25 февраля верующие чтят память одной из главных своих святынь – Иверской иконы Божией Матери с пронзенным ликом.
Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — о чем молятся
- Иверская икона Божией Матери
- О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери , смотреть онлайн
- Чья покровительница Иверская икона?
- Почему Иверскую икону называют "Вратарницей" и в чем она помогает
- Иверская икона Божией Матери – в чем помогает?
О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери
Иверская Икона Божией Матери Иверская икона достаточно большая – 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Явление Иверской иконы Божией Матери на Афонской горе произошло приблизительно в 1004 году. Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери Эгейское море волновалось весь день и всю долгую беззвёздную ночь.
«Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери
Иверская обитель считается домом, где хранится эта икона. На территории монастыря возведен храм во имя Портаитиссы — покровительницы Афона. Икона освещается неугасимой лампадой, которая называется «Лампада Вратарницы». Иногда в часы богослужений, без всякого внешнего воздействия, лампада раскачивается, подобно маятнику, таким образом, предупреждая о близости таких больших бедствий, как землетрясения, эпидемии, нападение врагов. Жители Афона рассказывали, что перед наступлением на Кипр турок, лампада раскачивалась так сильно, что даже масло выливалось через край, но Защитница, через Свою икону, не допустила захвата Афона. В современное время, такие непонятные раскачивания лампады, начинались перед приходом американцев в Ирак, перед землетрясением в Спитаке, и перед другими явлениями. Так Иверской иконе случалось информировать людей о грядущих событиях планетарного масштаба. Хранительница и Защитница Иверона, Иверская икона Божией Матери всегда являла братии свою помощь, когда случился голод, Она отправила в амбар настоятеля монастыря, где он нашел большое количество муки.
Враги не нападали на Афон, возникавшие пожары гасли сами, а в закромах всегда были съестные запасы. В 422 году, по преданиям, дочь царя Феодосия хотела посетить монастырь, чтобы увидеть святыни, но по голосу Богоматери ей было запрещено это делать. С тех пор, по повелению Божией Матери, которая охраняет мир и покой монашествующих, Афон недоступен для посещений женщинами вот уже 1700 лет. В России существуют два основных списка этой иконы. Один из них находится в храме Патриаршиего подворья в Переделкине.
Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву.
Иверская икона которая сейчас хранится на Афоне в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле 829—842 иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.
Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин память 25 июля , по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где находится и по сей день. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
Но во сне девочке снова явилась Богородица и попросила, чтобы образ отнесли в ближайший храм. Просьба была сразу же исполнена, так в церкви селения Мочище появилась чудотворная икона, до сих пор известная своей исцеляющей силой. Исцеление малолетних сыновей В сборнике "Явления и чудеса Пресвятой Богородицы" записана история о внезапной болезни двух малолетних мальчиков. Оба нуждались в дорогостоящей срочной операции.
Тогда ранее не уделяющий вопросам веры отец по имени Виктор вспомнил о Боге.
Однако поймать её и вынести из моря они никак не могли. Тогда старцу Гавриилу во сне явилась Дева Мария и сказала, что послала свой образ для защиты и благословения монастыря, и что Гавриил сможет взять её, подойдя к ней по воде, как Христос. На следующий день преподобный Гавриил так и сделал. Он вынес святыню на землю, и монахи, ликуя, поместили её в алтарь главного монастырского храма. Но на следующий день икона пропала. После долгих поисков монахи увидели её над вратами монастыря. Они вернули икону в алтарь, однако ночью образ снова вернулся к воротам. Посчитав это знаком, иноки построили надвратный храм, где икона Иверской Божьей Матери и находится до сих пор.
Иверская икона Божьей Матери, Панагия Горгона
Иверская икона Божией Матери неоднократно помогала братии монастыря в самых трудных ситуациях. Иконография образа- Чудотво. Иверская икона Божией Матери. После молитвы перед иконой Божьей Матери Иверской случались многочисленные чудеса: исцеление хромых, слепых, болеющих. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители.
История Иверской иконы
Иверскую икону Божией Матери называют чудотворной, а многовековые молитвы делают ее энергию еще более светлой и сильной. История Иверской иконы Божией Матери» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Иверская Икона Божией Матери Иверская икона достаточно большая – 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой.
