Высадка англичан в Мурманске (изначально эта высадка планировалась для отражения наступления немцев и их союзников – финнов). Шестого марта 1918 года 176 британских морских пехотинцев Её Величества высадились в Мурманске с борта линейного корабля Glory. После чего англичане стали готовиться к высадке десанта в Архангельске, и одновременно распространяя свою власть к югу по Мурманской железной дороге.
Иностранной оккупации Русского Севера - 100 лет. Что это было?
Высадку десанта с крейсера «Глори» в Мурманске англичане начали 9 марта 1918 года, 14 марта в Мурманск прибыл английский крейсер «Кохрэйн» с новым отрядом интервентов, а 18 марта – французский крейсер «Адмирал Об». Испугавшись высадки англичан в Мурманске, что Антанта начнёт наступление на Москву, ленинцы предлагали немцам сдать Петроград и начать наступление на Мурманск (о чем имеется письмо Ленина товарищу кому (ЦПА ИМЛ, ф.2, оп.2, д). 6 марта 1918 года — высадкой в Мурманске английского десанта с линкора «Глори» началась гражданская война и иностранная военная интервенция на Севере нашей страны. В марте 1918 года английские войска высадились в Мурманске, начав фактически необъявленную войну против России, которая в то время считалась союзницей Британии. Глава администрации города Мурманска Юрий Сердечкин совместно с представителями Северного флота ВМФ России и министром внутренней политики Мурманской области Анной Головиной провели торжественную встречу боевого корабля на набережной морского вокзала.
Контр-адмирал Сэмюель Б. Фрэнкел. Воспоминания о военном времени, проведенном в Мурманске, ч.1
Союзники и белые контролировали порты и прилегающие территории, вели бои за побережье Северной Двины, Мурмана и в Карелии. Постепенно число белых росло: к ним примыкали добровольцы, люди, просто ищущие пайка в голодное время, и мобилизованные. Если в конце 1918 г. Воевали они за отдельные станции, населённые пункты, участки железной дороги, обеспечивающие нормальное функционирование портов и укреплявшие их оборону. Военные действия на фронте. Противники большевизма здесь ожидали решительной победы Колчака и соединения с его войсками , Деникина или Юденича. В основном белые и интервенты оборонялись и не надеялись совершить стратегически важное наступление на красных. Для этого не хватало людей. У второстепенности Северного фронта было несколько причин и помимо невысокой численности войск.
Белые, как и на других фронтах, не могли наладить единства между собой, а главное — нормального взаимодействия с имеющими здесь ключевое значение интервентами. Союзники и русские. Источник: foto-history. В результате «англичане всегда всё делали по-своему и всегда неудачно». Уважение русских завоевало не командование интервентов, а лишь отдельные офицеры и солдаты вроде капитана Дайера: в одном из боёв он погиб, прикрывая отступление своих русских товарищей. Под Мурманском, 1919. После завершения мировой войны в странах Антанты всё громче заявляли о необходимости вывести войска из России — формальный предлог для интервенции был исчерпан.
К тому же союзники были настроены явно антибольшевистски и поддерживали белых. Это вынуждало большевиков вести двойную игру и какое-то время относиться к иностранцам терпимо. Британцы в Архангельске. В конце июля 1918 г. Мурманский Совет встал перед выбором: или пойти против англичан с небольшими силами заведомо обречёнными и оказаться без намёка на власть, или уйти из-под власти Москвы, взяв курс против большевиков. Север перешёл под контроль союзников и врагов большевиков. Началось формирование белогвардейских отрядов и Славяно-британского легиона включавшего в себя русских, одетых в британскую форму и служивших под командованием английских офицеров. Отныне британцы открыто встали на путь войны с большевизмом. Потеряла свою актуальность заявленная ранее задача интервенции оборона ключевых портов, связывающих союзников и Россию. Архангельск; рус. Источник: korvet2. Союзники и белые контролировали порты и прилегающие территории, вели бои за побережье Северной Двины, Мурмана и в Карелии. Постепенно число белых росло: к ним примыкали добровольцы, люди, просто ищущие пайка в голодное время, и мобилизованные. Если в конце 1918 г. Воевали они за отдельные станции, населённые пункты, участки железной дороги, обеспечивающие нормальное функционирование портов и укреплявшие их оборону. Военные действия на фронте.
Культура Интервенты Мурмана: Английское кладбище В Мурманске на улице Рогозерской расположено иностранное кладбище, там погребены английские военнослужащие: моряки, солдаты и офицеры. Они оказались в Заполярье из-за Первой мировой войны. Тогда державы Антанты решили поддержать антибольшевистские силы и включились в военный конфликт. Как интервенты оказались в Заполярье В апреле 1918 года Германия высадила десант в Финляндии и оккупировало значительную территорию. Именно тогда и возникла угроза захвата немецкими солдатами Кольского полуострова. До этого несколько лет через порт Мурманска союзники Российской империи по первой мировой - Франция и Британия поставляли военное снаряжение. Основные боеприпасы хранились на складах Мурманска и Архангельска. Союзники предложили Мурманскому Совету помощь в охране этих складов. Реввоенсовет согласился на высадку войск. Это положило началу иностранной военной интервенции в Советской России. Тогда в Мурманске численность иностранных военных достигала 4,5 тысяч человек. Большинство из них были англичане. Общее командование союзными войсками в Заполярье было поручено британскому генералу Чарльзу Мейнарду. Английские военные пробудут на Крайнем Севере до 1919 года. Появление английского кладбища в Мурманске Согласно архивным данным, погибших и умерших английских солдат хоронили в Мурманске, в районе, где теперь находится улица Буркова. В 1930 году прах интервентов перенесли на окраину города, на Планерное поле, теперь здесь Рогозерская улица. С тех пор английское кладбище было заброшено, пока в августе 1991 года в Мурманск не приехали высопоставленные гости из Великобритании.
Главное — чтобы не нарушать суверенное воздушное пространство сопредельного государства, не создавать конфликтную ситуацию. Идет с ним параллельным курсом, показывает пилоту, что он подошел близко к государственной границе. Если он не понимает и продолжает движение, тогда истребитель делает в его сторону кивок или клевок и возвращается на исходную позицию. Если он опять не реагирует — истребитель пересекает ему курс, заходит в хвост, проводит атаку, может быть, идет над ним. Владимир Александрович вспоминает, как в свое время около Мурманска, в районе Североморска, летчик Су-27 открыл клапан сброса топлива и облил патрульный самолет-разведчик P-3 Orion НАТО. Поднялся шум, но зато они сразу ушли из района, где проводились наши учения. Мы же заранее объявили, когда будут проходить учения, закрыли зону. А они решили отследить, какие пуски проводятся, какая техника ходит, какие задействованы корабли. И чуть не поплатились. Не разбирались — гражданский это самолет или военный. Таких случаев было немало. Били по двигателям, они отказывали. Подобное случилось с самолетом японских авиалиний, который удачно сел на лед где-то в Карелии. Потом его эвакуировали. Должен был лететь над нейтральными водами Тихого океана, но отклонился от курса более чем на 500 километров, вошел в закрытое воздушное пространство СССР. Наша сторона пришла к выводу, что это был разведывательный полет с целью провокации или получения информации. Было зафиксировано, что рядом летали самолеты-разведчики НАТО, работали спутники. Там была организована комплексная разведывательная операция. По моему мнению, в самолете не было пассажиров. Водолазы потом находили паспорта, сложенные стопкой и перевязанные бечевкой.
«Команская» память
- Высадка войск Антанты на русском Севере в 1918-19 году в фотографиях. Мороз, комары и красные
- Забытая оккупация, Американская интервенция в Россию (часть 1)
- Интервенты по приглашению
- Иностранной оккупации Русского Севера - 100 лет. Что это было?
- Об "интервенции" союзников на Севере и об организации AРA: dandorfman — LiveJournal
Первые победы в Заполярье
- Интервенты Мурмана: Английское кладбище
- Интервенты по приглашению
- 22. Мурманск между интервентами (Валерий Горелик) / Проза.ру
- 100 лет назад началась интервенция сил Антанты на Черном море
«Команская» память
- Наши проекты
- Журнал Международная жизнь - Интервенция, или как союзники по Антанте Россию делили
- Группа разминирования из Петербурга решает, как извлечь найденную в порту Мурманск бомбу
- Как британцы пытались превратить Россию в свою колонию
- Контр-адмирал Сэмюель Б. Фрэнкел. Воспоминания о военном времени, проведенном в Мурманске, ч.1
- Ограбили и забыли: как британцы пытались превратить Россию в свою колонию
Забытая оккупация, Американская интервенция в Россию (часть 1)
Дело в том, что Мурманский Совет получил информацию, что Печенгский залив может быть использован Германией как база для подводных лодок. При этом район Печенги был частью территории Финляндии, признанной большевиками независимой. Тем не менее, 3 мая 1918 на финской территории высадились красногвардейцы, красные матросы и британские морпехи. Они вступили в бои против белых финнов. Финны упорно сопротивлялись, и британцы 6 мая прислали подкрепление - 35 морпехов с 5 пулеметами и одной 12-фунтовой 76 мм пушкой. Таким образом, британские «интервенты» совместно с красногвардейцами и красными матросами успешно оккупировали часть территории независимой Финляндии, выполнив указание большевистского руководства. Но к тому времени уже был подписан «Брестский мир», весьма мутный договор большевиков с Германией - до сих пор полный текст договора о Брестском мире не опубликован ни у нас, ни на Западе. Какие тайны хранит этот договор и его приложения? И тут Германия потребовала от Советской России строго выполнять условия Брестского мира - в частности, интернировать всех военнослужащих стран Антанты и ее союзников, находящихся на советской территории. Вот тогда Ленин направляет вместе с Я. Свердловым телеграмму командующему Северо-Восточным участком «завесы» М.
Кедрову и в Архангельск о необходимости направить все силы на организацию обороны Севера и скорейшую эвакуацию грузов из Архангельска. Вот это и есть яркое проявление шизофрении власти - Троцкий, еще в июне назначивший Кедрова командующим Северным фронтом, в сентябре в телеграмме Э. Склянскому недоумевает: «Военкомы Кузьмин и Наумов запрашивают о своих полномочиях, раз командующим является Кедров. Прошу известить, кем назначен Кедров. Предполагается ли сохранить его и дальше командующим? Считаю такой порядок неправильным» РГВА. Дело в том, что сентябре Кедрова назначил Совнарком, то есть Ленин. И Кедров, как человек Ленина, Троцкому совсем не нужен. Но, когда британцы высадились в Архангельске, Кедров уже сбежал в Вологду, так что встречать «интервентов» вышли строем офицеры под бело-сине-красным триколором. Желающих воевать с большевиками было много - Кедров уже отметился в Архангельске своими массовыми расстрелами.
Англичане сказали — пусть русские сами решают свои внутренние дела, а они будут сотрудничать с любой властью, которая будет воевать против немцев. Тон приказов вышвырните союзников из Мурманска становился все более угрожающим: "Если вы отказываетесь понимать советскую политику - пеняйте на себя" Мурманский совет отвечал: "Вам очень легко рассуждать, сидя в Москве" Тогда Ленин объявил председателя Мурманского совета Юрьева предателем и пособником империалистов и проклял его от имени народа. В ответ Мурманский совет подписал соглашение с союзниками. По соглашению они должны были защищать город и признавали мурманский совет законным правительством города.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
В Мурманске Советская власть была признана уже в октябре 1917 года. Все управляющие органы, назначенные Временным правительством, добровольно подчинились Советской власти. При этом находившиеся в Мурманске англичане, французы и американцы взяли курс на взаимодействие с местными властями, оказывая им помощь топливом и продовольствием. Объединяющим фактором стала угроза Мурманску со стороны финнов и немцев. В январе и начале февраля немцы высадились на территории Финляндии и создали реальную угрозу продвижения к Мурманску и Архангельску, где находились огромные склады военных припасов, поставленных союзниками. Это движение немцев бывшие союзники России по Антанте использовали как предлог для высадки своего десанта. Порт Мурманска, специально построенный как транспортный узел для нужд армии и флота, привлекал западные державы, которые стремились взять побережье Севера и Финляндию под свой контроль. Большевикам они предложили помощь в охране Мурманской железной дороги и складов.
