Николай Цискаридзе-PRO-БАЛЕТ-выпуск#35-Баядерка-русская версия-PRO-BALLET-part#35. Главные новости о персоне Николай Цискаридзе на. В издательстве АСТ вышел второй том воспоминаний народного артиста России, премьера Большого театра Николая Цискаридзе. Артист балета Николай Цискаридзе в разговоре с заявил, что планка русского балета понизилась задолго до западных санкций. Теперь, 19 и 20 декабря знаменитый сказочный балет Чайковского на сцене Кремлевского дворца исполнят ученики Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, которую Цискаридзе возглавляет уже десять лет.
«Я был круглый отличник, и мне это очень помогло»: секреты успеха Николая Цискаридзе
Николай Цискаридзе назвал балет «Щелкунчик» в Большом театре обманом зрителей | Действительно ли Николай Цискаридзе уходит из мира балета? |
Цискаридзе: «Лебединое озеро» могут исполнять только Мариинский и Большой театры | Николай Цискаридзе Фото: РИА «Новости». |
Н Цискаридзе Интервью (декабрь 2023) | все все последние события с участием Nikolaj Ciskaridze и их обсуждение на сайте |
"Интервью": Николай Цискаридзе – о балете и русской культуре – Москва 24, 02.02.2024 | Онлайн пресс-конференция Н.М. Цискаридзе, и.о. ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, в пресс-центре ТАСС.4 октября 2023 |
Николай Цискаридзе назвал балет «Щелкунчик» в Большом театре обманом зрителей
Но театральное руководство оставило послание незамеченным. И не потому, что питало ко мне теплые чувства, а оттого, что билеты на спектакли с моим участием стоили больших денег и разлетались моментально. Потому что как только произносят фамилию Цискаридзе, в воображении сразу встают колоны и квадрига Аполлона Большого театра». Фото: из автобиографии Николая Цискаридзе — «Мой театр. Книга II», издательство АСТ «… Я знал, что ухожу из театра с гордо поднятой головой — с повышением и на значительный пост ректором Академии Русского балета им. Вагановой - Ред. Однако те, кто субсидировал и осуществлял компанию «против Цискаридзе», оказались не в курсе этих планов. Руководители ГАБТа пребывали в уверенности, что, узнав о непродлении своих контрактов, я начну отстаивать свои права и скандалить. Буквально на следующий день на пресс-конференции, устроенной по поводу премьеры «Князя Игоря» в провальной режиссуре Ю.
Любимова, они первым делом поторопилось объявить, что Большой театр расторгает договоры с Н. Все мировые СМИ, по-моему, дали о том информацию. Я к своим, раскалившимся от трезвона, телефонам просто не подходил. Журналисты осаждали меня с новой силой, вытворяя невесть что... Вот, некоторые фрагменты из его новой книги: «На самом деле, в молодости я был лишен каких бы то ни было амбиций в смысле руководства. Если бы мне не мешали работать, я бы носа из репетиционного зала не высунул. Никогда не рвался на эти посты, у меня были совсем другие приоритеты, творческие. В школе меня выбирали старостой, когда все другие не справлялись или просто не хотели этим заниматься.
Типа: «Давайте проголосуем за Цискаридзе, пусть работает, всё равно никто не хочет!
Это первые ступени пути к вершине постижения искусства танца. А дальше педагоги. В московской академии Николай «попал в руки» самого Петра Антоновича Пестова. В своей, уже прозвучавшей к тому времени методике подготовки артистов балета первый выпускник — Вячеслав Гордеев, затем Владимир Малахов и многие звездные выпускники — премьеры страны и мира , Петр Антонович соединял традиции Петербургской и Московской школы. Так, со школьной скамьи Николай Цискаридзе получил школу двуединых стилей — Петербурга и Москвы.
Уникальные данные плюс прекрасное обучение и... Школа театра — это и роли, и наставники. И вновь сочетание Московских и Петербургских традиций в стилистической окраске классического танца. Требовательный к себе и творчеству Николай Цискаридзе понимает также что такое «амплуа». Это время, когда на сцене Большого театра сошлись поколения звезд мужского танца: Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров, Ирек Мухамедов, Андрей Уваров, Сергей Филин и еще много талантливых исполнителей ведущих и сольных партий. А за стенами Большого театра — интереснейшее поколение музыкантов, певцов, художников, актеров театра и кино.
Интерес ко всему, заложенный с детства формировал личность. Николая Цискаридзе можно было встретить на премьерах драматических театров, концертов консерватории, выставках художников. Приглашение на телевидение с вступительными комментариями к показу балетов, участие в жюри на смотрах и конкурсах сформировали интерес к молодым одаренным будущим артистам. Ранее, педагогическая деятельность дала вкус к знанию методик обучения, ее осознанию.
Галя Казноб по-прежнему проводила со мной дни напролет. Стараясь хоть как-то скрасить тягостное течение времени, даже заставляла меня учить французский язык. Но как только мы начинали спрягать глаголы, у меня поднималась температура, пришлось отказаться от занятий. В госпитале меня постоянно кто-то навещал, как говорится, народная тропа не зарастала: Элизабет Платель, Брижит Лефевр — постоянно, Маша Зонина каждый день, Катя Новикова, приезжавшая в Париж… Однажды в моей палате появился Владимир Рен. Потомок первой волны русской эмиграции, он пользовался большим уважением среди наших соотечественников в Париже и вообще во всем мире русского зарубежья.
Владимир Владимирович пришел не один, а с православным священником из храма Александра Невского, что на rue Daru. Я причастился, и было такое чувство, как будто кто-то меня отпустил… Впервые за эти недели я заснул сном младенца, без укола, крепко и безмятежно. На следующий день с утра упала температура. Врачи диву давались. Иначе как чудом это никто назвать не мог. Я просто физически ощущал, как жизнь возвращается в мое тощее, слабое, измученное тело.
К сожалению, даже тех, кого принимаем, последние полгода не учились вообще", - заметил ректор. Разрыв сотрудничества Академии Вагановой и Le Prix de Lausanne Цискаридзе также сообщил, что организаторы международного балетного конкурса Le Prix de Lausanne в Швейцарии уведомили академию о разрыве сотрудничества.
Теперь воспитанники академии не смогут принять в нем участие. Один из старейших детских конкурсов. Мы получили письмо, что они с нами разрывают договор на основе того, что на сайте академии не осудили действия правительства России - ИФ ", - сказал он. В ответе он объяснил организаторам конкурса невозможность выполнить это требование. А главное, что они не имеют права... Комментируя решение организаторов конкурса, ректор отметил, что оно принято, хотя за границей бесплатно пользуются тем, что создавалось в России и СССР.
Почему Николай Цискаридзе выбрал балет?
- Буйнов заявил, что в семье должна быть главной женщина
- Поднять Волочкову
- Николай Цискаридзе осудил Большой театр за "халтуру" с премьерой "Щелкунчика"
- Николай Цискаридзе: «Увидев этот спектакль, дети раз и навсегда полюбят балет»
Цискаридзе: Мне никто и никогда не мог сказать дурного слова о русской культуре
Канал автора «Николай Цискаридзе» в Дзен: Дзен-канал о жизни и творчестве выдающегося артиста балета и педагога, ректора Академии русского балета им. вой, народного артиста России. События и новости 24 часа в сутки по тегу: НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ. Эксклюзивные расследования, оригинальные фото и видео, «живые» истории, топовые эксперты, онлайн трансляции со всей планеты и горячие тренды соцмедиа и блогов. Николай Максимович Цискаридзе – мировая балетная звезда, руководитель Академии Русского балета им. А. Вагановой в Петербурге.
«Мне не стыдно ни за один день»: Николай Цискаридзе — об уходе со сцены, сомнениях и студентах
Цискаридзе рассказал об «истериках» Филина | Онлайн пресс-конференция Н.М. Цискаридзе, и.о. ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, в пресс-центре ТАСС.4 октября 2023 |
Николай Цискаридзе назвал балет «Щелкунчик» в Большом театре обманом зрителей | Артист балета и телеведущий Николай Цискаридзе считает, что балет «Щелкунчик» в Большом театре является обманом зрителей. Об этом он заявил в интервью телеканалу НТВ. |
Николай Цискаридзе: «Мне никогда не бывает жалко никого из своих учеников» | Петербуржец «через не хочу» — десять лет назад Николай Максимович Цискаридзе возглавил Академию русского балета имени Вагановой, обосновался на наших топких берегах и стал еще одним символом города. |
Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»
Последние новости о персоне Николай Цискаридзе новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Далее увидеть «Клеопатру» можно будет 24 октября и 22 ноября. Балет в феврале 2024 года. В мае 285-летие отметила Академия русского балета имени Вагановой, в октябре исполнилось 10 лет с тех пор, как ее возглавил Цискаридзе, наконец, 31 декабря 50 лет исполнится самому танцовщику. События и новости 24 часа в сутки по тегу: НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ. Эксклюзивные расследования, оригинальные фото и видео, «живые» истории, топовые эксперты, онлайн трансляции со всей планеты и горячие тренды соцмедиа и блогов. В последний день 2023 года отпраздновал свой 50-летний юбилей уникальный артист балета и ректор Академии русского балета Николай Цискаридзе.
Цискаридзе: Мне никто и никогда не мог сказать дурного слова о русской культуре
Дело в том, что многочисленные труппы, которые выезжают в Европу с гастролями, сильно понизили планку российского балета. Нас потеснили другие театры», - сказал он в разговоре со «Звездой» на «Форуме объединенных культур». Артист убежден, что вскоре мы повысим свой уровень, в отличие от Европы, так как в России есть необходимая база и такая школа, которой нет нигде в мире.
Она сказала: «Когда я прекратила танцевать, села в гран-плие и поняла: Боже, какая гадость!. Встала и больше никогда не заходила в балетный зал. А Галя, смотри, все время занимается». Я все думал, каким буду — как Галина Сергеевна или Марина Тимофеевна… Однажды я задал последней этот вопрос — буду ли я заниматься после завершения карьеры, она сказала: «Нет, ты способный слишком, ты вытанцуешься».
