Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. Я магистр психологии, сертифицированный гештальт-терапевт и семейный консультант. Более 7 лет я веду частную психотерапевтическую практику и специализируюсь на личностных расстройствах. один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт.
Гештальттерапия
одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. В технике «пустой стул», вы можете приглашать субличности, они могут быть, определенными людьми. Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт. метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. он для значимого другого, который может тот стул занять.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента. это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д. упражнение «пустой стул».
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей). Descubre en TikTok videos relacionados con пустой стул техника. Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан.
5 гештальт-техник для личностного роста
это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества. методу, объединившему в себе искусство и науку. Техника «Пустой стул» помогает избавиться от лишних переживаний и волнения. В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Применение техники "пустой стул" впервые было осуществлено м в его книге "Гештальттерапия"(Perls, Hefferline,Goodman,1951). Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде.
Что значит закрыть гештальт на самом деле
Как мы видели, Перлз испытывал давнее и стойкое влечение к театру. Возвращаясь к Морено и психодраме, следует отметить, что Перлз делал упор на инсценировке.
Но началом всегда является допущение обеих «сторон» к выражению своих взглядов. К примеру, на один стул можно поместить критическую часть личности, а на другой — ее творческую составляющую. Еще можно провести диалог между «эмоциональными» и «желательными» аспектами, если именно они находятся в конфликте. Не всегда таковой приводит к моментальному устранению внутриличностного конфликта, но он часто приносит четкое чувство осознания и понимание внутренних динамик, и взаимодействий.
Речь и практика Я-высказываний В любых техниках формата гештальт важными элементами являются осознанность пациента. Его внимание к себе любимому и своим эмоциям, а также адекватное понимание ответственности то есть способность не пытаться контролировать неконтролируемое, но при этом не отказываться от ответственности за свои собственные выборы и действия. Эти аспекты часто проявляются через речь. Гештальт-терапевт может обратить внимание, что клиент не использует выражения от первого лица. Но, когда он говорит именно как требуется — это звучит гораздо более сильно и осознанно.
Для развития воображения Техники терапии, ориентированные на выражение и развитие воображения, часто включают в себя творческие задачи и упражнения. В процессе терапии специалист может предложить клиенту нарисовать свои опасения, выразить гнев или воплотить какой-то аспект своей личности к примеру «часть меня, которая боится осуждения». Несмотря на то, что эти методики могут показаться изначально необычными, они приносят положительные результаты. А все потому, что в процессе рисования или создания рассказа клиент уделяет много времени своим эмоциям, более глубоко исследует их и обращает внимание на детали, которые могли быть скрыты ранее. А во-вторых, это помогает интегрировать разные аспекты его личности, включая визуальные, телесные, эмоциональные и когнитивные.
В-третьих, при работе с метафорами и символами пациент может обнаружить неожиданные идеи и понимания. Такие, как, к примеру: те потребности, что испытывает этот «персонаж», чего он желает и чего ему не хватает. Привычка увлекаться прошлым или беспокоиться о будущем может лишить нас возможности присутствовать в нашей реальной жизни здесь и сейчас.
Сидя в пустом стуле «Аня потеряла отца в девятилетнем возрасте из-за автомобильной аварии. В ту ночь ее отец уезжал с работы на большой скорости, потому что маленькая девочка заболела, когда пьяный водитель наехал на машину. Сейчас Ане шестнадцать лет, и она все еще помнит ночь аварии, как если бы она была вчера. Он чувствует определенную вину, потому что, если бы не его состояние, его отец не сбежал бы так много, чтобы добраться домой, и он также испытывает сильное чувство гнева по отношению к человеку, который стал причиной аварии ». Подобные истории относительно часто случаются в реальной жизни.. Многие из тех, кто страдает от потери этого типа, страдают от сильных эмоциональных блокировок или крайней аффективной лабильности, внезапных агрессивных реакций или чувства вины, которые сохраняются в течение многих лет, если не обращаются за лечением. Не исключено даже появление таких патологий, как посттравматическое стрессовое расстройство ПТСР.
Техника «пустого стула» - одна из возможных техник, которые часто используются для преодоления такого рода переживаний, основанных на прошлом опыте. Что такое техника «Пустой стул»? Техника «Пустое кресло» - одна из самых известных техник гештальт-терапии. Он был создан психологом Фрицем Перлзом с целью разработки метода, который позволит реинтегрировать нерешенные явления или вопросы в жизнь пациентов. Рассматриваемая техника пытается воспроизвести встречу с ситуацией или человеком, чтобы вести с ними диалог и эмоционально контактировать с событием, имея возможность принять ситуацию и сделать вывод. Название техники «Пустое кресло» происходит от использования настоящего стула, в котором пациент воображает «усадит» человека, ситуацию или аспект, который вызывает эмоциональную блокировку, чтобы позже установить вышеупомянутый диалог. Использование пустого стула Его использование очень часто в случаях, подобных показанному в примере, как способ справиться с травматическими потерями или в процессе подготовки горя. Однако его применение не ограничивается только этой областью, а скорее Он также используется как элемент, позволяющий принять аспекты собственной личности.
Практика работы с техникой пустого стула требует навыков и опыта психолога, поэтому рекомендуется проводить такие сеансы под руководством профессионала.
Плюсы и минусы использования техники пустого стула Плюсы: Эмоциональное освобождение: техника пустого стула позволяет человеку выразить и проявить свои эмоции и чувства, которые могут быть затруднены в обычной ситуации. Это может помочь в освобождении от негативных эмоций и создании психологического комфорта. Саморефлексия и саморазвитие: пустой стул может стать символом внутреннего диалога с самим собой. Человек может задавать себе вопросы, высказывать свои мысли и искать ответы. Это может способствовать саморефлексии и саморазвитию, помогая осознать свои потребности и цели. Проявление конфликтов: техника пустого стула может помочь выявить и разрешить внутренние конфликты и противоречия. Человек может попытаться установить диалог между разными сторонами себя, что помогает понять и смягчить конфликтующие между ними точки зрения. Минусы: Основанность на воображении: техника пустого стула требует от человека использования воображения и представления. Некоторым людям может быть сложно воспринимать пустой стул как реальное присутствие, что может ограничивать эффективность техники.
Необходимость самостоятельной работы: для использования техники пустого стула необходимо иметь некоторые навыки самостоятельной работы и рефлексии. Не все люди могут дать себе возможность полностью погрузиться в процесс работы с пустым стулом, особенно если у них есть трудности в самоанализе или самопонимании. Не всегда подходит для всех случаев: техника пустого стула может не подойти для всех случаев и не всем людям. В некоторых случаях может потребоваться более традиционный подход к психотерапии или другие методы работы с проблемами. Важно помнить о том, что техника пустого стула не является универсальным решением для всех проблем и не всегда дает быстрые результаты. Однако, в некоторых случаях она может быть полезным инструментом для саморазвития и самоанализа. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое. В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем. Одним из основных направлений на сайте psyholic.
Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях. Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком. Помимо этого psyholic. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими. Сайт psyholic. В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний.
Техника пустого стула
Гештальт в переводе с немецкого означает «образ». Для проработки незавершенных действий и ситуаций можно прибегнуть к помощи психолога , если они по-настоящему болезненные, однако некоторые из них можно попытаться разрешить самостоятельно. Обратитесь за консультацией к психологу, чтобы прояснить, что на самом деле представляют собой ваши нереализованные мечты Техники гештальт-терапии Техника Письмо Вернемся к ситуации, описанной в начале статьи. Если вдруг случилось так, что вы по какой-то причине расстались с идеальным для вас молодым человеком, но не имеете возможности вернуть отношения в прежнее русло, вы можете воспользоваться данной техникой.
Напишите своему возлюбленному письма. Целую серию писем. И нет, это не должны быть емейл-сообщения, пишите по старинке — ручкой на листочках — и откладывайте в дальний ящик письменного стола.
Пишите в этих письмах обо всем, что у вас накопилось по отношению к этому человеку. Все свои чувства, переживания, воспоминания. Напишите о том, почему вы о нем вспоминаете.
Можете даже написать импровизированный ответ, адресованный вам. Переписка может длиться до тех пор, пока вы не почувствуете облегчение Техника «Пустой стул» Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. Если посмотреть со стороны, выглядит довольно странно, как если бы вы были полным психом.
Но для нас главное результат, не правда ли? Возьмите два стула. Поставьте их друг напротив друга.
Сядьте на один из них. И начинайте диалог с вымышленным собеседником. Расскажите ему все, что вы о нем думаете, как он вам дорог, почему вы все еще могли бы быть вместе, почему вы расстались, как могло вообще такое произойти, что ваши пути разошлись.
А затем пересядьте на его стул и попытайтесь представить, что он сказал бы вам в ответ, если бы все это услышал. Ответьте самому себе вслух, от его лица. Продолжайте диалог до тех пор, пока не выскажете все недосказанное.
Обязательно попрощайтесь и пообещайте ему, что дальше пойдете своей дорогой. Сказка Вы наверняка не раз проигрывали незаконченную ситуацию в своей голове до конца.
Той ночью ее отец ушел с работы на высокой скорости, потому что девочка заболела, когда пьяный водитель переехал автомобиль.
Сейчас, шестнадцать лет, Аня все еще помнит ночь аварии, как будто это было вчера. Он чувствует определенную вину, потому что, если бы не его состояние, его отец не побежал бы так долго, чтобы добраться домой, и он также отмечает сильное чувство гнева против человека, который вызвал аварию ". Подобные истории случаются относительно часто в реальной жизни , Многие из тех, кто страдает от потери этого типа, страдают от сильных эмоциональных блокировок или чрезвычайной эмоциональной лабильности, внезапных агрессивных реакций или чувства вины, которые тянутся в течение долгих лет, если они не обращаются за лечением.
Возможно даже появление таких патологий, как посттравматическое стрессовое расстройство ПТСР. Техника Пустого стула - одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. Что такое техника пустого стула?
Техника Пустого стула - одна из самых известных техник гештальт-терапии. Он был создан психологом Фрицем Перлсом с целью разработки метода, который позволил бы реинтегрировать в жизнь пациентов явления или нерешенные вопросы. Техника в вопросе попытаться воспроизвести встречу с ситуацией или человеком, чтобы вести диалог с ней и эмоционально связываться с событием, будучи в состоянии принять ситуацию и дать заключение.
Название техники «Пустое кресло» происходит от использования настоящего кресла, в котором пациент «представляет» человека, ситуацию или аспект, который вызывает эмоциональную блокаду, чтобы впоследствии установить вышеупомянутый диалог. Использование пустого стула Его использование очень часто в случаях, аналогичных показанным в примере, как способ справиться с травмирующими потерями или в процессе возникновения горя. Однако его применение не ограничивается только этой областью, а скорее Он также используется в качестве элемента, позволяющего принимать аспекты своей личности или мысли, которые не считаются приемлемыми для пациента, а также для работы по восприятию ограничений и инвалидности потеря способностей, ампутации и т.
Характеристики этой техники также позволяют применять ее в сфере образования или даже на уровне организаций, в таких явлениях, как выгорание или преследование. Во всех случаях мы действуем, полагая, что «пациенту нужен только опыт, а не объяснение», чтобы завершить незаконченный процесс и принять ситуацию. На уровне терапии, а также в качестве элемента для клиента, чтобы изучить свое видение и контактировать со своими эмоциями, это элемент, который предоставляет много информации для самого человека что касается специалиста о том, как пациент обрабатывает ситуацию и как это повлияло на его качество жизни, в пользу применения других действий, улучшающих лечение анализируемых проблем.
Пустой стул может символизировать отсутствие Христа или усопшего любимого человека, который ушел на небеса, но чей дух продолжает присутствовать. Во время Страстной недели некоторые церкви могут оставить пустой стул, чтобы представить Иуду Искариота, который предал Иисуса и рано ушел от Тайной вечери, символизируя сокрушенность человечества. Пустой стул также можно использовать в свадьбы, чтобы символизировать присутствие Бога как свидетеля завета, заключенного между женихом и невестой. Некоторые церкви могут установить пустой стул, чтобы представить маргинализированных или угнетенных, призывая всех открыть свои сердца и умы для нужды других. Пустой стул также может быть сильным напоминанием о пустой гробнице, представляя надежду и обещание воскресения. Наконец, пустой стул может символизировать тайну Троицы, представляя открытое пространство для дыхания и движения Святого Духа в нашей жизни.
Символизм пустого стула в искусстве и скульптуре На протяжении всей истории пустой стул был мощным символом в искусстве и скульптуре. Пустой стул использовался в различных значениях — от потери до авторитета. Число 8 В китайской культуре число 8 считается счастливым. Слово «восемь» на китайском языке звучит аналогично слову «процветание» или «богатство». Эта ассоциация с процветанием и богатством привела к использованию числа 8 в искусстве и скульптуре с изображением пустого стула. В Запретном городе группа из восьми стульев расставлена по определенному образцу.
В современном китайском искусстве восемь пустых стульев могут использоваться для обозначения текущего политического климата и отсутствия определенных лидеров. В фэн-шуй восемь пустых стульев стулья можно использовать для усиления энергии пространства и приносить процветание и удачу тем, кто живет или работает в этом районе. Такое использование числа 8 и пустого стула символизирует не только удача и процветание, но также власть и сила. Пустой стул в движениях за права человека и социальную справедливость Пустой стул стал символическим представлением отсутствие или замалчивание голосов в движениях за права человека и социальную справедливость. Вот несколько примеров: Резня на площади Тяньаньмэнь. Во время продемократических протестов в Китае в 1989 году перед Национальным монументом поставили пустой стул, символизирующий отсутствие студентов, которые были убиты или заключены в тюрьму.
Боснийская война: в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии пустой стул использовался как символ отсутствия обвиняли военных преступников, которые все еще находились на свободе. Права женщин: В 2008 году Amnesty International запустила кампанию «Голоса безмолвных» с пустыми стульями, чтобы представлять женщин, которые были наказаны или преследуемы. Эти и многие другие примеры демонстрируют мощное послание, которое пустой стул может передать в борьбе за справедливость и равенство. Кроме того , пустой стул также использовался как напоминание об отсутствии отдельных лиц или групп, которые недостаточно представлены или исключены из важных обсуждений или решений. Например, на рабочем месте или в политике пустой стул может представляют потребность в разнообразии и инклюзивности и призывают к тому, чтобы эти голоса были услышаны и оценены. Инициатива «Пустой стул» Описание День пустого стула День памяти жертв насилия с применением огнестрельного оружия, когда в общественном месте размещается пустой стул, чтобы представлять тех, кто погиб из-за насилие с применением огнестрельного оружия.
BringBackOurGirls Кампания в социальных сетях, в которой использовался пустой стул для повышения осведомленности о 276 школьницах, похищенных Боко Харам в Нигерии. Пустые полки Движение протеста в Венесуэле в 2014 г. Пустой стул может служить мощным инструментом для адвокации и активизма, обеспечивая визуальное представление о необходимости перемен и голосах, которые были заглушены или исключены.
Говоря об этом, гораздо легче уйти от непродуктивных переживаний.
Воображаемое присутствие кого-нибудь из близких на пустом стуле, которое позволяет сказать то, что должно было быть ему сказано, гораздо более эффективно, чем рассказ о том же. К тому же это зачастую помогает проработать какой-то другой незавершенный образ, значимый для данного человека. Во время такой процедуры поза выполняющего ее человека становится спокойной и расслабленной; иногда я замечаю, что человек начинает глубже дышать. Техника пустого стула помогает вернуть прошлое, какие-то неразрешенные ситуации в настоящее, сфокусироваться на значимых переживаниях.
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула"
Блюма Зейгарник, одна из студенток группы, уже на улице вспомнила, что забыла в ресторане свою шаль. Разумеется, самым логичным было вернуться и обратиться за помощью к тому самому официанту с потрясающей памятью. Однако тот лишь изумленно уставился на Блюму, заявив, что понятия не имеет, кто она и где сидела, потому что держит в голове заказ лишь до тех пор, пока он не подан. Так неожиданно родилось очередное открытие в психологии. Оказалось, что память способна ставить галочку на моментах, которые оказались по каким-то причинам незавершенными, и удерживать их, возвращая к ним мысленно человека снова и снова. А выполненные законченные, доведенные до логического завершения дела мгновенно из нее стираются. Ну, может, и не все, но тем не менее они не дергают человека время от времени, словно малые капризные дети. Наши проблемы и воспоминания преследуют нас неспроста: мы очень стараемся быть идеальными В дальнейшем последователями Зейгарник было проведено множество экспериментов.
Их участникам дали задачи типа строительства зданий из картонных коробок или создания скульптур из глины. Едва субъект оказывался слишком погруженным в работу, эксперимент прерывали. Было выдвинуто предположение, что на запоминаемость проблемы большое влияние оказывает напряженность, которую она вызывает. Это также не получило подтверждения. В дальнейшем ученые еще не раз пытались объяснить эффект Зейгарник защитной реакцией мозга, стрессом , усталостью, различными мотивационными, социальными и прочими факторами. Однако все они приводили к противоречивым выводам. Индивидуальные различия между участниками экспериментов показали лишь то, что чем выше мотивация у участника эксперимента довести действие до логической развязки, тем выше вероятность того, что сработает эффект Зейгарник.
Иными словами, чем активнее вы стремились в прошлом к цели, которую вам не удалось достичь, тем больше вас будут преследовать воспоминания о прошлом. Если не снять психологическое и эмоциональное напряжение, которые возникли по пути следования к цели, наше сознание будет бесконечно нас к ней возвращать. Эффект незаконченного действия Незавершенность ситуации не дает человеку расслабиться и продолжать жить полноценной жизнью. Он просто не может успокоиться. Ну действительно, как же так: все шло по четко выстроенному плану, почему в какой-то момент все сорвалось? Именно этот максимализм, стремление к идеалу и не дает возможности оторваться от прежней цели, даже если вы уже на полном пути к новой. Нам кажется, что мы движемся к новой цели, однако наступаем на одни и те же грабли Если вкратце, ситуация с эффектом Зейгарник разворачивается в несколько этапов: Человек видит перед собой цель, ставит какую-то задачу.
Его психика и организм мобилизуются для ее реализации. В какой-то момент по любой непонятной причине действие прерывается.
Психолог Полина Гавердовская — о том, что такое гештальт, когда он может быть полезен, а когда его нужно срочно устранять Видео: РБК Целое невероятнее частей Перед вами картинка. Если у вас нет неврологических нарушений или неполадок с экраном, то вы видите велосипед. Именно велосипед как цельный объект, а не отдельные его части. Психологи утверждают, что мозг стремится к формированию целостной картины — гештальта. Их интересовало, как мы умудряемся адекватно воспринимать этот казалось бы хаотичный, переполненный разными стимулами и непредсказуемый мир.
Итогом их работы стало новое направление — гештальтпсихология. По-русски это звучит скорее как «целостность». Мы воспринимаем, скажем, мелодию именно как мелодию, а не как набор отдельных звуков. Этот принцип — его называют холизмом — центральный для гештальтпсихологии. Как писал Курт Коффка, создаваемое нашим восприятием целое — принципиально иное, чем сумма его частей. Не просто больше, а качественно другое. Из всей массы сигналов наше восприятие выделяет некий образ, а остальное становится его фоном.
Наверняка вам встречалась «Ваза Рубина» — классический пример обращающихся фигур. Ваза Рубина — классическое изображение обращающихся фигур, используемое в гештальтпсихологии В ней можно увидеть либо вазу, либо два профиля, но не то и другое одновременно. Фигура и фон вступают в отношения друг с другом и порождают новое свойство. Гештальт — это целостный образ, который мы «выхватываем» из всего окружающего пространства. Принципы гештальта Подобие: объекты одного размера, цвета, формы, очертаний воспринимаются вместе. Близость: мы группируем объекты, находящиеся близко друг к другу. Замкнутость: мы стараемся завершить рисунок так, чтобы он приобретал полную форму Смежность: объектам достаточно быть близко во времени или пространстве, чтобы мы воспринимали их как цельный образ.
Принципы гештальта хорошо работают, к примеру, в дизайне. Когда веб-страница или приложение неважно сверстаны — подобраны не те шрифты, объекты не выровнены или неверно сгруппированы — у вас будет ощущение, что что-то здесь не так, даже если вы не профессиональный дизайнер. Например, как в этом абзаце. Гештальт-психология и дизайн Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Сложные поведенческие реакции тоже работают по законам гештальта. На этом построена гештальт-терапия, которую важно не путать с гештальтпсихологией.
Чаще всего о гештальте говорят в контексте того, закрыт он или не закрыт. Так вот, здесь речь именно о терапевтическом подходе. Основатель гештальт-терапии Фредерик Пёрлз расширил идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до миропонимания. Холистична вся наша психика — она саморегулируется и стремится к целостности. В каждый отдельный момент какая-то наша потребность выходит на передний план и становится фигурой на фоне. Когда потребность удовлетворена, когда ситуация доведена до логического завершения, гештальт закрывается.
Они могут представлять точку зрения, черту характера, навык или помехи имеются в виду место в служебной иерархии, преобладание, профессия или род занятий, страх, чувство собственной неполноценности, препятствия, камень преткновения. Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Этот человек может быть живым или мертвым, кем-то еще, чьим-то "я" или частью этого "я". В этой технике протагонист разговаривает с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога или обмена ролями. Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то. Этот "двухрельсовый монолог" поддерживает ход действия. Важно, чтобы впоследствии пустой стул был занят конкретным человеком, вспомогательным лицом, с кем бы протагонист мог общаться, как будто воображаемый "кто-то" действительно был здесь. В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Но сцена может быть расширена, усложнена и в этом случае можно использовать несколько пустых стульев, представляющих несколько ролей. Например, могут быть поставлены два стула — один доброжелатель протагониста, другой — злопыхатель. Группа пустых стульев может представлять целый репертуар ролей муж, отец, поставщик, начальник, помощник, преподаватель, интеллектуальный компаньон, секретарь. Характеристика методов и техник психологического консультирования: парадоксальная инструкция, фантазирование, техника интерпретации, техника конфронтации. Применение методики[править править вики-текст] Одним из примеров, приводимых автором метода, является случай с молодым врачом, испытывавшим сильный страх потоотделения. Как только молодой человек начинал бояться, что вспотеет, он тут же обильно потел. Возникал порочный круг: страх вспотеть порождал еще более интенсивную реакцию потоотделения. Чтобы разорвать возникший порочный круг психотерапевт рекомендовал молодому врачу следующее: каждый раз, когда тот начинает потеть, намеренно стараться продемонстрировать окружающим, насколько хорошо он умеет это делать. Теперь как только он встречал кого-нибудь, кто вызывал у него предваряющую тревогу потоотделения, то говорил себе: «Раньше я потел только на кварту, а теперь напотею по меньшей мере на десять кварт! Франкл утверждает, что парадоксальная интенция также может применяться при нарушения сна: «Страх бессонницы порождает экстенсивное стремление заснуть, которое в свою очередь делает пациента неспособным заснуть.
Это определенно квалифицирует его как финалиста первой десятки крутых терапевтических техник. Для меня большая честь принимать Дэна Блума, нью-йоркского гештальт-психотерапевта и президента Ассоциации содействия развитию гештальт-терапии, международного сообщества. Он осуществляет супервизию и обучает терапевтов в Нью-Йорке и за рубежом. Он любезно делится своими мыслями о пустом стуле: 1. Когда врач должен использовать технику пустого стула? Техника пустого стула характерна для некоторых стилей гештальт-терапии. Это часто эффективно для облегчения интеграции клиентами различных аспектов или "непризнаваемых частей" их личности с целью дальнейшего психотерапевтического понимания. Это одно из множества вмешательств, которые помогают людям перейти от разговоров о чем-то к полноте непосредственного, настоящего опыта - ощущений, аффектов, познания, движения. Чем меньше люди "общаются", или "вербализуют", или абстрактно мыслят, тем больше вероятность, что терапевты будут использовать это как выразительную технику. Оно не используется для клиентов, чья эмоциональность уже драматична и которые, возможно, уже подвержены эмоциональному "наводнению".
Способ забыть человека со стулом
В некоторых случаях работа с персонажами стульев может строиться по принципам разрешения межличностных конфликтов, где после прояснения и выражения чувств необходимо выяснить их потребности и желания и преложить договориться. Терапевт при этом будет играть роль посредника. Работа с горем. По мнению Б. Брински, 1 , горе — универсальное переживание всех людей, оно связано с потерей того, к чему или к кому привязан человек.
Он о вашей жизни.
Подумайте, как называется этот спектакль и каким он будет: Трагичным или комичным? А может быть, каким-то другим? Как бы вы описали главного героя? Какой он? Сколько еще зрителей пришло на спектакль?
Зал полный или пустой? Как вы думаете, что почувствует публика? Например, будет грустить или веселится при просмотре спектакля? Досмотрит ли его до конца? Спектакль начинается.
Вы видите себя в младенчестве. Кто и что вас окружает? Что вы чувствуете? Затем идет вторая сцена, теперь вам 3—6 лет. Кто и что окружает вас теперь?
Кто и что говорит вам? Что вы отвечаете? Аналогично представьте свой школьный возраст, юность и последующие периоды жизни до сегодняшнего дня. Последняя сцена — ваша смерть. Во сколько лет и как вы умрете?
Что и кто вас окружает? Вернитесь в настоящее. Как вам то, что вы увидели?
Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт.
Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» — долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» — желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие. Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. Например, клиентка Л. Терапевт предложил Л.
Заключить соглашение можно в начале или середине работы. В нем оговариваются цели и направления работы, методы терапии. Контрактов может быть несколько, они могут быть устными и письменными. Например, часто аналитики обращаются к таким видам: контракт на диагностику, антисуицидальный контракт, контракт на изменения. Работа методами транзактного анализа может быть краткосрочной — в среднем 6—20 сессий, средней продолжительности — от 21 до 50 и долгосрочной — от 50 сессий.
В последнем случае обычно речь идет о переписывании сценариев и комплексном изменении жизни, а не решении отдельного запроса. Примеры техник транзактного анализа в психологическом консультировании и психотерапии В психотерапии часто используют регрессивные техники для экологичного перепроживания детского опыта. Психолог помогает клиенту не просто погрузиться в эго-состояние Ребенка, но и прожить здесь и сейчас какую-то ситуацию из прошлого. Этот метод подходит для проработки психотравм. Техника «Пустой стул» Это пример регрессивной техники.
Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт. Например, представить родителя, вспомнить травмирующую ситуацию из детства и сказать родителю то, что человек хотел, но не смог сказать тогда. В психологическом консультировании регрессивные техники транзактного анализа используются реже, чаще психолог предлагает работу с ситуацией здесь и сейчас. Например, помогает клиенту научиться видеть психологические игры, выходить из них и не затевать их. Также через консультирование можно найти выход из повторяющихся неприятных жизненных ситуаций.
Обычно дело в транзакциях и эго-состояниях. Когда человек научится управлять своим общением, поведением и реакциями, то сможет защитить себя от манипуляций и выйти из круга неприятностей. На самом деле человек сам выбирает таких партнеров, притягивает их своим поведением, а затем отыгрывает в отношениях с ними свой сценарий, подтверждает свои представления о себе, других людях и мире. Техника «Театр» С помощью одно из самых популярных техник транзактного анализа можно определить жизненный сценарий. Вы можете выполнить ее прямо сейчас.
Представьте, что сидите в театре и ожидаете начало спектакля. Он о вашей жизни. Подумайте, как называется этот спектакль и каким он будет: Трагичным или комичным? А может быть, каким-то другим?
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула"
Мой бывший лучший друг разрушил мою жизнь. Моя мама никогда меня не слушала, а лишь продолжала меня критиковать. Мне нужно держать эмоции и чувства в себе, я должен оставаться спокойным. Есть несколько способов выполнения техники: Первый способ Способ ответной проработки использующийся в классической психологии Находим свободное время на минут 20-30 и когда дома никого не будет рядом. Берем два стула. Садимся на один из стульев.
Представляем на пустом стуле человека, с которым хотите поговорить. Выскажите все что вы хотите сказать данному человеку. Когда закончите говорить, сядьте на пустой стул и представьте что вы и есть ваш собеседник и скажите, что бы он ответил вам. Второй способ Этот способ распространен в основном в гештальт направление. В отличии от классического способа он не требует ответной реакции Находим свободное время на минут 20-30 и когда дома никого не будет рядом.
Принятие трудных решений. Благодаря диалогу с воображаемым собеседником клиент может "выговориться", выплеснуть накопившиеся обиду, гнев, разочарование. Это помогает освободиться от негативных переживаний, закрыть прошлые раны. Кроме того, техника стула в психологии открывает доступ к внутренним ресурсам для решения актуальной проблемы. В роли воображаемого оппонента может выступать цель, мечта, даже собственное Я из будущего. Диалог с ними проясняет возможные пути развития ситуации. Также в разговоре с "пустым стулом" полезно менять позиции, становясь на место оппонента.
Это расширяет угол зрения, позволяет лучше увидеть альтернативную точку зрения. Так снимаются внутренние противоречия, решаются конфликты. Пример работы в технике Маша, 32 года, менеджер. Рассталась с мужем из-за его измены. До сих пор переживает, не может ему простить. На сеансе с психологом Маша села напротив пустого стула. Представила там сидящим бывшего мужа Ивана.
Я так и не смогла тебя простить за то, что ты мне изменил. Мне было так плохо и больно! Как ты мог так со мной поступить после 7 лет брака?!
Говорите от первого лица, в настоящем времени. Продолжить диалог. Продолжайте отвечать, меняя роли, пока не почувствуете, что достигли желаемого результата. Слушайте, задавайте вопросы и отвечайте на них, высказывайте свои претензии, спорьте и соглашайтесь, уточняйте и углубляйте, просите и давайте, извиняйтесь и прощайте, благодарите, помогайте и принимайте.
Воображайте, ярко представляйте оппонента. Стремитесь к отпусканию обиды и страха, пониманию и примирению. Не мешайте себе. Каких результатов можно ожидать? Использование упражнения «Пустого стула» часто дает разные результаты в зависимости от темы, собеседника, задачи и продолжительности диалога. Например: Освобождение от негативных эмоций, гнева, вины, стыда, страха, грусти, обиды, ревности, психологических конфликтов и проблем. Вы сможете выделить и выразить свои эмоции, дать им выход, пережить и отпустить их.
Повышение самооценки, самоуважения, самолюбия, доверия к себе. Вы сможете увидеть свои достоинства, способности, ценности, достижения, признаете свою уникальность, целостность, полную ответственность. Разрешение внутренних конфликтов, противоречий, проблем, дилемм. Вы сможете установить диалог между разными частями своей личности, найдете компромисс, согласие, баланс. Вы сможете разобраться и интегрировать свои противоположности, полярности, амбивалентности, конфликты. Улучшение отношений с другими людьми, партнером, друзьями, реальными или воображаемыми объектами. Вы разберетесь в отношениях, выскажете претензии, пожелания, ожидания.
Вы сможете принять другого таким, какой он есть, простите ему, извинитесь перед ним, поблагодарите его или попрощаетесь с ним. Вы справитесь с тревогой, освободитесь от негатива и плохих переживаний. Принятие решений, выработка стратегий поведения, достижение целей. Вы разберетесь в своих мотивах, ресурсах, препятствиях, сформулируете план, шаги, критерии, сроки. Техника «Пустого стула» не всегда проходит легко. Это глубокая работа над собой. Поэтому при ее использовании вы иногда можете столкнуться с разными сложностями, например: Сопротивление.
Возможно, вы не захотите делать упражнение «Пустого стула», потому что боитесь, стесняетесь, сомневаетесь, отрицаете, избегаете. Вы не хотите открываться, слушать, меняться, рисковать, контактировать с той частью своей личности или с тем человеком, с которым должны поговорить. Возможно, вы разобрались, что нужно сказать, как сказать, как ответить.
Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, женщина вела диалог от их имени. Преподаватель на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами. Я люблю свою работу.
Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей. Преподаватель на правом стуле, обращаясь к противоположной части. Какая из тебя эрудитка? Что ты вообще можешь? Говорить все умеют!