и в КНР. По всей стране прошли торжественные мероприятия. Люди несут цветы к могилам погибших и с гордостью вспоминают о героическом прошлом своих предков.
1,32 млн евреев были убиты за 3 месяца во время Холокоста
В Израиле вспоминают 6 млн евреев, погибших в Холокосте | Победители во Второй мировой войне хотели, чтобы память о лагерях уничтожения навсегда осталась мрачным символом страшного, человеконенавистнического режима. |
Сколько людей погибло в Великой Отечественной войне (1941-1945) | По некоторым оценкам, во время Второй мировой войны гитлеровцы убили не менее 1,9 миллиона поляков, без учёта погибших польских евреев[62]. |
Холокост: предыстория, хроника, память | Несколько десятков тысяч евреев погибли в первые месяцы войны от рук погромщиков, преимущественно из числа жителей Украины и Прибалтики. |
Холокост число погибших
Во время Холокоста было убито более шести миллионов евреев, но сколько их было из каждой страны и какие места понесли наибольшие потери? Новости России. В ходе Великой Отечественной войны коллаборанты убили 1,5 млн евреев, проживавших на территории Украины, заявил президент России Владимир Путин на заседании российского оргкомитета «Победа». Так, евреев стали воспринимать как людей второго сорта и начали преследовать. Холокост – это систематическое государственное уничтожение около шести миллионов евреев, проводимое нацистской Германией и ее союзниками во время Второй мировой войны (1939–1945 годы). Главная Новости «24 часа» В мире Вторая мировая война.
День памяти: в годы Второй мировой были убиты шесть миллионов евреев
По некоторым оценкам, во время Второй мировой войны гитлеровцы убили не менее 1,9 миллиона поляков, без учёта погибших польских евреев[62]. В проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА кандидат исторических наук, доцент исторического факультета БГУ Кузьма Козак рассказал, сколько погибло евреев во. Сколько погибло евреев во Второй мировой войне на самом деле установить точно невозможно. Всего во время войны Дании погибло около количество евреев убитых во второй мировой войне 120 евреев менее 2 % еврейского населения страны. Около 5 500 евреев погибло в первый месяц оккупации в городе Вильнюсе. Во время Второй Мировой войны погибло около 6 миллионов евреев[3]. Большая часть погибших была убита нацистами и их пособниками в странах «оси» и на оккупированных территориях в Европе.
Сколько людей погибло во время Холокоста: печальная правда
Во время проведения таких операций немецкие отряды сознательно проявляли идеологически обусловленное пренебрежение жизнями гражданских лиц. Заключение Оценка количества жертв производится в исследовательских целях и для понимания масштабов преступлений нацистского режима. Этот масштаб огромен. За каждой сухой цифрой стоят некогда живые люди, чьи надежды и мечты потерпели крушение. Работу по установлению имен жертв необходимо продолжать. Это важно для восстановления их личности и достоинства, к уничтожению которых стремились убийцы. Примечание 1 В категорию «прочие» входят, к примеру, лица, убитые во время массовых расстрелов в Польше в 1939—1940 гг.
Также в эту группу входят лица, задержанные в укрытиях и казненные на территории Польши, Сербии и других оккупированных немецкой армией странах Европы.
Почему тогда Германия не платит нам репарации? Лучший ответ По разным оценкам во второй мировой погибло от 5 до 6 млн. Около 1,5 млн.
Попало в плен - 4,56 млн. Потери гражданского населения в зоне оккупации — 13,7млн.
Всю дорогу до Москвы Скрижаль волновался, не исчезла ли с полки та книга. Но она стояла на том же месте. Товар подобного рода не был из ряда ходовых. Его современников, как до недавнего времени и его самого, мало интересовали ужасы прошлого. Ни от отца, который воевал и прошёл всю войну до Берлина, ни от других фронтовиков, ни от людей, ставших свидетелями злодеяний фашизма, он почему-то никогда не слышал рассказов о смертях и насилиях.
Видно, это в природе человека: стараться не думать, не вспоминать о страшном. Ещё в магазине Скрижаль полистал сборник и нашёл в нём множество исторических документов об уничтожении евреев нацистами в 1941-1944 годах. Когда он расплатился за книгу, ему хотелось тут же отправиться в обратный путь, но возвращаться в голодную Тулу без продуктов было безумством. Проведя в Москве ещё несколько часов в очередях продовольственных магазинов и закупив невесть какие съестные припасы, он поехал на Курский вокзал. Скрижаль спешил домой, чтобы на время отстраниться от действительности и пережить трагедию, которая постигла его народ в середине XX века. В скором времени такая дискриминация обрела законную силу. Статья вторая «Закона о гражданстве Рейха» гласила: отныне гражданином страны может быть лишь тот, в ком течёт «германская или родственная ей кровь и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и Рейху».
Другое постановление новой власти — «Закон об охране германской крови и германской чести» — запрещал браки и внебрачные связи между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови». На основании этих законов было принято ещё двенадцать постановлений, которые, с одной стороны, лишили евреев возможности заниматься почти всякой профессиональной деятельностью, а с другой — ограничили свободу их передвижения. В апреле того же года была введена обязательная регистрация еврейского имущества, и примерно в это же время евреев стали заключать в концентрационные лагеря. Летом 1938 года в Германии и в аннексированных ею Австрии и Судетах начались еврейские погромы. Эмиграция евреев, которая до 1938 года носила добровольный характер, стала теперь принудительной и сопровождалась конфискацией имущества изгнанников. По официальным подсчётам Лиги Наций, в течение 1933-1939 годов Германию покинуло больше половины живших здесь евреев — 329 000 человек. На территории оккупированной Польши евреев стали поселять в гетто и запретили им выходить за пределы этих зон.
До нападения Германии на Советский Союз число евреев на завоёванных нацистами территориях европейских стран составляло более трёх миллионов. Через несколько месяцев — после захвата фашистами земель на Востоке — это количество обречённых на смерть людей почти удвоилось. В официальных документах нацистов, где заведомо преступные действия называть своими именами было запрещено, это распоряжение скрывалось за словами «окончательное решение еврейского вопроса». Перед началом войны с Советским Союзом, для исполнения этого приказа, в составе СС были сформированы четыре специальные оперативные группы — айнзацгруппы. Им предписывалось двигаться следом за наступающими регулярными войсками и организовывать на захваченных территориях массовые казни евреев. Ещё не осознавая вполне, зачем это делает, Скрижаль переписывал на карточки исторические документы и показания очевидцев. Первым в его картотеку попал протокол допроса группенфюрера СС Отто Олендорфа — командующего айнзацгруппой D, одной из четырёх групп уничтожения.
Допрос Олендорфа состоялся 3 января 1946 года на суде Международного военного трибунала в Нюрнберге. Айнзацгруппу А возглавлял Шталекер, айнзацгруппу В возглавлял Небе, начальником айнзацгруппы С были доктор Раше и впоследствии доктор Томас, айнзацгруппу D возглавлял сначала Олендорф, а затем Биркамп. О л е н д о р ф: Группа D действовала в Южной Украине. О л е н д о р ф: Относительно евреев и коммунистов, айнзацгруппы и командиры отдельных айнзацкоманд имели устные распоряжения, полученные до начала выполнения заданий. Э й м е н: Каковы были эти инструкции по отношению к евреям и коммунистическим деятелям? О л е н д о р ф: Инструкции были такие, что в районах действий айнзацгрупп на русской территории евреи, а также советские политические комиссары должны быть ликвидированы. Э й м е н: Когда вы говорите «ликвидированы», вы имеете в виду «убиты»?
О л е н д о р ф: Местная айнзацкоманда пыталась учесть всех евреев в своей области с помощью регистрации. Эту регистрацию проводили сами евреи. Э й м е н: Под каким предлогом, если такой был, их собирали? О л е н д о р ф: Под тем предлогом, что их переселяют. Э й м е н: Продолжайте, пожалуйста. О л е н д о р ф: Евреев после регистрации собирали в одном месте. Оттуда их позже перевозили к месту казни, которым, как правило, был противотанковый ров или естественный овраг.
Казни осуществлялись по-военному, стрельбой по команде. Э й м е н: Каким образом их транспортировали к месту казни? О л е н д о р ф: Их привозили к месту казни на грузовиках. Всегда привозили столько, сколько можно было казнить немедленно. Таким образом пытались держать промежуток времени от момента, когда жертвы понимали, что должно случиться, до времени казни как можно короче. Э й м е н: Это была ваша идея? Э й м е н: После их расстрела, что делали с их телами?
О л е н д о р ф: Тела закапывали в том же противотанковом рву или естественном овраге. Затем последовал приказ Гиммлера, что женщин и детей в будущем нужно уничтожать в фургонах. Э й м е н: А как женщины и дети подвергались казни раньше? О л е н д о р ф: Так же, как мужчины: их расстреливали. О л е н д о р ф: По внешнему виду этих фургонов нельзя было судить об их назначении. Они выглядели как закрытые грузовики и были устроены так, что при пуске мотора газ проходил в кузов, и смерть наступала примерно через десять — пятнадцать минут. Э й м е н: Объясните подробно, как такие фургоны применялись для казни.
О л е н д о р ф: В фургоны погружали жертвы, и их везли к месту погребения, которое обычно было тем же, где происходили массовые казни. Время этой перевозки было достаточным, чтобы гарантировать смерть жертв. Э й м е н: Каким образом вы принуждали жертвы войти в фургоны? О л е н д о р ф: Им говорили, что их перевозят в другое место. Н и к и т ч е н к о: Под какую категорию, как вы считали, подпадали дети? Почему вы убивали детей? О л е н д о р ф: Был приказ о том, что еврейское население должно быть полностью уничтожено.
Следом за ними, согласно разработанным маршрутам, устремились оперативные группы СС и немедленно приступили к своей кровавой работе. Тысячи евреев были расстреляны в самые первые дни войны Германии с Советами. Около 5 500 евреев погибло в первый месяц оккупации в городе Вильнюсе. Здесь, так же как в Каунасе и Риге, ещё до начала организованного истребления евреев немцами, первые акты насилий, убийств и грабежей совершили местные антисемиты и мародёры. До конца года в Вильнюсе было уничтожено ещё по меньшей мере 35 000 человек, отобранных по тому же национальному признаку. Из 33 000 евреев Риги, 27 000 были расстреляны в конце ноября — начале декабря 1941 года. В созданном в конце июля гетто Даугавпилса насчитывалось от 14 000 до 16 000 евреев.
Начиная с 8 августа их также, партиями, уничтожили. В Белоруссии лишь немногим евреям удалось эвакуироваться на восток Советского Союза и тем самым избежать гибели. В конце июня — начале июля в Брест-Литовске расстреляно более 5 000 евреев; в Пинске 5-7 августа — 4 500. Из 80 000 евреев, заключённых в гетто Минска, свыше 50 000 человек были уничтожены ещё до начала зимы 1941 года. В сентябре — октябре расстреляно 10 000 еврейских жителей Могилёва и более 15 000 — Витебска. В декабре — казнено 4 500 евреев города Новогрудка и 7 000 человек — в Полоцке... Столь же чудовищным был далеко не полный перечень жертв первых месяцев геноцида и на территории Украины.
С 30 июня по 3 июля 1941 года уничтожено более 3 000 евреев города Львова. В июле проводились массовые расстрелы в Житомире. В Бердичеве 15 сентября убито 12 000 евреев; в Херсоне и Николаеве во второй половине сентября — 22 464 человека; в Киеве, в Бабьем Яру, 29 и 30 сентября — 33 771 человек; в Умани в сентябре месяце — 6 000; в Днепропетровске 13 октября — 11 000; в Мариуполе 20-30 октября — 8 000; в Одессе в октябре — около 38 000; в Кременчуге с 28 октября по 7 ноября — от 7 000 до 8 000; 26 декабря в Харькове — около 15 000 евреев; в лагере Богданова 21-31 декабря — около 50 000. Ещё более массовое уничтожение евреев развернулось тут позже — начиная с весны 1942 года. Рассказы очевидцев — и палачей, и жертв — возвращали к жизни, в пределы его жизни, тех людей, которые стояли за бесстрастными, не укладывавшимися в сознание цифрами. И он сам становился свидетелем той страшной катастрофы. Часть нашего батальона была отправлена к месту казни на грузовых машинах.
Остальные конвоировали евреев на пути туда... Место казни находилось южнее Брест-Литовска, вне фортов, и напоминало дюны. Езда к нему от центра города занимала около 15 минут... Когда мы прибыли, то есть в 6:30, на месте находилось подразделение СС; по-видимому, одна рота. Эсэсовцы, вооружённые автоматами, оцепили участок диаметром около 600 метров. Кроме эсэсовцев, присутствовали также солдаты СД в серых мундирах. Судя по тому, что я слышал позже, эти солдаты после расстрела мужчин занялись женщинами и детьми, которых части СС привели к месту расстрела после обеда...
Всего было 12 рвов размером 10 метров в длину, 2. Я думаю, что в такой яме помещалось около 600 трупов... Согласно инструкциям, к ямам подводили группы, приблизительно по 50 человек каждая, и заставляли евреев ложиться по обе стороны рва, животом на землю, так, чтобы головы торчали над ямой. Позади каждого еврея стоял назначенный стрелок с винтовкой «98» с примкнутым штыком. Выстрел производился таким образом: остриё штыка приставлялось к затылку жертвы, после чего винтовка наклонялась на 45 градусов и следовал выстрел. Часто случалось, что череп обрывался вдоль сквозного отверстия от пули. Иногда, если угол наклона винтовки был слишком велик или жертва в момент выстрела держала голову слишком высоко, пуля проходила сквозь шею.
В таких случаях офицеры и командиры взводов добивали выстрелами из пистолета. Мы, стрелки, должны были потом сбрасывать трупы в ров. Никто трупы в штабеля не складывал. По такой системе расстрелы проходили беспрерывно всю первую половину дня. Вначале к одной из длинных сторон рва одновременно на расстрел подходили десять — двенадцать человек. Потом стало невозможно сохранять такой равномерный темп, и расстрелы уже проводились беспорядочно... На месте казни присутствовало много зрителей-немцев из числа моряков и железнодорожников.
Я указал Кюглеру на то, что совершенно недопустимо проводить расстрел в присутствии посторонних. О необходимости упорядочить работу конвейера смерти говорится, в частности, и в оперативном отчёте о деятельности айнзацкоманды 10-а, которая входила в айнзацгруппу D. Этот рапорт помечен датой 17 июля 1941 года и грифом «Совершенно секретно». В нём начальник полиции безопасности и СД критикует действия румынских солдат в городе Бельцы, в Бессарабии: У румын нет никакой системы в обращении е евреями. Не может быть возражений против многочисленных казней евреев, если сами казни организованы надлежащим образом. Однако румыны обычно оставляют тела казнённых на месте расстрела и не закапывают их. В связи с этим айнзацкоманда выпустила для румынской полиции инструкцию, предписывающую действовать более упорядоченно...
Переправа евреев, проживающих на противоположной стороне реки, производилась на лодках. Когда перегруженные людьми лодки достигали середины реки, немцы опрокидывали лодки, и люди, среди которых в большинстве были дети, старики и женщины, тонули. Пытавшихся спастись вплавь немцы расстреливали или добивали прикладами. Таким способом немцы уничтожили около 2 000 евреев — детей, стариков, женщин. Остальная часть еврейского населения, примерно 13 000 человек, были помещены в лагерь, построенный на берегу реки у здания бывшего Клуба металлистов. Этот лагерь немцы обнесли колючей проволокой, и в продолжение полутора месяцев находившимся в нём людям не давалось никакой пищи. Голодной смертью в лагере ежедневно умирало по 30-40 человек.
В конце сентября 1941 года всех евреев из лагеря перевезли в Иловский овраг, около деревни Мишкуры по дороге на Тулово. Там в четырёх километрах левее Туловской дороги все евреи, около 11 000, были расстреляны. По словам очевидцев, вместе с убитыми зарывали и раненых, но ещё живых людей, а маленьких детей немецкие жандармы сбрасывали в ямы штыками и закапывали живыми. После массового расстрела евреев в Иловском овраге немцы провели повальные обыски по всему городу, и обнаруженные граждане еврейской национальности расстреливались на месте. Таким образом, всё еврейское население Витебска немецкими оккупационными войсками в первый же период их хозяйничанья в городе было уничтожено. Он рассказывает об увиденном: Мой переводчик объяснил мне, что сбору людей на аэродром предшествовало объявление, развешенное украинской полицией по всем улицам Умани, а также по всем окрестным деревням. Объявление гласило: «К еврейскому населению города Умани и Уманской области.
Для установления точного количества еврейского населения в городе Умани и прилегающей к нему области все евреи, независимо от возраста, должны в указанный день явиться по месту регистрации. Неявка повлечёт за собой самое суровое наказание». Прочитав это объявление, все евреи явились. Объявление, само по себе безобидное, имело связь с заранее проведёнными приготовлениями. Но мы были в ужасе от того, что нам пришлось увидеть в течение последующих часов. Евреям приказали построиться в ряды, а затем подходить к столам. Там их заставляли снять с себя всю одежду.
Евреи, имевшие при себе какие-нибудь драгоценности, должны были положить их на стол. После этого они, раздетые, независимо от пола и возраста, становились рядами возле вырытых ям, и солдаты покомандно начинали расстрел. Они расстреливали целые шеренги людей из автоматов и пистолетов, причём делали это с таким удовольствием, словно занимались главным и любимейшим делом своей жизни. Пощады не было никому: даже женщины с трёхнедельными грудными младенцами не избежали страшной участи. Матери видели, как убивали их детей, размозжив им голову рукоятью пистолета или палкой, потом этих детей хватали за ножки и бросали в могилы, где вперемежку лежали убитые и живые люди. Лишь после того как матерям причиняли эту самую страшную боль, в них посылали пулю, освобождая их от этой муки. Всё это продолжалось с восьми часов утра до половины пятого вечера...
В верхних эшелонах власти считали, и совершенно правильно, что эта процедура может сильно уронить престиж немецкой армии, поскольку выполнение позорных убийств было возложено на так называемые отборные команды. Поэтому было решено использовать для массовых убийств специально обученную Уманскую украинскую полицию. Командовали ею несколько офицеров и сержантов СС. Таким образом, массовому убийству пытались придать национальную окраску. Жертвами этой акции пали 6 000 человек; это число было официально подтверждено. На улице его не оставляло ощущение, что он явился с того света в этот — где смеются, делают покупки, строят планы на будущее, ругаются из-за мелочей. Сейчас этот мир казался ему чужим.
Ещё издалека, по заворачивающей за угол дома очереди он понял, что ему повезло — в булочную привезли хлеб. Он достоялся, взял буханку, расплатился и поспешил в обратную сторону — туда, где убивали. Спор был о том, кто должен исполнить этот приказ. Необходимость истребления ребят под сомнение не ставилась: Блобель приказал мне расстрелять детей. Я спросил: «Кто именно будет расстреливать? Он ответил: «Ваффен-СС». Я запротестовал: «Это совсем молодые парни.
Как мы сможем объяснить им, за что они расстреливают маленьких детей? На это он мне ответил: «Тогда берите своих людей». Я опять возразил: «Как же они это сделают, когда у них самих есть маленькие дети». Этот спор длился около 10 минут. Я предложил, чтобы детей рас- стреляла украинская полиция, подчинённая фельдкоменданту. Ни одна из сторон против этого не возразила. Солдаты вермахта успели заранее вырыть яму.
Детей привезли на гусеничном тягаче. К дальнейшим событиям я уже не имел отношения. Украинцы стояли вокруг, их била дрожь. Детей сняли с тягача. Их ставили над ямой и расстреливали, так что они падали прямо в яму. Поднялся неописуемый крик... В некоторых детей стреляли по 4-5 раз, пока те не умирали.
На языке государственных деятелей Третьего рейха этот геноцид назывался всеобщим или окончательным решением еврейского вопроса. Скрижаль дословно переписал себе на карточку этот приказ: С о в е р ш е н н о с е к р е т н о Берлин, 31 июля 1941 Начальнику полиции безопасности и СД группенфюреру Гейдриху. В дополнение к поставленной перед вами 24 января 1939 задаче, а именно решить еврейский вопрос путём эмиграции или выселения наилучшим образом в соответствии с настоящими условиями, я поручаю Вам провести необходимую организационную, техническую и материальную подготовку для всеобщего решения еврейского вопроса на всей территории Европы, находящейся в сфере германского влияния. Когда это входит в компетенцию других центральных органов, следует привлекать их к сотрудничеству. Кроме того, поручаю вам как можно скорее предоставить мне план административных мер и финансовых мероприятий для осуществления окончательного решения еврейского вопроса. Эту территорию разделили на две административные единицы — рейхскомиссариаты. Один из них охватывал Украину.
Второй рейхскомиссариат под названием Остланд включал в себя Литву, Латвию, Эстонию, западные районы Белоруссии, а также города Минск и Слуцк. Эти указания являлись временными потому, что определяли порядок действий немецких властей в тех случаях, когда уничтожение евреев на местах по каким-либо причинам откладывалось. Во вступительной части секретных инструкций было сказано: «Единственная цель этих временных директив — обеспечить то, чтобы всюду и во всех случаях, когда дальнейшие меры по окончательному решению еврейского вопроса невозможны, генерал-комиссар или гебитскомиссар приняли минимальные меры». Скрижаль переписал и занёс в свою картотеку и этот документ. В той части, где речь шла об установлении национальности человека, говорилось: «II Евреем считается тот, кто происходит, по меньшей мере, от трёх дедушек или бабушек, которые в расовом отношении являются чистокровными евреями». Тут же, следом, шло дополнение, явно противоречащее предыдущему заявлению: «Евреем считается также тот, кто происходит от одного или двух дедушек или бабушек, чистокровных евреев, а также тот, кто: а принадлежит или принадлежал к еврейской религиозной общине, или б на 20 июня 1941 г. Следующим параграфом этого документа способ определения еврейства совсем упрощался: «III В случае сомнения гебитскомиссар или штадтскомиссар решает, кто является евреем, по своему усмотрению в соответствии с определениями этих директив».
Согласно этому, изданному рейхскомиссаром Лозе документу, евреям запрещалось менять место жительства, посещать театры и кинотеатры, школы любого типа и библиотеки, пользоваться не только общественным транспортом, но даже тротуарами. Этими же директивами генерал-комиссарам предписывалось обеспечить в подведомственных им областях немедленную регистрацию всех евреев, а также издать распоряжение об обязательном для них ношении опознавательных знаков — «постоянно видимых жёлтых шестиконечных звёзд по меньшей мере 10 см в поперечнике на левой стороне груди и на середине спины».
Налогоплательщики Германии, Швейцарии, Австрии и других стран платили миллионы долларов взятых из их заработной платы для выплаты евреям оставшихся живых и их потомкам за "Холокост", которого не было.
Книга Эйзенхауэра "Crusade in Europe" имеет 559 страниц. Шесть томов Черчилля " Second World War" имеет 4448 страниц. Три тома де Голля " Memoires de Guerre" имеют 2,054 страниц.
Эти труды были опубликованных в период с 1948 по 1959 год и в них никто не найдет ни одного упоминания ни о нацистскими газовых камерах, ни о геноциде 6 миллионов евреев и что они были жертвами 2-й мировой войны. Эти мировые лидеры из трех западных стран, вовлечённых в войну с Германией очень хорошо знали, что немцы устроили трудовые лагеря, чтобы удовлетворить их потребности военного времени. В трудовых лагерях никогда не было плана или приказа уничтожить евреев.