И действительно: я пришел в зал, присел и понял — хватит, больше не хочу. Знаю многих, которые уйти от балетной карьеры не в состоянии. Принять финал для них невозможно, другой жизни нет. Некоторые активно продолжают работать на сцене или продолжали до совсем не балетного возраста: Барышников, Плисецкая… Барышников ту карьеру, которая у него была, закончил. Другое дело, что он нашел иной пластический рисунок и в нем существует. Майя Михайловна была а гениальным человеком и б женщиной.
Последнее «Лебединое озеро» она танцевала в 50 с лишним лет. Конечно, это было не то, что в 20, но природа ей позволяла. А потом у нее был совершенно иной репертуар. Ты спокойно отнесся к тому, что все закончилось? Да, и я знаю почему: я похоронил такое количество людей к своим 20 годам! Я по-другому ко всему отношусь: есть финал, и надо спокойно проститься.
Когда было прощание с мамой и гроб стал опускаться вниз, у меня пронеслась мысль: «Все, больше никогда». И после меня отпустило. Мне тогда только исполнилось 20 лет. А еще помню последнюю встречу со своей 85-летней няней: мне было 15, я улетал в Москву, а она уже не вставала. Она сказала, что хочет умереть как можно быстрее: «Я так устала, так устала». Я вышел, у меня покатились слезы — как так, что она не хочет жить?
А сейчас понимаю. Когда я заканчивал танцевать, вспоминал наш с ней разговор. Вот я обожал всех и вдруг… А потом закончились силы, я больше не хочу. И спокойно говорю своим ученикам, что мне уже не прыгать, не крутиться… Я уже открутился. Лечит только время… О таких вещах ты говоришь спокойно и взвешенно: они дали тебе какой-то толчок, который отразился на твоем творчестве, работе? Как ты жил после потерь близких?
У меня тогда было много материальных неудобств, некогда было думать о печали. Я был настолько нищим ребенком… Долго стояла проблема — на что поесть. Зарабатывал не много, мне долго не давали хороших зарплат в Большом театре. Ты во многих интервью говоришь о Большом. Говоришь разное, но остро и откровенно. Ты, пожалуй, единственный человек, который свою позицию о нутре Большого обозначил давно и четко.
Это «закулисье» принципиально связано только с Большим или такая же история была и в Кировском Мариинском — Прим. И там тоже. Когда я пришел в театр, не было видео, интернета, мы не могли никого прогуглить. Только через полтора года я начал осознавать, что 80 процентов людей, которых я видел в Большом театре, не выходят на сцену. Это чьи-то дети, любовники, жены. Они просто числились, получали зарплату поверь, больше, чем у меня , участвовали в поездках.
Через 2,5 года случилась та знаменитая революция, когда ушел Григорович, Левенталь, Лазарев и Покровский. Пришел Васильев — и должны были сменить всех, а «вымел» он только тех, кто был танцующим, поющим, но в оппозиции к нему. Все прилипалы, так скажем, остались на месте. Будешь удивлен, многие из них по сей день на месте. Это и есть одна из специфик Большого? Не только, это система.
По моему договору и Трудовому кодексу РФ я был неувольняем. Есть пункт, по которому можно судиться: последняя инстанция заставила бы их меня восстановить, но мне не хотелось чувствовать себя ущемленным. Скандал с моим увольнением был создан руководством Большого театра так, чтобы я стал их умолять. Но они не ожидали, что я уже давно подготовил себе плацдарм, перехожу в Академию ректором, уйду на повышение. Когда об этом пошли слухи, они подняли гвалт: хотели меня остановить, им нужно было мое унижение. Я не позволил себя задеть.
С моей популярностью уже ничего не могли сделать. Смешной случай был: они наняли какую-то компанию, чтобы она раскручивала артистов театра.
А Цискаридзе и не подразумевался в этих спектаклях. У меня всегда был вопрос: «У вас есть золотая курица, которая несет золотые яйца, почему вы пытаетесь ее убить? На ней же можно зарабатывать». Как заявил этот, так скажем, бывший директор Большого театра: «В Большой театр ходят не на имена, а на спектакли». Он даже не понимал, что балет как жанр не подразумевает, чтобы на спектакли ходили без имен. Тебе не кажется странной новая специфика назначений? Например, в Петербурге и Новосибирске два театра один человек возглавляет. Теперь в Петербурге и Москве другого человека назначают руководить двумя театрами.
Такого нет нигде в мире. У нас так мало талантливых людей, которые могли бы взять на себя руководство столь большой творческой структурой? У меня нет объяснения. Мы живем в такой период и должны под него подстраиваться. Есть вещи, которые я понимаю и могу представить, а есть вещи, которые не понимаю. Например, с детства не могу представить бесконечность. В какой-то момент даже с моей фантазией у меня начинает закипать мозг, думаю: а дальше что и на чем это лежит? Тогда я говорю: не хочу об этом думать. О чем будет твоя вторая книга, которая выходит в декабре? Моя первая книга — «Мой театр» — была исключительно о театральной жизни: начиная с того, откуда я появился, как пришел в балет, заканчивая травмой, то есть ровно до середины карьеры.
А сейчас будет от травмы до момента, когда я стал ректором. Есть две пословицы, которые характеризуют меня. Первая, кавказская: «Когда нас хоронили, они не знали, что мы семена». Вторая — про то, почему я написал книгу: «Если о том, как это было, не расскажут львы, об этом расскажут охотники». Несколько странно звучали твои слова о том, что ты никогда не хотел быть ректором и не мог представить, что станешь руководить Академией в Петербурге, потому что ты учился в московской школе… Однако ты согласился, когда с тобой лично поговорил президент. Это правда. Нечеловеческая травля, которой я подвергся, длилась к тому моменту уже два года. Было ощущение, что она не закончится никогда. Издания, даже серьезные, писали какую-то чушь: с кем я дружу, кто ко мне хорошо относится из сильных мира сего. Ни на одного человека из артистической среды такого количества грязи не выливалось.
Но ко мне ничего не приставало: люди подходили на улице и говорили: «Мы за вас». И вдруг на этом фоне появляется президент, говорит со мной искренне, по-доброму, хотя мы уже виделись неоднократно, я получал награды из его рук, он заходил ко мне на репетиции, но в тот момент мне особенно стало приятно. Он мне сказал: «У тебя карт-бланш». Я понял: либо я принимаю вызов, либо…. И я согласился. Для многих людей Цискаридзе — нарицательная фамилия не только в контексте классического балета и высокого искусства. Цискаридзе — это еще и шоу-бизнес. И в какой-то момент тебя там не стало. С чем это связано? Ты устал или понял, что это совсем не твоя тема?
Во-первых, у меня был другой возраст. Во-вторых, я часто шучу, что я опереточный, мюзикловый артист. Мне Господь не дал блистательного голоса, хотя специалисты говорили, что он у меня есть, но нет умения им пользоваться. От мюзиклов, оперетт я получаю большое удовольствие, поэтому я реализовал себя во всех возможных вариантах — YouTube забит подобными номерами. Например, номер, который я сделал на юбилей Дунаевского буквально за 20 минут — «Водевиль». Горжусь им точно так же, как и любой другой своей ролью. Я всегда кайфовал на сцене: когда кайф прекращался, я уходил. Что касается телевидения, когда в моей жизни появилась программа «Сегодня вечером» на Первом канале, многие вещи уже отпали. Когда меня зовут, я прихожу, когда не зовут — не прихожу. У меня в характере нет раба.
Оглядываясь на годы, которые прошли, анализируя их, в какие моменты ты понимаешь, что вот эта слеза — она все-таки появится? Слеза бывает от искусства. Недавно ходил на фильм Германа-младшего «Воздух», и я всплакнул. Когда, например, общаюсь с людьми, пережившими блокаду, у меня моментально наворачиваются слезы, я понимаю, насколько я счастливый человек. Когда мне кто-то жалуется, что все плохо, говорю: «Плохо — это когда у кого-то лежачий больной». В няниной коммуналке жил парализованный дядя Яша, я ухаживал за ним: мое взросление прошло рядом с человеком, который много лет был прикован к постели.
Партия Щелкунчика-принца стала одной из его коронных, и самый престижный — предновогодний — спектакль артист много лет танцевал в свой день рождения, 31 декабря. В том же 1995-м он завоевал II премию международного конкурса артистов балета в Осаке, получил приз журнала "Балет" "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" и, наконец, был возведен в ранг премьера Большого театра. Вскоре в репертуаре Цискаридзе появились главные партии в "Жизели" Адана, "Лебедином озере" и "Спящей красавице" Чайковского, "Легенде о любви" Меликова, "Раймонде" Глазунова и других балетах. В июне 1997 года он был удостоен I премии VIII международного конкурса артистов балета в Москве, а в 1999-м стал обладателем приза международной ассоциации деятелей хореографии Benois de la Danse и получил свою первую "Золотую маску". Этой национальной театральной премией танцовщик был также отмечен в 2000 и 2003 годах. Цискаридзе — участник нескольких премьер балетов знаменитых зарубежных хореографов, состоявшихся в Большом театре. В апреле 1999 года он танцевал в балете Джорджа Баланчина "Симфония до мажор" на музыку Бизе, в октябре 2001-го стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети "Пиковая дама" на музыку Чайковского. В феврале 2003 года в Большом театре состоялась премьера еще одного балета выдающегося французского хореографа — "Собор Парижской Богоматери" на музыку Мориса Жарра. На давней премьере в Парижской опере партию Квазимодо танцевал сам Пети, в Большом ее впервые исполнил Цискаридзе. Квазимодо в исполнении Цискаридзе отличается от моего, как и от Квазимодо других танцовщиков.
