«Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна. Рерих Николай Константинович. «Сокровище ангелов». Сокровище ангелов. Другие работы. 1897 Гонец. Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др.
В Новой Третьяковке – выставка Рериха
Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния. «Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна. Эскиз к картине «Сокровище ангелов» (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1). 10 картин Николая Рериха. Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). Интересные факты о создании картины «Сокровище ангелов (Николай Рерих)» и ее смысл.
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874-1947)
Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать… Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина 515 Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка — тушь, подцвеченную акварелью. Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,… Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина 472 Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком. В них… Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица» 888 Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке.
Билибин — настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает. Жар-птица — истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица.
Ее… Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь 483 И. Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И. Репин и П. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель. Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на… Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата» 424 Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве — странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.
Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он… Сочинение И. В центре внимания художника — тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части.
Половецкий стан. Хотя его костюм Воина с шапочкой - тут же, в витрине. Но занавес, кажется, скрывает рукоплесканья, шум, волнение и триумф спектаклей минувших лет. А рядом - платье танцовщицы из "Весны священной". Так музей перебрасывает мостик к недавней прекрасной выставке "Генеральная репетиция. Та выставка только обещала показ занавеса к "Половецким пляскам" написал его, кстати, по эскизу Рериха Борис Анисфельд. Но мы смогли увидеть занавес уже год спустя - спасибо реставраторам! Нынешняя выставка "Рериха" дарит то же ощущение перспективы. После этой выставки понимаешь, почему Грабарь в своих воспоминаниях заметил: "Рерих был для всех нас загадкой, и я должен признаться, что до сих пор не могу с уверенностью сказать, из каких действительных, а не только предполагаемых и приписываемых ему черт соткан его реальный сложный человеческий и художнический облик…". Перед нами пролог. Не столько к юбилейному году Николая Рериха, сколько к загадке пути Рериха. Вроде бы это был путь, по которому шли многие европейские художники - от Гёте до Гессе, от Гогена до Сарьяна. В ХХ веке по нему двинулись массы, открывшие для себя йогу и духовные практики. Но Рерих стал тем, кого Восток признал своим. А это совсем другая история. Кстати Один из хитов выставки - огромное полотно "Сокровище Ангелов" 1905 , впервые покинувшее "Дворец конгрессов" в Петербурге. Написанное темперой, оно напоминает о крещении викингов Харальдом I Синезубым в Х веке. Образ Еллингского камня с рунами и образом распятия на первом плане тому свидетельство. Полотно кажется монументальной фреской или мозаикой. Утонченное стилизаторство модерна, нежность итальянских фресок, плоские фронтальные фигуры святых, узорочье русских книжных миниатюр с птицей Сирин - получился крутой замес. Но для Рериха, очевидно, этот синтез западных и восточных традиций был программным. Он покажет полотно на всех крупных европейских выставках - в Вене, Париже, Лондоне, Мальмё. Из Мальмё, где полотно застрянет из-за начала Первой мировой, Рерих вывезет картину в 1920-х в Нью-Йорк, откуда она отправится по городам страны.
Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. Портал «Живопись Мира» выступает в качестве информационного посредника.
