Новости восстание в твери против щелкана

Реальная основа-восстание жителей Твери против ордынского наместника Шевкала 15 авг. 1327 (см. Восстание в Твери 1327). Тверское восстание 1327 года было одним из самых крупных на Руси народных выступлений против монгольского ига.

Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды

Пассивность тверского князя. Несмотря на всё происходящее, он смиренно терпел, и советовал терпеть жителям, которые приходили к нему жаловаться на произвол Щелкана и его людей. Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером. Когда оно началось, князь Александр Михайлович не предпринял никаких попыток успокоить народ. Подавление восстания в Твери московским князем Иваном Калитой Согласно одной из версий, шапка Мономаха, традиционный головной убор русских князей и царей, была даром хана Узбека Ивану Калите Узнав о происходящем в Твери, где Щелкан и все его люди уже были перебиты, московский князь решил воспользоваться ситуацией.

Главенство это имело вполне материальное выражение — ханский ярлык. Получивший его наделялся также правом сбора дани со всех северо-восточных земель. А сборщик дани для Орды, как известно, собирал ее не только для Орды. По крайней мере на первых порах, успех сопутствовал именно Твери. Иногда это соперничество доходило до открытых войн. Своеобразный апогей — Бортневская битва, произошедшая в декабре 1317 года.

В тверские земли вторгся ордынец Кавгадый. Действовал он, вероятно, в связки с московским князем Юрием Даниловичем. К тому же, одновременно с Кавгадыем, на Тверь напали еще и новгородцы. Тверской князь Михаил Ярославич решил проблему самым смелым способом. Он разбил новгородцев, а затем атаковал войско Кавгадыя, к которому присоединились силы Юрия Московского. Тверичам сопутствовал успех.

Ордынцы и москвичи были разбиты. Кавгадый сдался Михаилу Ярославичу, а вот Юрию Москвоскому удалось ускользнуть. Впрочем, куда важнее, что в плену у тверичей оказалась княжеская супруга — Кончака. Это была не просто княгиня. Кончака приходилась родной сестрой хану Узбеку. Именно ее браком с Юрием Даниловичем, скорее всего, объясняется большое потепление в отношениях Орды и Москвы.

На беду, Кончака тверского плена не выдержала и умерла в темнице. Юрий Данилович отправился к хану и рассказал ему о своей скорби. Смерть Кончаки он представил, как намеренное убийство. А ведь у Узбека и без того были поводы для недовольства Тверью. Михаила Ярославича вызвали в Орду, ханский суд приговорил его к смерти и казнили. История получила кровавое продолжение.

Не выдайте! Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 1326 г. Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю хану Узбеку «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского.

Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании. Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи. Повести о Шевкале.

Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть.

Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени. И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте! Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала.

Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней.

От этого удара Тверское княжество не смогло оправиться больше никогда. За свою преданность Москва получила право сбора дани на Руси. Монголы въезжают в православный храм во время службы.

Почему Иван Калита подавил восстание в Твери

Читайте в нашей статье на почему произошло антиордынское восстание против Чолхана в Твери, кто был зачинщиком мятежа, итоги бунт. 1340-х гг., о его успешн. Поводом к бунту против ордынцев в Твери стала попытка людей из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. Антиордынское восстание в Твери 1327 года. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло одно из крупнейших восстаний против золотоордынского ига. Результатом подавления восстания в Твери стало изменение расстановки сил в северо-восточных русских княжествах.

Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды

Утрата Тверью статуса сильнейшего русского города и возвышение Москвы. Переход власти к Константину и Василию Кашинским. Получение великокняжеских ханских ярлыков Иваном Калитой и суздальским князем. Перераспределение политического влияния на северо-западе Руси. Тем не менее, в Золотой Орде оценили риск сопротивления русских городов. После этого разорительные набеги баскаков прекратились. Причины поражения Наличие сильного политического соперника в лице Москвы. Отказ соседей поддержать князя Александра Михайловича. Неравенство сил — тверской правитель не мог в одиночку противостоять объединённым войскам карательной экспедиции.

Историческое значение Антиордынское восстание послужило утрате Тверью политического влияния. Постепенно русские княжества стали объединяться вокруг Москвы. Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, татаро-монгольские завоеватели впредь не позволяли себе подобных бесчинств. Литература: Н. История государства Российского в 12 томах. Источники по истории антимонгольского восстания в Твери в 1327 году.

Русская летописная история. Книга 7. Непосредственным сигналом к началу восстания послужила попытка ордынцев 15 августа отобрать на торгу кобылицу у дьякона Дудко. Это было явным нарушением традиционных порядков Монгольской империи , поскольку монголы не притесняли духовенство, по крайней мере, в мирное время, не облагали его данью и не подвергали поборам. Дьякон призвал на помощь «мужей тверских». Отряд Александра Михайловича нанёс поражение отряду Чол-хана, который попытался укрыться в княжеском дворце. Однако великий князь поджёг сени дворца, где эмир, «сгорев, пропаде».

Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Шапка Мономаха — главная царская шапка великих князей и царей , символ самодержавия в России. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси.

Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 7. Непосредственным сигналом к началу восстания послужила попытка ордынцев 15 августа отобрать на торгу кобылицу у дьякона Дудко. Это было явным нарушением традиционных порядков Монгольской империи , поскольку монголы не притесняли духовенство, по крайней мере, в мирное время, не облагали его данью и не подвергали поборам. Дьякон призвал на помощь «мужей тверских». Отряд Александра Михайловича нанёс поражение отряду Чол-хана, который попытался укрыться в княжеском дворце.

Восстание в твери 1327

Бунт Твери против Орды. Восстание в Твери Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокие притеснения, которым подвергал горожан присланный в Тверь из Орды баскак Чол-хан (Шевкал, Щелкан). Почему Иван Калита участвовал в подавлении восстания в Твери, Последствия восстания в Твери в 1327 г. Тверское восстание 1327 года было одним из самых крупных на Руси народных выступлений против монгольского ига. Читайте в нашей статье на почему произошло антиордынское восстание против Чолхана в Твери, кто был зачинщиком мятежа, итоги бунт.

Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)

Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей. 1327 Год восстание в Твери против Чолхана. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. 1340-х гг., о его успешн. В августе 1327 года в Твери началось восстание, направленное против власти Золотой Орды. В августе 1327 года в Твери началось восстание, направленное против власти Золотой Орды.

Бунт Твери против Орды

Иван Калита (1325-1340). первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. Бунт Твери против Орды. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества. 1327 Год восстание в Твери против Чолхана.

Что, если бы не было Тверского восстания

Гибель Александра в Орде 1339 изображена как мученическая кончина за веру: "Получи желание свое, еже за христианы течение съверьшити, и въсприят мучениа добро победный венец от рукы Вседрьжителя"4. В этой версии "Летописца" князя Бориса Александровича, повидимому, и следует видеть источник вполне книжной версии рассказа о Шевкале, условно названного нами вторым типом рассказа и носящего на себе следы московской политической редакции5. Лурье показал связь сюжета "Песни о Щелкане" с изображениями на рогатине князя Бориса Александровича тверского, тем самым вскрыв большую популярность этого произведения в Твери первой половины XV века. Автор склонен отнести к этому времени возникновение и "Песни о Щелкане"6.

Тем самым он положил конец попытке истолковать "Песню о Щелкане" как сатирическое произведение скоморохов Москвы XVI в. Лурье дополнительно отметил, что отношение "Песни" к татарам, которые представлены в ней без издевки и насмешки, как реальная и грозная власть, не позволяет 1 Любопытно, что в Симеоньевской летописи, отразившей свод 1327 г. Летописные своды Тверского княжества, стр.

В смысле проведения той же тенденции любопытна замена новгородского архиепископа Василия в рассказе об обучении юного князя Михаила Александровича "митрополитом Киевьским Фегнастом". Однако эта же черта песни, как нам кажется, ведёт не к первой половине XV в. С конца XIV в.

В это время и в первой половине XV в. Международный авторитет Тверского княжества этого времени также способствовал переоценке отношения к недавно безраздельной власти монголов. Это позволяет думать, что "Песня о Щелкане" с её ясно выраженным пиететом к монголам возникла ещё до периода князей Михаила и Бориса Александровичей, с именами которых связан зенит политического могущества Твери.

Нам представляется более вероятным отнести появление "Песни" ко времени второй четверти XIV в. Реализм и историческая конкретность "Песни" указывают, как мы отмечали, что она слагалась под свежим впечатлением события, сохранив многие бытовые и исторические его подробности, особенно яркие в варианте Кирши Данилова, стоящем, несомненно, ближе других к первоначальному содержанию и характеру произведения. Мы видели выше, что ходячий народный рассказ о шевкаловщине был внесен в Тверскую летопись, сохранив почти в нетронутом виде свою непосредственную свежесть и простоту.

Не менее симптоматично появление в великокняжеском своде 1305 г. Это повествование носит характер устного народного рассказа, сложившегося из сообщений купцов, как предполагает М. Приселков, где-либо во Владимиро-Суздальской или Новгородской области3.

Едва ли есть необходимость в этом территориальном ограничении, так как Тверь была одним из крупнейших торговых центров русского средневековья, и здесь этот бродячий рассказ мог услышать тверской сводчик 1305 года. Стоит напомнить сюжет данного повествования: некий "бесерменин злохитр и вельми зол", по имени Ахмат, державший "баскачьство Курьскаго княжениа", откупал дань, отягощая князей и чёрных людей. Его отрады, стоявшие в двух слободах на земле князя рыльского Олега, опустошали поборами и насилиями округу.

По жалобе Олега хану Телебуге Олег и Святослав князь липовичьский силами татарского отряда изгоняют отряды Ахмата из этих слобод. Ахмат донёс хану Ногаю о происшедшем; Олег был вызван к хану, но он побоялся ехать в ханскую ставку. Тем временем князь Святослав липовичьский, без извещения Олега, снова ударил на татарские слободы "в ночи - разбоем".

Ногай послал карательный отряд в землю Олега; князь бежал к своему хану Телебуге, а Святослав скрылся а Воронежских лесах; татары, ограбив землю, восстановили разбитые Олегом слободы, куда свели полон и награбленное добро. Приведённые к Ахмату бояре были казнены; их одежды были отданы находившимся тут "гостям-паломникам", с тем чтобы они ходили по землям и разносили молву, что такая же казнь ждёт всякого, кто будет противиться баскакам. Трупы обезглавленных бояр были повешены на деревьях, а их отрубленные головы и правые руки татары собирались послать для устрашения "по землям", но так как округа была опустошена и устрашать было некого, бросили "псам на снедь".

Многие люди, ограбленные донага, замёрзли; "Се же великое зло сътворися грех ради наших; Бог бо казнить человека человеком, тако сего бесерменина навёл злаго за нашу неправду, мню же, - поясняет сводчик, - и князей ради, понеже живяху в которе. Много имам писати, но то оставим". Далее под 1284 г.

Братья Ахмата, оставленные им в слободах, бежали к нему в Курск. Олег потребовал, чтобы Святослав шёл Орду держать ответ перед ханом, но тот отказался. Олег привёл татар "и уби князя Святослава по царёву слову, и потом брат Святославль князь Александр уби князя Олега и Давида сына его, на едином месте, и сътворил радость диаволу и его поспешнику бесерменину Ахмату"4.

Политическая мораль этого повествования совершенно недвусмысленно подчёркнута автором и более ярко и сильно была выражена столетием раньше в "Слове о полку Игореве". Это-гибельность для Руси княжеских "котор", которые к тому же осложнялись устанавливавшимся двоевластием в самой Орде. Оттенённые в конце повествования взаимное истребление князей я роль в этом татар как бы дополняли курской иллюстрацией те кровавые раздоры, которые происходили в среднерусских княжествах.

Рассказ о баскаке Ахмате ярко иллюстрирует отмеченную К. Марксом политику, которая состояла в сталкиваний княжеских интересов и в истощении русской силы в бесплодных "которах". Лаврентьевская летопись история текста.

Симеоньевская летопись 1283 - 1284 гг. Описываемые события относятся к 1287 - 1293 гг. По политическим соображениям, автор рассказа об Ахмате умолчал о своих дальнейших умозаключениях "много имам писати, но то оставим" 2.

Ой, видимо, рассчитывал на возможность объединения усилий князей в борьбе против татар. Смысл повести заключается не в устрашении читателя рассказом о расправе Ахмата, а в возбуждении ненависти к баскакам и укреплении у читателя мысли о реальной возможности борьбы с ними при условии, если будут ликвидированы княжеские "которы". Реальный выход указывала сама "жизнь - усиление великокняжеской власти, за которое и шла борьба между Москвой и Тверью.

Характерно, что это повествование, тематически не связанное с содержанием летописного свода, вошло в его состав наряду с официальными летописными источниками. Несомненно, введение в изложение великокняжеского свода народного рассказа о баскаке Ахмате не было личной инициативой сводчика и, во всяком случае, было согласовано с заказчиком свода Михаилом Ярославичем. Отсюда можно заключить о политической преднамеренности занесения данного сюжета в официальный свод тверского князя3.

Народное возмущение против татар накапливалось в Твери ещё задолго до восстания 1327 г. Сообщение летописи о Дюденевой рати 1293 г. Тогда велика бысть печаль Тферичем, понежь князя их Михаила не бяше в земли их, но в Орде, и Тферичи целоваша крест, бояре к черным людем, такоже и черныя люди к бояром, что стати с единого, битися с Татары; бяше бося умножило людей и прибеглых в Тфери и из иных княженей и волостей перед ратью".

Тем временем подоспел князь Михаил, и татары, узнав об его прибытии, "не поидыша ратью к Тфери", свернув на Волок. Однако зимой того же 1293 г. Тверь не избежала расправы карательного отряда "царя Токтомеря" хана Тохты за попытку князя Михаила завязать связь с ордой хана Ногзя4.