История Иверской иконы
По преданию, Иверская икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. В 1651 году, по молитвам перед Иверской иконой Божией Матери, исцелилась от тяжелого недуга дочь царя Алексея Михайловича. Так и у иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило! Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году.
Икона Иверской Божьей Матери
Тогда насельники монастыря, благодарно приняв слова "Не вы будете Меня охранять, а Я вас", оставили ее над входом и назвали "Вратарницей". Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею. Но по дороге встретилась ему удивительная Женщина, протянувшая ему золотую монету для оплаты ночлега. Тогда бедняк вернулся, чтобы дать эту монету привратнику и переночевать в монастыре. Монета оказалась очень древней, и бедного странника заподозрили в воровстве. В ответ на расспросы монахов он рассказал историю чудесной встречи. После его рассказа о Женщине собравшиеся пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета — одна из многих пожертвованных Божией Матери. Но и это еще не все - в ту ночь все продукты в Иверском монастыре разом испортились.
Монахи усвоили этот урок и с тех пор строго соблюдают обет безмездного странноприимства 4 Раскачивание лампады В монастыре на Афоне перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы».
Одной из жемчужин духовного и исторического христианского наследия является Иверский образ Богородицы, сообщает Толк. По преданию, ее написал святой апостол и евангелист Лука. Согласно церковному преданию, икона находилась у одной благочестивой вдовы. Во время гонений на христиан икону хотели уничтожить. Воин копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь. Чтобы сохранить святыню, вдова посулила императорским воинам деньги за то, что они до утра не тронут икону.
Богородица по молитвам братии перед ее иконой много раз спасала монастырь от голода, пожаров, нашествия врагов. Со временем была построена специальная часовня у ворот, в которой икона пребывает по сей день. Иеромонах Ямвлих. Благодаря этому до нас дошли все подробности истории появления образа в Москве. Укрепление греко-русских связей в конце XV - XVI веках вело к притоку из Греции, особенно с Афона, различных святынь и духовной литературы. Познакомившись с монахами-посланниками Иверского монастыря и узнав от них о чудотворной иконе, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх Московский, попросил прислать ему список образа. Через год, 13 октября 1648 года икону уже встречали в Москве. В сопроводительных грамотах иверский игумен Пахомий подробно описал процесс создания иконы монастырским иконописцем Ямвлихом: «Вернувшись в свою обитель я собрал 365 братьев и сотворили великий молебен от вечера и до утра, а утром святили воду со святыми мощами, и той святой водой омывали святую и чудотворную древнюю икону Богородицы, и собрали ту святую воду в большой сосуд и ею омывали новую икону, которую я изготовил из кипарисового дерева, и вновь собрали ту святую воду. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона»[2]. По одной из версий после прибытия в Москву икона находилась в одной из церквей царского дворца. В 1654 — 1655 годах она сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, тогда находившийся под властью Речи Посполитой. По возвращении из победоносного похода она была вложена царем в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Другая версия гласит, что сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в монастыре Святителя Николая «Большая глава», и по возвращении из похода была помещена при Воскресенских вратах Китай-города. Так икона вновь стала исполнять служение вратарницы, только теперь уже града Москвы. В конце XVIII века деревянная часовня была перестроена в камне, в 1929 году часовня вместе с воротами была разобрана. Список, выполненный в 1648 году не отличается от оригинала по размеру и основным чертам композиции. Но это и не точная копия: художник добавил изображения ангелов в углах средника и полуфигуры апостолов на полях. Некоторые детали изображения воспроизводят особенности грузинского оклада начала XVI века, которым украшен оригинал. Этот список Иверской хранится в собрании Государственного Исторического музея, в наше время он несколько раз в дни празднования передавался в Успенскую церковь Новодевичьего монастыря для поклонения верующих. Второй список с Иверской был выполнен на Афоне около 1655 года по просьбе Патриарха Никона для основанного им Валдайского Иверского монастыря. Икона была изготовлена по размерам афонской и «тем же образом», что и список 1648 года. Патриарх приказал украсить новую икону сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней иконы. Встреча иконы в Валдайский монастыре состоялась 12 февраля 1656 года. В честь этого события на Руси установили второе празднование Иверской иконе. После 1917 года этот список исчез, в настоящее время его местонахождение неизвестно. Последняя четверть XVII в.