Наличность своих войск в Мурманском районе и оказанную Мурману фактическую поддержку, как военно-политический акт определенного характера, англичане могут использовать при дальнейшем осложнении международной конъюнктуры как основание для оккупации. Мы советуем Вам составить официальную бумагу для доклада центральному правительству, то есть Совнаркому, о делах в Вашем районе, причем в этой бумаге как бы мимоходом упомяните о договоре, приведя его текст по протоколу и главным образом о заявлении англичан и французов против возможной оккупации района тоже по протоколу Вашего совещания с ними. Далее, Вы должны в очень любезной форме предложить англо-французам признать эти заявления насчет оккупации соответственно действительности. Вы можете при этом сослаться на то, что в конституции Российской республики Вы, как представитель власти в районе, обязаны представить центральному правительству совершенно точный отчет, запротоколенный речами, о таком важном событии, как организация обороны в районе против продвижения немцев и финских их агентов к морю. Если Вы этого добъетесь, то это будет серьезным шагом к скорой ликвидации того запутанного положения, которое создалось по нашему мнению у Вас, помимо Вашей воли. Этот Ваш отчет правительству должен быть совершенно официальным, но секретным, то есть не подлежащим публикации. Одновременно на днях посылаем Вам отряды вооруженных красногвардейцев и одно лицо, которое будет постоянным связующим звеном между Вами и Москвой. В апреле в Мурманск начали прибывать белые, пользуясь тем, что местные большевики практически не имели военной силы. Ленину это не понравилось, он посредством Сталина связался с Юрьевым и потребовал: Советуем принять помощь англичан, не давая им пока согласия о тральщиках, и во что бы то ни стало прогнать белогвардейцев. Юрьев переспросил, как это понимать: Ваши слова: «советуем принять помощь англичан» и «во что бы то ни стало прогнать белогвардейцев» — значит ли принять военную помощь англичан и французов, выражающуюся в посылке их незначительного, однако, отряда в помощь нашей Красной Армии? Можно ли по пункту второму официально заявить от имени Совнаркома о принятии помощи в обороне средней и северной части Мурманской дороги от финской белой гвардии. Мы понимаем, что, быть может, этого Вы официально сказать не можете. Тогда возьмем ответственность на себя и сделаем сами. Но необходимо нам здесь быть уверенными, что наши действия не идут вразрез с Вашими планами. Юрьеву перезвонил Сталин и передал ленинский ответ по прямому проводу: Помощь принять. О тральщиках справиться в тех учреждениях, о которых Вы говорите, причем с нашей стороны препятствий нет. Комбинация должна носить абсолютно неофициальный характер. Дело это относим как бы к разряду военных тайн; в сохранении же тайны Вы ответственны как и мы. Комбинация Кремля очевидна. Опасаясь наступления немцев, красные планировали воспользоваться поддержкой антантовских сил, но оставить эту поддержку в секрете, чтобы не нарушить нейтралитет. А если бы информация стала известна, вину свалили бы на самоуправство местного мурманского совдепа. Однако высадка англичан в Мурманске вызвала серьезное недовольство немцев. Пользуясь страхом большевиков перед немецкой машиной, они демонстративно потопили несколько советских гражданских судов и оказали на совнарком серьезное давление по дипломатической линии, указывая, что прием англичан в Мурманске нарушает нейтралитет и грозит разрывом Брест-Литовского соглашения. Перепуганные большевики попытались усидеть на двух стульях. С одной стороны заверили немцев, что уладят вопрос, с другой, свалили его разрешение на Юрьева, который силой внушения изгнать белых и союзников явно не мог. Совнарком телеграфировал в Мурманск: Никакая местная советская организация не должна обращаться за помощью к одной империалистической коалиции против другой. В случае наступления германцев или их союзников будем протестовать и, по мере сил, бороться. Также протестуем против пребывания в Мурманске англичан. Юрьев в ответ начал убеждать Ленина, что он совершенно бессилен что-либо сделать, а кроме англичан никто Мурманск защитить не сможет. Тогда высказался уже нарком иностранных дел Чичерин: Ввиду постановлений Брестского договора военные суда англичан и их союзников не должны появляться у наших северных берегов. Юрьев в ответ прислал телеграмму: Противосоюзническая политика краесовета невозможна. Заставить союзников силой уйти невозможно. Военная сила неоспоримо на их стороне.
6 марта 1918 года Английские интервенты начали высадку войск в Мурманске
Ранее, в марте 2018 года, Краевой Совет по рекомендации той же Москвы согласился на высадку в городе английского десанта. Сотрудники посольства, как отмечается, отдали в Мурманске дань памяти военным, похороненным на нескольких военных мемориалах и военных кладбищах союзников, России и Великобритании. После чего англичане стали готовиться к высадке десанта в Архангельске, и одновременно распространяя свою власть к югу по Мурманской железной дороге. Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области 16+. В марте 1918 года английские войска высадились в Мурманске, начав фактически необъявленную войну против России, которая в то время считалась "союзницей" Британии. Испугавшись высадки англичан в Мурманске, что Антанта начнёт наступление на Москву, ленинцы предлагали немцам сдать Петроград и начать наступление на Мурманск (о чем имеется письмо Ленина товарищу кому (ЦПА ИМЛ, ф.2, оп.2, д).
Как вторглись на Русский Север?
После разгрома, учиненного немцами всем известному каравану PQ-17, англичане на некоторое время прекратили проводку конвоев до Мурманска и Архангельска. Как я говорил, первоначально меня прислали в Мурманск главным образом потому, что у англичан возникли трудности в работе с судами, плававшими под чужим для них флагом. Первые два отряда английских морских пехотинцев высадились в Мурманске уже 6 марта 1918 года, а затем пришла очередь французов и американцев. Военные атташе США и Великобритании не стали афишировать свой визит в Мурманск. Высадка тактических десантов серьезно обеспокоила немецкое командование, так как под угрозу попали ключевые немецкие пути снабжения.
Англичане нарушили воздушную границу России над Баренцевым морем
Ленин лихорадочно забрасывает Архангельск и Мурманск телеграммами с требованиями прекратить поддерживать отношения с британцами, в ответ получая мотивированные и обоснованные отказы, мол, дело зашло уже слишком далеко. В одной из них тот же Юрьев откровенно заявил: «Противосоюзническая политика крайсовдепа невозможна». В результате он объявляется Лениным вне закона, а англичане, используя эту возможность, немедленно сформировали под себя умеренное, «розовое» правительство, состоявшее в основном из эсеров. Вскоре после этого, получив разрешение от нового правительства, они высадились и в Архангельске. В результате такой мягкой смены власти, большевики фактически потеряли контроль над северными областями России. Их место попытались занять офицерские белогвардейские организации, устроившие в сентябре 1918 года попытку переворота. Однако, вмешательство англичан не позволило этого сделать. Интервенты всё больше увязали в русских делах, пытаясь расширить сферу своего влияния, продвигаясь вглубь России под предлогом прикрытия границы, застряв в итоге где-то между Мурманском и Петрозаводском.
