Новости василий великий григорий богослов и иоанн златоуст

12.02.2016Новости. Великие-Вселенские-учителя-и-святители-Василий-Великий-Иоанн-Златоуст-Григорий-Богослов Праздник трех вселенских святителей был установлен в 1084 году. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и все святые имели эту великую благодать, они непрестанно были с Богом, непрестанно молились. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Василий Великий — светило церковное, иерарх, который всегда и везде, как только поминается святительский сонм, именуется первым, на первом месте, как бы предстоятель всего святительского сонма.

Икона «Три святых»: история и описание образа

Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним.

Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире.

Получив образование, Василий крестился, а затем отправился в путешествие в монашеские обители Египта, Сирии и Палестины. Поселился он в малоазийской пустыне для аскетических подвигов, куда привлёк и святителя Григория Богослова. Но светильники Божьи, конечно же, не могут укрыться в пещерах. Когда слава о пустынниках достигла Кесарии Каппадокийской, Василий был призван на архиерейское служение.

Историк протоиерей Георгий Флоровский писал: «Святитель Василий был пастырь по призванию, пастырь по темпераменту. Он был человек воли прежде всего… В 370 году епископ Кесарии Евсевий умер, и на кафедру был избран Василий — не без труда и не без сопротивления: часть епархии отказалась ему повиноваться. Прежде всего новому епископу нужно было умиротворить свою паству, и он достигает этого и силой власти, и силой слова, и силой милосердия — ещё раньше, во время страшного голода святитель Василий продал своё наследственное имение и отдал все деньги в пользу голодающих... Но именно тогда споры с арианами о природе Святой Троице напомним, что основоположник арианской ереси Арий из Александрии учил, что Христос сотворён Богом и не единосущен Ему вдруг захватили всех — даже самых простых горожан. Не знаю, как надлежит назвать это зло — бредом или сумасшествием и такой повальною болезнью, которая производит помешательство в рассудке».

Споры часто опирались на военную силу. Так, новый епископ Александрии Георгий, арианин и близкий друг императора Валента, распорядился всех неугодных священнослужителей продать в рабство на рудники, а прихожан, осмелившихся выступать в защиту гонимых епископов, велел высечь плетьми и изгнать из города. В итоге вскоре во всей Римской империи остался всего лишь один православный епископ — святитель Василий, да и тот всё время был вынужден скрывать свои взгляды. Не раз и Василию угрожала опасность — так, префект Кесарии по имени Модест однажды под угрозами пыток и смертной казни попытался склонить святого к принятию арианства. Но в ответ на угрозы святитель просто рассмеялся: — Всё это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство.

Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не моё, и всякое, куда меня ни кинут, будет моё. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем. А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь.

Может быть, ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всём ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом.

Богослужение возглавил иерей Илья Комягин. Ему сослужил дьякон Стефан Бойко.

По окончании Божественной литургии была отслужена лития об усопших. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих.

Знать ожесточённо спорила об этом во дворцах, а народ на городских площадях кричал так, что едва не доходил до рукоприкладства… Тогда Евхаитскому митрополиту Иоанну во сне явились все три святых и повелели установить для них один общий день памяти — Собор Вселенских Учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство», — так писал об этом чудесном видении святитель Димитрий Ростовский. Столь горячие споры о достоинстве святителей служили ярчайшим доказательством их глубокого почитания в среде православных христиан.

Но вот за что они его удостоились? Дедушка и бабушка святого стали мучениками во время Диоклетианова гонения. Дядя будущего святителя был епископом. Святые родители Василия воспитали в христианском благочестии девять детей. Из них трое стали епископами, а ещё двое — известными иноками. Помимо святителя Василия Великого, сегодня мы чтим в лике святых его брата святителя Григория Нисского и их сестру — преподобную Макрину. Литургия святителя Василия Великого Отец святителя принадлежал к числу местной аристократии.

Семейный достаток позволил будущему владыке получить лучшее богословское образование своего времени и дополнить его в Афинах всеми достижениями античных философов. Во время учёбы в лучшей на тот момент философской школе, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской познакомился со многими другими известными людьми своего времени. Например с будущим святителем Григорием Богословом, с которым он крепко сдружился или с будущим императором Юлианом, получившим за свою пропаганду язычества в христианской империи прозвище «Отступник». Великолепное образование позволило святому архиепископу сформулировать православное учение о Святой Троице, благодаря которому были побеждены ереси Ария и Македония и навсегда прекращены тринитарные споры. Но святитель Василий Великий известен не только своими богословскими трудами. Святой оставил после себя множество сочинений нравственной тематики и трактатов, посвящённых устроению монашеской и канонической церковной жизни. Святитель Василий способствовал упорядочению жизни монашества.

Он был последовательным сторонником общежительного иночества, предписывал мужчинам и женщинам создавать строго раздельные обители, а также настаивал на том, что монахи не должны навсегда запираться в монастыре. Василий Великий считал, что после ухода от мира и приобретении навыка духовной жизни, монах должен вернуться к общественному служению и помочь обрести этот навык другим верующим. Святитель писал о необходимости социального служении монахов — создании при монастырях школ, больниц, библиотек и странноприимных домов.

12 февраля — день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Сторонники Василия Великого выделяли его первым, поскольку он лучше всех смог объяснить тайну Божественной природы; сторонники Григория Богослова были за великолепное изложение им Божественного учения, чистоту языка и особое созерцание Божественности; сторонники Иоанна Златоуста — за наиценнейшее толкование Священного Писания и горячие проповеди. Они дали наставление объединить их память «в один праздник», после чего возвысились на небо и обращались друг к другу по имени, показывая тем самым равенство между собой. Поскольку Иоанну доверяли, и никто не сомневался в его искренности и добром сердце, Церковь установила празднование Собора трех святителей 12 февраля. Символичным является то, что трех святителей нередко называют олицетворением Святой Троицы. Но называют их "земной троицей", которая своим учением и трудом сформировала ту основу Православной Церкви, на которой зиждется наша вера, и которые развивали догматы о Святой Троице так, что и поныне теперь мы, православные христиане, можем не сомневаться в истинности нашего учения, развитого и истолкованного "вселенскими учителями".

Будучи физически слабым человеком, в Команах он предает свою жизнь Господу. До сих пор в Сухуми сохраняется первое место его погребения, гробница. Григорий Богослов тоже был человеком слабого здоровья, но здорового ума, с обширными знаниями высочайшего богословия. Он был гоним, его не признавали: как патриарха Константинопольского его многие не приняли.

Он свободно расстается с патриаршей кафедрой и умоляет царя Феодосия, чтобы тот отпустил его в глушь, в деревню. Он удаляется от этого мира и посвящает остатки своих лет молитве, не переставая трудиться над богословскими трудами. В 389 году он отошел к Богу. Всех их объединяют целомудрие и чистота, великие познания в области многих человеческих наук, монашеская аскеза. Они накладывали на себя дополнительные подвиги: спали на голой земле и так далее. Их объединяла такая любовь ко Христу, о которой говорил апостол Павел: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Для них смерть была приобретением, они готовы были отдать свою жизнь ради того, чтобы не помрачить образ Пресвятой Троицы и истины. Память каждого из этих святителей по отдельности праздновалась в разное время, а именно совместное празднование появилось гораздо позднее. Знаете, было сообщество таких людей, которые принимали, допустим, святителя Иоанна Златоуста как человека милующего и широко образованного, но не принимали Василия Великого, очень строгого, у которого очень трудно было получить прощение за свои согрешения.

Кто-то почитал Григория Богослова и не совсем почитал других святых. И вот однажды во времена императора Алексея Комнина некоему святому подвижнику, епископу Иоанну, явились три святители и сказали: «Мы — друзья, мы почитаем друг друга, мы единомысленны друг с другом, мы слушаем друг друга и всегда были, есть и будем вместе». С того времени утвердили совместный праздник трех святителей, который у нас празднуется 12 февраля по новому стилю. Такова история возникновения этого праздника. И все споры в отношении предпочтения того или иного святого сразу же улеглись, все умиротворились, все оказались на стороне истины, на стороне православия, на стороне любви. Сейчас возникают споры о том, когда же все-таки принимать крещение: в младенчестве или в сознательном возрасте. Эти споры то затихают, то снова будоражат. И один из аргументов, который приводят известные богословы современности: три великих святителя, двое из которых составили Божественную литургию, крестились в зрелом возрасте. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Как правило, крестились ближе к 33 годам. Потому что боялись, что крещеный человек, соприкасаясь с языческим миром, снова возвратится к тем страстям, от которых он отошел, исповедуя имя Христово. Поэтому ожидали такого возраста, в котором человек более устойчив к страстям этого мира. Допустим, святитель Иоанн Златоуст если я правильно вспоминаю крестился в 20 лет. Святитель Григорий Богослов — примерно в 33 года. Потом такая традиция постепенно утратилась, стали крестить младенцев, потому что верующие родители брали на себя обязанность воспитывать своих детей в духе христианской православной веры. С одной стороны, это и правильно, ибо за этих младенцев Церковь может молиться, когда они находятся в бедственном состоянии. С другой стороны, если неверующие родители крестят своих детей — это неправильно.

А в Кесарию вновь приехал лишь после воцарения императора Валента, приверженца ереси Ария , когда для православия наступили тяжелые времена и «предстояла великая борьба». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал лишь второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером. Составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место. Но болезни, труды, воздержание, заботы и скорби рано истощили его силы: преставился святитель Василий 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Ему было всего 49 лет. Григорий Богослов Однокашник императора-отступника Святитель Григорий Богослов Архиепископ Константинопольский, богослов, близкий друг и сподвижник Василия Великого, Григорий Назианзин, вошедший в историю Церкви как Григорий Богослов, родился около 329 года в городе Арианза в Каппадокии. Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе. Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии. Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь. А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. Епископ поневоле А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими. Григорий остановился в доме своих родственников, устроил там в одной из комнат домовую церковь и начал совершать богослужения. В этой церкви в 380 году он произнес свои знаменитые пять слов «О богословии», принесшие ему славу Богослова. Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория.

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста

Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Василий Великий — светило церковное, иерарх, который всегда и везде, как только поминается святительский сонм, именуется первым, на первом месте, как бы предстоятель всего святительского сонма. Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века. В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви.

Святое единство. Главный урок, который нам дали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Три святителя. Икона из ризницы Псково-Печерского монастыря Впоследствии складывается два типа иконографии святых: наиболее распространенное изображение, на котором все трое представлены стоящими рядом, в богослужебных ризах; при этом на иконах последних десятилетий по центру образа чаще всего можно видеть свт. Иоанна Златоуста, однако, есть и другие варианты — в центре образа может помещаться, например, свт. Василий Великий; принципиального значения расположение святых не имеет, ибо, по их же слову, «между ними нет ни первого, ни второго»; образ «Видение Иоанна Мавропода»; чаще всего это — храмовые фрески, на которых представлен Патриарх Иоанн, молитвенно предстоящий Трем Святителям, как говорит об этом предание; такие изображения появляются с XIV в. Почитание К настоящему времени в России известно 257 церквей, а также часовен и молитвенных домов в честь святых. Среди них есть как существовавшие до революции многие из таких храмов не сохранились , так и возведенные в последние годы. Всего же православный мир знает более 340 церквей святых. А в Румынии, в городе Яссы, есть даже православный Трехсвятительский мужской монастырь.

