Новости фильм чучело о чем

В 1983 году был снят фильм «Чучело» по одноименной повести Владимира Железникова, в основу которой легла реальная история его племянницы. |. Классу её поведение кажется совершенно непонятным, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. «Чучело» — художественный фильм 1983 года режиссёра Ролана Быкова о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Смотрите онлайн фильм Чучело на Кинопоиске. Лена Бессольцева (Чучело) – открытая, доверчивая, дружелюбная девочка, которой пришлось перенести тяжелые испытания.

«Чучело» всепрощающее

Вот почему запуск Роланом Быковым пусть и на другой киностудии – «Мосфильме» – остропроблемного фильма «Чучело» можно считать явлением исключительным для тогдашнего советского кинематографа. Появление «Чучела» вызвало очень бурную реакцию и у зрителей, и у критиков: режиссера Ролана Быкова обвиняли в избыточном изображении детской жестокости и нагнетании черных красок, не подозревая о том, что в основе сюжета лежала не вымышленная, а реальная история. «Чу́чело» — художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и жестокостью со стороны одноклассников. Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой.

«Чучело» (1983)

Но её обида на мальчика растёт по мере его молчания и последующего предательства. В результате детское сердце не выдерживает и она унижает всех на памятной вечеринке в честь дня рождения, после чего другой одноклассник не травивший девочку открывает правду на истинного виновника — богатого мальчика Диму. С честью пройдя весь путь школьной травли и унижений, прозванная Чучелом, Лена уезжает из провинциального городка вместе с дедушкой. Он завещал старинную картину бабушки Бессольцовой в школьный музей. И по отъезду девочки зрители видят надпись перед картиной: «Прости нас, Чучело! Это раскаявшиеся дети пытаются очистить свою совесть от тех унижений, которые пережила героиня фильма по их вине.

Тем не менее, в том году снег выпал очень рано, и его чуть ли не каждый день приходилось растапливать, а на деревья вешать бутафорские листья. Растапливали снег с помощью нескольких пожарных машин. Фильм снимался в Твери тогда — Калинин , отдельные сцены были сняты в городе Торжке Тверской области. Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме. Тверской речной вокзал сыграл в фильме сразу несколько ролей: парикмахерская, где работает мама Марины вид снаружи , сцена в начале и в конце арка со ступеньками, по которой вначале ребята гонят Лену, а в финале Лена вместе с дедушкой спускается по ней к причалу и галерея, в которой Лена первый раз появляется перед зрителем, а потом по ней её преследуют ребята. Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице Тверская область , там же и развалины старой церкви в парке церковь Вознесения бывшего Вознесенского монастыря , в сенях которой сжигали чучело. Кино не хотели выпускать на экран, так как обычные советские школьники показаны чрезвычайно жестокими.

К зрителям фильм попал только по личному распоряжению Андропова. Быков никак не мог выбрать сюжет для нового фильма и сильно переживал из-за разногласий с руководством Госкино. На следующее утро, по веселому настроению Быкова, его жена поняла, что книга ему приглянулась. На съемочную площадку Дмитрий попал случайно — пробы проходил его друг и парень пришел «за компанию». Поначалу Егоров не хотел сниматься в роли Димки Сомова, уж очень, по его словам, несимпатичным был его герой. Против съемок сына выступила и Наталья Кустинская, но тут парню повезло — отец в это время был в Америке. Матери же Ролан Быков заявил со свойственной ему прямотой: «А тебя вообще никто не спрашивает!

Когда стало известно, что это дочь Аллы Пугачевой, практически никто не сомневался, что известная певица применила административный ресурс и попросту протолкнула дочь на главную роль. В одном из дублей Кристина неудачно споткнулась, результатом стала сломанная рука.

Она селится в доме своего деда Николая Николаевича Юрий Никулин , бывшего военного, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели , «Лохматый» силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила , Шмакова первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно , Попов подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот , Валька мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег , Марина мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву , Васильев самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не издевается над Леной и Сомов мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе.

Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её дед, которого в городке называют «заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта.

Тема фильма вне времени и пространства, вне языка и национальностей, вне государственных границ. Фильм «Чучело» -очень тяжелый и жестокий фильм , после него долго приходишь в себя. Но когда он закончится, то понимаешь что все не зря, надо дать понять новым поколениям как стоит и как не стоит жить.

Краткое содержание фильма Чучело 1984

Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова © Кадр из фильма «Чучело». О том, почему юные главные герои картины именно такие, какие они есть, а также о причине буллинга в фильме «Рамблеру» рассказала психолог Эльвира Гарайшина.
14 сентября. Чучело (Константин Клюшкин) / Проза.ру так ее прозвали одноклассники.
100 главных фильмов: «Чучело» - Православный журнал «Фома» Фильм «Чучело» -очень тяжелый и жестокий фильм, после него долго приходишь в себя.
Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова «Чучело» — художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и предательством.
Чучело — 14 ответов | форум Babyblog Быков ради «Чучела» отложил несколько давно вынашиваемых идей, которые так в итоге и не были воплощены, но молчать на затронувшую его тему он не мог.

Чучело (1983)

Интересные факты, о том как снимали фильм Чучело о кинодраме Ролана Быкова «Чучело».
Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова Если вашему ребенку уже больше 10 лет, пересмотрите фильм «Чучело» вместе с ним, узнайте, бывал ли он в таких ситуациях, обсудите модели поведения.
Чучело · Краткое содержание повести Железникова Художественный фильм «Чучело» — один из наиболее проблемных фильмов переходного периода, запрещаемый и восхваляемый, подвергавшийся многочисленным обвинениям и удостоенный многих наград.
Чучело (1983) - фильм - информация о фильме - советские фильмы - Кино-Театр.Ру «Чу́чело» — художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и жестокостью со стороны одноклассников.
Художественный фильм «Чучело» – смотреть расписание показа на телеканалах на Онлайн-ТВ НТВ-ПЛЮС Литературной основой сценария фильма "Чучело" послужила повесть писателя Владимира Железникова, опубликованная в издательстве "Детская литература" в 1981 году.

Чучело (фильм)

В разговоре с дедушкой Лена Бессольцева отмечает этои жалеет Рыжего. Она подозревает, что Рыжий смеётся сквозь слёзы. Потому что иначе он себя проявить не знает как. Действие происходит в провинциальном городке в нескольких часах езды от Москвы. На дворе годы застоя.

В магазинах города, судя по всему, ничего нет. Дети рады возможности съездить в Москву, чтобы купить одежды и других мелочей. Словом, обычный школьный класс. Толчки, подножки, насмешки, обидные прозвища.

В такой вот класс попадает Лена Бессольцева. Думаю, что в фильме Ролана Быкова её сыграла немножко не та актриса. Всё-таки Кристина Орбакайте была довольно подтянутой и красивой. Лена же, по повести Железникова, — нескладный подросток, худая, рот до ушей.

Она действительно была искренне рада видеть новых одноклассников. Она по природе своей — добрейшей души человек, скромная, отзывчивая. С одной стороны, ей не место в том диком мещанском лягушатнике, а с другой — она как раз и должна была своей чистотой разбавить и по возможности оздоровить эту гниль. Как только она увидела Димку и прониклась к нему симпатией с первого взгляда, она не стала кокетничать, без ужимок и без заигрываний села к нему.

Чуть позже сама предложила ему дружить. Разумеется, тем Лена сразу вызвала ненависть Шмаковой. Первая красавица в классе не могла допустить, чтобы мальчик-лидер достался не ей, а какому-то Чучелу. Всех остальных она тоже смешит и раздражает.

Чёрствые люди не могут спокойно выносить присутствие спокойной и любвеобильной личности. У них начинает свербить в солнечном сплетении, когда она рядом.

Кристина Орбакайте Так же долго искали главного героя. На роль Димы Сомова проходил пробы друг Дмитрия Егорова, и тот пришел с ним за компанию. Но утвердили именно его, и так попал на съемочную площадку единственный сын Натальи Кустинской, приемный ребенок космонавта Бориса Егорова, в браке с которым она на тот момент состояла. К сожалению, судьба Дмитрия Егорова впоследствии сложилась трагически: он окончил экономический факультет МГИМО, женился, но после смерти маленького сына жена начала пить, а вслед за ней в алкогольную зависимость попал и сам Егоров.

В 2002 г. Официальной причиной смерти была названа сердечная недостаточность, но его мать Наталья Кустинская была уверена в том, что ее сына убили. Дмитрий Егоров Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок. Так, например, Ксения Филиппова, исполнившая роль Железной Кнопки — антипода Чучела, больше никогда не снималась в кино. Она тоже окончила экономический факультет МГИМО, 4 года проработала в Фонде Ролана Быкова, затем — в коммерческом банке и рекламном агентстве, а затем устроилась в картинную галерею. На вопрос о том, почему она не продолжила кинокарьеру, Филиппова отвечает: «…Я подумала: для всех я все равно останусь «Кнопкой», так зачем идти в актрисы, если придется играть зайчиков на детских утренниках?

Зато благодаря этой кинороли она встретила своего будущего мужа: юных актеров зрители тогда засыпали письмами, и одно из них режиссер передал Кнопке.

То же самое происходит и в ленте. Фильм Ролана Быкова практически дословно следует сюжету текста-первоисточника. Это была последняя работа великого артиста на большом экране. Никаких пионеров-героев, никакой борьбы хороших людей с лучшими во имя социалистических идеалов, только травля и ничего, кроме травли.

Самое страшное, что дети в фильме действуют, как им кажется, из лучших побуждений.