Всё более активное вмешательство иностранцев в русские дела, играло против них, вызывая недовольство и красных, и белых, и местного населения. В апреле 1919 года вновь избранное правительство Северной области признало над собой власть верховного правителя России адмирала А. Германия к тому времени капитулировала, угроза финской экспансии также миновала, формального повода оставаться здесь у англичан, французов и американцев больше не было и в сентябре 1919 года последний корабль бывших союзников покинул север. Власть окончательно перешла к русскому правительству во главе с генералом Е. Правда ненадолго. Но это уже другая история. По утверждению советского учебника по истории, за период 1,5 годичной оккупации Русского севера: «в тюрьмы было брошено свыше 50 тысяч человек, больше 4 тысяч расстреляно».
Так закончилась история «званых интервентов». Роман Илющенко, подполковник запаса.
Однако к лету 1918 года эта конструкция предсказуемо рухнула. Власть большевиков в Мурманске была свергнута, и силами Антанты был предпринят захват Архангельска. К августу 1918 года северные области России оказались в руках интервентов. Американские солдаты на улице Архангельска, 1918 г Дальнейшее развитие событий на этой территории достаточно хорошо описано в исторических трудах и справочниках как российских, так и зарубежных. Интервенция закончилась в сентябре 1919 года, когда войска Англии, Франции и США вынуждены были покинуть территорию России. В феврале 1920 года Красная армия заняла Архангельск, а в Мурманске восставшие в том же феврале восстановили власть большевиков. Абсолютно предсказуемо английские и американские историки, описывая те события, сообщают о «бескорыстной помощи законным правительствам Севера России», в советской историографии было принято писать об интервенции и вмешательстве во внутренние дела нашей страны. Но интересно, что и представители «белого движения» интервенцию союзников по Антанте иначе как «оккупацией» не характеризуют.
В начале июля 1918 г. К Архангельску подошли 17 военных кораблей Антанты, высадившие 2 августа в город 9-тысячный экспедиционный корпус. Общая численность интервентов составляла около 24 тыс. Но продвинуться вглубь России интервентам не удалось, осенью 1918 г. Естественно, эта подготовка сопровождалась присвоением имущества местного населения, которое носило как организованный по инициативе командования , так и стихийный действия низших чинов характер. Захват Мурманска и Архангельска вскружил головы американской элите. Все чаще стали раздаваться голоса о необходимости полного расчленения России, причем США, по мнению многих американских политиков, должны были воспользоваться ситуацией в России и получить контроль над бескрайними просторами Сибири. Разумеется, прямо оккупировать эти регионы и превращать их в свои колонии США не собирались, но ставили своей целью создание на территории русских земель марионеточных правительств, которые бы позволяли американцам безнаказанно расхищать богатства и природные ресурсы страны. Численность американского экспедиционного корпуса составляла 9 тысяч военнослужащих. Командовал Американским экспедиционным корпусом «Сибирь» генерал-майор Уильям Сидней Грейвс, имевший большой опыт службы на Филиппинах, где американские войска противостояли местным повстанцам. Кстати, костяк экспедиционного корпуса составили как раз те пехотные полки, которые действовали до этого на Филиппинских островах и прославились там жестокостью по отношению к местному населению. Сенатор-республиканец от штата Вашингтон Майлз Пойндекстер, призывая к интервенции, прямо говорил: "Россия стала просто географическим понятием, и ни чем более она никогда не будет. Ее сила сплочения, организации и восстановления ушла навсегда. Американские интервенты вывозили с Дальнего Востока лес, пушнину, золото. Американские фирмы получили разрешение от правительства Колчака совершать торговые операции в обмен на кредиты "Сити бэнк" и "Гаранти траст". Только одна компания отправила из Владивостока в США 15,7 тысячи пудов шерсти, 20,5 тысячи овечьих шкур, 10,2 тысячи крупных сухих кож. Вывозилось все, представлявшее хоть какую-нибудь ценность.
В связи с этим генерал Пуль недвусмысленно заявил в беседе с представителями Краесовета: «Нельзя бежать одновременно с зайцем и охотой. Если вы будете протестовать против пребывания союзников в Мурманске, то мы будем считать себя свободными принимать все необходимые для самозащиты меры» [15]. Вооружённые силы Антанты на море и суше уже значительно превосходили советские силы, что позволяло диктовать свою волю. Добавим, что 22-23 июня с прибывших в Мурманск союзных транспортов высадилось примерно 1200-1500 британских военнослужащих во главе с генералом Р. Финлейсоном, ставшим начальником штаба главнокомандующего, и генералом Ч. Мейнардом, возглавившим союзные войска на Мурмане. Прибывшей с Мейнардом миссии «Сайрен» суждено было стать ядром будущей союзной армии на Мурманском фронте. Ситуация на Мурмане требовала от местных руководителей политического выбора. В этих условиях председатель Мурманского Краесовета А. Юрьев, уверовав в то, что единственный путь спасения края — сотрудничество с представителями Антанты, оказался в одном лагере с убеждёнными противниками большевиков — Веселаго, Звегинцевым и др. В начале июля председатель Краесовета Юрьев, а за ним и Звегинцев были объявлены Совнаркомом «врагами народа» и «вне закона». Генерал Пуль, информируя Лондон о состоявшемся решении Мурманского Совета, заметил, что «его депутаты надели веревку на шею, и если они будут колебаться, я смогу заставить их стать твёрдыми» [16]. Порвав с Москвой, Мурманский краевой Совет оказался в полной зависимости от представителей Антанты. Помощник Веселаго в это время и будущий историк интервенции Н. Страховский характеризовал произошедшее следующим образом: «Хотя официальная власть на Мурмане и не изменилась, ибо краевой Совет оставался единственным государственным аппаратом в крае, но Мурман, отделившись от Москвы и приняв помощь союзников как бы образовал автономную часть Русского Севера, советскую по форме, но антибольшевистскую по существу своему» [17]. В конце июня — начале июля 1918 года на Мурмане произошли первые столкновения между войсками Антанты и советскими отрядами. Были разоружены и отправлены обратно следовавшие в Мурманск эшелоны советских войск из центра, разоружены отряды железнодорожной охраны и красногвардейцев в Кандалакше и Кеми. Каменев, Р. Вицуп и П. Малышев, а остальные арестованы. Нацаренус телеграммой известил Совнарком о переходе англо-французских войск к активным военным операциям и издал приказ об организации обороны края [18]. Предпринимаются меры для противодействия бывшим союзникам, которые превратились ныне в интервентов и оккупантов. В начале июля войска Антанты овладели северной частью Мурманской железной дороги. Сложился северный фронт Российской гражданской войны, где воинский контингент полностью составляли интервенты. Представители Антанты считали целесообразным подкрепить свои действия официальным соглашением с Мурманским Краесоветом. На следующий день президиум Мурманского Краесовета подписал «Временное, по особым обстоятельствам соглашение с представителями Великобритании, Франции и США». Его целью провозглашалось сотрудничество в деле обороны Мурманского края от держав германской коалиции. Мурманский Краесовет назначил 7 июля генерала Н. Звегинцева командующим русскими вооружёнными силами на правах командующего отдельной армией, входящей в состав войск союзников [19]. Но это громкое наименование не подкреплялось наличием войск в этой армии, а приказ о формировании её на добровольной основе был издан лишь 1 августа 1918 года. Формально, в соответствии с подписанным 6 июля соглашением, вся власть во внутреннем управлении краем передавалась Краесовету, но фактическими хозяевами положения на Мурмане являлись интервенты Антанты. В их руках находились вооружённые силы, и через них осуществлялось снабжение региона. Интервенты организовали расследование инцидента. Подозрение пало на моряков с крейсера «Аскольд». Его экипаж был разоружён и арестован интервентами, а корабль переименован в «Глори IV». Линкор "Чесма" был также захвачен англичанами. Позднее он использовался в качестве плавучей тюрьмы, ибо все имеющиеся тюрьмы Александровская, Мурманская, Печенгская были переполнены. После оккупации Мурмана «союзниками», превратившимися в интервентов, маски были сброшены. По свидетельству генерала Мейнарда, главнокомандующий генерал Пуль презрительно относился к Веселаго и Звегинцеву, как хозяин к своим слугам. А сам Веселаго писал впоследствии, что генерал Пуль вёл «определённо реакционную политику и смотрел на русских, как смотрели англичане прежде на КАФРОВ выделено в тексте — В. Аналогичным образом вспоминал это время и Звегинцев: «Приезд непотребного генерала Пуля в мае и его непотребного штаба в июне, бестактность за бестактностью ими совершаемого сильно вредят делу» [21]. Тем не менее, Звегинцев вместе с А. Юрьевым и В. Брамсоном отправились в конце июля 1918 года на одном из кораблей эскадры интервентов в Архангельск для захвата города. Но отстоять административную и хозяйственную самостоятельность Мурмана им не удалось, и он был включён в состав Северной области. Эту должность занял В. Таков был финал Мурманского краесовета. Его председатель А. Юрьев служил в дальнейшем в качестве переводчика у американского консула в Мурманске, заведовал продовольственным складом. Был привлечён к белогвардейскому следствию по обвинению в сотрудничестве с советской властью. Виновным себя он не признал, а в оправдание на одном из допросов в 1919 году заявил: «Могу сказать одно, что я действовал в известных рамках, которые я сразу отбросить не мог, а если бы и пытался это сделать, то был бы выброшен из боя и не сделал бы, скажу, того маленького шага по восстановлению России, который, позволю себе сказать, сделал — разорвал сношение с Центральной властью и заключил соглашение с союзниками 6 июля минувшего года…» [22]. К белогвардейскому следствию были привлечены и другие руководители антибольшевистского переворота на Мурмане. Звегинцев был в конце сентября 1918 года отстранён от должности командующего русской армией на Мурмане.
Мурманск между интервентами.
Все складывалось так, что англичанам самим надо было заиметь сколько-нибудь значительное число ударных самолетов в Мурманске. Летом 1942 г. Способов доставить самолеты на место было несколько, однако обстоятельства не оставляли альтернативы: они должны были перелетать своим ходом. Так и появилась на свет операция «Оратор» - перелет английских торпедоносцев из Шотландии в Мурманскую область. Дальность перелета составляла примерно 1000 морских миль 1850 км. Атака торпедоносца "Хэмден" 1943 г. Подготовка к перелету началась в августе, причем в качестве места промежуточной посадки решили использовать аэродром Африканда в районе Кандалакши. Причин было несколько: частые утренние туманы в районе Мурманска во время прилета раннее утро , опасение того, что немцы могут бомбить Ваенгу, ну и просто тот факт, что Африканда ближе к Шетландским островам. Летчики получили карты, но разрешение на проведение аэрофотосъемки аэродромов, куда следовало лететь «хэмпденам», советские власти не дали.
Так как наземный персонал не успевал прибыть вовремя, каждый торпедоносец в полет принимал на борт одного лишнего «пассажира» - таким образом можно было организовать какое-то минимальное обслуживание самолетов. В качестве отправной точки был выбран аэродром Самбург Sumburgh на Шетландских островах. Маршрут вел через Северное море, затем следовало быстро пересечь узкую полосу захваченной немцами Норвегии — в этом проблем не виделось. Также без проблем собирались использовать для пролета территорию нейтральной Швеции. Главная проблема заключалась в том, что достаточно большой участок приходился на Финляндию, мимо немецких аэродромов в Лапландии. В этом заключался главный риск если не принимать в расчет дальность перелета. Оба они были переведены в состав Берегового командования для переучивания на торпедоносцы в апреле 1942 г. Конечно, сначала это были бомбардировщики, однако с 17 июля 1942 г.
Первый вылет в таком качестве состоялся 27 июля. После этого с начала августа эскадрон занялся подготовкой к операции «Оратор». Он стал первым бомбардировочным австралийским подразделением на британской земле. С самого начала на вооружении тоже имелись бомбардировочные версии «хэмпденов». После переучивания австралийцы вошли в строй даже быстрее англичан — уже 5 июля 1942 г. До торпедных атак не дошло, но бой им пришлось выдержать. В атаках немецких истребителей легкие повреждения получили 4 самолета, два летчика имели легкие ранения. В ответ «антиподы» заявили повреждение одного Ме.
С немецкой стороны ни о потерях, ни о заявках на сбитые ничего неизвестно. Наконец, последний вылет состоялся 4 августа, когда 5 самолетов безуспешно искали цели около норвежских берегов. После этого 455-й эскадрон тоже занялся подготовкой к перелету в СССР. Выполнение задачи по операции «Оратор» началось поздним вечером 4 сентября 1942 г. Каждый эскадрон выделял для нее по 16 машин из 20, имевшихся в наличии в каждом подразделении. Все самолеты летели самостоятельно, радиосвязь на перелете исключалась по соображениям секретности. Для удобства, перелет будет рассматриваться отдельно для каждого эскадрона. Все время будет указано по Гринвичу.
Последняя АЕ356 поднялась в небо в 20. Любопытно, что и первая, и последняя машина до места назначения так и не добрались! АЕ310 по расчетам на 02. Сквозь пелену низких облаков пилот смог увидеть железную дорогу и последовал вдоль нее до берега моря. Далее они летели до острова, который опознали как Кильдин, подверглись обстрелу зениток. Ни выпускание шасси, ни отстрел ракет стрельбу не прекратили. Экипаж считал, что огонь по ним вели корабли из Кольского залива. Получив попадание в правое крыло, они упорно летели дальше, в конце концов, достигли полуострова Рыбачьего, и оттуда по ним тоже палили зенитки крупного калибра.
Однако — что неудивительно — топлива у них уже не хватило. На последних каплях они облетели какую-то большую гору, в сплошной облачности чудом заметили город, опознанный как «Хибины» видимо Кировск и пошли на посадку в поле за ним. Судя по координатам 67. Посадка была совершена в 06. Уничтожив секретные бумаги, экипаж выбрался наружу и был там встречен тремя детьми школьного возраста. Началось общение — после того, как «пришельцы» сообщили, что они «англиски». Дети взяли шоколад и сигареты, потом отвели трех летчиков в поле, где находились взрослые — без формы, но вооруженные. Радист и капрал пассажир из наземного персонала в это время продолжали дожигать секретные бумаги.
После того, как англичане добрались до деревни, оттуда сделали большое количество телефонных звонков. Пока же летчики всех вокруг щедро угощали леденцами «Лайф Сэйверс» и сигаретами, прибыл какой-то важный чин в отчете он конечно же назван «комиссар» , но понять иностранцев не смог и уехал опять. Англичан тем временем покормили очень скудно, как они не преминули заметить и уложили спать, но стоило им только лечь в кровать — приехало сразу 5 офицеров советских ВВС! Летчиков погрузили на грузовик и увезли на аэродром «Киросш» Кировск , где покормили еще раз и наконец уложили спать по-настоящему. Около самолета выставили караул из советских солдат. Как вспоминают англичане, все встреченные ими русские были очень дружелюбны, каждому не терпелось чем-то помочь. К сожалению, разговор хоть немного заладился только с одним местным учителем, знавшим иностранный язык. Утром 6 сентября англичане вернулись к самолету, чтобы снять патроны для ракетниц и фотокамеру, а также откопать зарытые рядом с самолетом аккумуляторы и кое-какую аппаратуру.
К тому моменту на месте уже был наземный персонал 18-й группы RAF базировалась в Мурманске. Еще через сутки англичане сели на поезд в Апатитах, причем встретили там экипаж одного самолета 455-го эскадрона и флаинг-офицера Брукса, своего сослуживца. Правда, последний сразу покинул вагон, чтобы осмотреть АЕ310 на месте его падения. Позже, он вместе с советскими специалистами дал заключение, что самолет ремонтопригоден: повреждения ограничились оторванными бомболюками, разбитым носом и загнутыми пропеллерами и плюс та самая дыра от зениток в правом крыле. Полное полетное время от Самбурга для этого самолета составило 10 ч 7 мин. К его судьбе мы еще вернемся позже. Взлетевший последним АЕ356 имел на борту, вероятно, самый странный экипаж из всех тридцати двух. По непонятной причине англичане не стали подавать опознавательных сигналов или как-то обозначать себя «друзьями».
Один быстро приблизился. Тут наконец пилот «хэмпдена» выстрелил цветную ракету, однако истребители уже открыли огонь. По какой-то причине радист не смог добраться вниз до люка, чтобы выстрелить еще одну ракету. Не придумав ничего умнее, он открыл ответный огонь и выпустил 2 магазина! Тогда пилот просто сел на воду у берега. Время было 03. Хотя в отчете написано, что посадка была «отличной», нижний стрелок сержант Тейлор выбраться не смог. Возможно, он был ранен в воздухе, или придавлен при посадке.
Радист из верхней турели вытащить стрелка не смог — мешал спасательный жилет.
Так, у деревни Чамово уровень воды на фарватере упал до 2 футов 0,61 м. Чтобы облегчить свои суда, англичане сняли с них все, что могли, включая артиллерию. С большим трудом британские суда преодолели Чамовский перекат, но два монитора М-25 и М-27 стащить с мели так и не смогли и 16 сентября по другим сведениям 17 сентября взорвали их. Остальные суда английской флотилии встали на якорь у деревни Лявля в 30 верстах от Архангельска. Затем все суда благополучно достигли Англии. Мониторы типа «М» в 1920 г. В качестве блокшива М-33 сохранился до начала XXI века. На фронте у деревни Троицкой остались три канонерки, переделанные из колесных пароходов, и десять быстроходных моторных катеров, переданных англичанами белым.
Уходя, англичане забросали Северную Двину минами. Наряду с обычными минами ударного действия англичане впервые в мировой истории применили донные магнитные мины. Тральщики красных оперативно тралили шаровые мины и малые мины типа «Рыбка». Но вот 23 сентября в районе предполагаемого минного заграждения от необычайно сильного взрыва погиб советский тральщик «Белогор», что стало полной неожиданностью для красного командования. Начальство решило, что раз накануне фарватер был тщательно исследован тральщиками, то взрыв произошел от мелко поставленной шаровой мины, и приказало продолжить тральные работы. На следующий день недалеко от места гибели «Белогора» от взрыва погиб тральщик «Посыльный» и получил повреждения «Удачный». Это заставило командование флотилии отказаться от провода судов до окончательного обследования фарватера при помощи водолазов, что еще более обострило положение на фронте. Поскольку сухопутное командование постоянно требовало артиллерийской поддержки судов, командование Северодвинской флотилии придумало оригинальный выход — было решено красноармейцев и моряков обратить в... Так как плавбатареи обладали сравнительно малой осадкой, то «бурлаки» могли протащить их по довольно мелким местам вдоль берега, где, по предположению красных, магнитных мин не должно было быть.