Николай Цискаридзе о концерте в Кремле, работе на «Первом канале» и педагогике до гроба
Сейчас в афише Большого они стоят чередой, и это халтура», — заверил Николай. Организм не может каждый день выдерживать сложные шоу, это опасно для здоровья. По этой причине в Большом театре есть текучка, артисты получают травмы, а потребитель страдает. Два года назад ученики Цискаридзе танцевали «Щелкунчика» 31 декабря, в день рождения наставника. Николай отправился в театр вместе с подругой. Драматическая актриса смотрела постановку примерно два десятка раз. Артисты дают спектакли с большой частотой, это может быть опасно для здоровья Соцсети Большого театра «Она меня предупредила: "Я в определенных местах заплачу, ты меня не перебивай".
Хореографическая версия Василия Вайнонена — именно такая. И что еще очень важно, эта хореография учитывает традиции русского драматического театра, которые делают наш театр таким особенным»,- Николай Цискаридзе, премьер Большого театра России, народный артист России, Ректор Академии Русского балета имени Вагановой, хореограф-постановщик.
Поэтому, создавая эскизы костюмов, я во многом вдохновлялась живописью и графикой этого периода. Большое влияние на меня также оказали портреты аристократов кисти великого живописца-романтика, Карла Брюллова. А поскольку «Щелкунчик» — это рождественская сказка, надо было сделать так, чтобы дети поверили в волшебство. И с одной стороны — это не сложно. У детей фантазия не ограничена, им еще никто не рассказал про то, что существуют границы: спичечный коробок у них может стать машинкой, солонка на столе — солдатиком, а бумажная салфетка — волшебным нарядом для куклы.
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д.
Мне больно и стыдно как премьеру Большого театра», — сказал Цискаридзе.
Зрители, простоявшие часами за билетами, могут разочароваться в зрелище. Цискаридзе указал и на то, как изменилось расписание постановок. Между каждым спектаклем был день или два. Сейчас в афише Большого они стоят чередой, и это халтура», — заверил Николай. Организм не может каждый день выдерживать сложные шоу, это опасно для здоровья. По этой причине в Большом театре есть текучка, артисты получают травмы, а потребитель страдает.
Н Цискаридзе Интервью (декабрь 2023)
Знаю, что за пределами школы их никогда это ждать не будет. Никакой театральный начальник им не устроит ничего подобного, не сделает такой подарок. Пусть они хотя бы из школы уйдут в мир при такой красоте. А красота, как известно, спасет мир.
Но дело в том, что когда вас окружает что-то идеальное, возвышенное, просто интересно жить. Если честно, не понимаю, что это такое и зачем нужно. Коли ты сам не в состоянии договориться со своей головой, значит, ты абсолютно нездоровый человек и этой профессией тебе заниматься не надо.
У меня никогда не было никаких проблем, чтобы понадобилось чье-то участие. Когда у меня случилась травма, я находился во Франции в центре для восстановления спортсменов Высшей лиги. И там обязательно надо было общаться с психологом.
Каждый раз при визите к нему меня встречала одна и та же фраза: «Николя, как странно, что у вас нет никаких жалоб, что вы ни о чём не переживаете. Врачи и санитары докладывают, что у вас всегда хорошее настроение». Я пытался объяснить, что всю жизнь работал, а сейчас есть возможность полениться.
Я читаю книги, смотрю фильмы, хожу по музеям. Это такое счастливое время, которого у меня никогда не было.
Во-вторых, если я скажу, что не могу ее поднять, это будет значить, что я не справляюсь со своими профессиональными обязанностями. Наконец, речь идет о женщине, и я бы никогда не смог сказать о ней то, чего от меня требовали», — делился с журналистами артист.
Цискаридзе откровенно говорит, что своих учеников не жалеет: «Если я их буду жалеть, значит, я на них поставил крест. Жалость — это унижение. Людям преподают профессию. Это серьезная профессия, где не нужны хлюпики, не нужны слабаки, не нужны плаксы».
Известно, что ученики про этом Цискаридзе обожают. А он нет-нет да вздохнет, глядя на молодежь: «Котлеты и... Даже непонятно, что еще им интересно, кроме котлет. Безынициативное поколение.
Так, кто же потеряет от того, что «разорвал» связи с русским балетом? Балтийское бюро «Аргументы Недели», конечно задали этот вопрос Николаю Цискаридзе и уточнили - «На ваш взгляд, что потеряет латвийский балет, перестав сотрудничать с российским? Они все очень сильно потеряли и в своем образовании. Естественно, когда образование упало, то это отразилось и на труппах. И если говорить честно, то все национальные театры бывших союзных республик начались в 90-х — до этого был Российский балет, потом балет Советского Союза — был русский балет... То, что касается Латвии, то я давно не видел выступления их труппы, но то, что вижу на видео, то... Это окраина Европы, очень печально. Да, когда-то там балет был на высоком уровне, потому что влияние русского балета было...