Храмы святых есть даже в западных странах. Например, только во Франции Трехсвятительских церквей две, есть также храм в Мельбурне Австралия. Но все это — не католические, а православные храмы, принадлежащие или Русской Церкви, или другим Поместным Церквям. Традиции и приметы дня В сети Интернет можно встретить упоминания о «Трехсвятии», якобы народном названии праздника, а также о различных приметах этого дня. Однако, в работах этнографов конца XIX в. Максимова, М. Забылина ни о каком «Трехсвятии» ничего не говорится.

Наши предки отмечали праздник, прежде всего, посещением церковной службы. Но каких-либо суеверий с этим днем связано не было.

Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св.

Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей.

В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт.

Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы.

Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.

Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми. На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей.

Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский ,.

Проповеди святого сделали его столь известным по всей империи, что однажды его просто выкрали из города по поручению императора и рукоположили в Константинопольского архиепископа. Святитель воспринял случившееся, как волю Божию и со смирением принял кафедру. Здесь он стал неустанно обнажать пороки общества. Под влиянием его проповедей, тысячи прихожан на богослужениях плакали о своих грехах. Воцерковить её. Сформированное ими учение о Торице навсегда прекратило наиболее опасные ереси, а их сочинения об устранении Церкви и монашестве позволили упорядочить и оздоровить внутреннюю церковную жизнь. Именно поэтому они так почитаются Церковью и называются Вселенскими Учителями Церкви — то есть учителями для всех и на все времена. Во времена императора Алексей I Комнина разгорелся спор о том, кто из трёх великих святителей внёс наибольший вклад в жизнь Церкви. Знать ожесточённо спорила об этом во дворцах, а народ на городских площадях.

Тогда Евхаитскому митрополиту Иоанну во сне явились все три святых и повелели установить для них один общий день памяти — Собор Вселенских Учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство», - так писал об этом чудесном видении святитель Димитрий Ростовский. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст покровительствуют православным журналистам, писателям, миссионерам и учёным.

Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

О святителие Христовы и отцы треблаженнии, Василие Великий, церковное светило и столпе непоколебимый, Богослове Григорие, уме богопросвещенный, архиерею превеликий, вкупе же и Златоусте Иоанне, покаяния твердый проповедниче. Общее празднование святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, столь привычное нам, возникло достаточно поздно. Сегодня великий праздник трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»)

Все три святых отца всегда глубоко почитались православными христианами, однако в древности в Константинополе одно время долго спорили о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Часть верующих особо чтила святителя Василия, другая — Григория Богослова, а третья — святителя Иоанна Златоуста.

Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной.

В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство», — так писал об этом чудесном видении святитель Димитрий Ростовский. Столь горячие споры о достоинстве святителей служили ярчайшим доказательством их глубокого почитания в среде православных христиан. Но вот за что они его удостоились?

Дедушка и бабушка святого стали мучениками во время Диоклетианова гонения. Дядя будущего святителя был епископом. Святые родители Василия воспитали в христианском благочестии девять детей.

Из них трое стали епископами, а ещё двое — известными иноками. Помимо святителя Василия Великого, сегодня мы чтим в лике святых его брата святителя Григория Нисского и их сестру — преподобную Макрину. Литургия святителя Василия Великого Отец святителя принадлежал к числу местной аристократии.

Семейный достаток позволил будущему владыке получить лучшее богословское образование своего времени и дополнить его в Афинах всеми достижениями античных философов. Во время учёбы в лучшей на тот момент философской школе, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской познакомился со многими другими известными людьми своего времени. Например с будущим святителем Григорием Богословом, с которым он крепко сдружился или с будущим императором Юлианом, получившим за свою пропаганду язычества в христианской империи прозвище «Отступник».

Великолепное образование позволило святому архиепископу сформулировать православное учение о Святой Троице, благодаря которому были побеждены ереси Ария и Македония и навсегда прекращены тринитарные споры. Но святитель Василий Великий известен не только своими богословскими трудами. Святой оставил после себя множество сочинений нравственной тематики и трактатов, посвящённых устроению монашеской и канонической церковной жизни.

Святитель Василий способствовал упорядочению жизни монашества. Он был последовательным сторонником общежительного иночества, предписывал мужчинам и женщинам создавать строго раздельные обители, а также настаивал на том, что монахи не должны навсегда запираться в монастыре. Василий Великий считал, что после ухода от мира и приобретении навыка духовной жизни, монах должен вернуться к общественному служению и помочь обрести этот навык другим верующим.

Святитель писал о необходимости социального служении монахов — создании при монастырях школ, больниц, библиотек и странноприимных домов. Святителю Василию Великому принадлежит идея первого комплексного центра социальной помощи, который в честь него получил имя «Василиды».

Почитание Трех Святителей было настолько глубоким в народе, что среди него произошло разделение на враждующих друг с другом василиан, григориан и иоаннитов. Василия Великого почитали как мужа твердого нрава, замечающего и искореняющего все согрешения, и как аскета в личной жизни, чуждого всего земного, ниже его ставили Иоанна Златоуста как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали Иоанна Златоуста как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние и в то же время отделявшего грех от грешника и неустанного боровшегося с грехом, поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова. Почитатели же святого Григория Богослова утверждали, что он своим искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. По церковному преданию, чтобы положить конец спорам, Три Святителя явились в 1084 году Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом и повелели установить общий день празднования их памяти. После видения Владыка Иоанн Мавропод тут же примирил враждующих и установил новый праздник на 30 января - 12 февраля по новому стилю, так как все трое вспоминались именно в этом месяце.

В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе месяце совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день - Василия Великого, в двадцать пятый - божественного Григория, а в двадцать седьмой - святого Златоуста, - то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало. Необходимо добавить о них и следующее. Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея сорок лет от рождения, и в течение восьми слишком лет был предстоятелем церкви. Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом. Он был святителем в Константинополе двенадцать лет, утверждая православие. Пожив затем малое время на патриаршем престоле как об этом пишется в его житии , он оставил престол по преклонности возраста и, имея шестьдесят, отошел в горные обители. О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил шестьдесят лет; пастырем Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки.

Житие и праздник Трех святителей

Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. В самом начале января месяца прославляли мы Святителя Василия Великого, сравнительно недавно Святителя Григория Богослова, а совсем недавно было перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. Хотя святитель Иоанн Златоуст был родом из Антиохии и не входил в число Великих каппадокийцев, однако этот величайший святой вспоминается в один день вместе со святыми Василием Великим и Григорием Богословом. 12 февраля в день памяти Собора вселенских учителей и Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в нашем храме состоялась Божественная литургия.

Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Икона «Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст» (середина XVI в.). Василий Великий, Григорий Богослов (Назианзин) и Иоанн Златоуст. Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому.

Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Было пропето на хорах и в алтаре по гречески "Святый Боже". Прихожанин нашего храма доктор Забулис прочитал Апостол на родном греческом языке. На сугубой ектенье хор пел трижды "Кирие Элейсон" после каждого прошения. После евхаристического канона матушка Кристина Орлова исполнила соло "Достойно есть" на греческом языке.

Он оставил нам более полутысячи стихотворений христианской тематики, а его богословские и нравственные сочинения были зафиксированы в форме речей и писем. Их известно около трёхсот.

Святитель Василий Великий не дожил трёх лет до Второго Вселенского собора, на котором окончательно были побеждены ереси, направленные против божества Господа Иисуса Христа и Духа Святого. А вот голос Константинопольского архиепископа Григория на этом соборе стал одним из самых весомых. Считая его наиболее совершенным, к богословском наследию святителя позднее обращались многие великие церковные иерархи Востока и Запада. Он был моложе их на двадцать лет и своими трудами продолжил их наследие. Иоанн также происходил из состоятельной христианской семьи, был воспитан матерью в глубоком почтении к Богу и получил лучшее по тому времени христианское и античное образование.

Его учителем был знаменитый оратор Ливаний. В юности Иоанн мечтал о монашестве. После смерти матери он на два года ушёл отшельничать в горы, но из-за крайней слабости здоровья был вынужден вернуться жить в родную Антиохию. Здесь учёный муж быстро стал диаконом, а затем пресвитером. Он посещал больных, кормил малоимущих и неустанно проповедовал Слово Божие.

Проповеди святого сделали его столь известным по всей империи, что однажды его просто выкрали из города по поручению императора и рукоположили в Константинопольского архиепископа. Святитель воспринял случившееся, как волю Божию и со смирением принял кафедру.

Но такая суровая аскеза оказалась ему не по силам: он заболел и вынужден был вернуться в Антиохию, где его вскоре рукоположили сначала в диакона, а потом в священника. Последовавшие затем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем в храме каждый день кормили до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных. Он оказался блестящим проповедником, за что и получил от паствы прозвище Златоуст. Двенадцать лет он дважды в неделю, а то и ежедневно, проповедовал в храме.

В этот период он написал толкования на Священное Писание, множество бесед на отдельные библейские тексты, поучений на праздники, похвальных слов святым и апологетических текстов. Его рассуждения об устройстве человеческих взаимоотношений, о христианской семье, воспитании детей, молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, христианской взаимопомощи и благотворительности стали классикой христианской литературы. И скоро слава Иоанна Златоуста гремела во всем христианском мире. Поэтому в 397 году именно его возвели на освободившуюся Константинопольскую кафедру. Святителю Иоанну было тогда чуть больше пятидесяти. Перенесение честных мощей Святого Иоанна Златоуста. Ярославль или Романово-Борисоглебск, XVIII век Плата за правду Он начал с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов, а средства, предназначенные для архиепископа, тратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников.

Он писал богослужебные тексты — даже составил свой чин литургии, посылал опытных проповедников к кельтам, скифам, славянам и готам, боролся с ересями, поставил епископа для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя сурового обличителя, что навлекло на него гнев императрицы Евдоксии, жены императора Аркадия. С помощью Александрийского архиепископа Феофила, объединившего недовольных Иоанном епископов, императрица в 403 году собрала так называемый Собор «при Дубе», который осудил его по мелочным и ложным обвинениям, главным из которых было «оскорбление императрицы». За это Иоанна приговорили низложить и предать казни. Но император заменил казнь изгнанием. В марте 404 года приговор был утвержден, а в октябре императрица Евдоксия скончалась. Даже язычники усмотрели в этом небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Иоанн же, находясь в ссылке в Армении, продолжал утешать, наставлять и поддерживать своих последователей — за два года он написал множество писем епископам Азии, Африки и Европы и своим друзьям в Константинополе их сохранилось 245. Из Абхазии в Рим С зимы 406 года болезнь приковала его к постели. Но враги его не унимались: из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт Пицунду в Абхазии. Но по дороге, в городе Команы, где за сто лет до этого принял смерть за Христа великомученик Василиск, силы оставили святителя, и 14 сентября 407 года он скончался. Там его и похоронили. В 1204 году крестоносцы вывезли их в Рим и только 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, их вместе с мощами Григория Богослова вернули Константинопольской Церкви. Уважаемые друзья!

Обязательно подписывайтесь на сайт, ставьте лайки и делитесь своим мнением в комментариях!

Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство».

После этого митрополит Иоанн и установил совместное празднование трёх великих учителей Церкви, а так же составил каноны, тропари и похвалы к празднику. Поздравляем всех причастных с тезоименитством!

Икона «Три святых»: история и описание образа

Трое святителей – Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов названы Вселенскими Учителями, ибо их изложение Христианского Учения принято всей Церковью за образец и по содержанию, и по стилю, и по духу. Ко дню памяти Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоутого предлагаем читателям цитаты святителей о том, что поможет не сбиться с дороги по пути к Богу. праздничный день, когда Церковь чтит учителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - это Собор трех святителей, празднование триады вселенских столпов Православия. Наша православная вера, которую проповедовали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, — это единственно верный путь ко спасению.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий