Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Новые Арабские Песни 2023 Год в высоком качестве. Арабские песни. Укладка в стиле арабских ночей. Арабская музыка 2022. Новая арабская. Красивая арабская песня. Арабский хит 2022. Sarya al Sawas. Арабские клипы. Это смесь музыки арабов на Аравийском полуострове и музыки всех народов, составляющих сегодня арабский мир.
Восточно арабская музыка - фото сборник
40 лучших музыкальных чартов из арабский мир | Песни арабская ночь слушать. Арабские песни девушка поет. |
Танцевальная восточная. Новинки музыки 2023 | Да и много ли мы знаем об арабской современной музыке? |
Arabic 2023
Красивая арабская песня девушка поет. Арабская музыка для души. Бесплатно слушайте онлайн лучшие радиостанции в жанре "Арабская" на устройствах iPhone, iPad, Android, Windows или Mac. Use shift and the arrow up and down keys to change the volume.
Руководство по арабской музыке - Все об арабской музыке
Arabic 2023 | Информационный портал с самыми свежими новостями арабского мира! Arabic был создан людьми, которые осмеливаются бросить вызов правительству, корпорациям, компаниям. |
арабская музыка | الموسيقى العربية | Oumaima Taleb — Begad Neset (Арабская музыка 2022). |
Best Arabic Music 2024 - Top 50 Arabic Songs 2024 | Правительство Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) запретило концерты рэп-исполнителя Алишера Моргенштерна (внесен Минюстом в реестр иноагентов) на территории страны. |
Новинки арабской музыки - фото сборник | АРАБСКАЯ МУЗЫКА — музыка арабов и других народов, населявших в средние века Ближний и Ср. Восток, Сев. |
Арабские песни » Скачать новинки песни и музыку 2023 года бесплатно | Арабская песня перевод на русский. |
Все новости из Арабских Эмиратов
Ибн Кузмана - одного из первых араб. Он всегда опирался на нар. Соответствие в заджалах каждому стиху новой мелодич. Популярен был небольшой труд неизв. В нём приведена настройка лютни схема такого построения принята в совр. Марокко и Алжире; так, напр. По примеру мусульман христ. Так, при дворе Санчо IV Кастильского были араб. Андалусская музыка завоевала признание и оказала влияние на муз.
Уже в нач. Африку, в берберских поселениях возникают культурные очаги, где продолжают существовать традиции андалусских городов. Среди музыкантов и теоретиков на Западе выделялись: в Кордове - философ Ибн Баджа Авемпас -певец, виртуоз-лютнист, теоретик его теоретич. Мухаммед бен Хайра, музыкант Ахмед бен Кадим, импровизатор на лютне, певец и комп. Нек-рые из этих музыкантов были авторами знаменитого андалусского цикла "Нубат-чхарната". После завоевания араб. Длительная полоса застоя продолжалась до 2-й пол. Эпизодически возникали яркие явления муз.
Попытки обновления А. Во 2-й четв. Эль-Хадж Аллаль аль-Батла создал нубу "Восход луны" в ладу истихлаль она не фигурирует в "24 нубах" и в "Древе ладов", но близка исчезнувшей нубе в ладу диль. В 1786 Мухаммед ибн аль-Хасан аль-Хайк образованный музыкант из Тетуана составил сб. Указания, дававшиеся к каждой песне ритм, размер, жанр песни, количество ритмич. Хайк стремился установить правила исполнения муз. Со 2-й пол. В кон.
Начинается процесс распада единой араб. В обстановке экономич. Алжирская музыка , Египетская музыка , Марокканская музыка , Тунисская музыка и др. В 1932 в Каире работал конгресс А. Каирский конгресс подытожил мн. Большое внимание было уделено теоретич. В 1971 Советом Лиги араб. Передовые деятели зап.
Использованные в Зап. Европе муз. В характерных жанрах араб. Своеобразие муз. Одна из осн. Нек-рые учёные считали основным 12-ступенный, другие - 17-22-ступенный звукоряд. Однако в музыкальной практике не было единого звукоряда, и "основной" являлся условным звукорядом теоретиков, закрепившимся в 13 в. В 17-ступенном условном звукоряде 12 ступеней отстоят друг от друга на лимму 90 центов , а 5 ступеней - на комму 24 цента , что аналогично системе пифагорейцев.
Новейшими исследованиями установлено господство в А. Такие "нюансы" расцвечивают опорные ступени кварта, квинта, октава лада. Терцовые мелодические соотношения колеблются от уменьшенной в современном понимании терции до увеличенной так возникает "нейтральная" терция. Поскольку в А. Развёрнутые звукоряды возникают благодаря сцеплению тетрахордов последний звук первого тетрахорда является первым звуком второго , их соединению через промежуточный интервал - секунду и скрещиванию в этом случае тетрахорды включают два общих тона. Тональность высотное положение араб. Греки рассматривали гамму как последовательность нисходящих звуков, у арабов, наоборот, мелодич. В связи с этим сложилась иная концепция греч.
Эти новшества особенно ощутимы в хроматич. Греки чаще располагают малые интервалы у нижнего предела кварты, арабы - у её осн.
Есть несколько жанров арабской музыки, полифонический , но обычно арабская музыка гомофонический. Номер музыкальные инструменты которые встречаются во всем арабском мире и представляют собой стандартизированный тональная система , используются в основном стандартизированные методы исполнения и отображают аналогичные детали в конструкции и дизайне.
Конкретные социальные контексты, порождающие подкатегории арабской музыки или музыкальные жанры, которые в широком смысле можно классифицировать как городские музыка городских жителей , сельские музыка сельских жителей или Бедуин музыка жителей пустыни... Система макам Смотрите также: Арабский макам Пример уровня тона Maqam Основа арабской музыки - это макам мн. Арабская теория макамов, описанная в литературе на протяжении веков, называет макамы от 90 до 110, которые сгруппированы в более крупные категории, известные как фасила. Фасила - это группы макамов, первые четыре основных звука которых являются общими.
Аджнас это форма множественного числа от джинс, которое в арабском языке происходит от латинского слова род, что означает «тип». На практике джин - это либо трихорд три ноты , тетрахорд четыре ноты или пентахорд пять нот. Макам обычно покрывает только один октава обычно две аджны , но может охватить и больше. Как и в мелодической минорной гамме, некоторые макаматы используют разные аджны при спуске и подъеме.
По его словам, холдинг уже делает первые шаги в данном направлении. Так, на сессии «Окно на Восток: возможности для торговли и бизнеса в ОАЭ» эксперты рассказали об особенностях ведения бизнеса на территории страны, мерах поддержки предпринимателей и деталях долговременного сотрудничества с партнёрами из Эмиратов. Нам нужно создавать самые разные возможности для индустриальной и промышленной кооперации. Я повторю слова нашего президента, что Объединённые Арабские Эмираты — это главный партнёр России в арабском мире. Мы будем стойко придерживаться этого принципа», — подчеркнул в ходе сессии глава Республики Башкортостан Радий Хабиров. По его словам, сегодня у двух государств имеется большое количество совместных целей и задач, которые во многом связаны с налаживанием стабильных логистических коридоров и расширением торговых отношений. Возможностей у нас много. При этом бизнес не должен поддаваться влиянию извне.
Араб музыкант. Мусульманские музыкальные инструменты. Арабик Мьюзик. Диски арабской музыки. Арабик музыка. Слушать арабскую музыку арабскую музыку слушать. Хабиби на арабском. Арабские песни хабиби. Хабиби глаза. Женщины ближнего Востока в жизни. Обои на смартфон восточные девушки. Фото арабских девушек хорошего качества. Косплей 1001 ночь. Арабская композиция. Арабик ремикс. Картинки под арабскую музыку. Песня хабиби хабиби. Восточный хит обложка. Восточная музыкальная обложка. Сборник восточных хитов. Habibi на арабском. Арабские ночи диск. Арабский альбом. Арабские ночи альбом. Горячие арабские ночи сборник. Таинственный взгляд восточного человека. Арабская дискотека. Господин на востоке фото. Арабские клипы 2020. Девушка поёт на арабском. Поет арабка. Музыкальные инструменты в арабских Эмиратах. Новый арабский клип. Арабская Habibi 2021. Абадан певица. Арабские треки. Арабская музыка 2020. Арабский музыкальный. Завораживающие мелодии арабские. Арабские музыкальные каналы. Душевные песни арабские. Арабик песни. Араб песня ASF. Известный арабский трек. Арабские глаза. Красивые мусульманские девушки. Восточная женщина поет. Необычные красивые арабский девушки. Арабские mp3. Hisham Qumhiyeh. Арабский ремикс девушки арабский ремикс Дубай. Я раб. Арабский трэп.
Арабский поп
Бесплатно слушайте онлайн лучшие радиостанции в жанре "Арабская" на устройствах iPhone, iPad, Android, Windows или Mac. Arabian music identity so powerful and unique essential continues thorough the countries. 200+ tracks to download royalty free Arabian music. Слушать бесплатно онлайн на Музыке Новинки узбекских песен для скачивание и прослушивание в хорошем качесте mp3. Что касается Ирана, то арабские СМИ продвигают идею, что иранская атака на Израиль с применением беспилотников является не более, чем «постановкой» или «договорняком» с США.
Best Arabic Music 2024 - Top 50 Arabic Songs 2024
Слушать бесплатно онлайн на Музыке It is an amalgam of the music of the Arabs in the Arabian Peninsula and the music of all the peoples that make up the Arab world today. Удивительно то, что Израиль блокирует эту территорию лишь с трех сторон: с четвертой осаду арабов-палестинцев ведет братская им Арабская Республика Египет. Все новости ОАЭ на сайте Русские Эмираты.
Арабская поп музыка listen online
Египетская сила: почему Арабская Республика участвует в блокаде Газы | Арабские песни 2023-2024 года Супер Подборка лучших песен ХитыПодробнее. |
Top 200 United Arab Emirates | Арабская музыка — музыка арабов и др. народов, населявших в ср. века Ближний и Ср. Восток, Сев. Африку и Юго-Зап. Европу. История А.м. восходит ко 2-му тыс. до н.э. Надпись на одном из памятников гласит. |
40 лучших музыкальных чартов из арабский мир | Popnable | У нас можно скачать лучшие Арабские хиты за 2024 год бесплатно и слушать онлайн в хорошем качестве. |
Все новости из Арабских Эмиратов
Андалузская музыка является ярким примером этой уникальной смеси, возникшей в Испании 9-го века как сплав латиноамериканских и арабских музыкальных стилей. Андалузская классическая музыка находилась под влиянием традиций и культуры различных цивилизаций, населявших Пиренейский полуостров на протяжении всей истории. Андалузские цыгане добавили к существующему жанру новые инструменты и ритмы, такие как гитароподобную лютню или ребаб, который заменили на уд, а также альт, который заменил рабану. Кроме того, фламенко — еще одна испанская фольклорная форма, известная своим страстным пением и танцами, имеет явное влияние из мусульманского прошлого Андалусии. Османская империя: классическая арабская музыка Османская империя сыграла значительную роль в развитии арабской музыки в классическую эпоху. Османы предоставили убежище многим музыкантам и художникам, создав среду, способствующую музыкальному росту и развитию. В этот период были представлены многочисленные ударные инструменты, такие как табла также известный как думбек. Следует также отметить появление ансамблей Тахт, состоящих из инструментов типа лютни уд , ударных инструментов, включая «рикк» тимпана или даф барабан , щипковых инструментов, подобных цитре, кануна и других.
Модернизация и западное влияние Фото: Wikipedia В течение ХХ века арабская музыка претерпела серьезные изменения и модернизацию, отчасти из-за влияния западной музыки и инструментов. Египетская и ливанская музыкальная индустрия сыграла значительную роль в этой тенденции: многие известные арабские артисты включили в свое творчество элементы западной поп-музыки. Музыкальная индустрия Египта и Ливана Египет и Ливан были в центре модернизации и вестернизации арабской музыки. В частности, египетская музыкальная индустрия сыграла значительную роль в формировании современной арабской музыки с ее сочетанием традиционных и западных элементов. Каир известен как центр арабской поп-культуры, где родились некоторые из самых знаковых артистов, таких как Умм Кульсум, Абдель Халим Хафез и Амр Диаб. Между тем, Бейрут также сыграл жизненно важную роль в развитии современной арабской музыки, приняв различные влияния средиземноморской и западной культур. Ливанская музыка выделяется своим разнообразием и включает в себя такие стили, как тараб классический , народные песни в стиле Файруз и многое другое.
Включение западных инструментов Поскольку арабские музыканты стремились идти в ногу с модернизацией Запада, западное влияние начало просачиваться в арабскую музыку. Включение западных инструментов и гармоний способствовало развитию арабского музыкального исполнения.
By the 1970s several other singers had followed suit and a strand of Arabic pop was born. Arabic pop usually consists of Western styled songs with Arabic instruments and lyrics. Melodies are often a mix between Eastern and Western.
Beginning in the mid-1980s, Lydia Canaan , musical pioneer widely regarded as the first rock star of the Middle East [12] [13] [14] [15] [16] fused English lyrics and Western sound with Middle-Eastern quarter tones and microtones and became the first internationally successful Lebanese recording artist. The brothers had a pioneering role in the modern music of Iraq. Saleh was considered the father of Iraqi maqam as he was the pioneer of its first song. Salima Pasha was one of the most famous singers of the 1930s—1940s. The respect and adoration for Pasha were unusual at the time, since public performance by women was considered shameful by some countries in the region, and most female singers were recruited from brothels.
The majority of musical instruments used in European medieval and classical music have roots in Arabic musical instruments that were adopted from the medieval Arab world. The guitar has roots in the four-string oud, brought to Iberia by the Moors in the 8th century. By the 14th century, it was simply referred to as a guitar. The scholars attempted to translate the lines in question and produced various different translations. The medievalist Istvan Frank contended that the lines were not Arabic at all, but instead the result of the rewriting of the original by a later scribe.
Немало этому поспособствовала работа ученых, которые перевели с греческого языка много трудов, посвященных пению и музыке. С тех пор арабские песни стали популярными во всем мире. Следи за сборником и слушай новые лучшие арабские песни на mp3party.
Впрочем, кое в чем арабо-персидская музыкальная культура и не совпадает с музыкальной культурой древнего мира: значительно реже проявляется принцип триединой «хореи» в действии — обычно пение, пляс, мимическая игра, декламация, сопровождение на музыкальных инструментах не встречаются вместе; господствуют или пение с инструментальным сопровождением, или пляски под игру на инструментах театрализованное искусство даже в самом широком смысле этого слова древним арабам осталось полностью неизвестным. Далее, значительно больше, нежели в условиях греко-римской античности древнеиндийскую инструментальную музыку мы оставляем в данном случае в стороне развита музыка чисто инструментальная; это сказывается уже в большем разнообразии музыкального инструментария по сравнению с греко-римским:[ref]Особенно распространены ударные инструменты: всевозможные разновидности бубен, барабанов, литавр. Из духовых известны флейта gosba , гобои raita , инструменты кларнетного типа zuggara ; из струнных—примитивная двухструнная мандолина gombri , двухструнный ребаб, двух-, реже трехструпный тамбур, наконец, цитра и знаменитая лютая — «уд» четырех- или пятиструнная , которая была, по словам аль-Фараби, «из всех инструментов в наибольшем почете». Это сказывается в создании более значительных по диапазону, по размерам, по длительности чисто инструментальных музыкальных произведений, что сильно повышает удельный вес инструментальной музыки в общей музыкальной культуре по сравнению с античной. Все это, как увидим, явилось закономерным проявлением разносторонности, богатства самого содержания музыкально-поэтических жанров, высокого расцвета преимущественно лирики. Наконец — и это, пожалуй, одна из наиболее существенных особенностей арабо-персидской культуры по сравнению с греко-римской — арабо-персидская музыкальная культура на практике[ref]В отличие от музыкально-теоретических изысканий арабских теоретиков, далеко не отражающих картину живой музыкальной практики того времени. Единого общего звукоряда в живой практике арабской музыки не было. То, что обычно считают «основным» звукорядом арабов, представляет собой чисто условный, «сводный» звукоряд теоретиков, закрепленный в ХШ в. В таком 17-ступенном условном звукоряде 12 ступеней отстоят друг от друга на «лимму» 90 центов , а 5 ступеней — на «комму» 24 цепта , что являет полную апалогию с системой пифагорейцев. Тут мы подходим к одной из самых темных и запутанных проблем арабо-персидской музыки: к проблеме применения в ной интервалов, меньших полутона, к системе арабо-персидских ладов и звукорядов. Уже издавна, с легкой руки Виллото, впервые давшего обстоятельный очерк арабских ладов и звукорядов, а за ним и Кизеветтера, в музыкально-исторической науке установилось мнение о наличии у арабов 17-ступенного и даже 24-ступенного звукорядов, предполагающих последовательное применение третей и четвертей тона. Зто обстоятельство постоянно выдвигалось в качестве неопровержимого аргумента в пользу полнейшей самобытности музыкальной культуры Востока в отличие от Запада и еще более осложняло вопрос об использовании такой «непонятной» музыки с третями и четвертями тонов западноевропейским средневековьем. Между тем, новейшие исследования, основанные на изучении фонограмм и живой практики арабо-персидского исполнительства, подтвердили господство в арабо-персидской музыкальной культуре все той же семиступенной диатоники какая оказалась характерной, в конечном счете, и для древнеиндийской музыки. Однако диатоника эта арабо-персами применяется очень своеобразно, в отличие от современной европейской темперированной диатоники и в этом своеобразии— большая принципиальная общность арабской музыки с древнеиндийской и древнегреческой. Своеобразие это состоит в том, что, при сохранении диатонического характера основных опорных пунктов лада, арабы открывают широкие возможности для чрезвычайно многообразной ладовой «нюансировки», обладающей определенной эмоционально-смысловой значимостью и колоссально повышающей выразительную силу мелоса, словно восполняя таким путем отсутствующее полифоническое и гармоническое начало. II, стр. Также «нюансы» иногда обрамляют, расцвечивают основные опорные ступени лада и таким образом детализуют ладовый смысл соответственного раздела, иногда же создают совершенно новый, необычайный колорит, затрагивая более существенные ступени лада. Они, однако, крайне редко следуют друг за другом,[ref]Преднамеренное использование последований третей и четвертей тонов имеет место, например, при характеристике «вздоха» и т. Впрочем, господствуют звукоряды шести—семиступенные. Таким образом, «внешнее» обеднение отказ от энгармонического и отчасти хроматического наклонений искупается богатством ладовой «нюансировки». Более того. Существенно подчеркнуть, что в арабо-персидской музыке начинает закрепляться и характерный звукоряд с ходом на увеличенную секунду, что приведет в дальнейшем к кристаллизации гармонического минора. Иными словами, основное ладовое противопоставление мажор и минор , которое станет впоследствии ведущим в западноевропейской музыке, уже наметилось в арабо-персидской культуре. В высокой степени показательно выяснить, какие интонационные соотношения допускают «нюансировку». Это — не крайние опорные тона тетрахорда и не производные от них : не кварта, не квинта, не октава напротив, перечисленные интонационные соотношения, как правило, берутся исключительно точно и «чисто». Равным образом и терцевые мелодические соотношения обнаруживают колебания от «уменьшенной» в буквальном смысле слова! Есть глубокий смысл в таком внимании, в такой чуткой и гибкой «нюансировке» именно терцевых ходов:[ref]Отметим также господство терцевы х соотношений тональных планов между отдельными частями макамов музыки арабо-персидского склада в Армении и Азербайджане как сообщает проф. Каждое такое изменение в интонационном соотношении придает особый характер не только данному интонационному ходу, но и всему «окружению»: характерно свидетельство Горнбостеля, неизменно путавшего абсолютную величину терцевых соотношений при расшифровке следующей фонограммы: Здесь Горнбостель принимал «нейтральную» терцию то за большую, то за малую существенная многозначность «нейтральной» терции, очевидно, в немалой мере способствовавшая ее распространенности. Точность интонирования октавных соотношений, указывающая на происшедшее в арабо-персидской музыке освоение принципа октавности несмотря на отсутствие гармонического склада , тем не менее допускает знаменательное отклонение от современного европейского понимания октавности почти исключительно как смены регистра. В высокой мере существенно для правильного осознания развития мирового музыкального искусства, для правильного подхода не только теоретического, но и чисто практического к проблематике музыкального наследия — уяснить всю значительность такого художественного явления, как достигшая вершины расцвета арабо-персидская музыкальная культура. Одним из величайших пороков схоластического, упрощенческого подхода в истории искусства, в частности музыки, является полное непонимание того, как вообще какая-либо «одноголосная» культура может создавать высокие мировые художественные достижения. Ведь так обычна упрощенная «арифметическая» постановка вопроса: что «выше» — одноголосие или многоголосие и «на сколько выше» причем обычно подразумевается ответ в пользу многоголосия! В данном случае, на примере арабской музыки и так же обстоит дело с другими ведущими культурами Ближнего и Дальнего Востока, с целым рядом культур народов СССР — закавказских, среднеазиатских республик… , ясна вся нелепость такого подхода: та же арабо-персидская музыкальная культура, лишенная преимуществ многоголосия, выявляет богатейшее метро-ритмическое разнообразие, такие возможности ладовой «нюансировки», которые принципиально немыслимы в любой многоголосной музыке. Существо развития мировой художественной культуры как раз в том и состоит, что при наличии соответственных конкретно-исторических условий любая великая цивилизация создает неповторимую в своем своеобразии культуру, остающуюся как раз в отношении этого своеобразия непревзойденной в дальнейшем прогрессивном развитии мировой художественной культуры. Так случалось не раз. Мы встретимся с этим, изучая культуру, скажем, французского и итальянского Раннего Возрождения. Но особенно уместным считаем мы подчеркнуть этот закон художественного развития на примере высшего расцвета одноголосной арабо-персидской музыкальной культуры на грани перехода к началу господства и мировому расцвету многоголосия. V Прежде чем итти дальше, приведем несколько образцов арабской музыки, вполне отдавая себе отчет в громадных трудностях, связанных как с анализом записи арабской музыки по европейскому образцу, так и с отбором «наглядного» материала, который дал бы в такой записи хотя бы самое приблизительное представление о подлинном аромате арабо-персидского мелоса ясно ощутить все своеобразие музыкального склада и характера исполнения можно лишь при восприятии такой музыки в живом звучании. Именно это — одна из основных трудностей, от которой не избавляет даже наличие фонорасшифровок с точнейшим отсчетом в центах интонационных отклонений кстати, фонозапись, пока что, охватила крайне незначительную часть арабского музыкального наследия. Дошедшее до нас музыкальное наследие арабов далеко не однородно: оно резко различается не только но территориальным очагам, но, прежде всего, по своему стадиальному уровню. Действительно, музыка арабов в наши дни является комплексом разностадиальных напластований. Прежде всего резко различается музыка сельских арабов от музыки городских. Громадное число их представляет собой типичное для раннестадиального уровня интонирование двух-трех смежных тонов в диапазоне терции, как это видно хотя бы из следующего примера: Не менее характерно для архаики музыкального мышления этого «провинциального», «бедуино-феллахского» наследия арабов непрестанное повторение коротких «попевок»: Эти стилистические особенности арабо-персидского мелоса коренятся во всем складе психики, во всем характере мировоззрения, свойственного этому этапу развития музыкальных культур Востока и, как увидим дальше, в значительной степени и европейского Запада эпохи расцвета рыцарской культуры на подступах к Возрождению. В самом деле. Это — величайшая страстность, нередко переходящая в стихийную чувственность, стремление к выразительной передаче всех изгибов эмоционального строя любящей, тоскующей, страдающей, восторженной личности. Это — глубокая заинтересованность во внутреннем мире переживаний как раз то, что строжайше искоренялось господствующей религией католицизма в условиях западного феодализма и что вновь было обретено на Западе ценой величайших усилий в эпоху Возрождения. Это — погоня за пряным, взысканным чувственным наслаждением от восприятия мастерски сотканного узора мелизматики, одновременного созвучания различных тембров, игры ритмов, смены регистров и способов звукоизвлечения такой гедонистический подход, как помним, также всемерно преследовался представителями патристики на Западе. Все это черты, которые в значительной степени объяснят нам жадное, прямо-таки восторженное восприятие передовыми людьми Запада достижений как раз арабской, на первый взгляд чуждой и совершенно особой культуры Востока. Но — и в этом характерное противоречие мировоззрения эпохи — такой свежий, непосредственный эмоционализм, культ чувства и наслажденчества, причудливо сочетался в условиях арабо-персидской культуры той поры с тягой к рационализму, к хитроумному комбинаторству, доступному лишь чисто умозрительному любованию; со стремлением к соблюдению строжайшего шаблона канонизированных схем будь то племенная «касыда», будь то сформировавшийся в условиях родо-племенного уклада «макам». Такая рационалистичность подхода проявляется и в регламентированных до мельчайших деталей правилах развертывания инструментальных произведений, — подобно тому, пожалуй, как арабский язык доводит до высшей ступени развития поразительную типизацию словообразования и словоизменения. Словом — богатство кажущейся импровизационной стихии при полном отсутствии малейшего произвола, случайности, непродуманности. Громадная трезвость, наблюдательность, эмпиризм подхода в деталях, в мелочах при отсутствии охвата целого, при невозможности вскрыть глубокую внутреннюю связь явлений. Именно это объясняет нам господство самого принципа «макама», самого принципа вариантного развертывания. Этот эмпиризм не исключал, скорее даже предполагал известную схоластичность, потерю глазомера в целом при культе мелочей и деталей — словом, элементы того отношения к действительности, какое оказалось характерным и для музыкальной готики во Франции, для философской схоластики этого же периода. Все изложенное позволяет нам установить историческую роль арабо-персидского мелоса в мировом развитии музыкальной культуры, позволяет и вернуться к вопросу о причинах громадного воздействия арабо-персидской культуры на музыкальную культуру Западной Европы конца первого — начала второго тысячелетия. Историческая роль арабо-персидскою мелоса заключается в том, что он, освоив лучшие достижения музыкальных культур древнею мира, в частности древнеиндийской и древнегреческой, довел бесписьменную музыкально-поэтическую одноголосную культуру до высшей ступени развития, создав тем самым полноценную светскую музыкально-поэтическую культуру на основе сплава пластов музыкальной культуры родо-племенного сельского и городского и рыцарскою уклада. Арабо-персидская культура второй половины первого тысячелетия — культура жизнеутверждения, жизнеприятия, культура передовых слоев средневековья, передовых представителей феодального общества; культура, вполне соответствующая идеалам рыцарства Востока и Запада того этапа, когда оно еще представляло прогрессивный передовой слой феодального общества. Отсюда понятно, что дала арабо-персидская культура Западной Европе конца первого — начала второго тысячелетия: расцвет жизненной, «земной», полноценной, светской культуры, выросшей на основе родового строя, но последовательно обогащенной культурой более высоких стадий развития. Это жизнеутверждающее, «земное», полнокровное искусство находило до некоторой степени соответствие даже в характере мусульманской религии, несмотря на отрицательное в целом отношение «буквы закона» ислама к музыке. Дело не столько в наличии того или иного предписания в религиозном кодексе, сколько в общей направленности соответственной религии. И вот, в то время как католицизм во главу угла положил догматы аскетизма, умерщвления плоти, ухода от реальной жизни, — ислам удовлетворялся выполнением ряда не слишком стеснительных предписаний, не только не запрещая, но поощряя активное освоение действительности, заставляя трезво учитывать реальную обстановку, не опасаясь особенно на первых порах проявления значительной веротерпимости согласно принципа «непринуждения в вере». Получалось парадоксальное положение, когда христианину-католику легче жилось под властью фанатика-мусульманина, чем под пятой «своей» же католической церкви!