Новости неделя крестопоклонная великого поста

В субботу на третьей неделе Великого Поста с незапамятных времен выносится на середину церкви Крест, и вся следующая, четвертая неделя, называется Крестопоклонной. 19 марта – третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. Она посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Слово священника Константина Корепанова.***САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: ты на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС.

Крестопоклонная Неделя Великого Поста

Поиски увенчались успехом. День обретения Животворящего Креста с тех пор стал праздничным и 27 сентября православная церковь отмечает Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Согласно преданию найденный крест императрица Елена разделила на две части. Одну оставила в Иерусалиме, вторая же была отправлена сыну, императору Константину Великому. В 614 году Иерусалимская часть Креста была вывезена персидскими захватчиками. Война продолжалась длительное время. Персы планировали захватить и Константинополь. Но потерпели поражение, и святыня была возвращена в Иерусалим.

Предположительная дата возвращения Креста Господня 6 марта 631 года. Этот день стал праздничным.

В храмах с традициями во время выноса Креста «Святый Боже» поёт весь народ. Это песнопение для всех. Никто не должен молчать. Как не должны молчать верующие и после «Премудрость прости» — батюшка поворачивается к людям и всех благословляет Крестом на три стороны. Народ отвечает единодушным пением тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя». Эта молитва поётся на первый глас, и если вы знаете, как спеть «Спаси, Господи, люди Твоя», вы уже освоили первый глас, поэтому пойте смелее. Потом священник кладёт Крест на аналой столик для иконы посередине храма , трижды обходит Крест с кадилом, а мы трижды поем свой первый глас, после чего начинается поклонение Кресту.

Во время поклонения весь храм — все должны петь, все должны знать слова! Поётся трижды, после каждого исполнения — земной поклон. Обычно следом за народом этот тропарь повторяет хор, а люди подходят к Кресту. Большинство товарищей думает, что на этом все заканчивается. Однако люди церковной культуры непременно будут ждать пение стихир на поклонение Кресту — необычайной красоты и богословского содержания тексты! Это четыре стихиры, две из которых написаны византийскими императорами. Стихиру «Днесь неприкосновенный существом прикосновен мне бывает» написал император Лев Мудрый, а мою любимую молитву «Днесь Владыка твари» сочинил Константин Порфирородный. Конечно, как регент и канонарх, я эти стихиры и слышал, и исполнял в разных вариантах, в версиях разных композиторов. Это очень красиво.

Это потрясающе глубоко. Если вы хотите понять, что такое богословие Креста, не беритесь за толстые книги, начните с этой небольшой, но удивительной стихиры: «Днесь Владыка твари и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает — сладость церковная; венцем от терния облагается; покрываяй небо облаки — одеждею облачится поругания; и заушается бренною рукою — рукою создавый человека; по плещема биен бывает — одеваяй небо облаки; заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог! Да спасет мир от прелести яко Благоутробен!

После менее сложной темы, идет более сложная, перед раскрытием какой-то возвышенной божественной Истины идут чтения, подготавливающие к ее приятию. Собственно говоря, такой же, с позволения сказать, методой пользовался и Христос во время земной проповеди. После мягкой пищи он давал более твердую, прежде чем раскрыть ошеломляющую Истину о Царствии Небесном, он приводил целый ряд доступных парабол и притч.

Христианство вообще очень методологично и последовательно. И даже исследователи евангельского текста отмечают, что каждый новый земной год проповеди Спасителя — это как новый круг откровений и более сложных новых сюжетов. Господь готовит Своих апостолов как учитель готовит учеников в школе. И вот эта учительная система полностью воплотилась в систему евангельских чтений по самым главным дням Великого поста, то есть, по воскресеньям.

Протоиерей Дионисий — И в конце концов они были расположены у входа в эти пещеры и там находятся. И даже был случай, когда во время нападения некий ливонский рыцарь захотел открыть крышку от гробницы, но был попален исшедшим огнем, который оставил свой след на гробе. Борисова — Надо сказать, что вообще вот эта пара, сама история их жизни, она такая удивительно промыслительная. Потому что ведь в этом самом Дерпте погиб Исидор и 72 его прихожанина — их просто утопили в проруби, причем так, чтобы проникнуться, что это не просто вот, а еще и в холодной воде.

И потрясение от этого было настолько велико... Вот мы говорили о мучениках — ведь вот что важно, важно, наверное, не слепо идти за кем-то, чтобы повторить его подвиг, а прочувствовать, куда тебя воля Божия ведет. Ведь на самом деле отец Иоанн мог остаться в том же Дерпте, они с матушкой точно так же могли в этой проруби погибнуть. Но вот в тот момент они испугались, и они из этого Дерпта ушли. Для чего? Не просто чтобы спасти свою жизнь, а для того, чтобы оказаться в этом самом пустынном месте. Для того, чтобы основать там монастырь, который никогда не будет закрываться. Ведь это удивительная история Псково-Печерского монастыря...

Протоиерей Дионисий — Удивительная. Борисова — Учитывая XX век, советскую Россию. То есть он сначала не попал на территорию советской России. Потом он попал на территорию советской России, и удивительными подвигами разных настоятелей, особенно отца Алипия, про которого как раз владыка Тихон очень много написал, он совершенно чудесным образом никогда не был закрыт. В стране, где изничтожали и просто вот под ноль утюжили все, что касалось церковной жизни. Протоиерей Дионисий — И мне кажется, что как-то очень-очень символично, может быть, даже то, что как бы в самом начале истории у этой монашеской общины а монашеская община — это всегда семья стояла исходно именно семейная жизнь этих благочестивых людей, священника Иоанна и его супруги Марии, которые в дальнейшем стали Иона и Васса. Борисова — Напоминаю нашим радиослушателям, с вами программа «Седмица», в которой мы стараемся разобраться в особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. Ох, есть одна тема на этой неделе, которая меня много лет занимает — 30 марта Церковь празднует память преподобного Алексия человека Божия.

По поводу этого святого никаких документальных свидетельств до нас не дошло, а дошло несколько вариантов его жития, которое было чрезвычайно популярно во всем мире и, в частности, в католической Европе, на протяжении многих столетий, вплоть до XVII века. И мало того, что это было популярное чтение, ведь сборник житий святых, в котором это житие было, это так называемая «Золотая легенда», по популярности, наверное, занимала второе место после Библии. И сюжет этого жития был использован много-много раз в самых разных видах искусства — то есть это вдохновляло и композиторов на оратории, это вдохновляло живописцев, это постоянно присутствовавший сюжет в истории культуры средневековой Европы. Но на Руси этот сюжет был не менее популярен, и он ушел в другую как бы область творчества — в духовные стихи. Я думаю, не все наши радиослушатели знают, что был такой популярный жанр буквально до конца XIX века, это так называемые «стихеры». Не стихиры — вот то что мы в храме слышим, а так назывались в народе духовные песнопения или духовные песни, которые пелись на паперти нищими, каликами перехожими, благочестивыми людьми, которые, собравшись после праздника там на разговины, вместо того, чтобы разухабистые какие-то частушки петь, вот пели эти стихи. Мне посчастливилось в жизни, в самом начале моего пребывания в Церкви, побывать в такой, ну как, в советские времена это был не монастырь, это была такая общинка, где тайные монахини жили вместе со своим духовником. И поскольку добираться до них было очень сложно и долго, и муторно, я приехала к ним совершенно измученная, практически почти весь день на ногах, они решили меня утешить вечером и, по благословению батюшки, как вот ужасно смешно было — такие старые женщины, они побежали в спальню, достали тетрадочки по 2 копейки, значит, в клеточку, в которой были записаны духовные стихи.

Вот они меня усадили за стол, и они пели хором эти стихи, вот доставшиеся им тоже из каких-то тетрадочек, переписанные там со времен монахинь XIX века. Удивительное совершенно творчество. Вот один из популярнейших сюжетов для этого творчества было житие преподобного Алексия, человека Божия, которое меня, как человека культуры XX века, изначально приводило в оторопь. Я не могла понять, в чем же смысл этого подвига, когда человек молодой, пусть он благочестивый, но он же в христианской семье уже был вроде как, что ему мешало сказать родителям, что он не хочет жениться, а хочет пойти в монахи? Ну ладно, ну там могло быть недопонимание. Вот у Феодосия Печерского, Киевского, тоже было недопонимание с мамой, она его даже на цепь сажала, чтобы он в монастырь не ушел, но в результате, в общем, как-то все устаканилось. Нет, тут более того, потом из того греческого жития, которое перевел для русских православных святитель Димитрий Ростовский, Алексий сначала обручился, а потом ушел в никуда. И меня всегда мучил вопрос: ну обручаться-то было зачем?

То есть мало того, что он свою судьбу решил — ушел, спрятался в пустыни, в Сирии там, много лет подвизался, потом на какой-то паперти его нашли... Протоиерей Дионисий — Не нашли даже. Борисова — Ну те, кто искал его, его не узнали, но подали милостыню как нищему на паперти. Ну хорошо, это человек решил за себя. Но он решил еще за своих родителей, которые всю жизнь его искали и не могли найти, и мучились. Он решил за свою невесту, которая осталась соломенной вдовой, потому что выйти замуж она не могла — она обрученная, и ее жених не умер, а где-то неизвестно пропал. В общем, короче говоря, он выстроил жизнь всем. А потом, когда, попав в шторм, его прибило к родному берегу, он воспринял это как знамение Божие, но домой-то он вернулся тоже очень странно.

Вместо того чтобы объявиться и всех осчастливить, он, неузнанный, еще 17 лет жил там в какой-то каморке в родном доме. И вот это все в моей голове, отравленной культурой и представлениями XX века, не укладывалось никак. Смысла этого всего я понять не могла. Протоиерей Дионисий — Ну вы все-таки в конце концов, наверное, все-таки смогли для себя каким-то образом это принять и объяснить. Вот мне самому было бы интересно. Борисова — Ну вы знаете, это все опять увязывается с тем евангельским чтением, которое мы сегодня с вами попытались разобрать. Ну что мы знаем о воле Божией? Мы все время пристаем к священникам, дергаем их за рясу и говорим: а вот есть мне воля Божия делать то или делать это?

Но в глубине души мы подразумеваем, что нас благословят делать то, что нам хочется. И когда нам вдруг говорят, что нет воли Божией на то, на что ты абсолютно готов, и все твои уважаемые авторитеты вокруг говорят, что ну да, это замечательно, вот надо бы это сделать, и вдруг тебе обрубают крылья и говорят: вот нет воли Божией. Ну как? Это невозможно принять. Ты готов, ты под парами, ты на низком старте — все, тебе осталось только благословение получить. Нет благословения. Это чудовищная история для современного человека, который, в общем, такой весь демократичный, весь продвинутый, весь полагающийся на собственные силы и на собственные представления. Это очень тяжело, и я просто знаю это по собственному жизненному опыту.

А тут предлагается зеркальная картина. То есть есть некий очень, по-видимому, чистый и настроенный на восприятие Божественных смыслов человек. Вокруг него замечательные, хорошие люди, но у них нет этой чистоты и этой восприимчивости. И он ощущает некую волю Божию, которая всем поперек, но он ее воспринял, и он ее исполнил. Несмотря на то, что здравый смысл и человеческое отношение к собственной семье диктовало ему совершенно другие решения, и он это сделал. Но он сделал это не только для себя. Выясняется, что он сделал это для всех окружающих, потому что они прожили ту жизнь, которую он им выстроил. Но он им выстроил не потому, что он так придумал, а потому что он так услышал.

И это понять современному человеку почти невозможно. Протоиерей Дионисий — Удивительно то, что эта история действительно была крайне популярна, то есть ее читали и зачитывались. Вы уже сказали про то, что на ее основе там сочиняли оперы, действительно. Вот я свою версию, свое видение сейчас расскажу. А начну я тоже с некоего культурного факта: в Риме в 1632 году ставили оперу Стефано Ланди на этот сюжет. И буквально через несколько десятилетий в Киеве, в Киево-Могилянской академии, школяры православные ставили тоже пьесу, посвященную Алексию, человеку Божию, но в честь царя Алексея Михайловича. Удивительно, что сохранилась программка этой одной из первой школьных пьес, в которой изображается Алексий, человек Божий, несущий крест и рядом с ним Христос, несущий крест — то есть есть явная параллель между Христом и Алексием, человеком Божиим. Мне кажется, что люди настолько были восприимчивы к этому сюжету, потому что они почувствовали вот это вот, то что Алексий, человек Божий, повторил путь Христа, а самое главное, что он повторил путь неузнанности Христа.

В этом в его житии несколько раз этот мотив несколько раз присутствует, что его не узнают: его не узнают ни в Эдессе изначально, куда он направляется, ни в родном городе, ни даже в родной семье. Никто его не узнает, а он тем не менее продолжает жить, и в конце концов лишь только голос в храме объявляет о том, что ищите человека Божиего.

Объявления

  • Когда Крестопоклонная неделя в 2023 году
  • Евангелие Крестопоклонной недели
  • Третья неделя Великого Поста, Крестопоклонная.
  • Крестопоклонная неделя — Русская вера
  • Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое Славим
  • НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года.

И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения — о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры.

Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более «спиритуализированном» ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная — это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе. Смысл Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Неделя 3-я Великого поста. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

На третьей неделе говорят о страданиях Иисуса Христа, распятого на Кресте. В воскресенье в храмах во время всенощного бдения выносят Животворящий Крест, которому прихожане будут поклоняться всю неделю.

Крест — символ страданий Спасителя. От него православные черпают жизненные силы в пост. Крест — напоминание о спасении Иисусом Христом человечества, о покаянии, обретении пути к спасению.

Литургии на Крестопоклонной неделе проводят в среду и пятницу, а в субботу поминают усопших. Во время всенощного бдения при песнопении трижды кланяются Кресту.

В воскресенье 19 марта, в 3-ю неделю Великого Поста, Крестопоклонную, в храме святого апостола Филиппа в Шардже была отслужена Литургия святителя Василия Великого. Богослужение возглавил настоятель храма архимандрит Александр Заркешев. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор.

На середине храма был вынесен из алтаря и положен на аналое крест, украшенный живыми цветами. На сугубой ектении прозвучали особые молитвенные прошения. После сугубой ектении отцом настоятелем была вознесена молитва о восстановлении мира.

Во время поста, говорится в Триоди, мы распинаемся, подобно Христу, при этом «ощущаем горечь, унывая и изнемогая». Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий». Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны.

На вечерней службе в субботу, в конце богослужения после пения Великого славословия «Слава в вышних Богу... Здесь он возглашает: «Премудрость, прости», после чего хор и весь храм, как правило поет тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Очистивше чувства пощения светом, Креста мысленными лучами, богатно вернии озаримся, и сей благоговейно предлежащий днесь зряще, устнами чистыми, и усты и сердцем целуем. Преполовением постов всечестное Древо всех в поклонение призывает, елицы страстьми своими, Христовым страстем достойно споследуют: приидите вси вернии, поклонимся Древу страшнаго таинства. Пощения путь преполовивше, ведущий ко Кресту Твоему честному, Твой день видети, егоже виде Авраам, и возрадовася яко из гроба холма жива Исаака прием. Благоволи и нас верою избавившихся от врага, и Вечери причаститися Тайней, в мире зовущих: просвещение и Спасителю наш, слава Тебе. Пост благих ходатай, свое преполовение ныне введе, прешедшими деньми благоугодив, и прочими пользование предложив: ибо благих напряжение, множайшее благодеяние творит. Темже всех благих дателю Христу благоугождающе, вопием: постивыйся нас ради, и распятие претерпевый, неосуждены нас сподоби, причаститися и Божественныя Пасхи Твоея, в мире пожившия, и достойно со Отцем Тебе и Духом славящия. Поста водою, души вси омыим, и приступивше к честному и животворящему Кресту Господню, верою поклонимся, Божественное просвещение почерпающе, и вечное спасение ныне приобретающе, мир и велию милость. Днесь Кресту Господню покланяющеся возопиим: радуйся Древо жизни, ада разорителю. Радуйся радосте мира, и тления потребителю.

Радуйся, бесы прогоняяй силою твоею, верных утверждение, оружие нерушимое, облобызающия тя соблюди, освяти, молимся. В четверг Господи, Твой Крест зряще предлежащий днесь, приступаем верно, в пениих и песнех, облобызающе его в страсе и радости: освяти рабы Твоя, умири мир Твой, сего явлением, едине Многомилостиве. Крестоносную твою седмицу почитаем, яко поклонительную, тебе бо Древо честное, покланяющеся вопием: пойте священницы, людие превозносите во вся веки. Присноблаженный сподобившеся целовати вернии, Крест Твой Господи, имже нас спасл еси, воспеваем Твое благоутробие, и молим Тя прилежно, всем подаждь радование Спасе спасения Твоего, в покаянии давый нам видети Твое востание, и честная страдания. Твой Крест святый сподобившеся радостно видети и облобызати, молим Тя, Боже Спасе наш, да и самыя Твоя пречистыя достигнем страсти, постом укрепляеми, покланяющеся поем распятие, копие, губу и трость, имиже нас обезсмертив, в древнюю паки сладости жизнь возвел еси, яко Человеколюбец: темже Тя благодарно ныне славим. В пятницу Воздержания время освящаяй, всечестный Крест видится, емуже кланяющеся днесь возопиим: Владыко Человеколюбче, того пособием подаждь прейти нам прочее время пощения во умилении, и живоносныя Твоя видети страсти, имиже избавихомся. Свет душ наших ныне зряще Христе, Крест Твой пречестный, и тому покланяющеся радостию ясно возопиим: слава Тебе, на нем вознестися восхотевый. Слава Тебе, просвещей тем всю тварь: в немже Тя непрестанно песньми славим.

Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается, и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки: одеждою облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Полезная статья?

Это и есть ответ. Бог наказывает тех, кого любит!

Бог испытывает тех, кому доверяет! Бог верит в нас, Бог верит в наше доверие к Его спасительному о нас, грешных, Промыслу, Бог верит в то, что мы, если посмели называться христианами, понесём свой крест — свои испытания, скорби, боль, обиды. Всё у меня хорошо в жизни, даже куры не мрут! Как же спастись мне? А всё просто — пока ещё есть время.

На третьей неделе говорят о страданиях Иисуса Христа, распятого на Кресте. В воскресенье в храмах во время всенощного бдения выносят Животворящий Крест, которому прихожане будут поклоняться всю неделю. Крест — символ страданий Спасителя. От него православные черпают жизненные силы в пост. Крест — напоминание о спасении Иисусом Христом человечества, о покаянии, обретении пути к спасению. Литургии на Крестопоклонной неделе проводят в среду и пятницу, а в субботу поминают усопших. Во время всенощного бдения при песнопении трижды кланяются Кресту.

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная 21 марта 2023 от admin 19 марта 2023 г. Василия Великого в сослужении братии в священном сане.

По ее окончании состоялось поклонение Кресту, а затем — молебен о воинах.

«Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная». Прот. Дионисий Крюков

Это — перенос праздников на субботние и воскресные дни. В константинопольском Месяцеслове существовал праздник перенесения частицы Древа Креста подножия из Апамеи в Константинополь, которое произошло в VI веке. По указанной выше причине этот праздник сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как праздники других Недель оформились позднее. Поскольку Неделя Крестопоклонная на довольно раннем этапе обрела свое богослужебное содержание, она в настоящее время является единственной среди первых пяти Недель Великого поста, служба которой проникнута единством содержания. Это единственная Неделя, имеющая четко выраженное попразднство в отношении содержания песнопений следующей седмицы.

Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.

Здесь он возглашает: «Премудрость, прости», после чего хор и весь храм, как правило поет тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Во время пения тропаря священник несет крест на середину храма и кладет его на центральный аналой. После этого аналой кадится с четырех сторон и начинается поклонение Кресту. Есть традиция: после каждого исполнения тропаря молящиеся кладут земные поклоны. Собственно поклонение Кресту происходит по окончании пения тропаря.

Борисова — Продолжаем программу «Седмица», в которой мы каждую субботу с помощью наших гостей стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. Вот начинается у нас неделя, где, мне кажется, такое христианское доказательство гендерного равенства, скажем так, что все святые перед Богом равны, независимо от пола и возраста. Я имею в виду воспоминания о мученице Фотине, она же Светлана, римская, — 2 апреля. Ну и о преподобной Вассе Псково-Печерской — 1 апреля. Это как раз тот самый символ гендерного равенства, на мой взгляд, по-христиански, по-православному. Но напомним сначала радиослушателям, кто такая была мученица Фотина. Собственно говоря, такая традиционная для первых веков христианства история, когда целая семья христиан пострадала — то есть при императоре Нероне сначала был выявлен «злостный» христианин сын Фотины, и за ним уже потянулась цепочка, потому что и три его брата, и мать с ее сестрами, все практически пришли к единому финалу, все пострадали от гонений императора Нерона. Но мне вот всегда было интересно: мы, конечно, ужасаемся, читая жития мучеников первых веков, потому что там очень подробно, со вкусом описано, как их там страшным образом терзали. Возможно, когда жития эти писались писались они, как правило, ближе уже к средним векам , было актуально, по-видимому, нужно было такие жестокие картины показать тогдашним, уже в значительной степени обмирщившимся христианам, чтобы они вздрогнули и как-то прониклись. Но мне кажется, для нас это не самое значимое. А самое значимое, может... Ну мы можем себе представить, сконструировать такую картину вот времена Нерона: там кожу сдирали без всякого христианства десятками на арене цирка, для того чтобы просто развлечение получить, там народ был такой присмотревшийся к этим ужасам, что его так сильно и не проймешь всякими пытками. А важно, мне кажется, другое — важно то, что происходило внутри у этих людей, и что для христиан мученичество было не столько мучением, сколько свидетельством. Почему нужно было так засвидетельствовать, что есть что-то, ради чего стоит умереть. Почему это, казалось бы, ведь вроде все были пускай язычниками, но назывались-то они религиозными людьми, почему же было это для них так важно, чтобы кто-то продемонстрировал, что за свою веру можно, не жалко отдать жизнь? Протоиерей Дионисий — В этом и есть сила христианства, что люди проповедуют не только словами, но главное, своей жизнью. А что проповедуют? А проповедуют то, что есть ценности выше, чем это земная жизнь со всеми ее благами и жизнь сама по себе, что есть жизнь важнее жизни, которая начинается уже после смерти. И в этом смысле христиане уподоблялись Христу, Который пошел ради людей на смерть, но таким образом открыл Царствие Небесное. Борисова — Ну, собственно, это то самое евангельское слово, о котором мы говорили, вспоминая воскресное чтение. Борисова — По сути дела, отвергнись себя, возьми крест свой. И кто захочет душу свою сохранить, тот ее потеряет, а кто ее потеряет ради Евангелия и Христа, тот обретет. Протоиерей Дионисий — Тот обретет. И христиане, конечно же, эти слова Христа все время имели в виду, для них это была путеводная звезда, как, надеюсь, и для современных тоже христиан. Потому что мы все время должны себе напоминать, что есть ценности выше, чем наша обычная жизнь. Борисова — Вот мне хочется на этом сделать акцент. Поскольку мы живем в обществе, в представлении которого самое ценное — это жизнь человека. И мы в разных вариациях, по разным поводам слышим это с утра до вечера каждый день. Ну это и по поводу того, что нужно вот помогать больным, и вот дети, вот нужна операция, давайте соберем деньги — все это правильно и верно. Но все это смещает какие-то акценты очень важные у нас в голове, и мы начинаем относиться жизни как к священной корове. Жизнь — это очень важно, это то что каждому понятно и не нужно объяснять. Но мы перестаем понимать, что есть вещи, за которые жизнь можно отдать — вот просто сам пошел и отдал. Ну и еще, кстати, есть перемычка между тем, о чем вы говорили в понимании жизни как ценности. Чужая жизнь — это безусловная ценность для тебя должна быть, ровно такой же, ради которой ты свою жизнь не будешь ценить, то есть жизнь ради Христа и ради ближних — это как раз возможность своей жизнью пожертвовать ради них. И обратим внимание, что многие моменты, которые нам кажутся в христианстве традиционными и обычными, на самом деле нами окрашиваются в другие цвета. Нам кажется, что мученики — это пассивные мученики, их просто вот схватили, отвели и умертвили; что смирение — это тоже состояние ничегонеделания. Но мне кажется, это так же, как и смирение — состояние активности, это состояние как бы внутреннего предстояния и свидетельствования, точно так же и мученичество — это активное состояние, при котором человек горит любовью, он ее демонстрирует, он ее проявляет. И если бы не тысячи мучеников, то, в общем-то, Церковь, может быть, и не смогла бы распространиться, потому что это и есть действенное свидетельство того, что Церковь жива, и то что Христос действует через этих святых. Борисова — А теперь давайте поговорим о моей любимой святой — преподобной Вассе Псково-Печерской. Вот в детстве у нас говорили: «1 апреля — никому не верю». А мы 1 апреля вспоминаем женщину, которая всей своей жизнью засвидетельствовала, что такое вера. И даже после смерти Господь так устроил, что ее мужу было явственно показано, как нужно обойтись с ее мощами, по сути, поскольку он ее два раза пытался по-христиански похоронить. Муж был священник. Протоиерей Дионисий — Давайте не будем интриговать, а сразу расскажем, что мы имеем в виду. Это действительно необычная очень история, про то, что преподобная Васса является одной из основоположников... Борисова — Не одной, а именно первых монахов, которые там в отшельничестве занимались много веков назад, никто поименно кроме Марка не помнит. А пришедшие на это место намоленное священник... Протоиерей Дионисий — Иоанн. Борисова — Иоанн и его жена Мария, они, собственно, были первыми, кто остался в истории Псково-Печерского монастыря. А она была первой, чьи мощи оказались в пещере. Протоиерей Дионисий — Да, это к разговору о том, что какова роль женщины в церковной истории. Действительно, она, с одной стороны, она была просто матушкой. Борисова — Да. Протоиерей Дионисий — Но, во-первых, она какой была матушкой и у какого батюшки. Это священник, который был направлен изначально в Дерпт, современный... Борисова — Тарту. Протоиерей Дионисий — Тарту, да, для того чтобы проповедовать христианство. Но такой, в общем, начался ад, что ему пришлось оттуда бежать, там были бесконечные казни. И, в общем-то, Псково-Печерский монастырь, эта территория не так далеко, там они в уже существовавших пещерах начали вместе со своей супругой копать и строить церковь. Борисова — Ну там у них дерево просто обрушилось, собственно, открыло вход в эту пещеру, где когда-то давно подвизались пещерники, потом засыпало землей, наросло там всякой растительности. Они начали строить церковь — обрушилась половина этого берега, и вместе с деревом здоровенный ком отвалился, и открылся вход в пещеру, которая была там изначально. Протоиерей Дионисий — И вот священник со своей супругой стали строить там церковь в честь Успения. И, в общем, в конце концов матушка Мария уже на пороге своей смерти она приняла монашество с именем Васса, и была там и погребена. И дальше вот как раз началась та история, которую вы... Борисова — Первое монастырское чудо. Ну, собственно, Псково-Печерскую Лавру многие, я думаю, наши радиослушатели знают по прославленной книге владыки Тихона Шевкунова «Несвятые святые», там много всего интересного написано про этот монастырь. Но он начался вот с этого чуда. Потому что отец Иоанн хотел, естественно, похоронить свою усопшую супругу, и ничего у него из этого не получалось. У него все время гроб каким-то удивительным образом из могилы как бы выступал. Пока не было откровения, просто уже в лоб пока ему было объяснено, что не надо ее пихать в землю, потому что там не просто тело, а это святые мощи. Протоиерей Дионисий — И в конце концов они были расположены у входа в эти пещеры и там находятся. И даже был случай, когда во время нападения некий ливонский рыцарь захотел открыть крышку от гробницы, но был попален исшедшим огнем, который оставил свой след на гробе. Борисова — Надо сказать, что вообще вот эта пара, сама история их жизни, она такая удивительно промыслительная. Потому что ведь в этом самом Дерпте погиб Исидор и 72 его прихожанина — их просто утопили в проруби, причем так, чтобы проникнуться, что это не просто вот, а еще и в холодной воде. И потрясение от этого было настолько велико... Вот мы говорили о мучениках — ведь вот что важно, важно, наверное, не слепо идти за кем-то, чтобы повторить его подвиг, а прочувствовать, куда тебя воля Божия ведет. Ведь на самом деле отец Иоанн мог остаться в том же Дерпте, они с матушкой точно так же могли в этой проруби погибнуть. Но вот в тот момент они испугались, и они из этого Дерпта ушли.

Неделя Крестопоклонна

При этом мы реже думаем о самопожертвовании во имя Господа, но чаще о тех трудностях, великих и малых, которые выпадают нам на долю. Мы не можем понять, почему наши скорби спасительны для нас? Почему нельзя двигаться по жизни без креста? Да потому, что жизнь в этом лежащем во зле мире в принципе есть жизнь, исполненная скорби. Жизнь, с ее зыбкой почвой опасностей, соблазнов и пороков, напоминает болото, которое постоянно грозит поглотить человека, увлечь в свою трясину. Обычно люди либо прыгают бездумно с кочки на кочку, либо ищут место посуше, поудобнее; но и тех и других эта «дорога» приводит к трясине, из которой нет выхода. Другие пытаются найти путь собственными силами. Они — кузнецы собственной жизни и счастья — самоуверенно ступают в болото и говорят: «Мы сами проложим дорогу к прекрасному будущему! Никто не даст нам избавленья! Кончают они тем, что вместе со своим человеческим стадом забираются в ту же трясину.

Слабый и ограниченный человек никогда сам не найдет настоящего пути в жизни. Его самостоятельный путь всегда будет лишь путем к смерти. Остается одно: взять свой крест и следовать за проводником, за Господом. Правда, та дорога, которой Господь ведет человека по жизни, тяжела и опасна. Но и тогда, когда она кажется невыносимой, не следует выпускать руки Господней, ведущей и поддерживающей нас. Крест есть у всякого человека.

По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия».

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом.

Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.

Кому нужна Его чистота и правда? Кому нужен Его свет?.. Мы могли бы тогда прислушаться к жизни и попробовать услышать не тот громкий гомон земной, который нас глушит, а те голоса, которые поднимаются в мольбе, в тоске, в радости, и отозваться на них. Мы могли бы спешить к Богу и к людям одновременно; и тогда мы были бы и с Ним, нося Его Крест, — потому что Его Крест — это Его любовь, готовая всем пожертвовать ради нас, — и могли бы следовать за Ним и в то же время забыть о себе, будучи поглощенными заботой о других: заботой не только нашей, а Христовой... Подумаем над этим и услышим Христа, говорящего нам: Будь Мной среди народа Моего, — и тогда легко будет, может быть, хоть на мгновение о себе забыть и вспомнить о ближнем вместе с Богом.

Оптина пустынь

О третьем воскресенье Великого поста в Постной Триоди (книга, где содержатся порядок и тексты богослужения) написано: «Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста». Неделя 3-Я великого поста, крестопоклонная. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. На третьей «неделе» (в третье воскресенье) Великого Поста совершается поклонение Распятию Господа – а последующие шесть дней именуются «Крестопоклонной седмицей», которая является четвертой из шести, составляющих Великий Пост.

Крестопоклонное воскресенье Великого поста

Отсюда пошло название предстоящей недели – Крестопоклонная, т.е. неделя, в которую все верующие христиане призываются к особому почитанию Честного и Животворящего Креста Господня. На исходе третьей седмицы Великого поста в середине Святой Четыредесятницы Церковь Святая совершает чин выноса Животворящего Креста Господня для поклонения верующих. В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Третья неделя Великого поста Крестопоклонная.

Третья неделя Великого Поста 2024: Крестопоклонная, что надо знать Неделя пятая Великаго поста, прп. Марии Египетской, глас 5. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ.
Особенности Крестопоклонной недели в 2023 году: какие виды крестов признают православные христиане КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ — [греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως; слав. ], 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих.
Оренбургская епархия РПЦ – Не напрасно Крестопоклонная неделя Великого поста находится посередине этого трудного и важного пути.

Проповедь в Неделю 3-ю Великого поста

19 марта 2023 года, в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил Литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. 7 апреля, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Благовещение Пресвятой Богородицы, Божественную литургию возглавил ключарь собора иеромонах Иларион (Хроль). Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). О третьем воскресенье Великого поста в Постной Триоди (книга, где содержатся порядок и тексты богослужения) написано: «Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий