Дни Великого поста готовят нас к Светлому Христову Воскресению через воздержание в словах, делах, еде и через покаянные богослужения.
Главные молитвы на каждый день Великого поста для россиян – и молитва святому Ефрему Сирину тоже
Утренние молитвы на каждый день. Пост не является обычной диетой, поэтому невозможен без прочтения молитв. В Великий пост стараются каждый день посещать церковь, исповедоваться, каяться и обязательно ежедневно утром и вечером молиться. Во дни Великого поста в храме совершаются богослужения с земными поклонами и особыми молитвами и песнопениями, которые установлены для этого времени.
Каким шести святым необходимо молиться в Великий пост
Мы приведем молитвы на каждый день, которые читают во время Великого поста. Еще одна постная молитва, которая только в этот период читается каждый день в течение Великого поста, это молитва святому Ефрему Сирину. Великий пост Великий пост для православных начинается в 2023 году 27 февраля и продлится до 15 апреля включительно. Новости. Знакомства. Утренняя молитва во время Великого поста. Молитва о прощении грехов на каждый день.
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
Читаются Часы Пасхи до утра субботы Светлой седмицы включительно. Мариино стояние богослужение 5-й седмицы Великого Поста Это богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской — удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния. Память святой Марии чтится 14 апреля, в воскресенье и четверг 5-й седмицы Великого Поста. Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина В Великом посту эта молитва читается в храме на Часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы.
Великий канон свт.
Онлайн требуется установить Яндекс. Браузер Дорогие друзья Мы не просим у вас милостыню.
Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы.
Слово в субботу 1-й недели Великого поста И рече к ним: желанием возжелех сию пасху ясти с вами. Празднику духовному духовная и трапеза, без сомнения, преимущественно приличествует.
Но и телесной праздничной трапезы не отвергает праздник, даже духовный: потому что мы не бестелесны, потому что нас учат прославлять Бога не только в душах, но и в телесех наших, и, аще ямы, аще пием, и сие в славу Божию творити см. Была некогда, и ныне есть, торжественная трапеза телесная, только не просто телесная, которой желал вкусить и не стыдился изъявить сие желание даже Неимеющий нужды ни в какой трапезе, потому что Сам дает пищу всякой плоти Пс. Желанием, — говорит, — возжелех сию пасху ясти с вами. Ныне мы празднуем блаженную память святителя и чудотворца Алексия.
Какою же трапезою почтим сей праздник? Попечению о трапезе телесной не противоречит ли постное время? Трапезе духовной не воспрепятствует ли наша духовная скудость? Затруднение прекращает сей же самый чин церковных времен, который ныне преимущественно вам открывает торжественную, не только духовную, но и Божественную трапезу, и, конечно, нет другого дня в году, в который бы столь многие присные Богу наслаждались Божественною трапезою, как в нынешний.
По увещанию Евангельскому не станем пещися и молвити о мнозе см. И те, которые не последовали еще сему зову, да слышат наше радостное исповедание и да поревнуют нашему благополучию: да приидут, и вкусят, и видят, яко благ Господь Пс. Если бы человек, высший тебя званием, тобою и всеми чтимый по достоинству и добродетели, к которому войти в близость и знакомство ты и сам себя не удостоил бы, сверх чаяния взыскал тебя, принял дружелюбно и пригласил к своему столу, как охотно ты поспешил бы на сей зов, с какою радостию возвратился бы, с каким удовольствием говорил бы в кругу искренних твоих о угостителе и угощении. Что сказать, если бы так поступил царь, и притом не с каким-нибудь избранным служителем своего царствия, но с рабом, и еще с виновным и достойным осуждения смертного?
Но как еще малы сии примеры для уподобления тому, что происходит между Христом и христианином! Царь Небесный, Сын Божий и Бог не только посылает Своих рабов и служителей, но и Сам сходит на землю, для тебя и для меня, ибо как для всех человеков без изъятия, то, конечно, и для тебя, и для меня, и все равно, как если бы именно и единственно для тебя и для меня, — для нас, рабов низшей и малой области безмерного Царствия Его, и притом для рабов греха, для потомков преступника Адама, которые в беззакониях зачинаемся, во грехах рождаемся, живем, естественно, не лучше своего рождения, потому что жизнь наша еще в прародителях, не хотевших довольствоваться благословенною райскою пищею, отравлена хищным вкушением запрещенного плода, — для нас приходит Небесный Угоститель и не только питающую и услаждающую, но и врачующую и животворящую трапезу Сам учреждает, Сам призывает к ней, и Сам преподает нам то, что уготовал нам в пищу и питие. Приимите, — глаголет, — ядите… Пийте от нея вси Мф. Глаголет и ныне, и для нас то, что некогда изрек апостолам: потому что слово Его бессмертно и всегда действенно.
Здесь можно спросить, что достойнее удивления: счастие ли тех, которые вняли сему гласу Его, или невнимание тех, которые сами себя лишают сего счастия? И что предлагает нам на Своей трапезе Небесный Угоститель! Все, что нашли бы вы на самой великолепной трапезе царя земного, избранные произведения земной природы, многодельным искусством устроенныя в пищу и питие, которые, однако, изящны только до употребления, а после употребления идут в тление, наравне с черствым хлебом нищего, — все сие было бы недостойно Царя веков нетленнаго 1 Тим. Что ж?
Не соберет ли Он всего, что еще прежде тления греховного Сам, как Творец, положил в природе вещей, способнейшего к питанию и услаждению? Не извлечет ли из глубины ее всех сокровищ благотворной и врачебной силы, которых так малые виды, веками, с трудом, наугад, отыскивают врачи земные? И сие было бы недостаточно и для щедрости Учредителя таинственной Трапезы, и для потребности причастников ее: потому что Божественная только пища может истинно питать, и только Божественное врачевство врачевать болящую душу человека, которая по началу своему есть дыхание жизни от уст Божиих.
Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом. К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим.
В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой. Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью. Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням. Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас. Его принято было очень сильно разводить водой. Неразбавленноеже то, какое мы знаем сейчас пили только «варвары», язычники. Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической.
Рецепты блюд на каждый день: Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим. При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов. Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено. Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев. Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла.
Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу. Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название. Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде.
Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар. Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст. Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества.
Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома. Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно.
Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день. В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека.
Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне.
Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе.
Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека.
Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние?
Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим.
Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа.
От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно.
Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор.
Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее.
Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св.
Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт.
Молитвы Великого поста
Всё свободное время в Великий пост стоит посвящать молитвам и молитвенным размышлениям, чтению Священного Писания. Вечером в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В дни Великого поста молитвам нужно уделять гораздо больше времени, чем в какое-либо другое время в году. Во дни Великого поста в храме совершаются богослужения с земными поклонами и особыми молитвами и песнопениями, которые установлены для этого времени.
Как молиться на первой неделе Великого Поста. Молитва Ефрема Сирина. Великий покаянный канон.
Всё свободное время в Великий пост стоит посвящать молитвам и молитвенным размышлениям, чтению Священного Писания. Утренние молитвы на каждый день. Пост не является обычной диетой, поэтому невозможен без прочтения молитв. Молитвы в великий пост на каждый день — что читать дома во время поста. Какие же молитвы в Великий пост предпочтительно читать каждый день? Великий пост длится 40 дней.
Как правильно молиться дома в пост, чтобы ваши просьбы были услышаны
Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре. Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности.
Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.
Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение. Мы уже говорили о нем. Оно, прежде всего, — победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем.
Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым. За целомудрием и смирением естественно следует терпение. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения.
Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной. Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.
Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта. Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы Ефрема Сирина, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего».
Это: дети и пожилые люди. Людям с определенными заболеваниями тоже можно воздержаться поста. Запреты в еде касаются, например, не употребления в пищу еды животного происхождения, употреблять алкоголь. Важно также не ругаться, не завидовать людям, и не таить в себе обиды.
Лучше воздерживаться от развлечений и веселья во время многодневного поста. Это подготовка христиан к празднованию Пасхи.
Но некоторые пытаются изменить этим обращением свою или чужую судьбу, хотя такой подход не совсем верен, сообщил glazoveparhia.
В правильном варианте молитву читают, чтобы побороть зло в своей душе, избавиться от ревности, зависти, лжи, лени и заносчивости. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень!
Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь», — гласит текст. Молитвенное правило, которое стоит совершать дома в Великий пост, составил преподобный Серафим.
Он советовал делать это три раза в день. Начинать нужно с трехкратного прочтения «Отче наш», после чего столько же раз произносить «Богородице Дево, радуйся» и один раз символ веры «Верую…», объяснил moe-online. За исключением суббот и воскресений, завершать правило рекомендуют молитвой Ефрема Сирина.
А после обеда и перед сном преподобный советовал обращаться к Божьей Матери. Во время молитв нужно осенять себя крестным знаменем: для этого кончики трех пальцев складывают в «щепотку» и касаются ими лба, живота, правого и левого плеча.
Чистоту души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. О Царь и Господь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать моего брата; потому что Ты благословен во веки веков. Стоит посвятить больше времени молитве и своему духовному развитию. Третья седмица Великого пост а — это не только поклонение кресту Господню, но и время подумать, что этот символ значит для каждого христианина. Искупительный крест у каждого свой, и нести его — значит следовать за Христом. Это значит осознать свою боль и страдания, но не забывать при этом о боли и страдании Господа. Ведь дело спасения верующего начинается с отвержения своей греховности и себя.
В эти дни можно и нужно прощать обиды. Нельзя продолжать лелеять их, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Особое значение имеет усиленная молитва. И в третью неделю Великого поста нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Все богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение этого периода — покаяние. Есть службы канон Андрея Критского, Литургия преждеосвященных Даров, Пассии, богослужения Страстной недели , на которых православным верующим надо побывать непременно. В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Как говорят священнослужители, нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. И провести их надо так, чтобы встретить праздник с чистым сердцем.
Исключены мясо и хлебобулочные изделия, приготовленные с добавлением жиров и сливочного масла. Также под запретом яйца, рыба и молочные продукты. Православные верующие, у которых есть хронические заболевания — в том числе онкологические больные, люди с нарушением обмена веществ, больные сахарным диабетом — могут не соблюдать пост или соблюдать его не в полном объеме. Это касается и пожилых людей, беременных и кормящих женщин, маленьких детей, школьников и студентов, а также верующих, которые занимаются тяжелым физическим трудом или находятся в пути. В третью седмицу Великого поста по-прежнему следует избегать любых развлечений, запрещено употребление табака и алкоголя.