Как-то раз, находясь возле монастырских ворот, недалеко от воды, старцы увидели огненный столб, поднимающийся над морем. Это зрелище напугало их. Они начали молиться Господу, но видение не исчезало, а к ночи стало еще ярче. Наконец, монахи увидели плывущую в море икону Богородицы. Они попробовали достать ее, но когда стали приближаться к ней, икона от них отстранялась. После нескольких неудачных попыток, монахи собрались вместе и стали молиться Господу о помощи в обретении иконы. Бог услышал их мольбы, а человеком, который доставит святыню в Иверскую обитель, избрал монаха Гавриила, который сейчас известен, как Гавриил Святогорец. Этот монах был настоящим отшельником, все свое время проводил в молитвах Господу. В тот день его не было в монастыре, так как летом он уходил молиться в горы и только с наступлением холодов возвращался в обитель. Однажды, во время сна, Гавриилу было явление Самой Божией Матери. Богородица повелела ему оставить отшельничество, вернуться в монастырь, пойти к настоятелю и сообщить, что Царица Небесная желает отдать Гавриилу Ее икону, которая пришла к ним по морю. Но для этого он должен, как Иисус Христос, без страха, с верой, пройти по водной поверхности, взять икону, а потом отнести ее в обитель, которую Она теперь будет защищать. Он все в точности исполнил по велению Божией Матери.
Иверская икона Божьей Матери, Панагия Горгона
Пресвятая Богородица услышала усердную молитву этой благочестивой женщины. Отпустив икону, которая к ее радости, стоя прямо, понеслась к западу, вдова сказала своему сыну: «Дорогое дитя мое, я женщина и не могу уйти далеко, потому или скроюсь, или, если меня схватят, умру ради любви к Богоматери, а ты удались в Грецию, чтобы царские воины не сделали тебе зла». Любящий сын послушался совета матери, ушел в Солунь, а через 15 лет прибыл на Афон и постригся в монахи в Иверской обители. Тут он увидал святую икону, пущенную в море его матерью и рассказал монахам, почему его мать должна была расстаться с драгоценною святынею. Явление этой иконы на Афоне произошло следующим образом: однажды вечером иноки древней Иверской обители увидели на море огненный столп, восходящий до самого неба. Дивное явление продолжалось несколько дней и ночей. Приплыв ближе к явлению, они увидели, что огненный столп исходит от иконы Богоматери, но когда приближались к ней, чтобы взять ее, лодка с иконой удалялась. Иноки собрались в храме и в усердной молитве просили Богоматерь даровать им свою икону. Между братьями этой обители был старец Гавриил, грузин, отличавшейся особенно строгою жизнию. Ему во сне явилась Богоматерь и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верою по волнам, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».
Старец открыл волю Богоматери настоятелю; все иноки с молебным пением, кадилами и лампадами пошли к морю. Икона Пресвятой Богородицы приближалась к ним. Гавриил вошел в море и взял икону. Когда он вышел на берег и поставил на нем икону, из земли потекла чистая, сладкая вода, текущая и доселе. Это место находится в четверти часа ходьбы от обители и здесь устроена была часовня. После усердной молитвы, икону торжественно внесли в соборный храм обители. На другой день инок, зажигавший лампады в храме, войдя в него, не нашел иконы Богоматери на ее месте во храме. Ее нашли над воротами обители на наружной стене и опять поставили в храм; но на другой день она опять явилась над воротами, и это повторялось несколько раз. Наконец, Богоматерь явилась старцу Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, чтобы более не искушали Меня.
Тогда ранее не уделяющий вопросам веры отец по имени Виктор вспомнил о Боге. Его дети росли некрещенными. Но мужчина упал в храме на колени перед чудотворной иконой Иверской Божьей Матери, провел много времени в слезах и молитвах. А дома его ждало чудо. Опухоли на телах обоих детей уменьшились вполовину, операция не понадобилась.
Пресвятая Богородица изображена с распущенными волосами, в венце, в платье и плаще. К ногам Богоматери припадают в молении муромские святые. Между лучами представлено 15 сцен из истории Нового Завета. Образ происходит из Греции. Местночтимый образ, очень нетипичный для изображений Матери Божией, можно увидеть на старинной фреске, написанной внутри освященного во имя Царицы Небесной храма на греческом острове Лесбос. Образ Пресвятой Девы с хвостом русалки может смутить кого угодно, только не греков, которые икону очень почитают. Зооморфный элемент в изображении Пресвятой Девы — лишь аллегория, указывающая на Её власть над водной стихией, от состояния которой часто зависит жизнь рыбаков, мореплавателей и жителей побережья. Существуют и другие варианты этого образа, на них Матерь Божия предстает в привычном человеческом обличье, но восседает верхом на плывущей по морю рыбе. О том, насколько допустим и уместен современный подход к иконописи, поиск свежих сюжетов, использование новых техник, обращение к примитивному искусству, ведутся споры. С одной стороны, это объяснимо, поскольку непрерывно меняется сама жизнь. С другой — икона требует богословского обоснования.
Вдова не видела света и потому подумала, что они отступили на шаг, чтобы броситься на неё и на святой образ. Сколько вы хотите. Оставьте этот образ у меня всего лишь на одну ночь. Дайте мне возможность помолиться перед ним в последний раз. А завтра утром я своими руками отдам вам его. Только скажите цену. В подтверждение своих слов она протянула комиту отряда горсть монет: золотой солид и несколько серебряных милиарисиев. Копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась рана, из которой истекла человеческая святая кровь Солдаты шёпотом посовещались. Нельзя было сказать, что разорив дом вдовы, они обогатились бы. А вот назначить цену в деньгах, золоте, драгоценностях и получить их наутро без хлопот казалось соблазнительным. Долг и жажда наживы боролись недолго. Только солдат с копьём стремился любой ценой тут же, на месте, уничтожить известную на всю Империю икону. Но страсть к наживе, как это бывает чаще всего там, где нет веры, победила. Недовольный Варвар выходил последним. В раздражении от несостоявшегося погрома в очередной православной молельне, прежде чем ступить за порог, он ударил своим страшным оружием прямо в пресвятой Лик. Икона должна была бы расколоться на части, но копьё скользнуло, и на щеке Приснодевы осталась выщербленная рана, из которой тут же истекла человеческая святая кровь. Другие солдаты этого уже не видели, они оставили дом вдовы за спиной и обсуждали простой вопрос: не продешевили ли они, потребовав у вдовы первую пришедшую в голову сумму. Сказывали потом, что солдат с копьём всю ночь простоял на коленях в нескольких шагах от дома вдовы. Он старательно пытался стереть кровь с острия копья, но она вновь и вновь выступала из наконечника. Ранним рассветным утром следующего дня, в бледном свете ещё не взошедшего из-за зубчатого скалистого горизонта солнца, Варвар увидел, как вдова с большим свёртком на спине, нести который помогал юноша, скорее, подросток, отправилась в неизвестный путь. Они оглянулись на город. Сейчас двенадцатиметровые стены казались особенно высокими и стройными, несмотря на невидимую снизу толщину, которая во время осады позволяла разъехаться трём телегам, подвозившим боеприпасы и оружие. Правда, снизу толщина стен была не видна. Крепость всем своим тысячетонным весом, стенами и многочисленными башнями, а их было около сотни, уверенно попирала мягкую землю на озёрном берегу. И земля не чувствовала тяжести. Она покорно несла на своём теле немало таких каменных, казавшихся неприступными, крепостей. Цитадель, крепость, вот с чем можно было бы сравнить веру иконопочитателей, мелькнула мысль у вдовы. Они шли всю ночь южным берегом озера, чтобы выйти к заливу, а копьеносец, крадучись, то по песку, то по росистой траве, то по острым камням бесшумно следовал за ними. Несколько раз они делали короткие остановки для отдыха, и вдова читала речитативом молитвы, отдельные слова которых доносились до солдата, не выпускавшего из рук своё оружие с подсохшей кровью на острие. Под утро они достигли скалистого берега. Утренние волны словно были не рады людям. Они набегали на узкую полоску песка между скалами, недовольно, но сдержанно роптали на что-то, почти не нарушая ранней свежей тишины, которая, казалось, разлилась по всему белому свету. Варвар размышлял. Братом подросток быть никак не мог. Значит, это сын, которого накануне она, вероятно, спрятала у соседей или родни. В полусвете утра, на бледном фоне небес солдат видел мать и подростка в профиль. Они были поразительно похожи друг на друга. Казалось, если их, как монеты, наложить друг на друга, абрисы ликов совпадут до мельчайших подробностей. Конечно, подросток станет мужчиной, лицо его приобретёт более строгие черты, и сходство уменьшится, но пока… Вдова развернула большой свёрток, в котором оказалась та самая икона. Впрочем, Варвар давно догадался об этом. Икона стояла на влажном песке, поддерживаемая с одной стороны вдовой, а с другой — её сыном. Женщина встала на колени и долго прикладывалась к образу губами и лбом, нежно и почтительно гладила одеяния Пресвятой подушечками пальцев, как будто собирая, впитывая благодать и испрашивая прощение. За ней то же самое проделал и её юный сын. Варвар продолжал наблюдать, опасаясь спугнуть почитателей чудесного образа. При восходе солнца, когда первый луч скользнул вверх, в небеса, а оттуда уже спустился к иконе Богородицы, Варвар ещё раз узрел кровавое пятно на ланите Богородицы — и первый раз в жизни заплакал, уткнувшись лбом, веками и носом во влажный песок. Солёные слёзы мгновенно впитались в солёный морской песок. Когда он поднял голову, то увидел, как вдова с сыном входят в воду. Вот уже волны бьют их в пояс. Бурные, они делают их подводную походку нетвёрдой, мать с сыном покачиваются из стороны в сторону, оступаясь, словно боясь уронить образ в воду. Может быть, ноги им режут острые камни. Но тогда для чего они вошли в солёные зеленоватые водные холмы, которые один за другим набегают на две хрупкие фигуры, упруго толкают их в живот, пытаясь заставить сделать шаг назад. Иногда это удаётся, но вслед за тем люди опять медленно продвигаются на несколько осторожных шагов вперёд. Женщина перекрестилась и тихим уверенным голосом, глядя прямо в очи Богородице, произнесла: — Пресвятая Мати Дево, избави образ Твой святый от потопления воднаго! Лёгкий порыв ветра донёс до Варвара эти слова, и он невольно перекрестился вслед за женщиной. Мать и сын, такие одинокие на фоне огромного моря и необъятного неба, ещё раз возложив на себя крестное знамение, положили икону плашмя на очередную волну, слегка подтолкнули доску в сторону открытого моря и опустили бессильные тонкие руки — женские и юношеские. И тут не только Варвар, но и вдова с сыном попятились. Икона вдруг встала во весь свой рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни. Опустился сверху покой и безмолвие седьмого дня, когда Господь, сотворив Вселенную и человека, почил от трудов своих. Залив превратился в огромное живое овальное зеркало, в которое смотрелись лишь безоблачное небо и чудесный Лик богородичного образа. Икона, как парус невидимого подводного корабля, стремительно понеслась в Мраморное море. Смирило себя и непокорное Эгейское море, «белый шквал» утих, растворился в воде и воздухе, и кто-то невидимый поддерживал скользящую в неведомое для нас, но открытое для святого чудотворного образа будущее. Вдова благословила сына пойти на Афон и принять монашеский постриг. Сама же Анастасия вернулась в родную Никею и приняла мученическую кончину за сокрытие чудотворной иконы. Икона вдруг встала во весь рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни А Варвар? Он последовал за сыном вдовы и стал как бы его названым братом. И самозваным сыном Анастасии. Копьё с пятнышком крови он метнул в волны. Варвар долго смотрел на место падения привычного оружия, словно надеялся, что оно не утонет, а поплывёт в неведомые края вслед за иконой, которую оно ранило.