Для христиан крещенская вода является, прежде всего, святыней и многие обращаются к ней, чтобы исцелиться.
Купание в проруби и освящение воды: как в Башкирии отмечают Крещение
Для тысяч людей отмечать Крещение под звон колоколов уже стало доброй традицией. Большинство верят, что вода в Крещение святая, смывает грехи. И, несмотря на то, что праздник в этом году выпал на будни, люди терпеливо ожидали своей очереди. В этом году в республике организовано 99 мест для купания.
К их удивлению, с приближением ночи с 18 на 19 января вода из-под обычного крана неумолимо меняла свои качественные характеристики. Водородный показатель воды, также именуемый уровнем pH, рос буквально на глазах.
Вода при этом снижала свою кислотность, достигнув пика активности к ночи на 19 января. Мало того, крещенская вода по своей оптической плотности приближалась к оптической плотности воды, измеряемой в реке Иордан. Кроме того, многочисленные научные исследования крещенской воды показали, что вода в любом освященном открытом источнике в ночь на 19 января становится практически стерильной, по своим показателям близкой к воде, настоянной на серебре. Микробы, бактерии и другие вредоносные для человека микроорганизмы в такой воде, как правило, полностью отсутствуют При этом, сколько бы ученые ни пытались с научной точки зрения объяснить данный феномен, списывая его на изменения магнитного поля Земли, большое скопление ион-радикалов в литосфере планеты и многие другие косвенные факторы, истинной причины изменения свойств крещенской воды обнаружить им пока так и не удалось. Как утверждают русские предания, мертвая вода заживляет любые раны, а живая воскрешает даже покойников.
Последние научные исследования показали, что сказочная вода существует на самом деле. Получают ее при помощи электролиза обычной воды. При этом живая вода - это католит, а мертвая - электролит. В данном случае мертвая вода действительно обладает антибактериальными, противовирусными, антиаллергическими и противовоспалительными свойствами. В свою очередь, живая вода является великолепным иммуностимулирующим средством, нормализует метаболические процессы в организме человека, активирует регенерацию тканей, улучшает кровообращение.
Самое интересное, что свойства так называемой живой воды в точности совпадают с теми же самыми свойствами, которыми славится крещенская вода. Получается, что русские сказки описывали реально существующую воду. Действительно, мертвая вода останавливает воспалительные процессы, а живая вода заживляет раны и оказывает восстанавливающий эффект.
Вся вода освященной не становится.
Набирать ее из-под крана не совсем правильно. За освященной водой нужно идти в церковь», — прокомментировал Николай Савченко. При этом он отметил, что очень часто на праздник молебны служатся на реках перед началом купаний на Крещение. В таком случае допускается набрать воду прямо из реки или другого природного источника, где произошло освящение.
Крещенской водой по правилам нужно напоить всех домочадцев, а также окропить жилище.
Кирилла Белозерскаго имеет для нас особое значение. Известно, что преподобный игумен духовно окормлял не только иноков, но и многих видных мирян тогдашней Руси.
Потому его свидетельства, несомненно, указывают на общую церковную практику. Традиция приобщения Богоявленской водой сохранялась в обители преподобного Кирилла вплоть до церковного раскола. В келарском обиходнике монастыря, датированном 1655 годом, мы находим: Аще кто по совету духовного отца недостоин причастия тела и крови Христа Бога нашего, и он причащается святые воды богоявленския и на святую Пасху, и на Петров день, и на Успение Богородицы, и на Рожество Христово, и на Богоявление Господне [ 5 ]. После церковного раскола XVII века большинство древлеправославных христиан сохранило обычай приобщения святой Богоявленской водой.
Как ни странно, но еще большему распространению потребления Богоявленской воды способствовали лютые гонения, воздвигнутые на старообрядцев. Многие церкви и монастыри были разорены и осквернены. Из-за отсутствия освященных престолов и антиминсов древлеправославные священники в некоторых местах не могли в течение многих лет служить святую Литургию. Однако даже в самых тяжелых условиях они каждый год совершали Великое освящение воды.
Водосвятие в день Крещения на Рогожском Благочестивые люди хранили Великую Агиасму в течении всей жизни, и в случае невозможности принять тело и кровь Христову приобщались водой по великим праздникам, в случаях болезни и даже перед смертью. Использование Богоявленской воды было предметом деяний некоторых старообрядческих Соборов. В деяниях Ирюмского Собора 1723 года указано: Во святое Богоявление великую воду в навечерие, аще будет священник, совершать по уставу церковному. А без священника — старой запасной водой святить новую, согласно Книге Матфея Правильника, где разрешается миро елеом разбавлять, аще скудство будет [ 6 ].
Важным элементом данного соборного решения является разрешение умножения Богоявленской воды при помощи воды старого освящения. Академик Н. Покровский указывал, что староверы-часовенные впоследствии имели подробное соборное обоснование этой практики. Он, в частности, пишет: Екатеринбургский собор 1887 г.
При этом перечислялись приличествующие случаю древние литургические тексты, отнюдь не предусматривавшие евхаристического значения. Вода освящалась также на праздник Спаса 1. После восстановления трехчинной иерархии в древлеправославной Церкви не произошло никаких особых изменений в использовании Великой агиасмы. Как и раньше, она подавалась исправляющимся христианам в качестве духовного утешения.
Так, например, епископ Арсений Уральский писал в письме к священнику Стефану Лабзину: Женщина, которая тайно у вас исправляется, а в доме молится вместе с никонианами, не должна быть допущаема до причащения святых таин тела и крови Христовой, но если брака ей почему-либо невозможно расторгнуть и христианской исправы во исповеди лишится не восхощет, то пусть приходит на исповедь, и для освящения ее можно подавать ей богоявленскую воду. Ибо в этом есть часть освящения [ 8 ]. В новообрядчестве использование Великой воды в качестве духовного утешения давно вышло из употребления. Не последнюю роль в этом сыграло постановление Синода от 28 февраля 1722 года, которое разрешило допускать к причастию всех, независимо от совершенных грехов.
Того ради церковь святая, всегда едину власть имущая издавати правила к исправлению сынов своих, по разсуждению времен и нравов человеческих прощает исповедающимся древний канон… Кающегося же и исповедающего грехи своя, какие ни были, к причастию святых тайн припускает безотложно. В наши дни обычай употребления Великой Агиасмы в качестве духовного утешения продолжает существовать в старообрядческих согласиях. Однако, к сожалению, он практикуется не так часто, как в дораскольной и дореволюционной старообрядческой Церкви. Некоторые духовники, отлучая своих чад от причастия или даже временно не допуская к нему, попутно отлучают их и от всех остальных церковных святынь.
Этот обычай нельзя считать вполне благочестивым по двум причинам. Во-первых, он не соответствует древней христианской и старообрядческой практике. Во-вторых, отлучение от всех церковных святынь выводит пасомого за рамки церковной ограды. Оставшись на долгие годы без священнодейственного общения с церковью, не ощущая действия благодати Христовой, христианин подвергается суровым испытаниям и тяжелым искушениям, могущим привести к разрыву с церковью.
не крещёная вода
Сегодня разбираемся, что такое Крещенская вода, когда правильно ее набирать и как использовать, чтобы она помогала сохранять здоровье и несла в дом благословение. Есть всего 80 минут в сутках, когда крещенская вода обладает самой мощной силой. Только за минувшую ночь в ледяную крещенскую воду окунулись почти 14 тысяч человек.
Омовение, очищение водой и крещение Иоанново
СМИ пишут, что учёные всего мира давно ищут секрет превращения обычной воды в крещенскую воду, которая по свидетельству священнослужителей и ряда учёных ежегодно. «Я для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин 1:31), — скажет позже Иоанн Креститель. «Я для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин 1:31), — скажет позже Иоанн Креститель. Освящённую, крещенскую воду набирают на Крещение с вечера 18 января до вечера 19 января в храмах или прямо из проруби.
Когда православным набирать освящённую воду на Крещение в храме в январе 2023 года
Этот год исключением не стал. Около обеда читатель прислал фотографии из Зеленого Луга. На них видно, как у храма Воскресения Христова собралась солидная очередь, растянувшаяся примерно на 100 метров. Мы приехали к церкви через полтора часа, и ситуация не изменилась. На ступеньках храма мы встретили Наталию. Но увидев, какая большая очередь, к ней не пошла, — рассказывает девушка. Так и сделала. Воду в банки и бутылки разливали через краники на улице.
Люди справлялись быстро, но количество желающих все никак не уменьшалось. По словам Сергея, пришедшего с близкими, в очереди он простоял порядка 30 минут. Даже увеличилась. Всегда ли здесь такие очереди? В этот год так.
Здесь уместно привести отрывок из журнала «Златоструй» за 1912 годы, этот же ответ перепечатан в журнале «Духовные ответы» за 1997 год и некоторых других изданиях. По освящении воды всякий христианин имеет право кропить в своем дворе в течение трех часов, а «дальняго ради разстояния», то есть если кому надо ехать домой за десятки, а иногда и сотни верст, то, по приезде на место, можно кропить свой двор в течение часа. При патриархе греческом Фотии еще существовал обычай у принявших христианство, бывших язычников. И хранить надо именно ту воду, которая освящена 5 января, о ней-то и сказано, что она заменяет иногда, по рассуждению настоятеля, святое причастие , когда кто окажется недостойным принимать Святые Тайны. Погрешают поэтому те, которые не сохраняют этой воды только потому, что боятся ее пролить или разбить посуду. Такие же разъяснения по поводу Богоявленской воды — «Великой агиасмы» — имеются в древних церковных уставах, сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей св. Киприана, Тертуллиана, св. Епифания, св. Василия Великого и других. Имеется также немало исторических свидетельств того, что на Руси христиане хранили воду, освященную именно в навечерие Богоявления. Более того, в древности во времена господства Студийского устава в Русской церкви вообще отсутствовал обычай второго освящения воды на утро Богоявления. Некоторые исследователи связывают появление второго освящения воды с распространением Иерусалимского богослужебного устава. Однако такая точка зрения не представляется вполне обоснованной, поскольку в древних редакциях Иерусалимского устава также отсутствует второе освящение воды. Обычай освящать воду дважды вводил в недоумение не только современных исследователей, но и древнерусских литургистов. В рукописи «Тактикона» Никона Черногорца, переписанной священноиноком Авксентием 4 июня 1475 года , о двукратном освящении говорится следующее: Ответ о просвещении освящении воды — прим. Соборная же церковь единожды прият с вечера точию просвещати, якоже Собраницы, рекше Синоксаре, пишут: соборная Церковь обдержно и всемирно, и в монастырях паки Студийский же Типик, сиречь Вообразник, и Иеросалимский, и прочии; и обаче и Апостол и Еуангелие единое имать, глаголати ся: с вечера точию, и более нет [ 1 ]. К сожалению, благочестивый обычай второго большого освящения воды в праздник Богоявления иногда приводил в недоумение малограмотных христиан. Так, например, преподобный Максим Грек указывал на то, что некоторые невежественные люди считали, что водоосвящение совершается дважды потому, что Христос был дважды крещен. Однако это суеверие не имело большого распространения на Руси. Патриарх Никон проклинает второе освящение воды Настоящая путаница началась лишь после церковного раскола. Так, патриарх Никон, пристрастно изучая древние студийские уставы, вовсе запретил водоосвящение в самый день Богоявления: В нынешнем во 1640 году декабря великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя росии самодержец, советовав со отцем своим и богомолцом с великим государем святейшим Никоном патриархом московским и всея великия и малыя и белыя России и со всем освященным собором соборовав, указали: по древнему святыя восточныя церкви преданию в навечерии Богоявления Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по совершении божественной литоргии, не отходя в домы своя, исходити ко крестилнице и тамо водосвящение творить по чину. А в самый день Богоявления ко крестилнице не исходити и к совершению водосвящения не дерзати и, зане едино крещение по апостолу, а не два. Сего ради и, святыя восточныя церкви чин точию в навечерии Богоявления священие творити повелевает. В самый же Богоявления праздник тое совершати не предаде. Аще же кто сего государева и государева патриарша древняго святыя церкве предания, в сей памяти написанного не послушает, да весть таковый, яко под великую церковную казнь подпадает. На непослушающих бо святых правил вселенский седьмый собор осужение налагает, сице глаголя: аще кто по сем завещании дерзнет инако мудрьствовати, да будет церковной казни повинен, еже есть проклятию и отлучению» [ 2 ]. Сколько раз освящается Богоявленская вода? Указы патриарха Никона, касающиеся освящения воды, были отменены Большим Московским собором 1666—1667 годов как несоответствующие современной греческой практике. Собор постановил возобновить двукратное освящение воды, совершая его в навечерие Богоявления и на следующий день. В противовес проклятьям Никона этот собор разработал свои, еще более страшные анафемы: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить… предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд». Впрочем, возможность попасть под страшные проклятия собора и стать «гнилыми удами» не напугала последующих издателей церковных книг. В новом обязательном для общецерковного употребления Типиконе 1682 года было вновь запрещено двукратное освящение воды. После смерти патриарха Иоакима новообрядческие богословы уже в четвертый раз вернулись к вопросу об освящении богоявленской воды. Издатели Типикона 1695 года на этот раз опять «разрешили» совершение второго освящения воды.
Крещение каждый год в христианском календаре выпадает на один и тот же день. Сам праздник приходится на 19 число, но первое освящение воды проводится уже вечером 18 января и именно переход от Сочельника к празднику — это период, когда нужно набирать водичку, даже из-под крана, если уж совсем нет времени сходить в храм. С другой стороны, священнослужители отмечают, что святая вода из-под крана — это путь наименьшего сопротивления. Если человек верит в Бога, верит в праздник Крещение и в великое освящение воды, то следует сходить в храм на службу. Предварительно следует по возможности причаститься и исповедоваться. Это не обязательно делать в дни 18 и 19 января, подготовиться к Крещению можно в такой ситуации заранее. Где еще набирать воду Кроме того, что вода освящается в храме, уже в Сочельник Крещения священнослужители отправляются к открытым водоемам: рекам, озерам и прудам. Там делаются проруби в форме креста и вода тоже освящается. Это называется действо великое освящение воды и в проруби можно купаться: вода считается священной, а также можно набирать эту воду. Потому что, она считается чистой. В некоторых регионах нашей страны проруби не просто вырезаются во льду. Если мороз есть, а в праздник Крещение именно так и происходит, то изо льда делаются различные праздничные декорации. Некоторые вырезают изо льда часовни, купола и даже настоящие храмы.
Дойти до церкви в день Крещения возможность есть не у каждого. Поэтому много лет ведутся споры о том, правда ли благодатна вода, которая течет из-под крана. Протоиерей Евгений Шерышев порадовал всех верующих: в день Крещения освящается все водное естество, поэтому и та вода, которая идет из крана, является святой.
Крещение Господне в 2023 году: вся ли вода святая и когда ее набирать
Почему-то многие считают, что любой может набрать крещенской воды, не присутствуя на праздничных богослужениях. Как простая вода становится святой? Как пить и хранить святую воду? Можно ли пить ее некрещеным и неверующим? Порядка 60 человек сегодня приняли святое Крещение в водах реки Чусовой в поселке Станционный-Полевской. Таким образом, до последней трети V века, когда Петром Гнафевсом была составлена молитва богоявленского водоосвящения, богоявленской считали воду. Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам Иордана. Сын Божий попросил пророка Иоанна крестить его. Но Иоанн Предтеча не крестил всех желающих: он напоминал, что перед очищением иорданскими водами надо исповедать свои грехи.