твердо сказал улыбался, Фигура хмурился - Давай поговорим, - предложил Квакин. Квакин понимал, что это относилось к нему, потому что не Тимур лазил в садах, не он обламывал сады “старух и осиротевшей девчурки”. Что помогло Квакину исправиться? Квакин понимал, что это относилось к нему, потому что не Тимур лазил в садах, не он обламывал сады “старух и осиротевшей девчурки”. В этой статье читайте цитатную характеристику Квакина в повести "Тимур и его команда", образ персонажа.
Исследовательский проект «Твори добро, не требуя награды»
- Краткое содержание «Тимура и его команды»: композиция повести Аркадия Гайдара, пересказ сюжета
- Фанфик «История очевидная и невероятная с перемещением во времени про то, как Квакин исправился»
- «Квакинский» вопрос в повести А.Гайдара «Тимур и его команда»
- Городская олимпиада по литературе, А.П.Гайдар
Научно-исследовательский проект «Твори добро, не требуя награды»
Но когда он успел состариться? И тут Тимур догадался, что это был за аппарат - самая настоящая машина времени, совсем такая, которую описывали писатели-фантасты в своих произведениях. Коля спросил у Квакина, а помнит ли он их? В ответ мелькнула приветливая улыбка, и на глазах блеснули слёзы. В душе бывшего хулигана затеплилась надежда, потому что рядом был Тимур, который никогда не бросает в беде!
Старичок не мог говорить, он плакал... Ребята помогли ему подняться со скамейки, и втроём устремились к «аппарату с газированной водой»: вернуться в прошлое, всё исправить... Впереди светлое будущее!
Следят за порядком.
Тимур — ответственный человек, верный и надежный друг, хороший товарищ. Справедливый и честный мальчик, он ведет непримиримую борьбу против шайки Квакина, местного хулигана, охраняет покой местных граждан. Женя Девчонка лет тринадцати, одна из дочерей командира Красной армии. Вместе со старшей сестрой приехала на дачу.
Бойкая и смелая девчонка, познакомившись с Тимуром, проникается сознанием того, какую полезную деятельность развернула команда ребят. Становится членом их команды, помогает во всех делах. Очень сильно любит своего отца и сестру Ольгу. Дружит с Тимуром.
Гараев Приходится дядей Тимура. Молодой, талантливый человек, ответственный и решительный. Воспитывает Тимура. Инженер Гараев хорошо поет, играет в местном театре.
Веселый, общительный молодой человек, катает Ольгу на мотоцикле. Влюбился в Ольгу, сестру Жени.
Что такое?
Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка. Тут Ольга услышала быстрый тревожный шепот. И вдруг, ломая сухие ветки, тяжелая лестница — та, что была приставлена к окну чердака сарая, — с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.
Веревочные провода над крышей задрожали. Царапнув руки, котенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась.
Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате окна сарая никого не было ни видно, ни слышно. Она вернулась к крыльцу. Такой народ пошел… хулиганы.
Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила. И как пошел, вина не пил. И пошел, и засвистел, милый.
Ну, к вечеру, как положено, взгрустнулось, всплакнула. А ночью просыпаюсь и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я теперь одинокий, заступиться некому… А много ли мне, старой, надо?
Кирпичом по голове стукни — вот я и готова. Однако Бог миловал — ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли.
Кадка у меня во дворе стояла — дубовая, вдвоем не своротишь, — так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди — дело темное.
В сумерки, когда уборка была закончена, Ольга вышла на крыльцо. Тут из кожаного футляра бережно достала она белый, сверкающий перламутром аккордеон — подарок отца, который он прислал ей ко дню рождения. Она положила аккордеон на колени, перекинула ремень через плечо и стала подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки: Ах, если б только раз Мне вас еще увидеть, Ах, если б только… раз… И два… и три… А вы и не поймете На быстром самолете, Как вас ожидала я до утренней зари.
Вот и улетели в дальний путь. Вы когда вернетесь? Я не знаю, скоро ли, Только возвращайтесь… хоть когда-нибудь.
Еще в то время, когда Ольга напевала эту песенку, несколько раз бросала она короткие настороженные взгляды в сторону темного куста, который рос во дворе у забора. Закончив играть, она быстро поднялась и, повернувшись к кусту, громко спросила: — Послушайте! Зачем вы прячетесь и что вам здесь надо?
Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он наклонил голову и вежливо ей ответил: — Я не прячусь. Я сам немного артист.
Я не хотел вам мешать. И вот я стоял и слушал. Вы же для чего-то перелезли через забор.
Через забор?.. Там, в углу забора, выломаны доски, и я с улицы проник через это отверстие. И будьте добры проникнуть через нее обратно на улицу.
Человек был послушен. Не говоря ни слова, он прошел через калитку, запер за собой задвижку, и это Ольге понравилось. Я жду младшую сестренку.
Уже темно, поздно, а ее все нет и нет. Поймите, я никого не боюсь, но я еще не знаю здешних улиц. Однако постойте, зачем же вы открываете калитку?
Вы можете подождать меня и у забора. Она отнесла аккордеон, накинула на плечи платок и вышла на темную, пахнувшую росой и цветами улицу. Ольга была сердита на Женю и поэтому со своим спутником по дороге говорила мало.
Он же сказал ей, что его зовут Георгий, фамилия его Гараев и он работает инженером-механиком на автомобильном заводе. Поджидая Женю, они пропустили уже два поезда, наконец прошел и третий, последний. А то ей тринадцать, мне — восемнадцать, и поэтому она меня совсем не слушается.
Да вы зря не беспокойтесь. Ваша сестра приедет рано утром. Перрон опустел.
Георгий вынул портсигар. Тут же к нему подошли два молодцеватых подростка и, дожидаясь огня, вынули свои папиросы. Вас зовут Михаил Квакин.
Не так ли? Мальчишка засопел, попятился, а Георгий потушил спичку, взял Ольгу за локоть и повел ее к дому. Когда они отошли, то второй мальчишка сунул замусоленную папиросу за ухо и небрежно спросил: — Это еще что за пропагандист выискался?
Тимку бы поймать, излупить надо. Он подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело. Тут оба приятеля заметили под фонарем в конце платформы седого почтенного джентльмена, который, опираясь на палку, спускался по лесенке.
Это был местный житель, доктор Ф. Они помчались за ним вдогонку, громко спрашивая, нет ли у него спичек. Но их вид и голоса никак не понравились этому джентльмену, потому что, обернувшись, он погрозил им суковатой палкой и степенно пошел своей дорогой.
С московского вокзала Женя не успела послать телеграмму отцу, и поэтому, сойдя с дачного поезда, она решила разыскать поселковую почту. Проходя через старый парк и собирая колокольчики, она незаметно вышла на перекресток двух огороженных садами улиц, пустынный вид которых ясно показывал, что попала она совсем не туда, куда ей было надо. Невдалеке она увидела маленькую проворную девчонку, которая с ругательствами волокла за рога упрямую козу.
Но тут коза рванулась, крутанула рогами и галопом понеслась по парку, а девчонка с воплем помчалась за ней следом. Женя огляделась: уже смеркалось, а людей вокруг видно не было. Она открыла калитку чьей-то серой двухэтажной дачи и по тропинке прошла к крыльцу.
Ей не ответили. Она постояла, подумала, открыла дверь и через коридор прошла в комнату. Хозяев дома не было.
Тогда, смутившись, она повернулась, чтобы выйти, но тут из-под стола бесшумно выползла большая светло-рыжая собака. Она внимательно оглядела оторопевшую девчонку и, тихо зарычав, легла поперек пути у двери. Я у вас ничего не взяла.
Это вот ключ от нашей квартиры. Это телеграмма папе. Мой папа — командир.
Тебе понятно? Собака молчала и не шевелилась. А Женя, потихоньку подвигаясь к распахнутому окну, продолжала: — Ну вот!
Ты лежишь? И лежи… Очень хорошая собачка… такая с виду умная, симпатичная. Но едва Женя дотронулась рукой до подоконника, как симпатичная собака с грозным рычанием вскочила, и, в страхе прыгнув на диван, Женя поджала ноги.
