Соловецкое восстание – крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688–1676 годах. Кроме этого, монахи отказались принимать нового настоятеля архимандрита Иосифа, выгнали его взашей и выбрали Никанора, монаха, который ходил с челобитными в Москву (Рукописная повесть «О соловецком восстании» XVII век). Политические требования и итоги восстания Восстание старообрядцев в XVII веке было вызвано не только религиозными разногласиями, но и политическими требованиями.
СОЛОВЕ́ЦКОЕ ВОССТА́НИЕ 1667–76
Кровопролитное Соловецкое восстания - итоги | Главная» Новости» Выступление старообрядцев результат. |
Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов | Итоги и результаты Соловецкого восстания. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. В результате отказа мирный поход перерос в восстание, к которому присоединились и крестьяне. |
Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги
В 1652 году патриархом стал Никон — «собинный друг» царя Алексея Михайловича. Выступая в союзе с государем, он получил разрешение на проведение реформы церкви. Обряды и церковные книги Никон повелел изменить. Многое было исправлено по греческим образцам. Отныне православные должны были креститься тремя перстами, заменить земные поклоны на поясные, а вместо имени «Исус» произносить «Иисус». Среди духовенства нашлось немало недовольных. Они тоже выступали за реформы, но книги предлагали править по другим, древнерусским образцам. Желая покончить с критикой в свой адрес, Никон созвал Московский собор и предал анафеме всех противников реформы. Так и случился церковный раскол. Старообрядцев начали преследовать и уничтожать, в ответ они демонстративно жертвовали своими жизнями, целыми семьями устраивали «гари». Соловецкое восстание Против преобразований выступили соловецкие монахи.
Новые церковные книги они прятали, продолжая пользоваться для служб старыми. На тот момент в Соловецком монастыре проживало 425 человек. В 1657 году архимандрит монастыря Илия приказал инокам выбросить новые книги в Белое море. Узнав об этом, Никон пришел в ярость и распорядился прислать на Соловки более сговорчивого архимандрита.
Стороны Русское государство —старообрядцы власти Соловецкого монастыря, монастырские стрельцы Союзники России Россия царское правительство Причина конфликта Власти Соловецкого монастыря не признали церковных реформ патриарха Никона. Они отвергли решения церковного собора 1666 г. Ход конфликта Власти Соловецкого монастыря отказались проводить реформы патриарха Никона уже в 1655 г. Только после нового отказа в 1667 г. Активные действия против крепости начались в 1672 г. Крепость была взята в результате измены в 1676 г. Описание В 1650-х гг. Движение старообрядцев положило начало церковному расколу в Русской православной церкви. Уже в 1657 г.
Соловецкое сидение "Соловецкое восстание" или "Соловецкое сидение" - 8 летнее восстание соловецких монахов против церковной реформы. Участники - монахи, не принявшие церковной реформы патриарха Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники Степана Разина. Карательная армия, посланная царем и насчитывавшая более тысячи человек, овладела монастырем в результате измены одного из защитников монастыря. Вот как рассказывается об этом событии в очерке Анны Гиппиус: "Первые зачатки раскола появились в Соловецком монастыре с 1636 года, когда патриархом Никоном были присланы сюда исправленные богослужебные книги. Против патриарха, бывшего уже под царским гневом, было предубеждение. Монахи, даже не просмотрев книг, сразу запечатали их в сундуки и поставили в монастырскую оружейную палату. Начало было сделано. Потом, сначала благодаря приездам сочувствующих расколу, а в 1661 году благодаря ссылке целой группы раскольников, раскол стал быстро распространяться, заражая все больше и больше иноков. Присоединение к расколу беглых московских стрелков и мятежников из шайки Степана Разина очень усилило движение и придало ему политический оттенок. Пожар разгорался и наконец, в 1666 г. Помимо игумена, руководимые келарем Савватием Абрютиным и казначеем Терентием, монахи составили очень грубую челобитную царю. Царь вызвал к себе игумена и архимандрита Никонора и велел им увещевать недовольных. Однако, обратно в монастырь их даже не впустили, что было уже явным сопротивлением царской власти. Варфоломея перевели тогда в Свияжский монастырь, а архимандрит Никонор перешел на сторону бунтовщиков. Царь написал увещевательную грамоту, но все было напрасно. Тогда началась осада; были построены батареи, с которых шла бомбардировка монастыря. Крепость, однако, руководимая военачальниками-монахами, сопротивлялась превосходно; провианта было много. Достаточно сказать, что через десять лет 22-го января 1677 г. В самой обители произошел жестокий бой. Было много убитых. Многие казнены, многие сосланы в другие монастыри и крепости. Часть раскольников бежала в Поморье, где они распространили раскол, увенчивая гибель мятежников мученическим венцом, как пострадавших за правую веру. Соловецкий монастырь пришел в полный упадок. Храмы и постройки разрушились, соляные промыслы запустели, припасы и скот были истреблены, касса совершенно пуста. Через бирюча был объявлен царский указ о возобновлении пропуска богомольцев на Соловки; стрелецкая команда однако еще долго стояла в монастыре, на всякий случай".
Ответом на прошение стал царский указ, согласно которому имения и промыслы монастыря на побережье были конфискованы. Ход восстания В 1668 году события начали стремительно развиваться. В этот день на остров высадилось войско лучников под командованием стряпчего Игнатия Волохова. Началась осада монастыря, продолжавшаяся восемь лет. Архимандрит Никанор стал предводителем восставших. Количество осажденных в 1674 году составляло более четырехсот монахов и мирян. Кроме того, повстанцев поддержали жители Поморья, которые доставляли в монастырь припасы. Сначала Волохов отправил гонца к монахам, но переговоры не увенчались успехом. Когда он попытался силой проникнуть в монастырь, его встретили артиллерийским огнем. В первые годы осада была неполной, поскольку власти надеялись на мирное разрешение конфликта.
Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия
Соловецкое восстание: краткая история | Результаты восстание было подавленно из-за разобщенности действий бунтовщиков, плохой организованности. |
«Соловецкое восстание»: зачем стрельцы устроили кровавую расправу над монахами | Бунташный век Соловецкое восстание. Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса. |
Соловецкое восстание и его плоды (Александр Чашев) / Проза.ру | В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание. |
Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия
Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица. Соловецкий монастырь, восстание, старообрядчество, история, вера, Соловки, Во Москвы-то было во царьстви, Об отцах Соловецкого монастыря и их страданиях, старообрядцы, Никон, соловецкое сидение, травля, раскол, Алексей Михайлович, расправа, узники, святые. Соловецкое восстания: итоги Середина 17 столетия была знаковой для Соловецкого монастыря.
Причины соловецкого восстания
- Соловецкое восстание 1667–1676 гг.
- Подавление соловецкого восстания
- Основные причины
- Соловецкое восстание. причины, события, итоги, участники, таблица
Соловецкое сидение (восстание)
Соловецкое восстание 1668—1676 — восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Соловецкое восстание — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Соловецкое восстание – крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688–1676 годах.
Причины соловецкого восстания
- Соловецкое восстание. причины, события, итоги, участники, таблица
- Эпизод I. Скрытая угроза
- Соловецкий бунт (1668-1676 гг.)
- Соловецкое восстание итоги. Соловецкое восстание
- Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг.
Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия
Соловецкий монастырь, восстание, старообрядчество, история, вера, Соловки, Во Москвы-то было во царьстви, Об отцах Соловецкого монастыря и их страданиях, старообрядцы, Никон, соловецкое сидение, травля, раскол, Алексей Михайлович, расправа, узники, святые. Восстание Соловецкого монастыря (Соловецкое восстание по-русски) было восстанием старообрядческих монахов, известных как Раскол, северного Соловецкого монастыря против политики царя Алексея I. Соловецкое восстание Соловецкий монастырь (дореволюционное фото) Дата 1668—1676 Место Соловецкие острова Причина Раскол: отказ принять "новоисправленные богослужебные книги" Итог Подавление восстания Противники иноки.
Распил по-военному. Как «люди государевы» осаждали Соловецкий монастырь
Соловецкий монастырь Последствия и итога Предварительное следствие над монахами было проведено прямо в монастыре. Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676 таблица. Восстание выступление старообрядцев. Солове́цкое восста́ние, или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам. Соловецкий монастырь Последствия и итога Предварительное следствие над монахами было проведено прямо в монастыре. Соловецкое восстание, которое проходило с 1668 г. по 1676 г. на сегодняшний день является одним из самых примечательных событий в русской истории.
Кровопролитное Соловецкое восстания - итоги
Царские войска начали расправу над восставшими. Исследователи старообрядчества Елена Юхименко и Наталья Понырко пишут: В настоящее время мы не располагаем достаточными сведениями, чтобы указать точное число казненных, но факт многочисленных и жестоких казней, надолго сохранившийся в народной памяти, не вызывает сомнений. Согласно проведенной в сентябре 1668 года переписи, в самом начале осады в Соловецком монастыре было около 670—700 человек, к концу «сидения» в обители, по одним сведениям, оставалось 300 человек, по другим — 500 следует принимать во внимание и потери среди осажденных, и случавшиеся перебежки. После захвата монастыря, к июню 1676 года, когда Мещеринов подавал «роспись» новоприсланному архимандриту Макарию, в живых значилось лишь 14 чернецов, взятых в монастыре. По старообрядческим источникам, в монастыре погибло от 300 до 500 человек; 500 соловлян, пострадавших за старую веру, поминаются в старообрядческом синодике. После 1676 года монастырь был заселен новой братией, составленной из иноков разных русских обителей. Современники писали, что кровожадный Мещеринов «увесил трупами монахов все деревья вокруг монастыря». Но вскоре усмиритель восстания оказался обвинен в краже монастырской казны, а затем он стал первым узником Соловецкой тюрьмы после разрушения им же Соловецкого монастыря. Источник: www.
Также предлагаем вам уникальные фотографии Соловков , сделанные во время съёмок сериала «Раскол». Автор фото — Глеб Чистяков. Понравился материал? Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Соловецкое восстание 1668-1676 причины.
Соловецкое сидение 1668-1676. Соловецкое восстание 1668-1676 лубок. Лубок Соловецкое восстание. Восстание Соловецкого монастыря 1666. Восстание в Соловецком монастыре 1668-1676.
Соловецкое сидение 1668 - 1676 гг.. Соловецкий монастырь 17 век восстание. Соловецкое восстание «Соловецкое сидение» в 1668-1676 гг.. Соловецкое восстание 1668-1676 гг.. Требования Соловецкого Восстания 1668-1676.
Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676 таблица. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676 гг. Восстание Соловецкого монастыря картина. Восстание монахов Соловецкого монастыря. Осада Соловецкого монастыря 1668.
Соловецкий монастырь восстание старообрядцев. Соловецкое сидение 1668-1676 кратко.
Им удалось освободиться, завязался бой между «умеренной» и «радикальной» группами, в котором последняя потерпела поражение.
На свободу был выпущен Геронтий. Новые, «умеренные», лидеры в 1670 г. Однако в августе-сентябре 1671 г.
Так, городничий старец Яков Соловаров вскоре организовал заговор с целью открыть ворота войскам и тем самым прекратить сопротивление и восстание в целом[27]. Новые документы подтвердили правильность сообщений митрополита Игнатия и других источников о роли пришлых людей, об участии в восстании разинцев, занимавшихся военной стороной обороны. Сведения об этом имелись и ранее, в частности в «роспросных речах» старца Пахомия июнь 1674 г.
А в монастырь... Это важное свидетельство о том, что даже религиозная позиция находившихся в монастыре а не только по отношению к вооруженной борьбе не всегда была выражением внутреннего настроя монастыря, но формировалась под влиянием пришлых людей, т. Прямо не говорится о том, что пришли именно «разинцы», сказано лишь, что «капитоны» пришли «в разиновщину» 1670—1671.
