Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена. Центробанк включил первую организацию в реестр оператора обмена цифровых финансовых активов (ЦФА). У Банка России на рассмотрении находятся в настоящее время девять заявок на включение в реестр операторов обмена цифровыми финансовыми активами. 3 августа 2023 года Банк России включил Московскую биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), обеспечивающих заключение сделок с ЦФА, а Национальный расчетный депозитарий (НРД, входит в Группу "Московская Биржа") в реестр. Заключение сделок с цифровыми финансовыми активами обеспечивают операторы обмена цифровых финансовых активов.
ЦБ расширил реестр операторов ЦФА до пяти
Напомним, ранее регулятор разместил на своём сайте доклад о рисках, создаваемых распространением криптовалют, для россиян. В частности, регулятор предложил ввести запрет на выпуск, майнинг, обращение и обмен криптовалюты на территории России и установить ответственность за его нарушение. При этом в ЦБ уточнили, что речи о запрете на владение такими активами не идёт.
Права инвесторов: ЦФА. Цифровые финансовые активы представляют собой цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Эмитент ЦФА несет обязательства перед инвесторами.
Криптовалюты, как правило, не предоставляют инвесторам формальных прав на обязательства от эмитента. Они чаще рассматриваются как средства обмена и хранения стоимости, чем как цифровые права с определенными привилегиями. Риск и обеспечение безопасности: ЦФА. Регулирование ЦФА обеспечивает более высокий уровень безопасности и управления рисками для инвесторов. Банк России принимает меры для предотвращения мошенничества и банкротства.
Так, 30 января в информационной системе биржи состоялся первый выпуск цифровых прав. Их приобретение дает право на получение зелёных сертификатов и услуг по их дальнейшему погашению, либо на альтернативное денежное требование. Эмитентом первого выпуска цифровых прав выступила компания Карбон Зиро, покупателем -Совкомбанк.
Как сообщили в «Мастерчейн», в ближайшее время компания допустит к своей платформе клиентов для выпуска и торговли ЦФА. Компания также рассматривает возможность подключения внешних агентов и брокеров для привлечения еще большего числа эмитентов и инвесторов. В последующих релизах будут реализованы остальные виды ЦФА: гибридные, на долю в непубличном акционерном обществе и права требования по эмиссионным ценным бумагам», — рассказали в компании.
Какое специфическое регулирование ввел закон о цифровых финансовых активах
- Количество операторов систем цифровых финансовых активов выросло до пяти 09.03.2023 | Банки.ру
- Количество операторов систем цифровых финансовых активов выросло до пяти 09.03.2023 | Банки.ру
- © 1998 – 2021 ФГБУ «Редакция «Российской газеты»
- Эпоха ЦФА. Как стать оператором обмена и начать зарабатывать
- Трудности быть первым
Цифровые финансовые активы в России
К примеру, уголовная ответственность может наступать по статье 174. Отдельные положения содержатся в законе о цифровых финансовых активах. Например, сайты с информацией о приеме платежей в криптовалютах запрещены, Роскомнадзор вправе их блокировать определение 6 КСОЮ от 19. Наиболее важными положениями об обращении с цифровой валютой можно считать следующие: признание цифровой валюты имуществом; истребование у банков информации об операциях с цифровой валютой — налоговики могут истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой ст. Криптовалюта как предмет преступления и средство обеспечения иска Имеющаяся судебная практика пока не выработала однозначных положений о статусе цифровых активов. Так, истец перечислил 200 биткоинов для заключения договора и дальнейшего сотрудничества с компанией.
Но ему не удалось доказать неосновательное обогащение компании, а также перечисление цифровых активов именно на счет, указанный в дополнительном соглашении к договору постановление АС Московского округа от 13. Аналогичный судебный акт вынес АС Московского округа от 03. Есть примеры, когда СОЮ взыскивали неосновательное обогащение. Так, суд признал неправомерным удержание денежных средств без исполнения определение 1 КСОЮ от 31. Цифровой рубль ввели в обращение Минусы для иностранных лиц Для иностранных бирж и информационных платформ для выпуска токенов закон о финансовых цифровых активах устанавливает, что к правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов с участием иностранных лиц, применяется российское право.
Закон допускает работу иностранных информационных систем, однако конкретные требования, а также варианты разрешения возможных правовых коллизий отсутствуют например, понимание того, что будет относиться к иностранной информационной системе в соответствии с российским правом. Еще один минус — ограничения по иностранным лицам, которые могут организовать криптобиржу в России. Закон говорит, что лица из оффшорных юрисдикций не могут быть соучредителями криптобирж ст. Сервисы для судебных юристов и образцы процессуальных документов в Системе Юрист.
В мае газета «Коммерсантъ» писала, что в России появились первые цифровые финансовые активы, которые обеспечены жилой недвижимостью. В июне заместитель председателя Банка России Алексей Гузнов заявлял, что власти хотят запустить эксперимент по проведению трансграничных расчетов с ЦФА. По его словам, правительство уже одобрило такую инициативу.
Подписывайтесь на «Газету.
ЦФА по сути является более удобным аналогом существующих ценных бумаг акций, облигаций, фьючерсов Т. Владельцы этих активов смогут участвовать в управлении компанией и получать дивиденды. Операторы информационной системы Российские юридические лица, уполномоченные Банком России, основная функция которых непосредственно выпуск Активов и поддержка инфраструктуры согласно установленным требованиям.
Это всего лишь вопрос времени. Бомба же заложена тем же требованием об обязательном восстановлении доступа к утраченному кошельку. Получается, что ОИС должны жертвовать безопасностью всех участников рынка ЦФА ради нескольких гипотетических пользователей, потерявших своих ключи. Или картотеки, если базы данных там еще не появилось. Конечно, можно возразить, сказав, что централизованные биржи тоже имеют доступ к деньгам пользователей, которые хранят деньги на биржах. И это будет верно, но за одним исключением: в любой момент владелец может вывести свои средства на свой персональный кошелек и забыть о них на долгие годы. Многие так и делают, или после торговли на бирже выводят свои средства на приватные кошельки, и не переживают, что биржу взломают, деньги будут потеряны, или что биржа попросту исчезнет с их деньгами — что случается с печальной регулярностью — чуть ли не каждый месяц мы слышим о том, что очередная криптобиржа исчезла с деньгами пользователей. Поэтому исключительное владение своим кошельком в блокчейне — самая важная функция и потребность пользователей. Подводя промежуточный итог, можно утверждать, что такие требования к операторам информационных систем приведут к фрагментации рынка: каждый ОИС будет криво-косо, с грехом пополам создавать свой блокчейн, со своими правилами и особенностями, свистелками и прочими прелестями. Вероятность, что все блокчейны будут сделаны грамотно, качественно и безопасно — нулевая. Не близкая к нулю, а действительно нулевая. Для бизнеса, эмитентов ЦФА, тоже радости в этом мало. Какая-то третья сторона почему-то распоряжается их активами и в любой момент может их создавать, уничтожать или просто забирать? Берем десять ОИС, и умножаем на количество таких причин, получаем степенную функцию, показывающую вероятность, когда все это накроется. Подсказка: очень скоро. Что делать? Использовать проверенные годами, имеющие огромные сообщества разработчиков блокчейны, в первую очередь — Эфир. Еще есть Солана, Трон, и другие, публичные, вполне надежные блокчейны. И даже у них бывают сложности, например Солана относительно недавно несколько раз падала, но работоспособность была оперативно восстановлена, что вряд ли случится с кустарным блокчейном, созданным просто потому, что пришлось. Не надо выдумывать лишних сложностей и закладывать ненужные риски, и придумывать велосипеды на ровном месте. Все уже придумано, все уже работает, гарантирует совместимость, единый формат и единый стандарт. Санкционные риски В новых реалиях в этом разрезе возникает вопрос еще одного аспекта безопасности — санкционной. Если ЦФА контролирует ОИС, а, значит, и регуляторы — не важно какой страны, пусть даже самой лучшей, такой как Россия — то для нерезидентов возникают санкционные риски. Особенно сейчас, во время геополитического кризиса. Даже если реально таких рисков нет и никто не собирается замораживать чьи-то активы, то и технически, и теоретически это может произойти. Купить рекламу Отключить Соответственно, иностранные инвесторы это прекрасно понимают и, что логично, будут этого бояться. Это значит, что если владельцы ЦФА не смогут выводить их на свои холодные кошельки, иностранный капитал в Россию попадать попросту не будет из-за подобных страхов и опасений: любой более-менее серьезный инвестор всегда оценивает риски перед покупкой чего-либо. Ведь они сами видели, как их собственные, «правильные» власти заморозили золотовалютные резервы России, как воровали особняки, яхты и самолеты у «плохих богатых русских». А раз их собственное, замечательное, честное и самое справедливое на свете правительство так поступило, то «страшные русские» уж тем более так обязательно сделают. Как писалось выше, из-за требований о контроле владельцев и обязательном восстановлении доступа при утрате, каждый ОИС должен будет иметь свой кустарный блокчейн. Помимо этого, каждый ОИС должен будет интегрироваться с ООЦА, если захочет повышения ликвидности выпущенных им активов — чтобы они торговались не только в его маленьком королевстве-на-коленке. Соответственно, чем больше будет ОИС на рынке, тем сложнее будет операторам обмена. В какой-то момент поддержка всех существующих ОИС станет для них практически невозможной: так, блокчейн-сервисы по приему криптовалютных платежей, крипто-эквайеры, часто являются отдельным бизнесом, занимающимся процессингом для криптовалютных бирж. Причина проста: блокчейны постоянно обновляются и развиваются, и часто изменения должны поддерживаться всеми, кто их проинтегрировал. Кроме того, ООЦА придется глубоко анализировать каждый кустарный блокчейн, и даже если он пройдет проверку, то это не значит что через пару апдейтов он превратится в нечто опасное. В итоге бизнес, который мог бы быть прибыльным, будет работать в убыток ради обслуживания десятков скорее всего некачественных блокчейнов. Второй вариант — операторы обмена будут работать только с несколькими ОИС, оставляя все прочие за бортом лодки ликвидности. К чему это ведет? Правильно, к монополизации рынка, к отсутствию конкурентности и, как результат — к стагнации, некачественным сервисам и услугам. Ведь зачем что-то делать качественно, если не с кем бороться? И так сойдёт с Сбер. Шутка, конечно. И снова — проблема обязательной идентификации пользователей Никак не получается отойти от этой проблемы, она вылезает в самых разных местах. Сейчас разнообразные сервисы, занимающиеся верификацией личности, не имеют права верифицировать пользователей для торговли ЦФА. Даже по какой-то неведомой причине Госуслуги не имеют такого права. Вдумайтесь, 2023 год на носу, а у нас — создают офисы а-ля вебмани, чтобы работать с блокчейном и технологиями будущего. Парадоксально и было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Где справку открывали, туда и идите. Еще раз: ОИС и ООЦА должны либо работать под каким-то банком, либо самим быть каким-то банком, либо формировать свой отдел верификации пользователей. Помните, бизнес из "мы — фандрайзинговая платформа для ЦФА" превратился внезпно в еще и разработчиков блокчейна? Так вот теперь ОИС еще должны быть и верификаторами, иметь сеть офисов по всей России и заменить Ростелеком с их системой единой биометрической верификации и идентификации. По-моему и вовсе агонь. Что касается иностранных граждан, то в текущих реалиях прямой путь им в ЦФА заказан. Прощайте, иностранные инвестиции в экономику России! Прецедентов не было, но в теории это возможно при правильной юридической обвязке. Получится ли такое на практике — большой вопрос, ответ на который нам ещё только предстоит получить. Получается, что к сожалению, пока все МФЦ, Госуслуги, система биометрической верификации пользователей, службы единого окна и так далее, которые развернуты на федеральном уровне, абсолютно не работают для ЦФА. Получается, что для ОИС и ООЦА единственным вариантом функционирования становится обязательная интеграция с каким-то банком, причем крупным, у которого уже есть отделения по всей России, который и будет верифицировать пользователей. Кто этот пункт в законе пролоббировал? Вопрос риторический, отвечать не надо, но присмотреться, кому это было выгодно, однозначно стоит. Немного теорий. Зачем Сберу конкуренты?
В России появился первый оператор реестра цифровых финансовых активов
Берем десять ОИС, и умножаем на количество таких причин, получаем степенную функцию, показывающую вероятность, когда все это накроется. Подсказка: очень скоро. Что делать? Использовать проверенные годами, имеющие огромные сообщества разработчиков блокчейны, в первую очередь — Эфир.
Еще есть Солана, Трон, и другие, публичные, вполне надежные блокчейны. И даже у них бывают сложности, например Солана относительно недавно несколько раз падала, но работоспособность была оперативно восстановлена, что вряд ли случится с кустарным блокчейном, созданным просто потому, что пришлось. Не надо выдумывать лишних сложностей и закладывать ненужные риски, и придумывать велосипеды на ровном месте.
Все уже придумано, все уже работает, гарантирует совместимость, единый формат и единый стандарт. Санкционные риски В новых реалиях в этом разрезе возникает вопрос еще одного аспекта безопасности — санкционной. Если ЦФА контролирует ОИС, а, значит, и регуляторы — не важно какой страны, пусть даже самой лучшей, такой как Россия — то для нерезидентов возникают санкционные риски.
Особенно сейчас, во время геополитического кризиса. Даже если реально таких рисков нет и никто не собирается замораживать чьи-то активы, то и технически, и теоретически это может произойти. Купить рекламу Отключить Соответственно, иностранные инвесторы это прекрасно понимают и, что логично, будут этого бояться.
Это значит, что если владельцы ЦФА не смогут выводить их на свои холодные кошельки, иностранный капитал в Россию попадать попросту не будет из-за подобных страхов и опасений: любой более-менее серьезный инвестор всегда оценивает риски перед покупкой чего-либо. Ведь они сами видели, как их собственные, «правильные» власти заморозили золотовалютные резервы России, как воровали особняки, яхты и самолеты у «плохих богатых русских». А раз их собственное, замечательное, честное и самое справедливое на свете правительство так поступило, то «страшные русские» уж тем более так обязательно сделают.
Как писалось выше, из-за требований о контроле владельцев и обязательном восстановлении доступа при утрате, каждый ОИС должен будет иметь свой кустарный блокчейн. Помимо этого, каждый ОИС должен будет интегрироваться с ООЦА, если захочет повышения ликвидности выпущенных им активов — чтобы они торговались не только в его маленьком королевстве-на-коленке. Соответственно, чем больше будет ОИС на рынке, тем сложнее будет операторам обмена.
В какой-то момент поддержка всех существующих ОИС станет для них практически невозможной: так, блокчейн-сервисы по приему криптовалютных платежей, крипто-эквайеры, часто являются отдельным бизнесом, занимающимся процессингом для криптовалютных бирж. Причина проста: блокчейны постоянно обновляются и развиваются, и часто изменения должны поддерживаться всеми, кто их проинтегрировал. Кроме того, ООЦА придется глубоко анализировать каждый кустарный блокчейн, и даже если он пройдет проверку, то это не значит что через пару апдейтов он превратится в нечто опасное.
В итоге бизнес, который мог бы быть прибыльным, будет работать в убыток ради обслуживания десятков скорее всего некачественных блокчейнов. Второй вариант — операторы обмена будут работать только с несколькими ОИС, оставляя все прочие за бортом лодки ликвидности. К чему это ведет?
Правильно, к монополизации рынка, к отсутствию конкурентности и, как результат — к стагнации, некачественным сервисам и услугам. Ведь зачем что-то делать качественно, если не с кем бороться? И так сойдёт с Сбер.
Шутка, конечно. И снова — проблема обязательной идентификации пользователей Никак не получается отойти от этой проблемы, она вылезает в самых разных местах. Сейчас разнообразные сервисы, занимающиеся верификацией личности, не имеют права верифицировать пользователей для торговли ЦФА.
Даже по какой-то неведомой причине Госуслуги не имеют такого права. Вдумайтесь, 2023 год на носу, а у нас — создают офисы а-ля вебмани, чтобы работать с блокчейном и технологиями будущего. Парадоксально и было бы очень смешно, если бы не было так грустно.
Где справку открывали, туда и идите. Еще раз: ОИС и ООЦА должны либо работать под каким-то банком, либо самим быть каким-то банком, либо формировать свой отдел верификации пользователей. Помните, бизнес из "мы — фандрайзинговая платформа для ЦФА" превратился внезпно в еще и разработчиков блокчейна?
Так вот теперь ОИС еще должны быть и верификаторами, иметь сеть офисов по всей России и заменить Ростелеком с их системой единой биометрической верификации и идентификации. По-моему и вовсе агонь. Что касается иностранных граждан, то в текущих реалиях прямой путь им в ЦФА заказан.
Прощайте, иностранные инвестиции в экономику России! Прецедентов не было, но в теории это возможно при правильной юридической обвязке. Получится ли такое на практике — большой вопрос, ответ на который нам ещё только предстоит получить.
Получается, что к сожалению, пока все МФЦ, Госуслуги, система биометрической верификации пользователей, службы единого окна и так далее, которые развернуты на федеральном уровне, абсолютно не работают для ЦФА. Получается, что для ОИС и ООЦА единственным вариантом функционирования становится обязательная интеграция с каким-то банком, причем крупным, у которого уже есть отделения по всей России, который и будет верифицировать пользователей. Кто этот пункт в законе пролоббировал?
Вопрос риторический, отвечать не надо, но присмотреться, кому это было выгодно, однозначно стоит. Немного теорий. Зачем Сберу конкуренты?
А Лайтхаус и Атомайз — это теперь Тинькофф банк и Росбанк. Будут ли они допускать конкурентов на свою территорию? А им это зачем надо?
В итоге, оказывается что ЦФА в текущем их виде и реализации созданы только для крупных игроков, а именно — исключительно для банков России. Частные небольшие компании, даже имеющие релевантный опыт, которые могут развернуть ЦФА-экосистему хоть завтра, в текущих реалиях работать попросту не могут. Получается, что вся концепция цифровой экономики, цифровизации России, развития инноваций и стартапов, в данном случае никоим образом не поддерживается.
Однако, есть надежда основанная на слухах , что в 2023 году Госуслуги получат право верифицировать пользователей для торговли ЦФА, и будут включены в соответствующий реестр. Остается открытым вопрос иностранных пользователей — несмотря на то, что они прошли верификацию на других биржах или в крупнейших мировых валидаторах, они все равно рано должны что, прилететь в Россию ради верификации личности? Даже если бы не было санкционной блокады России, вряд ли хоть кто-то станет это делать.
Повторюсь: из-за этого требования, сейчас ЦФА не могут нормально развивать экономику России. Давайте посмотрим что происходит наверху: 30 августа 2022 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин заявил в своём выступлении: «Совместные усилия правительства и Банка России должны быть направлены на разработку эффективных инструментов, отвечающих на вызовы нового времени» и «Нам необходимо интенсивно развивать инновационные направления, в том числе заниматься внедрением цифровых активов. Это безопасная для всех сторон альтернатива, которая способна гарантировать бесперебойную оплату за поставки товаров из-за рубежа и на экспорт».
Уважаемый Михаил Владимировач, чтобы этот план мог бы работать, в первую очередь следует смягчить и привести к вменяемому виду требования о верификации пользователей, во вторую — решить вопрос об использовании сервисов верификации иностранных граждан.
Это следует из публикации на сайте регулятора. ЦБ признал правила информационной системы компании и технические свойства платформы соответствующими законодательству. Напомним, для согласования правил информационной системы и включения в реестр операторов информационных систем организация должна направить в Банк России правила и документы, предусмотренные законом о цифровых финансовых активах.
Закон был принят летом 2020 года.
Чаще всего упоминают биткоин, эфириум, лайткоин апелляционное определение Ульяновского областного суда от 08. По смыслу закона о цифровых активах, запрещены именно операции по оплате в криптовалюте определение КС РФ от 10.
Теоретически, операции по обмену цифровых валют на фиатные средства или цифровые валюты, то есть валютнообменные операции с учетом того, что цифровая валюта — это средство платежа , не ограничены. Так, суд указал, что криптовалюта представляет собой некоторый набор символов, знаков, содержащийся в информационной системе, при этом доступ к информационной системе осуществляется с помощью информационно-телекоммуникационной сети с использованием специального программного обеспечения. Сделки с криптовалютой, за исключением оплаты за товары, услуги, законодательством не запрещены, криптовалюту можно продать, обменять или дарить определение 4 КСОЮ от 01.
Российские резиденты, обладатели цифровых финансовых активов, должны задекларировать их ст. С одной стороны, закон установил правовой режим цифровой валюты и приравнял ее к имуществу в определенных ситуациях, открыв возможность для судебной защиты. Снят вопрос о суррогатной природе цифровых валют.
С другой стороны, цифровая валюта как средство платежа находится под запретом, а ее обладателям вменена обязанность декларировать свои сбережения под угрозой отказа в правовой защите и иных санкциях. Законодатель ввел важные определения: Организация выпуска в РФ цифровой валюты — это деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, или информационных систем, технические средства которых размещены на территории РФ, или комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории РФ. Выпуск цифровой валюты РФ — это действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и пользовательского оборудования, размещенного на территории РФ, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами.
Организация обращения в РФ цифровой валюты — это деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок или операций влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры. Закон о цифровых активах указал на возможность выпуска токенов ценных бумаг и других токенов, представляющих права денежных требований. Выделяются два типа активов: права по эмиссионным ценным бумагам.
Такие цифровые финансовые активы предоставляют их обладателю право требовать реализации прав по эмиссионным ценным бумагам через оператора информационной системы. Такие активы предоставляют их обладателю право требовать передачи ему ценных бумаг в течение срока или при наступлении события.
Приобретатели - любые лица включая граждан. В законопроекте прописывается возможность ограничения по видам цифровых финансовых активов и по сумме приобретения для неквалифицированных инвесторов. Выпуск цифровых финактивов должен сопровождаться публикацией документов о лице, выпускающем ЦФА, характеристики ЦФА, условий выпуска ЦФА, возможности использования обеспечения.
Законопроект уточняет, что оператор информационной системы, в рамках которой выпущен ЦФА, обязан предоставлять информацию об активах по требованию суда; в рамках расследования дел об отмывании доходов, полученных преступным путем; ЦБ, налоговым органам, другим органам и должностным лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности; по требованию конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства в отношении обладателя цифровых финансовых активов. Как сообщил "Интерфаксу" глава финансового комитета Анатолий Аксаков, законопроект планируется рассмотреть во втором чтении на заседании Госдумы 21 июля.
Все о цифровых финансовых активах
Так, Мосбиржа полагает, что использование существующих биржевой и расчетной инфраструктур «будет способствовать концентрации ликвидности, что подтверждается мировой практикой вторичного обращения и фиатных, и цифровых активов». Из брокеров осторожно на создание механизма обращения ЦФА, аналогичного существующему на рынке ценных бумаг, смотрит компания «ВТБ Капитал Инвестиции»: по мнению ее главного исполнительного директора Владимира Потапова, «преждевременно принимать такие решения относительно рынка, который еще только начинает формироваться», и нужно сначала позволить операторам информационных систем и операторам обмена цифровых активов реализовать продукт для инвестора, а потом уже с учетом опыта обсуждать изменения, включая участие бирж и центральных контрагентов в обращении ЦФА. Еще в двух крупных брокерских компаниях, по данным «Коммерсанта», предложенную концепцию поддержали. Ведущий юрист компании «Объединенный юридический центр "Парфенон"» Павел Уткин связывает желание Центробанка создать платформу, которая позволит контролировать оборот ЦФА, с «проигрышем» регулятора в «криптовалютной битве» с Минфином. Напомним, что ЦБ выступал за запрет майнинга и обращения криптовалют в РФ.
К названиям бумаг добавлены их цены, взятые с иностранных бирж по итогам торгов пятницы, 22 марта. Предполагается, что зарубежные инвесторы выкупят у россиян эти активы на средства, которые скопились у них на счетах типа С, не ниже чем по указанным в списке котировкам. В перечне отсутствуют цены некоторых инструментов.
Резиденты РФ также имеют право иметь, покупать и продавать иностранную валюту. Но использовать, скажем, доллары США, для расчетов не разрешено. Закон прямо не говорит о возможности внесения цифровой валюты в уставной капитал российского хозяйственного общества. Как мы указывали ранее, см.
Судебная защита владельцев цифровых валют В п. Таким образом, Закон устанавливает, что для резидентов РФ права связанные с обладанием цифровой валютой подлежат судебной защите только при условии предоставления информации в налоговую, а для нерезидентов такого ограничения нет. Это, конечно же, неконституционная норма, и она не должна применяться судами на практике. Но, даже и если бы такое ограничение ввели для нерезидентов, это все равно было бы неконституционно, так как ч.
Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав. Также следует принять во внимание, что Европейской конвенции о защите прав человека, которая действует в РФ, гарантирует каждому право на судебное разбирательство в случае спора о гражданских цивильных правах и обязанностях. Информационная система и оператор информационной системы. Закон устанавливает ряд требований к информационной системе в которой могут осуществляться записи с помощью которых осуществляется учет обращение цифровых финансовых активов.
Требования эти таковы, что технически такая информационная система никоим образом не может быть блокчейном или распределенным реестром в общепринятом понимании этих терминов. Иными словами, если оператор отказывается разместить у себя на сайте такое решение, то выпуск ЦФА по Закону произвести нельзя. Оператор ИС, в которой осуществляется выпуск ИС, обязан обеспечить возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен пп. На практике это означает, что по сделкам с ЦФА приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, переход ЦФА будет осуществляться не иначе как с одобрения оператора ИС.
В соответствии с п.
По новому закону маркетплейсы получат новые функции — станут операторами ЦФА. Участники рынка оценивают законопроект положительно. Они считают, что он создаст дополнительную ликвидность на рынке ЦФА. Маркетплейсы будут сами выпускать активы и организуют между собой обмен или межплатформенную торговлю.
Банк России рассматривает девять заявок на включение в реестр операторов обмена ЦФА
Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву. Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав: денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг Денежные требования — это требования передачи денег, то есть рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир, с точки зрения законодательства РФ деньгами не являются. Эмиссионные ценные бумаги согласно ст. Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ. Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ. Цифровая валюта Согласно п. Но мы бы все же предположили, что на практике Ripple или биткойн будут рассматриваться именно как цифровые валюты. Если же такое средство платежа означает денежное обязательство какого-либо лица, что имеет место в некоторых стейблкойнах, то оборот таких инструментов в РФ будет незаконным вне одобренных Банком России информационных систем или не через зарегистированных операторов обмена, в силу того что такие инструменты подпадают под определение ЦФА.
Резиденты РФ согласно закона имеют право иметь, покупать и продавать цифровую валюту, брать и давать ее в долг, дарить, передавать по наследству, но не имеют права использовать ее для расчетов за товары, работы и услуги п. То есть цифровую валюту резидент РФ может купить, скажем, за доллары у нерезидента или за рубли у резидента, и может продать за рубли резиденту или за доллары нерезиденту. Но резидент РФ не может цифровую валюту принимать в оплату за товары, работы, услуги. При этом Закон устанавливает ограничение только на прием цифровой валюты в качестве оплаты. Теоретически резидент РФ может за рубли в РФ купить цифровую валюту например биткойн или эфир , и рассчитаться нею с нерезидентом, например, за поставку товаров из Китая. Это похоже на режим использования иностранной валюты в РФ, хотя следует подчеркнуть что ЦВ иностранной валютой не является, и нормы законов об иностранной валюте напрямую к ЦВ неприменимы. Резиденты РФ также имеют право иметь, покупать и продавать иностранную валюту. Но использовать, скажем, доллары США, для расчетов не разрешено. Закон прямо не говорит о возможности внесения цифровой валюты в уставной капитал российского хозяйственного общества.
Как мы указывали ранее, см. Судебная защита владельцев цифровых валют В п. Таким образом, Закон устанавливает, что для резидентов РФ права связанные с обладанием цифровой валютой подлежат судебной защите только при условии предоставления информации в налоговую, а для нерезидентов такого ограничения нет.
Отмена НДС наряду с уточнением областей применения ЦФА откроет путь к интенсивному освоению новых цифровых инструментов не только со стороны инвесторов и эмитентов, но и со стороны организаторов процесса обращения цифровых активов: операторов обмена ОО и операторов информационной системы ОИС. В этой статье мы расскажем, на чем строится доход оператора обмена и как ему подготовиться к регистрации в ЦБ РФ. ЦФА: две ключевые роли Технологической базой обращения ЦФА, которая закреплена на законодательном уровне, является технология распределенного реестра. В результате при сравнении с рынком ценных бумаг все процедуры упрощаются и ускоряются, а количество посредников и участников организации цифрового оборота снижается в разы. Как известно, в обращении ценных бумаг участвуют депозитарии, клиринговый центр, фондовая биржа и брокеры. Обращение ЦФА vs ценные бумаги Оператор обмена подключается к оператору информационной системы, разворачивая в своей инфраструктуре узел распределенного реестра, и получает все преимущества технологии для торговли цифровыми финансовыми активами. Голубой океан эмитентов [«Стратегия голубого океана» Blue Ocean Strategy — книга по стратегии бизнеса 2005 г.
Таким образом, срок выпуска цифрового актива сокращается до нескольких часов, а сбор достаточного количества заявок инвесторов на полную сумму выпускаемых ЦФА занимает в зависимости от объема выпуска от нескольких часов до нескольких дней.
Центральный банк РФ в 2023 году включил эту кредитную организацию в список операторов информационных систем по выпуску ЦФА. В пресс-центре Альфа-Банка подчеркнули, что таким образом реестр операторов информсистем увеличился до четырех компаний.
Ведение Банком России реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1. Ведение реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов далее - информационные системы , должно осуществляться Банком России в электронном виде. Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2023 года указанием Банка России от 8 сентября 2023 года N 6522-У.
Количество операторов систем цифровых финансовых активов выросло до пяти
Цифровые финансовые активы (далее — ЦФА) — новое явление на российском финансовом рынке, значимость и масштабы реализации которого еще только предстоит всесторонне оценить, однако сейчас уже можно сделать неко торые выводы. Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена. Закон обязывает Банк России вести реестр операторов электронных платформ, которые занимаются оборотом ЦФА и проводят законные цифровые финансовые операции. Появление первого оператора обмена цифровых финансовых активов даст толчок к развитию рынка ЦФА, позволит расширить круг инвесторов и повысит привлекательность ЦФА в качестве объекта инвестирования. Все сделки проходят через операторов обмена цифровых финансовых активов. Закон о ЦФА начал действовать в России в январе 2021 года. Реестр операторов обмена ЦФА (или список операторов информсистем для работы с активами) в нашей стране утвержден официально.
Московская Биржа стала первым оператором обмена цифровых финансовых активов
Участники реестра операторов обмена ЦФА могут при заключении сделок с цифровыми финансовыми активами взаимодействовать сразу с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права. Главная Новости законодательства Федеральное законодательство Внесены изменения в порядок ведения Банком России реестра операторов информационных систем, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Операторами обмена цифровых финансовых активов, операторами.
Голубой океан эмитентов
- Читать еще
- Правила регулирования ЦФА будут жесткими
- Новое законодательство РФ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте
- Все о цифровых финансовых активах
Московская Биржа стала первым оператором обмена цифровых финансовых активов
Появление первого оператора обмена цифровых финансовых активов даст толчок к развитию рынка ЦФА, позволит расширить круг инвесторов и повысит привлекательность ЦФА в качестве объекта инвестирования. Операторы обмена, собирая и сравнивая двухсторонние заявки, могут сотрудничать с несколькими системами, выпускающими цифровые активы. Дата внесения Банком России в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Цифровые финансовые активы (ЦФА). Участники реестра операторов обмена ЦФА могут при заключении сделок с цифровыми финансовыми активами взаимодействовать сразу с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внёс в парламент законопроект, который устанавливает административную ответственность за выпуск и обмен цифровых финансовых активов (ЦФА) компаниями, не включёнными в реестр ЦБ.