Государственная Третьяковская галерея. Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи Как и многие мирискусники, Рерих стремится к синтезу искусств. Выход к монументальным "фризам" был лишь вопросом заказа. И он появился. На выставке можно увидеть реконструкцию монументальных панно на былинные сюжеты, созданных для петербургского дома промышленника Ф. Бажанова в 1910-м. Другим примером такого синтеза становится иконостас для пермской церкви Казанской иконы Божией матери, усыпальницы Каменских, эскизы для которого Рерих создает в 1907 году. Отсылки к древним иконам византийского письма тут уживаются с мягким напоминанием о итальянских мастерах XIII века. Иконостас в тонком золотом убранстве привезли из Пермской художественной галереи, а икона архангела Гавриила прибыла из музея Екатеринбурга. Другой вариант синтеза предлагал театр. И тут поначалу единственными соперниками художников "Мира искусства" были Гончарова и Ларионов. Николай Рерих идеально вписался в "русские сезоны" Дягилева. Он участвовал в них четырежды - в 1909, 1911, 1913, 1914 годах, став, как и Бакст, одной из звезд мировой арт-сцены. Впрочем, сотрудничеством с Дягилевым Рерих не ограничивался. Чудесные эскизы декораций и костюмов к "Пер Гюнту" для Художественного театра, эскизы оформления оперы "Тристан и Изольда" для театра Зимина, эскизы для постановки "Снегурочки" в Чикагской опере - из радостных открытий этой выставки. Но главное впечатление, конечно, занавес "Половецких плясок" для Парижской оперы. Прошедший первый сложнейший этап реставрации, укрепленный тончайшим шелком, спасенный изобретательностью и мастерством реставраторов Третьяковской галереи, он открывается зрителям словно в проеме сцене. Мерцающий стан кочевников под вечерним небом. Половецкий стан. Хотя его костюм Воина с шапочкой - тут же, в витрине. Но занавес, кажется, скрывает рукоплесканья, шум, волнение и триумф спектаклей минувших лет. А рядом - платье танцовщицы из "Весны священной". Так музей перебрасывает мостик к недавней прекрасной выставке "Генеральная репетиция.
История файла
- Сочинения по картинам 5-9 класс
- Описание документа
- Эпохальное
- «Камень мудрости» – космический образ в творчестве Н.К. Рериха
Сообщить об ошибке
- Дополнительная информация
- Сокровище из созвездия Орион | Страница 3 | Терос
- Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905.
- НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874-1947)
- Рерих сокровища ангелов картина
- О доверии к провенансу картин Н.К. Рериха
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
- Поиск по этому блогу
- Культурно-общественная акция "Сохраним «СОКРОВИЩE АНГЕЛОВ» для России".
- Описание документа
- В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха
- Сочинения по картинам 5-9 класс
- Сокровище из созвездия Орион
Николай Рерих в Третьяковке
Ни панно, ни картина — под стать росписи или мозаике храма. Потом так и оказалось — роспись усыпальницы для храма в Талашкино. И по сути своей она ангелична. Первое впечатление, быстрый взгляд — сильный свет. Множества нимбов сияют как солнца. Можно насчитать не меньше 108 золотых ободов. Разве только у Андрея Рублева встретишь легионы святости. Но то церковные фрески, другое дело — живопись. Этим светом залиты расплавленно аквамариновые склоны холмов. На них безликие ангелы воины с копьями в руках стерегут Сокровище мира.
За их спинами, вверху, еще большее число незримых крылатых защитников. Они строем выходят из ворот неземного града — райского Кремля или небесного Иерусалима. В окнах, за каждым зубцом стен — нимбы и нимбы... Внизу, на переднем плане — три главных святыни. Огромный камень, верховный ангел и древо жизни. На черном камне, почти в человеческий или, точнее, в ангельский рост, начертаны священные знаки. В них заключена тайна бытия. Ангел с опущенными темными крыльями, с грозовыми очами, грозными и беспощадными, охраняет этот камень. В его правой руке копье, нацеленное вверх, в любой момент готовое к бою.
В левой — длинный узкий щит, доходящий до сердца; нижним концом он упирается в ногу, сливается с ней воедино. Руками и ногами ангельскими — такова формула творящего таинства. Позже Рерих утвердил другую — «Руками и ногами человеческими». Вкруг камня и ангела растет сад деревьев. Узорная крона райских растений. Она кольцом обвивает Охраняющего Сокровище. На главном, наибольшем дереве — сирины, птицы с женскими лицами. Они молчаливо вещуют, внемлют тайне камня. В «Салоне» были выставлены: «Древняя жизнь», «Бой» кстати, приобретенный Третьяковской галереей в Москве ; поэтические композиции на сюжеты Метерлинка «Принцесса Мален», «Слепые»; эскизы декораций к «Валькирии», «Снегурочке», к мистерии «Три волхва».
Но именно «Ангелы» Рериха стали «красивейшей религиозной декорацией» на выставке. Вокруг картины разгорелись жаркие споры. Сыпались упреки Академии художеств и Музею Александра III, что «они не купили большой религиозной декорации Рериха», ибо «она более достойна поступить в национальное хранилище, нежели подавляющее большинство того, что там красуется». Неповторимое своеобразие — главный аргумент издателей и критиков. В этой сдержанности великие чары Рериха. В том, что картина Рериха не попала прямо с выставки «Салона» в национальные запасники, большой беды нет. В Серебряный век так много рассыпано было сокровищ искусства, что главное «Сокровище» могли и не заметить. Ведь не даром же три года картина в России не выставлялась вообще. На первой заграничной выставке художника в Праге, в конце 1905 года, для этой картины не нашлось подходящего места.
Слишком велика оказалась по размеру. Но по каталогам столица Чехии считается местом ее первого экспонирования. Зато попал в экспозицию «Архангел» 1904. Он стал именоваться эскизом к «Сокровищу Ангелов». Большой друг Рериха, тогда начинающий журналист и драматург, Милош Мартен написал художнику из Праги. Что называется, по свежим впечатлениям. Свои мысли о выставке Мартен изложил в журнале «Дило» 1906. В прессе появились и другие статьи. Пражские журналы вели соперничество, кто первый поместит репродукцию «Архангела».
Эскиз «Архангел» достался княгине М. Собственно, весь сюжет с «Сокровищем» и предназначался для ее храма Духа Святого в Талашкино. Княгиня начала строить церковь в своем имении еще в 1900 году. Первоначально новая церковь закладывалась под именем Преображения Господня. В 1903 году умер муж Тенишевой, и она, видимо, принялась обустраивать усыпальницу. Именно тогда завязывается ее дружба с Рерихом. Одновременно появляются сюжеты для стенописи и создается эскиз — так называл его художник — «Сокровище Ангелов». По крайней мере, в каталоге осенней выставки Рериха в Сан Франциско 1921 работа заявлена как «проект настенной росписи для церкви княгини Тенишевой». В один из своих летних приездов, в августе 1904 года, он писал жене из тенишевского имения: «В церкви будет райский сад с архангелами».
Она — ангел хранитель художника. Ей нравятся его необычные, загадочные картины. Даже немножко ревнует и завидует братьям Голубевым, по их заказу Рерих писал эскизы мозаик и росписей для церкви в селе Пархомовка. Тенишева помогает своему кумиру в устройстве парижских выставок. В 1906 году проходит осенний «Салон» в Париже, где Рерих принимает участие. Ее окрестили «Тенишевской». Как писали газеты, «наибольший успех выпал на долю Н. Рериха, которому посвятил специальную статью Д. Рош, а Национальная Академия в Реймсе избрала Н.
Здесь же, в Париже, выставлялась пастель «Ангелы у престола» 1907 с золотисто желтым фоном. Прямо с выставки его купила княгиня Тенишева за 450 франков. Удивительным образом картина Рериха связана с Альбионом. Туманный и мистический Лондон — город, где «Сокровище» предстало перед европейской публикой. Эта особенная, тайная связь обусловлена Камнем. Британские острова некогда приняли Святой Грааль. Древние кельты владели Камнем Фал, посланным мудрецом Мориа из Фалиаса. Им был коронован ирландский король. Вернисаж состоялся в первых числах июля 1908 года в Альберт холле.
К открытию своей лондонской выставки Рерих специально готовился вместе с ним участвовали Билибин и Тенишева, в области прикладного искусства. Он написал пояснительную легенду к эскизу большой настенной фрески «Сокровище Ангелов». Это самое полное ее описание, причем не чья нибудь, а рериховская поэтическая интерпретация. Такое вдвойне ценно. Легенда была опубликована в русской столичной газете «Слово». В нем добро и зло. Без сокровища камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет». После окаянных дней революции и гражданской войны русская эмиграция приветствовала воскрешенного художника.
Британскую публику, ее новое поколение искусство Рериха все так же влекло к «великой Тайне». Об этом свидетельствовал знаменитый художник Анри Каро Дельвэй. Персональная выставка Рериха открылась 29 апреля 1920 года в лондонской галерее Гупила. Свою выставку мастер назвал «Очарования России». И вправду, очарования было предостаточно. Картины «Зов Солнца», «Варяжское море», «Св. Борис и Св. Глеб», «Ангел последний», «Град обреченный» — всего 198 полотен. И в самом центре огромное панно — «Сокровище Ангелов», с которого грозно взирали Небесные стражи, берегущие Священный Камень.
Выставку освещали известные в зарубежье журналисты и издатели — А. Руманов, П. Милюков, А. Последний из них, сам художник и художественный критик, писал о Рерихе: «Он знает, что источники духа России охраняются незримыми легионами, и его пророческий взгляд проникает в глубины, где несказанные сокровища сияют в темноте. Он знает, что наступит день, когда Хранители Сокровищ раскроют их миру и принесут свет и жизнь вечную». Первая выставка открылась в Нью Йорке, в Кингор галерее, 18 декабря 1920 года. На открытии присутствовал индийский поэт Рабиндранат Тагор. Затем последовали выставки в Бостоне и Чикаго май 1921 , в Сан Франциско сентябрь 1921 , в Денвере декабрь 1921 , в Канзас Сити февраль 1922. Повсюду в каталогах первым в списке значилось «Сокровище Ангелов».
Его стоимость, объявленная в прайс листах по окончании выставочного турне состоялась распродажа , оказалась одной из наиболее высоких — 4,5 тысячи долларов. Цена немалая по тем временам. Вошла в пятерку самых дорогих. Однако вряд ли этот шедевр можно оценивать даже в золотой валюте. В каталоге московской выставки «Мира искусства» 1911 свое «Сокровище» Рерих сопроводил словами: «За пределами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается». Как справедливо подметил Максимилиан Волошин, камень — символ Рериха. Извечная истина — трудно подступиться к сокровищу. У Рериха она не нова, совершенно естественна, вызвана детским притяжением к камням. В имении родителей в Изваре он вырастает в окружении суровой, каменистой природы.
Там начинаются первые археологические опыты. Раскопки разбросанных на полях и в лесах курганов, составленных из внушительных камней галек. Положено начало коллекции «Каменный век». Скребки с маслянистым отливом, наконечники стрел и массивные каменные топоры. Этой коллекцией Рерих очень дорожил. Будучи уже в эмиграции, он просил своего брата в Петрограде вызволить «Каменный век» и переправить ему за границу. Юный Рерих записывает народные сказы о земных камнях, живущих колдовской жизнью. Собирает предания о поклонении Камню Кресту. Среди них: «Братство Святого леса» и «Копытный камень».
Он повсюду находит камни, по виду крестообразные, с чашевидными углублениями, с надписями и орнаментом. Древние символы на камнях часто связаны с прославлением Иисуса Христа. Рерих является непосредственным продолжателем «каменного века». Его творческий рост как художника и как личности связан исключительно с естеством камня. Альфа и омега «каменной летописи». Наделенные смыслами камни были и до «Сокровища Ангелов», и после него. Вспомним хотя бы «Тропу прямоезжую» 1912. Одинокий путник стоит у придорожного камня, манящего неясным рисунком. Изображение сковывает его священным трепетом.
Потом были на холстах северные валуны, поросшие мхом и лишайником, алтайские «бабы» и монгольские менгиры. Удивительные каменные формы запечатаны на картинах. Придорожные камни с годами перерастают в суровые скалы Карелии и горные громады Гималаев. Неприступные гималайские пики — выражение абсолютного духа. Для Рериха дух распростерт повсюду — от малых камней до величайших гор. Апофеоз камня в творчестве Рериха это картина «Сокровище мира — Чинтамани» 1924. Картина, написанная в Сиккиме, через десятилетие повторялась снова и снова. Ларец с камнем Чинтамани везет по скалистым уступам Конь счастья. Седло окружено сиянием.
Камень, упавший со звезд Ориона и принесенный духами воздуха в дар земным Владыкам. Осколок древних символов и частица Дальних миров. Камень дышит огнем, он управляет стихиями и народами. Камень — подлинное Сокровище мира. И все же, в чем тайна камня на картине «Сокровище Ангелов»? Что заключает в себе эта глыба, перевесившая на чаше весов всех ангелов, всё вместе взятое поднебесное воинство... Синие и зеленые светы пылают на черном камне. Лучится подобие узорчатого распятия. Витиеватый орнамент, замысловатое сплетение виноградной лозы.
От этой лозы — вино жизни. Вспыхивает сапфирным блеском нимб Христа. Стилизованное распятие и ясно обозначенное древо креста. Будто это уже не распятый Иисус, а воспарившая птица. Последняя телесная судорога, переходящая в духовный порыв. Сверкающая Птица Христос. Не случайно на райском дереве — сирины, птицы с ликом девы. Не случайно на щите ангела — изображение голубя, устремленного, подобно Иисусу, вверх. Три святыни — три птицы.
Символ Святого Духа. Это и есть тот единственный дар, что оставил нам Сын Божий. Сокровище Духа Святого, неусыпно охраняемое ангелами. Камень движет судьбой картины. У «Сокровища Ангелов» она необыкновенна и драматична. Мы знаем ее прошлое и не ведаем будущего. Но все таки твердо верим, что будущее направляется силой, заключенной в картине. Огромное полотно было вывезено на выставку в Мальмё весной 1914 года и, возможно, из за войны так и не вернулось в Россию. Годы странствий, эмиграция, и повсюду с Рерихом его «Ангелы».
Швеция, Дания, Англия и затем Соединенные Штаты. Наконец, картина водворилась в собственном Музее художника в Нью Йорке. Это произошло вскоре после официального открытия Музея в ноябре 1923 года. Сотрудники готовили постоянную экспозицию. И некоторые из них впервые увидели рериховское полотно. Мы были глубоко потрясены красотой и значением этой картины. Мы ее сегодня же повесили или, вернее, поставили к стене». На одной из старых фотографий интерьер Музея. У нижней лестницы, ведущей в выставочные залы, стоит Николай Рерих.
Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще...
Холст, темпера. Третьяковская галерея Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже. Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает «Гонец.
Первая часть знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» 1916, Государственная Третьяковская галерея. А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба.
Read the Privacy and Cookie Policy I accept 01. Рериха «Сокровище Ангелов». С утра была в Музее с Н.
Такое наслаждение и наука видеть Н. Написана [она] в 1904 году — Ангелы охраняют Камень, на котором изображен распятый Христос, на другой же его стороне — змей и дракон. Завтракали мы вместе с Н. И Воган был с нами, ибо как раз пришел в 11 часов, чтобы увидеть Н.
Не только мастер гор: в Новой Третьяковке покажут другого Рериха
Смотрите онлайн короткое видео (shorts) «СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ НИКОЛАЙ РЕРИХ» на канале «Шнейвас Борис» в хорошем качестве, опубликованное 6 ноября 2023 г. 19:57, длительностью 00:00:46, на видеохостинге RUTUBE. 48. фото: полномочные представители 21 страны американского континента подписывают пакт рериха об охране сокровищ культуры, вашингтон, 15/04/1935. Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Санкт-Петербург Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году.
Держава Рерихов - Щит Культуры
Он посвящен русскому периоду Рериха. "Сокровище ангелов" – работа, которую обычно довольно сложно увидеть. Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905. «Есть в Божьем мире пресветлый рай – пречистое царство ангелов. Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния. «Сокровище Ангелов» — начальная буква в художественных письменах Рериха, насчитывающих десятки и десятки полотен. Впервые в Москве выставлены ше-девр Рериха «Сокровище Ангелов» (1905; Государственный комплекс «Дворец кон-грессов», Стрельна) и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной галереи. Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1).
Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке
Сокровище Ангелов. Автор. Николай Константинович Рерих. Год. Рерих сокровища ангелов картина. Читайте также. Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне»19.
Николай Рерих в Третьяковке
Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит.
Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище.
Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет».