Ну, мол, не могут быть наши школьники такими экстремистскими и негативными, такими жестокими и бессердечными. Они даже не догадывались о том, что история имела реальную почву под собой. Фильм попал на экраны лишь 10 лет спустя - после того, как попал в руки Ролана Быкова. Он, невзирая на критику и запреты, экранизировал историю, и, кстати, не без помощи Андропова. Реакция общественности В самые первые дни, после релиза, в газетах и новостях фильм был охарактеризован как излишне жестокий, совершенно не отображающий действительность. Быкова обвинили в том, что он слишком сгущает краски, нагнетает обстановку и пытается кому-то доказать, что советские школьники плохие. Не без помощи властей организовывались мероприятия, в ходе которых показательно демонстрировалась жизнь школьников различных городов. Мол у них все спокойно дружно и тихо.

Однако через несколько месяцев после премьеры к Быкову последовали несчетные письма от учителей и родителей. В них говорилось о том, что на экранах он показал именно их действительность, освятил их проблему и поднял ее на общественный уровень. Актеры и роли Но многим поклонникам творчества Быкова также интересно, как сложилась судьба тех детишек, которые сыграли главные роли в фильме. А в большинстве своем все они оставили актерскую карьеру, и занялись каждый своим делом.

«Чучело» (1983)

Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели , «Лохматый» силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила , Шмакова первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно , Попов подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот , Валька мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег , Марина мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву , Васильев самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не издевается над Леной и Сомов мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе. Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её дед, которого в городке называют «заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно непонятным, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. И только Дима Сомов Митя Егоров , мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку.

Поскольку каждый ребенок, так или иначе, проходит через нечто подобное. Потому, несмотря на то, что антураж действия картины — уже советское прошлое, но отношения между детьми, конфликты, противостояние — понятны и сегодня.

Но кто знает, что будет через десять лет? Может быть, кто-то снимет картину, еще более точно передающую драму детей, причем — уже на современном материале? Так что сама идея выбора обязательных к прочтению, определенных раз и навсегда - «ста книг» или просмотра «ста фильмов» мне не нравится — она может служить не развитию, а консервации культуры. В каждый период времени акценты актуальности тех или иных произведений могут смещаться, поэтому лучше проводить регулярные опросы, что сегодня стоит смотреть из киноклассики, заранее будучи готовыми к тому, что через 10 лет нужно будет смотреть другое. Не нужно делать «списки на десятилетия», как не нужно режиссерскими инициативами подменять существующие школьные курсы; лучше поднимите статус предмета «Мировая художественная культура», и в его рамках смотрите кино.

Тогда выбор режиссёра пал на ещё одного «звездного» ребёнка — сына актрисы Натальи Кустинской и космонавта Бориса Егорова. Он увидел Митю и сказал: «Мне нужен этот мальчик. У него серьёзное лицо и капризная губа!

Кустинская не хотела, чтобы сын связывал жизнь с кино, но Быков её мнением даже не поинтересовался. Герой актёру не нравился, снимался больше из интереса. Сомов так и остался единственной ролью Дмитрия Егорова, чья биография сложилась трагично… Вообще почти все снимавшиеся в «Чучеле» дети в последствии выбрали не связанную с кино профессию. Быков Железную Кнопку в результате сыграла самая младшая из всего актёрского состава Ксения Филиппова. До съёмок она никогда не выезжала из Москвы, и работа в Твери стала для неё настоящим стрессом — она постоянно просилась к маме и грозилась убежать. Быков потратил много времени на поиск подхода к девочке, а в результате стал для неё другом на много лет. Быков Кроме того, Быков в прямом смысле нашёл ей мужа — после съёмок юным актёрам на киностудию мешками приходили письма, но детям их не отдавали, так как большинство авторов хотело просто познакомиться. А вот одно письмо Быкову понравилось — автор был уже студентом, поэтому письмо было серьезным и вдумчивым.

Он отдал его Ксении, завязалась переписка, они встретились, а как только девушке исполнилось 18 — поженились и живут вместе до сих пор.

Российские кинокритики оценили фильм на порядок выше, чем американские. Так, один из наиболее авторитетных критиков Евгений Нефёдов отметил в своей рецензии: "Картина исключительно точна и достоверна в раскрытии социально-психологических аспектов подросткового поведения, исследуя законы взаимоотношений внутри отдельно взятого класса обычной средней школы безымянного провинциального городка. Законы сложившегося коллектива, в острые моменты деградирующего до стаи, где диктуют звериные инстинкты....

Новаторский хотя почти уэллсовское формальное мастерство намеренно не выставляется напоказ фильм воспринимается настоящей галереей нравов, устремлений и интересов советских граждан периода кульминации «застоя». Эпохи, видевшейся по-осеннему сумрачной, бесцветной и унылой, отмеченной тягостным разрывом между официальной и бытовой составляющими действительности, двойственность и отчуждённость которой на поверхностном уровне проявлялась в едва заметной... Как было отмечено выше, фильм вышел на экраны после полуторагодового лежания на полке. Но и выпущен он был весьма скромным тиражом - 594 копии.