Текст подчёркивает единство низов и боярских кругов города в стремлении сопротивляться татарам; это находит отклик в "Песне о Щелкане", где Борисовичи - тысяцкий Михайло Шетнев вместе с братом - являются участниками расправы над Шевкалом. Приведённые факты показывают, что в этой напряжённой обстановке в Твери особенно внимательно следили за деятельностью татар. В народных массах слагались рассказы на эту тему.

Одно из таких народных сказаний - о баскаке Ахмате - было лаже внесено в великокняжеский свод 1305 г. Естественно, что взрыв народного гнева - восстание 1327 г.

Тверь же из одного из двух крупнейших городов Северо-Восточной Руси превратилась в своеобразное захолустье.

Между тем, не случись восстания, которое могло удовлетворить потребность в мести, но глобально было обречено на провал, и Тверь сохранила бы свои достаточно крепкие позиции. Митрополит Феогност отлучил Александра Тверского от церкви Дело в том, что до 1327-го года ханы в делах Руси руководствовались принципом «разделяй и властвуй». Ярлык они часто передавали из рук в руки, следя за тем, чтобы никто не усилился чрезмерно.

Таким образом, с одной стороны поддерживалась политическая конкуренция, с другой — плодилась раздробленности внутри Руси. Так как один из конкурентов себя дискредитировал, то Орде ничего не оставалась, как отдать все на откуп Москве, проявившей преданность в сложной ситуации. Едва ли Александр мог предотвратить восстание.

Его ошибка, как показало время, состояла в том, что он не сориентировался уже после него. Сил бороться с Ордой в тот момент не было ни у кого. А риск прихода карателей существовал.

Тверской князь мог сам поехать к хану и представить ему свою точку зрения. Приехал бы до Калиты, смог бы убедить Узбека в том, что произошло недоразумение, и сохранил бы крепкий и мощный город, готовый к дальнейшему росту. И, возможно, поднакопив сил, Тверь все же сумела бы побороть Москву в борьбе за великокняжеский престол.

Но путь открытого выступления против Орды был самоубийством. Что изменилось бы? Он был бы веком суровый феодальных войн.

Москва и Тверь рубились бы еще долго. Вот только монголы тоже слабели. Причем на глазах.

Великую Империю, частью которой была Золотая Орда, раздирали склоки. Совсем скоро крушить ее начнет Тамерлан. Пройдет сто лет и Золотая Орда развалится на несколько маленьких орд.

А Москва и Тверь могли пойти, например, по испанскому пути. Испания в Средние Века находилась в похожей ситуации.

Иван Калита решил воспользоваться ситуацией и отправился в Орду, где предложил Чолхану помочь восстановить власть над Тверским княжеством. Хан выделил Калите 50-тысячное войско, к которому присоединились силы Александра Васильевича Суздальского. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, Александр бежал сначала в Новгород, потом во Псков и оттуда — в Литву. За что Иван Калита получил ярлык на княжение в Костроме Иван получил ханский ярлык на Великий Новгород и Кострому 691 год назад, 26 марта 1328 года Владимир и Поволжье достались Александру Васильевичу. Спустя ещё четыре года внук Александра Невского добился ярлыка на Владимирское великое княжество и был объявлен великим князем Всея Руси.

В ходе столкновения были сожжены города и деревни по всей территории Тверского княжества. Александр Михайлович был вынужден бежать из города. Князь остановился сначала в Великом Новгороде, затем бежал дальше в Псков. А в 1329 году отправился в Княжество Литовское, где пробыл 1. Митрополит Феогност принял решение об отлучении от церкви Александра Михайловича и всех псковичей. Последствия Политическими и экономическими последствиями подавления восстания в Твери стало: княжество было почти полностью разорено; жители города были уничтожены, выживших забрали в другие города;Москва возвысилась над Тверью, по прошествии времени город так и не смог вернуть себе своего величия; начало возвышения московского княжества. Москва становится самым главным городом древней Руси; Великий князь московский получил в свое управление ярлык для правления городами: В. Новогородом и Костромой. Суздальский князь стал править Владимиром, Городцом и Н. Новгородом; междоусобная война между князьями была ослаблена.

Причины поражения Рассмотрим причины поражения восстания в Твери. Город столкнулся с сильным и грозным московским соперником. В сложившейся ситуации соседи тверского княжества отказались участвовать в битве и поддержать власть тверского князя. Все привело к неравенству сил, что привело к глобальному поражению. Таким было первое восстание русского народа против татаро-монгольского ига.

Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери?

15 августа 1327 года состоялось первое крупное антиордынское восстание в Твери. Летом 1327 года из Орды в Тверь прибыл посол Чолхан (Щелкан, Шевкал). Восстание в Твери против Ордынцев. Восстание в Твери 1327 года. В 1327 году в Твери вспыхнуло яростное антимонгольское восстание.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий