Провинция расположена на северном берегу реки Карасу — крупного притока Евфрата, который протекает из Турции в Сирию и Ирак, отмечает Agence France-Press. Исток Евфрата находится в месте слияния рек Мурат и Карасу, расположенном в координатах 39°43´ северной широты и 40°15´ восточной долготы неподалеку от города Элазик в Восточной Турции. Реки Тигр и Евфрат находятся в регионе Междуречье, который расположен в западной части Азии. Река тигр и Евфрат на физической карте мира. Две великие реки Месопотамии, описанные в Библии, – Тигр и Евфрат – исчезают из-за изменения климата.
Тигр и Евфрат высыхают. Ближний Восток на пороге битвы за доступ к воде
'+obj.error+' | Множество каналов связывают Евфрат с Тигром, более беспокойной, но и более полноводной рекой. |
"Абстрактная география". Где находится исток Тигра и Евфрата?: sacredcultural — LiveJournal | В древности на территории, где протекают реки Тигр и Евфрат располагалось государство Месапотамия. |
Реки Евфрат и Тигр / Месопотамия/
Две великие реки Месопотамии, описанные в Библии, – Тигр и Евфрат – исчезают из-за изменения климата. Так было названо дрейвнейшее государство, располагавшееся в устье Тигра и Евфрата перед впадением в Персидский залив, где реки образуют обширную дельту из многих отдельных речных рукавов. В северной части Персидского залива находится обширная пойма рек Евфрат, Тигр и Карун с огромными постоянными озерами, болотами и лесами. В частности, на ирано-иракской границе есть река Шатт-эль-Араб, она образуется в участке слияния Евфрата и Тигра. Вот где находится исток реки Тигр, как и Евфрата — в Восточной Турции.
Речная система Тигр-Евфрат - Tigris–Euphrates river system
Толкование на Бытие 2:10 | Где находится река Ефрат? |
Реки Тигр и Евфрат: где они находятся | "Реки Тигр и Евфрат, текущие из Армении на юг, после того как минуют горы Гордеи, описывают большую дугу с охватом значительной территории Месопотамии, поворачивают к зимнему восходу солнца, потом на юг, особенно Евфрат.". |
Как реки Евфрат и Тигр могут стать причиной войны Турции с соседними странами | Тигр и Евфрат — это две великие реки, простирающиеся через разные страны Ближнего Востока. |
Тигр и Евфрат высыхают. Ближний Восток на пороге битвы за доступ к воде / ИА REX | Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. |
Где находятся реки Тигр и Евфрат — местоположение, особенности и значения для древней цивилизации
Бросаем корм степенно фланирующим карпам — рыбы тут же кидаются делить добычу. Так, в 1990-е годы неподалеку от Балыклы-Гёль во время ремонтных работ случайно нашли древнейшую на данный момент статую в рост человека, которую прозвали Урфаменом. Ей более 11 тысяч лет. Сейчас скульптура вместе со многими другими потрясающими экспонатами хранится в Музее археологии и мозаик Шанлыурфы. Это один из крупнейших музеев Турции. На территории в 34 тысячи квадратных метров — монументальные, словно древневосточные храмы, корпуса. В здании лабиринт витрин с артефактами каменного века ведет в огромный зал, где мы вдруг оказываемся внутри точной копии мегалитического сооружения из Гёбекли-Тепе. Это древнейший в истории человечества храмовый комплекс, и мне не терпится увидеть оригинал.
Читайте также Загадочные руины: 7 вопросов и фактов о Гёбекли-Тепе — древнейшем храмовом комплексе в мире Гёбекли-Тепе Мы в отправной точке истории культовой архитектуры, на холме Гёбекли-Тепе. Под нами, возможно, самый загадочный археологический памятник мира. Древнейшим из этих мегалитических сооружений примерно 11 600 лет. Они на семь тысячелетий старше первых египетских пирамид и Стоунхенджа. Стелы, покрытые резными изображениями животных, расставлены кругами. Исследователи сходятся во мнении, что это именно культовые постройки, никогда не использовавшиеся как жилые. Глыбы весят до 15 тонн; чтобы вырубить такие из карьера, дотащить до места и поставить вертикально, нужны скоординированные усилия сотен человек.
И это во времена, когда не существовало городов со сложной социальной структурой, да что там — еще не было ни земледелия, ни тяглового скота, ни керамики, ни обработки металлов. Что за духовные потребности побуждали древних охотников и собирателей много веков проявлять чудеса самоорганизации, воздвигая мегалит за мегалитом? Люди шли сюда из разных мест по несколько дней, чтобы строить святилище и поклоняться в нем богам или предкам. Это произошло примерно в 9-м тысячелетии до н.
Миф о происхождении рек Тигр и Евфрат Согласно эпосу «Энума элиш», первоначальным состоянием вселенной был хаос, сформированный смешением двух первобытных водных стихий, женской морской Тиамат и мужского пресноводного Абзу. Через их объединение было рождено шесть поколений богов. Между богами завязалась война, начавшаяся с умерщвления Абзы и закончившаяся тем, что бог Мардук разделил Тиамат на две части, которые образовали небеса и землю; реки Тигр и Евфрат возникли из её глазниц. Затем Мардук сотворил человека из глины, смешанной со слюной и кровью, чтобы он обслуживал землю для богов, в то время как Мардук возвёл себя на престол в вавилонском храме Эсагила — храме «с вершиной на небесах» как царствующий над миром. В шумерской мифологии Тигр был создан богом Эа Энки , который наполнил реки с проточной водой. Тигр и Евфрат в святых писаниях Тигр дважды упоминается в Библии. В Книге Бытия Тигр является третьим из четырёх рек ответвлений реки Эдема. Даниил получил одно из своих видений, «когда был на великой реке Тигрис».
Последним именем Арриан называет большой судоходный канал, выходивший из Евфрата около Вавилона и протекавший параллельно этой реке по правую её сторону до самого Персидского залива, в который и впадал на расстоянии почти целого географического градуса от устья Евфрата, ближе к Индийскому океану. Профессор Фридрих Делич, следуя примеру Арриана, называет Паллакопас каналом, то есть искусственно устроенным ложем для отвода воды Евфрата прямо в море и в предупреждение бедственных последствий весеннего разлива Евфрата. Однако, если Паллакопас есть искусственное сооружение, сделанное руками человека, то можно ли его отождествлять с Пишоном, который священным бытописателем представляется одною из рек, вытекавших из рая уже в то время, когда там жила первая человеческая чета? Ответом на этот вопрос могут служить следующие замечания самого профессора Фридриха Делича и знаменитого географа, проф. Многие из этих каналов «были, может быть, когда-либо рукавами Евфрата». Особенно важно мнение Риттера о так называемом у Арриана канале Паллакопас. Как у других блуждающих рек, Нила, Ганга, Инда, Гоанго, и здесь прежде отчасти высохшие рукава рек с их углублениями, в течение столетий затянутыми тиною и занесёнными песком, по временам, благодаря соединительным каналам, при содействии человеческих рук могли превращаться в оживлённые водяные пути; таким с древнейшего времени представляется и Паллакопас, как самый прямой путь, по которому ещё при Навуходоносоре, первом строителе Тередона, Евфрат направлялся к этой гавани» стр. По Быт. Относительно географического значения последнего имени существовали до сих пор различные мнения. Так как в родословных списках книги Бытия собственные имена имеют сколько этнографическое, столько же и географическое значение, и так как Хавила в книге Бытия представляется то сыном Куша, брата Мицраима 10:7 , то есть Египта, то сыном Иоктана, сына Еверова ст. Он предполагает, что некогда название «Хавила» носила вся эта пустыня, по преимуществу же восточно-северо-восточная часть её. Если понимать имя Хавила в этом последнем ограниченном смысле, то рукав Евфрата, называемый Пишон-Паллакопас, действительно обтекал всю землю Хавила. Произведениями страны Хавила называются: золото высокого качества, бдолах и камень шогам. В памятниках клинообразного письма о стране Хавила нет упоминания; но говорится о царе Меродахе-Валадане, что этот «царь моря», то есть южной Месопотамии 4 , поднёс ассирийскому царю Феглаофелассару между прочим множество золота Schrader, Keilinschriften und das A. Testament S. Бдолах обыкновенно отожествляют с bdellium, которое Плиний называет «чёрным деревом, весьма маслянистым, с листьями, подобными дубовым, и плодами, напоминающими смоквы», и говорит, что оно водится в Аравии, Индии, Мидии и Вавилонии. The cuneiform inscriptions, л. Здесь, непосредственно после имён Тигра и Евфрата, в строке 9, читается: Гу-ха-ан-дэ, а в переводе на ассирийский язык — Арахтум. К этому чтению найден вариант: Гу-ха-ан-на, — без дэ, которое, следовательно, не составляло существенной части слова. О реке Арахтум или Арахту упоминается не раз и в исторических памятниках клинообразного письма. Санхериб известный и из Библии , по греко-славянскому переводу называемый Сеннахирим рассказывает в одной из своих надписей, что он разрушил стену и вал вместе с храмами Вавилона и бросил их в реку Арахту. Отсюда видно, что Вавилон стоял на берегу этой реки Арахту, что река эта протекала по левую сторону Евфрата, так как на левом именно берегу Евфрата находились и Вавилон, и стена, и храм. The cuneiform inscriptions на л. Отсюда можно заключить о её значительности и важности для Вавилона. В III т. The cuneiform inscriptions, на л. Здесь корабли были вытащены на сушу и по суше дотащены до реки Арахту. Спущенные в эту реку, корабли по-видимому, в Вавилоне приняли на себя войска, с которыми и отправились вниз по Арахту и Евфрату в Персидский залив стр. О дальнейшей судьбе этой реки можно судить по следующим данным: ещё во время арабских завоеваний у Вавилона отделялся от Евфрата рукав, который потом делился на две части; из них одна направлялась налево, в реку Тигр, а другая, немного изгибаясь, текла опять в Евфрат, в который впадала немного выше реки Шатт-эль-хай, соединяющей Тигр с Евфратом. Замечательно, что рукав этот назывался Шатт эн-Нил. Такое название исключает предположение, что это был первоначально искусственный канал. Почему он назывался Нилом, сказать с определённостью трудно. Может быть, величиною своею напоминал он Нил; может быть, такое название дано ему в воспоминание какого-либо важного события из истории отношений Египта к Месопотамии стр.
Как осенью и зимой страна представляет собой песчаную пустыню, так весной и летом она является водяной пустыней. В начале марта быстро разливается Тигр, в середине марта начинает медленно разливаться Евфрат. В апреле воды разлившихся рек сливаются, и страна превращается в одно сплошное озеро…» Это постоянное противоборство природных сил на юге Месопотамии не могло не волновать человека уже с глубокой древности, что нашло свое отражение прежде всего в религиозной сфере — в различных мифах и преданиях, например, в легенде о сотворении мира в Шумере и Вавилонии. Легенда навеяна двумя местными природными явлениями: изменением береговой линии Персидского залива, все дальше выдвигавшейся в море, и ежегодными разливами Тигра и Евфрата. Никольский, — казалось шумерам жестокой борьбой воды и суши, причем суша, несмотря на всю ярость моря, неизменно побеждала». Суша не только не побеждена морем, но и отвоевала себе новые владения у морской стихии: бушующие волны принесли с собой огромные массы песка и ила, поднявшиеся со дна взбаламученного моря, и отложили их на низменном берегу, потом вода схлынула, а наносы остались, и таким образом суша выдвинулась в море. Такая же борьба и с таким же результатом ежегодно повторяется в долине двух великих рек. Шесть недель идут зимние дожди, болота превращаются в озера, каналы и реки переполняются, бурлят и выходят из берегов. Дожди кончаются, выглядывает весеннее солнце, но торжество водной стихии как будто еще только начинается. Разливаются Тигр и Евфрат, еще не успевшие войти в берега после зимних дождей, и почти на четыре месяца страна превращается в сплошное море. Кажется, что земля навеки погребена под водой; но лучи солнца делают свое дело, и медленно, но неуклонно вода должна уступить место суше. Рыбачьи лодки на Тигре Эти явления природы шумеры издревле объясняли действиями богов и борьбой между ними. Кто как не Энлиль, бог, живущий в горах, бог земной тверди, создает сушу, борется за ее торжество над водной стихией? Водная стихия казалась двойственным началом: с одной стороны, она несет с собой разрушение, грозит человеку и другим живым существам смертью, подкатывается под храмы богов, размывая холмы, на которых они построены, как будто нет злее врага для богов и людей. С другой стороны, водная стихия содержит в себе и нечто созидательное: она орошает поля; когда разливаются Тигр и Евфрат, то над ними и среди вод их разлива пышно расцветает и растительная, и животная жизнь; густо разрастаются тростник и осока, вода кишит земноводными и рыбой, а над поверхностью вод кружатся мириады насекомых и летают стаи птиц. Эта грозная и в то же время живительная стихия казалась древним месопотамцам какой-то божественной силой. Совсем иную картину наблюдаем мы в Северной Верхней Месопотамии, лежащей в сухой субтропической зоне. На ее севере простирается холмистая земля, куда влажные ветры со Средиземного моря приносят достаточно обильные зимние дожди для ранних посевов и где в древности местами росли кустарники. Несколько дальше к югу лежит второй район — сухие степи, но и здесь вдоль холмов можно сеять хлеб, почти или совсем не пользуясь искусственным орошением, а в степи достаточно растительности для прокорма стад. Водой из рек или колодцев поливают только сады и огороды. Большую часть года ландшафт гол и уныл, но весной вся степь покрывается травами и цветами. Наконец, с севера и востока к этой холмистой равнине прилегает горная страна, которую называют сейчас Иракским Курдистаном. Он напоминает по форме полумесяц, один рог которого упирается в современный город Хоакин, а другой — в переправу через Тигр вблизи Файш-Хабура, где сходятся границы Сирии и Турции. Деревни — скопления каменных домиков, прилепившихся к горным склонам; пирамидальные тополя, а на горных террасах — плантации винограда и табака. В горах часто встречаются леса из низкорослого дуба и средиземноморской сосны. Несмотря на очевидное географическое единообразие Ирак — это страна контрастов. Если степь на севере и болотистые низины на юге можно рассматривать как локальные варианты Великой Месопотамской равнины, то между равнинной и предгорной областями не говоря уже о горных хребтах Загроса , между севером и югом существуют поразительные различия в рельефе, климате и растительности. И на протяжении многих тысячелетий можно отчетливо проследить противоборство и соперничество между Севером и Югом Месопотамии, или, если пользоваться историческими терминами — между Шумером Вавилонией на юге, с одной стороны, и Аккадом Ассирией на севере — с другой.
Евфрат и Тигр. (Страбонова ойкумена часть 2)
В северной части Персидского залива находится обширная пойма рек Евфрат, Тигр и Карун с огромными постоянными озерами, болотами и лесами. Тигр и Евфрат описаны в книге «Бытие» как реки, проистекающие из райского сада. две могучие реки, играющие важную роль в истории и жизни народов, проживающих в Ближнем Востоке. река Евфрат. река Евфрат. Координаты. Это отсылка к рекам Тигр и Евфрат, двойным источникам воды для региона, который находится в основном в границах современного Ирака, но также включает части Сирии, Турции и Ирана. Северная часть бассейна реки Тигр находится в области субтропического климата, а южная часть – тропического.
Как реки Евфрат и Тигр могут стать причиной войны Турции с соседними странами
Реки Евфрат и Тигр удобряют земли, которые находятся рядом с ними. Реки Тигр и Евфрат стремительно пересыхают, что может привести к серьезному кризису в регионе. Месопотамия называется так потому, что она находится между Тигром и Ефратом, она заключена между этими двумя реками, и даже для отдаленных народов об этом говорит само ее имя и общее мнение.
Где находится Евфрат и Тигр на карте
Евфрат и Тигр — самые крупные реки Ближнего Востока | Это отсылка к рекам Тигр и Евфрат, двойным источникам воды для региона, который находится в основном в границах современного Ирака, но также включает части Сирии, Турции и Ирана. |
Апокалипсис близок! Великие реки Нил, Тигр и Евфрат исчезают | Главная» Новости» Евфрат река новости. |
Реки Тигр и Евфрат пересыхают, и надвигается кризис, о котором предупреждала Библия | "Реки Тигр и Евфрат, текущие из Армении на юг, после того как минуют горы Гордеи, описывают большую дугу с охватом значительной территории Месопотамии, поворачивают к зимнему восходу солнца, потом на юг, особенно Евфрат.". |
Не станет Тигра и Евфрата – исчезнет не только Ирак | Güneydoğu Anadolu Projesi), на реках Тигр и Евфрат запланировано возведение 22 плотин, 19 ГЭС, а также комплекса дренажных и ирригационных сетей[11][19]. |
ГДЕ НАХОДИТСЯ РАЙ ЗЕМНОЙ. часть 1
Более того, Инд и Нил были во времена библейского рая одной рекой. Это утверждение может показаться нелепой фантазией монаха, не знакомого с географией. Как могли быть одной рекой реки, находящиеся на разных континентах? Но если посмотреть на эту проблему в свете теории дрейфа материков, то картина получится не такая уж нелепая. При наложении карты дрейфа материков, на которой изображен единый первоматерик, на современную географическую карту, можно произвести топографический анализ, который убедит нас в логичности утверждений Иоанна Дамаскина. Современные ученые считают, что земная суша изначально была едина, но вследствие какого-то катаклизма разделилась на материки. Диакон Александр Филиппов убежден, что этот катаклизм был вызван нарушением первыми людьми Божественной заповеди. Это было не просто непослушание, а катастрофа мирового порядка: земля раскололась на части, а вся тварь, по слову апостола Павла, "мучается и стенает доныне"... Проведенный топографический анализ показал приблизительное место нахождения библейского рая. Подробное изучение священных текстов и географии междуречья Ганга и Нила позволило о.
Александру вплотную приблизиться к цели поиска. Вместе с друзьями диакон отправился в Индию, чтобы найти место, которое он определил по книгам. То, что он увидел, поразило его и убедило в правильности проделанного исследования. Местность эта очень подходила под описание Парадиза. Парадиз в переводе с персидского означает "каменный вал, окружающий сад". Он увидел живописную долину с удивительными растениями, животными и птицами. Она действительно имела границу в виде подковообразной горной гряды. Река Сон, вытекавшая из долины, тоже имела явную границу в виде ровной линии порогов. За порогами даже цвет воды был иным.
Многое позволяло говорить о неотмирности этого пейзажа. У слияния двух рек находились каменные врата, подле которых стояло изображение огромного существа с мечом. Как тут не вспомнить о Херувиме с огненным мечом, поставленном охранять врата рая... Неподалеку росло дерево с изваяниями трех кобр.
Евфрат — это еще одна значимая река, которая также протекает через Турцию, Ирак и Сирию. Она имеет свое начало в Восточной Армении и Восточной Турции, где две ее главные притоки встречаются и начинаются. Евфрат течет на юг через Ирак и, также как и Тигр, впадает в Персидский залив. Как и Тигр, река Евфрат играла важную роль в развитии древних цивилизаций и торговли в регионе. Соседство и последовательность этих двух рек делает их местом значительного исторического и культурного значения.
Легенда навеяна двумя местными природными явлениями: изменением береговой линии Персидского залива, все дальше выдвигавшейся в море, и ежегодными разливами Тигра и Евфрата. Никольский, — казалось шумерам жестокой борьбой воды и суши, причем суша, несмотря на всю ярость моря, неизменно побеждала». Суша не только не побеждена морем, но и отвоевала себе новые владения у морской стихии: бушующие волны принесли с собой огромные массы песка и ила, поднявшиеся со дна взбаламученного моря, и отложили их на низменном берегу, потом вода схлынула, а наносы остались, и таким образом суша выдвинулась в море. Такая же борьба и с таким же результатом ежегодно повторяется в долине двух великих рек. Шесть недель идут зимние дожди, болота превращаются в озера, каналы и реки переполняются, бурлят и выходят из берегов. Дожди кончаются, выглядывает весеннее солнце, но торжество водной стихии как будто еще только начинается. Разливаются Тигр и Евфрат, еще не успевшие войти в берега после зимних дождей, и почти на четыре месяца страна превращается в сплошное море. Кажется, что земля навеки погребена под водой; но лучи солнца делают свое дело, и медленно, но неуклонно вода должна уступить место суше. Рыбачьи лодки на Тигре Эти явления природы шумеры издревле объясняли действиями богов и борьбой между ними. Кто как не Энлиль, бог, живущий в горах, бог земной тверди, создает сушу, борется за ее торжество над водной стихией? Водная стихия казалась двойственным началом: с одной стороны, она несет с собой разрушение, грозит человеку и другим живым существам смертью, подкатывается под храмы богов, размывая холмы, на которых они построены, как будто нет злее врага для богов и людей. С другой стороны, водная стихия содержит в себе и нечто созидательное: она орошает поля; когда разливаются Тигр и Евфрат, то над ними и среди вод их разлива пышно расцветает и растительная, и животная жизнь; густо разрастаются тростник и осока, вода кишит земноводными и рыбой, а над поверхностью вод кружатся мириады насекомых и летают стаи птиц. Эта грозная и в то же время живительная стихия казалась древним месопотамцам какой-то божественной силой. Совсем иную картину наблюдаем мы в Северной Верхней Месопотамии, лежащей в сухой субтропической зоне. На ее севере простирается холмистая земля, куда влажные ветры со Средиземного моря приносят достаточно обильные зимние дожди для ранних посевов и где в древности местами росли кустарники. Несколько дальше к югу лежит второй район — сухие степи, но и здесь вдоль холмов можно сеять хлеб, почти или совсем не пользуясь искусственным орошением, а в степи достаточно растительности для прокорма стад. Водой из рек или колодцев поливают только сады и огороды. Большую часть года ландшафт гол и уныл, но весной вся степь покрывается травами и цветами. Наконец, с севера и востока к этой холмистой равнине прилегает горная страна, которую называют сейчас Иракским Курдистаном. Он напоминает по форме полумесяц, один рог которого упирается в современный город Хоакин, а другой — в переправу через Тигр вблизи Файш-Хабура, где сходятся границы Сирии и Турции. Деревни — скопления каменных домиков, прилепившихся к горным склонам; пирамидальные тополя, а на горных террасах — плантации винограда и табака. В горах часто встречаются леса из низкорослого дуба и средиземноморской сосны. Несмотря на очевидное географическое единообразие Ирак — это страна контрастов. Если степь на севере и болотистые низины на юге можно рассматривать как локальные варианты Великой Месопотамской равнины, то между равнинной и предгорной областями не говоря уже о горных хребтах Загроса , между севером и югом существуют поразительные различия в рельефе, климате и растительности. И на протяжении многих тысячелетий можно отчетливо проследить противоборство и соперничество между Севером и Югом Месопотамии, или, если пользоваться историческими терминами — между Шумером Вавилонией на юге, с одной стороны, и Аккадом Ассирией на севере — с другой. Вавилония и Ассирия занимали плодородные земли, находившиеся в стороне от огромного и пустынного Аравийского полуострова. Земли эти простирались на северо-запад от болотистых берегов Персидского залива вдоль рек и горных отрогов Загроса, Тавра и, наконец, Ливанского хребта, за которым открывались пути из Месопотамии к Средиземному морю и далее на юг, к Египту. Евфрат, особенно в нижней трети своего течения, резко отделяет плодородные земли Междуречья от пустыни.
Рыбачьи лодки на Тигре Эти явления природы шумеры издревле объясняли действиями богов и борьбой между ними. Кто как не Энлиль, бог, живущий в горах, бог земной тверди, создает сушу, борется за ее торжество над водной стихией? Водная стихия казалась двойственным началом: с одной стороны, она несет с собой разрушение, грозит человеку и другим живым существам смертью, подкатывается под храмы богов, размывая холмы, на которых они построены, как будто нет злее врага для богов и людей. С другой стороны, водная стихия содержит в себе и нечто созидательное: она орошает поля; когда разливаются Тигр и Евфрат, то над ними и среди вод их разлива пышно расцветает и растительная, и животная жизнь; густо разрастаются тростник и осока, вода кишит земноводными и рыбой, а над поверхностью вод кружатся мириады насекомых и летают стаи птиц. Эта грозная и в то же время живительная стихия казалась древним месопотамцам какой-то божественной силой. Совсем иную картину наблюдаем мы в Северной Верхней Месопотамии, лежащей в сухой субтропической зоне. На ее севере простирается холмистая земля, куда влажные ветры со Средиземного моря приносят достаточно обильные зимние дожди для ранних посевов и где в древности местами росли кустарники. Несколько дальше к югу лежит второй район — сухие степи, но и здесь вдоль холмов можно сеять хлеб, почти или совсем не пользуясь искусственным орошением, а в степи достаточно растительности для прокорма стад. Водой из рек или колодцев поливают только сады и огороды. Большую часть года ландшафт гол и уныл, но весной вся степь покрывается травами и цветами. Наконец, с севера и востока к этой холмистой равнине прилегает горная страна, которую называют сейчас Иракским Курдистаном. Он напоминает по форме полумесяц, один рог которого упирается в современный город Хоакин, а другой — в переправу через Тигр вблизи Файш-Хабура, где сходятся границы Сирии и Турции. Деревни — скопления каменных домиков, прилепившихся к горным склонам; пирамидальные тополя, а на горных террасах — плантации винограда и табака. В горах часто встречаются леса из низкорослого дуба и средиземноморской сосны. Несмотря на очевидное географическое единообразие Ирак — это страна контрастов. Если степь на севере и болотистые низины на юге можно рассматривать как локальные варианты Великой Месопотамской равнины, то между равнинной и предгорной областями не говоря уже о горных хребтах Загроса , между севером и югом существуют поразительные различия в рельефе, климате и растительности. И на протяжении многих тысячелетий можно отчетливо проследить противоборство и соперничество между Севером и Югом Месопотамии, или, если пользоваться историческими терминами — между Шумером Вавилонией на юге, с одной стороны, и Аккадом Ассирией на севере — с другой. Вавилония и Ассирия занимали плодородные земли, находившиеся в стороне от огромного и пустынного Аравийского полуострова. Земли эти простирались на северо-запад от болотистых берегов Персидского залива вдоль рек и горных отрогов Загроса, Тавра и, наконец, Ливанского хребта, за которым открывались пути из Месопотамии к Средиземному морю и далее на юг, к Египту. Евфрат, особенно в нижней трети своего течения, резко отделяет плодородные земли Междуречья от пустыни. Тигр не создавал никакого четкого естественного рубежа на востоке. И это обстоятельство имело, конечно, свои важные политические последствия. Лео Оппенхейм, — никогда не были стабильными. Через них осуществлялись контакты с теми районами, которые обеспечивали более или менее надежную связь с равнинами Внутренней Азии. По тропам с гор доставляли такие важные материалы, как металлы в особенности олово , драгоценные камни, ароматические вещества, строительный лес. В тот период в связи с ростом основанного на земледелии благосостояния жители равнины стали испытывать потребность в этих материалах. Лишь в редких случаях контакты с жителями гор носили миролюбивый характер. Горцы оказывали постоянное давление на жителей равнин.