По данным О. Чумичевой, «неоднократно в источниках упоминается и то, что среди участников восстания в Соловецком монастыре были разинцы... Однако, несмотря на активную роль пришлых людей, нельзя утверждать, что именно они возглавили руководство восстанием»[29].
В «роспросных речах» старца Пахомия названы и те, на кого в основном опирались руководители восстания: «Да у них же... К сообщению о пребывании в монастыре донских казаков можно добавить, что и сам С. Разин ходил туда на богомолье в 1652 и в 1661 гг.
Старец Пахомий сообщил также, что в монастыре находится около 300 человек братии и больше 400 бельцов[30]. Эти же цифры назвал другой «выходец» из монастыря — старец Александр, подтвердивший и информацию о социальном составе бельцов. Он сообщил о наличии в Соловецком монастыре «белцов разных чинов людей, московских беглых стрелцов, и донских казаков, и беглых боярских людей»[31].
Однако в уже цитированных «роспросных речах» сентября 1674 г. Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский, прямо говорит о том, что в монастырь из Астрахани пришли «спомощники» Разина, «тогда убо уже и братству, иноком и бельцем, волю свою отъяша, и поставиша себе началником Фадейка Кожевника и Ивашка Сарафанова, и начаша быти во всем противны не токмо святой Церкви хулами, но и благочестиваго царя не восхотеша себе в государя имети». Казаки призывали монахов: «Постойте, братие, за истинную веру»[33].
Речь шла, надо полагать, именно о призыве к вооруженной борьбе. События, о которых идет речь, происходили в самом начале восстания, так как названный здесь Фаддей Петров находился вне монастыря, в Сумском остроге, как сказано выше, уже осенью 1669 г. Следовательно, «спомощники Разина» оказались в монастыре еще до начала Крестьянской войны 1670—1671 гг.
Савич, не отрицая факта участия разинцев в Соловецком восстании, не признавал за ними видной, а тем более руководящей роли[34]. Если принять свидетельство митрополита Игнатия о том, что Фаддей Кожевник был разинцем, то становится очевидной именно их роль в победе не сторонников «непротивления», а агитаторов стрельбы по царским войскам следует напомнить, что Геронтий, противник вооруженной борьбы, оказался в тюрьме уже в сентябре 1668 г. Имя Фаддея неизменно называется в ответах на вопрос, кто начал стрелять по царским войскам.
Даже находясь в заключении в Сумском остроге, он отправлял в монастырь письма, настаивая на своей линии «а велел им осаду крепить накрепко и здаватца... Именно в контексте сообщения о письмах Фаддея Бородина в «роспросных речах» старца Пахомия находятся и цитированные выше слова, отражающие мнение какой-то части осажденных «называют Соловецкий монастырь своим монастырем». Противоречия внутри монастыря обострились в конце 1673—1674 гг.
Как показал уже упоминавшийся иеромонах Павел, 28 сентября 1673 г. Но священники продолжали молиться за царя. Сотники Исачко и Самко угрожали келарю Азарию, что они прекратят свою военную службу «ружье на стену положили» из-за того, что «они, воры, за великого государя священником Бога молить не велели, а священницы их не слушают и за великого государя Бога молят, а они...
И сели... После этого из монастыря были высланы содержавшиеся в заключении в жестоких условиях противники вооруженной борьбы, оказавшиеся в руках воеводы И. Придавало ли «немоление» за государя политический и гражданский характер движению?
Рассматривая этот вопрос на более позднем материале, а также анализируя старообрядческие эсхатологические сочинения, Н. Гурьянова сделала вывод, что их авторы высказывали своеобразные «политические концепции», но определение «политические концепции» поставлено в кавычки[36]. И это совершенно справедливо, поскольку подчеркивает его условность.
Можно предполагать, что причиной ужесточения осады монастыря и действий царских войск была именно активизация в конце 1673—1674 гг. Для правительства не имело значения отсутствие в монастыре единства по этому вопросу и разногласия среди восставших. На последнем этапе восстания, «сидения», воеводе И.
Мещеринову, находившемуя в Соловках с января 1674 г. Подвоз продуктов окружающим населением сделался невозможным, начались цинга, мор.
Монастырские старцы запечатали эти книги в казенной палате и продолжали вести службу по старым книгам. В 1666-1667 годах они отправляли царю Алексею Михайловичу челобитные, в которых настаивали на своем, на необходимости вести богослужение по старым книгам. В 1667 году Большой Московский собор предал анафеме приверженцев старого обряда.
В июле 1667 года в монастырь был отправлен настоятель Иосиф, но братия изгнала его. В Москве это было воспринято как бунт. Время стояло неспокойное, в январе 1667 года завершилась длительная война с Речью Посполитой и на несколько последующих лет для царя Алексея Михайловича основной задачей стало подавление восстаний на севере и юге страны. Датой начала восстания в Соловецком монастыре считается 22 июня 1668 года. Этот день на острове высадилось войско из стрельцов под командованием стряпчего Игнатия Волохова.
Оно было отправлено из Москвы 3 мая того же года. Соловецкое восстание. Ход восстания Так прошло четыре года и в 1672 году на место стряпчего Игнатия Волохова прибыл более высокий чин из служилых людей — воевода Иевлев. Численность подчиненных ему войск превысила 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 года включительно.
В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога — Иван Мещеринов. Он перешел к активным действиям, то есть вместо обычной осады приступил к обстрелу стен из пушек. Первые пять лет осады власти считали необходимым мирно решить вопрос с неповиновением братии монастыря, поэтому артиллерию не применяли. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а к маю 1675 года количество стрельцов выросло почти в два раза, оно превысило 1000 человек. В 1675 году боевые действия шли почти 5 месяцев, с июня по октябрь.
Мещеринов получил подкрепление и отказался отпускать войско на зимние квартиры. Взять штурмом неприступную крепость помог перебежчик — монах Феоктист. Часть повстанцев погибла в бою, 26 человек были казнены, остальных сослали в Заполярье, в Пустоозерский острог. Соловецкое восстание Соловецкое сидение 22 июня 1668 г. Карательная царская армия, насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря.
Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали. Причины Соловецкого восстания 1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель.
Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье. Участники Соловетского восстания Принимали участие — монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники Степана Разина. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители.
Ход восстания 1668 год, 3 мая — по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости. Началась восьмилетняя осада монастыря.
340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь
Количество подчиненных ему войск превысило 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 г. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога Иван Мещеринов. Он перешел к активным действиям, то есть вместо стояния у стен монастыря стал стрелять по ним из пушек. В течение первых пяти лет осады власти сочли необходимым мирным путем решить проблему непослушания монахов монастыря, поэтому артиллерию они не использовали.
Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а в мае 1675 года количество лучников увеличилось почти вдвое, превысив 1000 человек. Во время осады монахи Соловецкого монастыря молились за здоровье царя. Но с января 1675 г. Стало ясно, что мирного исхода этого восстания не будет.
Постепенно боевые действия усилились.
В летние месяцы правительственные войска высаживались на Соловецких островах, пытались окружить их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на это время по домам [3]. Летом 1672 года Игнатия Волохова сменил воевода К. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов.
Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царь обещал прощение всем участникам восстания, добровольно явившимся с повинной.
Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича.
В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [3]. Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов.
На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой.
Он приказывал стрелять по воеводе говоря: «поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Рядом с Никанором во главе Соловецкого восстания действовали келарь Маркел, городничий старец Дорофей, прозванием Морж, сотники Исачко Воронин и Самко. Лубок XIX столетия Но среди восставших возникла распря по вопросу о молениях за великого государя. Некоторые старцы настаивали продолжать моления. Тут Исачко и Самко с товарищами сняли оружие, говоря, что не хотят более служить, так как священники за великого государя Бога молят.
Тогда келарь добил им челом, и они снова надели оружие, изрекая бранные слова на царя. После этого мятежники выгнали из монастыря некоторых черных священников, а другие ушли сами, явившись к Мещеринову, принеся покаяние государю и распространяя про участников Соловецкого восстания разные порочащие слухи. Раскаявшиеся священники изъявили согласие принять новоисправленные книги и троеперстие. По удалении священников, почти некому было отправлять в монастыре церковную службу: но Никанор говорил, что можно обойтись и без священников, и без обедни, а ограничиться чтением в церкви часов. Однако, не все были с ним согласны, и среди восставших продолжались распри, хотя о сдаче не было и помину. Мещеринов не решился зимовать на острове; а разорил свои шанцы и, по примеру предшественников, отплыл от Соловецкого монастыря на зимовку в Сумский острог, вопреки наказам из Москвы.
Там повторилось то же, что было при Волохове и Иевлеве. В Москву пошли жалобы на притеснения и корысть воеводы Мещеринова, который под видом сбора кормов производил поборы в Сумском уезде и даже посылал свою меру для сбора хлебных запасов, в которой было 22 фунта лишку против казенной! Из Москвы приходили грамоты с выговорами воеводе, но они оставались без действия. Летом 1675 Мещеринов снова высадился у монастыря, имея более 1000 ратных людей, пушки и запасы в изобилии. На сей раз он решил осаждать участников Соловецкого восстания и зимой, для чего устроил вокруг монастыря 13 земляных городков с пушками и повел подкопы под три башни. Но долго еще тянулась бы осада, если бы не помогла измена.
В ноябре из монастыря убежал чернец Феоктист. Он указал Мещеринову слабое место обороны восставших: слегка закладенное камнями окно под сушилом у Белой башни. Воевода сначала не внял этому указанию. Только после того Мещеринов воспользовался советом Феоктиста. В ночь на 22 января 1676 он послал отряд с майором Кашиным. Феоктист знал час, когда караулы расходятся по кельям, а на стенах остается только по одному человеку.
Стрельцы выломали камни в окне, вошли в Белую башню и впустили войско. К рассвету монастырь был в руках царской рати; монахов быстро обезоружили. Царь Алексей Михайлович , по-видимому, не успел узнать о взятии Соловецкого монастыря — он скончался уже через несколько дней. На воеводство в Соловки был прислан Владимир Волконский, который подверг любостяжательного Мещеринова розыску по обвинению в присвоении части монастырской казны. По материалам книги Д. Иловайского «История России.
В 5 томах. Том 5. Отец Петра Великого. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники» Соловецкое восстание Соловецкое сидение 22 июня 1668 г. Карательная царская армия, насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря. Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали.
Причины Соловецкого восстания 1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий.
Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье. Участники Соловетского восстания Принимали участие — монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители. Ход восстания 1668 год, 3 мая — по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости. Началась восьмилетняя осада монастыря.
В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта. При этом стрелецкие отряды постоянно увеличивались. Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев. В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников , что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание. Военные действия постепенно начали ужесточаться.
К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий. Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов. Одним из важных изменений было также то, что в 1675 г. Мещеринову, как можно проникнуть в обитель. Соловецкое восстание — итоги. Значение Восстание было подавлено с невероятной жестокостью.
Из 500 повстанцев, находившихся в Соловецком монастыре, остались в живых после взятия крепости лишь 60. Все они за исключением нескольких человек в последствии были казнены. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, а возможно, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди местного люда, привыкшего видеть в Соловецкой обители одну из главных святынь православия. Восстание показало, что в идейном социальном отношении монастырь не представлял из себя сплоченного коллектива. Монастырь той эпохи нельзя рассматривать как некую однородную организацию, которая действует лишь в одном, официальном направлении.
Это был социальный организм, и в нем действовали силы разных классовых интересов. Монастырь жил не размеренной и ленивой жизнью, как это может представиться многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в жизнь государства и социальные процессы русского Севера. Сопротивление никоновским реформам было лишь поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины. Недовольные люди примкнули к старой вере, так как старообрядчество было явлением антиправительственным и направлено против господствующей церкви. Одним из наиболее значимых событий 17 в. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа.
Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.
Соловецкие монахи писали жалобы царю на действия Никона, указывая книги и ценности, изъятые им. Недовольство патриархом Никоном, реформой богослужения привели в 1657 году к отказу монастыря, возглавляемого архимандритом Ильёй, принять новопечатные богослужебные книги. В последующие годы происходили другие акции неповиновения, приведшие к отказу подчиниться не только церковной власти патриарха, но и власти царя.
В сентябре 1667 года на чёрном соборе обители принята Пятая соловецкая челобитная, содержащая решение о сопротивлении властям в случае их отказа отменить церковную реформу. В 1668 году началась вооруженная борьба монастыря с царскими войсками. Монастырь находился в осаде восемь лет. Оборонялись в нём около семисот - семисот пятидесяти его защитников.
В первые годы осада велась лишь в летнее время. На зиму стрельцы возвращались на материк. В 1674 году властям стало известно о прибытии в монастырь уцелевших соратников Степана Разина. Осада усилилась.
В ответ участники восстания в начале января 1675 года приняли решение не молиться за царя. Летом 1675 года военные действия усиливаются и за пять месяцев потери осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Увы, не взяли крепость и в этом году. В 1676 году войско численностью в тысячу человек во главе с воеводой Иваном Мещериновым совершило ещё один неудачный приступ.
И лишь в конце января 1677 года, благодаря предательству перебежчика, чернеца Феоктиста, впустившего отряд стрельцов через потайной ход, монастырь был взят. Официальных документов о числе погибших за время осады защитников крепости, казнённых после её взятия, нет. К началу осады в монастыре было около семисот монахов и мирян. В течение восьми лет из монастыря одни уходили, другие в него приходили, умирали от болезней и гибли в боях.
По подсчётам некоторых исследователей в последний год осады в монастыре осталось не менее четырехсот человек. В живых было оставлено только четырнадцать. По словам изменника Феоктиста, Мещеринов «иных воров перевешал, а многих, волоча за монастырь на губу то есть на залив , заморозил». Похоронены казненные на острове Бабья луда при входе в Бухту Благополучия.
Трупы не были даже зарыты, а лишь забросаны камнями. И не только материальный. Независимый дух ушёл из северной обители вместе с её последними защитниками. Соловки стали символом сопротивления господствующей церкви и царю.
На костях русских бунтарей, требующих справедливости, духовенства, не принявшего никоновские реформы, соловецких защитников прежней веры зародилось старообрядчество. Оно же староверие и древлеправославие. Русская церковь распалась на части. Раскол прошёл через души людей.
Старообрядцы считали себя православными христианами. В свою очередь старообрядцы разделились на поповцев и беспоповцев.
Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины
Соловецкое восстание — одно из ключевых событий российской истории XVII в. На основании трудов предшественников и новых архивных материалов в книге воссоздается самая полная на сегодняшний день картина восстания, показываются его причины, ход и результаты, анализируется идеология. Новое издание содержит дополнительные архивные материалы, часть из которых публикуется впервые, и учитывает научные труды, появившиеся в последнее время.
Ротмистр Степан Потапов также был убит. Предательство Проведенный в Соловецком монастыре в 1674 году Собор постановил, что продолжать молиться за царя бессмысленно. Но не все монахи были согласны с этим. Примером тому служит Феоктист, который не согласился с данным решением. Он был изгнан из крепости за такие взгляды. Как и другие монахи, придерживавшиеся его точки зрения.
Это сыграло на руку Мещеринову и царским войскам, а также положило начало захвату Соловецкого монастыря. Захват монастыря Изгнанный Феоктист пришел к Мещеринову с важной информацией. Чернец знал о слабом месте в обороне монастыря, которое находилось у Белой башни. Феоктист подробно рассказал, когда происходит смена караула. Именно в это время на постах было минимальное количество защитников. Такой полезной информацией просто не мог не воспользоваться командующий царскими отрядами стрельцов. Войска начали готовиться к решающему штурму. Воспользовавшись погодными условиями и ночным временем, Мещеринов отправил отряд стрельцов в 50 человек к заложенному кирпичом окну, о котором доложил Феоктист.
Это произошло 1 февраля 1676 года. Отрядом командовал Степан Келин. Стрельцы выполнили поставленную задачу и проникли внутрь монастыря. После этого они взяли под контроль ворота и открыли их войскам. Защитников застали врасплох и они не смогли оказать действенного сопротивления. Соловецкий монастырь был занят стрелецким войском. Итоги восстания Итоги восстания были неутешительными для монахов Соловецкого монастыря. Защитников не стали отвозить в столицу, а провели расследование прямо в занятом монастыре.
Разбирательство, судя по всему, заняло немного времени. Были приговорены к казни главные зачинщики: Никанор; Сашко. Всего казненных было 26 человек. Но по тем источникам, которые дошли до нашего времени от старообрядцев, общее количество жертв составляло от трехсот до пятисот человек. Также есть информация, что выжили только 14 человек из 500 защитников, оборонявших монастырь. Остальных выживших ждала ссылка по следующим отдаленным острогам: Пустозерский, Кольский.
Мещеринову, как можно проникнуть в обитель. Соловецкое восстание — итоги. Значение Восстание было подавлено с невероятной жестокостью. Из 500 повстанцев, находившихся в Соловецком монастыре, остались в живых после взятия крепости лишь 60. Все они за исключением нескольких человек в последствии были казнены. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, а возможно, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди местного люда, привыкшего видеть в Соловецкой обители одну из главных святынь православия. Восстание показало, что в идейном социальном отношении монастырь не представлял из себя сплоченного коллектива. Монастырь той эпохи нельзя рассматривать как некую однородную организацию, которая действует лишь в одном, официальном направлении. Это был социальный организм, и в нем действовали силы разных классовых интересов. Монастырь жил не размеренной и ленивой жизнью, как это может представиться многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в жизнь государства и социальные процессы русского Севера. Сопротивление никоновским реформам было лишь поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины. Недовольные люди примкнули к старой вере, так как старообрядчество было явлением антиправительственным и направлено против господствующей церкви. Вооруженное сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря церковным реформам патриарха Никона в 1668-1676 годах. Соловецкое восстание занимает важное место в ранней истории старообрядческого движения. В данном случае религиозное выступление вылилось в длительную и открытую борьбу с государственной властью. Кроме того, восстание показало неоднозначность социального содержания раскола, так как монастырское население включало в себя не только монахов, но и беглых крестьян, посадских людей, казаков, стрельцов. Сам же являлся крупнейшим феодальным собственником на Севере Московского государства. Предыстория восстания В 1657 году соловецкие монахи во главе с архимандритом Ильей отказалась принять новые богослужебные книги. В 1663 году уже при новом архимандрите - Варфоломее - братия подтвердила свое решение. Это привело к тому, что данный вопрос разбирался на Церковном соборе 1666-1667 годов. Собор постановил прислать в обитель нового архимандрита - Сергия. Но монахи не приняли его, после чего Сергий покинул Соловки. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель , сосланный на Соловки на покой, активный сторонник старообрядцев Никанор. Идейным же вождем восстания являлся казначей обители старец Геронтий. В 1667 году иноки послали царю 1645-1676 челобитную, в которой отказывались принять реформы, не желая оставлять, по их убеждению, истинную православную веру, и выражали готовность открыто сражаться за нее с властью. Ответом на челобитную стал царский указ, по которому были конфискованы вотчины и промыслы монастыря на побережье. Ход восстания В 1668 году события стали ускоренно развиваться. Так, в мае на Соловки было послано стрелецкое войско. Началась осада монастыря, продлившаяся восемь лет. По воеводской отписке, численность и состав осажденных в 1674 году составлял свыше четырехсот монахов и мирян. Также восставших поддерживали жители Поморья, доставлявшие в обитель припасы. В первые годы осада шла довольно слабо, так как власть надеялась на мирное разрешение конфликта. Но в 1673 году стрельцам был дан приказ начать активные боевые действия. При этом стрелецкое войско постоянно увеличивалось. Со стороны же осажденных инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Важным изменением стало также то, что в 1675 году монахи перестали молиться за царя, хотя первые годы осады делали это. Мирный исход стал невозможен. Военные действия постепенно ужесточались. Решающую же роль в победе правительственных войск сыграло предательство монаха-перебежчика - чернеца Феоктиста - в январе 1676 года сообщившему главе стрельцов Ивану Мещеринову, как проникнуть в монастырь. В начале февраля группе стрельцов удалось пробраться в обитель и открыть ворота для остальной части войска. За этим последовала жестокая расправа над осажденными. По старообрядческим источникам, погибло от трехсот до пятисот человек. Последующие события Соловецкое восстание показало, что старообрядцы могут организованно выступать против правительства. Избранный в 1674 году патриарх Иоаким повел серьезную борьбу с раскольниками. В этом патриарх постоянно прибегал к помощи государственной власти. По царскому указу 1685 года старообрядцев надлежало жечь в срубе за хулу на церковь и уговоры к самосожжению; казнить перекрещивающихся в старую веру; бить кнутом тайных раскольников и тех, кто их укрывает; конфисковать имения казненных и ссыльных. В ответ на это старообрядцы совершали новые массовые «гари» и бежали не только в отдаленные места страны, но и за границу. Соловецкое восстание в культуре Восстание нашло большое отражение в старообрядческой литературе. Самым известным трудом на эту тему является «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее время великодушно пострадаша» Семена Денисова, написанная в XVIII веке.
Чумичева О. Соловецкое восстание 1667—1676 гг. Соловецкое восстание — одно из ключевых событий российской истории XVII в.
Смотрите также
- Непокорные иноки
- Соловецкое восстание 1668-1676 годов
- Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов
- Причины восстания
- Соловецкое восстание 1668-1676 – причины и итоги в таблице, кратко об участниках
Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины
Однако, в этот год ситуация достигла критической точки, и монахи предприняли упорное сопротивление. Одним из руководителей восстания был архимандрит Феофан Феоктистов, который сам по себе имел большое значение для монахов-соловлян. Он умело организовал и поднял на бунт большое количество монахов, которые были готовы идти на крайние меры ради своих прав и свобод. Итак, в 1668 году монахи Соловецкого монастыря под руководством архимандрита Феофана выступили против администрации монастыря и царской власти. Их требования были смелыми: они хотели вернуть гарантированные ими права и свободы, которые были ограничены администрацией и властями.
Недовольство накапливалось годами, и монахи решились на кровопролитное восстание в надежде достичь своих целей. Битва при Онего, произошедшая в 1669 году, была значимым сражением в рамках Соловецкого восстания. Вооруженные монахи Соловецкого монастыря смогли противостоять царским войскам, которые были направлены для подавления восстания. Несмотря на долгую осаду и попытки занять монастырь, царские войска так и не смогли уничтожить «оплот бунта».
Монахи оказались крайне решительными и готовыми противостоять даже самым серьезным атакам. Во время битвы монахи использовали свое знание местности и преимущественное знание территории вокруг Онеги, что позволило им превзойти военные силы царя-Ирода. Они атаковали и отступали, не давая врагу возможности нанести решающий удар. Таким образом, битва при Онего стала значимым примером сопротивления монахов-соловлян царским войскам.
Соловки продолжали противостоять, несмотря на падение монастырских сидений и депортацию монахов. Историки считают Соловецкий бунт последним и крупным проявлением антифеодального движения и преждевременного монастырского раскола. Восстание и его последствия оказали значительное влияние на политическую и социальную обстановку в Российском государстве. Таким образом, битва при Онего занимает важное место в истории Соловецкого бунта, и она стала символом смелой и решительной борьбы монахов-соловлян за свои права и свободы.
Соловецкий бунт 1668-1676 гг: образ жизни и организация повстанцев Соловецкий бунт, который продолжался с 1668 по 1676 год, оставил яркую историческую след в России. За время бунта монахи-соловцяны, возмущенные противостоянием власти и русской церкви, взяли в свои руки власть над островом и крепостью Соловки. Образ жизни повстанцев был организован и дисциплинирован, а их деятельность имела важное значение для истории русской церкви. Начало бунта связано с депортацией монаха Михайловича, который был сторонником Никонианства и критиковал Всея Руси своими узурпационными действиями.
В 1668 году Михайлович был отправлен в Соловецкий монастырь в качестве монаха-соловляна, где он продолжал распространять свои идеи. Однако, русские власти узнали о его деятельности и начали принимать меры по расправе с Михайловичем и его последователями. Битва при Онего стала важнейшей точкой в истории бунта, она произошла в 1669 году и означала начало осады Соловецкой крепости. Соловцы активно противостояли осаде и умело использовали свое знание местности и опыт обороны.
Он писал, что «…выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития, а не одной России». В 1668 году за отказ принять «новоисправленные богослужебные книги» и за противодействие церковной реформе царь приказал осадить монастырь. Началась вооруженная борьба соловчан с правительственными войсками. Начало Соловецкого восстания совпало с разгоравшейся в Поволжье и на юге России крестьянской войной под предводительством С. Правительство не без оснований опасалось, как бы его действия не всколыхнули все Поморье, не превратили край в сплошной район народного восстания. Поэтому первые годы осада мятежного монастыря велась вяло и с перерывами. В летние месяцы царские войска стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы, входившие в правительственную рать, распускались на это время по домам. Переход к открытым военным действиям до крайности обострил социальные противоречия в лагере восставших и ускорил размежевание борющихся сил. Оно было окончательно завершено под воздействием разинцев, которые стали прибывать в монастырь с осени 1671 года, то есть после поражения крестьянской войны. Влившиеся в восставшую массу люди «из полку Разина» взяли в свои руки инициативу в обороне монастыря и активизировали Соловецкое восстание.
Разинцы и трудники становятся фактическими хозяевами монастыря и заставляют «труждаться» монахов, на которых раньше работали сами. Из воеводских отписок мы узнаем, что к руководству восстанием пришли враги царя и духовенства, «пущие воры и заводчики и бунтовщики… изменники великому государю» беглый боярский холоп Исачко Воронин и кемлянин из Кемской волости Самко Васильев. К командному составу восстания принадлежали и разинские атаманы Ф. Кожевников и И. Начинается второй этап Соловецкого восстания, на котором религиозные вопросы отступили на второй план и идея борьбы «за старую веру» перестала быть знаменем движения. Порвав с реакционно-богословской идеологией монахов и освободившись от старообрядческих требований, восстание принимает ярко выраженный антифеодальный, антиправительственный характер. В «распросных речах» выходцев из монастыря сообщается, что руководители восстания и многие его участники «и в церковь божию не ходят, и на исповедь к отцам духовным не приходят, и священников проклинают и называют еретиками и богоотступниками». Тем же, кто упрекал их в грехопадении, отвечали: «мы де и без священников проживем». Новоисправленные богослужебные книги жгли, рвали, топили в море. Восставшие «отставили» богомолье за великого государя и его семью и слышать больше об этом не хотели, а иные из мятежников говорили про царя «такие слова, что не только написать, но и помыслить страшно».
Такие действия окончательно отпугнули от восстания монахов. Не говоря уже об оппозиционной верхушке монастыря, даже рядовая братия в своей массе порывает с движением, сама решительно выступает против вооруженного способа борьбы и пытается отвлечь от этого народ, становится на путь измены и организации заговоров против восстания и его предводителей. Только фанатичный сторонник «старой веры» высланный на Соловки архимандрит Никанор с кучкой единомышленников до конца восстания надеялся с помощью оружия заставить царя отменить никоновскую реформу. По словам черного попа Павла, Никанор беспрестанно ходил по башням, пушки кадил и водою кропил и называл их «матушками галаночками, на вас де у нас надежда», и по воеводе и по ратным людям стрелять велел. Никанор был попутчиком народа; опальный архимандрит и восставший трудовой люд использовали одни средства борьбы для достижения разных целей. Народные вожаки решительно расправлялись с реакционно-настроенными иноками, занимавшимися подрывной деятельностью; одних они сажали в тюрьмы, других изгоняли из монастыря. За стены крепости было выдворено несколько партий противников вооруженного восстания - старцев, монахов. С начала 70-х годов Соловецкое восстание, подобно крестьянской войне под руководством С. Разина, становится выражением стихийного возмущения угнетенных классов, стихийного протеста крестьянства против феодально-крепостнической эксплуатации. Население Поморья выражало сочувствие мятежному монастырю и оказывало ему постоянную поддержку людьми и продовольствием.
Черный поп Митрофан, бежавший из монастыря в 1675 году в «распросной речи» говорил, что в период осады приезжали в монастырь «с рыбою и с харчевыми запасами с берегу многие люди». Царские грамоты, угрожавшие суровым наказанием тем, кто доставлял продовольствие в монастырь, не действовали на поморов. Ладьи с хлебом, солью, рыбой и иными продуктами питания непрерывно приставали к островам. Благодаря этой помощи восставшие не только успешно отражали приступы осаждавших, но и сами совершали смелые вылазки, которые обычно возглавлялись И. Ворониным и С. Васильевым - избранными народными сотниками. Строительством укреплений руководили опытные в военном деле беглые донские казаки Петр Запруда и Григорий Кривонога. Все гражданское население Соловков было вооружено и по-военному организовано: разбито на десятки и сотни с соответствующими командирами во главе. Осажденные значительно укрепили остров. Они вырубили лес вокруг пристани, чтобы никакое судно не могло подойти к берегу незамеченным и попало в зону обстрела крепостных орудий.
Низкий участок стены между Никольскими воротами и Квасопаренной башней подняли деревянными террасами до высоты других участков ограды, надстроили низкую Квасопаренную башню, на Сушильной палате устроили деревянный помост раскат для установки орудий. Дворы вокруг монастыря, позволявшие неприятелю скрытно приближаться к кремлю и осложнявшие оборону города, были сожжены. Вокруг монастыря стало «гладко и ровно». В местах возможного приступа положили доски с набитыми гвоздями и закрепили их. Была организована караульная служба. На каждую башню посменно выставлялся караул из 30 человек, ворота охраняла команда из 20 человек. Значительно укрепили и подступы к монастырской ограде. Перед Никольской башней, где чаще всего приходилось отбивать атаки царских стрельцов, вырыли окопы и обнесли их земляным валом. Здесь же установили орудия и устроили бойницы. Все это свидетельствовало о хорошей воинской подготовке руководителей восстания, их знакомстве с техникой оборонительных сооружений.
После подавления крестьянской войны С. Разина правительство перешло к решительным действиям против Соловецкого восстания. Весной 1674 года третий по счету воевода Иван Мещеринов прибыл на Соловецкий остров. В завершающий период борьбы под стенами монастыря было сосредоточено до 1000 стрельцов с артиллерией. В летне-осенние месяцы 1674 и 1675 гг. С 4 июня по 22 октября 1675 года потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Вследствие жестокой блокады и непрерывных боев число защитников монастыря также постепенно сокращалось, запасы военных материалов и продовольственных товаров истощались, хотя крепость могла еще долго обороняться. В монастыре накануне его падения было, по словам перебежчиков, хлебных запасов на семь, по другим данным - на десять лет, коровьего масла на два года. Только в овощах и свежих продуктах чувствовался недостаток, что привело к вспышке цинги. От цинги и ран умерло 33 человека.
Соловецкий монастырь не был взят штурмом. Его предали изменники-монахи. Монах-перебежчик Феоктист провел в монастырь тайным ходом, что под сушилкой у Белой башни, отряд стрельцов. Через открытые ими башенные ворота в крепость ворвались главные силы И. Восставшие были захвачены врасплох. Началась дикая расправа. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. Разгром Соловецкого монастыря произошел в январе 1676 года. Это был второй после поражения крестьянской войны С.
Разина удар по народному движению. Вскоре после подавления восстания правительство прислало на Соловки из других монастырей благонадежных монахов, готовых славить царя и реформированную церковь. Соловецкое восстание 1668—1676 гг. Разина антикрепостническим движением XVII века. Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора 4. В это время громят саму опричнину. Наш анализ этих событий см. Как показывают документы, Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи.
Куликовская битва. Иван Грозный. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович 4. Тайна сибирско-американской истории автора Носовский Глеб Владимирович 5. Однако уже вскоре наметились разногласия между Из книги Всемирная история: в 6 томах. После победы в 1590 г. Косминский и Я. Архангельский С. Аграрное законодательство Английской революции. Крестьянские движения в Англии в 40-50-х гг.
XVII в. Барг М. Из книги Всемирная история: в 6 томах. Франция в начале XVII в. Люблинская А. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630—1642 гг. Малов В. Абсолютистская бюрократия и Из книги Всемирная история: в 6 томах.
Рутенбург В. Истоки Рисорджименто.
Их главной задачей было прервать сообщение монастыря с материком. Зимой участники блокады, в основном лучники, возвращались домой или служили в Сумском остроге на территории современной Карелии. Прошло четыре года с начала осады, и в 1672 году место стряпчего Игнатия Волохова занял воевода Иевлев. Количество подчиненных ему войск превысило 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 г. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога Иван Мещеринов.
Он перешел к активным действиям, то есть вместо стояния у стен монастыря стал стрелять по ним из пушек. В течение первых пяти лет осады власти сочли необходимым мирным путем решить проблему непослушания монахов монастыря, поэтому артиллерию они не использовали. Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а в мае 1675 года количество лучников увеличилось почти вдвое, превысив 1000 человек. Во время осады монахи Соловецкого монастыря молились за здоровье царя.
Они, в свою очередь, тоже по-разному вели себя при введении мер патриарха Никона. Иногда происходило их неповиновение, что приводило и к вооруженным столкновениям. Одним из них было соловецкое восстание 1668—1676 годов. Причины соловецкого восстания Соловецкий монастырь располагается на Соловецких островах в Белом море. Так получилось, что он находился около границ Московского царства и Швеции. Поэтому монастырь был укреплен властями, снабжен продовольствием, припасами на случай войны со Швецией.
Военные действия с ней происходили в годы смутного времени. В 1656—1658 годах происходила русско-шведская война. На это обычно указывается в литературе, поскольку впоследствии при восстании на Соловках правительственным войскам пришлось осаждать укрепления монастыря. В 1657 году в монастырь были присланы новые богослужебные книги, содержащие некоторые исправления по мерам патриарха Никона. Монахи не захотели использовать эти книги. Потом в 1666—1667 годах они посылали царю Алексею Михайловичу челобитные с просьбой сохранить им прежние богослужебные книги. В 1667 году в Москве состоялся церковный собор, на котором старообрядцы были преданы анафеме. После этого новым настоятелем Соловецкого монастыря был назначен отец Иосиф. Однако монахи Соловецкого монастыря его не приняли. Эти действия были расценены как начало соловецкого восстания, и на остров были отправлены войска.
Причиной события стал отказ монахов от использования новых богослужебных книг с исправлениями, выбор себе своего настоятеля и стремление властей привести обитель к принятию проведенных мер патриарха Никона.
СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ
А. А. Савич, не отрицая факта участия разинцев в Соловецком восстании, не признавал за ними видной, а тем более руководящей роли[34]. Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. В результате возникшего восстания бунтовщики взяли крепость «Соловецкий Студитель», где разбили войска монастыря и разгромили его армию. Главный же итог Соловецкого восстания заключается в том, что расслоение в церкви укоренилось, и с этого времени официально появились старообрядцы.
Соловецкое восстание. причины, события, итоги, участники, таблица
Соловецкое восстание 1668-1676 годов | Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. |
Соловецкое восстание (1668-1676). Причины. Итоги | Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества. |
Соловецкое восстание — Википедия с видео // WIKI 2 | Политические требования и итоги восстания Восстание старообрядцев в XVII веке было вызвано не только религиозными разногласиями, но и политическими требованиями. |