А в случае же подрыва баржи человеческие жертвы были исключены. А 29 сентября водолазы у острова Селец извлекли первую магнитную мину. Помимо Северной Двины британские интервенты вели активные действия в районе Онежского озера. На Онеге действовала довольно сильная флотилия красных. Белые и интервенты в июне 1919 г. Также в Медвежью Гору по железной дороге были доставлены десять английских малых моторных катеров, вооруженных одной 47-мм, одной 37-мм пушками и одним пулеметом каждый. Слабость в корабельном составе англичан компенсировалась массированным применением новейших самолетов. Вот только несколько эпизодов. Гидросамолет сбросил одну 112-фунтовую и три 20-фунтовые бомбы.
Тогда красные канонерки не имели зенитных орудий, и им ничего не оставалось делать, как «разойтись по радиусам на дистанцию, позволявшую двум из них обстреливать гидроаэроплан, атакующий третью. В это же время бронированный бомбовоз [выделено мною. Чтобы увеличить точность бомбометания, британские летчики действовали на сверхмалых высотах. Они сбросили с высоты 30 футов 9 м 230-фунтовую бомбу с взрывателем замедленного действия на полотно железной дороги. На месте взрыва образовалась шестиметровая воронка. Вечером 29 июня экипаж в составе Хеймса и Идса к югу от Кяппесельги обнаружил поезд и атаковал его. Летчики зигзагом снизились к цели и с высоты 70 футов около 20 м сбросили 230-фунтовую бомбу с взрывателем замедленного действия, поставленным на замедление на 2,5 секунды. Поезд на полном ходу налетел на бомбу, от взрыва которой паровоз разорвался пополам. Помимо обычных бомб англичане к концу сентября 1919 г.
А пока на Северной Двине и Онеге шли упорные бои, в Архангельске и Мурманске разворовывали русскую флотилию Северного Ледовитого океана. Ранее, в июне, в Мурманске англичанам были переданы посыльное судно «Соколица» и крейсер «Аскольд». Суда передавались под тем предлогом, что белые власти, считая себя в состоянии войны с Германией, должны оказывать интервентам «союзную помощь» против общего врага. Значительная часть русских военных судов потом так и не была возвращена. На этих судах в нарушение соглашения был поднят английский или французский флаг. Так остались у англичан и плавали под английским флагом крейсер «Аскольд» и десять тральщиков. Те же суда, которые были все же возвращены интервентами, оказались в самом плачевном состоянии. Так, комиссия, назначенная для приемки от англичан посыльного судна «Горислава», в акте от 25 апреля 1919 г. В результате такого хозяйничанья белых и их союзников судовой состав флотилии Северного Ледовитого океана резко сократился и к февралю 1919 г.
Развал флотилии продолжался и дальше. В сентябре того же года командующий флотилией доносил в Омск «морскому министру», что, «не считая четырех тральщиков, лишь посыльные суда "Ярославна" и "Горислава" держатся готовыми к плаванию». Особенный интерес для англичан представлял ледокольный флот. Сибиряков", "С. Дежнев", "Г.
Один член экипажа пилот сержант Брей смог выпрыгнуть с парашютом и спасся, попав потом в плен. Остальные 4 человека погибли — дозор с ближайшего немецкого укрепленного пункта Bl. Выживший пилот после войны предоставил свой отчет о событиях: согласно нему, первой же очередью враг вывел из строя всех трех человек в задней части самолета — они либо были убиты, либо тяжело ранены.
Штурман попытался проползти к кормовому пулемету, но не смог преодолеть разгоревшийся пожар. Когда он двинулся обратно, очередная немецкая очередь убила и его. Самолет вошел в штопор, так что Брею пришлось прыгать. Он сам тоже был ранен и обгорел, это потом сказалось на его зрении; - самолет Р1344 был подбит немецкими истребителями из 6. Высланные на поиски дозоры немцев нашли этот самолет на следующий день, и в нем — 3 трупа. Неясно, прыгали выжившие с парашютами, или же они уцелели при посадке; - самолет Р1273 также был сбит немецкими истребителями из 6. Весь экипаж этого самолета во главе с пилотом, сержантом Бертрандом, смог выпрыгнуть с парашютами и попал в плен. Место посадки «хэмпдена» Р1344 По поводу двух самолетов, сбитых около Петсамо, есть некоторые неясности.
Оба они найдены после войны вовсе не там, где их якобы находили немецкие дозоры. Например, Р1344, если верить немцам, должен был лежать южнее озера Кошкаявр, то есть не юго-западнее, а юго-восточнее Петсамо. Сведения о попавших в плен тоже ясности не добавляют. Данных о том, когда и где попали в плен еще 3 человека, нет. Также можно сказать, что «хэмпдены» были обнаружены во время пролета на высоте около 1500 м над аэродромом Наутси, после чего с Петсамо взлетели по тревоге истребители и сбили обоих. В немецких сводках пишется, что один самолет пролетал в 02. Существует, конечно, шанс, что один из англичан очень сильно заблудился и три часа кружил где-то вдалеке от обжитых мест, никем не замечаемый, но он небольшой. Остальные 10 машин 144-го эскадрона смогли благополучно добраться до аэродрома Африканда.
На Ваенгу они большими группами перелетали 5 и 6 сентября. Из этой группы только две машины АЕ130 и АЕ158 были обстреляны зенитками, причем первый получил пару незначительных пробоин. Этот «хэмпден» встретился с двумя советскими «харрикейнами» и был ими посажен принудительно. Через 6,5 часов под эскортом тех же истребителей английская машина убыла на Ваенгу. У него перелет прошел с приключениями: в 00. Оттуда пилот забрался на 3600 м, там началось обледенение и пришлось снижаться. По расчетам повернув в 03. После того, как выпустили опознавательные ракеты — огонь прекратился, а вскоре прибыли истребители, которые атак не проводили, а покачивали крыльями.
Как потом оказалось, это был сигнал «следуйте за нами». Как бы там ни было, бензин у англичан кончался, а внизу открылся аэродром, на который они и сели благополучно. Прибывшие советские солдаты всех увезли на грузовике на Ваенгу-1, но позже пилот и радист вернулись и перегнали самолет. Так закончился перелет 144-го эскадрона, который понес тяжелые потери как от несчастных случаев, так и от воздействия противника. Из 16 самолетов до пунктов назначения добрались только 10 и один был поврежден на вынужденной посадке, пускай и с шансами вернуться в строй. Такие потери нельзя не признать тяжелыми. Их первая машина, AD743, вылетела с Самбурга еще в 19. Правда по какой-то причине остальные отбыли гораздо позже, в 20.
Один из самолетов ждала очень печальная судьба: вылетевший в 20. Весь его экипаж пилот — сержант Смарт в полном составе погиб — единственный случай среди всех 9 не долетевших самолетов. Еще двум машинам 455-го эскадрона тоже не удалось добраться до места назначения, но их экипажам повезло больше. Неясно, почему они прибыли так поздно — в отчете об этом ни слова. Пилот пошел на вынужденную посадку, моторы остановились на высоте 30 м и «хэмпден» сел на опушке леса, посреди многочисленных пней. Место они определили как 5 миль западнее Кандалакши. Экипаж, к счастью, не пострадал, а вот самолет восстановлению не подлежал. Пилот со штурманом отправились на поиски помощи, оставив остальных сторожить самолет.
Достаточно быстро они встретили русских солдат и через полтора часа всех увезли на грузовике в какой-то военный лагерь. Все вокруг были очень дружелюбны, тут же дали поесть. В конце концов, забрав с самолета все оборудование, какое смогли, австралийцы уехали на Африканду. Это их потом встретил в поезде едущий в Мурманск экипаж самолета АЕ310. Захваченный немцами "Хэмпден" АТ109 У последнего пропавшего самолета 455-го эскадрона была, видимо, самая уникальная история. АТ109 тоже по какой-то причине задержался в полете и в 04. Как он туда попал и почему — покрыто мраком тайны. Выживший штурман туманно вспоминает о жутких погодных условиях и плохих картах, которые завели их гораздо севернее, чем полагалось.
Не сумев быстро опознать самолет, UJ-1105 открыл огонь — машина шла прямо на него. С «хэмпдена» выстрелили красную ракету, после чего он круто повернул налево. И это был правильный сигнал! По крайней мере его посчитали таковым стоявшие в 1 и 2 км дальше UJ-1102 и -1111. Поэтому, они огня даже не открывали. Не стреляли также и береговые батареи. Но с UJ-1105 сигнала не увидели. В общей сложности с охотника выпустили 1 снаряд калибра 88-мм, 15 снарядов 37-мм и 67 снарядов для 20-мм пушек.
UJ-1102 приблизился, намереваясь оказать помощь «случайно сбитому немецкому самолету», но при ближайшем рассмотрении понял, что перед ним противник! Летчики суетились рядом с «хэмпденом», поэтому охотник открыл огонь, дабы не дать им уничтожить ценный приз. Огонь корабли вели из 20-мм зениток. Примерно в то же время показались немецкие солдаты с батареи «Киберг». Самолет был захвачен без особых повреждений. В нем немцы нашли данные по радиосвязи в советском Заполярье, позывные и кодовые имена для проводящихся конвоев. Вряд ли они помогли им сильно в борьбе с этими конвоями, но все равно, приз был ценный. Попавший в плен экипаж включал кроме прочего сквадрон лидера Катанача — причем это был самый молодой среди командиров такого ранга в Береговом командовании.
Ему исполнилось всего 20 лет! Увы, плена он не пережил: участвовал в Большом побеге и, когда его поймали, он попал в число 50 казненных. Немецкий охотник за ПЛ UJ-1105 Остальные 13 машин 455-го эскадрона смогли добраться до советских аэродромов, причем тоже большая часть — до Африканды. Первым там сел как раз самолет с австралийским экипажем — AD743 прибыл в 02. Но, как мы помним, этот самолет и взлетел самым первым из всех 32 машин. Следующий австралийский «хэмпден» прилетел только в 03. Из оставшейся парочки самолетов Р1287 в 04.
Зима 1918—1919 годов Wikimedia Commons 100 лет назад англичане и французы начали военную интервенцию в Новороссийске, Севастополе, Одессе и других городах Юга России. Белогвардейское командование очень ждало поддержки от стран, которые оно считало своими союзниками по Антанте. Однако реальной помощи не произошло.
Англия и Франция решали на оккупированных территориях собственные задачи, в которых не было места идеологии «единой и неделимой России». В советское время был принят чересчур упрощенный взгляд на эти события. Господствовала точка зрения, согласно которой единственной целью англичан и французов была поддержка Белого движения в борьбе против Красной армии, которую союзники якобы рассматривали однозначно как врага. В действительности проблема интервенции настолько сложна и многогранна, что не имеет четкой оценки до сих пор. Довольно далеки от истины формулировки советской поры о том, как большевики «решительно разоблачали захватнические, грабительские цели империалистов — интервентов, которые несли трудящимся капиталистическую кабалу и порабощение». Достаточно вспомнить, что в марте 1918 года английский десант высадился в Мурманске «для защиты портов и ресурсов Русского Севера от финнов и немцев» с прямого одобрения наркома по иностранным делам Льва Троцкого. В Крыму и южной Украине военный контингент Антанты сменял немцев, обязанных покинуть оккупированные земли по условиям Компьенского перемирия. Интервенты прибывали в Севастополь и другие города «для поддержания стабильности и порядка». Круг интересов союзников был весьма широк. В хаосе Гражданской войны англичане и французы видели угрозу для Западной Европы.
Мурманск между интервентами.
Высадку десанта с крейсера «Глори» в Мурманске англичане начали 9 марта года, 14 марта в Мурманск прибыл английский крейсер «Кохрэйн» с новым отрядом интервентов, а 18 марта – французский крейсер «Адмирал Об». По сообщению Минобороны РФ, самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 ВВС Великобритании нарушил российскую государственную границу в районе мыса Святой Нос в Мурманской области. Глава администрации города Мурманска Юрий Сердечкин совместно с представителями Северного флота ВМФ России и министром внутренней политики Мурманской области Анной Головиной провели торжественную встречу боевого корабля на набережной морского вокзала.