С моей стороны взгляд - он вот такой. И мне абсолютно безразлично, что и кто будет говорить по этому поводу. К тому моменту, когда я решил заняться книгой, многие события, свидетелем или участником которых я стал, уже были описаны и перевраны некоторыми авторами. А то, о чем пишу я, имеет свое документальное подтверждение. Есть видеозаписи или документы. Когда я столкнулся с тем, что на сайте Большого театра в программках 31 декабря стали удалять мою фамилию, чтобы никто не знал, что на протяжении 18 лет я танцевал Щелкунчика в новогодний вечер, я понял, что эта тенденция - неспроста. Но ваша книга больше, чем просто мемуары знаменитого танцовщика. Она еще и срез времени. Для ваших ровесников, для старшего поколения - в ней столько ностальгических нот. А вам наверняка хотелось бы, чтобы ее читали и ваши ученики? Николай Цискаридзе: Я знаю, что книгу читают. И мои ученики, и не мои ученики. Знаю, потому что регулярно получаю письма, сообщения, ко мне подходят, делятся впечатлениями. И очень взрослые люди, и очень молодые. Прежде всего я рассказываю о том, что является настоящим искусством. К сожалению, самому великому и самому прекрасному сопутствуют бесконечные дрязги и окружение очень нехороших людей. Так было всегда. В биографиях Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля тоже можно прочесть много смешного и забавного о том, как и кто им мешал. Фото: Михаил Логвинов Мне выпало быть одним из самых главных артистов нашей страны в классическом балете в момент, когда страна заново формировалась, когда было очень много передряг и геополитических, и экономических, и общественных. И очень много было дано свободы, которая в результате свободой не стала. Она обернулась распущенностью и полным размыванием ценнейшего искусства. Можно сколько угодно рассуждать о том, что должно идти и что должно показываться в театрах, как это должно делаться, но мы пришли уже к моменту, когда говорить вообще не о чем. И если мы не будем показывать сейчас старые спектакли, то зарабатывать театрам нечем. Сейчас, когда существуют очень простые и прозрачные системы мониторинга, мы видим, что продаются только старые спектакли. Люди не хотят видеть пошлый авангард, который лезет отовсюду. А трагедия моего родного дома - Большого театра - заключается в том, что он всегда обречен на успех, потому что есть квадрига, колонны и люстра. Ни одному из директоров не стоит присваивать себе успех театра - потому что успех был заложен уже архитектором и тем человеком, который решил построить это грандиозное здание в этом месте. С этим трудно не согласиться. Но вот вопрос. Понятно, почему вы написали книгу своих воспоминаний - но для чего вы дерево посадили? Что символично - дуб. А символично, потому что до Петра I в Петербурге, дубы в этих местах не росли. Традиция сажать их возникла именно благодаря царю-реформатору. Так почему же дуб?
Николай Цискаридзе рассказал, почему завершил карьеру танцовщика
Николай Цискаридзе: "Заниматься балетом я не пожелаю даже врагу!" - | Я даже стал познавать балет, видеть искусство, классику. |
Николай Цискаридзе рассказал о причине ухода с высокого поста в Академии балета | В 2003 году Николай Цискаридзе готовился к премьере балета "Клавиго" в парижской "Гранд-опера". Во время оркестрового прогона он поскользнулся и получил тяжелую травму колена, которая поделила все на до и после. |
Цискаридзе: Мне никто и никогда не мог сказать дурного слова о русской культуре | Артист балета Николай Цискаридзе в разговоре с заявил, что планка русского балета понизилась задолго до западных санкций. |
«Кого-то раздражало»: Николай Цискаридзе покинул высокий пост в Академии балета | Главная» Новости» Николай цискаридзе последние новости на сегодня. |
Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»
Николай Цискаридзе стал исполняющим обязанности ректора Академии русского балета А.Я. Вагановой, где пять лет был ректором. Если это оскорбляет, то можно и не приходить на спектакль: Цискаридзе ответил американской приме на обвинения в расизме. Когда Николай Цискаридзе выходит на сцену, зрители не могут сдержать восхищённых возгласов.
«Не фантастические существа, а сволочи»: Николай Цискаридзе «проехался» по театральному закулисью
И таких людей было немало. Да что про других! Мама перед моими экзаменами всегда раскладывала карты и называла номер билета, который я вытяну. И ни разу в том не ошиблась. Она считала, что главное в жизни — быть порядочным, честным человеком. Никогда со мной как с писаной торбой не носилась. Наоборот, требовала с меня даже больше, чем с кого бы то ни было другого. Если из школы я приносил не 5, а 4, дома меня ожидал разбор «полета» с пристрастием.
Фото: Илья Золкин Про месть — Как человек театра, я люблю «Театр» Моэма — там прекрасно показана психология примадонны. Мне очень нравится ее фраза о мести: «Он оскорбил во мне не женщину, а актрису. Он оскорбил талант, и это я ему не прощу». Я обожаю сценическую месть: мне на сцене уже проиграло так много людей, и еще так много мне проиграют! Одно дело, когда ты сводишь счеты в жизни этого я категорически не приемлю , и совсем другое, когда ты это делаешь на сцене, — это настоящий профессионализм! Про правила жизни — Я никогда не хотел взрослеть. Сколько себя помню, мне всегда хотелось оставаться ребенком. Я очень четко помню, как переживал, что взрослею, потому что, увидев похороны отца, понимал, что жизнь имеет финал. Я ненавижу терять время.
