В современной России государственная семейная политика направлена прежде всего на укрепление института семьи путем.
Современные угрозы существованию семьи
К сожалению, наиболее актуальные проблемы семьи и брака в современном обществе в России связаны со злоупотреблением алкоголя и финансовыми проблемами. Согласно Семейному кодексу, органы опеки могут изъять ребенка из семьи в любой момент — как только сочтут это нужным. Специан Л.М. Проблемы семьи в условиях современных рыночных отношений. Изучить главные проблемы современных семей в Российской Федерации, а также найти способы их решения.
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы семей России
Это приводит к частым разводом, а также к тому, что многие люди вообще не хотят вступать в брак. Отказ от традиций. Кризис современной семьи выражается в отсутствии социальных норм и правил, отказ от существовавших на протяжении многих веков традиций. Детям не рассказывают о взаимоотношениях в семье, не прививают правильные понятия о роли в ней девушки и молодого человека. Им приходится самим считывать модель поведение своих родителей и создавать своё представление о семье. Отклонения в поведении. Огромное влияние также оказывает девиантное поведение в семье — пристрастие к алкоголю, наркотикам, компьютерным играм, общению в социальных сетях. Взаимоотношения между поколениями. Отсутствие преемственности поколений также является важным психологическим аспектом, приводящим к кризису семьи. Несмотря на все перечисленные проблемы, многие мужчины и женщины мечтают о счастливом браке или хотя бы о гармоничных отношениях, если они не ставят целью создание семьи. Как обрести и удержать семейное счастье Счастье — понятие безусловное, поэтому счастливый брак не требует соблюдения каких-то обязательных условий, но нуждается во взаимной работе партнёров.
Если у вас возникли проблемы в семье, обращайтесь к психологу нашего центра. Проанализировав свою жизнь, практически каждый человек понимает, что самое важное в ней — это отношения, которые делают нас лучше и наполняют жизнь радостью и смыслом. В современной жизни настоящие счастливые отношения в семье — большая редкость. Большинство думает, что они появляются хаотично, и над ними не надо работать.
Решение данной проблемы для многих из семей представляет большую сложность из-за непродуманного формирования рынка жилья, невозможности получения бесплатных квартир, низкого уровня доходов и дороговизны жилого фонда, что не позволяет приобретать жилплощадь всем категориям нуждающихся семьям. Право принять участие в действующих государственных программах и проектах, направленных на решение проблем по улучшению жилищных условий, имеет ограниченный круг заявителей. Проблема социальных девиаций: алкоголизм, наркомания, совершение правонарушений и преступлений. Семьи, члены которых тесно взаимодействуют с девиантными группами и могут представлять опасность для нормального функционирования общества, являются семьями социального риска и относятся к группе неблагополучных семей. Проблемы воспитания и психологические проблемы: педагогическая безграмотность родителей в процессе воспитания детей, способствующая непослушанию детей, отсутствием у них твердых нравственных принципов, негативному отношению к родителям. К психологическим проблемам семьи можно отнести супружескую несовместимость, включающая несколько факторов: психофизиологический несогласованность темпераментов и сенсомоторных актов , социально-ролевой несовпадение ролевых ожиданий , ценностно-ориентированный отсутствие единства взглядов и личностных ценностей.
Именно психологические проблемы семьи чаще всего являются поводом для развода. На психологические проблемы семьи влияет уровень осознания семьи как ценности, поскольку именно наличие такого понимания есть гарантия стабильности.
И если год от года цифры могут меняться на вид хаотично, то в целом наблюдается устойчивая тенденция к сокращению браков и росту разводов. В среднем по стране на 1000 браков приходится 656 разводов, но по регионам картина отличается. К примеру, Москва оказалась одним из самых благополучных городов: 590 разводов на 1000 браков. В остальном великорусском ядре 800-850 разводов на 1000 браков. В Ленинградской области — 968 разводов на 1000 браков, в Новгородской — 914. Как обычно, лучше всего ситуация в северокавказских республиках, но и там общероссийская тенденция наблюдается, просто с некоторым отставанием.
Некоторой глубины этой картине придают еще две цифры. Во-первых, в 80 процентах случаев разводы в России происходят по инициативе женщин. Во-вторых, наша страна находится в мировых лидерах по количеству самоубийств на душу населения, и здесь картина зеркальная: подавляющее большинство из них совершается мужчинами. Все объективно Наблюдаемая картина вызывает некоторый когнитивный диссонанс. С одной стороны, вся государственная идеология в России строится на традиционных семейных ценностях, а основной массив социальной помощи направлен на поддержку родителей с детьми. С другой — чем дольше все это длится, тем хуже обстановка. Некоторый всплеск рождаемости, вызванный первыми инициативами по выплате материнских капиталов, сошел на нет. Все последующие пакеты выплат не вызывали уже отраженных в статистике улучшений.
Демографы объясняют это тем, что сейчас в детородном возрасте находится малочисленное поколение рожденных в девяностые годы прошлого века. На него наложилось очередной «эхо войны», в результате чего рожать в России просто некому. Конечно, это не объясняет роста количества разводов и самоубийств, но несколько сглаживает восприятие катастрофы. Он показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода от 15 до 50 лет при сохранении повозрастной рождаемости на уровне текущего года. В среднем по стране он составил 1,51, что само по себе ниже необходимого значения для естественного воспроизводства населения. Считается, что он должен составлять 2,1, но это в идеальной ситуации, когда почти все половозрелые граждане создают семьи и заводят детей. Разброс по регионам, опять же, заметный. В Туве и Чечне одна женщина становится матерью трижды, в Смоленской и Ленинградской областях показатель едва превышает единицу.
То есть средняя русская женщина рожает втрое реже своей соотечественницы из национальных республик и, исходя из статистики по годам, значительно реже, чем ее мама и бабушка. При этом 30 процентов детей воспитывается в неполных семьях, а совокупный долг по алиментам превысил сумму в 200 миллиардов рублей. Годом ранее она была на четверть меньше. В общем тренде Впервые с присоединения Крыма количество жителей России опустилось ниже 146 миллионов, и этот процесс продолжится.
Конспект Спикер: Андрей Зберовский , семейный психолог, профессор и доктор культурологии. Спикер рассказывает о проблемах молодой семьи, о трудностях, с которыми люди сталкиваются в семейной жизни , и о том, как их избежать. Как грамотно выстраивать отношения и разрешать разногласия, что должно стоять во главе угла. Основные проблемы современной молодой семьи, с которыми супруги сталкиваются чаще всего Каждая семья проходит через определенные трудности, ведь не бывает идеальных взаимоотношений.
Одной из ключевых проблем, которые преодолевают практически все супруги, является кризис первого года после женитьбы. В это время происходит так называемое притирание. Организация быта, решение финансовых проблем например, как будет формироваться бюджет семьи, к то им будет руководить и пр. Легче всего этот период проходят пары, которые какое-то время жили вместе до регистрации брака. У них уже есть работа, какой-то социальный статус в обществе, определенные цели, планы, совместный бюджет, поэтому с кризисом первых двух лет они вряд ли столкнутся, ведь он прошел еще во время гражданских отношений.
«Проблемы современной семьи и пути преодоления»
Проблемы и перспективы сохранения традиционных ценностей семьи и брака в современной России Эрбина Витальевна Никитина Аннотация В статье рассматриваются вопросы поддержки и распространения традиционных российских ценностей, связанных с семейно-брачными отношениями. Опираясь на Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, автор утверждает, что рыночная модель современности в виде безбрачного, бессемейного, бездетного общества, члены которого не связаны вековыми традициями и нормами, представляет опасность для России. Отмечается разная степень сохранности традиционных установок и правил семейной жизни у народов современной России, что связано со степенью выраженности их этничности и религиозности. По демографическим показателям сравниваются такие регионы Приволжского федерального округа, как Чувашская Республика и соседние с ней Республика Татарстан, Республика Марий Эл и Нижегородская область. Анализируются национальные литературно-фольклорные тексты: русский «Домострой», книга татарского богослова Ризаэтдина Фахретдина «Благонравная жена», сборник «Чувашские благословения и молитвословия» и фрагменты марийских семейных молений, зафиксированных в научных трудах. По мнению автора, в мировоззрении современного русского человека сильнее, нежели у нерусских народов, расшатаны религиозная и этническая основы модели традиционной семьи, что является следствием более широкого распространения в начале ХХ в. Год семьи, объявленный в России в 2024 г. Ключевые слова традиционные ценности; российские ценности; Год семьи в России; семья и брак; русские; татары; чуваши; марийцы; многодетная семья; межпоколенная семья Полный текст: PDF Литература Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.
Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г.
Предмет: проблемы современной молодой семьи. Методы исследования: наблюдение, социологический опрос, анкетирование, анализ информации, синтез полученных данных исследования. Гипотеза: благополучие молодых семей во многом зависит от той политики, которое проводит государство и другие социальные институты.
Предмет: проблемы современной молодой семьи. Методы исследования: наблюдение, социологический опрос, анкетирование, анализ информации, синтез полученных данных исследования. Гипотеза: благополучие молодых семей во многом зависит от той политики, которое проводит государство и другие социальные институты.
Не исключено, что ее — именно семьи — и вовсе не было: была довольно короткая связь — и все… Возможно, не было хорошего, крепкого брака и у дедушки с бабушкой.
И тогда ребенок растет, вообще не имея перед глазами похвальных примеров для подражания. Где-то там, в стороне — возможно: семья одноклассника, например, хорошее впечатление производит. Но для ребенка это чужие люди, и он вырастает, даже не имея представлений о радостях полноценной семейной жизни. Или они у него формируются в той или иной степени, но из книг, фильмов, мечтаний, увиденных «отрывков» из чужого опыта или вымышленного сюжета. Представления эти часто далеки от реальности, а когда наступает время создавать свою семью, свои модели семейного уклада у молодого человека отсутствуют.
Вот он и набивает «шишки», и это плачевно. Нередко он она принимает решение — лучше жить одному одной , и для себя. Сегодняшние «демократические ценности» не учат молодых трудиться, уважительно относиться к окружающим, сохранять свои культурные ценности, иметь веру и жить по ней, беречь достояние страны, города, микрорайона. Главный лозунг современного общества потребления — «я хочу, мне надо, мне должно быть комфортно и приятно». А все, что выходит за рамки этих условий, просто выводит из себя адептов такой морали.
И, конечно, таким людям недоступны опции вроде: самопожертвование, учитывание потребностей тех, кто рядом, забота о них, переживания, все то, что в христианском миропонимании называется любовью. И что удивляться тому, что молодые и не очень люди просто не хотят себя связывать какими бы то ни было обязательствами, в том числе и созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Молодые люди сегодня живут с убеждением, что у них «все по-другому», что опыт многих родов предков для них неактуален и не подходит. Нет в этом ничего нового: молодые всегда считали себя особенными, ни на кого не похожими. Осознание того, что «с теми же улыбками, радостью и муками, что певалось дедами, то поется внуками» С.
Есенин, «Песня Есть одна хорошая песня у соловушки…» 1925 г. Но все же раньше был в целом выше авторитет старших поколений, к ним больше прислушивались. Сейчас же советы бабушки совершенно не напрасно беспокоящейся о том, к чему могут привести внучку современные нравы и излишняя так называемая свобода встречают неизменную преграду: «Ты не понимаешь! Сейчас все по-другому! И это при том, что самых младших поднимала уже после смерти мужа: меньшие родились, когда родители, особенно отец, уже совсем немолоды были, а война забрала здоровье.
Журналист Автаева рассказала, как менялся институт семьи в России
Объявленный президентом Год семьи в России и проработка новой стратегии социальной политики могут повлиять на демографическую яму в стране. Последние новости о проблемах семьи, здоровье и воспитании детей, льготах для детей, семейных и детских мероприятиях. В России современное поколение заводит детей все реже. Мы сами должны формировать законы в России, отстаивающие интересы семьи и выстраивая институты её развития.
Типичные проблемы современной молодой семьи и как их преодолеть
Современное состояние института семейно-брачных отношений вызывает интерес исследователей в связи с резкими изменениями, которые он претерпевает. Современные семьи становятся все разнообразнее, поэтому возможны модификации законодательства, направленные на учет новых форм семейного устройства и прав наследства. на тему: «Проблемы современной российской семьи.». Проблемы развития семейных отношений в современном мире интересуют не только непосредственно семьянинов, но и научное сообщество экономистов, врачей, психологов, социологов и т. д.
Типичные проблемы современной молодой семьи и как их преодолеть — Video
Таким образом, патриархат давит и разделяет, предписывает и сегрегирует. И скорее всего эта ноша уже слишком тяжела для российского мужчины: время требует его эмансипации - освобождения от избыточного объёма общих обязанностей ввиду отсутствия избыточного объёма общих прав по Википедии. Власть слабых Есть и другая проблема современного российского патриархата. Когда обсуждаются гендерные отношения в стране, то очень часто звучит тезис о женской власти: способности женщины манипулировать мужчинами и добиваться своих целей как бы нечестным нелегитимным путем. Такая женская власть власть соблазнения, интриги — это власть слабых.
Одновременно, это власть, которая не признается как реальная борьба за свои права. Это использование своего положения для того, чтобы управлять мужчиной. Эта власть находит себе применение только потому, что патриархат работает.
Прибавьте к этим обстоятельствам советы психологов не отдавать ребенка в сад раньше четырех лет, моду на длительное грудное вскармливание — и вместо рабочих перспектив и самостоятельных заработков женщина оказывается в тупике. Она обращается к мужу — а он тоже в затруднении: он целый день работает за двоих, потом домой приходит уставший, а там жена просит о помощи. Такая семейная система не выдерживает нагрузки. Последствия длительных декретов для семьи в целом и для женщины в частности очень неоднозначны: вышедшие в декрет женщины теряют профессиональные навыки и социальные компетенции, а отцы несут двойную материальную нагрузку и переживают разобщение социальных целей с партнером. В Европе сейчас активно идет пропаганда подключения отцов к родительскому процессу, да и у нас тоже — но полного успеха в этом направлении пока никто не достиг. Так что никакого гендерного равенства у нас нет и в помине. А вместе с его отсутствием — нет и рождаемости, вот парадокс! Пока женщинам невыгодно рожать — они и не будут. Экономические проблемы Проблема 5: Экономический дисбаланс и кризис патриархального уклада Система «я воспитываю, ты зарабатываешь» работает — но в только в патриархальном укладе с высоким доходом мужчин. Но, разумеется, в такой системе вовлеченное отцовство почти невозможно из-за «разделения труда». Получается парадокс, знакомый многим консультирующим психологам: в России устройство семей с высоким доходом позволяющим женщинам не работать аналогично устройству семей в бедных странах с низким уровнем дохода и отсутствием профессиональных возможностей для женщин! В таком типе семей у женщин формируется материальная зависимость, потому что у них нет уверенности, что они могут себя обеспечить. А у мужчин создается ощущение, что семье они нужны, только чтобы зарабатывать, и что если уж они зарабатывают, то могут позволить себе «злоупотребление властью». По этой же причине отцы иногда «тормозят» с детьми, потому что для них каждый новый ребенок — это необходимость больше работать. Конечно, есть множество женщин, которые полностью реализуют себя в материнстве — и это прекрасно. Однако с экономической точки зрения именно они менее всего защищены при разводах. Ситуация с алиментами в нашей стране — позорная. Государство научилось хорошо собирать налоги, но почему-то не может заставить граждан платить алименты своим детям. Область алиментных обязательств между разведенными супругами остается договорной, и это создает массу проблем. До сих пор в нашей стране подать на алименты — значит воткнуть нож в спину. Отношения сразу переходят на новый уровень ненависти. Но ведь это дикость! Если бы в этой области был порядок, всем жилось бы намного проще. Более того, я думаю, что в чьих-то чиновничьих головах есть ложная идея, что неурегулирование алиментов удерживает граждан от разводов и поэтому надо оставлять эту область непрозрачной. Но факт остается фактом: брак теперь — не незыблемая крепость, а разводы — обыденность. В том числе и поздние. А к 40—50 годам, когда дети более-менее вырастают, уже сложно поверить в себя как в профессионала, с нуля добиваться того, чего твои сверстники уже давно достигли. К этому возрасту многие женщины находятся в сильном кризисе, потому что не получают не только социального признания, но и благодарности за свой «материнский подвиг». Спасибо, если они при этом не получают осуждения от отцов «Тебе было удобно, а я все это время зарабатывал и был в жутком стрессе» и от детей «А кто тебя просил? Хорошо, если к этому моменту у женщины, реализовавшейся в роли матери, есть материальные возможности для красивого потребления, благотворительности или путешествий с подружками. А если нет? У молодых отцов есть свои психологические причины не настаивать на материальном вкладе женщины в семью, например, детский опыт работающей матери, которой не хватало, или матери-домохозяйки, которую они, наоборот, идеализируют. Для своих детей они хотят лучшего и потому поддерживают решение женщины уйти в длительный декрет или вообще больше не работать. Им кажется, что они со всем справятся сами. Но потом мужчины жалуются, что потребности семьи велики, все время растут и их все труднее удовлетворить. Второй и третий ребенок рассматриваются как увеличение уровня стресса и ответственности. В профессии такие отцы семейства часто начинают выбирать деньги, а не свое развитие, а значит, становятся несчастны. Каждый второй жалуется на редкий секс с женой, ведь в супружеской постели спит ребенок, а женщина выматывается от домашней работы. Да и в целом близость в паре может испаряться: слишком редко проводят время вместе, слишком мало становится общих дел и целей вне родительства. За свои жертвы и заработок мужчины не получают удовлетворительной благодарности от семьи, а женщины — не получают признания за свой материнский и домашний труд.
Конфликт поколений — возникновение разногласий между представителями разных возрастных групп. Самым ярким примером является конфликт подростков, родителей, а также бабушек и дедушек. Причиной этому является разные взгляды людей на такие вещи, как: воспитание детей, отношение к здоровью, финансовое распоряжение, мировоззрение, выбор места проведения отдыха и другое. Конфликты поколений могут случаться ежедневно. Каждый конфликт индивидуален, потому имеет и разные последствия: это может быть мелкая ссора, либо большой разрыв в отношениях. Для разрешения конфликта существует 3 оптимальных способа: Предъявление аргументов необходимость подкрепления своего мнения разными доказательствами. Компромисс Нахождение золотой середины. Уступка Отказ от чего-то в пользу другого. Конфликт поколений может быть ценным опытом как для взрослых, так и для молодёжи. Статистика разводов Все проблемы, приведённые ранее, приводят к разводам. Известно, что каждый второй брак в России распадается. Согласно оперативным данным ЕМИСС, с января по октябрь 2022 года был зарегистрирован 868 691 брак и расторгнут 567 271 брачный союз. Последние 20 лет число разводов в России начинает постепенно сокращаться, однако такая тенденция весьма неустойчива. Такая большая тенденция брака связана в основном с падением статуса современной семьи в обществе, а также изменения её места в ценностных ориентациях. Опрос Я провёл опрос среди своих друзей и знакомых разного возраста, где задал несколько вопросов, связанных с их отношением к семье как к социальному институту: Какие качества для вас являются главными в идеальной семье? Какие на ваш взгляд главные причины разводов? Как вы считаете, есть ли в вашей семье конфликт поколений, если есть, то как это проявляется? Ответы подростков в опросе Итоги опросов На основании ответов, приведённых в опросе мы можем сделать вывод, что главные качества в идеальной семье - это доверие, любовь, взаимопонимание, взаимоподдержка, ответственность и уверенность друг в друге. Главными причинами разводов являются: предательство, измена, угасание чувств, разные взгляды на жизнь. Конфликт поколений выражается в недопонимании людей разного возраста и различных взглядах на жизнь. Проанализировав результаты опросов, я хочу показать способы решения семейных конфликтов без посторонней помощи и с помощью специалистов. Способы решения семейных конфликтов Любая семейная ситуация может привести к конфликту, поэтому важно знать способы благоприятного разрешения конфликта: Открытый и спокойный диалог — супруги должны стремиться идти навстречу друг другу и прилагать максимум усилий для поиска оптимального решения проблемы, выгодной обоим. Понимание партнёра — супруги должны активно выслушивать своего партнёра. Способность меняться — супруги должны быть готовы к тому, что ради сохранения и укрепления семьи они должны идти на компромиссы, менять свою позицию и взгляды во время решения конфликтных ссор.
Супруг молчит: не потому, что рохля, а потому, что понимает: подавление - удел слабых. А он не считает себя таковым. И перекрикивать жену не хочет, а на спокойные разумные аргументы она просто не реагирует. Но однажды такой муж доходит до точки кипения и набрасывается на жену с кулаками в состоянии аффекта: иными словами, просто не осознавая своего поведения. Часто этому способствует алкогольное опьянение Смелзер Н. Социология: Пер. Мужчина, которого унижают в семье, через некоторое время действительно спивается. Между прочим, жены-диктаторы часто поощряют алкогольную деградацию мужа. Ведь им только на руку, когда муж сам себя унижает: ей практически остается только принять командование! Однако в алкогольной деградации мужей есть своя опасность: однажды пьяный супруг может возвратить жене все ее насилие назад. Да и вообще власть, добытая подлостью, в результате приносит постоянное психологическое напряжение такому властителю: ведь эту власть необходимо постоянно удерживать и подтверждать! И здесь же необходимо сделать одно уточнение: если мужской пол в большинстве своем не уважает представительниц пола женского, таким образом он готовит почву для своего собственного унижения. Именно пренебрежительное отношение мужчин вынуждает женщин стремиться к власти хотя бы над одним мужчиной - собственным мужем Кравченко А. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Проблемы многодетной семьи Многодетная семья - это исключительная ситуация, человеческая и духовная. Хор разных голосов, разнообразие характеров, которые тем не менее остаются близкими, родственными, вплетаются друг в друга. Когда встречаешь хорошие многодетные семьи, воочию наблюдаешь полноту и многогранность человеческого бытия. Отними одного, двух или трех маленьких обитателей дома - и картина сразу поблекнет, станет неполной. Этих душ будет не хватать, ведь они уже явили себя и стали неотъемлемой частью этого малого мира, своим бытием добавив смысла жизни всем остальным. По-видимому, семья «малодетная», где родители решили ограничиться одним или двумя детьми, есть усеченное, недораскрытое явление. В ней попросту «не узнали» каких-то еще родственных душ, «не встретились» с ними и только потому по ним не скучают, считая свое положение естественным. В многодетном семействе ярко проявлено богатство спасительных для души нравственных устоев. Перво-наперво, любовь, взаимопонимание и жертва родителей. Потом, отношения в детской среде: умение дружить, попечение о младших, уважение и подражание старшим. При этом возникает нормальная жизнь внутри дома, которая делает именно семью, а не школу и подростковую среду, реальностью, определяющей устроение жизни ребенка. То, что в семье с одним- двумя детьми представляет собой постоянную проблему и муку, - как вовремя вернуть вечером ребенка со двора, как оттащить его за уши от телевизора или отговорить надевать вызывающий наряд - в семье, где дети с малых лет привыкли к общению между собой, скромным запросам, кооперации с родителями по разным бытовым повседневным темам, происходит само собой. Переходный возраст и юность детей в такой семье проходят значительно легче. Хотелось бы подчеркнуть: весь вопрос в том, чтобы в доме целенаправленно создавалась эта плодотворная в духовном отношении обстановка, а не в том, чтобы просто родить много детей. Принципиально важно, чтобы члены семьи жили в поле постоянного сотрудничества, христианского научения, роста, совершенствования себя и своих отношений. В принципе, это возможно и там, где только один ребенок, и там, где их десять. Супругов, которые по каким-то причинам не могут иметь много детей, малодетность нисколько не должна смущать. Их семья безусловно полноценна, только задачи у них более сложные: поддержать плодотворную духовную обстановку в обстоятельствах, когда так просто поддаться соблазну «жизни для себя» и избаловать свое единственное и неповторимое чадо. Многодетная семья от этого более защищена. Родителям здесь волей-неволей приходится оставить мысли об индивидуальном покое, комфорте и искать более деятельного счастья. Дети здесь также растут без преувеличенного внимания и излишней заботы. Здесь более естественен и востребован труд, поводы к которому городским родителям отыскать бывает непросто. Не стоит подменять понятия и превозносить многодетность как таковую. Это подспорье, а не цель и не панацея. Ведь и многодетная семья может не состояться! Такие примеры есть. Вот уж поистине тяжелая картина: восемь, десять отпрысков - и все врозь. И родители тоже врозь. А потому дом остается подобием гостиницы или вокзала: каждый удовлетворяет в нем свои бытовые нужды, а в остальном живет сам по себе. И взаимоотношения между братьями и сестрами в таких семьях зачастую складываются самые конфликтные, драматические. В одной такой семье пожилая пенсионерка-мать сочла лучшим уехать от повзрослевших детей в деревню: те остались жить в шести комнатах квартиры, обзавелись семьями. В доме воцарилась самая вопиющая «коммуналыцина»: с запущенными местами общего пользования, свисающими в коридоре обоями, кухонными ссорами... Мужья и жены, сожители и сожительницы постоянно менялись - никого это не интересовало. Мать, время от времени возвращаясь по делам в город, с трудом находила себе место переночевать. Вот вам и многодетность! И в семьях православных родителей похожие ситуации, увы, тоже случаются. Многодетность сама по себе не спасительна. Спасает человека то, что выходит за рамки земного: жизнь по вере, против законов плоти, самости, мира. Такая жизнь может состояться у семейного и безбрачного, многодетного и бездетного. И как брак является только почвой, на которой могут вызревать плоды добродетели или греха, так и многодетный брак есть только возможность, шанс принести добрые плоды, но окончательный ответ на вопрос о его результатах остается открытым. В конце концов многодетность - совсем не исключительная черта христианской семьи. Многодетны семьи многих нехристианских народов. Как правило, это народы, находящиеся на периферии христианского мира: индийцы, арабы. В нынешней российской ситуации мы видим высокую рождаемость у кавказских народов, переселенцев из южных, бывших советских республик. И если мы примем в качестве главных параметров такие формальные вещи, как многодетность, семейный порядок, послушание жены мужу, почитание старших, преемственность между родителями и детьми, то может оказаться, что нехристиане, в данном случае мусульмане, ближе по образу жизни к тому, что нам, христианам, представляется идеалом семейной жизни. Потому что дело не в этом. Точнее, не совсем в этом. Христианство ставит перед собой цели не просто культурно-практического устройства. Для него семья ценна как пространство свободного личностного самоопределения и общего согласия на основе такого самоопределения. Нехристианские культуры, напротив, готовы всячески поощрять родовые чувства. Они вообще в значительной степени склонны вести человека по жизни бессознательно, по инерции инстинкта, обычая, привычки, дисциплинарного требования. Религиозный канон безусловным образом покровительствует роду. Все, что касается земного блага семьи, выдвигается как самоцель, как понятия и задачи священные, которые необходимо беспрекословно чтить. Например, для женщины -- слушаться мужа и рождать детей. В христианстве мы тоже полагаем это необходимым, но не считаем, что выполнение требований мужа - это главное и требования мужа наделены каким-то сакральным значением. Перед мужем стоит своя задача: не просто настоять на своем требовании, но прийти к такому образу мыслей, который согласовался бы с христианской совестью, соответствовал воле Божией.