И тем не менее собрал за первый год почти 24 миллиона кинозрителей. Для сравнения: вышедший 4-мя месяцами позднее кинохит Владимира Меньшова "Любовь и голуби" при тираже 1155 копий собрал у экранов в кинотеатрах 44,5 миллиона кинозрителей. То есть, в расчете на одну копию популярность "Чучела" была выше, чем у "Любви и голубей". Иными словами, очереди на "Чучело" были подлиннее очередей на комедию Меньшова.

Но и спустя десятилетия оценки фильма рядовыми кинозрителями не уменьшились. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма "Чучело" см. Предисловие составил 7,898, что позволило ему занять 847-е место в Золотой Тысяче. Значительная часть фильмаснята не просто в городе Калинине, а в окрестностях и на фоне Калининского Речного вокзала, сооружения с весьма примечательной историей.

На том месте, где во время съемок фильма "Чучело" стоял Речной вокзал, многие века находился мужской Отроч монастырь, возведённый ещё в XIII-м веке. Известно, что в XVI-м веке в заточении в монастыре провёл 20 лет Максим Грек, прославившийся своими иконами. В 30-е годы ХХ-века, в годы большевистских гонений на церковь, значительная часть построек монастыря была снесена. Но до конца уничтожить церковное сооружение большевики не смогли.

И вот на этом фундаменте и прочих остатках монастыря был построен Калининский Речной вокзал. Но большевистский новодел не продержался даже одного века. В 2017 году крыша вокзала рухнула. Кажется, никто не пострадал, поскольку ветхость здания стала заметна задолго до обрушения, и оно было обнесено забором.

И вот уже шестой год практически в центре города красуется эта руина. Денег-то нет на реставрацию.

"Чучело" – правдивое кино о советских школьниках

Фильм «Чучело» стал первым советским фильмом, где детей выставили злодеями, а для Кристины Орбакайте лента стала знаковой и дебютной. Эта историческая закономерность выступает как художественная реальность благодаря таким, кто может сделать фильм «Чучело». Но буквально через несколько лет случился перелом: «Чучело» неожиданно признали и заговорили о фильме как о картине, которой удалось опередить время. Если б современный режиссер снял фильм по книге Железникова “Чучело”, амбассадоры этого мифа тут же принялись бы кричать “Клевета на Советский Союз!”. Захватывающий Фильм Чучело доступен в хорошем качестве на всех платформах.

«Чучело» всепрощающее

это еще и история борьбы режиссера Ролана Быково за главный фильм своей жизни. «Чучело» не поднимало шум, но во все горло, голосами своих измученных героев, кричало о потере нравственности, которую продолжала воспевать официальная культура, но сложно было заметить в жизни. Явление, запечатленное в фильме "Чучело", было принято в 70-х годах определять словом "бездуховность". художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с ненавистью, подлостью и предательством.

Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова

Она так же не похожа на своих одноклассников, как не похож на взрослых ее добрый дедушка, который собирает старинные картины, а сам ходит в рваном пальто. Долгий разговор Лены и дедушки увы, последняя в жизни кинороль Юрия Никулина становится исповедью души. Тут понимаешь, что их роднит духовная близость, удивительно светлое мироощущение. И здесь особый смысл обретает сцена, когда Лена засыпает тревожным ветреным осенним вечером, а просыпается солнечным зимним утром. Она выходит во двор - и видит, как ослепительно сверкает снег. Как прозрачно и глубоко небо над головой.

Она ощущает обновление, находит силы бороться дальше. Кульминация этой борьбы - сцена в разрушенной церкви, где красавчик и признанный лидер класса Дима, струсив, отрекается от Лены. И, когда подростки сжигают на костре чучело "предательницы", драматизм фильма достигает своего пика. Фильм спорит со слащаво-сусальными лентами, где только и видишь, как аккуратные мальчики и девочки старательно учат уроки и слушаются маму с папой... Картина получилась жесткой, даже жестокой.

Да и спасла она не столько Сомова, сколько весь класс, ведь, выискивая предателя, они бы рано или поздно поубивали друг друга. Бессольцевой объявляют бойкот, ее травят и несколько раз жестоко избивают. Она же по-прежнему держит язык за зубами. Сомов тоже молчит — и это прототип Иуды, он предает Бессольцеву трусостью и боязнью потерять авторитет в обществе. Все заканчивается «распятием Чучела». Платье героини сжигают на костре, предварительно «надев» его на скрепленные в форме креста ветки. При этом весь класс с ожесточенным восторгом скандирует: «Чучело — предатель, чучело — предатель! Чучело поджигает Сомов, то есть тот, которого спасла Лена.

Но Бессольцева прощает своих обидчиков и своего палача. Характерна ее фраза, произнесенная в тот момент, когда выяснилась правда и все, кроме Лены, проголосовали за то, чтобы объявить бойкот Сомову. Кто за бойкот? Неужели простила? В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак». Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе Сам Николай Николаевич перед отъездом приходит в школу. И здесь разворачивается одна из самых сильных сцен фильма, я бы даже сказал, одна из самых драматичных сцен в карьере Никулина.