Всю жизнь живу по расписанию и больше всего не люблю опаздывать. Я приучил себя никогда не пить плохой чай, не смотреть то, что мне не доставит удовольствия и не тратить свое время на людей, которые мне не приносят ничего положительного и не заставляют меня совершенствоваться. Люблю, чтобы все было на своих местах, и никогда не пойду спать, если не помою посуду. Фото: Илья Золкин Про любимую еду — Грузинскую кухню люблю, но не каждый день!
Я все время с ужасом на это смотрел, потому что мне хотелось всегда подойти к этому папе и сказать: «Вы не понимаете? Он не может! Он никогда не затанцует! Большой театр набит ими до сих пор, и в опере, и в балете... И они вот живут, и они на самом деле отравляют пространство гигантскому количеству людей. В нашей профессии, еще, знаешь, как у певцов: ну нет голоса, ну разрабатывай не разрабатывай, его нет. То же самое в балете: фактура должна быть. Этой профессией не может заниматься каждый. Понимаешь, к сожалению, вот эта тенденция по миру сейчас, что любой крокодил может быть принцем, она чудовищна. Но, слава богу, в России этого нет. Но все равно крокодилы лезут. Дмитрий Кириллов: Большой театр оказался клеткой с хищниками, и чтобы вырваться из их лап, надо было срочно взлетать. И у Цискаридзе появились крылья. Марина Тимофеевна Семенова и Галина Сергеевна Уланова — две великие женщины, великие танцовщицы, по-матерински закрывшие собой своего позднего балетного ребенка от ударов врагов. Именно они стали живым примером, как сохранить себя, потому что они были истинными и неподдельными народными артистками Советского Союза, окруженными серостью. Николай Цискаридзе: Я расскажу тебе удивительную историю, которой я был непосредственно свидетель. Значит, был такой балет «Любовью за любовь» Тихона Хренникова. И вот в те годы в Большом театре была такая традиция, давали молодежные составы, вот все главные роли танцевала молодежь. Я был Доном Хуаном, я танцевал отрицательного персонажа. И нам не шили костюмы, потому что мы были молодые, ну и мы пошли подбирать себе костюмы, естественно, все же разного размера. И вот одна из главных героинь, ей подошел костюм одной народной артистки. А эта народная артистка была редкая гадина, просто редкая гадина. Она уже не работает в труппе, ее гримерный столик уже отдали другой артистке... Дмитрий Кириллов: Ну не работает человек. Николай Цискаридзе: Она всегда приходила, собирала вещи, выбрасывала в коридор, устраивала истерики, ее из театра выводили... Она редкая сволочь была. И вот, значит, девочке подошел костюм ее. Мне подошел костюм такой-то». Она говорит: «Только в этом! И так как все знали характер этой народной артистки, вот перед спектаклем, вот представь себе, мы греемся, Марина Тимофеевна стояла на сцене и следила: она понимала, что эта сволочь появится ниоткуда. И мы уже все, дирижер пошел в оркестр, Марина Тимофеевна ушла в ложу, началась увертюра, мы все зарядились на заднике, где должны выходить. И вдруг появляется эта народная артистка вот с такими ножницами, вот которые портняжные, вот эти ножницы, которыми кроят. Она со скоростью света подлетает к этой девочке, хватает ее вот так за грудки, оттягивает костюм и перерезает ей резинки, которые держат костюм, и с проклятьями убегает. Вот на этом моменте я вышел на сцену, и она вот так держит, потому что никто не успел к ней подбежать подшить... И она, держа вот так костюм, выходит и танцует. Это был первый год моей работы, когда, знаешь, вот ты смотришь и понимаешь: вот так, даже будучи народным артистом, я не хочу. Со всем надо прощаться легко. Дмитрий Кириллов: Николай Цискаридзе еще задолго до ухода из Большого театра знал день и час, когда ему надо будет собрать вещи и закрыть за собой дверь, тихо, не разрезая ножницами костюмы молодым артистам. Но совсем тихо не получилось, поскольку последние годы работы в театре он почти круглосуточно находился под прицелом телекамер. Зная, что артист за словами в карман не полезет, журналисты получали сочные и меткие цискаридзевские афоризмы и о качестве реконструкции Большого, и о людях, пытавшихся заставить его предавать коллег. Но ничего не вышло, потому что учителя у него были хорошие, да и друзья великие — те, которые, сами находясь на вершине Олимпа, не стеснялись открыто поддерживать его, потому что понимали цену этого успеха. Я вспоминаю, очень много лет назад, когда мы беседовали с Натальей Георгиевной Гундаревой, мы с ней дружили одно время, короткое время. И она мне говорит: «Я никогда не видела Цискаридзе на сцене! Николай Цискаридзе: Ты привел Наталью Георгиевну. Дмитрий Кириллов: С Филипповым с Михаилом. Николай Цискаридзе: Да, вы пришли. И когда вот я увидел, я вам делал места, они сидели в первом ряду, помнишь... Дмитрий Кириллов: Да. Николай Цискаридзе: И я увидел, как Наталья Георгиевна вот так стояла, вот так аплодировала, я не мог поверить, что вот это вот та красавица, вот я дорос до того, что я ее вижу впервые. А потом она мне прислала цветы, в цветах был телефон, я ей позвонил... Вот Гундарева — это один из ударов красотой в моей жизни. Потому что мне было не очень много лет, когда мама меня привела в Театр Маяковского, мы смотрели «Леди Макбет Мценского уезда». Красоту этой женщины, вот все... Я помню, что финал, я так плакал, потому что я маленький был... И мы вышли, мы шли по Никитской, и я все продолжал рыдать и говорить: «Ну она же все-таки... Это же актриса, она же не умерла, она же не умерла?.. Дмитрий Кириллов: Она тебя просто обожала. Николай Цискаридзе: Да. И вот, ты знаешь, просто вот ты вспомнил Гундареву: понимаешь, воспоминания и то, что нас формирует... Я уверен, тем более что я очень много лет сейчас работаю с подрастающим поколением, и я работаю педагогом вообще очень много лет... Я детей, с которыми работаю, все время спрашиваю: «Твоя любимая песня? Не может ничего вырасти из человека, который не откликается на красоту другого человека, который не в состоянии быть поклонником чего-то грандиозного. Когда-то, так получилось, я познакомился с Людмилой Марковной Гурченко, и она ко мне очень нежно тоже относилась. Она приходила на разные спектакли часто, она балет очень любила, и она в нем бесподобно разбиралась. И так получилось, что на каком-то вечере мы с ней сидели, и почему-то мы заговорили о «Кармен». И она мне подробнейшим образом рассказала, как танцевала Кармен Майя и как танцевала Кармен Алисия Алонсо, в чем была разница, что ей понравилось у Плисецкой, что ей понравилось у Алонсо, что ей не понравилось тут, что ей не понравилось там... Это был такой разбор профессионала, что я ей сказал: «Людмила Марковна, я вообще не представлял, что вы так разбираетесь в балете! Дмитрий Кириллов: Тбилисский мальчик из интеллигентной семьи, ты читал, ты слушал хорошую музыку и ходил в театр. И до чего дошло дело в итоге? Николай Цискаридзе: Что я захотел стать артистом. Дмитрий Кириллов: Ты же там... По-моему, там чуть ли не вахтер какой-то говорил: «Давайте ему топчан поставим? Давай ему поставим здесь лежанку, пусть живет здесь, он все равно с утра до вечера в театре». Потому что, когда у меня был любой свободный момент, я бежал в театр, и мне было все равно: вот меняют декорации — я должен смотреть; кто-то репетирует поет, кто-то репетирует танцует — я все должен был смотреть. Дмитрий Кириллов: Движуха все время какая-то. Николай Цискаридзе: Да, вот мне все было это интересно. Дмитрий Кириллов: Но ты же ничего не знал, что творится за кулисами, ты все время... Николай Цискаридзе: Нет, это я уже тебе рассказываю момент, когда я поступил в хореографическое училище, потому что когда я не поступил, я только приходил к театру, стоял и вот так смотрел, слушал, какие-то звуки доносятся, как люди входят и уходят... Мама допустила ошибку, она мне не позволила войти. Я в этом уверен, потому что если бы я зашел, может быть, у меня, вот знаешь, вот этот вот мир сказки рухнул бы, потому что мне казалось, что это волшебники. Как вот телевидение, помнишь, ты меня лишил на самом деле...
Мендельсона и Д. Лигети, хореография Д. Ноймайера 27 апреля 2005 г. Чайковского, хореография Р. Нуреева 19 февраля 2006 г. Делерю, хореография Ф. Флиндта 23 июня 2007 г. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки 27 октября 2008 г. Моцарта, хореография В. Васильева 28 января 2010 г. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки В других театрах[ править править код ] 2001 год 23 января — Ферхад, « Легенда о любви » А. Меликова, хореография Ю. Григоровича Мариинский театр 29 декабря — Солор, « Баядерка » Л. Чабукиани в редакции Р. Нуреева Парижская национальная опера , на сцене театра « Опера Бастилии » 15 июня — солист в «Рубинах», « Драгоценности » на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского, хореография Д. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина, возобновление И. Фокиной и А. Лиепы гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден 30 июня 2002 г. Иванова в редакции К. Сергеева Мариинский театр 2003 год 23 февраля — Солор, « Баядерка » Л. Петипа в редакции С. Вихарева Мариинский театр 1 октября 2004 г. Пресгурвика , режиссёр и балетмейстер М. Массне, хореография К. Макмиллана Мариинский театр 9 июня — « Там, где висят золотые вишни [de] » на музыку Т.