Субъекты КИИ, разработчики, производители и ответственные ФОИВ должны работать в едином информационном поле. В 2022 году многие организации пересмотрели свои ИБ-бюджеты, в том числе субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ). Кроме того, Приказом вводится возможность привлекать для обеспечения безопасности объектов КИИ специалистов со средним профессиональным образованием в области ИБ. В Госдуму внесен законопроект Минцифры о переходе субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественное программное обеспечение и радиоэлектронную. Мониторинг перехода субъектов КИИ на преимущественное применение российского ПО предлагается закрепить за Минцифры.
Новые требования для субъектов КИИ: безопасная разработка прикладного ПО
Проблемы могут возникнуть и у тех, кто прошел процедуру категорирования и работает над модернизацией системы обеспечения безопасности или даже завершает этот процесс. ФСТЭК в ходе проверок оценивает реализацию организационных мер. Для соответствия требованиям необходимо не просто разработать или актуализировать пакет документов, регламентирующий работу с КИИ, но и ознакомить с ним всех ответственных сотрудников. Сами сотрудники, непосредственно отвечающие за обеспечение безопасности объектов КИИ, а не только руководители, должны регулярно повышать свою квалификацию, чтобы быть подготовленными к актуальным угрозам и противодействовать злоумышленникам, число и уровень которых постоянно растет.
Оформление результатов. Алгоритм категорирования объектов КИИ. Порядок согласования перечня объектов КИИ с отраслевым регулятором. Рекомендации эксперта. Обзор требований ПП-127.
И с точки зрения защиты персональных данных — чужой информации — мы должны прийти к аналогичной ситуации. Если утекает информация, то речь должна идти не о штрафах, а о компенсациях владельцам персональных данных. Логика следующая: если у тебя украли деньги, то с ними понятно — вот они здесь, а вот их нет. Если украли персональные данные, то ты уже не можешь сделать «как было» — найти в интернете украденные сведения и стереть их. Соответственно, речь должна идти о какой-то компенсации. Достаточно сложно выработать механизм расчета, сколько надо компенсировать, в том числе — в зависимости от того, какие потенциальные данные хранились и какой ущерб, в том числе моральный, их утечка могла нанести владельцам этих персональных данных. Но тем не менее это можно разработать. И тогда защита персональных данных станет сбалансированной. С пониманием того, что утечка персональных данных одного субъекта грозит компенсацией в таком-то размере, ситуация сразу нормализуется. Возникает конкретный финансовый риск организации — не нарушение, которое регулятор, может быть, не заметит, не штраф 75000 рублей, который не так уж велик для крупных организаций, а реальный финансовый риск, даже если это — 10 рублей за одну запись. Десять рублей — это условная сумма: конечно, если человеку в результате утечки придется менять паспорт, то мы говорим про совсем иные суммы компенсаций. Мой прогноз — так или иначе мы к этому придем. На «SOC-Форуме» один из выступающих сказал, что это — гражданские отношения, сами субъекты персональных данных должны эту ответственность где-то прописать. Но это — не работающее право. Если ты придешь в страховую и скажешь: «Я не буду с вами договор страхования заключать, если вы мне не гарантируете, что в случае утечки моих персональных данных вы мне заплатите 3000 рублей», то на тебя посмотрят как на идиота. Точно так же, как если бы до 2006 года кто-то начал «качать права», что это — мои персональные данные, давайте я вам напишу список, как вы должны их охранять. Так не будет работать. Порядок нужно доверить государству, а государству — брать это всё в свои руки и регламентировать эти вопросы. Если говорить об утечке биометрических данных — что человек будет делать? Он же не может пальцы или лицо заменить? Ответственность той организации, которая защищает биометрические данные, должна быть в разы выше? Но если украден рисунок радужной оболочки глаза, то человек по сути теряет возможность такой идентификации. И для него это начинает быть проблемой: ему нужно удалить это отовсюду, где он им пользовался, и в дальнейшем этого не применять. Для человека это — потери, и это тоже можно посчитать в деньгах. Если речь — про отпечаток пальца, то придется пользоваться не привычным, а остальными. И это — тоже некое неудобство, которое можно также просчитать. Такая схема касается персональных данных, там ситуация является классической в смысле триады «конфиденциальность, целостность, доступность». Когда мы говорим о следующем объекте регулирования — критической информационной инфраструктуре, — там эта триада уже эффективно не работает. Там мы говорим о безопасности киберфизических систем, там о конфиденциальности этих данных мало кто беспокоится, всех волнует то, чтобы резервуар с какими-то химикатами не лопнул из-за избыточного давления и ядовитое облако не накрыло город. Тут ситуация несколько меняется: это — риски не ИБ, не нарушения конфиденциальности, и нет процесса передачи информации какому-то оператору, как в случае с