На родину картина вернулась лишь в 2007 году. Коллекция, состоящая из 350 предметов, собиралась около 30 лет. Все эти произведения искусства находились в лондонской и парижской квартирах Вишневской и Ростроповича. Галина Вишневская решила расстаться с коллекцией после кончины Мстислава Ростроповича, последовавшей 27 апреля 2007 года. На торги было выставлено около 20 работ Ильи Репина - крупнейшее собрание, находящееся в частных руках, портреты кисти Боровиковского, Серова, Брюллова, картины Венецианова, Кустодиева, Левитана, Айвазовского, эскиз Александра Иванова к "Явлению Христа народу", эскиз к декорациям Александра Бенуа. Особо ценны в этой коллекции картина Бориса Григорьева «Лики России» начальная цена 1,5—2 миллионов фунтов стерлингов ; картина Николая Рериха «Сокровище ангелов» 0,8—1,2 миллионов фунтов стерлингов ; «Портрет княгини Авроры Демидовой» Карла Брюллова 0,8—1,5 миллионов фунтов стерлингов , а также 20 произведений Ильи Репина и предметы декоративно-прикладного искусства. Вопреки опасениям российских искусствоведов, уникальная коллекция русской живописи, фарфора, стекла и декоративного искусства не ушла с молотка по частям, а за день до торгов была целиком куплена за «неразглашаемую сумму, существенно превышающую самые высокие предпродажные ожидания» российским бизнесменом Алишером Усмановым.
Ходят там ангелы дружинами тесными.
За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано.
Отсылки к древним иконам византийского письма тут уживаются с мягким напоминанием о итальянских мастерах XIII века. Иконостас в тонком золотом убранстве привезли из Пермской художественной галереи, а икона архангела Гавриила прибыла из музея Екатеринбурга. Другой вариант синтеза предлагал театр. И тут поначалу единственными соперниками художников "Мира искусства" были Гончарова и Ларионов.
Николай Рерих идеально вписался в "русские сезоны" Дягилева. Он участвовал в них четырежды - в 1909, 1911, 1913, 1914 годах, став, как и Бакст, одной из звезд мировой арт-сцены. Впрочем, сотрудничеством с Дягилевым Рерих не ограничивался. Чудесные эскизы декораций и костюмов к "Пер Гюнту" для Художественного театра, эскизы оформления оперы "Тристан и Изольда" для театра Зимина, эскизы для постановки "Снегурочки" в Чикагской опере - из радостных открытий этой выставки. Но главное впечатление, конечно, занавес "Половецких плясок" для Парижской оперы. Прошедший первый сложнейший этап реставрации, укрепленный тончайшим шелком, спасенный изобретательностью и мастерством реставраторов Третьяковской галереи, он открывается зрителям словно в проеме сцене. Мерцающий стан кочевников под вечерним небом. Половецкий стан. Хотя его костюм Воина с шапочкой - тут же, в витрине. Но занавес, кажется, скрывает рукоплесканья, шум, волнение и триумф спектаклей минувших лет.
А рядом - платье танцовщицы из "Весны священной". Так музей перебрасывает мостик к недавней прекрасной выставке "Генеральная репетиция. Та выставка только обещала показ занавеса к "Половецким пляскам" написал его, кстати, по эскизу Рериха Борис Анисфельд. Но мы смогли увидеть занавес уже год спустя - спасибо реставраторам! Нынешняя выставка "Рериха" дарит то же ощущение перспективы. После этой выставки понимаешь, почему Грабарь в своих воспоминаниях заметил: "Рерих был для всех нас загадкой, и я должен признаться, что до сих пор не могу с уверенностью сказать, из каких действительных, а не только предполагаемых и приписываемых ему черт соткан его реальный сложный человеческий и художнический облик…". Перед нами пролог. Не столько к юбилейному году Николая Рериха, сколько к загадке пути Рериха. Вроде бы это был путь, по которому шли многие европейские художники - от Гёте до Гессе, от Гогена до Сарьяна.
НИКОЛАЙ РЕРИХ
Кому достанется «Сокровище ангелов»? Вместо того чтобы высиживать яйца Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в которой и Рерих, и Репин, и Бенуа. По каталогам и зарубежным изданиям известно единственное полноценное тво-рение Рериха «Сокровище Ангелов» (тени-шевский эскиз не в счёт). Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы.