Немногие уцелевшие, не более пятнадцати из семи тысяч евреев, отправленных в этот марш смерти, смогли указать советским дознавателям, в чем состояло преступление. Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945Подробнее.
Уродство ура-патриотизма, или «Холокост-шоу» под Калининградом
Четыре дня их держали на комбинате по добыче янтаря. А в ночь с 31 января на 1 февраля 1945-го вывели на пляж и начали расстреливать, загоняя измученных беззащитных людей в море. Одни погибали от пуль, другие тонули в ледяной воде. Спастись удалось лишь тринадцати… В 90-х на берегу моря в Янтарном был установлен мемориальный камень.
В 2011 году рядом с камнем появился памятник. Этот величественный и скорбный монумент автор — скульптор Франк Майслер из Израиля никого не оставляет равнодушным.
В стане рыцарей появился прусский нобиль Гедуне Gedune.
Это имя было впервые упомянуто 7 февраля 1249 года в мирном договоре Тевтонского ордена с помезанами, вармийцами и наттангами. Гедуне выдал рыцарям расположение прусских отрядов и крепостей. Потом он сражался бок о бок с рыцарями и заслужил их похвалу.
Когда же Гедуне вернулся в родное село, то обнаружил, что дом его разорен, а жена и дети убиты. Захватив Гирмов, крестоносцы сохранили название, преобразованное потом в «Гермау». С 1258 года, после выделения епископской доли земельных владений, территорией стал управлять Тевтонский Орден.
Этот год и считается годом основания Гермау, ставшее основным плацдармом рыцарей в западной части Замланда. Сопротивление местного населения в этих областях было не очень сильным, поскольку многим знатным пруссам тевтоны пожаловали лены и дали особые привилегии. Скорей всего после Первого восстания прусские дружины покинули свои земли, что дало возможность армии Отакара завоевать Самбию.
Ещё до подавления очередного крупного восстания пруссов 1260 — 1272 гг. Есть сведения, что в Гермау сначала временно использовалась прусская крепость. Первым камеррарием по данным документов 1301 года был знатный прусс Лейкауте.
Но какое отношение всё это имеет к названию посёлка «Русское»? Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобиться вспомнить имя русского учёного, историка, археографа, краеведа, автора работ по генеалогии, Василия Сергеевича Арсеньева, родившегося 140 лет назад 14 марта 1883 года в Софии в семье видного российского дипломата. Василий Арсеньев автор статьи «О прусском происхождении Романовых», которая расставляет всё по своим местам в вопросе о реальности существования Гланды Камбилы, отца Андрея Кобылы, родоначальника многих боярских и дворянских фамилий, включая Романовых.
Младший сын Андрея Кобылы Фёдор Кошка — московский боярин и дипломат — был близок к великому князю Московскому Дмитрию Донскому, а затем к его сыну Василию. Фёдор Кошка через своих многочисленных сыновей стал родоначальником дома Романовых и дворянских родов Шереметевых впоследствии графы , Яковлевых… родословные потомков Андрея Кобылы изучены достаточно хорошо. Споры ведутся о его предках.
В 1687 году была составлена так называемая «Бархатная книга» — родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. Вот в этой «Бархатной книге» и были зафиксированы сведения о выезде Андрея Кобылы «из Немец», из прусской земли. В том же XVII веке в одной из родословных появилась конкретизация этой легенды.
По ней некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута, утомлённый в борьбе против Тевтонского ордена, выехал вместе со своим сыном и множеством подданных к великому князю Александру Ярославичу Невскому. Там он крестился с именем Иван, а его сын получил прозвище Кобыла, что объяснялось опиской писца. Ряд историков конца XIX века сомневались в достоверности родословной легенды о прусском происхождении Андрея Кобылы.
Они с большей или меньшей определённостью высказывались за происхождение боярина Андрея из Новгорода, из Прусского конца. Отметим, что действительно была в Новгороде Прусская улица на Софийской стороне. Своё название она получила от пруссов, выходцев из Пруссии.
Прусская улица многократно упоминалась в летописях. Исследователь происхождения семьи Романовых Василий Арсеньев, оказавшийся как бы в тени славы своего младшего брата, русского религиозного мыслителя, поэта, культуролога, профессора Кёнигсбергского университета Николая Сергеевича Арсеньева, по крупицам собирал материал для исследования истории своего рода Арсеньевых. После издания в 1903 году фундаментального труда «Арсеньевы.
Род дворян Арсеньевых, 1389—1901 гг. Арсеньев был признан одним из лучших генеалогов России. Василий Сергеевич занимался исследованием не только своего рода, он становится членом Историко-Родословного общества Москвы.
Благодаря его опыту, энергии и организаторским способностям комиссия развернула свою деятельность, но… Революция 1917 года поставила крест на карьере Василия Арсеньева как чиновника. Научная деятельность также отошла на второй план. Надо было выживать… Работал в различных учреждениях и переводчиком, и преподавателем, в конце концов был уволен по причине дворянского происхождения и перебивался случайными заработками.
Не менее восьми раз его арестовывали. В 1929 году был он вновь арестован, приговорён к трём годам концлагеря и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Отсидев на Соловках три года, был освобождён, сотрудничал с издательством «Звенья», с Комиссией по устройству Центрального Литературного музея.
В январе 1933 года был в очередной раз арестован по обвинению в «антисоветской агитации». Почему советская власть проявила такую необычную мягкость? Профессор Кёнигсбергского университета Николай Сергеевич Арсеньев выкупил своего брата у советской власти за доллары, заработанные преподаванием.
В январе 1934 года Василий Сергеевич выехал в Кёнигсберг с женой Ольгой Александровной урождённой Нарышкиной , племянником и невесткой Нарышкиными. Генеалог и историк, обладающий необыкновенной работоспособностью и эрудированностью, Василий Сергеевич Арсеньев оказался на свободе, ему удалось вывезти из СССР довольно много собранных материалов по генеалогии российских дворянских родов, с которыми можно было работать дальше. Одним из самых ревностных противников легенды об иноземном выезде Романовых как, впрочем, и вообще всех выездов являлся почтенный профессор Леонид Михайлович Савёлов — русский государственный и общественный деятель, генеалог, археограф, прозаик, мемуарист, коллекционер, основатель научной генеалогии в России, создатель и организатор нового направления в изучении развития общества, первый исследователь семейно-родовых и культурных традиций, изучавший механизм преемственности поколений, обеспечивающий многовековое самоотверженное служение Отечеству российских служилых родов.
Пользуясь случаем, он просит проживающего в Кёнигсберге Василия Арсеньева разыскать в Восточной Пруссии сведения, могущие дать основания «Прусской» легенде. Василий Арсеньев в совершенстве знает немецкий язык, он может ознакомиться с трудами местных историков, он умеет работать с источниками в архивах. Первоначально мы читаем неутешительные строки: «Начну с того, что должен указать, что в Пруссии не существует никаких легенд и преданий об этом выезде и местные историки такового не знают».
Учитывая, что после тевтонского завоевания население Пруссии полностью сменилось, можно предположить, что современным Арсеньеву немецким историкам и не интересно было знать о том, куда выехали в своё время пруссы-беглецы. Но можно предположить и другое: после 1613 года немецкие историки сознательно уничтожили всё, свидетельствующее об исходе предка правящего в России дома Романовых из Пруссии, чтобы лишить русских царей повода претендовать в какой-либо форме на землю своих предков. Прецеденты были… Так, в своё время Московский царь Иван IV припомнил Ливонской конфедерации невыплату так называемой «Юрьевской дани» и начал в 1558 году Ливонскую войну, одним из итогов которой стала ликвидация Ливонского ордена.
Другой пример: в созданном в начале XV века «Сказании о князьях владимирских» утверждается, что князь Рюрик был призван на Русь из Прусской земли. Он также нашёл в изученных источниках утверждения, что после неудачи восстания 20 сентября 1260 года разбитые пруссы из Эрмланда и Погезонии бежали «в леса в Россию к Александру Невскому, и равно и в Литву и разбитые в 1283 году в восстании судовийцы». Судовы — немецкое наименование племени ятвягов, которых следует отличать от пруссов, но которые близки им по происхождению.
А ведь Василий Арсеньев нашёл сведения! Ленная грамота была написана на латыни, а затем переведена на немецкий язык, поэтому прусское имя Гланда было записано как Гландус. Любопытно, что в этом источнике написано Кабилло, а не Камбила.
Само собою просится перевести латинское «Kabillo» на русский как «Кобыла», так что ошибка писца вполне понятна. При подготовке и написании статьи Василий Арсеньев явно сам уверовал в происхождение дома Романовых из Пруссии, так как добавляет следующие рассуждения: «Наконец, относительно самой фамилии Романовы — не могло ли это имя, получившееся от предка Романа, нести в себе воспоминание о свойственном далёкой Прусской прародине названии святилища — Ромове, Ром, Романене, Роминтен, Ромейкен и т. Хотя в реальности тевтонские завоеватели так и не обнаружили святилища Ромове, эти интересные рассуждения Арсеньева можно принять к сведению.
Леонид Савёлов вынужден был согласиться с истинностью утверждения о происхождении дома Романовых из Пруссии. Остаётся ответить на несколько дополнительных вопросов. Первый вопрос: по какой причине Гландус Кабилло, получивший от Тевтонского ордена ленную грамоту на владение имением Налабен, вынужден был бежать на Русь?
Вроде бы к 1283 году Тевтонский орден взял под полный контроль всю территорию Пруссии. Боевые действия против пруссов закончились. Те, кто воевал против власти Ордена, либо были убиты, либо бежали, либо подчинились Ордену.
В данном случае выдача ленной грамоты подразумевает, что Гландус Кабилло подчинился власти Тевтонского ордена и получил определённые права. Он мог бы неплохо жить на территории Орденского государства. Его потомки, конечно, перешли бы на немецкий язык и стали бы немцами, неплохая перспектива… Однако Гланда Камбила отказался от столь прекрасного будущего и уехал на чужбину.
Скорее всего, любое поражение или раскрытие заговора влечёт за собой подчинение, то есть предательство или уход, то есть бегство… Но куда? Оно началось сразу после победы князя Александра Невского над Тевтонским орденом уточним, битва состоялась между отрядами Ливонского ордена, являвшегося отделением Тевтонского ордена в Ливонии на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Узнав о сокрушительном разгроме тевтонцев, пруссы немедленно восстали против своих поработителей.
Сам Александр Невский в Пруссии не бывал, но его имя вдохновило восставших. Традиционно прусские вожди были разобщены, поэтому предводителем Первого прусского восстания 1242 — 1252 выбрали славянского князя — Святополка II Поморского 1216—1266. Святополк был правителем Восточного Поморья со столицей в Гданьске.
Его владения вплотную примыкали к Пруссии с запада, поэтому он изначально имел какие-то особые отношения с прусскими вождями приграничных областей. Первое восстание длилось с переменным успехом в течение одиннадцати лет. На этом Первое восстание завершилось.
Тевтонцы продолжили завоевание Пруссии. Второе восстание началась 20 сентября 1260 года, то есть вскоре после поражения войск крестоносцев в битве со жмудинами на озере Дурбе. В этом сражении погибли ландмейстер Ливонского отделения Тевтонского ордена, орденский маршал и около 150 рыцарей ордена.
Ко Второму восстанию присоединились все прусские племена, проживавшие между Вислой и Неманом, кроме помезан. Каждое племя избрало своего собственного вождя. Самбами командовал Гланда обратим внимание, о распространённости этого имени у прусских вождей, в источниках несколько раз упоминаются прусские вожди по имени Гланда , натангами — Геркус Монте, бартами — Дивон, вармийцами — Глаппе, погезанами — Ауттум, ятвягами — Скуманд.
Разобщённым пруссам опять потребовался вождь со стороны. Претензии на верховное командование восставшими обнаружились у литовского князя Миндовга, начавшего в августе 1261 года кампанию против ордена. Было также решено привлечь к войне в качестве союзников русских князей.
Из-за слабой координации совместных действий их результат оказался скромным. Общего руководства у восставших пруссов так и не сложилось. Вожди отдельных прусских племён сражались и погибли по одиночке.
Ещё в 1262 году в бою с немецкими рыцарями у залива Фрише-Нерунг близ Кёнигсберга, был сражён копьём вождь самбов Гланда его ни в коем случае не следует путать с Гландой Камбилой. Вождь племени бартов Дивон воевал дольше и успешнее. Он захватил несколько замков Ордена, в том числе Бартенштайн.
Он атаковал Мариенбург, Кульм, Христбург… Но в 1271 году при осаде замка Шёнензе в Кульмской земле Дивон был убит выстрелом из баллисты. Отметим для себя, что, судя по году смерти, Дивон вполне мог быть отцом Гландуса Кабилло, получившего в 1290 году от Тевтонского ордена ленное владение. А вот к вождю самбов Гланде он, конечно, отношения иметь не мог.
Имя Дивон, кстати, происходит от славянского слова «диво» чудо. После гибели своего вождя многие барты бежали на восток, в земли, контролируемые Литовским княжеством. Им была дана возможность поселиться в районе городов Гродно и Слоним, принадлежавших тогда Литве.
Когда в 1277 году галицко-волынское войско попыталось захватить Гродно, оно столкнулось с наличием в рядах защитников города многочисленных пруссов и бартов барты почему-то были выделены отдельно , показавших свою отвагу. С большой степенью вероятности можно считать, что Гландус Кабилло был в числе этих беглецов, временно поселившихся в Гродно. Окончательно Второе прусское восстание выдохлось к 1274 году.
Фактически в эти годы Тевтонский орден продолжил и завершил завоевание Пруссии, покорив племена надровов, скаловов и судовов ятвягов. В 1284 году тевтонцы начинают войну уже с Литвой. Летом этого года ландмейстер Конрад фон Тирберг совершил набег на Гродно и сжёг город.
В Гродно было обнаружено много бартов, бежавших из Пруссии. Пётр из Дусбурга особо отмечает, что в волости Гродно был убит тот самый барт, который во время Третьего вероотступничества взял в плен комтуров Христбурга и Эльбинга с их дружинами, а затем бежал из Погезании. Также Пётр из Дусбурга отметил, что два барта, некие Нумо Наум?
По их просьбе всем бежавшим из Пруссии бартам и жёнам их было разрешено вернуться в Пруссию и поселиться в пустующей после разорения 1275 года области Погезания. Вполне вероятно, что в числе вернувшихся мог быть и Гландус Кабилло. Пётр из Дусбурга отмечает, что самбийский фогт Дитрих высказывал опасения, что это снисхождение к мятежникам приведёт к неприятностям.
Итак, после 1284 года бежавшим в Гродно бартам было разрешено вернуться в Пруссию, в опустошённую Погезанию. При этом знатные барты могли получить от Тевтонского ордена наделы и оформить их ленными грамотами. Какое-то время заняло переселение бартов в Погезанию, проверка их лояльности Тевтонскому ордену, оформление статуса прусской знати.
Мы видим, что в 1290 году некий Гландус Кабилло должен был получить ленную грамоту на имение Налабен в приходе Петервальде возле города Мельзак. И вот здесь следует обратить внимание на то, что Пётр из Дусбурга упомянул в своей «Хронике земли Прусской» ещё про Четвёртое вероотступничество, на которое нынешние историки обычно внимания не обращают вовсе… На второй год после возвращения бартов из Гродно, как сообщает Пётр из Дусбурга, во время строительства замка Раганита с апреля 1289 года было раскрыто дело. Так как орденский хронист не назвал конкретных имён лиц, получивших «заслуженную кару», с большой уверенностью можно предположить, что они смогли скрыться.
Надо понимать так, что Гландус Кабилло обязан был быть видным участником Четвёртого вероотступничества, а потому после получения известия о раскрытии заговора бежал. Ленная грамота, очевидно, так ему на руки выдана и не была. Осталась пылиться в архиве.
Бежать пришлось на восток, но уже не в Гродно. Вряд ли там приняли бы беженцев по второму разу. Один раз их приютили, а они обманули и вернулись во владения Тевтонского ордена, поэтому доверять им литовцы теперь не могли.
Бежать надо было туда, где Тевтонский орден не достанет, и начинать жизнь на новом месте, без надежды вернуться в Пруссию. Бежать надо было на Русь! Надеемся, что ставшее в 1946 году Русское из Гермау настроило вас более внимательней перечитать тексты хроник Тевтонского ордена, а мы в свою очередь обращаем внимание и на имя русского историка Василия Арсеньева, и на его глубокое расследование о происхождении дома Романовых из Прусской земли.
Замок располагался на холме, окруженном с запада и юга болотом. Рядом с замком протекал ручей, на нем соорудили запруды и поставили мельницу. Образовавшийся каскад прудов прикрывал замок с севера и с востока.
В 1330 — 1340 годах, несколько западнее прежних укреплений, был построен каменный замок. Рядом находился форбург. В южном флигеле располагались ремтер орденская кухня , замковая часовня, служебные и жилые помещения.
В 1610 году флигель перестроили, превратив его в приходскую церковь. Вход в замок находился западнее кирхи и вёл сначала в форбург. Полагают, что замок был однофлигельный, но не исключено, что он мог иметь еще несколько флигелей.
Размеры флигеля — длина около 70 м и ширина около 18 м. К северной стене примыкал замковый двор с колодцем, окруженный тремя мощными стенами, соединяющимися с этой стеной. Замок сильно пострадал во время Тринадцатилетней войны между Орденом, Союзом Прусских городов и Польшей 1454 — 1466.
Не имевший укомплектованного гарнизона, он в конце сентября 1463 года был захвачен и разрушен отрядом эльбингцев и поляков. Полностью его так и не восстановили. Правда после заключения 16 октября 1466 года Торнского мира Гирмав ещё упоминается как замок.
Большой нужды в его сохранении не было, а страна, обескровленная войной, не выделяла средства на его содержание. Гирмов теряет своё значение форпоста на Замланде, с которого началось уверенное продвижение Ордена в глубь языческой Пруссии. Как центр янтарного промысла — резиденция янтарного мастера, так называемая янтарная палата руководителя «янтарных господ», которым подчинялась береговая стража, контролировавшая соблюдение жителями побережья янтарного права, — отремонтированный замок Гермау перенял эстафету в 1580-х годах от Лохштедта.
Здесь же и «Янтарный суд», на окраине — Виселичная гора, Виселица суда стояла на горе Гальтгарбен западнее замка. Отметим, виселицы не устанавливали вдоль береговой линии, они ставились на подступах к морскому берегу, вдоль дорог на холмах. От Гермау на побережье ведут несколько дорог.
Когда замок окончательно обветшал и стал непригоден для жилья, то в 1693 году управляющий и палата переселились в Пальмникен посёлок Янтарный , остатки крепостных сооружений послужили в качестве строительных материалов для постройки административных зданий в Пальмникене и устройства мостовых в Гермау. Этажные перекрытия разобрали и получился очень высокий церковный неф. В алтарной части, видимо, сохранилась бывшая замковая капелла, имеющая сводчатый потолок.
К ХIХ веку часть подвалов засыпали, в них ещё можно было попасть по лестницам, позже замурованным. Отсюда, вероятно, появилась легенда о подземном ходе, ведущим к имению Кирпенен сейчас посёлок Поваровка. Территорию разобранного форбурга начали использовать под кладбище, занявшее также замковый двор и пространство вокруг кирхи.
В начале ХIХ века ещё просматривались остатки облицованных рвов, но вскоре и их засыпали. Последний ремонт в кирхе проводился в 1936—1942 годах. В наши дни на холм, где некогда было прусское укрепление, можно подняться по лестнице.
Напротив стоит Мемориальный комплекс на братской могиле советских воинов, погибших в феврале-апреле 1945 года, образованной в ходе боевых действий. С большим любопытством путешественники решили осмотреть заметный холм, где покоятся на кладбище останки немецких солдат и древней кирхи. На работы по консервации остатков кирхи в начале 1990-х годов немецкие фонды выделили деньги, а на сохранившихся фундаментах бывших крепостных стен из собранного камня были возведены невысокие ограды.
Ремонтно-восстановительные работы на кладбище произведены Народным Союзом Германии по уходу за военными захоронениями. Этому способствовало подписание в 1992 году между Германией и Россией межправительственного соглашения об уходе за военными могилами. В рамках этого соглашения ФРГ за счёт собственных средств обеспечивает сохранность российских воинских захоронений и уход за ними в Германии.
Правительство Российской Федерации, не неся никаких затрат, позволяет Правительству Федеративной Республике Германии создавать на территории России компактные захоронения погибших на войне. На территории Германии находится 3310 советских воинских захоронений, в День всенародной скорби делегации из России, Белоруссии и Украины посещают все эти кладбища и убеждаются в их ухоженности. С 1992 года на территории Российской Федерации построено и восстановлено 22 немецких солдатских кладбища — 8 из них находятся в Калининградской области.
В посёлке Русское бывшее Гермау Зеленоградского района Калининградской области находится крупнейшая в нашем регионе братская могила воинов Красной Армии более 2300 воинов, в том числе пять Героев Советского Союза , которые принимали участие в Восточно-Прусской наступательной операции 1945 года. В ночь с 1 на 2 февраля 1945 года, прорвав в направлении Куменен ныне поселок Кумачево — Тиренберг сейчас не существует; район перекрестка дорог на Шатрово, Грачевку и Дунаевку оборону 9-го немецкого армейского корпуса и разрозненных отрядов фольксштурма, мобилизованных из окрестных поселков, группы войск Красной Армии стремительным броском вышли к Гермау. Во время немецкого февральского наступления 91-я гвардейская стрелковая дивизия попала в окружение, оставила поселок Гермау 9 февраля.
В период окружения артиллерийские удары по Гермау наносились немецкой корабельной артиллерией и береговыми батареями крупного калибра Пиллау. Второй раз поселок Гермау был взят частями Красной Армии 16 апреля 1945 года. Бои в этих местах шли кровопролитные - враг сопротивлялся и держал жёсткую оборону.
В поселке Русское Зеленоградского округа намерены построить «Духовно-просветительский музейно-мемориальный комплекс». Местные жители неоднократно обращались в региональную общественную организацию «Русская община Калининградской области» и рассказывали, что их возмущает тот факт, что в посёлке с названием «Русское» территориально и визуально отдаётся намного больше уважения праху наших бывших врагов — немецко-фашистских захватчиков, чем праху советских воинов — победителей германского нацизма. По сравнению с прекрасно благоустроенной громадной территорией немецкого кладбища территория перекрёстка трёх дорог перед братской могилой советских воинов в пос.
Русское многие годы остаётся неблагоустроенной. По этой причине предлагается возвести на этой территории Музей памяти узников нацизма, храм-памятник во имя святого праведного Иоанна Русского и благоустроить её.
Цифры в разных источниках разные. Масштаб трагедии от этого не меняется. Тех, кто дошёл поместили в один из пустующих цехов янтарной мануфактуры. В ночь на 31 января повели убивать. Часть расстреляли недалеко от штольни шахты «Анна», оставшихся группами по 50-100 человек загоняли в море и расстреливали. Наутро раненых и выживших пришли добивать. Не иначе как чудо, можно назвать то, что 13 человек спаслись. Их спрятали жители окрестных хуторов.
Обнаружив массу погибших людей в лагерных робах с пулевыми отверстиями, военное командование заставило взрослое мужское население Пальмникена выкапывать мёрзлые трупы из прибрежной полосы и захоронить в общей могиле, место которой на сегодня утеряно. А где произошла трагедия, где начались первые расстрелы сегодня отмечено скорбным монументом, установленном здесь силами еврейской общины в 2011 году. И ещё. Говорить общие слова, что подобного рода трагедии не должны повториться и что не должен возродиться нацизм на европейском континенте — мы не будем: он возродился. Факельные шествия в честь нацистских преступников уже давно проходят на территории Украины.
Мраморный 10-метровый памятник представляет собой воздетые к небу человеческие руки, символизирующие мольбу погибающих людей о помощи. На руках выбиты лагерные номера.
Как найти:
- Газета «Суть времени»
- «Марш смерти». Янтарный
- Как найти:
- В Янтарном прошел традиционный «Марш жизни» - Бизнес ФМ Калининград
- Шоу на крови: кому и зачем понадобилось проводить альтернативный «Марш смерти» в Янтарном?
- Власти Янтарного предупредили о незаконности реконструкции «Марша смерти»
Холокост в Янтарном: «Кто об этом молчит, тот согрешает»
“Маршем смерти” из 7 тысяч человек до Пальмникена дошло около 3 тысяч. Главная Наша деятельность Новости Единороссы приняли участие в традиционном «Марше жизни», который состоялся накануне в Янтарном. С 25 по 30 января 1945 года по дороге из Кенигсберга в Пальмникен (ныне Янтарный) были расстреляны тысячи узников концентрационных лагерей Восточной Пруссии, среди которых большинство составляли женщины и дети, прошедшие свой последний «Марш смерти». губернатор Антон Алиханов, прошли путь 12 километров от развилки в поселке Круглово до поселка Янтарный, следуя маршруту.
В Янтарном прошло траурное мероприятие в память о жертвах Марша смерти 1945 года
Поминальная церемония состоялась у памятника жертвам трагедии, которая произошла в ночь с 31 января на 1 февраля 1945 года. Из семи тысяч человек чудом выжили тринадцать.
Приведенные в его книге факты подтверждали, что найденные ранее останки принадлежали узницам концлагерей, а не бойцам Красной армии. Показания немца выглядели настолько убедительными, что им при всем желании трудно было противопоставить что-то другое.
Возникла неловкая ситуация: непонятно стало, кому же воздвигнут памятник в Янтарном? И кому там возлагать цветы? Родным советским солдатам или жертвам холокоста?
Тем временем над историей пальмникенской трагедии продолжал работать немецкий писатель Арно Зурмински. Он собирал информацию буквально по крупицам и в 2010 году выступил с новым романом «Зима сорок пятого, или Женщины Пальмникена». Книгу я прочел на одном дыхании.
Как и в других своих произведениях, Зурмински сразу же был узнаваем, как мастер закрученного сюжета, создания пронзительных образов, достоверного изображения исторических событий. Он остался и здесь верным своему излюбленному литературному приему: чередовать показ современного мира с событиями Второй мировой войны. Главным персонажем своего романа Зурмински сделал сына одного из эсэсовцев, гнавших еврейских узниц к месту их гибели.
Случайно узнав об этом через многие годы, сын решает прояснить для себя вину отца в пальмникенской трагедии и через полвека после войны отправляется в Янтарный. Через весь роман проходит идея покаяния современного немца за преступления поколения отцов.
Его суть — пешком пройти десять километров от пос. Круглово до пос. Начало движения Марша Памяти запланировано на 10 часов. Автобус, который довезёт желающих до развилки в пос.
В 1994 году на месте расстрела был установлен памятный мемориал с надписями на русском языке и иврите. К участию в мероприятии приглашаются все желающие почтить память жертв холокоста. Отправление автобусов — в 11.
Пальмникенский холокост
b_150_100_16777215_00_images_zagruzki_press-reliz_ 31 января 2016 года состоится траурное мероприятие, посвященное 71 годовщине Марша Смерти. Немногие, но всё же бывают в Янтарном на территории мемориального комплекса «Жертвам Марша смерти». В администрации Янтарного сказали, что ничего проводить не разрешали, и также отметили, что считают недопустимым проведение акции и расценивают всю эту поставу как глумление над памятью расстрелянных нацистами еврейских узников концлагерей. “Маршем смерти” из 7 тысяч человек до Пальмникена дошло около 3 тысяч. Памятник жертвам Марша смерти работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия был открыт в Янтарном 30 января 2011 года.
Марш жизни и траурный митинг в поселке Янтарный Калининградской области
Монумент выполнен в виде нескольких женских рук, которые пробиваются сквозь ледяную землю к небу и молят о помощи. На монументе выгравированы номера, которые фашисты присваивали погибшим здесь заключенным. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов, принимавший участие в акции, написал на своей странице в социальной сети: "Многие не смогли дойти тогда в январе 1945, а тех, кто дошёл, утопили или расстреляли на берегу. Их было 7 тысяч, женщины, дети, старики. Советские солдаты пытались помешать этому ужасному акту Холокоста, прорываясь к Пальмникену, этот эпизод Великой Отечественной войны хорошо описал в книге "Прорыв" выпускник исторического факультета КГУ Владимир Александрович Беспалов".
Василий Сергеевич занимался исследованием не только своего рода, он становится членом Историко-Родословного общества Москвы. Благодаря его опыту, энергии и организаторским способностям комиссия развернула свою деятельность, но… Революция 1917 года поставила крест на карьере Василия Арсеньева как чиновника. Научная деятельность также отошла на второй план. Надо было выживать… Работал в различных учреждениях и переводчиком, и преподавателем, в конце концов был уволен по причине дворянского происхождения и перебивался случайными заработками. Не менее восьми раз его арестовывали. В 1929 году был он вновь арестован, приговорён к трём годам концлагеря и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Отсидев на Соловках три года, был освобождён, сотрудничал с издательством «Звенья», с Комиссией по устройству Центрального Литературного музея. В январе 1933 года был в очередной раз арестован по обвинению в «антисоветской агитации».
Почему советская власть проявила такую необычную мягкость? Профессор Кёнигсбергского университета Николай Сергеевич Арсеньев выкупил своего брата у советской власти за доллары, заработанные преподаванием. В январе 1934 года Василий Сергеевич выехал в Кёнигсберг с женой Ольгой Александровной урождённой Нарышкиной , племянником и невесткой Нарышкиными. Генеалог и историк, обладающий необыкновенной работоспособностью и эрудированностью, Василий Сергеевич Арсеньев оказался на свободе, ему удалось вывезти из СССР довольно много собранных материалов по генеалогии российских дворянских родов, с которыми можно было работать дальше. Одним из самых ревностных противников легенды об иноземном выезде Романовых как, впрочем, и вообще всех выездов являлся почтенный профессор Леонид Михайлович Савёлов — русский государственный и общественный деятель, генеалог, археограф, прозаик, мемуарист, коллекционер, основатель научной генеалогии в России, создатель и организатор нового направления в изучении развития общества, первый исследователь семейно-родовых и культурных традиций, изучавший механизм преемственности поколений, обеспечивающий многовековое самоотверженное служение Отечеству российских служилых родов. Пользуясь случаем, он просит проживающего в Кёнигсберге Василия Арсеньева разыскать в Восточной Пруссии сведения, могущие дать основания «Прусской» легенде. Василий Арсеньев в совершенстве знает немецкий язык, он может ознакомиться с трудами местных историков, он умеет работать с источниками в архивах. Первоначально мы читаем неутешительные строки: «Начну с того, что должен указать, что в Пруссии не существует никаких легенд и преданий об этом выезде и местные историки такового не знают».
Учитывая, что после тевтонского завоевания население Пруссии полностью сменилось, можно предположить, что современным Арсеньеву немецким историкам и не интересно было знать о том, куда выехали в своё время пруссы-беглецы. Но можно предположить и другое: после 1613 года немецкие историки сознательно уничтожили всё, свидетельствующее об исходе предка правящего в России дома Романовых из Пруссии, чтобы лишить русских царей повода претендовать в какой-либо форме на землю своих предков. Прецеденты были… Так, в своё время Московский царь Иван IV припомнил Ливонской конфедерации невыплату так называемой «Юрьевской дани» и начал в 1558 году Ливонскую войну, одним из итогов которой стала ликвидация Ливонского ордена. Другой пример: в созданном в начале XV века «Сказании о князьях владимирских» утверждается, что князь Рюрик был призван на Русь из Прусской земли. Он также нашёл в изученных источниках утверждения, что после неудачи восстания 20 сентября 1260 года разбитые пруссы из Эрмланда и Погезонии бежали «в леса в Россию к Александру Невскому, и равно и в Литву и разбитые в 1283 году в восстании судовийцы». Судовы — немецкое наименование племени ятвягов, которых следует отличать от пруссов, но которые близки им по происхождению. А ведь Василий Арсеньев нашёл сведения! Ленная грамота была написана на латыни, а затем переведена на немецкий язык, поэтому прусское имя Гланда было записано как Гландус.
Любопытно, что в этом источнике написано Кабилло, а не Камбила. Само собою просится перевести латинское «Kabillo» на русский как «Кобыла», так что ошибка писца вполне понятна. При подготовке и написании статьи Василий Арсеньев явно сам уверовал в происхождение дома Романовых из Пруссии, так как добавляет следующие рассуждения: «Наконец, относительно самой фамилии Романовы — не могло ли это имя, получившееся от предка Романа, нести в себе воспоминание о свойственном далёкой Прусской прародине названии святилища — Ромове, Ром, Романене, Роминтен, Ромейкен и т. Хотя в реальности тевтонские завоеватели так и не обнаружили святилища Ромове, эти интересные рассуждения Арсеньева можно принять к сведению. Леонид Савёлов вынужден был согласиться с истинностью утверждения о происхождении дома Романовых из Пруссии. Остаётся ответить на несколько дополнительных вопросов. Первый вопрос: по какой причине Гландус Кабилло, получивший от Тевтонского ордена ленную грамоту на владение имением Налабен, вынужден был бежать на Русь? Вроде бы к 1283 году Тевтонский орден взял под полный контроль всю территорию Пруссии.
Боевые действия против пруссов закончились. Те, кто воевал против власти Ордена, либо были убиты, либо бежали, либо подчинились Ордену. В данном случае выдача ленной грамоты подразумевает, что Гландус Кабилло подчинился власти Тевтонского ордена и получил определённые права. Он мог бы неплохо жить на территории Орденского государства. Его потомки, конечно, перешли бы на немецкий язык и стали бы немцами, неплохая перспектива… Однако Гланда Камбила отказался от столь прекрасного будущего и уехал на чужбину. Скорее всего, любое поражение или раскрытие заговора влечёт за собой подчинение, то есть предательство или уход, то есть бегство… Но куда? Оно началось сразу после победы князя Александра Невского над Тевтонским орденом уточним, битва состоялась между отрядами Ливонского ордена, являвшегося отделением Тевтонского ордена в Ливонии на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Узнав о сокрушительном разгроме тевтонцев, пруссы немедленно восстали против своих поработителей.
Сам Александр Невский в Пруссии не бывал, но его имя вдохновило восставших. Традиционно прусские вожди были разобщены, поэтому предводителем Первого прусского восстания 1242 — 1252 выбрали славянского князя — Святополка II Поморского 1216—1266. Святополк был правителем Восточного Поморья со столицей в Гданьске. Его владения вплотную примыкали к Пруссии с запада, поэтому он изначально имел какие-то особые отношения с прусскими вождями приграничных областей. Первое восстание длилось с переменным успехом в течение одиннадцати лет. На этом Первое восстание завершилось. Тевтонцы продолжили завоевание Пруссии. Второе восстание началась 20 сентября 1260 года, то есть вскоре после поражения войск крестоносцев в битве со жмудинами на озере Дурбе.
В этом сражении погибли ландмейстер Ливонского отделения Тевтонского ордена, орденский маршал и около 150 рыцарей ордена. Ко Второму восстанию присоединились все прусские племена, проживавшие между Вислой и Неманом, кроме помезан. Каждое племя избрало своего собственного вождя. Самбами командовал Гланда обратим внимание, о распространённости этого имени у прусских вождей, в источниках несколько раз упоминаются прусские вожди по имени Гланда , натангами — Геркус Монте, бартами — Дивон, вармийцами — Глаппе, погезанами — Ауттум, ятвягами — Скуманд. Разобщённым пруссам опять потребовался вождь со стороны. Претензии на верховное командование восставшими обнаружились у литовского князя Миндовга, начавшего в августе 1261 года кампанию против ордена. Было также решено привлечь к войне в качестве союзников русских князей. Из-за слабой координации совместных действий их результат оказался скромным.
Общего руководства у восставших пруссов так и не сложилось. Вожди отдельных прусских племён сражались и погибли по одиночке. Ещё в 1262 году в бою с немецкими рыцарями у залива Фрише-Нерунг близ Кёнигсберга, был сражён копьём вождь самбов Гланда его ни в коем случае не следует путать с Гландой Камбилой. Вождь племени бартов Дивон воевал дольше и успешнее. Он захватил несколько замков Ордена, в том числе Бартенштайн. Он атаковал Мариенбург, Кульм, Христбург… Но в 1271 году при осаде замка Шёнензе в Кульмской земле Дивон был убит выстрелом из баллисты. Отметим для себя, что, судя по году смерти, Дивон вполне мог быть отцом Гландуса Кабилло, получившего в 1290 году от Тевтонского ордена ленное владение. А вот к вождю самбов Гланде он, конечно, отношения иметь не мог.
Имя Дивон, кстати, происходит от славянского слова «диво» чудо. После гибели своего вождя многие барты бежали на восток, в земли, контролируемые Литовским княжеством. Им была дана возможность поселиться в районе городов Гродно и Слоним, принадлежавших тогда Литве. Когда в 1277 году галицко-волынское войско попыталось захватить Гродно, оно столкнулось с наличием в рядах защитников города многочисленных пруссов и бартов барты почему-то были выделены отдельно , показавших свою отвагу. С большой степенью вероятности можно считать, что Гландус Кабилло был в числе этих беглецов, временно поселившихся в Гродно. Окончательно Второе прусское восстание выдохлось к 1274 году. Фактически в эти годы Тевтонский орден продолжил и завершил завоевание Пруссии, покорив племена надровов, скаловов и судовов ятвягов. В 1284 году тевтонцы начинают войну уже с Литвой.
Летом этого года ландмейстер Конрад фон Тирберг совершил набег на Гродно и сжёг город. В Гродно было обнаружено много бартов, бежавших из Пруссии. Пётр из Дусбурга особо отмечает, что в волости Гродно был убит тот самый барт, который во время Третьего вероотступничества взял в плен комтуров Христбурга и Эльбинга с их дружинами, а затем бежал из Погезании. Также Пётр из Дусбурга отметил, что два барта, некие Нумо Наум? По их просьбе всем бежавшим из Пруссии бартам и жёнам их было разрешено вернуться в Пруссию и поселиться в пустующей после разорения 1275 года области Погезания. Вполне вероятно, что в числе вернувшихся мог быть и Гландус Кабилло. Пётр из Дусбурга отмечает, что самбийский фогт Дитрих высказывал опасения, что это снисхождение к мятежникам приведёт к неприятностям. Итак, после 1284 года бежавшим в Гродно бартам было разрешено вернуться в Пруссию, в опустошённую Погезанию.
При этом знатные барты могли получить от Тевтонского ордена наделы и оформить их ленными грамотами. Какое-то время заняло переселение бартов в Погезанию, проверка их лояльности Тевтонскому ордену, оформление статуса прусской знати. Мы видим, что в 1290 году некий Гландус Кабилло должен был получить ленную грамоту на имение Налабен в приходе Петервальде возле города Мельзак. И вот здесь следует обратить внимание на то, что Пётр из Дусбурга упомянул в своей «Хронике земли Прусской» ещё про Четвёртое вероотступничество, на которое нынешние историки обычно внимания не обращают вовсе… На второй год после возвращения бартов из Гродно, как сообщает Пётр из Дусбурга, во время строительства замка Раганита с апреля 1289 года было раскрыто дело. Так как орденский хронист не назвал конкретных имён лиц, получивших «заслуженную кару», с большой уверенностью можно предположить, что они смогли скрыться. Надо понимать так, что Гландус Кабилло обязан был быть видным участником Четвёртого вероотступничества, а потому после получения известия о раскрытии заговора бежал. Ленная грамота, очевидно, так ему на руки выдана и не была. Осталась пылиться в архиве.
Бежать пришлось на восток, но уже не в Гродно. Вряд ли там приняли бы беженцев по второму разу. Один раз их приютили, а они обманули и вернулись во владения Тевтонского ордена, поэтому доверять им литовцы теперь не могли. Бежать надо было туда, где Тевтонский орден не достанет, и начинать жизнь на новом месте, без надежды вернуться в Пруссию. Бежать надо было на Русь! Надеемся, что ставшее в 1946 году Русское из Гермау настроило вас более внимательней перечитать тексты хроник Тевтонского ордена, а мы в свою очередь обращаем внимание и на имя русского историка Василия Арсеньева, и на его глубокое расследование о происхождении дома Романовых из Прусской земли. Замок располагался на холме, окруженном с запада и юга болотом. Рядом с замком протекал ручей, на нем соорудили запруды и поставили мельницу.
Образовавшийся каскад прудов прикрывал замок с севера и с востока. В 1330 — 1340 годах, несколько западнее прежних укреплений, был построен каменный замок. Рядом находился форбург. В южном флигеле располагались ремтер орденская кухня , замковая часовня, служебные и жилые помещения. В 1610 году флигель перестроили, превратив его в приходскую церковь. Вход в замок находился западнее кирхи и вёл сначала в форбург. Полагают, что замок был однофлигельный, но не исключено, что он мог иметь еще несколько флигелей. Размеры флигеля — длина около 70 м и ширина около 18 м.
К северной стене примыкал замковый двор с колодцем, окруженный тремя мощными стенами, соединяющимися с этой стеной. Замок сильно пострадал во время Тринадцатилетней войны между Орденом, Союзом Прусских городов и Польшей 1454 — 1466. Не имевший укомплектованного гарнизона, он в конце сентября 1463 года был захвачен и разрушен отрядом эльбингцев и поляков. Полностью его так и не восстановили. Правда после заключения 16 октября 1466 года Торнского мира Гирмав ещё упоминается как замок. Большой нужды в его сохранении не было, а страна, обескровленная войной, не выделяла средства на его содержание. Гирмов теряет своё значение форпоста на Замланде, с которого началось уверенное продвижение Ордена в глубь языческой Пруссии. Как центр янтарного промысла — резиденция янтарного мастера, так называемая янтарная палата руководителя «янтарных господ», которым подчинялась береговая стража, контролировавшая соблюдение жителями побережья янтарного права, — отремонтированный замок Гермау перенял эстафету в 1580-х годах от Лохштедта.
Здесь же и «Янтарный суд», на окраине — Виселичная гора, Виселица суда стояла на горе Гальтгарбен западнее замка. Отметим, виселицы не устанавливали вдоль береговой линии, они ставились на подступах к морскому берегу, вдоль дорог на холмах. От Гермау на побережье ведут несколько дорог. Когда замок окончательно обветшал и стал непригоден для жилья, то в 1693 году управляющий и палата переселились в Пальмникен посёлок Янтарный , остатки крепостных сооружений послужили в качестве строительных материалов для постройки административных зданий в Пальмникене и устройства мостовых в Гермау. Этажные перекрытия разобрали и получился очень высокий церковный неф. В алтарной части, видимо, сохранилась бывшая замковая капелла, имеющая сводчатый потолок. К ХIХ веку часть подвалов засыпали, в них ещё можно было попасть по лестницам, позже замурованным. Отсюда, вероятно, появилась легенда о подземном ходе, ведущим к имению Кирпенен сейчас посёлок Поваровка.
Территорию разобранного форбурга начали использовать под кладбище, занявшее также замковый двор и пространство вокруг кирхи. В начале ХIХ века ещё просматривались остатки облицованных рвов, но вскоре и их засыпали. Последний ремонт в кирхе проводился в 1936—1942 годах. В наши дни на холм, где некогда было прусское укрепление, можно подняться по лестнице. Напротив стоит Мемориальный комплекс на братской могиле советских воинов, погибших в феврале-апреле 1945 года, образованной в ходе боевых действий. С большим любопытством путешественники решили осмотреть заметный холм, где покоятся на кладбище останки немецких солдат и древней кирхи. На работы по консервации остатков кирхи в начале 1990-х годов немецкие фонды выделили деньги, а на сохранившихся фундаментах бывших крепостных стен из собранного камня были возведены невысокие ограды. Ремонтно-восстановительные работы на кладбище произведены Народным Союзом Германии по уходу за военными захоронениями.
Этому способствовало подписание в 1992 году между Германией и Россией межправительственного соглашения об уходе за военными могилами. В рамках этого соглашения ФРГ за счёт собственных средств обеспечивает сохранность российских воинских захоронений и уход за ними в Германии. Правительство Российской Федерации, не неся никаких затрат, позволяет Правительству Федеративной Республике Германии создавать на территории России компактные захоронения погибших на войне. На территории Германии находится 3310 советских воинских захоронений, в День всенародной скорби делегации из России, Белоруссии и Украины посещают все эти кладбища и убеждаются в их ухоженности. С 1992 года на территории Российской Федерации построено и восстановлено 22 немецких солдатских кладбища — 8 из них находятся в Калининградской области. В посёлке Русское бывшее Гермау Зеленоградского района Калининградской области находится крупнейшая в нашем регионе братская могила воинов Красной Армии более 2300 воинов, в том числе пять Героев Советского Союза , которые принимали участие в Восточно-Прусской наступательной операции 1945 года. В ночь с 1 на 2 февраля 1945 года, прорвав в направлении Куменен ныне поселок Кумачево — Тиренберг сейчас не существует; район перекрестка дорог на Шатрово, Грачевку и Дунаевку оборону 9-го немецкого армейского корпуса и разрозненных отрядов фольксштурма, мобилизованных из окрестных поселков, группы войск Красной Армии стремительным броском вышли к Гермау. Во время немецкого февральского наступления 91-я гвардейская стрелковая дивизия попала в окружение, оставила поселок Гермау 9 февраля.
В период окружения артиллерийские удары по Гермау наносились немецкой корабельной артиллерией и береговыми батареями крупного калибра Пиллау. Второй раз поселок Гермау был взят частями Красной Армии 16 апреля 1945 года. Бои в этих местах шли кровопролитные - враг сопротивлялся и держал жёсткую оборону. В поселке Русское Зеленоградского округа намерены построить «Духовно-просветительский музейно-мемориальный комплекс». Местные жители неоднократно обращались в региональную общественную организацию «Русская община Калининградской области» и рассказывали, что их возмущает тот факт, что в посёлке с названием «Русское» территориально и визуально отдаётся намного больше уважения праху наших бывших врагов — немецко-фашистских захватчиков, чем праху советских воинов — победителей германского нацизма. По сравнению с прекрасно благоустроенной громадной территорией немецкого кладбища территория перекрёстка трёх дорог перед братской могилой советских воинов в пос. Русское многие годы остаётся неблагоустроенной. По этой причине предлагается возвести на этой территории Музей памяти узников нацизма, храм-памятник во имя святого праведного Иоанна Русского и благоустроить её.
В планах осуществить задуманный проект к 2025 году ссылка на статью "Духовно-просветительский музейно-мемориальный комплекс «РУССКОЕ»" Великолепная погода нам сопутствовала в путешествии, и мы поспешили к морю. Нас ждал Янтарный со своими неожиданными тайнами. Отметим, поселок Русское расположен в районе пос. Поваровка и находится в 4 км от морского берега по прямой. До Янтарного от него — 6 км. Наше путешествие охватывает посещение всех посёлков, что входят в Янтарный городской округ — Покровское, сам Янтарный и Синявино. Развернувшись у приветственной стелы «Янтарный» в сторону Покровского, мы остановились на небольшой площадке, чтобы рассмотреть железнодорожную станцию… на фотографии. В посёлок Покровское можно было свернуть с дороги за указателем влево в сторону моря, а нам нужно было, именно, развернуться, пересечь бывший переезд через железнодорожное полотно.
Железную дорогу в Янтарном разобрали, осталась насыпь и лишь автобусные остановки дают ориентир на местности. Наша остановка здесь не случайна — разговор пойдёт о необходимости создания логистики для янтарного предприятия. Первая железная дорога в Пальмникене была построена янтарным магнатом Морисом Беккером для нужд янтарного завода и содержалась за счёт горнодобывающей компании «Штатиен и Беккер», затем железная дорога дала толчок развитию туризма в этом районе. Доход компании зависел от экспорта, рынки сбыта были по всему свету — в Азии, Америке, Африке Каир и европейских столицах, в которых находились филиалы фирмы «Штантиен и Беккер». Строительство железной дороги Беккеру обошлось в 660 тысяч марок, был взят кредит, а за землю он платил из своих средств. Зимой вдоль дороги ставили снегозаградительные щиты. Построены удобные вокзальные здания, через ручьи возвели мосты. Дорога соединялась в Фишхаузене с веткой на Кёнигсберг.
Железная дорога нужна была для быстрой и дешёвой доставки добытого сырья на перерабатывающие предприятия в Кёнигсберг. Позднее, через поселение ходили скорые поезда, что поспособствовало получению статуса курорта Пальмникену. Некоторые участники поездки вспомнили, как добирались на дизеле в Янтарный, гуляли по пляжу и собирали янтарь. А нам важно здесь обратить внимание, где находится карьер «Приморский» Калининградского янтарного комбината и запомнить его расположение на месте бывшего поместья Дорбникен Dorbnicken — пгт. Янтарный, бывш. Краснополье в районе поворота на Приморский карьер. Не удержались обсудить и тему происхождения янтаря, и уникальность, именно, балтийского янтаря, в котором содержится наибольшее количество янтарной кислоты. Благодаря той самой «голубой глине», из которой добывается янтарь, и в которой происходила химическая реакция, что поспособствовала приобретению смолой в недрах биомассы из реликтовых деревьев гигантского леса Бореи минералов из состава той волшебной глины под огромной толщей ледника… Процесс приготовления сукцинита, согласитесь, схож с кулинарными действиями — жар, воздух, лёд, земля — 4 стихии создали янтарь — 5-ю стихию… Янтарь встречается повсюду на Земле, но только у нас залегание «голубой глины» подходит близко к поверхности.
Сход ледника, перевернувшего на своём пути несколько раз и пласт «голубой глины» с янтареносной смолой. Потоки тающего ледника выносили янтарь, который обнаруживали и на Руси в поймах рек, где называли его морской ладан. Однако всё, что мы находим нельзя считать янтарём-сукцинитом, скорее, мы поднимаем янтареподобные смолы. Кстати, у многих из них есть и своё имя — глессит у бурного непрозрачного, геданит у восково-жёлтого… любопытство вызвали названия двух янтареподобных смол, в которых слышались фамилии знаменитых основателей янтарного предприятия: боккерит у тёмного упругого непрозрачного камня и стантиенит у чёрного хрупкого — неправда ли слышится: Беккер и Штатиен… Итак, мы отправились в Покровское, бывший Зоргенау, который состоит из одной улицы. Посёлок легко узнаётся, дома сохранились и сохранилась надпись на одном доме, которая ввела в восторг наших путешественников: «Танненек». Мы устроились на углу улиц возле дома с огромной елью… и всё великолепно сложилось: Tanne— ель, а Ekce— угол… Мы оказались у гостевого дома, которому удалось сохранить все приметы для путешествующей публики. Зоргенау имел железнодорожную станцию, от которой напрямки можно было выйти к лесу с дорожками для прогулок и рефлексии на природе. Небольшим курортом Зоргенау станет в конце 1920-х годов, о чём говорит надпись на немецком доме: «1926 — 1929».
Мы не могли не насладиться солнцем, морем, красотой неба, и отправились лесом на берег… К самому морю мы подойдём в конце путешествия, здесь же нас ждало хвостохранилище.
После марша состоялась траурная церемония у мемориала, сооруженного на месте гибели почти семи тысяч евреев. Он посвящён памяти последних жертв Холокоста. Монумент высотой в семь метров представляет собой возведенные к небу руки с высеченными на них номерами узников концлагеря. Он был открыт на средства еврейской общины и пожертвования частных лиц.
Были слышны выстрелы, потом стоны со стороны моря прекратились. Вскоре послышалась немецкая речь: «Здесь люди в воде! Это евреи! Мы должны об этом заявить бургомистру». Это были жители окрестных деревень, которые услышав крики и стрельбу в ночи, оказались здесь». На другой день после расстрела, подчиняясь приказу командования СС и по доносам местных жителей, бургомистр Пальмникена Курт Фридрихс, за пристрастие к алкоголю прозванный жителями посёлка «Синяком», набрал поисковые группы, из числа членов Гитлерюгенда. Раздав карабины и налив по стакану шнапса, он отправил их на «настоящее мужское дело» — убивать женщин-евреек, не успевших уйти далеко. Отправил для того, чтобы разделаться с ними, безоружными, голодными и замёрзшими в ледяной воде. Эти 15-летние мальчишки, прочёсывали близлежащие лесные массивы и деревни, ходили по домам в поисках спрятавшихся. Расстреливать безоружных женщин было легко, и многие «зухкомандос» делали это с удовольствием. Местные жители очень опасались пускать к себе в дом евреек, уцелевших при расстреле. Некоторые спасали из «шкурных» соображений, ожидая благодарности от приближающейся Красной Армии. Об этом свидетельствует Ружа Крайковска-Айзенберг: «Я убежала во время ночного марша. Перешла шоссе, покрытое трупами. На другой стороне шоссе стояло несколько домов. Вошла в один из них. Приняла меня к себе женщина с двумя детьми. Она просила меня, чтобы я рассказала русским, когда придут, что она меня спасла». Однако, находились и те, кто спасал их, рискуя собственной жизнью, проявляя мужество и человечность. Гелина Маленцевич рассказывает: «… И вот после блужданий по снегу мы увидели дома какого-то селения. Дверь открыла женщина, госпожа Фосс. Увидев нас, насмерть перепугалась и побежала за мужем. Он спросил: «Что вам здесь нужно? На девятый день он позвал их вниз. Женщины стояли перед ним без обуви в грязных лохмотьях. Между тем немецкие войска отбросили захватчиков, и я рискую своей жизнью, если вы останетесь здесь». Одна из женщин вдруг заметила угольный погреб. Они быстро зарылись в кучу угля так глубоко, что трудно было дышать. За ними наблюдала соседка, госпожа Хардер. Угольный погреб принадлежал ей. Вскоре по сигналу Фосса на место пришли полицейские с собакой, которая тут же рванувшись к погребу, почуяла след. Она, прикрикнув на собаку, ответила: «Да, я видела трёх оборванок, но куда они ушли, сказать не могу. Кажется, в сторону леса». Подхватив собаку, полицаи ушли в указанном направлении. Вечером в угольный погреб пришёл муж госпожи Хардер, Альберт, и сказал женщинам: «Выходите! Наши лагерные лохмотья она сожгла. Начиная с этого времени, и до того как нас освободила Красная Армия, мы жили у них в квартире». Когда советские войска заняли село Зоргенау, женщины заявили им, что они узницы-еврейки. Но военные не хотели этому верить: «Все евреи погибли в море! Благодаря этим женщинам, пережившим трагедию на янтарном берегу, оказавшись на «волосок от смерти», мы через много лет смогли узнать о ней. После окончания войны они разлетелись по миру. Почти все из них оказались в Израиле и Америке. Последняя из них, 98-летняя Мария Блитц Зальц , недавно скончалась здесь. Она успела при жизни издать автобиографическую книгу, по которой в 2008 году в Германии был снят документальный фильм «Янтарный край — марш смерти в Восточной Пруссии» режиссёр Юлия Бургетт. Пальмникен сразу же вошёл в состав бывшего Советского Союза, а после его распада — стал частью России. Уже через два дня, 17 апреля, была создана комиссия по расследованию массового убийства, под руководством генерала-майора Данилова. К этому времени эсесовцам уже удалось скрыть следы собственных злодеяний. Кроме арестованных нескольких членов Гитлерюгенда, которых приговорили к 25 годам принудительных работ в Сибири, найти виновных тогда не удалось.
Ученики школы поселка Приморье посетили мемориал жертвам «Марша смерти»
Памятник жертвам трагедии в посёлке Янтарный Марш смерти оказался никому не интересен, кроме калининградских журналистов. 31 января в Янтарном прошел традиционный траурный митинг, посвященный памяти жертв чудовищного преступления нацистов, известного в истории как «Марш Смерти». Последние новости» Архив» Марш смерти и кровавый янтарь.
Марш жизни и траурный митинг в поселке Янтарный Калининградской области
31 января 2016 г. в 12:30 час в посёлке Янтарный у мемориала Памяти жертв Марша смерти 1945 года. Памятное шествие началось от поселка Русское и завершилось в Янтарном у мемориала жертвам Марша смерти 1945 года, где состоялся митинг. Если у Вас будет возможность посетить поселок Янтарный калининградской области, в котором промышленным способом добывают янтарь, поклонитесь памятнику " марша смерти". В воскресенье, 29 января, в Янтарном прошёл ежегодный «Марш жизни», посвящённый памяти жертв холокоста.
История марша смерти в Пальмникен( ныне Янтарный)
Расширенный поиск 8361883 Люди у памятника жертвам Холокоста - мемориал жертвам "Марша смерти" в поселке Янтарный Калининградской области, где проходит траурный митинг, посвященный памяти жертв Холокоста и Пальмникенского расстрела. Участники митинга проследовали по маршруту, по которому в конце января 1945 года фашисты конвоировали узников концлагерей Восточной Пруссии на берег Балтийского моря в поселок Пальмникен ныне Янтарный.
Янтарный Памятник жертвам Марша смерти открыт 30 января 2011 года. Все фотографии достопримечательности Памятник жертвам Марша смерти 13 Памятник жертвам Марша смерти работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия был торжественно открыт в Янтарном 30 января 2011 года. Памятник представляет собой высеченные из гранита семиметровые воздетые к небу руки с номерами узников концлагеря.
Ведь именно здесь Вам удастся отвлечься от серых будней, повседневной рутины, получив дозу адреналина. А если Госпожа Удача улыбнется Вам, то и весьма внушительный денежный выигрыш. Автор: Администратор.
Незадолго до эвакуации немецких частей из Кенигсберга шахта «Анна» на старом Пальмникенском месторождении янтаря поселок Янтарный Калининградской области была экстренно затоплена. Считалось, что это было сделано для укрытия спрятанных там культурных ценностей, в том числе, возможно, и Янтарной комнаты. Как лучше всего уничтожить людей? Мартину Бергау Martin Bergau , жителю поселка Пальмникена, было тогда неполных 16 лет. Вот что он рассказывает: «В эту ночь меня разбудил шум на дороге.
Около 3-4 часов утра я вышел из дома, а навстречу мне шло существо в лохмотьях. Это была женщина из проходившей по дороге колонны, которую вели эсэсовцы. Увидев меня, она испугалась и выбежала на дорогу, и там её застрелили… Остальных пригнали к старой штольне шахты "Анна"… Мы стояли с оружием и следили, чтобы люди не убежали. Сначала их уводили по два человека за дом, и мы слышали стрельбу… Потом людей стали расстреливать толпами. Их ставили на обрыв и стреляли из пулеметов.
Они погибали и от пуль, и от переломов, падая с обрыва в ледяную воду. Я видел, как тела погибших колыхались на волнах у берега, как живые. Среди льдин было разбросано много трупов…». По документам 32-й дивизии Советской Армии, освобождавшей Кенигсберг, протоколам допроса свидетелей из Центрального Управления Германии и воспоминаниям оставшихся в живых заключенных события развивались следующим образом. В связи с успешным наступлением Советской армии в направлении Кенигсберга немецкие власти решили ликвидировать еврейских узников из находившихся в этом районе перевалочных лагерей.
Здесь было около 7 000 узников: женщины - в основном из Лодзинского гетто и из Венгрии; мужчины — из Вильнюсского гетто. Он сообщил, что на территории янтарного завода в Пальмникене существуют большие штольни, в которых можно уничтожить людей при помощи газа, взрыва динамита или засыпки входов землей. Предложение Раша было принято. Отправление из перевалочных лагерей началось 15 января 1945 года. Начальнику конвоя обершарффюреру Францу Веберу подчинялись 25 солдат СС, а также более 150 вооруженных литовских и эстонских националистов.
Марш смерти Это был настоящий марш смерти. Продуктов не дали никаких. Стоял 25-градусный мороз. Стреляли по дороге в каждого, кто шел медленно, кто хоть на минуту ослабевал и падал. Чудом спасшаяся Гелина Маленцевич свидетельствует: «…мы двигались в колонне по пятеро в направлении Балтийского моря, свыше девяти тысяч человек, большей частью женщины.
Это было 31 января 1945 года… По пути примерно триста мужчин предприняли отчаянную попытку — с голыми руками они бросились на эсэсовцев, но, естественно, были сразу перебиты из автоматов…» Число убитых в пути от Кенигсберга до Пальмникена составляет около 2 500 человек. Оставшихся в живых разместили в пустующем слесарном цехе шахты «Анна». Здесь Франц Вебер столкнулся с несогласием управляющего местными имениями господина Файербенда, майора резерва, использовать для уничтожения евреев местные штольни. Он ругал Вебера за то, что тот опозорил немецкий мундир уничтожением узников по дороге из Кенигсберга в Пальмникен. А Вебер оправдывался, что стреляли в узников не немецкие солдаты, а литовские и эстонские наемники.
К этому времени он получил письмо от командования СД в Кенигсберге , грозившее ему ответственностью за вмешательство в планы уничтожения узников. Файербенд покончил жизнь самоубийством.
В Янтарном прошло траурное мероприятие в память о жертвах Марша смерти 1945 года
Памятник в Янтарном представляет собой сплетенные руки, тянущиеся ввысь и взывающие о помощи. В пос. Янтарный Калининградской области сегодня, 1 февраля, состоялся траурный митинг, посвящённый 70-летию годовщины жертв марша смерти, во время. В воскресенье, 29 января, в Янтарном прошёл ежегодный «Марш жизни», посвящённый памяти жертв холокоста.