Новости бухарские евреи

Потолок в доме бухарских евреев Еврейский музей.

Г.Хидоятов: Бухарские евреи - кто они и откуда пришли в Благородную Бухару?

В Еврейском музее и центре толерантности российской столицы развернулась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Духовно-религиозная жизнь общины строится вокруг синагог и йешив: бухарским евреям в Израиле принадлежит 140 синагог.

В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Знаменитые синие ткани, ценившиеся и мусульманами, красили только в еврейской общине живописные «Красильщики» Елены Коровай из Нукусского музея, которых нет на нынешней выставке, но привозили в 2017-м в Пушкинский музей, отражают как раз этот обычай. А расцветки тканей с доминантой желтого и зеленого цветов или с рисунком в клетку использовались именно бухарскими евреями: среди развешанных в музейном лобби халатов есть один в желто-зеленую клетку. Культура бухарской общины привлекает большое внимание не только здесь и сейчас — бухарскую одежду вспоминали в Музее Израиля в Иерусалиме на выставке об израильской моде см. В Москве в Еврейском музее в феврале в постоянной экспозиции открыли интерактивную инсталляцию «Кухня», посвященную в том числе еде бухарских евреев.

А о проекте, полностью сфокусированном на бухарской общине, мечтали еще во время презентации книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре» см. Жаль только, у нынешней выставки нет каталога.

Среди них — образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: с помощью них будет создана инсталляция жилища бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья.

Практически все экспонаты являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию.

На выставке будет представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций.

Еврейский музей и центр толерантности, Москва Также гости выставки узнают, какие обереги создавали бухарские евреи. Например, увидят чор де вола — специальный амулет для дома, название которого дословно переводится как «четыре стены». На нем изображали магендавид и писали имена ангелов. Такие амулеты вешали на все стены в доме: считалось, что они оберегают жилище от нечистой силы с четырех сторон. Многие еврейские амулеты предназначались для защиты новорожденных от демоницы Лилит. Согласно поверьям, дети были практически беззащитны перед магическими силами, и потому ребенка от рождения до обрезания или имянаречения следовало охранять. Детские амулеты, как правило, украшали растительными орнаментами и магендавидом. Румоли пулакчи — женский головной убор бухарских евреев. Еврейский музей и центр толерантности, МоскваТупи тос — головной убор бухарских евреев. Еврейский музей и центр толерантности, МоскваХупа — женский свадебный балдахин бухарских евреев. Еврейский музей и центр толерантности, Москва Важное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Так, на выставке представлен головной убор тупи тос: это золотошвейная тюбетейка, расшитая в технике замин дузи — сплошной вышивкой золотой нитью.

Немного Библии и истории человечества

  • В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
  • Коканд – один из центров поклонения бухарских евреев в Узбекистане
  • Бухарские евреи
  • Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» — JEvents Москва
  • Гости «бухарского» ужина в новом ресторане Loomi
  • Бухарские евреи выражают соболезнование

Другие новости категории

  • Еврейская панорама :: 5 (107) Май 2023 :: «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
  • Другие новости категории
  • Бухарские евреи - одна из древнейших еврейских общин
  • Бухарские евреи в Израиле
  • В Москве прошла презентация книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре»

Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку

В Петербурге состоялся съезд бухарских евреев Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет.
Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: Это уже 20-й съезд Всемирного конгресса бухарских евреев.

Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» ноги скрестили по-Бухарски.
Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций — Львиная доля городских новостей ноги скрестили по-Бухарски.
CМИ: Бухарские евреи могут исчезнуть навсегда СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЕВРЕИ, бухарские евреи (самоназвания – бухори, яхудиёни бухори), этнич. группа евреев в Ср. Азии.
Выставка - Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций (03 марта 2023 ) Бухарские евреи в русской культуре» не только восполнили этот пробел, но и воссоздали смысловой контекст того времени.

Бухарские евреи на пороге третьего тысячелетия

На церемонии присутствовали: президент Всемирного конгресса бухарских евреев Лев Леваев, высокопоставленные представители Азербайджана, посол Израиля, а также руководители. В Еврейском музее и центре толерантности российской столицы развернулась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного. Россия 24» на канале «Россия 24» в хорошем качестве и бесплатно. Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет.

Лазарь Борухов: «Мусульмане сожалеют, что евреи уезжают из Бухары»

Эта тесно спаянная община бухарских евреев ведет свою историю с момента своего изгнания из Иерусалима 2,5 тысячи лет тому назад. Проект посвящен истории и культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций". Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата. СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЕВРЕИ, бухарские евреи (самоназвания – бухори, яхудиёни бухори), этнич. группа евреев в Ср. Азии.

В Москве откроется выставка об истории и культуре бухарских евреев

Родители Шерали воспитали и подняли на ноги пятерых достойных состоятельных высокообразованных детей: дочь — Муборак и четверых сыновей — Нурали, Шерали, Умарали и Хайдарали. Трое братьев, ушедшего из жизни Шерали, продолжают дело отца и трудятся в системе министерства энергетики Таджикистана. Братья Ниязовы с самого детства, со школьной скамьи, крепко дружили с бухарскими евреями и эта дружба сохраняется и продолжается по настоящее время. В годы гражданской войны в Таджикистане, Шерали Ниязов внес свой весомый вклад в обеспечение безопасности при выезде многих еврейских семей на постоянное место жительства в Израиль, США и др. Шерали Сафарович был инициатором и активным участником в поиске и приобретении помещения новой синагоги, в результате чего произошло крайне важное событие в жизни еврейской общины Таджикистана — передача глубокоуважаемым Асадуллозода Хасаном Асадуллоевичем в дар еврейской общине своего собственного, большого, благоустроенного дома.

Селевк I Никатор удостоил их во всех основанных им в Азии и Нижней Сирии городах, равно как в самой столице, Антиохии , права гражданства и сделал их равноправными с македонянами и греками, что осталось в силе по настоящее ещё время». Одним из городов, который был основан в Азии при Селевке I Никаторе и в котором иудеям он предоставил права гражданства был город Антиохия-Маргиана, основанный примерно в 288 году до новой эры его сыном-соправителем Антиохом I Сотером на месте разрушенной греческой колонии, основанной Александром Великим в Мервском оазисе. Первые археологические свидетельства проживания иудеев на территории среднеазиатского региона были обнаружены советскими исследователями во время раскопок в Мервском оазисе в 1954 году. Были обнаружены остатки древней синагоги, а также черепки с еврейскими надписями и именами. Обнаруженное относилось к периоду от II века до новой эры до I века новой эры [9]. Эти археологические свидетельства подтверждают проживание иудеев в Мервском оазисе со времён Селевка I Никатора, Антиоха I Сотера и Антиоха II Теоса , которым они даровали права гражданства, как и упомянул Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности». Парфянская империя[ править править код ] Около 115 года до новой эры при представителе парфянской династии Аршакидов Митридате II был захвачен Мервский оазис вместе с его населением и иудеи из Мервского оазиса постепенно стали переселятся в парфянскую столицу Нису. Прожив в Нисе более 100 лет, иудеи Нисы со временем перешли на парфянский язык для общения в повседневном быту. О таких парфяноязычных иудеях из среднеазиатского региона упомянуто в книге «Деяния Апостолов» , где они представляны иностранными паломниками в Иерусалиме на праздник Пятидесятницу Шавуот в 33 году новой эры, общающимися с двенадцатью апостолами, ближайшими учениками Иисуса Христа. Часть из паломников крестилась после общения с апостолами. Таким образом, благодаря деятельности апостолов, в Парфянской империи появилось довольно много иудеохристиан — евреев христианского вероисповедания, включая в столице Нисе. Вторая Иудейская Война[ править править код ] Парфянские иудеи приняли активное участие во Второй Иудейской Войне в 115—117 годах против римлян во главе с императором Траяном , бои которой велись и на территории Месопотамии, и окончившейся решительной победой римлян. Можно предположить, что отдельные иудейские подкрепления поступали на войну и из среднеазиатских областей Парфянской империи. Государство Сасанидов[ править править код ] В 224 году новой эры вместо парфянской державы Аршакидов возникает персидское государство Сасанидов. На языке персов государства Сасанидов термин иудей передаётся как джахуд. В это время получил широкое распространение прозелитизм [10]. Это явление связано с тем, что в государстве жило много иудеев, которые привлекали своей уникальной религией новых приверженцев. В начале 300-х годов новой эры об иудеях в среднеазиатском Мервском оазисе содержится упоминание в Вавилонском Талмуде Ав. Несомненно, что это была та самая иудейская община, которая проживала в области со времён первых Селевкидских царей. Собственно, с шахиншахом Бахрамом — сыном иудейки Шошандухт, связано основание еврейской общины в районе города Бухары. Это произошло, когда Бахрам V в 427 году выступил на военное сражение с эфталитами [12]. Как рассказывает Абу Ханифа ад-Динавари в «Книге связных рассказов» «эфталиты изъявили ему покорность и попросили его, чтобы он установил им определенную границу между ним и ими, которую они обязались бы не преступать. Бахрaм в качестве границы избрал место, глубоко вдающееся в их сторону, приказал построить там башню и её назначил границей. Место, глубоко вдающееся в их сторону, которое избрал Бахрам V в качестве границы между эфталитами и Персией, это район города Бухары, где поселились персидские пограничники, иудеи в среде которых не были исключением. О том, что Бухара служила границей на долгие годы между Персией и эфталитами, видно из дальнейшего абзаца в «Книге связных рассказов», где описывается завоевание среднеазиатского региона тюрками. Пока тюрки не приближались к Бухаре, Персия не вступала в войну с тюрками «Тогда царь турок, хaкaн Синджибу, собрал свой народ, снарядился и пошел походом против земли Хорасанской; он овладел Шашем, Ферганой, Самаркандом, Кешем и Несефом и дошел до самой Бухары. Узнав об этом, Хосрой поставил своего сына и наследника Ормузда во главе многочисленного войска и отправил его на войну с турецким хaкaном. Ормузд отправился в поход, но когда он приблизился к хaкaну, тот покинул захваченные им области и вернулся восвояси, а Хосрой отправил Ормузду послание с приказом вернуться обратно». Бахрам V поселил иудейских и персидских пограничников на долгие годы на границу в Бухаре. Более того, шахиншах назначил своего младшего брата Нарсэ наместником провинции Хорасан то есть Средней Азии с резиденцией в городе Балх. Собственно, с Нарсэ связано основание еврейской общины в городе Хорезм — столице провинции Хорезм. Как сказано в книге о правителях, основавших города в Персии, называемой «Города Ирана» «Город Хорезм основал Нарсэ сын иудейки» [14]. В этой книге иудейское происхождение Нарсэ приводится для того, чтобы объяснить источник наличия иудеев в городе. Иудеи продолжили жить в провинции Хорасан вплоть до арабского завоевания Мерва в 652 году, пережив и Сасанидскую Персию и Тюркский каганат. Арабский халифат и Хазарский каганат[ править править код ] Ещё до завоевания арабами столицы Хорасана — города Мерва в 652 году, в нём проживали с Сасанидского времени иудеи, христиане и зороастрийцы. А уже через 87 лет они упомянуты Ат-Табарием в книге «История пророков и царей», где он рассказывает, что после того, как наместник Хорасана Наср ибн Сияр вернулся в Мерв после похода в Мавераннахр в 739 году, он произнёс речь перед людьми: «Ведь Бахрамсис заботился об огнепоклонниках , защищая их и возлагая наложенные на них подати на мусульман? Ведь Ишибдад, сын Грегора, заботится о христианах, а Акиба ал-Яхуди — об иудеях, делая то же самое? И я позабочусь о мусульманах и защищу их и переложу тяготы их на язычников. Упомянутая подать, так называемая джизья , налагалась на население обладающее статусом зимми , в которое входили; зороастрийцы, христиане и иудеи. Зиммии упомянуты и в Бухаре между 715 и 724 годами при предыдущем наместнике Хорасана Асаде сыне Абдуллы Кушайри. Как рассказывает Наршахи в книге «История Бухары», при бухархудате Тахшаде I «появился один человек, который стал проповедовать ислам жителям Бухары. Жители Бухары большею частью были зиммиями и платили подушную подать. Можно предположить, что среди зиммиев Бухары были не только зороастрийцы и христиане, но и иудеи. А тем временем в соседнем с Арабским халифатом Хазарском каганате хазары под влиянием своего полководца Булана перешли в иудаизм. В середине 700 годов часть Средней Азии, в частности Хорезм, входил на несколько десятилетий в состав Хазарского каганата, куда мигрировали иудеи из мусульманских Хорасана и Мавераннахра. Оставшиеся иудеи Хорасана и Мавераннахра осуществляли связь с Хазарским каганатом посредством торговой корпорации « Раданиты », о которой упомянул в 800 годах Ибн Хордадбех в «Книге путей и стран», где он пишет, что раданиты путешествовали в Хорасан и Мавераннахр через Хазарский каганат из славянских земель: «Путь еврейских купцов ар-Разанийа, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю… Иногда они держат путь по ту сторону севернее Румийи, в страну славян, затем в Хамлидж — главный город хазар, далее по морю Джурджан, затем в Балх и Мавараннахр, затем в Урт тугузгуз, затем в ас-Син. Столицей Мавераннахра в этот период был город Самарканд, в котором правил эмир Наср I правнук Саман-худата , и тогда в 800 годах, благодаря раданитам, в городе возникает большая иудейская община. Более 2 веков исповедовали хазары иудаизм и за это время иудейские общины распространились через Хазарский каганат из Персии и среднеазиатского региона до земель восточных славян. В ней много евреев, мало христиан, и есть разные виды магов…» [18]. Газневиды, Караханиды, Сельджукиды, Каракитаи, Хорезмшахи[ править править код ] В дальнейшем на протяжении более 200 лет в среднеазиатском регионе правили различные династии; Караханиды , Газневиды , Сельджукиды , Каракитаи и Хорезмшахи. На протяжении всего этого периода иудеи продолжали жить на среднеазиатских землях. В 1000 годах об иудеях в среднеазиатском регионе сообщает поэт Унсури , который упомянул о них в своей касыде во славу султана Махмуда Газневи. В первой половине 1100 годов об иудеях в Самарканде упоминает ан-Насафи в книге «Кандия малая», где он пишет, что в Самарканде у синагоги: «В настоящее время место это носит прозвище еврейской улицы. В этой книге приведён рассказ из более раннего источника «Известия» об иудее построившем в Самарканде свинцовый акведук «Джуй Арзиз» [19]. Во второй половине 1100 годов об иудеях в том же Самарканде сообщает Вениамин Тудельский , который в «Книге странствий раби Вениамина» упоминает довольно многочисленную общину иудеев Самарканда «между которыми есть люди учёные и богатые. Начальствует над этой общиной князь раввин Обадия.

Президентом Конгресса избран известный бизнесмен Леви Леваев. В состав президиума вошли все руководители региональных конгрессов, бизнесмены и общественные деятели. Приоритетными направлениями деятельности Конгресса являются сохранение духовного наследия и национальной культуры бухарских евреев, возвращение к своим историческим корням.

Ядром проекта стали элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века, именно они легли в основу специально созданной инсталляции , рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Важное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Большинство предметов были собраны в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея , Фонда Марджани и частных коллекций.

CМИ: Бухарские евреи могут исчезнуть навсегда

Бухарские евреи выражают соболезнование С 1 марта по 18 июня в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций" Невозможно было описать антропонимию бухарских евреев, не зная языка, историю, традиций этого народа, все эти аспекты взаимосвязаны.
В Москве открылась выставка о бухарских евреях | Официальный сайт АНО «Содружество народов Евразии» Те, кто уже посетил выставку, отмечают: сейчас, с учетом развития современных технологий, экспозиция — хороший повод на примере бухарских евреев напомнить о по-настоящему.

В Москве открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Бухарские евреи – этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Если театр начинается с вешалки, то выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», открывшаяся в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, начинается. Впервые история и культура бухарских евреев показана как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций". От имени правления Всемирного Конгресса бухарских евреев, Лев Леваев передал чек на сумму 2,857,000 шекелей на стипендии 1012 бухарским студентам Израиля.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий