В Институте биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН прошла презентация книги «Химические языки нервных систем». Сверхпроводимость таланта: физик Сергей Бакурский рассказал, как стать звездой науки Физик Бакурский — о нейросетях, лженауке, и об изоляции, в которую попала Россия. В конкурсе от российского союза молодых учёных на лучшую научную работу молодых учёных вузов и научных учреждений Республики Башкортостан в номинации «Биологические науки.
Технологический суверенитет: в каких областях российской науки ждать прорыва
Новый механизм хранения информации в ДНК Более 70 лет считалось, что ДНК хранит и обрабатывает информацию за счет структуры двойной спирали — однозначно-соответствующих друг другу комплементарных молекулярных цепей. Максим Никитин, руководитель направления «Нанобиомедицина» Университета «Сириус», экспериментально доказал , что ДНК может хранить и передавать информацию за счет слабоаффинных взаимодействий. Открытый фундаментальный феномен может поможет разгадать многие тайны генетики, лечения сложных заболеваний и вопросы возникновения жизни на Земле. Восстановление двигательных функций Разработка группы ученых под руководством профессора Павла Мусиенко, руководителя направления «Нейробиология» Университета «Сириус» дает шанс на восстановление привычного образа жизни людям, утратившим двигательные функции в результате травм или инсульта. Ученые разработали уникальную технологию изготовления мягких нейроимплантов спинного мозга на основе углеродных нанотрубок, аналогов которой нет в мире. Технология позволяет изготовить имплант, приближенный по механическим свойствам к структурам нервной системы, что существенно повышает его биосовместимость. Результаты многолетнего исследования показали эффективность предлагаемой технологии в тестах in vivo на лабораторных животных. Аналог кровеносных сосудов Международному научному коллективу ученых, в числе которых исследователи «Сириуса», удалось воспроизвести материал, максимально похожий на кровеносные сосуды человека. Ученые впервые получили биомиметический наноматериал, воспроизводящий сразу четыре ключевые механические параметра живых тканей: мягкость, деформационная упрочняемость, прочность и демпфирующие характеристики.
Ученым удалось продемонстрировать практическую возможность предлагаемых методов разработки биомиметического материала, воспроизводящего свойства тканей кровеносных сосудов.
РАН Российской академии наук исполняется 300 лет. В каком состоянии она встречает юбилей? Кого и где Россия обходит, а что в срочном порядке наверстывает? Как взрывное развитие технологий изменит нашу жизнь? По мнению главы РАН, российская наука находится на самом современном уровне и небезосновательно стремится быть лидером по каждому направлению.
Как взрывное развитие технологий изменит нашу жизнь? По мнению главы РАН, российская наука находится на самом современном уровне и небезосновательно стремится быть лидером по каждому направлению. У нас сильная математическая школа, физическая школа, мы сильны в области генетики, биологии, химии». При этом есть и проблемы. Главная из них сегодня — совершенствование научной приборной базы, которая должна позволить российским ученым проводить исследования мирового уровня, отметил Красников.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Василий Колташов. Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с Россией
Свежие новости в России и мире. 01:05 Российские космонавты с МКС поздравили соотечественников с Днем космонавтики. 00:06 Путин поручил выделить средства на проект по развитию космической ядерной энергетики. «Тридцать лет тяжелой работы по продвижению и развитию российской науки — усилий ученых и администраторов — псу под хвост», — написал он в своем Facebook. В День российской науки, 8 февраля, традиционно стартуют конкурсы Всероссийского фестиваля НАУКА 0+, о которых мы и расскажем ниже.
10 самых важных открытий российской науки за последние 20 лет
Еще до принятия главного финансового документа страны Общественная палата выступила против сокращения федеральных расходов на некоторые статьи бюджета, в том числе и на научные исследования, а они сократились вдвое. Били тревогу по этому поводу и «Новые Известия», перечислив в своем материале, какие жизненно важные исследования теперь ученым придется свернуть из-за недостатка финансирования. Бюджет на научные исследования постоянно сокращается Эксперты указывали на то, что в условиях санкций российская наука оказалась отрезана от мировой — доступа к новым технологиям нет. Стало быть, ученым надеяться не на кого, кроме как на государство — значит, сокращать расходы нельзя. Тем не менее, запланированные в бюджете расходы вряд ли поспособствуют неоднократно провозглашенной национальной цели — обеспечить к 2030 году присутствие России в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. Анализ динамики бюджетных ассигнований федерального бюджета на научные исследования по видам работ, который провели эксперты канала «Незыгарь», показывает, что при фактическом сохранении финансирования фундаментальных исследований на прежнем уровне, финансирование прикладных научных исследований последовательно сокращается. В результате может снизиться эффективность проводимых НИОКР в целом, за счет возникновения разрыва между появлением теоретических знаний и возможностью их применения. Конечно, даже достижение поставленной цели по сохранению статуса РФ в десятке ведущих стран может не иметь значения с точки зрения развития научно-технологической базы для развития экономики.
За счет изначально больших по объему внутренних затратах на НИОКР и более быстрых темпов роста, страны-лидеры смогут осуществить переход на новый технологический уклад, активно внедряя технологии, остающиеся недоступными для России. Однако сохранение объемов финансирования НИОКР федеральным бюджетом может иметь значение с точки зрения перспектив научно-технического развития России.
Главное — не получить на выходе копию уже имеющихся формулировок доктринальных документов.
Развитие общего образования 13 марта «Московский комсомолец» сообщает, что вслед за Болонской системой и вузами настала очередь пересмотра ЕГЭ. Уполномоченные лица наперебой предлагают рецепты совершенствования системы сдачи итоговой государственной аттестации в школе. От «все отменить, вернуть экзаменационный лист царских гимназий вариант — советских школ » до тотальной цифровизации всего и вся.
Эксперты на этом фоне говорят, что с расширением возможностей искусственного интеллекта, в Сети лучше задумываться не над форматом итогового экзамена, а над системой оценки знаний в принципе. Радикальные заявления в стиле «все отменить» применительно к ЕГЭ звучат в основном из Госдумы. Вице-спикер Петр Толстой, например, призывает «как можно скорее начать обсуждение вопроса отмены ЕГЭ».
Идея внедрения в школы портфолио, некоего электронного "портфеля", куда будут складывать не только оценки, но и баллы за участие в олимпиадах, конкурсах, общественной деятельности и выводить средний балл, тоже обсуждается. Недавно об этом высказывалась глава думского комитета по просвещению Яна Лантратова. Рассуждал о "портфолио" в ущерб ЕГЭ и глава Рособрнадзора.
А то, мол, достижения младших школьников в аттестат не попадают, это их демотивирует. Еще один, щадящий, подход к "демонтажу" ЕГЭ демонстрирует часть экспертов. Заместитель председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Денис Фомин-Нилов призывает, например, к «глубокой доработке» ЕГЭ.
Мол, пусть будет один экзамен, состоящий из вопросов по всем предметам школьного курса. А то натаскивание на 3—4 предмета лишает детей кругозора и глубоких знаний. А в качестве противодействия коррупции при поступлении в вузы, ЕГЭ не работает, считает ректор гуманитарного университета.
Экзамен совершенствуется, это не застывший механизм. Если сравнивать то, что было вначале апробации, то ЕГЭ серьезно изменился. Например, убрали часть с выбором одного из вариантов ответов.
Фактически все задания сегодня ориентированы на решения задач, на проявление компетенции. То, что используется и внедряется уже третий год, — это PISA-ориентированный подход PISA это система оценки знаний, основанная на функциональной грамотности и метапредметности. Ученик использует знания из разных тем и даже разных предметов для того, чтобы обосновать свое решение.
Тем не менее, ЕГЭ остается предметным экзаменом. И мое мнение, что в дальнейшем в его развитии следует идти не по пути увеличения числа предметов, а исходя как раз из компетентностного подхода. Когда в форме решения задач, обоснования, демонстрации умения принимать решения, аргументировать свою позицию и выводы, проходит итоговая аттестация.
Это может быть и в форме экзаменов, и защиты проектов. ЕГЭ никогда задумывался как антикоррупционный механизм. ЕГЭ — итоговая аттестация за 11 лет учебы в школе.
То, что вузы отказались от своих вступительных испытаний, за исключением тех, кто имеет на них право, и согласились принимать результаты ЕГЭ — это решение вузов поддержать такую форму итоговой аттестации школьников. То есть, ЕГЭ создавали как механизм для оценки достижений школьников после окончания обучения. Поэтому итоговая аттестация, на мой взгляд, не может быть добровольной.
По окончании программы полного среднего образования, выпускники должны продемонстрировать освоение программы. Все должны — идут ли они потом в вузы, не идут… Также я считаю, что целесообразно дать возможность школьнику в течение года сдавать экзамены по разным предметам и засчитывать лучший результат из нескольких попыток. Сделать экзамен более удобным, комфортным для школьников, чтобы снять стрессовую составляющую.
Но, по большому счету, обязателен у нас только экзамен по русскому языку. И вот его никто не собирается как госэкзамен пока отменять. Были разговоры о том, чтобы не засчитывать для инженерных специальностей баллы по русскому языку.
Идея не получила полной экспертной поддержки. Второй обязательный экзамен — математика, но она разделена на два уровня. Если вы не собираетесь идти туда, где нужна математика, вы сдаете ее на базовом уровне.
Он достаточно простой и все-таки необходим абсолютно любому современному человеку. Если человек после 11 класса решает продолжить образование в колледже, то туда зачисляют по среднему баллу аттестата. А вот внести и проекты, и эксперименты, и какие-то социальные практики в формат итоговой аттестации вполне возможно.
Рособрнадзор брал на себя обязательство постепенно переводить это в онлайн форматы, это правильное решение. И мы знаем, что информатика сейчас так сдается уже не первый год, и показывает очень хорошие результаты. Постепенно и все другие испытания собираются перевести в онлайн форматы.
Другое дело, что сегодня прозвучали совсем новые вызовы, связанные с искусственным интеллектом. Они очень мощно прозвучали для выпускных квалификационных работ в университетах. Но очевидно, что получат быстрое распространение и для школ.
И к этим вызовам надо готовиться по-другому. Это вопрос вовсе не ЕГЭ, это вопрос в целом механизмов оценивания достижений в обучении, когда программы ИИ начнут широко использоваться». Такое мнение он высказал, комментируя в среду предложение лидера фракции "Справедливая Россия — За правду" Сергея Миронова.
Здесь плюсы или минусы — надо на все серьезно посмотреть», — сказал он. Глава Правительства РФ подчеркнул, что требования к новым специальностям должны быть реализованы к внесению поправок в нормативные акты. По его мнению, это позволит дать специалисту «правильно и нормально отучиться, получить классное образование, быть востребованным в отрасли».
Программа профессионалитета, которая сегодня реализуется в семидесяти кластерах по пятнадцати отраслевым направлениям, — это очень серьезное дело. Профессионалитет становится такой мощной опорой для нашей новой промышленности, для экономики, строительства, сельского хозяйства», — сказал Мишустин, отметив, что в программу планируется добавить еще 170 кластеров и такие специальности, как радиоэлектроника, робототехника, фармацевтика. В ходе встречи фракции "Справедливая Россия — За правду" с председателем правительства в рамках подготовки к ежегодному отчету кабинета министров в Госдуме, лидер справороссов Сергей Миронов предложил полностью отменить ЕГЭ в России.
А в Минпросвещения и Рособрнадзоре, по словам Сергея Миронова, «с упорством, достойным лучшего применения, повторяют, что вопрос об отмене ЕГЭ не обсуждается»: «То есть, не обсуждается он чиновниками, которых и так все устраивает. В отличие от общества, которому этот экзамен давно осточертел, о чем я хорошо знаю из обращений граждан. Ничего, кроме денежных трат родителей на репетиторов и нервных срывов у детей он не приносит».
Позиция Минпросвещения по поводу отмены ЕГЭ выглядит так: «Любые изменения в действующий механизм не могут проходить без широкого экспертного обсуждения, более того, важно слышать и понимать мнение учащихся и их родителей». Владимир Путин 16 марта назвал спорной точку зрения, что отмена ЕГЭ будет способствовать развитию образования. Президент отметил, что у экзамена есть минусы, но он открывает возможности для детей с периферии, и подчеркнул, что нужно и дальше совершенствовать систему ЕГЭ.
Президент согласился, что у ЕГЭ есть немало минусов, однако школьникам с периферии эта система дает возможность учиться в ведущих вузах России. Но, с другой стороны, это открывает возможности для очень многих детей с периферии. При этом президент подчеркнул, что систему ЕГЭ необходимо улучшать.
По его словам, над этой задачей работают и чиновники, и общественность, и ректоры вузов. И улучшают ее. Чаще всего к ним обращаются девятиклассники, которым предстоит сдавать Основной государственный экзамен ОГЭ , — услугами репетиторов пользуется каждый второй.
За дополнительное обучение ребёнка родители платят до 10 тысяч рублей в неделю. Эксперты полагают, что стабильный рост рынка репетиторов говорит о деградации школьного образования, которая обусловлена, в том числе уходом сильных педагогов из учебных заведений. Представители сервиса по поиску работы SuperJob опросили 3 тысячи родителей школьников из всех регионов России.
Исследование показало, что количество девятиклассников, пользующихся услугами репетитора, за два года увеличилось в полтора раза. Чаще всего школьники занимаются дополнительно с педагогами по русскому языку, геометрии и алгебре — предметам, которые в 9-м и 11-м классах сдают в обязательном порядке. Среди предметов по выбору лидируют английский язык, физика и обществознание.
Исследование платформы "Авито Услуги" также показало резкий рост спроса на репетиторов. Их знания оказываются поверхностными, недостаточными даже для сдачи ОГЭ, который считается лёгким экзаменом по сравнению с ЕГЭ по профильной математике». Пробелы в знаниях у учеников обнаруживаются по всей программе, начиная с 5-го класса, а иногда и с начальной школы, отмечает Воронова.
Уровень отличника — решение шаблонных задач. Репетитор связывает это с тактикой школ на натаскивание учеников на разного рода контрольных и проверочных работах: школьники зубрят демоверсии экзаменов, но слабо ориентируются в основном материале. Учитель математики одной из региональных школ Татьяна Николаевна считает, что в этом году результаты ОГЭ по математике могут ухудшиться.
Её прогноз связан с острой нехваткой учителей по этому предмету: «Часть педагогов уволились из школы ещё летом, большинство ушло в репетиторы, — объясняет учитель. А с учителями математики и так проблемы уже несколько лет, подмен нет. В нашей школе в январе учитель профильного девятого математического класса попала в больницу, замену среди года ей найти не смогли, уроков по предмету не было почти месяц, кто-то решал пробники самостоятельно, кто-то занимался с репетиторами, — рассказывает преподаватель.
Результаты школьников на ОГЭ по русскому языку обычно значительно превосходят баллы по математике. Но всё чаще это происходит опять же за счёт стараний репетиторов». Дмитрий Данилов, основатель одной из крупнейших онлайн-школ в России по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ "Умскул": «Несмотря на все нюансы и споры вокруг ЕГЭ, сегодня сдача его на хороший балл — это возможность поступить в желаемый вуз школьнику из глубинки.
И это тот самый социальный лифт, который юному талантливому ребенку из семьи со средним или ниже среднего достатком сейчас доступен. Безусловно, большинство наших учеников, ребята из регионов, обучаясь, преследуют одну цель — сдать ЕГЭ на максимальный балл, чтобы поступить в вуз мечты и сделать первый успешный шаг во взрослую жизнь. В качестве подтверждения, процитирую одну из наших выпускниц, 100-балльницу по математике 2022 года, Алину Байкову из Южно-Сахалинска, которая поступила в МФТИ: "Моей главной мотивацией было желание поступить в лучший вуз, я очень хотела уехать учиться в другой город, потому что знала, что уровень образования моего региона мне не подходит.
В моменты сомнений и усталости я всегда напоминала себе, что делаю это ради себя и своего будущего, я хотела для себя лучшего, это помогало не унывать при интенсивной подготовке к ЕГЭ". Собственно, я и сам из маленького города в Чувашии, сдав физику на 98 баллов, смог поступить в КФУ и сделал тот самый первый шаг к успеху. Резюмируя: совершенствовать ЕГЭ — актуально, отменить — закрыть дверь возможностей для талантливых ребят с периферии».
Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, в котором Россия принимала участие с 1995 г. В Ассоциации не ответили на вопрос о причинах отказа, порекомендовав обратиться в Центр проведения международных исследований от России — ФИОКО, подведомственный Рособрнадзору институт. В ведомстве сообщили, что вместе с Минпросвещения провели работу по импортозамещению и реализовали возможность оценки подготовки учащихся "по модели PISA" с 2022 года без участия ОЭСР.
Международное исследование TIMSS проводится раз в четыре года, последний раунд, в том числе в России, проводился в 2019 г. В ходе исследования оцениваются и сравниваются знания школьников четвертых и восьмых классов из разных стран по математике и естественнонаучным предметам и то, как они могут интерпретировать свои результаты, а также применять знания на практике. Четыре года назад от России в исследовании приняло участие почти 8000 школьников из 49 регионов.
Так как исследование проводится каждые четыре года в четвертых и восьмых классах, есть возможность проследить динамику изменений в образовании учащихся четвертого класса, когда они придут в восьмой класс. Российские власти, в момент подведения итогов TIMSS-2019, активно приветствовали результаты, полученные школьниками. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов отметил лидерские позиции российского школьного образования и заявил, что в российской школе сохраняется фундаментальная подготовка, позволяющая «сформировать навыки XXI века — "soft skills"» цитата по ТАСС.
В рамках исследования также оценивалась социально-экономическая обстановка, в которой школьники получали знания, проводился опрос родителей, директоров, учителей и самих учащихся. Регулярное исследование позволяло не только сравнивать Россию с остальным миром по качеству образования, но и выявить особенности учебного процесса, которые влияют на результаты школьников, сообщила изданию член международной группы экспертов TIMSS по естествознанию Галина Ковалева. Кроме того, по ее словам, участие в исследовании позволило стране заложить основания для отечественной системы оценки качества образования, которую сейчас применяет сам Рособрнадзор.
В национальном проекте "Образование" стоит задача к 2024 г. К примеру, исследование должно было включать новые форматы заданий и интерактивные функции, а также другие особенности, чтобы заинтересовать современных учащихся.
Каковы современные инновационные тренды и маркеры технологического развития? Какие наукоемкие продукты имеют наибольшие перспективы появиться на рынке?
Открытые Инновации 2024 Форум «Открытые инновации» — крупнейшее в России и одно из узнаваемых в мире конгрессно-выставочных мероприятий, проходящее ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской Федерации.
Наши авторы: доктора и кандидаты наук, аспиранты и соискатели научных степеней, научные работники и специалисты в различных отраслях народного хозяйства, преподаватели и студенты. Мы неуклонно идём вперёд, постоянно расширяя наши возможности для авторов.
Наука в России: какие важные открытия произошли в последние 20 лет
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский напомнил, что грантовый конкурс проводится в рамках объявленного Президентом Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года. Российская наука.
Институт востоковедения Российской Академии Наук
Главная Наша деятельность Новости Председатель совета молодых учёных при Президенте Никита Марченков: Развитие российской науки остановить невозможно. В России активно развивают, насаждают развитие науки при университетах. В Московском физико-техническом институте (МФТИ) и Университете науки и технологий МИСиС впервые в России создали четырехкубитный квантовый вычислитель. «В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в 2021 году в РФ Года науки и технологий, постановляю объявить 2022-2031 годы в РФ Десятилетием науки и технологий». Совместно с Российской академией наук Ростех ведет разработки инновационных продуктов и реализует амбициозные научные проекты.
Наука — территория — развитие
Самые горячие новости мировой науки, научные открытия, загадки космоса, удивительные явления природы. В конкурсе от российского союза молодых учёных на лучшую научную работу молодых учёных вузов и научных учреждений Республики Башкортостан в номинации «Биологические науки. Обсудили сегодня выявленные недостатки в развитии науки и высшего образования, а также при реализации инновационной политики и технологического развития.
«Иннопрактика» — это
Необходимо будет разработать технологии промышленного синтеза материала, технологические процессы нанесения на полупроводниковые подложки больших диаметров, контрольно-измерительное оборудование для межоперационного контроля, добавил он. Северцова РАН с участием иностранных ученых из 19 стран собрали около 3 млн записей о встречах c чужеродными видами организмов, опасных для экосистем и экономики России, что позволило выяснить, как они появлялись в прошлом с 1600 года , распространены сейчас и будут расселяться по стране. С помощью математических методов, основанных на глобальных климатических моделях, и ГИС-технологий ученые выяснили, что в условиях текущего климата больше всего чужеродных видов обитает в центральной части и на юге России. По прогнозам к концу века скорость их распространения увеличится от до четырёх до семи раз.
Природоохранные организации могут использовать полученные данные для планирования мер по ограничению дальнейших инвазий. Внедрение новых организмов в экосистемы — это нормальный эволюционный процесс, пояснил главный научный сотрудник Никитского ботанического сада Николай Ермаков. Но, как и показывают исследования под руководством Вароса Петросяна, если в естественных условиях он довольно постепенный и длительный, дающий аборигенным и пришлым видам время приспособиться друг к другу, человек значительно ускоряет эту миграцию, чем наносит вред не только окружающей среде, но и себе.
Так, на территории России в 2007—2019 гг. Масштабный анализ генетических маркеров пшеницы и сои поменяет подход селекционеров к созданию новых сортов Ученые из Института цитологии и генетики СО РАН в результате поиска по более чем 20000 участкам генома нашли генетические маркеры пшеницы и сои, которые позволяют вырастить высокобелковые и устойчивые к погодным изменениям сорта. Новосибирская команда генетиков, биоинформатиков и селекционеров провела самый обширный и глубокий на сегодняшний день генетический анализ 175 сортов сои и 133 сортов яровой мягкой хлебной пшеницы, которую исследовали на протяжении 11 лет.
Ученые определили ДНК-маркеры, отвечающие за содержание белка, время колошения, налива зерна и созревания, а также позволяющие маневрировать между периодами засухи и избегать низких температур. Перспективный метод геномной селекции обладает высокой предсказательной способностью и позволяет отбирать сорта на раннем этапе. По словам руководителя проекта Елены Салиной, в 2024 г.
Цицина РАН Ирина Митрофанова указала на то, что для выстраивания защиты злаков от различных болезней и экстремальных температур детально изучаются гены и их взаимодействия, которые позволят растению препятствовать воздействию внешних источников стресса. Чтобы узнать причины остальных случаев невынашивания, исследователи взяли из биобанка 1745 тканей, определили их хромосомный набор и впервые в мире сравнили разные ткани у эмбрионов, проведя полногеномный анализ. Рекомендация по анализу как минимум двух типов тканей зародыша может лечь в основу модификации анализа НИПТ, который делают беременным женщинам для определения генетических отклонений у будущего ребенка.
Заместитель директора по научной работе Медико-генетического научного центра имени академика Н. Бочкова Вера Ижевская пояснила, что результаты исследования под руководством Игоря Лебедева важны для повышения эффективности медицинской помощи супругам с репродуктивными потерями, и уже сейчас имеют высокий потенциал практического применения: помочь повысить точность диагностики хромосомных аномалий при спонтанном прерывании беременности, объяснить его причины в большинстве случаев и тем самым снизить временные и финансовые затраты. Ученые предложили получать термостойкие люминофоры в форме композитных керамик, применяя технику реакционного искрового плазменного спекания коммерчески доступных порошков оксидов.
Искровые разряды между спекаемыми частицами и фазовые превращения помогли сформировать материал с тонкодисперсной микроструктурой и плотностью, близкой к теоретически предсказанной.
Первое время была небольшая неопределенность. Ведь в любой научной группе нет такого, что каждый человек специалист во всем, и было опасение, вдруг кого-то мобилизуют. Но, с другой стороны, мы понимали, что мы работаем для страны, на страну, для ее развития, значит, мы должны еще эффективнее работать. О помощи государства и технологическом суверенитете Давайте поговорим о вкладе государства. Как оно помогает молодым ученым? Существует много конкурсов для молодых ученых: и гранты РНФ, и различные стипендии, различные программы, направленные на поддержание молодых ученых. Для молодых ученых открываются очень большие перспективы, что связано с большой поддержкой государства. Это хороший показатель.
Сейчас очень популярна тема технологического суверенитета. Что нужно, чтобы обеспечить технологический суверенитет в науке в нашей стране? В России очень много регистрируется различных патентов и идей. Если провести глубокий патентный поиск, то можно найти много различных технологий, не имеющих аналогов в мире. Но, к сожалению, не всегда получается развить определенные тематики и помочь определенным группам. О многих никто попросту не знает. Ученые — это такие люди, которые зачастую замкнуты в своей научной среде. Они могут разработать не то что самолет, а ракету, но они не будут громко заявлять об этом. Мы просто можем не знать, что есть у нас в стране, что разработано.
Если мы на это обратим внимание, начнем такие группы выискивать и реализовывать их наработки, то мы добьемся технологического суверенитета в стране. Он будет. Чтобы вы пожелали или посоветовали школьникам, которые хотят связать свою жизнь с наукой? Учеба — она никогда не заканчивается. Мы должны развиваться всегда.
Читать Лекарство для миллионов В начале этого года стало известно, что ученые из Санкт-Петербургского политехнического университета разработали метод борьбы с болезнью Альцгеймера. Препарат ограничивает утрату связей между клетками, помогая мозгу сохранить память. Свою эффективность он уже доказал на животных. Методу еще предстоит пройти анализ на токсичность, мутацию и побочные эффекты.
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
Василий Колташов. Реформа российской науки, условия для бизнеса и отношения ЕС с Россией
Его эксперты расскажут, как эффективно учиться, выбрать стратегию поступления и сделать первые шаги к профессии мечты. Они проведут для школьников лекции, мастер-классы и профориентационные тесты. Объявлены победители второго грантового конкурса для популяризаторов науки Минобрнауки России подвело итоги двух конкурсов, направленных на популяризацию научной деятельности. Поддержку получат 19 проектов авторов научно-популярного контента и 18 проектов организаторов мероприятий, популяризирующих науку для широкой аудитории. Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский напомнил, что грантовый конкурс проводится в рамках объявленного Президентом Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. Примечательно, что из 141 поступившей в этом году заявки больше половины — это проекты научных организаций и университетов. Сами исследователи, «с полей» все больше рассказывают о своих разработках, понимая значимость популяризации своей деятельности для дальнейшего развития науки и вовлечения в нее молодежи», — отметил замминистра. На конкурсе грантов для организаторов научно-популярных мероприятий победители получат на реализацию своих идей совокупно 430 млн рублей, а авторы научно-популярного контента — более 80 млн рублей.
Им будут предоставлены гранты на три года с возможностью продления еще до 2 лет на проведение исследований по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Суммарно субсидия на 2024-2026 годы составит около 15 млрд рублей — до 300 млн рублей на проект. Отметим, что крупные научные проекты направлены на получение новых результатов фундаментальных исследований. Они являются основой научного задела для разработки прорывных технологий. На конкурс было направлено 310 заявок, из них отобраны 18 вузов и 42 научные организации. Экспертиза проводилась Российской академии наук в целях формирования рейтинга проектов. В настоящее время идет подготовка к заключению соглашений о предоставлении гранта — для первых 40 победителей.
С остальными 10 участниками рейтинг заявок с 41 по 50 место соглашения будут заключены после того, как Минобрнауки России увеличит лимиты бюджетных обязательств. Вопрос по расширению количества победителей отбора находится на стадии проработки по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко. Из 67 участников, претендующих на получение статуса кандидата, отобраны 24 вуза из 20 регионов страны. Согласно новым правилам университеты могут находиться в статусе кандидатов «Приоритета» до трех лет, реализуя свои программы развития за счет привлеченного софинансирования. О включенности бизнеса и региональной власти в реализацию программ развития отобранных вузов-кандидатов говорят цифры. Валерий Фальков выступил на открытии Международной научной конференции «Математика в созвездии наук» Мероприятие посвящено 85-летнему юбилею ректора Московского государственного университета имени М. Ломоносова Виктора Садовничего.
Поздравляя академика, глава Минобрнауки России отметил его неоценимый вклад в сохранение традиций и развитие отечественной математической школы. На новом этапе мы ведем серьезное обсуждение самых разных аспектов изучения математики, включая повышение интереса к предмету у подрастающего поколения.
Нам зачем новый? Нам не надо его».
Я назвал основные сложности, которые требуют много сил, чтобы доказать важность разработки. Но если ученые это делают, то это огромный шаг вперед по созданию новых приборов, технологий, того, чего в мире еще даже не существует. В нашей отрасли, я могу привести пример, это волоконные лазеры и различные волоконные выходы. Сначала они пользовались малым спросом, не были популярны, но после глубокого внедрения данной технологии эти лазеры используются повсеместно, фактически на каждом производстве.
В целом вы позитивно смотрите на ситуацию? Главное, есть понимание того, чего можно добиться, а если есть понимание у ученых, то это уже можно начать вкладывать в умы производственников. Если они со временем поймут, то можно хорошо развиться и получить современные новые технологии. Я смотрю оптимистично.
Как повлияла спецоперация на настроения в научной среде? Первое время была небольшая неопределенность. Ведь в любой научной группе нет такого, что каждый человек специалист во всем, и было опасение, вдруг кого-то мобилизуют. Но, с другой стороны, мы понимали, что мы работаем для страны, на страну, для ее развития, значит, мы должны еще эффективнее работать.
О помощи государства и технологическом суверенитете Давайте поговорим о вкладе государства. Как оно помогает молодым ученым? Существует много конкурсов для молодых ученых: и гранты РНФ, и различные стипендии, различные программы, направленные на поддержание молодых ученых. Для молодых ученых открываются очень большие перспективы, что связано с большой поддержкой государства.
Это хороший показатель. Сейчас очень популярна тема технологического суверенитета. Что нужно, чтобы обеспечить технологический суверенитет в науке в нашей стране? В России очень много регистрируется различных патентов и идей.
А с 2000 по 2010 в том же ОИЯИ в Дубне синтезировали 6 сверхтяжелых элементов Периодической таблицы — с номерами со 113 по 118. Правда, в периодической системе сверхтяжелых элементов 170, поэтому исследования будут продолжаться долго. Даже за прошлый 2019 год по России набралось немало научных достижений: запуск космической обсерватории «Спектр-РГ», которая уже позволила открыть более 300 скоплений галактик. Обсерватория находится в точке в 1,5 миллионах километров от Земли; в Курчатовском институте запустили новый ядерный реактор ПИК, который даст возможность проводить исследования с помощью нейтронного излучения; ученые Курчатовского института, НГУ и Института катализа РАН определили, каким должен быть оптимальный состав катализатора для нейтрализации вредных соединений и получения экологически чистой энергии из отходов; успешно проведен эксперимент по квантовому алгоритму Гровера, на базе которого в перспективе можно будет создавать сверхбыстрые базы данных, обрабатывающие крупные массивы данных. Эксперимент проведен на прототипе квантового сверхпроводникового процессора; исторические находки — на территории Большого Кремлевского сквера нашли остатки Разрядного приказа венного управления XVI-XVII веков , а в Смоленске найдены останки одного из ближайших соратников Наполеона, генерала Сезара Шарля-Этьена Гюдена; в МФТИ смогли передать данные на расстояние в 520 километров на скорости в 200 гигабит в секунду.
Со временем планируется удвоить скорости и вывести проект на практическое использование — например, обеспечить связью жителей Дальнего Востока и Сибири; на химическом факультете МГУ создали перспективный материал для аккумуляторов нового типа — натрий-ионных. В отличие от литий-ионных, они имеют более высокую энергоемкость, а материалы для их изготовления более широко распространены в недрах; в Арктическом научно-проектном центре шельфовых разработок вывели штамм бактерии Pseudoalteromonas arctica, который может разлагать разлившиеся нефть и нефтепродукты в соленой воде в широком диапазоне температур; ученые из МФТИ и Института биоорганической химии обнаружили, что белок Lynх1 может блокировать действие никотина, не позволяя ему вызывать злокачественные опухоли. В будущем это может стать основой для лекарства, защищающего курильщиков от рака легких. Таким образом, в России развивается и фундаментальная, и прикладная наука. Хотя, конечно, темпы ее развития все еще оставляют желать лучшего.
Есть ли жизнь в частной науке? Понятие частной науки в России достаточно размыто — частных лабораторий в стране не так много, а крупные компании пока не спешат вкладываться в НИОКР. Тем не менее, есть продвижение и здесь. Например, Сбер, который активно строит свою экосистему, запатентовал технологию распознавания лиц и построения маршрута с помощью дополненной реальности — их в перспективе можно будет использовать в специальных очках для людей с ограниченными возможностями. Сразу несколько компаний включая тот же Сбер развивают технологии искусственного интеллекта.
Это, в том числе, работа инжинирингового центра, который создает новые устройства на солнечных панелях; холдинг «Сибур» тратит на инновации более 150 миллиардов рублей. Это, в том числе, вложения в технологии дополненной реальности, которые в перспективе должны сократить сроки выполнения ремонтов. Отдельная история — инновационные проекты независимых частных компаний. Например, стартап MaxBionic привлек на краудфандинговой площадке 1,5 миллиона рублей и планирует наладить производство бионических протезов. Например, сверхлегкий протез кисти будут стоить около 14 тысяч долларов — не мало, но по функциональности он будет приближен к настоящей руке.
В компании «ТермоЛазер» разработали мобильный лазерный комплекс, который может обрабатывать детали из разных материалов и разных размеров — например, повысить износостойкость и продлить срок службы. А «СтереоТек» из Волгограда выпустил первый в мире настольный 5D-принтер, который, к тому же, почти полностью состоит из российских комплектующих.
Главное, есть понимание того, чего можно добиться, а если есть понимание у ученых, то это уже можно начать вкладывать в умы производственников. Если они со временем поймут, то можно хорошо развиться и получить современные новые технологии. Я смотрю оптимистично. Как повлияла спецоперация на настроения в научной среде? Первое время была небольшая неопределенность.
Ведь в любой научной группе нет такого, что каждый человек специалист во всем, и было опасение, вдруг кого-то мобилизуют. Но, с другой стороны, мы понимали, что мы работаем для страны, на страну, для ее развития, значит, мы должны еще эффективнее работать. О помощи государства и технологическом суверенитете Давайте поговорим о вкладе государства. Как оно помогает молодым ученым? Существует много конкурсов для молодых ученых: и гранты РНФ, и различные стипендии, различные программы, направленные на поддержание молодых ученых. Для молодых ученых открываются очень большие перспективы, что связано с большой поддержкой государства. Это хороший показатель.
Сейчас очень популярна тема технологического суверенитета. Что нужно, чтобы обеспечить технологический суверенитет в науке в нашей стране? В России очень много регистрируется различных патентов и идей. Если провести глубокий патентный поиск, то можно найти много различных технологий, не имеющих аналогов в мире. Но, к сожалению, не всегда получается развить определенные тематики и помочь определенным группам. О многих никто попросту не знает. Ученые — это такие люди, которые зачастую замкнуты в своей научной среде.
Они могут разработать не то что самолет, а ракету, но они не будут громко заявлять об этом. Мы просто можем не знать, что есть у нас в стране, что разработано. Если мы на это обратим внимание, начнем такие группы выискивать и реализовывать их наработки, то мы добьемся технологического суверенитета в стране.