Михаил Жванецкий на Конгрессе интеллигенции России, 1992 год. Михаил Жванецкий – о Борисе Ельцине. Когда создавалась экспозиция Музея первого президента России, наша съёмочная группа записала монолог сатирика, писателя Михаила Жванецкого. Михаил Жванецкий. А юмор – это жизнь! – название выставочного проекта галереи ARTSTORY, посвящённого 90-летию со дня рождения Михаила Михайловича Жванецкого (1934 – 2020).
«Добились»: как ровняют место, где была Россия
разровнять то место, где была Россия, и построить что-то новое. Михаил Жванецкий о жизни в СССРСкачать. Михаил Жванецкий. А юмор – это жизнь! – название выставочного проекта галереи ARTSTORY, посвящённого 90-летию со дня рождения Михаила Михайловича Жванецкого (1934 – 2020).
Жванецкий дал совет Пугачевой: «Алла, ничего не делай. Страна сама к тебе придет»
Forbes Культура «Нормально, Григорий! Отлично, Константин! Они были тем же, чем становились в разное время фразы из культового кино. Когда не надо ничего объяснять, а можно просто сказать: «Не мы такие, жизнь такая». И собеседнику сразу понятно, что ты и порочность ситуации признаешь, и не гордишься собственным цинизмом, но и не проклинаешь себя. В конце советской эпохи человеку приходилось много с чем мириться: и с жизненными ситуациями, и с собой в них.
С 1988 по 2020 год занимал должность художественного руководителя Московского театра миниатюр. Прославился благодаря исполнению собственных произведений и телепередаче «Дежурный по стране». Скончался 6 ноября 2020 года в возрасте 86 лет.
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. В день 90-летия писателя на доме по адресу Лесная улица, 4 в Москве, где Жванецкий прожил тридцать лет, была открыта мемориальная доска. Сегодня это отдельные афоризмы и фразы из монологов Михаила Жванецкого, как всегда злободневные и пропитанные глубоким смыслом, хоть и были написаны много лет назад. Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну. Наша власть всегда путала причину и следствие. Она придвигала к народу динамики, а надо было придвигать микрофон. Патриотизм — это чёткое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, почему мы должны жить хуже других. Что делает дурак: вместо теории относительности изучает национальность Эйнштейна.
Ругать его очень опасно: во-первых, сразу же запишут в тупицы; во-вторых, определят в ватники, совки, сталинисты, шовинисты, черносотенцы и антисемиты. Но попробуем. Сейчас 5 часов лететь через Минск. Вначале мы им сделали гадость, потом они нам сделали гадость… Сейчас соревнуемся в этих гадостях! Как он тогда это комментировал?
А именно — бить в одну точку. Бить и бить… Чтоб выйти из состояния ремонта и перейти к состоянию строительства. И строить чего получится, но до конца. И постепенно заменять своим, не устраивая показательную голодуху с пайками для начальников. Ибо уже некому объяснить губернатору, как устроен пульверизатор. А если у меня жена украинка, хотя русская, мне надо объяснять, откуда она взялась? Из Одессы.
Кого мы ловим среди своих? Опять половина сидит, половина охраняет, потом меняется.
«Тоскливая неуместность». Почему памятник Жванецкому в Ростове вызвал скандал на всю страну
Правительство как всегда более цветное — там есть характеры. А в парламенте — нет. Ну, разве что Жириновский там чего-то. Говоря о патриотизме, он с неудовольствием отмечал «трескучие шумные фразы» «профессиональных патриотов»: «Они почему-то получаются без юмора — я имею в виду профессиональных патриотов, которые работают патриотами, — они получаются без юмора и, извини меня, без секса.
Они не сексуальные и без юмора. Весной его концерты отменили из-за коронавируса, а летом он признавался, что чувствует себя плохо и никуда не выходит. В октябре он объявил об окончании концертной деятельности, спустя месяц, 6 ноября, умер.
Цитаты из его произведений превратились в фольклор и перестали восприниматься как авторские. Гораздо хуже, когда над тобой плачут», «Никогда не преувеличивайте глупость врагов и верность друзей», «Одно неверное движение — и ты уже отец», — эти фразы из произведений Жванецкого знакомы многим. Может быть, это и есть высшее признание таланта — не зря ведь в русском языке само понятие фольклора так тесно связано с народной мудростью.
Он часто сам выступал со своими монологами, но никогда не был юмористом в том смысле, которое создало российское телевидение. Его произведения — это не шутки о сиюминутном, которые перестают быть понятными уже через месяц, и не пародии, которые возбуждают смех похожестью на жизнь. Сегодня некоторые говорят, что по произведениям Жванецкого в будущем можно будет изучать Россию его времени.
Конечно, сатирик часто шутил на актуальные темы: например, высмеивал погоню современного телевидения за рейтингами «это не для умных, это для всех» , интерес к политической жизни других стран, нередко сопровождаемый неграмотностью в этой сфере «Я слышала, у Рейгана неприятности. Что ли он какие-то документы украл, а Кеннеди семью бросил, где-то пропал» или алкоголизм «Кто я такой, чтобы не пить?
Все юмористы, практически все- евреи, они же поносят и осмеивают нас…русских, нашу культуру, наше прошлое и будущее, а мы им платим деньги, приходим на их концерты и унижая себя- ржем…кто ж мы после это??? Ответ den 06. Мы такой смешной и чудной народ. Свою интеллигенцию вырезали под корень, по спискам расстреливали, чтоб кого не пропустить случайно, а теперь плакаться, что некому шутить.
Ты мчишься с автоматом, в компании таких же. В Киплинга я прочитал - удивительный писатель, гениальный - "железная свобода армии" называет он такие вещи. Поэтому наши люди, те, которые воюют сейчас, не хотят возвращаться, они хотят этим заниматься дальше", - рассказал писатель-сатирик. Как это комментировал Жванецкий, смотрите на видео.
А донос на заместителя министра? То есть 2-3 человека — и сидит. Я считаю, что от этого- я серьезно говорю — от этого такая любовь к Сталину по памяти тех, кто выжил из тех, кто доносил. Ощущение участия в управлении страной. Познер: А как ты понимаешь власть? Власть — это что? Жванецкий: Власть все время делает вид, что она знает то, чего ты не знаешь. Какое-то время я верил. Потому что у них карты, флажки, они же стрелы вот эти, боевые действия — они же знают, чего здесь нет, чего там нет… И мне все время казалось, что они знают. Потому я понял, что я знаю не меньше их, потому что это все через меня проходит. Жизнь проходит через меня, управление страной проходит через них. Но власть нужна, чтобы я почувствовал себя защищенным. Сейчас власть такая, что я себя защищенным не чувствую. Что такое власть? Ну, не управдом, так ЖКХ. Его главная задача — меня защитить, если здесь тяжело, если просто убивают на улице, если просто грабят, если просто скручивают шею, то меня надо защитить. Потом лечить, но, прежде всего, защитить. С защитой они не справляются, поэтому сказать сегодня, что такое власть, не могу — это вид бизнеса, видимо. Познер: Скажи, ты грустный человек вообще? От таких вопросов станешь грустным. Познер: Всегда был грустным? Вот, вспомни. Жванецкий: Да, всегда, конечно. Ну, я когда выпью и когда почувствую рядом, ну, скажем, женский смех — не будем превращать это в физическое ощущение — во-первых, появляется у меня какая-то целеустремленность, во-вторых я становлюсь тогда легким и веселым. Но это, в основном, должно быть женское общество. То есть мой идеал компании — мужчины знакомые, женщины — незнакомые. Себе аплодирую. Это ведь самое лучшее, что может быть в жизни мужчины. Познер: Должен согласиться, да. Деваться некуда просто. Вообще, к женщинам у тебя отношение… На мой взгляд, замечательное. Жванецкий: Замечательное просто потому, что и реакция, и эмоциональность, и все, что я делаю, больше адресовано к ним. Вот мужчина сидит и задает мне вопросы, что такое власть? Мужчина сидит, задает вопросы, а как сейчас со свободой? Женщинаникогда не задаст такой вопрос. Познер: А что она спросит? Ну, гораздо теплее и необходимее для тебя. Кстати, женщина, как ты понимаешь, между прочим, лечит лучше, если ты ей скажешь. Мужчина не знает, отчего у него болит голова. Мужчина не знает, отчего что-то происходит — вот, сердце начинает биться — он спрашивает у нее, и она почему-то знает. Ты, Володя, больше думаешь над следующим вопросом, чем слушаешь мой ответ. Познер: Нет, я слушаю тебя и пытаюсь… Хорошо, смотри. Ты — консерватор? Жванецкий: Я — наверное, да. Познер: Или ты реформатор? Жванецкий: Откуда я знаю? Ну, называли часто, какие-то направления в моем деле, в эстрадном, которым я занимался — что я что-то такое создал. Но это я невольно совершенно. Это не я, это, наверное, вопрос таланта. Если говорить о работе. После того, как я создал это новое направление, я стал консерватором. Познер: Скоро день рождения Аллы Борисовны Пугачевой. Вы дружите? Познер: Что ты ценишь кроме голоса, который все ценят? Жванецкий: Мне кажется, что голос и талант ей просто были даны для знакомства с этим народом. А потом она пошла дальше. Вот я видел, когда был путч, и мы в Одессе, и она на пляже подняла людей. Познер: Это в 1991 году? Давайте все в воду! Она так иронически относилась к этому путчу, к этим всем крикам. Но самое главное — я увидел, как ей подчиняются эти толпы. Она шла, окруженная огромной толпой. И я тоже шел там рядом. Перешли на другой пляж. И в этом тоска нашего человека по сильной женской руке. Сильную мужскую руку они уже испытывали. Познер: Вообще Россия — страна женская? Жванецкий: Мне кажется, да. Я чувствую, люди тоскуют по женскому управлению, по женской руке. Вот, в любви к Алле Борисовне. Ты знаешь, перестанет она петь — она не станет менее популярной совершенно. Потому что уже последнее время я не скажу, что были особенно какие-то хиты новые, а все равно — обожание со всех сторон. Внимание к ее жизни, внимание ко всем извивам этой личной жизни. Но в основном — тоска по сильной… по характеру женскому. По этой женской харизме. Женщин-красавиц полно, с харизмой — единицы. Познер: Ты сказал, что она с иронией относилась. Вообще, ирония не очень как-то в ходу у нас. Жванецкий: В последнее время просто публика отвыкла совершенно. Принимает все всерьез и все в лоб. Извернулся — дал в лоб, пошутил… Смешно. А если ты говоришь иронично о чем-нибудь, ты же не серьезно говоришь — ну, пойми это! Я же не серьезно! Я вообще большую часть говорю не серьезно! Вот ты пару вопросов задал, где серьезно — и я просто в тупик. А иронично — это моя область. Познер: Когда ты говорил, что ждешь от кризиса много хорошего — это была ирония? Жванецкий: Конечно, была ирония. Познер: Нет, не понимаю. Жванецкий: И я не понимаю. Это, вот, я сделал — оно обязано выйти это кино, даже если это дерьмо дикое, которое чаще всего и бывает. Но отбить затраты — значит, кино выходит. Значит, выходит все. Спектакль выходит, чтобы отбить затраты. Познер: А кризис это прекратит, ты говоришь? Теперь я думаю, что не будут вкладывать деньги в барахло всякое — что теперь деньги, наверное, приобрели другую ценность. И я сам чувствую. Сейчас я приехал из Краснодара, сейчас я приехал из Днепропетровска. Огромные толпы людей на концерт идут, хотят услышать то, что говорю я. Познер: Значит, ты не потерял публику? Был разговор такой, вроде бы стали меньше ходить, меньше реагировать? Жванецкий: Мне не приходится ее искать. Потерял, потом вернулся на то место, где я ее потерял — и она там еще лежит. Познер: Ты что-то сказал где-то, что ты рабочих потерял, что рабочих больше нет. Я сказал где-то, что мне не хватает… И всем нам не хватает не рабочих — не хватает инженеров, не хватает ученых молодых. Это были мало оплачиваемые советские люди, но очень умные. Познер: Которые уехали многие? Жванецкий: Которые уехали. Огромное количество уехало. Но они заполняли зал. Познер: Они уехали за деньгами что ли? Жванецкий: А почему бы им не уехать за деньгами? Во-первых, они уехали за деньгами — раз. Во-вторых, они уехали за хорошим оборудованием — два. В-третьих, они уехали за огромным уважением — три. В-четвертых, они уехали туда, куда уже уехали многие. А это ж всегда вопрос стадный. От чего уехали? У тебя есть на это ответ? Жванецкий: Есть на это ответ. От жлобства. Не от нищеты, не от еды. Давайте мы вам привезем какой-нибудь фильм о жизни там, давайте мы покажем. Вы сумеете, вот лично вы там приспособиться? Или вам будет тяжело? И вот уезжали люди не за колбасой, они уезжали от жлобства. Познер: А чего ты не уехал от жлобства? Жванецкий: Ты понимаешь, самое главное — черт с ним, с голодом. Но жлобство, когда тебе говорят в лицо или не берут из-за национальности, или ты… Знаешь, каждое предприятие, каждое учреждение — суд, райком партии — суд, при ЖЭКе — суд. Куда бы ты ни попал, всюду тебя судят. Вот от этого люди уезжают — невозможно было вынести. Познер: Но ты-то не уехал от жлобства? Я не уехал, потому что для меня этого было мало. Жлобство — этого было мало, чтобы я расстался со своей страной. Меня здесь слишком много связывает: меня великая литература связывает, я здесь почувствовал успех, я почувствовал вот эту огромную связь. Ты знаешь, я где-то писал, что я обожаю не веревки, а нити. Вот веревки, которые меня связывали с этой родиной — черт с ними. Но нити у меня были сильнее. Я не могу в этой стране жить. Я не могу слышать их, я не могу видеть, я не могу это радио слышать. А меня здесь запрещали, а я — все равно, я остался здесь. Ты представляешь? Она уехала, я остался.
Жванецкий: "Моя мечта - разровнять место, где была Россия и построить что-то новое"..
Михаил Жванецкий — все самые свежие новости по теме. 17.03.2004 МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ не нуждается в представлении. Популярный писатель Михаил Жванецкий называет воссоединение Крыма с Россией «гадостью» и никак не осудил массовое убийство людей в своей родной Одессе. «Там, где русским и России боязно ударить в лицо, можно вполне безнаказанно плевать на спину. Михаил Жванецкий сегодня — В Ростове-на-Дону открыли памятник сатирику Жванецкому. Вдова Михаила Жванецкого одобрила идею сделать квартиру сатирика общедоступной.
«Тоскливая неуместность». Почему памятник Жванецкому в Ростове вызвал скандал на всю страну
не верю". Крянизм_205. На юбилей Жванецкого. Михаил Онуфриенко — Видео. Россия. Михаил Жванецкий говорил только о сегодняшней постсоветской России. Михаил Жванецкий о стремительных переменах. Жванецкий всегда говорил, что у него две родины — Россия и Украина. Писатель и артист Михаил Жванецкий 17 лет вёл телепередачу "Дежурный по стране", в которой отвечал на самые острые вопросы, волновавшие буквально все слои населения.
Михаил Жванецкий: Политика надоела жителям и России, и Украины
Даже самые последовательные сторонники произошедшего пять лет назад переворота и новой украинской власти стали уставать от огульной травли всех, связанных с Россией. Одесса превыше Майдана Комментарии под записью Стерненко буквально искрятся от той ненависти, которую к своему соратнику испытывают одесситы-майдановцы, не согласные с позицией активиста. Послушай-таки меня. Бороться с 85-летним стариком, которого Одесса в СССР не принимала, и он был вынужден переехать в Москву, это последнее дело. Жванецкий никоим образом не изменил Украине и городу, где родился и по полгода живет. Я думаю, что перед выборами тебе и тем, под кем ты, этого как раз и не нужно», — пишет Стерненко одесский фотограф Борис Бухман. А один из лидеров одесского «Евромайдана» Марк Гордиенко и вовсе упрекнул Стерненко в низком уровне культуры.
Он в ряду Рибаса, Ришелье и Воронцова. И ему мерки и оценки современников — настолько пустое, он уже часть и ее лучшая и великая часть истории», — подчеркнул Гордиенко. Примечательно, что даже комментарии на украинском языке свидетельствуют — многие жители Одессы стали не на сторону бывшего лидера одесской ячейки запрещенного в РФ «Правого сектора». Я люблю свою родину. Но мальчик-патриот Стерненко, кто ты такой в моем городе, чтобы решать, кто тут кому что будет разрешать? С какой школы?
Где ты жил до Одессы?
В Одессу семья вернулась после освобождения города в 1944 году. Позже он признавался, что никогда не мог видеть крови, а смерть вызывала панику и злость. Мне кажется, другое», — говорил сатирик. Еще в студенческие годы он увлекся самодеятельностью и начал писать. Свои монологи и миниатюры он нередко исполнял в студенческом театре «Парнас-2», там же выступали Роман Карцев и Виктор Ильченко , последний после учебы работал вместе с Жванецким в Одесском порту. Тот взял несколько произведений Жванецкого в репертуар театра, а вскоре пригласил его на должность заведующего литературной частью. Райкин позже вспоминал, что «как завлит Жванецкий никуда не годился», потому что ему не хватало «дипломатичности, терпимости и элементарной усидчивости». При этом он всегда высоко ценил его литературный дар.
В Ленинграде впервые прозвучали легендарные миниатюры «Авас», «Дефицит» и «Век техники». После ухода из театра Жванецкий вместе с Карцевым и Ильченко вернулся в Одессу и создал там театр миниатюр. Известность пришла к нему после выступления в московском театре «Эрмитаж», туда Жванецкого пригласили в 1972 году. Фото: PhotoXPress. Их же сатирик считал причиной того, что многие уехали из России. Жванецкий рассказывал, что во времена, когда его произведения запрещали, уехала женщина, которую он любил. Она звала Жванецкого с собой, но он не смог уехать из своей страны.
После соприкосновения с ним всегда оставалось нечто светлое, оптимистичное, хотя он в своих произведениях был очень жестким. Вот этот портфель потертый, мне кажется, олицетворял его целостность какую-то.
Мне кажется, он никогда не изменял своим идеалам, своим взглядам на жизнь. В этом смысле он сохранил эти идеалы, эти взгляды на жизнь, как тот старый портфель, который он с собой носил. С точки зрения того, как он стал популярен, здесь имею в виду популярность в широком смысле этого слова, а не у московской и питерской интеллигенции, безусловно, это телевизор, он, как Высоцкий, был популярен практически у всего народонаселения Российской Федерации. Это уникально на самом деле, потому что его тексты были зачастую не очень простыми. Он очень ревностно следил за реакцией людей на его тексты. Думаю, что кассетные магнитофоны как раз заслуживали те, кто был достойным понять его до конца». А вот каким запомнил Михаила Жванецкого председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин. Олег Вьюгин председатель наблюдательного совета Московской биржи «Человек, который говорил всегда правду, несмотря на то, кто у власти в стране и как эта власть осуществляется. Только говорил он ее иносказательным языком и говорил это как великий мастер, на мой взгляд.
Именно поэтому он в памяти останется, так же как Аркадий Райкин остался в памяти людей». Михаила Жванецкого похоронят в Москве. Как сообщил его директор Олег Сташкевич, организация похорон в Одессе не рассматривается.
А у меня вопрос: а что будет делать Россия в отношении Америки?
Мы хоть какие-то цели в отношении Америки можем для себя сформулировать? К сожалению, нет. И в этом — слабость нашей позиции. Три варианта есть.
Полное подчинение. Этот вариант неприемлем абсолютно. Второй вариант — это примерно то, что мы делаем сейчас.