Возвращение памяти о Холокосте в средних слоях западногерманского общества началось в 1979 году с телевизионного показа четырехсерийного американского фильма «Холокост». «Неделя памяти» жертв Холокоста в Москве, организованная Российским еврейским конгрессом и Центром «Холокост», продолжилась мероприятиями в Германии – при поддержке Россотрудничества и Фонда «Генезис». Эксклюзив, Холокост, Украина, Германия, Олаф Шольц. Посол Германии в России Геза Андреас фон Гайр, © Deutsche Botschaft Moskau.
Когда отмечают Международный день памяти жертв Холокоста
- В Германии расследуют поджог в мемориале Холокоста в Берлине — Лехаим
- Содержание номера
- Пятой части немцев надоело помнить Холокост | ИА Красная Весна
- Шольц напомнил, что Германия несет историческую ответственность за Холокост
Холокост в Германии
Хрустальной ночи, которая знаменует собой начало холокоста. Германия не ответила на требование Российской Федерации признать мероприятиях 79-летия освобождения узников концлагерей в Германии. Представитель МИД заявила, что ФРГ не пригласила РФ почтить память узников. Министерство финансов Германии «пыталось максимально сократить» сумму, которая будет перечислена в следующем году выжившим жертвам Холокоста, утверждая, что запрашиваемая сумма была «чрезмерной», а число выживших жертв Холокоста, представленное в ходе. Стюарт Айзенштат, глава переговорной группы JCC, заявил, что их «вдохновляет» то, что правительство Германии и немецкий народ «чувствуют глубокую ответственность» за поддержку переживших Холокост спустя столько десятилетий после Второй мировой войны. Германия реализует различные программы помощи блокадникам — жертвам Холокоста, и их необходимо отличать. Об этом заявил представитель МИД ФРГ Кристофер Бургер. Стюарт Айзенштат, глава переговорной группы JCC, заявил, что их «вдохновляет» то, что правительство Германии и немецкий народ «чувствуют глубокую ответственность» за поддержку переживших Холокост спустя столько десятилетий после Второй мировой войны.
В Германии пенсионерка, отрицавшая Холокост, приговорена к тюремному заключению
Днем нас пригнали к ямам. Строили по три человека в ряд и стреляли. Родители погибли вместе. Сестер Злоту и Пейсу немцы увели накануне вечером.
Изгалялись над ними, а на рассвете повесили. Потом их скинули в одну из ям. Меня поставили между сестрами Любой с грудным ребенком на руках и Женей.
И выстрелили... Я очнулся глубокой ночью. Ныла спина.
Видно, пуля, чиркнув, только задела, но не вошла в тело. Поэтому и остался живым. Под трупами, в вязкой крови нечем было дышать.
Осторожно стал выбираться. Вокруг ямы было скользко от крови, валялись пальцы и куски мяса — это от разрывных пуль. Кинул последний взгляд на родных.
Казалось, сейчас сойду с ума. Кроме меня, спаслось в ту ночь ещё шестеро оставшихся в живых. Мы разбежались в разные стороны и больше никогда друг друга не видели».
Каждый год в сентябре он приезжал в Дубоссары на Мемориал жертвам фашизма. Во время оккупации здесь находилось Рыбницкое гетто. Раиса Резник Римбойм из Рыбницы была совсем маленькой, когда началась война.
Ей было три года, когда летом 1941 года вместе с родителями пыталась сбежать от смерти. Еврейская семья долго шла степными дорогами на восток, но так и не смогла добраться до линии фронта. Но вот однажды нас задержали румыны и отвели в свой участок и издевались над моими родителями.
Отцу велели снять с себя одежду и сапоги, и избивали до потери сознания, поливали холодной водой и продолжали бить, постоянно размахивая оружием перед глазами, угрожали убить. Потом велели матери взять меня и уйти, а отца оставить, но она этого не сделала, она посадила отца, сама села ему на колени, меня взяла впереди себя и велела стрелять в нас всех. Эта картина продолжалась целый день, я сильно плакала, тогда они решили оказать милость и дать мне какую-то еду, но я не хотела брать с их рук, тогда один румын взял меня за горло и говорит: «В ней есть сталинский дух».
И бросил меня на землю. В это время там появился мадьяр в немецкой форме. Был ли он в каком-то звании или нет - не знаю, но он заступился за нас и сказал, что, если румыны нас не отпустят, он будет жаловаться немецкой комендатуре.
Угроза подействовала, и вечером нас оттуда выпустили. Люди, которые там недалеко жили, говорили, что такого ещё никогда не было, чтобы кто-то ушёл оттуда живым». Им повезло — они дождались освобождения.
Местных евреев и беженцев собрали в одном квартале. Жить пришлось по 25 человек в комнате. На груди у каждого — жёлтая звезда.
Утренний ритуал — по рупору неслось приказание всем без исключения взрослым и детям - здоровым и больным — немедленно выйти на улицу. Детей и стариков, не сумевших быстро вскочить и прибежать, избивали. Построив, командовали: каждому второму выйти вперёд, остальным разойтись.
Вышедших вперёд уводили.
Впервые в центре внимания оказались преследуемые из-за сексуальной ориентации. Мы также помним о военнопленных и подневольных работниках", - заявила, открывая церемонию в немецком парламенте, председатель бундестага Бербель Бас. Политик напомнила, что многие жертвы, развязанной нацистами на востоке Европы войны на уничтожение, были украинцами.
Но дальше стало ясно, что готовится нечто страшное. Сюда приводили евреев не только из Приднестровья, но и соседней Бессарабии.
Озиас Укштейн, председатель еврейской общины г. Дубоссары, рассказал, что почти половину населения города до войны составляли евреи. Из них выжили не многие. Если были золотые зубы, вырывали клещами или выбивали молотком. Отделяли мужчин от женщин и детей. Сначала мужчин выводили с территории завода и подводили к этим подготовленным рвам.
Им приказывали сесть на землю, а с этой партии 100 человек выбирали — напротив стояли 20 немецких солдат, которые в упор расстреливали людей. Тот, кто не смог упасть в вырытую яму, его вилами местные полицаи, прокалывая живот, скидывали туда», - рассказывает. Она вышла в печать в 2016 году и содержит подробные сведения о Холокосте в Приднестровье. В ней говорится не только о жертвах геноцида, но и называются имена палачей. Зондеркоманда — это военизированные эскадроны смерти нацистской Германии, осуществлявшие массовые убийства гражданских лиц на оккупированных ею территориях. Основной целью являлись евреи, цыгане и другие так называемые расово неполноценные, а также политическая интеллигенция, коммунисты, члены движения сопротивления.
Массовые казни в Дубоссарах, сентябрь 1941 г. С 12 по 28 сентября 1941 года зондеркоманда уничтожила в Дубоссарах от 6000 до 8000 человек. Очевидцы утверждали, что сами убийства осуществляли не немцы, а румыны, которые делали это в атмосфере праздника. Неподалёку от места расстрела располагался банкетный стол. Сентябрьскую резню 1941 года Пётр Игнатьев из Дубоссар запомнил на всю жизнь. Тогда ему было четырнадцать лет, и нечеловеческую жестокость он испытал на себе.
У женщин отрезали косы. Маленьких детей заставляли поднять на плечи взрослым, а тех, которые постарше, — становиться на колени перед ямой. Далее всё повторялось. Когда яму заполняли расстрелянными, сверху её засыпали соломой и землей. Рядом выставляли охрану. На другой день было видно, как земля над ямой подымалась, опускалась, словно дышала.
В могилах ещё были живые люди». Всем евреям и активистам города было велено собраться в местном Доме культуры. Через десять минут людей группами вывели из здания. Спустя несколько минут Владимир Дикусар услышал выстрелы. Это было началом массовых убийств. Среди убитых был и его отец.
Помнит, как после расстрела к братской могиле пришла собака. Животное тосковало по убитому хозяину. Пёс вырыл яму рядом с трупом и спал вблизи него. Через две недели собаки не стало: она умерла в этой яме — рядом с хозяином. Убийства происходили не только по распоряжению немецкого руководства. Людей убивали попросту из прихоти.
Вечером он вёл коров с пастбища. Путь ему преградили румынские солдаты и повели за собой. На следующее утро его труп люди нашли на берегу реки».
Похожая ситуация произошла недалеко от вокзала Лейпцига, но детали не уточняются. Ранее петербургские вандалы испортили знаменитые скульптуры львов на Адмиралтейской набережной.
Сейчас их реставрируют. Неизвестные разрисовали маркерами портреты жертв холокоста, выставленные в Лейпциге.
Новости по теме Холокост
Канцлер Германии Олаф Шольц в Международный день памяти жертв Холокоста напомнил, что Германия несет историческую ответственность за ужасные события Холокоста. Его слова передает ТАСС. «Неделя памяти» жертв Холокоста в Москве, организованная Российским еврейским конгрессом и Центром «Холокост», продолжилась мероприятиями в Германии – при поддержке Россотрудничества и Фонда «Генезис». Новости по тегу Холокост в Германии – последняя и полезная информация на информационном портале Горских евреев – СТМЭГИ. Сайт новостей горско-еврейской общины
50 фактов о Холокосте, волосы встают дыбом...
Холокост является одной из величайших трагедий в истории человечества. На протяжении 12 лет нацисты Германии при помощи сотрудничавших с ними коллаборационистов из разных стран предпринимали попытки полностью истребить целую нацию – евреев. Канцлер ФРГ Олаф Шольц напомнил в своем аккаунте в Twitter об исторической ответственности Германии за холокост. Эксклюзив, Холокост, Украина, Германия, Олаф Шольц. По итогам переговоров между правительством Германии, Клеймс Конференс и Управлением по правам переживших Холокост, специальный Фонд солидарности с Израилем произведет дополнительные выплаты. Стоит подчеркнуть, что дискуссия вокруг Холокоста в Германии и по сей день продолжает будоражить немецкое общество.
Холокост и «банальность зла»
Гросс — не первый автор, затронувший тему соучастия поляков в холокосте. На пресс-конференции с канцлером Германии Олафом Шольцем в Берлине в понедельник президент Палестины Махмуд Аббас обвинил Израиль в многочисленных преступлениях против палестинцев: «Израиль совершил 50 массовых убийств в 50 палестинских, 50 холокостов». Но холокост коснулся не только евреев фашистской Германии и Европы. Сегодня Комиссия по еврейским материальным искам к Германии (Клеймс Конференс) объявила об итогах своих переговоров с Федеральным министерством финансов Германии, которые ведутся от имени переживших Холокост, живущих по всему миру.
Расстрел в Германии: Кто заставляет немецких евреев опять дрожать от ужаса
Магдебург Германия. Ноябрь 1938. Федеральный архив Германии. В 1936 г.
В этот период начались сегрегация и массовое уничтожение представителей сексуальных меньшинств, свидетелей Иеговы и масонов. После начала Второй мировой войны и постепенной оккупации европейских стран, в том числе с компактным проживанием евреев Польша, Прибалтика, Западная Украина и Белоруссия , основными методами холокоста стали создание гетто , вытеснение евреев из всех сфер общественной жизни, экспроприация собственности. Нападение на СССР и оккупация советской территории перевели холокост на новый уровень.
В первые месяцы Великой Отечественной войны на занятых территориях Прибалтики, Белоруссии, Украины и Юга России проводилось физическое уничтожение евреев в том числе при участии местных коллаборационистов. В середине октябре 1941 г.
KFC пришлось извиняться за поздравление жителей Германии с началом Холокоста Замдиректора по европейским делам Антидиффамационной лиги организации, призванной бороться с любыми проявлениями антисемитизма и оскорблениями евреев в США выразила свое удивление и негодование из-за акции KFC. Как вам не стыдно! Хрустальная ночь Kristallnacht - серия скоординированных еврейских погромов по всей нацистской Германии, части Австрии и Судетской области с 9 на 10 ноября 1938 года.
Комплекс концлагерей в районе небольшого польского городка Освенцим и его окрестностях начал создаваться гитлеровцами в 1940 году.
С 1942 года Аушвиц-Биркенау стал самым крупным местом уничтожения европейских евреев. В концлагере нацистами были уничтожены в газовых камерах и сожжены в крематориях свыше 1 млн евреев и советских военнопленных, а также представителей польской интеллигенции. По разным данным, всего в лагере погибли от 1,5 до 2 млн человек разных национальностей, в том числе около 15 тыс.
Гражданства лишались лица, нарушавшие долг верности рейху и народу, наносящие своим поведением ущерб немецким интересам. Закон о защите крови и чести запрещал евреям брачное и внебрачное расовое смешение с немецкими гражданами, в жилах которых текла немецкая или родственная ей кровь. Впоследствии был принят закон о праве на имперское гражданство.
Полноправным гражданином империи отныне являлся лишь подданный рейха немецкой или родственной ей крови, который доказывал своим поведением, что он верно служит немецкому рейху и народу. Евреи по этим законам рассматривались как чужаки. Таким образом, они были лишены гражданских прав. Антиеврейские законы способствовали усилению дискриминации евреев. Начались изъятия еврейского имущества в пользу немцев. Более того, нацисты добивались эмиграции евреев с территории Германии.
Для этого они вели переговоры с организациями, которые способствовали ускорению этого процесса. Одной из таких организаций был Союз немецких евреев, оказывавший помощь переселенцам. В рамках Лиги Наций в 1933 г. В июле 1938 г. Второй этап, начало которого относят к 1938г. В годы Второй мировой войны евреев насильственно депор- тировали в расположенные в Польше лагеря и гетто, где их массово уничтожали.
Эмиграция официально была запрещена, что стало следствием роспуска всех еврейских организаций. В различных немецких городах 9 ноября 1938 г. По всей стране нацисты жгли синагоги, грабили еврейские заведения и квартиры, избивали и арестовывали евреев. Поводом для погрома послужило убийство 9 ноября польским евреем советника немецкого посольства в Париже. За время Второй мировой войны в крупнейшем нацистском лагере Освенцим-Биркенау погибло от 1,5 до 2 млн человек [23, с. Стоит сказать, что историки расходятся в своих оценках относительно точного количества жертв, что связано с уничтожением многих документов.
В 1943 г. К высшей мере наказания, а именно смертной казни, были приговорены 12 руководителей третьего рейха. Кроме того, более 30 тыс. Однако тысячам преступников удалось избежать правосудия. На сегодняшний день не существует срока давности по преступлениям, совершённым против человечности во время Второй мировой войны. Поиск нацистских преступников осуществляется во многих странах мира и по сей день.
В октябре 2014 г. Принятие резолюции состоялось лишь в начале XXI в. День 27 января был избран Международным днём памяти жертв Холокоста неслучайно, ведь именно в этот день в 1945 г. Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау. Холокост в политической культуре немцев и евреев Холокост даже спустя 71 год после его окончания остаётся болезненной темой для немецкого общества и политической элиты. Это вытекает не только из заявлений немецких канцлеров и министров, но и опросов общественного мнения, которые периодически проводятся в Германии на эту тему.
В последнем опросе, проведённом фондом Бертельсмана в 2015 г. В ходе опроса немцев также спросили об их отношении к Израилю. В 2007 г. Стоит подчеркнуть, что дискуссия вокруг Холокоста в Германии и по сей день продолжает будоражить немецкое общество. Немцы, о чём свидетельствуют многочисленные опросы общественного мнения, с одной стороны, хотят перевернуть позорную страницу своей истории. В обществе наблюдается чувство усталости от темы физического уничтожения евреев в годы национал-социализма.
При этом важно отметить, что желание открыть новую страницу в отношениях с Израилем, страницу, не затрагивающую тёмные эпизоды в истории немецкого народа, нельзя приравнять к попытке предать эту тему забвению. Ведь сложно упрекнуть Германию в том, что она не извлекла уроков из собственной истории. С другой стороны, ФРГ опасается, что подобное желание может быть расценено, как попытка переписать историю, отказаться от вины за содеянные преступления. Именно поэтому Германия не спешит предпринимать какие-либо действия или выступать с официальными заявлениями по этому поводу. Более того, стоит отметить, Израиль делает всё возможное, чтобы тема «особой ответственности» Германии перед еврейским народом оставалась в повестке дня двусторонних отношений. Об этом свидетельствуют постоянные заявления израильских политиков.
Чем же объясняются различия в отношении к Холокосту у немцев и евреев? Почему одни считают, что пришло время оставить эту тему в прошлом, а другие хотят и дальше обсуждать её? Какое место сегодня занимает Холокост в политической культуре Германии и Израиля? Во-первых, независимо от того, какие политические силы находились у власти в ФРГ после окончания Второй мировой войны, они неизменно говорили о вине Германии за преступления, совершённые в отношении еврейского народа в 1938-1945 гг. Так, во время своего визита в Израиль в июне 1973 г. И уточнил, что «германо-израильские отношения необходимо рассматривать с точки зрения зверств, совершённых во времена национал-социализма» [30, с.
В мае 1985 г. Но в ходе переосмысления истории, отметил глава государства, стало ясно, что и для немцев 8 мая было днём освобождения: «Этот день освободил нас всех от человеконенавистнической системы национал-социалистического деспотизма» [8]. В 2000 г. Впервые в истории федеральный президент Германии выступал перед депутатами израильского парламента. Речь президента заслужила внимание в Германии и за рубежом не только её содержанием, но и новыми интонациями. В 20-минутной речи Рау обратился с просьбой о прощении за преступления нацизма.
В 2008 г. Поэтому Германия никогда не бросит Израиль на произвол судьбы: «Немецкому народу стыдно за своё прошлое и за Холокост. Я преклоняю свою голову перед теми, кто помогал евреям выжить в те ужасные годы. Германия всегда будет на стороне Израиля». Более того, она подчеркнула, что «безопасность Израиля для неё как федерального канцлера никогда не станет предметом торга» [26]. Со своей стороны, политические и общественные лидеры Израиля при любом удобном случае напоминают Германии о её исторической вине и вытекающей отсюда особой ответственности.
Так, в ходе официального визита в июле 1975 г. Ссылка на прошлое в отношениях между обоими государствами чётко обозначила, что этот компонент навсегда останется важной составляющей отношений с Германией. Разразившаяся в январе 1991 г. В связи с тем, что именно Германия поставляла в Ирак химикаты «двойного назначения», которые были использованы для производства отравляющего газа. Тогда известный израильский публицист и бывший узник концлагеря Освенцим Ной Клигер в своем комментарии «Германский газ не пахнет» писал: «Когда немецкие предприниматели могут заработать много денег, их совершенно не интересует, что это может привести к стиранию с лица земли половины израильского государства. Для немецких предпринимателей существует особенная связь между газом и евреями.
Как и деньги, газ не пахнет» [16]. В Германии начались расследования деятельности предпринимателей, которые снабжали Ирак всем необходимым для ядерной, химической и другой войны. Оказалось, что фирма Havert долгое время поставляла в Ирак оборудование для производства боевых химикатов, взрывчатых веществ, а также оборудование для монтажа и запуска баллистических ракет. Поставки декларировались как «пестициды» и «школьные ластики», а органы ФРГ даже не обратили никакого внимания на то, что сопроводительные документы были подложными. Как полагают эксперты, именно детальное знание состава иракского оружия массового уничтожения позволило правительству ФРГ правильно выбрать характеристики противогазов и других средств химической защиты, которые в разгар кризиса оно направило в Израиль. В январе 1996 г.
Вайцмана в Берлин. В речи перед депутатами бундестага и бундесрата он подчеркнул, что двусторонние отношения между двумя странами основываются на совместном историческом прошлом [24]. Недавним примером того, что политики обеих стран постоянно используют тему Холо-коста, стали прошедшие 16 февраля 2016 г. Их основной темой было углубление сотрудничества в таких сферах, как безопасность, ки-бериндустрия, технологии, научные исследования и разработки, энергетика, здравоохранение. Меркель и Б. Нетаньяху уделили особое внимание внешнеполитическим вопросам, в том числе, мирному урегулированию палестино-израильского и сирийского конфликтов и отношениям с Ираном.
По окончании переговоров премьер-министр Израиля на пресс-конференции заявил: «В Германии мы всегда знаем, что находимся среди хороших друзей. Спустя 51 год после установления дипломатических отношений между нашими странами можно с уверенностью сказать, что из партнёров Берлин и Тель-Авив превратились в неразлучных друзей. Партнёрство Германии и Израиля служит примером того, как, несмот- ря на ужасы прошлого, два народа установили между собой узы дружбы, и, тем самым, служит символом надежды для всего мира» [17]. Из заявления очевидно, что израильская сторона даже спустя 71 год после окончания Второй мировой войны и зверств нацисткой Германии в отношении евреев не упускает возможности, чтобы напомнить современной Германии об особой ответственности перед Израилем и евреями. Таким образом, не только немецкие, но и израильские политики и общественные деятели в XXI в.
Звезды на стенах: мир готовится к новым еврейским погромам
Истцами выступили около 40 переживших Холокост и родственников погибших. Иск против охранника СС рассматривал суд по делам несовершеннолетних, поскольку, когда в августе 1944 года Бруно Д. Сам он отрицал свою причастность к убийствам и настаивал на том, что исполнял только охранную функцию, но прокуратура не приняла это во внимание.
Политик напомнила, что многие жертвы, развязанной нацистами на востоке Европы войны на уничтожение, были украинцами. После чего Председатель Бундестага Бербель Бас заявила: "Я потрясена тем, что люди, пережившие Холокост, были убиты во время нынешней российской агрессии против Украины" и добавила, что часть проживавших в Украине жертв Холокоста, вынужденных сегодня бежать от войны, нашли убежище в Германии. Двое из них - Борис Забарко и Роман Шварцман - были в этот день среди гостей бундестага, которых лично приветствовала председатель немецкого парламента.
Одной из самых распространенных форм антисемитизма и коллаборационизма в том числе в той части Польши, которую Германия оккупировала еще осенью 1939-го стал шантаж со стороны соседей и знакомых нееврейского происхождения. Поляки требовали от евреев солидных сумм и крупных вознаграждений в обмен на молчание, а иначе угрожали рассказать нацистам о происхождении своих жертв. В таком случае евреям грозило переселение в гетто, а затем и депортация в концлагерь. Шантажисты не проявляли сочувствия и не переживали из-за того, на какие страдания обрекали других людей. Чужая трагедия для них превратилась в способ заработка. В ноябре 1940 года мужчина, подписавшийся именем Эвальд Райман, обратился к семье, которую считал еврейской: «Дамы и господа, проведя подробное расследование, мы установили правду о вашем семитском происхождении. В свете обозначенного выше мы требуем, чтобы вы вручили тому, кто передал это послание, две тысячи злотых в запечатанном конверте. В противном случае мы немедленно предоставим доказательства немецким властям». В 1944 году собиравший архив Варшавского гетто еврейский историк Эммануэль Рингельблюм констатировал : «Чума вымогательства превратилась в национальное бедствие и угрожает каждому еврею на арийской территории. Вымогатели лишают своих жертв всего до последней нитки и заставляют цепляться за свою жизнь». Спустя несколько недель после этой записи сам Рингельблюм стал жертвой доноса — его и других евреев, прятавшихся в варшавском бункере, сначала заключили в тюрьму, а затем расстреляли. Жители гетто расставались с ценным имуществом — мебелью, одеждой из натурального меха и драгоценностями — в обмен на несоразмерно меньшую помощь от поляков. За самые обычные продукты и элементарные услуги те требовали «оплату», в десятки раз превышавшую стоимость затраченных усилий. Городские жители и крестьяне внезапно разбогатели — они сначала вымогали у бывших соседей все деньги, а после всё равно выдавали их и разбирали оставшееся имущество. Систематическое уничтожение евреев привело к резкому обогащению многих поляков, которых интересовала только возможность улучшить свое положение. В какой-то день или неделю, где-то летом или осенью 1942 года, внезапно стало ясно, что уже всё можно. Предвоенная неприязнь к евреям, выталкивание их на границу общественной жизни или даже за эту границу — всё это внезапно перешло в физическое уничтожение или в согласие с ним. Преступления сопровождались отсутствием чувства вины. Откуда бы взяться этому чувству, если в глазах столь многих евреи перестали быть людьми, а превратились в дичь, травимую с азартом и лютостью? Благодаря достаточно «арийской» внешности они приняли его за своего и предложили присоединиться к их преступной схеме: схватить, ограбить и передать гестапо группу скрывшихся во время транспортировки евреев. Один из мужчин сказал Штаркопфу: «Только представь, все эти евреи спят прямо на земле, они так и просятся в руки. Мы заберем их одежду, обчистим карманы, а потом еще и получим за них награду от немцев». С аналогичным отношением сталкивались евреи, прибывавшие в вагонах для перевозки скота в Треблинку. Многие после многодневного переезда в условиях жуткой давки, духоты и антисанитарии испытывали сильную жажду и просили воды у поляков, работавших на станции, и у детей, собиравшихся поглазеть на очередную партию узников. Те соглашались поделиться, но только в обмен на деньги, драгоценности или золото. Заключенный Абрам Якуб Кржепицкий, который позже сбежал из концлагеря и присоединился к варшавскому Сопротивлению, вспоминал , как его обессилевшие попутчики совали полякам полные горсти монет, лишь бы те дали им несколько глотков воды. Еще одним примером бесчувственности и меркантильности некоторых поляков в отношении евреев Ян Томаш Гросс назвал охватившую окрестности Треблинки «золотую лихорадку»: местные крестьяне, не задумываясь об аморальности своих действий, раскапывали сохранившиеся на территории лагеря кости и черепа евреев в поисках золотых зубных протезов и других ценностей. На самой известной из сохранившихся фотографий того периода присевшие отдохнуть перед черепами крестьяне спокойно располагаются бок о бок с работавшими в Треблинке нацистами. Все находившиеся там бараки сожжены или разграблены начисто окрестным населением. Мы застали только остатки. Под каждым деревцом были дыры, выкопанные искателями золота и бриллиантов. Продвигаясь дальше по территории, мы застали людей, которые копались в ямах, разрывая землю. На расстоянии от высшей точки, где раньше находился крематорий, мы заметили группу людей с лопатами, которые рылись в земле. Увидев нас, они начали убегать». Сотрудничество поляков с нацистами носило не только стихийный характер и часто основывалось на формальных административно-бюрократических связях. Некоторые молодые люди вошли в состав «синей полиции» — коллаборационистского подразделения, отвечавшего за соблюдение порядка на оккупированных территориях. Его сотрудники охраняли гетто, боролись с контрабандистами и участниками Сопротивления. Численность «синей полиции» постоянно увеличивалась: в 1942 году в ее составе числилось 11500 человек, а в следующем — уже 16 тысяч. Позже, в ходе ликвидации этого гетто, нацисты при поддержке поляков жестко подавили восстание, а пленников отправили в Треблинку, где почти все они погибли. Другие местные жители поступали волонтерами в военно-строительную Организацию Тодта. Многих поляков и украинцев мобилизовали в качестве рабочих на службу «Баудинст», которую оккупационные власти запустили на территории генерал-губернаторства. Летом 1942 года ее сотрудники вместе с СС, немецкой и польской полицией участвовали в масштабной «акции»: помогали сгонять 40 тысяч евреев в город Тарнув. Поляки охраняли гетто, транспортировали узников в концлагеря, а после депортаций обыскивали пустые дома и забирали все ценности. За старания молодым мужчинам платили семь злотых в день. Сигареты и алкоголь раздавали в неограниченных количествах. Те, кому было психологически тяжело справиться с насилием, специально напивались перед работой. Еще гремели выстрелы, а наши гиены уже искали, что украсть из оставшегося от евреев». Как современные власти регулируют дискурс о холокосте и преследуют тех, кто говорит об ответственности поляков В январе 2018 года Национальное собрание Польши одобрило законопроект, по которому за обвинения страны и народа в коллаборационизме в период нацистской оккупации предусматривалось наказание до трех лет лишения свободы. Формулировка «польские лагеря смерти» также приравнивалась к фальсификации истории и грозила уголовными преследованиями. По новому закону, который вызвал бурные протесты со стороны США, Украины и Израиля, запрещалось «публично высказывать противоречащее фактам мнение о том, что польский народ или польское государство были причастны к преступлениям, совершенным нацистской Германией».
Пик антисемитизма пришелся на начало Второй мировой войны — после вторжения в Польшу в 1939 году нацисты сослали все еврейское население в гетто, а затем в концентрационные лагеря. Есть предположения, что гонения были связаны с нежеланием расстаться с украденной во время Холокоста собственностью, которую надо было вернуть освобожденным из концлагерей людям. После создания Израиля и эскалации арабо-израильского конфликта в Европе начал зарождаться новый вид антисемитизма. Критика Израиля привела к нападениям на еврейские общины в Западной Европе. Несмотря на продолжающиеся конфликты, перелом в восприятии истории Холокоста, по мнению исследователей, произошел 9 декабря 1961 года в Израиле. Иерусалимский суд признал Адольфа Эйхмана, главного организатора Холокоста, виновным в преступлении против еврейского народа и других наций и приговорил его к смертной казни. На Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года Молотов, глава советского правительства, осудил Нюрнбергские законы и выразил уважение еврейскому народу. В прессе предвоенного времени активно освещался геноцид, в частности серия погромов, получившая впоследствии название «Хрустальная ночь». Несмотря на публичные высказывания, СССР поддерживал еврейский народ лишь на декларативном уровне. Советский Союз не участвовал в Эвианской конференции 1938 и не принимал вынужденных покинуть свое место жительства евреев. Политика Советского Союза в отношении антисемитизма радикально изменилась уже весной 1939 года. В связи с этим должности лишается часть дипломатов еврейского происхождения. В сентябре 1939-го в СССР устремились евреи с оккупированной нацистами территории. Из-за нежелания принимать их советские власти в ноябре того же года начали задерживать беженцев на границе.