Женя положила ключ и телеграмму на край стола. Надо было дожидаться хозяев. Но прошел час, другой… Уже стемнело.
Через открытое окно доносились далекие гудки паровозов, лай собак и удары волейбольного мяча. Где-то играли на гитаре. И только здесь, около серой дачи, все было глухо и тихо.
Положив голову на жесткий валик дивана, Женя тихонько заплакала. Наконец она крепко уснула. Она проснулась только утром.
За окном шумела пышная, омытая дождем листва. Неподалеку скрипело колодезное колесо. Где-то пилили дрова, но здесь, на даче, было по-прежнему тихо.
Под головой у Жени лежала теперь мягкая кожаная подушка, а ноги ее были накрыты легкой простыней. Собаки на полу не было. Значит, сюда ночью кто-то приходил!
Ей пришлось выручать своего парашютиста, она подставила лестницу и забралась на чердак. Там она обнаружила штаб Тимура и его команды. Какой официальный документ составила команда Тимура? Как вы считаете, на чьей стороне симпатии автора Как вы думаете, чем он отличается от настоящего официального документа? Подчеркните слова и выражения, которые, по вашему мнению, неуместны в официальном документе. Команда Тимура написала деловую бумагу заявление, ультиматум. Симпатии автора на стороне Тимура, поскольку они выступают против хулиганов, нападающих на сады местных жителей.
Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнуснопрославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум. Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех домов, на которых стоит наш знак — красная звезда, и даже тех, на которых стоит звезда с траурной черной каймою, вам, трусливым негодяям, мы приказываем: не позже, чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусноподобной личности Фигуре явиться на место, которое им гонцами будет указано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки. А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий. В тексте ультиматума, составленного командой Тимура, используются слова и обороты речи, которые недопустимо использовать в официальных бумагах. Кроме того, текст не составлен соответственно нормам составления деловых бумаг, содержит эмоционально-окрашенную лексику. Количество отзывов: 0.
Другие книги автора:
- Ответы на вопрос
- Тимур и его команда
- Институт регионального развития Пензенской области
- О каком времени рассказывает эта повесть? | Авторская платформа
- А где же Квакин?
Тимур и его команда
11. Что Квакину исправиться? а) ему надоело быть плохим; б) он понял, что добро побеждает зло. Справиться с пагубной привычкой им помогут ведущие российские. Квакин, Золушка и другие (Константин Владиславович Рыжов, 2020) Перейдите на сайт, чтобы читать книгу целиком. В чем помогает Николай Чудотворец.
Девять ступенек
А когда уснула, то так и не слыхала, как ночью постучали в окно и подали от отца телеграмму. Пропел деревянный рог пастуха. Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду. Не успела она завернуть за угол, как из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали ведра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу. К взмокшему Симе Симакову, который без передышки ворочал рычагом колодезного насоса, подбежал Тимур и спросил: — Вы Колокольчикова здесь не видали? Значит, он проспал. Скорей, торопитесь! Старуха пойдет сейчас обратно. Очутившись в саду перед дачей Колокольчиковых, Тимур стал под деревом и свистнул. Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату.
С дерева ему была видна только половина придвинутой к подоконнику кровати да завернутые в одеяло ноги. Тимур кинул на кровать кусочек коры и тихонько позвал: — Коля, вставай! Спящий не пошевельнулся. Тогда Тимур вынул нож, срезал длинный прут, заострил на конце сучок, перекинул прут через подоконник и, зацепив сучком одеяло, потащил его на себя. Легкое одеяло поползло через подоконник. В комнате раздался хрипловатый изумленный вопль. Вытаращив заспанные глаза, с кровати соскочил седой джентльмен в нижнем белье и, хватая рукой уползающее одеяло, подбежал к окну. Очутившись лицом к лицу с почтенным стариком, Тимур разом слетел с дерева. А седой джентльмен, бросив на постель отвоеванное одеяло, сдернул со стены двустволку, поспешно надел очки и, выставив ружье из окна дулом к небу, зажмурил глаза и выстрелил. Вышла ошибка.
Он принял спящего джентльмена за Колю, а седой джентльмен, конечно, принял его за жулика. Тут Тимур увидел, что старуха молочница с коромыслом и ведрами выходит из калитки за водой. Он юркнул за акацию и стал наблюдать. Вернувшись от колодца, старуха подняла ведро, опрокинула его в бочку и сразу отскочила, потому что вода с шумом и брызгами выплеснулась из уже наполненной до краев бочки прямо ей под ноги. Охая, недоумевая и оглядываясь, старуха обошла бочку. Она опустила руку в воду и поднесла ее к носу. Потом побежала к крыльцу проверить, цел ли замок у двери.
Является дочерью командующего Красной армии. Приехала на дачу со своей старшей сестрой, где познакомилась со всем отрядом и стала его частью. Дядя Тимура Гараев — молодой и творческий человек, обладает такими чертами, как ответственность и решительность в принятии решений. Взял на себя ответственность за племянника. Реализует свои таланта в пении, актерском мастерстве. Влюблен в старшую сестру Жени. Ожидает скорой повестки в армию, а по ее получении быстро отправляется на фронт. Ольга — старшая сестра Жени, которая отправилась вместе с ней на дачу. Строгая, пытается воспитывать младшую сестру по мере сил, периодически ругая ее. Честная, справедливая, иногда может ошибаться в своих убеждениях. Однако умеет признавать, что была неправа. Вместе со всем поселением провожает дядю Тимура на фронт. Квакин Миша — главарь местных хулиганов, постоянно задирается и обижает местных жителей. Квакин умен, поэтому в конце концов понимает, что такая линия поведения в корне неверна. Есть шанс, что исправится и станет достойным членом общества. Команда Тимура — множество пионеров, готовых помогать окружающим. Смелые и ответственные, могут постоять друг за друга. Хулиганы Квакина — полностью подчиняются Мише, любят хулиганить. Полковник Александров — отец двух сестер — Жени и Оли. Справедливый и заботливый человек. Краткое содержание Сюжет повествует о том, что три месяца командующий Александров не возвращался к своей семье.
В парке шумные празднества, на которых выступает Гараев и Ольга. Гуляя после выступления, они сталкиваются с Женей и Тимуром. Ольга ничего не хочет слышать, обижается на сестру и на Георгия. Тимуру запрещают продолжать общение с Женей. Полковник присылает телеграмму, что приедет на несколько часов в Москву. В это время в городе находится только Ольга, которая хотела проучить сестру. Женя помогает присматривать за ребенком вдовы, поэтому не успевает на последнюю электричку в столицу. Девочка очень расстроена — она обращается к Тимуру, который сам вызывается довезти девочку на мотоцикле в Москву. Отец приехал, но не встретился с младшей дочерью. Он очень расстраивается, близится время, когда ему нужно уходить. В последний момент приезжает Женя и Тимур. Ольга меняет свое отношение к мальчику, она извиняется перед ним и перед Георгием. К последнему пришла повестка — он незамедлительно отправляется на войну. Все вместе провожают Гараева. В чем состоит основная идея Пересказ произведения «Тимур и его команда» охватывает главные моменты повествования. Основная мысль — каждый должен бескорыстно относиться к другим. Не стоит делать выводы сгоряча, всегда важно узнать мотивы человека. Важно совершать добрые поступки, помогать старикам, детям и обездоленным. Краткое содержание повести показывает, что человеческий эгоизм не приведет ни к чему хорошему. Заботясь о других, можно добиться такого же отношения к себе. Затрагивается и тема дружбы — команда единомышленников способна сделать многие дела.
Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда началась гражданская война и в 1918 году он добровольцем уходит в Красную Армию. Был в то время Аркадий Гайдар широкоплечим, не по годам рослым. Когда его спросили, сколько ему лет, он ответил, что 16, хотя на самом деле ему было всего 14. Сложный период в биографии нашей страны — гражданская война - иногда отец и сын воевали друг против друга. Ситуация на фронте обострялась. Так как Голиков проявлял находчивость, смелость, его назначают командиром роты, а позднее и командиром полка. Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, радость побед. Аркадий Голиков мечтал всю жизнь посвятить армии, но его сразила тяжелая болезнь: сказались ранения, контузия головы. Врачи признают его непригодным к военной службе. В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе. Он становится детским писателем. Аркадий Петрович подарил нам много интересных книг, в которых призывал бороться против лодырей, разгильдяев, жуликов. Он считал, что можно воспитать личность, одухотворенную благородными идеалами. Гайдар жил, как солдат и умер на боевом посту. В октябре 1941 года он по заданию редакции оказался в партизанском отряде. Однажды, небольшой отряд отправился на разведку. Гайдар шел впереди. Неожиданно отряд напоролся на фашистскую засаду. Аркадий Петрович первым увидел эсесовцев, он быстро оценил ситуацию и бросился навстречу фашистам, закрывая своих товарищей. Пулеметная очередь прошла через его сердце. Фашисты сняли с тела Аркадия Гайдара орден, взяли его тетради, блокнот, письма. Так погиб Гайдар, с оружием в руках, следуя по пути своих литературных героев, до последней минуты своим делом подтверждая правду каждого написанного им слова. Ведущий: Одной из повестей Гайдара является « Тимур и его команда». Вначале эта книга имела название «Дункан и его команда». По аналогии с романтической повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где присутствует яхта «Дункан». Какое значение имело это произведение? Ученик: Светлая романтическая повесть Гайдара стала праздником для юных читателей. Миллионы мальчишек хотели подражать Тимуру, миллионы девочек — Жене. В этой книге показа игра, которая сливается с жизнью, из обычного развлечения превращается в полезное дело. Подростки из дачного поселка, вроде играя, тайно от взрослых, создали свою команду, оборудовали в старом заброшенном сарае штаб, придумали систему сигнализации, вели разведку, издавали свои приказы и т. Вместе с тем, все эти игровые действия совершались не ради забавы, а для того, чтобы в нужную минуту прийти людям на помощь. Учитель: Повесть «Тимур и его команда» сыграла большую роль в массовом детском движении, ни одно другое произведение в мировой литературе не дало начало столь массовому движению, каким является форма тимуровской работы в книге Гайдара. Вопрос к родителям: Какая тимуровская работа велась в то время, когда вы учились в школе?
О каком времени рассказывает эта повесть?
Попробуем определить какие качества помогли Тимуру? : главные новости. Судьбы юных хулиганов из советского кино Мишка Квакин пропал без вести, Крамаров сыграл в «Джентльменах удачи» и уехал из СССР, «Гусь» из «Электроника» стал моряком, а «Гусь» из «Петрова и Васечкина» умер молодым. 9. Что помогло Квакину исправиться? а) ему надоело быть плохим; б) он понял, что добро побеждает зло.
К масштабному половодью готовятся в Тюменской и Курганской областях
Несмотря на просьбы Квакина оставить его со своей шайкой, Тимур отпускает предводителя хулиганов, сказав, что «ни им с тобою, ни тебе с ними больше делать нечего». Что помогло Квакину исправиться? Справедливый и честный мальчик, он ведет непримиримую борьбу против шайки Квакина, местного хулигана, охраняет покой местных граждан. Помогите пожалуйста!!!Сочинение на тему "История Маши Мироновой" по плану План к сочинению.
ТИМУР И ЕГО КОМАНДА ( краткое содержание...
Мне было очень интересно познакомиться с Тимуром и я обязательно прочту всю повесть целиком. Как выдумаете, то, чем занимались ребята, было просто игрой или они делали очень важное и нужное дело? Выскажите своё мнение. Я думаю, что ребята делали очень нужное дело, ведь они помогали людям. А помощь другим людям - это уже не игра, это гражданская позиция. Как произошла встреча Жени и Тимура? Как должны звучать слова Тимура: тихо, спокойно, чётко, уверенно, резким, командным голосом? Женя запустила из рогатки парашютиста и тот улетел на чердак сарая. Девочка забралась на чердак и увидела штурвал. Она стала крутить его, и прибежали разгневанные ребята.
Женя испугалась, но тут пришёл Тимур. Он успокоил девочку. Его слова звучали громко, но спокойно и уверенно.
Вечером она достала аккордеон, подарок отца, и начала играть. Неожиданно она заметила подсушивающего ее молодого мужчину. Он признался, что тоже «немного артист» и представился Георгием Гараевым. Георгий проводил Ольгу до вокзала — вечерним поездом должна была приехать Женя. Однако девочка так и не приехала. Женя не успела отправить отцу телеграмму из Москвы, поэтому, приехав в поселок, начала искать почту. Девочка заблудилась и, пытаясь узнать дорогу, зашла в ближайший дом это была дача Гараева. Неожиданно появилась рыжая собака и начала рычать на Женю, не выпуская из дома. Девочке пришлось остаться тут до вечера, и она заснула. Когда она проснулась, на столе лежала записка: «Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь». Ниже стояла подпись: «Тимур». В соседней комнате Женя увидела бутафорский револьвер и случайно выстрелила. В комнате раздался грохот, разбилось зеркало, она быстро побежала прочь, забыв на столе телеграмму и ключ. Только Женя пришла на дачу и, увидев рассерженную Ольгу, начала рассказ о случившемся, как незнакомая девочка принесла забытый ею ключ и квитанцию о том, что телеграмма уже отправлена. Гуляя, Женя забралась на чердак сарая, откуда «разбегались во все стороны тонкие веревочные провода». Внутри «торчало большое, похожее на штурвальное, колесо», над которым висел самодельный телефон. Представив, что она капитан, Женя повернула колесо и неожиданно «веревочные провода задрожали, загудели». На сигнал прибежали мальчики.
Главные герои Тимур — «высокий темноволосый» мальчик 13-ти лет; вместе со своей командой ребят помогал людям, чьи родственники ушли в Красную Армию. Женя Александрова — девочка 13-ти лет, подружилась с Тимуром и помогала ему. Ольга Александрова — девушка 18-ти лет, умела играть на аккордеоне; беспокоилась за свою сестру Женю. Георгий Гараев — дядя Тимура, инженер-механик на автомобильном заводе, в свободное время играл и пел в заводской опере. Другие персонажи Мишка Квакин — предводитель «шайки хулиганов». Полковник Александров — отец Оли и Жени. Вдова и маленькая дочь лейтенанта Павлова Краткое содержание «Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте». Мужчина отправил дочерям Оле и Жене телеграмму, чтобы они провели остаток каникул на даче под Москвой. Ольга уехала первой. Вечером она достала аккордеон, подарок отца, и начала играть. Неожиданно она заметила подсушивающего ее молодого мужчину. Он признался, что тоже «немного артист» и представился Георгием Гараевым. Георгий проводил Ольгу до вокзала — вечерним поездом должна была приехать Женя. Однако девочка так и не приехала. Женя не успела отправить отцу телеграмму из Москвы, поэтому, приехав в поселок, начала искать почту. Девочка заблудилась и, пытаясь узнать дорогу, зашла в ближайший дом это была дача Гараева. Неожиданно появилась рыжая собака и начала рычать на Женю, не выпуская из дома.
Кто-то равняется на героев, кто-то мечтает стать смелым, отважным, преданным. Жизнь, книги, телепередачи преподносят разные судьбы, разные характеры, только выбирай. Вот сегодня мы выбрали героев книги Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда». Стихотворение о Гайдаре: Я о Гайдаре знала очень мало, Но мама многое о нём мне рассказала. Когда она была такой, как я, Его читала вся её семья. Гайдар, оказывается, вовсе не фамилия, А литературный псевдоним. Им подписывал писатель свои повести И стал детьми особенно любим. Трудна его судьба, но интересна. Мальчишкой он в гражданскую войну Командовал полком, как всем известно, И из войны в бессмертие шагнул. Его Тимур с командой всегда там, Где нужна помощь старикам и детям. А «Школа» учит мудрости азам, Характер закалять и воле крепнуть. Учитель: Так будем же достойными Гайдара, Его героев, что живут по совести, Ведь в наше время это ох как важно — Духовно выжить в бездуховной пошлости. Ведущий: Ребята! Кто - же такой Гайдар? Гайдар — это фамилия? Что же означает псевдоним Гайдар? Назовите его настоящую фамилию. Учитель: Когда в давние времена шли в поход воины - конники, они посылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал свой путь отряд, назывался «Гайдаром». Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар — Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, он взял себе для писательской работы этот звучный и многоговорящий псевдоним. Учитель: Давайте познакомимся с этим замечательным писателем и героем Великой Отечественной войны. Отец Аркадия был сельским учителем, комиссаром штаба 35 дивизии, мать — учительница. Аркадий Гайдар с малых лет приучался к самостоятельности. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда началась гражданская война и в 1918 году он добровольцем уходит в Красную Армию. Был в то время Аркадий Гайдар широкоплечим, не по годам рослым. Когда его спросили, сколько ему лет, он ответил, что 16, хотя на самом деле ему было всего 14. Сложный период в биографии нашей страны — гражданская война - иногда отец и сын воевали друг против друга. Ситуация на фронте обострялась. Так как Голиков проявлял находчивость, смелость, его назначают командиром роты, а позднее и командиром полка. Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, радость побед. Аркадий Голиков мечтал всю жизнь посвятить армии, но его сразила тяжелая болезнь: сказались ранения, контузия головы. Врачи признают его непригодным к военной службе. В 20 лет молодой человек остался не у дел.
Войти на сайт
В знаковый для повести сад в доме 22 по Большой Васильковской, где жила вдова летчика и его маленькая дочь, Квакин не лазил. Его опустошал Фигура, и Квакин был крайне возмущен этим поступком, за что и сравнил Фигуру с «толстым и поганым чертом». Угроза Квакина побить членов тимуровской команды носит исключительно демонстративный в контексте подростковой субкультуры характер: бьет он, на самом деле, только «своего» Фигуру. Описанная Гейкой встреча с Квакиным — с двукратным и взаимным «сунул по шее» — не выявила победителя и была краткой и нерезультативной. Пленение Гейки и Коли Колокольчикова было вызвано крайне оскорбительным ультиматумом и желанием перехитрить своего соперника.
Сильное и эмоционально акцентированное раздражение Михаила Квакина в сцене его пленения, дошедшее до желания драться с Тимуром «до смерти», вполне мотивировано. Квакин, как проигравший, спокойно ждал избиения, но Тимур очень жестоко словесно «ударил» его: «Ты смешон. Ты никому не страшен и не нужен». Квакин потребовал отпустить запертых ребят или посадить его вместе с ними.
Но Тимур выбрал более жесткий путь — он отпускает Квакина. Это спровоцировало Квакина на достаточно благородный дуэльный вызов: «Бить буду! Один на один, до смерти! Можно включить педагогический дискурс и говорить о «невмешательстве» Квакина в недостойное поведение Фигуры над связанным Гейкой, но он, в то же время не вмешивается и допускает драку-валяние «своих» Фигуры и Алешки, когда последний вступается за Гейку.
И сделаем не филологический вывод — кто из реальных мальчишекподростков не пробовал курить, ничего не воровал, не играл в карты Квакин наблюдает игру и ни разу не дрался? Сестра Жени вздорна, постоянно резонерствует, ревнует Женю к отцу; безосновательно поверив дачным пересудам, она в первой встрече оскорбляет Тимура «негодяем». Она достаточно бесчувственна, так как проводит уезжающего на фронт Георгия Гараева, предмет своей симпатии, простым рукопожатием. Сам Георгий Гараев, не зная Жени, называет ее «дрянью».
Их времяпрепровождение также удивляет: Ольга постоянно музицирует на аккордеоне с «дурацкой» песней про «бомбы, пулеметы», а инженер Гараев репетирует роль выжившего из ума старика для любительского оперного исполнения на дачной сцене. Даже такой милейший и вежливый герой, как доктор Колокольчиков, произносит редкий по резонерскому пафосу монолог о труде, заставляя внука целый час держать отвертку в руках, как будто она не может просто лежать рядом. И вообще, он стреляет из ружья! Нет смысла говорить о молочнице, которая только и делает, что постоянно колотит свою внучку Нюрку и разносит по дачному поселку несусветные сплетни.
Все вышеперечисленные характеристики взрослых героев обозначены в действиях и лексике в тексте повести, а не в вымышленном и идеологизированном контексте ее восприятия. Теперь предпримем попытку выделить позитивные характеристики Михаила Квакина: 1. Михаил Квакин, как и Тимур, — непререкаемый лидер одной из дачных подростковых субкультур. Михаил Квакин неоднократно проявляет свое благородство.
Михаил Квакин — самый остроумный персонаж повести. Михаил Квакин — безусловно, смелый человек. Михаил Квакин чувствителен, он склонен к ярким и сильным эмоциональным переживаниям. Как можно увидеть, негативные характеристики персонажа относятся больше к характеристикам действия, а пози- «Квакинский» вопрос в повести «Тимур и его команда» 211 тивные — к характеристикам личности.
Первые прописаны в тексте повести, вторые формируются на уровне читательского восприятия. Описание негативных действий-характеристик Квакина предельно сжато в некоторых случаях, например, с парковой доской и курением, — на уровне одного-двух предложений. Позитивные черты представлены на несравнимо большем объеме текста в виде действий, монологов и диалогов, мыслительных, эмоциональных и телесных переживаний. Прокомментируем более подробно позитивное измерение образа Квакина.
Квакин как лидер. Некоторые черты повседневности и ряд локусов дачного поселка в повести свидетельствуют, во-первых, о том, что, скорее всего, это место было таковым и до революции: «прибыл дачный поезд», «старый парк», «старый двухэтажный сарай», разрушенная часовня, названия улиц Малая Петраковская, Большая Васильковская, Кривой переулок, рыночная площадь. Во-вторых, что в поселке, в котором происходит действие повести, явно сохранились ландшафтные и поведенческие признаки дачной дореволюционной эпохи. Например, гуляние и танцы в парке, прогулки по аллеям, наличие скамеек не лавок!
Кстати, в дореволюционной дачной жизни среди детей были достаточно популярны «скаутские» практики, которые вполне наследует тимуровская команда. Дачники: История летнего житья в России, 1710—2000. СПб, 2008. С 127—150.
Предложен полный регистр взрослых и детей как по возрастам, так и по родственному и локальному статусу: от дедушек до малышей, от соседей до отдыхающих, от возчиков дров до молочниц и продавцов мороженого. Присутствует достаточно полный реестр дачных занятий: поездки в город, гуляния, покупка молока, мороженого, уборка дач, ремонты, заготовка дров, детские игры, собирание и дарение цветов, купание, загорание, любительское музицирование, любительские постановки и многое другое. Представлено множество типичных дачных локусов: запутанные улицы, сады, огороды, заборы, скамейки, пустыри, овраги, перелески, река, парк, дома, сараи, колодцы, чердаки и заброшенные места. Присутствует и особый дачный обонятельно-зрительный признак — в повести множество действий связано с цветами, кустами, деревьями: «пахнувшая росой и цветами улица»; «Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью».
Персонажи повести собирают букеты полевых цветов, в парке растут колокольчики, мальчики сидят на ромашковой поляне, неоднократно упомянуты липы, березы, вишни и, конечно, яблони. Достаточно подробно описывается и дачная одежда: «мелькали яркие, как цветы, платья, блузки и сарафаны», мужчины ходят в белых костюмах и соломенных шляпах, безрукавках, а дети, как мальчики, так и нередко девочки, — преимущественно в сандалиях, в трусах и майке «Это, как он был — в сандалиях, трусах и майке, — Сима Симаков с разбегу кинулся в реку». По типологии разговоров и отношений признак «дачности» также очевиден: в повести встречаются разговоры о расписании поездов, о подготовке к любительским театральным постановкам, дачные пересуды и сплетни, симпатии и антипатии, умничанье и пустословие. Регистры «дачности» выписаны очень жизнеподобно.
И в этом объемном, густонаселенном, но ограниченном пространством дачном мире вполне можно предполагать мотивированное появление отдельных, оппонирующих друг другу детско-подростковых компаний, борющихся за лидерство. Квакинская команда — типичная локоцентрическая субкультура, групповое сознание которой мотивируется принадлежностью к определенной жизненной территории и необходимостью в ней лидировать. Это очень точно подтверждается диалогом Квакина и Фигуры, выясняющим, «здешний» или «не здешний» дядя Тимура Георгий Гараев. И автор повести достаточно часто разделяет дачников, используя характеристику «приезжий», «здешний» и «местный житель»: «На полянах разноголосо вопили патефоны, вокруг которых раскинулись приезжие и местные дачники с питьем и снедью».
Гайдар очень точен в типичных для такой субкультуры номинациях: Квакин и его команда в повседневном словаре дачников — шайка, а ее члены — хулиганы. Квакинская «локоцентрическая» группировка — абсолютно типичное явление для сельской и дачной местности. Ожидаемый и типичный ее «оппонент» — такая же команда, но сконцентрированная в другом месте проживания, например, за рекой, за пустырем, на других улицах. Кстати, и фамилия «Квакин» явно обладает «локоцентричностью»: лягушачье кваканье — одна из главных характеристик локального звукового ландшафта.
О нем можно сказать, трансформируя известную пословицу: «Каждая лягушка свое болото свой пруд хвалит». Но команда Тимура тяготеет к другому типу подростковой группировки — идеоцентрическому, манифестирующему собственную идентичность на основе какой-то мировоззренческой или эстетической доминанты. Команда Тимура осуществляет общественно-полезную деятельность, старательно помогая семьям военнослужащих, осуществляющих «защиту» родины. При этом надо заметить некоторую ущербность тимуровской идеологии: так, его мало интересует «садовая сохранность» других домов дачников — Квакин не имеет право тревожить только жителей домов со звездами что 1 Головин В.
Забота тимуровской команды о других жителях дачного поселка немощных, больных, пожилых, одиноких в тексте не обозначена. Даже в начальном диалоге с Женей он мотивирует заботу о ней наличием отца-командира делая это, возможно, в силу начавшейся симпатии : — А это значит, что из этого дома человек ушел в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой. У тебя отец в армии?
Команда Тимура, как и следует идеоцентрической группировке, манифестирует свою деятельность — она обращается к Квакину в форме неприемлемого ультиматума, вывешивает победный манифест в виде публичного плаката на сапожной будке на рыночной площади. К слову сказать, такая манифестационная деятельность по форме и риторике не вызывает у автора данного исследования позитивной читательской рефлексии в отношении безусловно мужественного, благородного и чувствительного Тимура. Всё-таки форма этой риторики вторична — она очень схожа с пафосной риторикой нот, ультиматумов и передовиц советского государства предвоенных лет. Ничего идеологического, по большому счету, в оппозиции Тимура и Квакина нет.
Квакин — местный житель и безусловный мальчишеский авторитет. Если подросток хочет руководить типичной, хоть и небольшой, разновозрастной группой, то система его действий должна быть именно такой, какую приписал ему автор повести: он должен быть полноценным «хозяином» пространства и оберегать его, он должен постоянно нарушать иерархию «взрослый-ребенок», дабы обозначать свою свободу и независимость. Кроме того, он должен быть не только лидером «по силе», но и обладать другими «авторитетными» качествами, ценимыми в этой субкультуре. В конце концов, он должен обладать большими признаками «взрослости»: курение свидетельство этому.
Умелая игра в шахматы, яркое музицирование, искусное огородничество «Квакинский» вопрос в повести «Тимур и его команда» 215 никогда не позволят лидировать среди сообщества дачных мальчишек — это скорее вызовет восхищение взрослых В его пространство вторгнулись — он должен его защитить не сдавать же его без боя. Его действия и свободу пытаются ограничить — он должен снять эти ограничения.
Почему Тимур оказался во главе команды? Как относились тимуровцы к шайке Квакина? Что помогло Квакину исправиться? Назовите фамилию главного героя повести:а Гараев; б Ковалев; в Смирнов. На воротах каких домов тимуровцы рисовали красные звездочки:а где жили пожилые люди; б где кто-то уходил в Красную Армию;в где жил военный человек. За что тимуровцы наказали компанию Квакина:а за кражу козы; б за воровство яблок из чужих садов;в за угрозу Тимуру 14.
Женя передает «позывной сигнал общий», сбегаются все мальчишки из тимуровской команды. Все вместе идут провожать Георгия. Ольга играет на аккордеоне. Георгий уезжает. Ольга говорит погрустневшему Тимуру: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же». Гайдара «Тимур и его команда» Цели: Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора. Воспитывать чувство дружбы, умение приходить на помощь, желание делать добро и противостоять злу. Развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте. Способствовать прочному усвоению содержания повести 1. В 1940. Ей нужно было отправить телеграмму папе. Полковник, командир бронедивизиона. На аккордеоне. С Колей Колокольчиковым. Колокольчиков - Что отправила команда Тимура шайке Квакина? Петр Пятаков. Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты "на тычка", "на щелчка", "на оживи покойника". В часовне. В будке на краю базарной площади. На мотоцикле с Тимуром. В три часа.
Где у команды Тимура был штаб? Чем отличалась команда Тимура от других? Почему Тимур оказался во главе команды? Как относились тимуровцы к шайке Квакина? Что помогло Квакину исправиться? Назовите фамилию главного героя повести:а Гараев; б Ковалев; в Смирнов. На воротах каких домов тимуровцы рисовали красные звездочки:а где жили пожилые люди; б где кто-то уходил в Красную Армию;в где жил военный человек. За что тимуровцы наказали компанию Квакина:а за кражу козы; б за воровство яблок из чужих садов;в за угрозу Тимуру14. Кто это?
Мишка Квакин не так уж и плох... или о некоторых странностях фильма "Тимур и его команда" (1976 г.)
Ночью Тимур принес к дому маленькой девочки, дочери лейтенанта Павлова, букет цветов его нарвала Женя и сделал в их саду качели. В честь годовщины победы красных под Хасаном в парке были концерт и гулянье. Георгий попросил Ольгу аккомпанировать ему во время выступления. Гуляя после концерта, Ольга и Георгий встретили Тимура и Женю. Гараев признался, что Тимур его племянник. Расстроенная Ольга в тот же день уехала в Москву — девушка думала, что Тимур один из местных хулиганов и плохо влияет на Женю. Георгий запретил Тимуру походить к даче Ольги и Жени, иначе отправит мальчика к матери. В Москве Ольга весь день просидела у подруги и только вечером обнаружила телеграмму от отца.
Вдова лейтенанта Павлова попросила находившуюся в поселке Женю присмотреть за дочкой — женщине нужно было уехать. Пока девочка гуляла, ей пришло две телеграммы, но она заметила их только ночью. Отец сообщал, что будет в Москве с 12 до 3 ночи. Женя поняла, что не успеет — последний поезд в Москву уже ушел, и позвала Тимура. Тимур попросил одного из мальчиков посидеть с малышкой, взял мотоцикл Георгия и отвез Женю в Москву. Они успели приехать за полчаса до того, как полковнику Александрову нужно было уезжать. К Гараеву пришел красноармеец, который доставил повестку.
Из Москвы вернулись Ольга, Женя и Тимур. Георгий хотел наказать племянника, но Ольга ему все объяснила. Собравшись, Георгий вышел к Ольге в форме капитана танковых войск.
Женя положила ключ и телеграмму на край стола. Надо было дожидаться хозяев. Но прошел час, другой… Уже стемнело: Через открытое окно доносились далекие гудки паровозов, лай собак и удары волейбольного мяча.
Где-то играли на гитаре. И только здесь, около серой дачи, все было глухо и тихо. Положив голову на жесткий валик дивана, Женя тихонько заплакала. Наконец она крепко уснула. Она проснулась только утром. За окном шумела пышная, омытая дождем листва.
Неподалеку скрипело колодезное колесо. Где-то пилили дрова, но здесь, на даче, было по-прежнему тихо. Под головой у Жени лежала теперь мягкая кожаная подушка, а ноги ее были накрыты легкой простыней. Собаки на полу не было. Значит, сюда ночью кто-то приходил! Женя вскочила, откинула волосы, одернула помятый сарафанчик, взяла со стола ключ, неотправленную телеграмму и хотела бежать.
И тут на столе она увидела лист бумаги, на котором крупно синим карандашом было написано: «Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь». Ниже стояла подпись: «Тимур». Кто такой Тимур? Надо бы повидать и поблагодарить этого человека». Она заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нем чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало.
Справа, возле кожаных автомобильных краг, лежал старый, ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля. Женя положила ключ и телеграмму, потрогала саблю, вынула ее из ножен, подняла клинок над своей головой и посмотрелась в зеркало. Вид получился суровый, грозный. Хорошо бы так сняться и потом притащить в школу карточку! Можно было бы соврать, что когда-то отец брал ее с собой на фронт.
В левую руку можно взять револьвер. Вот так. Это будет еще лучше. Она до отказа стянула брови, сжала губы и, целясь в зеркало, надавила курок. Грохот ударил по комнате. Дым заволок окна.
Упало на пепельницу настольное зеркало. И, оставив на столе и ключ и телеграмму, оглушенная Женя вылетела из комнаты и помчалась прочь от этого странного и опасного дома. Каким-то путем она очутилась на берегу речки. Теперь у нее не было ни ключа от московской квартиры, ни квитанции на телеграмму, ни самой телеграммы. И теперь Ольге надо было рассказывать все: и про собаку, и про ночевку в пустой даче, и про турецкую саблю, и, наконец, про выстрел. Был бы папа, он бы понял.
Ольга не поймет. Ольга рассердится или, чего доброго, заплачет. А это еще хуже. Плакать Женя и сама умела. Но при виде Ольгиных слез ей всегда хотелось забраться на телеграфный столб, на высокое дерево или на трубу крыши. Для храбрости Женя выкупалась и тихонько пошла отыскивать свою дачу.
Когда она поднималась по крылечку, Ольга стояла на кухне и разводила примус. Заслышав шаги, Ольга обернулась и молча враждебно уставилась на Женю. Оля, я тебя прошу, ты бровями не дергай, ничего страшного, я просто ключ от квартиры потеряла, телеграмму папе не отправила… Женя зажмурила глаза и перевела дух, собираясь выпалить все разом. Но тут калитка перед домом с треском распахнулась. Во двор заскочила, вся в репьях, лохматая коза и, низко опустив рога, помчалась в глубь сада. А за нею с воплем пронеслась уже знакомая Жене босоногая девчонка.
Воспользовавшись таким случаем, Женя прервала опасный разговор и кинулась в сад выгонять козу. Она нагнала девчонку, когда та, тяжело дыша, держала козу за рога. Не твое? И, сунув Жене в руку бумажный сверток, она ударила козу кулаком. Коза поскакала к калитке, а босоногая девчонка прямо через колючки, через крапиву, как тень, понеслась следом. И разом за калиткою они исчезли.
Сжав плечи, как будто бы поколотили ее, а не козу, Женя раскрыла сверток: «Это ключ. Это телеграфная квитанция. Значит, кто-то телеграмму отцу отправил. Но кто? Ага, вот записка! Что же это такое?
Все в порядке, и никто от меня ничего не узнает». А ниже стояла подпись: «Тимур». Как завороженная, тихо сунула Женя записку в карман. Потом выпрямила плечи и уже спокойно пошла к Ольге. Ольга стояла все там же, возле не разожженного примуса, и на глазах ее уже выступили слезы. Ну за что ты на меня сердишься?
Я прибрала всю квартиру, я протерла окна, я старалась, я все тряпки, все полы вымыла. Вот тебе ключ, вот квитанция от папиной телеграммы. И дай лучше я тебя поцелую. Знаешь, как я тебя люблю! Хочешь, я для тебя в крапиву с крыши спрыгну? И, не дожидаясь, пока Ольга что-либо ответит, Женя бросилась к ней на шею.
Женька, у меня руки в керосине! Женька, налей лучше молоко и поставь кастрюлю на примус! Она бухнула кастрюлю с молоком на примус, потрогала лежавшую в кармане записку и спросила: — Оля, бог есть? Женя помолчала и опять спросила: — Оля, а кто такой Тимур? И на что это тебе Тимур дался? Вот погоди, приедет папа, и он в твоей любви разберется.
И он, конечно, не будет обижать одинокого и беззащитного человека. Тогда Женя опустила голову и, разглядывая свое лицо, отражавшееся в цилиндре никелированного чайника, гордо и не раздумывая ответила: — В папу. В него. И больше ни в кого на свете. Пожилой джентльмен, доктор Ф. Колокольчиков, сидел в своем саду и чинил стенные часы.
Перед ним с унылым выражением лица стоял его внук Коля. Считалось, что он помогает дедушке в работе. На самом же деле вот уже целый час, как он держал в руке отвертку, дожидаясь, пока дедушке этот инструмент понадобится. Но стальная спиральная пружина, которую нужно было вогнать на свое место, была упряма, а дедушка был терпелив. И казалось, что конца-края этому ожиданию не будет. Это было обидно, тем более что из-за соседнего забора вот уже несколько раз высовывалась вихрастая голова Симы Симакова, человека очень расторопного и сведущего.
И этот Сима Симаков языком, головой и руками подавал Коле знаки, столь странные и загадочные, что даже пятилетняя Колина сестра Татьянка, которая, сидя под липою, сосредоточенно пыталась затолкать репей в пасть лениво развалившейся собаке, неожиданно завопила и дернула дедушку за штанину, после чего голова Симы Симакова мгновенно исчезла. Наконец пружина легла на свое место. Подай отвертку и возьми клещи. Труд облагораживает человека. Тебе же душевного благородства как раз не хватает. Например, вчера ты съел четыре порции мороженого, а с младшей сестрой не поделился.
Она же пошла на меня жаловаться да еще по дороге стянула с маминого стола четыре копейки. А в спальню к нам вчера какой-то хулиган кидал камнем. Кинет да посвистит, кинет да еще свистнет. Дух захватило у Коли Колокольчикова при этих наглых словах бессовестной Татьянки. Дрожь пронизала тело от головы до пяток.
Холщовая рубаха его была бедна. Широченные штаны — в заплатках. К колену его левой ноги ремнями была пристегнута грубая деревяшка. В одной руке он держал записку, другой сжимал старый, ободранный револьвер. А теперь я ее знаю.
И ты оставил ее утром одну… в квартире? Ты, друг мой, болен, и тебя надо отправить в сумасшедший. Эта дрянь разбила зеркало, расколотила пепельницу. Ну хорошо, что револьвер был заряжен холостыми. А если бы в нем были патроны боевые? Похоже было на то, что старик улыбнулся. Однако, тряхнув лохматой головой, он строго сказал: — Ты смотри! Я все замечаю. Дела у тебя, как я вижу, темные, и как бы за них я не отправил тебя назад, к матери. Пристукивая деревяшкой, старик пошел вверх по лестнице.
Когда он скрылся, мальчуган подпрыгнул, схватил за лапы вбежавшую в комнату собаку и поцеловал ее в морду. Мы с тобой попались. Ничего, он сегодня добрый. Он сейчас петь будет. И точно. Сверху из комнаты послышалось откашливание. Потом этакое тра-ля-ля!.. И наконец низкий баритон запел: Я третью ночь не сплю, мне чудится все то же Движенье тайное в угрюмой тишине… — Стой, сумасшедшая собака! Вдруг он с шумом захлопнул дверь, которая вела наверх, к дяде, и через коридор вслед за собакой выскочил на веранду. В углу веранды возле небольшого телефона дергался, прыгал и колотился о стену подвязанный к веревке бронзовый колокольчик.
Мальчуган зажал его в руке, замотал бечевку на гвоздь. Теперь вздрагивающая бечевка ослабла — должно быть, где-то лопнула. Тогда, удивленный и рассерженный, он схватил трубку телефона. Часом раньше, чем все это случилось, Ольга сидела за столом. Перед нею лежал учебник физики. Вошла Женя и достала пузырек с йодом. Вот так и получилось. У тебя на пути стоит экзамен по математике. Он и колючий и острый. Вот, посмотри, срежешься!..
Олечка, не ходи на инженера, ходи на доктора, — заговорила Женя, подсовывая Ольге настольное зеркало. Инженер должен быть — вот… вот… и вот… Она сделала три энергичные гримасы. А у тебя — вот… вот… и вот… — Тут Женя повела глазами, приподняла брови и очень неясно улыбнулась. Ты бы лучше сбегала к колодцу за водой. Женя взяла с тарелки яблоко, отошла в угол, постояла у окна, потом расстегнула футляр аккордеона и заговорила: — Знаешь, Оля! Подходит ко мне сегодня какой-то дяденька. Так с виду ничего себе — блондин, в белом костюме, и спрашивает: «Девочка, тебя как зовут? Она не хочет ли учиться в консерватории? А он тогда говорит: «А-а! А я ему говорю: «Бэ-э!
Положи инструмент на место! Это вступил он. Хотела я тебе рассказать дальше, а теперь не буду. Вот погоди, приедет папа, он тебе покажет! Это тебе покажет. Ты мешаешь мне заниматься. Я тебе не грузовик, не конь и не трактор. Она принесла воды, поставила ведро на лавку, но, так как Ольга, не обратив на это внимания, сидела, склонившись над книгой, обиженная Женя ушла в сад. Выбравшись на лужайку перед старым двухэтажным сараем, Женя вынула из кармана рогатку и, натянув резинку, запустила в небо маленького картонного парашютиста. Взлетев кверху ногами, парашютист перевернулся.
Над ним раскрылся голубой бумажный купол, но тут крепче рванул ветер, парашютиста поволокло в сторону, и он исчез за темным чердачным окном сарая. Картонного человечка надо было выручать. Женя обошла сарай, через дырявую крышу которого разбегались во все стороны тонкие веревочные провода. Она подтащила к окну трухлявую лестницу и, взобравшись по ней, спрыгнула на пол чердака. Очень странно! Этот чердак был обитаем. На стене висели мотки веревок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. В углу лежала покрытая мешковиной охапка соломы. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо.
Над колесом висел самодельный телефон. Женя заглянула через щель. Перед ней, как волны моря, колыхалась листва густых садов. В небе играли голуби. И тогда Женя решила: пусть голуби будут чайками, этот старый сарай с его веревками, фонарями и флагами — большим кораблем. Она же сама будет капитаном. Ей стало весело. Она повернула штурвальное колесо. Тугие веревочные провода задрожали, загудели. Ветер зашумел и погнал зеленые волны.
А ей показалось, что это ее корабль-сарай медленно и спокойно по волнам разворачивается. Прорвавшись через щели крыши, узкие прямые лучи солнца упали ей на лицо и платье. Но Женя поняла, что это неприятельские суда нащупывают ее своими прожекторами, и она решила дать им бой. С силой управляла она скрипучим колесом, маневрируя вправо и влево, и властно выкрикивала слова команды. Но вот острые прямые лучи прожектора поблекли, погасли. И это, конечно, не солнце зашло за тучу. Это разгромленная вражья эскадра шла ко дну. Бой был окончен. Пыльной ладонью Женя вытерла лоб, и вдруг на стене задребезжал звонок телефона. Этого Женя не ожидала; она думала, что этот телефон просто игрушка.
Ей стало не по себе. Она сняла трубку. Голос звонкий и резкий спрашивал: — Алло! Какой осел обрывает провода и подает сигналы, глупые и непонятные? Сейчас примчатся… люди, и они тебя поколотят. Женя бросила трубку, но было уже поздно. Вот на свету показалась чья-то голова: это был Гейка, за ним Сима Симаков, Коля Колокольчиков, а вслед лезли еще и еще мальчишки. Это наш сад. Я вас сюда не звала. Но плечо к плечу, плотной стеной ребята молча шли на Женю.
И, очутившись прижатой к углу, Женя вскрикнула. В то же мгновение в просвете мелькнула еще одна тень. Все обернулись и расступились. И перед Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда. Никто тебя не тронет. Мы с тобой знакомы. Я — Тимур. Ты оставил мне на столе записку? Ты отправил папе на фронт телеграмму, а мне прислал ключ и квитанцию?
Описанная Гейкой встреча с Квакиным — с двукратным и взаимным «сунул по шее» — не выявила победителя и была краткой и нерезультативной. Пленение Гейки и Коли Колокольчикова было вызвано крайне оскорбительным ультиматумом и желанием перехитрить своего соперника. Сильное и эмоционально акцентированное раздражение Михаила Квакина в сцене его пленения, дошедшее до желания драться с Тимуром «до смерти», вполне мотивировано. Квакин, как проигравший, спокойно ждал избиения, но Тимур очень жестоко словесно «ударил» его: «Ты смешон. Ты никому не страшен и не нужен». Квакин потребовал отпустить запертых ребят или посадить его вместе с ними. Но Тимур выбрал более жесткий путь — он отпускает Квакина. Это спровоцировало Квакина на достаточно благородный дуэльный вызов: «Бить буду! Один на один, до смерти! Можно включить педагогический дискурс и говорить о «невмешательстве» Квакина в недостойное поведение Фигуры над связанным Гейкой, но он, в то же время не вмешивается и допускает драку-валяние «своих» Фигуры и Алешки, когда последний вступается за Гейку. И сделаем не филологический вывод — кто из реальных мальчишекподростков не пробовал курить, ничего не воровал, не играл в карты Квакин наблюдает игру и ни разу не дрался? Сестра Жени вздорна, постоянно резонерствует, ревнует Женю к отцу; безосновательно поверив дачным пересудам, она в первой встрече оскорбляет Тимура «негодяем». Она достаточно бесчувственна, так как проводит уезжающего на фронт Георгия Гараева, предмет своей симпатии, простым рукопожатием. Сам Георгий Гараев, не зная Жени, называет ее «дрянью». Их времяпрепровождение также удивляет: Ольга постоянно музицирует на аккордеоне с «дурацкой» песней про «бомбы, пулеметы», а инженер Гараев репетирует роль выжившего из ума старика для любительского оперного исполнения на дачной сцене. Даже такой милейший и вежливый герой, как доктор Колокольчиков, произносит редкий по резонерскому пафосу монолог о труде, заставляя внука целый час держать отвертку в руках, как будто она не может просто лежать рядом. И вообще, он стреляет из ружья! Нет смысла говорить о молочнице, которая только и делает, что постоянно колотит свою внучку Нюрку и разносит по дачному поселку несусветные сплетни. Все вышеперечисленные характеристики взрослых героев обозначены в действиях и лексике в тексте повести, а не в вымышленном и идеологизированном контексте ее восприятия. Теперь предпримем попытку выделить позитивные характеристики Михаила Квакина: 1. Михаил Квакин, как и Тимур, — непререкаемый лидер одной из дачных подростковых субкультур. Михаил Квакин неоднократно проявляет свое благородство. Михаил Квакин — самый остроумный персонаж повести. Михаил Квакин — безусловно, смелый человек. Михаил Квакин чувствителен, он склонен к ярким и сильным эмоциональным переживаниям. Как можно увидеть, негативные характеристики персонажа относятся больше к характеристикам действия, а пози- «Квакинский» вопрос в повести «Тимур и его команда» 211 тивные — к характеристикам личности. Первые прописаны в тексте повести, вторые формируются на уровне читательского восприятия. Описание негативных действий-характеристик Квакина предельно сжато в некоторых случаях, например, с парковой доской и курением, — на уровне одного-двух предложений. Позитивные черты представлены на несравнимо большем объеме текста в виде действий, монологов и диалогов, мыслительных, эмоциональных и телесных переживаний. Прокомментируем более подробно позитивное измерение образа Квакина. Квакин как лидер. Некоторые черты повседневности и ряд локусов дачного поселка в повести свидетельствуют, во-первых, о том, что, скорее всего, это место было таковым и до революции: «прибыл дачный поезд», «старый парк», «старый двухэтажный сарай», разрушенная часовня, названия улиц Малая Петраковская, Большая Васильковская, Кривой переулок, рыночная площадь. Во-вторых, что в поселке, в котором происходит действие повести, явно сохранились ландшафтные и поведенческие признаки дачной дореволюционной эпохи. Например, гуляние и танцы в парке, прогулки по аллеям, наличие скамеек не лавок! Кстати, в дореволюционной дачной жизни среди детей были достаточно популярны «скаутские» практики, которые вполне наследует тимуровская команда. Дачники: История летнего житья в России, 1710—2000. СПб, 2008. С 127—150. Предложен полный регистр взрослых и детей как по возрастам, так и по родственному и локальному статусу: от дедушек до малышей, от соседей до отдыхающих, от возчиков дров до молочниц и продавцов мороженого. Присутствует достаточно полный реестр дачных занятий: поездки в город, гуляния, покупка молока, мороженого, уборка дач, ремонты, заготовка дров, детские игры, собирание и дарение цветов, купание, загорание, любительское музицирование, любительские постановки и многое другое. Представлено множество типичных дачных локусов: запутанные улицы, сады, огороды, заборы, скамейки, пустыри, овраги, перелески, река, парк, дома, сараи, колодцы, чердаки и заброшенные места. Присутствует и особый дачный обонятельно-зрительный признак — в повести множество действий связано с цветами, кустами, деревьями: «пахнувшая росой и цветами улица»; «Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью». Персонажи повести собирают букеты полевых цветов, в парке растут колокольчики, мальчики сидят на ромашковой поляне, неоднократно упомянуты липы, березы, вишни и, конечно, яблони. Достаточно подробно описывается и дачная одежда: «мелькали яркие, как цветы, платья, блузки и сарафаны», мужчины ходят в белых костюмах и соломенных шляпах, безрукавках, а дети, как мальчики, так и нередко девочки, — преимущественно в сандалиях, в трусах и майке «Это, как он был — в сандалиях, трусах и майке, — Сима Симаков с разбегу кинулся в реку». По типологии разговоров и отношений признак «дачности» также очевиден: в повести встречаются разговоры о расписании поездов, о подготовке к любительским театральным постановкам, дачные пересуды и сплетни, симпатии и антипатии, умничанье и пустословие. Регистры «дачности» выписаны очень жизнеподобно. И в этом объемном, густонаселенном, но ограниченном пространством дачном мире вполне можно предполагать мотивированное появление отдельных, оппонирующих друг другу детско-подростковых компаний, борющихся за лидерство. Квакинская команда — типичная локоцентрическая субкультура, групповое сознание которой мотивируется принадлежностью к определенной жизненной территории и необходимостью в ней лидировать. Это очень точно подтверждается диалогом Квакина и Фигуры, выясняющим, «здешний» или «не здешний» дядя Тимура Георгий Гараев. И автор повести достаточно часто разделяет дачников, используя характеристику «приезжий», «здешний» и «местный житель»: «На полянах разноголосо вопили патефоны, вокруг которых раскинулись приезжие и местные дачники с питьем и снедью». Гайдар очень точен в типичных для такой субкультуры номинациях: Квакин и его команда в повседневном словаре дачников — шайка, а ее члены — хулиганы. Квакинская «локоцентрическая» группировка — абсолютно типичное явление для сельской и дачной местности. Ожидаемый и типичный ее «оппонент» — такая же команда, но сконцентрированная в другом месте проживания, например, за рекой, за пустырем, на других улицах. Кстати, и фамилия «Квакин» явно обладает «локоцентричностью»: лягушачье кваканье — одна из главных характеристик локального звукового ландшафта. О нем можно сказать, трансформируя известную пословицу: «Каждая лягушка свое болото свой пруд хвалит». Но команда Тимура тяготеет к другому типу подростковой группировки — идеоцентрическому, манифестирующему собственную идентичность на основе какой-то мировоззренческой или эстетической доминанты. Команда Тимура осуществляет общественно-полезную деятельность, старательно помогая семьям военнослужащих, осуществляющих «защиту» родины. При этом надо заметить некоторую ущербность тимуровской идеологии: так, его мало интересует «садовая сохранность» других домов дачников — Квакин не имеет право тревожить только жителей домов со звездами что 1 Головин В. Забота тимуровской команды о других жителях дачного поселка немощных, больных, пожилых, одиноких в тексте не обозначена. Даже в начальном диалоге с Женей он мотивирует заботу о ней наличием отца-командира делая это, возможно, в силу начавшейся симпатии : — А это значит, что из этого дома человек ушел в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой. У тебя отец в армии? Команда Тимура, как и следует идеоцентрической группировке, манифестирует свою деятельность — она обращается к Квакину в форме неприемлемого ультиматума, вывешивает победный манифест в виде публичного плаката на сапожной будке на рыночной площади. К слову сказать, такая манифестационная деятельность по форме и риторике не вызывает у автора данного исследования позитивной читательской рефлексии в отношении безусловно мужественного, благородного и чувствительного Тимура. Всё-таки форма этой риторики вторична — она очень схожа с пафосной риторикой нот, ультиматумов и передовиц советского государства предвоенных лет. Ничего идеологического, по большому счету, в оппозиции Тимура и Квакина нет. Квакин — местный житель и безусловный мальчишеский авторитет. Если подросток хочет руководить типичной, хоть и небольшой, разновозрастной группой, то система его действий должна быть именно такой, какую приписал ему автор повести: он должен быть полноценным «хозяином» пространства и оберегать его, он должен постоянно нарушать иерархию «взрослый-ребенок», дабы обозначать свою свободу и независимость. Кроме того, он должен быть не только лидером «по силе», но и обладать другими «авторитетными» качествами, ценимыми в этой субкультуре. В конце концов, он должен обладать большими признаками «взрослости»: курение свидетельство этому. Умелая игра в шахматы, яркое музицирование, искусное огородничество «Квакинский» вопрос в повести «Тимур и его команда» 215 никогда не позволят лидировать среди сообщества дачных мальчишек — это скорее вызовет восхищение взрослых В его пространство вторгнулись — он должен его защитить не сдавать же его без боя. Его действия и свободу пытаются ограничить — он должен снять эти ограничения. Ему дерзят и от него требуют — он должен прекратить это. Одна команда стремится к лидерству, другая его защищает, поэтому конфликт неизбежен: «Тимку бы поймать, излупить надо. Он подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело».
Тимур и его команда
Справедливый и честный мальчик, он ведет непримиримую борьбу против шайки Квакина, местного хулигана, охраняет покой местных граждан. — Воспитать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи, способность правильно вести себя в минуты опасности на примере героев рассказа. Помогите написать в читательский дневник что понравилось.? в сказке Бременские. Тимур рассказал, что в поселке есть целая «шайка» хулиганов под предводительством Мишки Квакина, которые обносят местные сады. Автор Аркадий Гайдар - Возможно читать онлайн.
Мишка Квакин не так уж и плох... или о некоторых странностях фильма "Тимур и его команда" (1976 г.)
— Воспитать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи, способность правильно вести себя в минуты опасности на примере героев рассказа. Состояние народного артиста РСФСР Юрия Куклачева стабильно, перевод из реанимации в обычную палату врачи планируют к концу недели или 22 апреля, сообщила РИА Новости его представитель Ольга Кардокене. Что помогло Квакину исправиться? Помогите написать в читательский дневник что понравилось.? в сказке Бременские. Сам Тимур помог Жене: отправил телеграмму её отцу, а ей вернул потерянный ключ.