персональными данными. Есть много сторон, заинтересованных в том, чтобы эти последствия не наступили: чтобы отопление продолжало поступать в дома, чтобы работало электричество и никого не накрывало ядовитыми облаками. Но схема — примерно та же самая: те риски, которые видит для себя промышленное предприятие, химпредприятие, медицинское учреждение, транспортное, и те риски, которые могут возникнуть вне самого предприятия, но из-за проблем у них — разные. И мы можем предполагать, что эту внутреннюю оценку рисков предприятия для себя сделали. Но последствия для других они точно при этой оценке не рассматривали. На SOC-Форуме Виталий Лютиков в одном из вопросов очень эмоционально сказал, что сообщество информационной безопасности оказалось не готово работать с внешней моделью рисков, которая заложена в 187-ФЗ. Все эти риски, на его взгляд, оказались непонятными. Потому что все «крутились» внутри. Если у тебя что-то происходит — простой производства, взорвался резервуар с химикатами, еще что-либо, — то, наверное, ты можешь посчитать, сколько на территории твоего предприятия займет нейтрализация последствий. Может, вообще ничего не потребуется и облако просто унесет на город, само предприятие никак не пострадает: все противогазы надели, полчаса посидели и сняли. Единственное, что есть — это поврежденный резервуар; вероятность того, что это случится из-за каких-то киберпроблем, крайне низка. Поэтому защитные мероприятия — не очень то и серьезные. Но облако пошло в сторону города, его накрыло, и будем надеяться, что никто не умер. И этот риск — это не полчаса посидеть в противогазе. До принятия закона его никто не оценивал. Сейчас «нормативка» по ФЗ-187 расширяет и формализует имеющуюся оценку рисков. Если кто-то делал оценку рисков умозрительно, ему это непривычно. Если как-то пытался формализовать — с калькулятором, Excel или еще чем-то, — то ему всё равно непривычно, потому что он оценивал внутренние риски для своей организации. А об экологии, жизни и здоровье граждан никто не заботился. Но и ждать от организаций, что они сами будут расширять оценку рисков, было бы странно. Особенность защиты технологических сетей состоит в том, что инцидентов не очень много — публичными являются всего несколько в год по всему миру.
Да, сферы деятельности организации по обеспечению жизнедеятельности населённых пунктов впрямую нет. Но почему сразу надо делать вывод про субъект КИИ? Здравоохранение не подходит? А критерии значимости из социальной первые два и экологической сфер? Там теперь есть подходящие критерии и формулировки. Наверное, проще впрямую добавить в перечень сфер, в которых функционируют системы и сети, «сферу обеспечения жизнедеятельности населения и экологической безопасности». Про системы росреестра сделали же законопроект - в ГосДуме сейчас. Или зря тревожу тему? Всем всё ясно, понятно, однозначно?
С сентября 2024 субъекты КИИ должны использовать только доверенные ПАК
Переход критической инфраструктуры на отечественный софт и программно-аппаратные комплексы | Субъектам КИИ, осуществляющим деятельность в сфере связи, рекомендуется направлять перечни и сведения в центральный аппарат ФСТЭК России или управление ФСТЭК России по. |
Требования для операторов по критической информационной инфраструктуре | Кабельщик | 2. Создание и бесплатное распространение для субъектов КИИ автоматизированной системы федерального уровня по передаче информации об объектах КИИ (на связанных с ГТ) 3. |
Категорирование объектов КИИ (187-ФЗ) | Security | Субъекты КИИ обяжут перейти на доверенные программно-аппаратные комплексы. Соответствующее постановление Правительства РФ было официально опубликовано 14 ноября. |
С сентября 2024 субъекты КИИ должны использовать только доверенные ПАК | С 1 сентября 2024 г. субъектам КИИ России будет запрещено приобретать и использовать ПАК, которые не является доверенными. |
Информационное сообщение ФСТЭК России от 28 апреля 2023 г. N 240/82/818 - ФСТЭК России | Самый важный этап для успешного завершения проекта — это качественное проведение категорирования и аудита объектов КИИ. |
Обеспечение безопасности КИИ
В поручении говорилось, что проект должен устанавливать «требования по преимущественному использованию всеми субъектами КИИ отечественных ПО, программно-аппаратных комплексов, телекоммуникационного оборудования и радиоэлектронной продукции с учетом их готовности к массовому внедрению на принадлежащих им значимых инфраструктурных объектах». Законопроект наделяет правительство и отраслевые ведомства правом устанавливать перечень критических информационных систем, которые будут относиться к объектам КИИ, в каждой отрасли», — указал тогда в ходе своего выступления Максут Шадаев. Кроме того, по каждой отрасли, по каждому виду таких объектов будут определяться предельные сроки перехода на российские решения, сказал министр. До этого мысль о том, что запрет для каждой отрасли на использование иностранного ПО будет определять правительство, озвучивал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Причем эти сроки должны быть синхронизированы со сроками готовности к массовому внедрению соответствующих отечественных решений.
На сегодняшний день документ уже готов, согласован с заинтересованными сторонами и в ближайшее время будет внесен в Госдуму, сообщали «Ведомости» со ссылкой на свои источники, знакомые с ходом обсуждения законопроекта. Есть ли готовность? По словам советника генерального директора Content AI Олега Сажина, с точки зрения готовности отечественных игроков заместить иностранные решения ситуация выглядит по-разному для разных классов ПО. Ранее и Максут Шадаев в своих публичных выступлениях отмечал: у правительства нет сомнений, что требования закона в части прикладного ПО будут исполнены в полном объеме.
Евгений Царев согласился с коллегами и добавил, что некоторые решения только кажутся незаменимыми, не являясь таковыми на самом деле.
Анализ бизнес-процессов выделение и оценка. Выбор наихудшего сценария атак. Оформление результатов. Алгоритм категорирования объектов КИИ. Порядок согласования перечня объектов КИИ с отраслевым регулятором.
Как сообщил глава департамента цифровых технологий Минпромторга РФ Владимир Дождев, уже готов перечень типовых объектов критической инфраструктуры , которые в обязательном порядке должны пройти категорирование и быть защищены.
Сенатор Шейкин в ходе мероприятия преждожил распространить господдержку не только на разработку российского программного обеспечения, но его внедрение и сопровожение проектов в данной сфере. Это интересно.
Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав. Администрация обязана: 6. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.
Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий. Ответственность сторон 7. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация: 7. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса. Была разглашена с согласия Пользователя. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.
Новые требования для субъектов КИИ: безопасная разработка прикладного ПО
Задать вопрос автору — Какие российские коммерческие дата-центры могут быть признаны объектами критической информационной инфраструктуры КИИ? В Федеральном закон от 26. Объекты — это информационные системы, информационнотелекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления субъектов КИИ. Данная логическая ошибка называется «порочным кругом». Коммерческий дата-центр как организация может являться именно субъектом КИИ, если он ведет деятельность в одной из следующих сфер: связь; здравоохранение; наука; транспорт; энергетика; банковская сфера и иные сферы финансового рынка; топливно-энергетический комплекс; атомная энергия; оборонная, ракетно-космическая, горнодобывающая, металлургическая и химическая промышленность. К примеру, если дата-центр имеет государственные лицензии на оказание услуг связи например телематические услуги или услуги по передаче данных , то его деятельность, вполне очевидно, относится к сфере связи. Следует учитывать выбранные компанией коды ОКВЭД и сведения о видах деятельности, указанные в учредительных документах. Эквивалентен ли он новому понятию КИИ? Впрочем, в этом законе КСИИ не упоминаются вовсе. Вопросы определения КСИИ и обеспечения их безопасности регламентировались на уровне подзаконных актов и ведомствен ных документов с ограниченным доступом.
Исходя из Указа Президента РФ от 25.
Закупить такое ПО можно лишь после согласования с профильным ведомством. В полном объёме мера вступит в силу в 2025 году.
До 1 января 2030 г. По версии документа ПАК — это радиоэлектронная продукция, в том числе телекоммуникационное оборудование , программное обеспечение ПО и технические средства, работающие совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач. Механизм исключений В документе сказано, что допускается к использованию иная продукция «в случае отсутствия произведенных в России доверенных ПАК, являющихся аналогами приобретенных субъектами КИИ». Из документа следует, что управлять этим механизмом будет Министерство промышленности и торговли России. Ведомство будет выдавать заключение об отсутствии аналога, тем самым разрешая использование не доверенных ПАК в конкретном случае.
Единственное, что есть — это поврежденный резервуар; вероятность того, что это случится из-за каких-то киберпроблем, крайне низка. Поэтому защитные мероприятия — не очень то и серьезные. Но облако пошло в сторону города, его накрыло, и будем надеяться, что никто не умер. И этот риск — это не полчаса посидеть в противогазе. До принятия закона его никто не оценивал. Сейчас «нормативка» по ФЗ-187 расширяет и формализует имеющуюся оценку рисков. Если кто-то делал оценку рисков умозрительно, ему это непривычно. Если как-то пытался формализовать — с калькулятором, Excel или еще чем-то, — то ему всё равно непривычно, потому что он оценивал внутренние риски для своей организации. А об экологии, жизни и здоровье граждан никто не заботился. Но и ждать от организаций, что они сами будут расширять оценку рисков, было бы странно. Особенность защиты технологических сетей состоит в том, что инцидентов не очень много — публичными являются всего несколько в год по всему миру. И внутренняя оценка рисков из-за этого страдает — нет правильной оценки риска возникновения инцидента, он воспринимается как маловероятный. И это накладывает свой отпечаток. Когда со сцены «SOC-Форума» звучало, что, мол, как же вы, ребята, не выполняете требования закона, не защищаете себя самих — это некорректно. Самих себя субъекты КИИ как владельцы информации, информационных систем или киберфизических систем как-то защищают, причем, скорее всего, вполне адекватно. Внутренняя модель рисков работает. Поэтому закон именно расширяет охват, заставляет защищать от последствий не столько себя самого, сколько остальных. Понятно, что если реализовать требования закона и подзаконных актов, более защищенным станет именно объект КИИ — он будет менее подвержен тому спектру угроз, который там прописан. И в том числе повысится внутренняя безопасность предприятия, и в примере выше не надо будет надевать противогазы — резервуар не лопнет от хакерской атаки. Для того чтобы всё это заработало, мало просто порассуждать об этом. Надо действительно что-то менять. Сейчас в плане обеспечения выполнения требований закона о КИИ у нас есть статья Уголовного кодекса 274. В принципе, она достаточно серьезна — там есть несколько пунктов, часть из них говорит как раз об атаках с внешней стороны: если кто-то зловредный нарушит работу объекта КИИ и это нанесет ущерб, то статья работает, кого-то сажают. Даже есть судебные прецеденты — несколько месяцев назад на Дальнем Востоке было судебное решение по отношению к группе лиц, которые что-то «нахимичили» с объектом КИИ, им дали условные сроки от 2 до 3 лет. Это — одна из первых правоприменительных практик на этот счет. И есть пункты, которые касаются ответственности за безопасность объекта КИИ в самой организации: если ты не соблюдаешь установленные правила эксплуатации и в результате что-то произошло, то уголовная ответственность тоже должна наступить. Насколько это эффективно, пока не очень понятно. Если в случае с персональными данными ответственность очевидно может стать финансовой, и ущерб можно компенсировать, то в случае с инцидентами на объекте КИИ сделать это сложнее. Вот есть предприятие, остановилась подача электричества, полгорода сидело во тьме несколько часов. Как это предприятие должно компенсировать ущерб? Можно предполагать, что какая-то ответственность прописана. Например, если электрические провода обрываются в случае внезапных погодных проблем, то ни о каких компенсациях речи нет — ремонтная бригада просто выезжает и натягивает эти провода. По-моему, простым гражданам никаких компенсаций в таком случае не положено — люди просто сидят без света и ждут, когда всё починят. Следует ли отдавать это на откуп хозяйствующим субъектам, или государству тоже нужно брать бразды в свои руки? Если страдают другие юридические организации, тоже достаточно крупные, у нас культура в области кибербезопасности меняется и, возможно, в договорах между генераторами и потребителями электроэнергии могут появиться пункты про компенсации. Но у нас же есть физлица, у которых отключение электричества — это самый простой вариант. А если химическое облако полетело — это вред здоровью. Есть и другие последствия. Если это — крупное предприятие, и оно обеспечивает определенный процент поступлений средств в местный бюджет, то у него возникнут проблемы с производством, упадет прибыль, оно меньше заплатит налогов. Это — один из рисков, которые рассматриваются в рамках 187-ФЗ. Ты уже пострадал, а тут приходит налоговая инспекция и говорит: «Прибыль у вас упала, вы недоплатили налогов, потому что плохо защищали. К такому механизму возникает много вопросов. А есть еще моменты, связанные с нарушением обороноспособности. Приходит Минобороны и говорит: «Родина в опасности, потому что вы плохо защищали объект КИИ и сорвали гособоронзаказ. Как вы будете это компенсировать? С другой — инциденты возникают нечасто, что позволит воспринимать их как некий форс-мажор. Возможно, стоит прописывать это в договорах наряду с другими вариантами прерывания получения услуги. И если всё-таки ядовитое облако накрывает город, то это — серьезная ситуация: здесь возможен коллективный иск в сторону предприятия, что оно должно компенсировать потерю здоровья, лечение достаточно большой группе людей. И, наверное, этот механизм может быть работающим. Встает вопрос о верификации инцидентов.
Критическая информационная инфраструктура (КИИ)
Одним из главных принципов обеспечения безопасности является предотвращение компьютерных атак. Какие организации попадают в сферу действия Закона? Требования Закона затрагивают те организации государственные органы и учреждения, юридические лица и индивидуальных предпринимателей , которым принадлежат на праве собственности, аренды или ином законном основании объекты КИИ или которые обеспечивают их взаимодействие. Такие организации в Законе называются субъектами КИИ. Какие действия должны предпринять субъекты КИИ для выполнения Закона? Согласно закону, субъекты КИИ должны: провести категорирование объектов КИИ; обеспечить интеграцию встраивание в Государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации ГосСОПКА ; принять организационные и технические меры по обеспечению безопасности объектов КИИ. Что подлежит категорированию? Категорированию подлежат объекты КИИ, которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и или иные процессы в рамках выполнения функций полномочий или осуществления видов деятельности субъектов КИИ. Что в себя включает категорирование объектов КИИ? Категорирование объекта КИИ предполагает определение его категории значимости на основе ряда критериев и показателей. Всего устанавливается три категории — первая, вторая или третья в порядке убывания значимости.
Если объект КИИ не соответствует ни одному из установленных критериев, ему категория не присваивается. В реестр включается следующая информация: наименование значимого объекта КИИ; сведения о взаимодействии значимого объекта КИИ и сетей электросвязи; сведения о лице, эксплуатирующем значимый объект КИИ; присвоенная категория значимости; сведения о программных и программно-аппаратных средствах, используемых на значимом объекте КИИ; меры, применяемые для обеспечения безопасности значимого объекта КИИ.
Ранее «Телеспутник» писал , что правительство в ближайшее время разработает нормативное определение программно-аппаратного комплекса и представит стандарт для оборудования в сфере критической информационной инфраструктуры.
Об этом корреспонденту «Телеспутника» в кулуарах Петербургского международного экономического форума рассказал заместитель главы Минпромторга Василий Шпак. Понравилась статья?
Тем организациям, у которых есть значимые объекты КИИ, также надо соблюдать требования ФСТЭК по обеспечению их безопасности, выполнять предписания должностных лиц ФСТЭК об устранении нарушений в части соблюдения требований к обеспечению безопасности значимых объектов КИИ, что означает создать систему защиты и установить защитные решения. Решения "Лаборатории Касперского" защищают критические IT-инфраструктуры крупнейших российских банков, промышленных предприятий, федеральных органов власти и госкорпораций. В основе этих продуктов лежат передовые технологии многоуровневой защиты, многие из которых являются уникальными", - рассказал Алексей Киселев, менеджер по развитию бизнеса "Лаборатории Касперского". Какие есть решения Решения "Лаборатории Касперского" для КИИ помогают закрыть требования закона и обеспечить реальную безопасность организации. Для крупных корпораций и промышленных предприятий с развитой ИБ-экспертизой предназначен пул решений из уровня защиты Kaspersky Expert Security , состоящий из взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга компонентов. Благодаря тесной интеграции бизнес получает набор решений, удовлетворяющий требованиям регулирующих органов и повышающий устойчивость системы безопасности к новым и сложным угрозам. Его центральный элемент - SIEM-система Kaspersky Unified Monitoring and Analysis Platform KUMA , которая предназначена для централизованного сбора, анализа и корреляции событий информационной безопасности из различных источников данных.
Она предлагает единую консоль мониторинга, анализа и реагирования на киберугрозы. Рабочие места по-прежнему остаются основной мишенью злоумышленников и удобными точками входа при проведении кибератак. Поэтому важно в первую очередь начинать выстраивать свою передовую защиту с рабочих мест и серверов. Kaspersky EDR как раз позволяет защитить их, обеспечивая сбор, запись и хранение информации о событиях безопасности и обеспечивает централизованное расследование и реагирование на сложные кибератаки, направленные на инфраструктуру конечных точек. По нашим оценкам, в среднем в мире ущерб для крупных предприятий превышает 1 миллион долларов.
Б Лицензии, сертификаты и иные разрешительные документы на виды деятельности В Учредительные документы, уставы, положения организации, где прописаны основные и вспомогательные виды деятельности. Кто контролирует выполнение требований закона о безопасности КИИ? Постановление Правительства Российской Федерации от 17. При этом, основанием для проведения плановой проверки будет являться истечение 3 лет со дня: а внесения сведений об объекте КИИ в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры; б окончания осуществления последней плановой проверки в отношении значимого объекта критической информационной инфраструктуры.
Список субъектов КИИ расширен сферой госрегистрации недвижимости
Также правительство будет устанавливать случаи и порядок согласования использования на значимых объектах КИИ иностранного ПО, радиоэлектроники, телеком-оборудования и ПАК. Кроме того, согласно проекту, правительство будет определять порядок и сроки перехода значимых объектов КИИ на преимущественное использование российского ПО и оборудования. Правительство также установит порядок проведения мониторинга перехода на российские продукты. В банковской и финансовой сферах это будет согласовываться с ЦБ РФ.
Например, мониторинг и управление критическими процессами или управление телеком сетями в этот список также попадают». По требованиям Постановления, заниматься этой работой должна постоянно действующая комиссия, куда обязаны входить все ответственные лица: от руководителя субъекта КИИ до работников структурных подразделений по защите от ЧС. Определив объекты КИИ, можно переходить непосредственно к категорированию. Финансовым организациям в этом списке следует обратить внимание на III раздел «Экономическая значимость». Хотя в тексте есть детали, которые особенно важно не пропустить. Например, в п. Возникает вопрос: нужно ли учитывать суммы клиентских переводов, которые не дошли до бюджета по причине временной недоступности банковской инфраструктуры, обеспечивающей перевод?
Как правило, в информационных системах разработки заводятся тикеты. По данным тикетам разработчикам ставится в план задача по устранению критических уязвимостей и уязвимостей, имеющих высокий приоритет. Устранив уязвимость, разработчик в комментариях может сделать пометку с идентификатором тикета. Тем самым будет обеспечена прослеживаемость закрытия выявленных уязвимостей. Информирование о выявленных уязвимостях и компенсирующих мероприятиях конечных пользователей. В качестве примера можно привести сообщения на сайтах крупных разработчиков средств защиты информации. Там публикуются сообщения, в которых дается ссылка на источник скачивания обновлений, указываются идентификаторы уязвимостей, а также даются ссылки на инструкции по устранению уязвимостей и проведению дополнительных мероприятий. Оповещение конечного пользователя об окончании жизненного цикла ПО. К примеру, в специальном разделе сайта разработчика могут быть организованы специальные «фильтры» по продуктам, которые ведут на страницы с планами по поддержке ПО в ходе жизненного цикла. На рис. Рекомендуем закладывать процессы таким образом, чтобы в дальнейшем расширять их до охвата всех необходимых этапов жизненного цикла. Далее мы рассмотрим проект по внедрению процесса БРПО в соответствии с требованиями регулятора. Когда прикладное ПО разрабатывается силами собственных разработчиков, необходимо внедрить наиболее полный состав процессов безопасности. В случае заказной разработки или использования вендорского ПО необходимо обеспечить наличие всех необходимых свидетельств по процессам безопасности, выстроенным на стороне вендора — производителя ПО, и приобщить их в проектную документацию на ЗО КИИ. Как правило, типовой проект внедрения процессов безопасной разработки ПО разделяется на пять основных этапов. На первом этапе готовится технико-экономическое обоснование для руководства с верхнеуровневыми финансовыми параметрами проекта, основными этапами работ, основными результатами, которые достигаются в ходе проекта, а также персоналом, который требуется привлечь.
Для форума MUSE мы готовили доклады и круглые столы по данной теме, но в связи с переносом даты проведения форума решили, что важно поделиться с читателями своим видением. Помимо операторов связи под регулирование в области обеспечения безопасности КИИ попали и другие сферы и сегменты экономики: здравоохранение, наука, транспорт, энергетика, банковская сфера, сфера финансовых рынков, топливно-энергетический комплекс, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность, химическая промышленность. Субъект КИИ — это организация, то есть государственный орган, государственное учреждение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, у кого присутствует объект КИИ. Объект КИИ — это то, что может быть подвержено атаке, как правило, это информационные системы и сети, а также системы управления. Совокупность информации в базах данных и средства, которые ее обрабатывают. Информационно-телекоммуникационные сети ИТКС. Системы, осуществляющие передачу информации по линиям связи. Автоматизированные системы управления АСУ. Комплекс средств автоматизации и информационных технологий для реализации производственных функций. Как правило, у различных сегментов экономики преобладает конкретный тип объекта КИИ, в случае с операторами связи — информационно-телекоммуникационные сети ИТКС. Оператор связи это субъект КИИ? Законодатель пошел простым путем, он ввел критерии, по которым можно быстро определить является организация субъектом КИИ или нет. То есть субъектами КИИ операторов связи обозначили сразу, а далее каждый утверждает отсутствие, наличие и количество объектов КИИ, описывает их и обеспечивает выполнение мер для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак.
Информационное сообщение ФСТЭК России от 28 апреля 2023 г. N 240/82/818
Максимальный срок категорирования не должен превышать 1 года со дня утверждения субъектом КИИ перечня объектов. Согласно данному закону, КИИ – это объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов. Подробный план перехода субъектов КИИ будет утвержден до 1 сентября 2024 года.
Теперь все серьезно: как меняется безопасность субъектов КИИ
В обзоре изменений за апрель 2023 года рассмотрим: дополнительные требования для значимых объектов КИИ с удаленным управлением, госконтроль и аккредитация. Около трети направленных сведений о результатах присвоения объекту КИИ категории значимости ФСТЭК России возвращает промышленным объектам на доработку. 2. Создание и бесплатное распространение для субъектов КИИ автоматизированной системы федерального уровня по передаче информации об объектах КИИ (на связанных с ГТ) 3. К субъектам КИИ относятся организации, от которых зависит работа транспорта, сетей связи, функционирование финансовой системы и государственных, медицинских и прочих услуг.
Обновлены проекты о переводе субъектов КИИ на отечественный софт
Обновление подборки законодательства о КИИ на сентябрь 2023 | Понять, что такое объекты критической инфраструктуры, предельно просто — это элементы ИТ-инфраструктуры компаний, попадающих под определение субъектов КИИ. |
ЦБ РФ напомнил о категорировании субъектов КИИ | Субъекты КИИИ: кто это, подходы к определению статуса субъекта критической информационной инфраструктуры, определение сферы деятельности субъекта КИИ и как не. |
Обзор законодательства РФ о критической информационной инфраструктуре | Максимальный срок категорирования не должен превышать 1 года со дня утверждения субъектом КИИ перечня объектов. |
Теперь все серьезно: как меняется безопасность субъектов КИИ | Статья про идентификацию объектов КИИ и субъектов КИИ. |
В 2024 году субъекты КИИ начнут пользоваться доверенными ПАК | По завершению категорирования сведения о его результатах должны направляться субъектом КИИ во ФСТЭК России для ведения реестра значимых объектов КИИ. |
Обзор Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1912
Кроме того, по решению субъекта КИИ на территории объекта КИИ может быть размещено оборудование ГосСОПКА. О порядке перехода субъектов КИИ на преимущественное применение доверенных ПАК на принадлежащих им значимых объектах КИИ (ПП РФ 1912). Мониторинг перехода субъектов КИИ на преимущественное применение российского ПО предлагается закрепить за Минцифры. Субъект КИИ не реже чем один раз в 5 лет осуществляет пересмотр установленной категории значимости в соответствии с требованиями 127-П. Сегодня в отечественной индустрии разработки программных продуктов сложилась уникальная ситуация, когда практически все субъекты КИИ и разработчики прикладного ПО, планирующие.