Этот эпизод подтверждает мою теорию о том, что Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. В нем есть циники, идущие к своей цели по головам, есть люди, помешанные на деньгах, есть женщины, использующие мужчин, есть мужчины, которые убеждены, что деньги решают все, есть гонители и есть затравленные. В школе — те же самые «герои». Николай Николаевич знал одноклассников внучки только с ее слов, но вот он обходит парту за партой и… каждого узнает и называет по фамилии. Все пороки на лице. Если вы будете пересматривать фильм, обратите внимание на крупный план Никулина, когда он подходит к Сомову. Перед нами взгляд, которым Христос мог бы смотреть на Иуду. Фильм заканчивается тем, что дедушка с внучкой уезжают на пароходе, а на классной доске появляется надпись: «Чучело, прости нас!

На глазах ребят появляются слезы. Вот такой хэппи-энд. Кинолента «о гонении, распятии и вознесении» Но, подчеркнем еще раз, на момент начала съемок Быков не думал о религиозном подтексте своей картины и вряд ли изначально предполагал находить прототипы своих персонажей в Евангелии. Да и мы бы не стали этого делать, если бы не знали тех невероятных совпадений и промыслительных обстоятельств, которые сопровождали картину на протяжении всего периода съемок. Многие сцены снимали в Твери. Из местных достопримечательностей чаще всего в кадрах мелькают здание Речного вокзала и расположенный на другом берегу Отроч монастырь. Тот самый, где был убит митрополит Филипп Колычев. Святителя, которого Церковь причислила к лику святых, преследовали за его несогласие признать опричнину и благословить Ивана Грозного.

Вот что рассказывает о травле святителя Филиппа официальное житие: «8 ноября, в праздник архангела Михаила , святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре, и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отроч монастырь».

Все это происходило в XVI веке, а в XX веке напротив именно этого монастыря снимались сцены травли Леночки Бессольцевой — одной из мучениц советского кино. Возможно, это обычное совпадение, и я подозреваю, что в данном случае никакого значения сами киношники «натуре» не придавали, даже не задумывались о ее знаковости. Но после Твери киногруппа поехала в древний город Старица и там, на территории заброшенного Вознесенского храма, сняла главную сцену фильма — сожжение чучела героини, ее «казнь». Знаменита обитель тем, что на ее территории была захоронена матушка Пелагия — по одним данным, сестра, а по другим — мать первого Московского патриарха Иова, канонизированного Русской Православной Церковью в 1989 году. Саму Пелагею тоже всегда чтили в этих местах, по ней регулярно служили панихиды. После упразднения монастыря его главный храм стал приходским. В Советской России, как и тысячи других святынь, он был разграблен и разрушен.

Лена все это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов. В наказание за прогул ребят лишают поездки в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились.

Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Одноклассники объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают. Лена долгое время надеется, что Дима все же признается в своей вине, но тот все не решается. В конечном итоге, несмотря на глубокую привязанность ребят, Дима присоединяется к своим одноклассникам, так как понимает, что если и дальше продолжит защищать Лену, то может оказаться на ее месте. В один из дней одноклассники крадут платье Лены и с помощью Димы поджигают его. На следующий день Лена, желая проучить Диму и других одноклассников, остригает себе волосы и на дне рождения Сомова унижает всех, кто издевался над ней. В этот момент Миронова начинает сомневаться в предательстве Бессольцевой и даже жалеет, что она стала предателем, так как увидела в ней моральную силу. Попов понимает, что дело зашло слишком далеко, и выдает Диму.

Исходя из этого, мы предположили, что опыт переживания зрителями ситуаций школьной травли в реальной жизни окажет влияние на понимание ими центральной идеи художественного фильма, и это проявится в выборе различных эпизодов, раскрывающих, по их мнению, основную идею картины. В тоже время, восприятие эпизода, вызывающего наивысшее эмоциональное напряжение при просмотре фильма, обусловлено его композиционным построением и будет фиксироваться зрителями достаточно однозначно. Для проверки этих гипотез обратимся к полученным результатам. Представления зрителей о наиболее эмоциональном эпизоде фильма Как правило, художественный текст организован таким образом, чтобы в кульминационной точке максимально обострить конфликтные отношения, наметить сюжетный перелом, подготовить развязку произведения. Имея в виду это утверждение, обратимся к ответам респондентов на вопрос «Какой из эпизодов просмотренного фильма вызвал наиболее сильные переживания? Как мы видим, ответы зрителей достаточно разнообразны. Всего было указано 17 эпизодов. Отчетливо выделяется один эпизод — «дети поджигают чучело». Выделение данного эпизода не случайно. По определению рецензентов, эпизод с костром — «крайнее художественное решение». Сама эта сцена по художественной логике произведения была необходима, «это тот психологический предел, к которому авторам нужно было подвести и героев, и зрителей. Лену — чтобы сообщить ей импульс к активному сопротивлению, ребят — чтобы смогли потом понять, куда завела их ложно понятая идея и нравственная глухота, зрителей — чтобы сильным, почти шоковым толчком заставить напряженно работать самосознание» [3, с. Этот эпизод приковывает внимание зрителя, захватывает и вовлекает его в происходящее на экране, где разворачивается сцена ритуального убийства. Сожжение на костре — в высшей степени символическое действие. В кадрах «сожжения» режиссер погружает зрителя в зрелище такого варварского действа, доводя до предела линию детской жестокости. Ролан Быков проследил путь своих героев, переходящих от оскорбления к гонениям, от унижения к запугиваниям, и довел их до максимально возможной точки — уничтожения своего врага. В эпизоде с костром мы видим и рефрен с фразой одной из героинь фильма, Мироновой, объявлявшей в начале фильма Лене, что «таких, как ты, раньше сжигали», и, конечно же, перекличку с самим названием фильма — «Чучело». Сожжение чучела — предмета неодушевленного, куклы, сделанной из распяленного на палках платья героини, имитирует ее умерщвление. И это символическое убийство стало крайней точкой проявления детской жестокости. Смешение правдоподобности происходящих на экране событий с неправдоподобностью этой кульминационной сцены ставит зрителя в замешательство. Этот момент особенно ценен для восприятия фильма, он заставляет зрителя замереть на секунду и задуматься о пределах «обыденного зла»: ведь герои на экране — не средневековая толпа, это всего лишь «заигравшиеся дети». Высказывания зрителей о своих эмоциональных состояниях при восприятии этого эпизода демонстрируют страх, жалость к главной героине, презрение к предавшему ее Диме, а также негодование и отвращение к другим одноклассникам. В трудах Л. Выготского подобное «аффективное противоречие» определяется как непременное условие для восприятия всякого художественного произведения, обуславливающее его «истинный эффект» [2, с. Кроме того, обнаруживается еще одна существенная деталь восприятия кульминационной точки этого художественного фильма. Наблюдая за сценой символического убийства главной героини, зритель как бы оказывается одновременно во всех трех ролевых позициях ситуации школьной травли. С одной стороны, он находится в позиции невольного «свидетеля», наблюдающего за тем, как герои фильма издеваются над девочкой Леной. С другой — он идентифицирует себя в этот момент с героиней — «жертвой». Зритель смотрит на пламя, пожирающее платье героини, ее глазами, ее устами шепчет: «Не надо! Известно, что публичная казнь страшна еще и тем, что наблюдение за смертью призвано унизить жертву. Особая форма подачи этой сцены, позволяющая зрителю ощутить себя одновременно и «свидетелем», и «жертвой», и «обидчиком», делает ее очень сложной для восприятия. Но именно эта сцена оценивается зрителями, вне зависимости от опыта переживания схожих жизненных ситуаций, как наиболее эмоциональный эпизод фильма, вызывающий самые сильные чувства. Мнения зрителей о главном эпизоде фильма Чтобы ответить на вопрос о центральном эпизоде фильма, раскрывающем его основную мысль, необходимо проведение особого анализа: выделение отдельных смысловых частей художественного текста, нахождение ведущих тем произведения и понимание их подтекстового содержания. Главная мысль художественного текста, его «идейное содержание», по словам Ю. Лотмана, не содержится в каких-либо даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре [5]. Понимание главной мысли художественного произведения требует воссоздания ее смыслового содержания и раскрытия целостной идеи автора. На рис. Как мы видим, в качестве главного эпизода зрителями было выделено 14 моментов, существенно различающихся по частоте фиксации. Прослеживается отчетливое преобладание нескольких эпизодов, на которые приходятся «пики» частоты их называния. Это: «Лена берет вину на себя», «дети поджигают чучело» и «Лена приходит на день рождения к Диме». Наличие нескольких «пиков» свидетельствует о явном расхождении в понимании подростками центрального эпизода. Обратимся к более детальному рассмотрению выделенных эпизодов, опираясь при этом и на анализ критических статей, посвященных фильму «Чучело». Этот эпизод, фиксирующий зарождение конфликта между главной героиней и ее классом, описывается критиками так: «Случилась банальная история: класс сбежал с урока в кино, за что и был лишен страстно ожидаемой поездки в Москву. Разочарование детей сменилось ожесточением: «кто накапал?

«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме

И в этом мире оказывается чудаковатая Лена, худенькая, нескладная девчонка, все время попадающая в нелепые и смешные ситуации. Она так же не похожа на своих одноклассников, как не похож на взрослых ее добрый дедушка, который собирает старинные картины, а сам ходит в рваном пальто. Долгий разговор Лены и дедушки увы, последняя в жизни кинороль Юрия Никулина становится исповедью души. Тут понимаешь, что их роднит духовная близость, удивительно светлое мироощущение. И здесь особый смысл обретает сцена, когда Лена засыпает тревожным ветреным осенним вечером, а просыпается солнечным зимним утром. Она выходит во двор - и видит, как ослепительно сверкает снег. Как прозрачно и глубоко небо над головой. Она ощущает обновление, находит силы бороться дальше. Кульминация этой борьбы - сцена в разрушенной церкви, где красавчик и признанный лидер класса Дима, струсив, отрекается от Лены.

И, когда подростки сжигают на костре чучело "предательницы", драматизм фильма достигает своего пика. Фильм спорит со слащаво-сусальными лентами, где только и видишь, как аккуратные мальчики и девочки старательно учат уроки и слушаются маму с папой...

На тот момент ей было 14, а ее поклоннику — 20.

Они начали переписываться, а спустя 4 года поженились. После этого он снялся еще в трех фильмах, но во ВГИК поступил не на актера, а на сценариста. И сделал успешную карьеру как писатель, сценарист и режиссер: его нашумевшая повесть «Похороните меня за плинтусом» стала бестселлером.

Павел Санаев Еще до того, как фильм появился на экранах, он подвергся острой критике — ведь он получился еще жестче, чем сценарий. Быкова обвиняли в сгущении красок. Но после того, как «Чучело» вышло в прокат, разразился настоящий скандал: возмущенные учителя писали режиссеру письма с требованием приехать к ним в школу и посмотреть, какие на самом деле советские школьники, — мол, такой жестокости среди детей нет.

В газетах публиковали разгромные рецензии. Зрители благодарили режиссера после показа: «У нас такие же проблемы! На съемках фильма В одном из последних своих интервью Ролан Быков сказал: «Мне приходило очень много писем, в которых люди — дети, старики, взрослые — говорили, что этот фильм снят про них.

Но никто из них не знал правду, потому что на самом деле Чучело — это я…».

По описанию критиков, в этой сцене обострение конфликта принимает «театрально-аффектированный характер». И эта сцена, отражающая всю неприглядность феномена детской жестокости, которую оператор фильма А. Мукасей снял с подчеркнутой экспрессией, становится для зрителей- «жертв» воплощением основной идеи фильма, смысловым центром художественного повествования. Объясняя свой выбор, они утверждают, что в этой кульминационной точке художественного повествования «открываются настоящие характеры персонажей» и проявляются «истинные отношения героев». В рецензиях на фильм этот эпизод определяется следующим образом: «За свое первородство, достоинство Лена вступила в бой. Да, вот я перед вами — чучело чучелом, а вы такие красивые, не дети — настоящие картинки, но что-то мне с вами скучно. Бедные вы, бедные вы люди. Тут даже не вызов, не перчатка, брошенная в лицо, — выстраданное сознание своего морального превосходства, восстановление себя в человеческих правах» [3, с.

Эпизод отражает нетипичное поведение героини. В нем девочка как бы преображается, ее поведение активно и вызывающе по отношению к сверстникам. Зрители-«обидчики» считают, что он показывает «силу героини», «проявление характера», умение «сделать то, чего от нее не ожидали», и «выйти победителем». Их оценка именно этого эпизода как отражающего основную мысль кинопроизведения обусловлена особым влиянием собственного жизненного опыта. Ведь, меняя свое поведение, героиня как бы заставляет сверстников себя уважать, она становится ближе зрителям-«обидчи- кам». В этой сцена Лена говорит с ними на одном языке — языке силы, вызова и превосходства. Напомним, что и в самом фильме этот эпизод становится решаюшим моментом, после которого отношение одноклассников к Лене меняется — она уже не «жертва». Выбор «обидчиками» этого эпизода указывает на их своеобразную идентификацию с главным персонажем художественного фильма. Среди зрителей, которым в своей реальной жизни не приходилось переживать ситуации школьной травли, ответы распределились менее выражено.

Это заключительные сцены, относящиеся к «развязке» киноповествования. Они объединены общей темой — осознание ошибки и раскаяние ребят, травивших ни в чем не повинную девочку. Осознание приходит к героям не сразу. Если в эпизоде, где «Лена отказывается объявлять бойкот Диме», дети пребывают в растерянности, пытаются понять ее логику отказа от мщения, то в эпизоде, в котором «дети узнают имя настоящего предателя», происходит взрыв негативных эмоций. Класс потрясен, «охвачен сознанием вины — не той, обычной, которая не отягощена тяжким грузом, за которую и расплачиваться- то легко, а совсем иной, что давит на сердце, сжимает горло так, что подступают слезы» [3, с. Высокое напряжение сменяется оцепенением, драматический конфликт находит свое разрешение. Эпизод дарения классу картины «Машенька», имеющей портретное сходство с Леной Бессольцевой, сводит воедино несколько линий киноповествования. Таким образом, ответы зрителей на вопрос о наиболее важном моменте фильма часто зависят от опыта переживания сходных с эпизодами фильма жизненных ситуаций. Анализ этих эпизодов позволяет нам приблизиться к пониманию механизмов актуализации личностных смыслов испытуемых: проследить за фактом значимости того или иного эпизода, выявить «жизненную подоплеку этой значимости» [7, с.

Здесь выяснился следующий важный факт: при выделении зрителем эмоционального центра фильма наличие опыта переживания сходных ситуаций оказывается не значимым важна сама композиция художественного произведения , в то время как для определения главной идеи картины опыт переживания школьной травли с различных ролевых позиций имеет принципиальное значение. Представление зрителей о мотивационной структуре поведения главных персонажей Анализ особенностей понимания мотивационной структуры поведения главных персонажей фильма «Чучело» зрителями с различным опытом переживания ситуаций школьной травли представляет значительный интерес. Экспериментальная процедура, позволяющая выявить особенности понимания зрителями внутреннего мира персонажа художественного фильма через приписывание ему тех или иных мотивов поведения, представляет собой адаптированную для задач данного исследования психосемантическую методику «атрибуции мотивов» поведения киноперсонажа [13]. Для выявления понимания зрителями мотивов поведения киноперсонажей был выделен набор действий, совершаемых двумя главными персонажами фильма «Чучело» — Леной Бессольцевой и Димой Сомовым. Этот набор действий предлагался испытуемым в качестве объектов оценивания. Кроме того, испытуемым давался список мотивов, вероятность атрибуции которых для каждого поступка нужно было оценить по шестибалльной шкале от 0 до 5. Для оценивания были предложены такие мотивы, как: «желание быть лидером командовать », «желание сохранить верность», «желание оказать помощь», «потребность во внимании к себе», «боязнь наказания», «чувство долга», «стремление быть свободным в своих суждениях и поступках» и другие — всего 32 мотива. В исследовании приняли участие 149 человек учащиеся 8-х и 10-х классов. Испытуемые были разделены на пять подвыборок: 1.

Мы ограничимся описанием результатов, полученных при анализе лишь одного такого действия: «Дима поджигает чучело». На его примере покажем особенности понимания мотивации поведения киногероя зрителями, имеющими различный опыт переживания ситуаций буллинг-поведения. С этой целью суммарная групповая матрица данных относительно возможной мотивации Диминого поступка по пяти подвыборкам подвергалась процедуре факторного анализа. В результате выявился ряд мотивационных блоков, определяющих структуру мотивов поведения Димы Сомова в ситуации, когда он поджигает чучело. Предваряя описание полученных данных, поясним, почему нами был выбран именно этот эпизод. Как мы отмечали выше, сцена, где дети сжигают чучело, является ключевым как для развития сюжета, так и для понимания его главной идеи. Не случайно в конце фильма Лена, отказываясь объявлять бойкот Диме Сомову, скажет: «Я была на костре». Напомним также, что именно этот эпизод выделяется испытуемыми и как самый эмоциональный, вызвавший наиболее сильные переживания. В то же время, он наиболее часто называется в качестве центрального, раскрывающего основную идею фильма зрителями, имеющими опыт переживания школьной травли в роли «жертв».

Ведь это фильм о том, как ведет себя группа людей — которая собирается вокруг какой-то общей цели или общего дела. И поведение это страшно напоминает то, что происходит в последние годы в зоне общественно-политической борьбы в фейсбуке, твиттере и т. Я вспомнил об этом, когда был процесс над Pussy Riot.

Люди, которые обсуждали в течение всей весны и лета эту историю, вели себя буквально как герои фильма «Чучело». Если ты вдруг чуть-чуть высказываешь какое-то мнение, отличающееся от генеральной линии партии, неважно кто ты — диакон Андрей Кураев, который ведет себя немножко не так, как требует от него его референтная группа, или какой-нибудь сомневающийся либерал, который ведет себя немного не так, как требует его референтная группа, — тебя немедленно начинают травить и призывать к ответу. Ролан Быков, 1983] «Ты предатель, ты отщепенец, сейчас мы тебе объясним как надо».

Заметьте, все претензии, которые предъявляют к вот этой девочке — героине Кристине Орбакайте — это претензии морального порядка. Ее одновклассники чувствуют, что они правы, и травят ее за то, что она якобы сделала какой-то подлый якобы и злой поступок. На самом деле она взяла на себя вину другого человека, но никто про это не знает.

С их точки зрения она виновата еще и в том, что она «белая ворона», какая-то непонятная, малохольная, и явно увлечена чем-то не тем, что интересует остальных. И в общем, в нынешней общественно политической дискуссии, особенно в соцсетях, тоже идет бесконечный поиск чучела, поиск кого-то, кто недостаточно последователен, кто недотягивает до планки моральной правоты.

Чучело (фильм)

Кадр из фильма «Чучело» (1983). Маленький старинный городок на берегу Оки. легендарный советский кинофильм, который вышел на экраны в 1983 году. Лена Бессольцева (Чучело) – открытая, доверчивая, дружелюбная девочка, которой пришлось перенести тяжелые испытания. Художественный фильм «Чучело» — один из наиболее проблемных фильмов переходного периода, запрещаемый и восхваляемый, подвергавшийся многочисленным обвинениям и удостоенный многих наград. художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с ненавистью, подлостью и предательством. В 1983 году на советские экраны вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова, снятый по одноименной повести Владимира Железникова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий