Новости когда британская империя распалась

19 веках, максимального расширения достигла к началу 20 века.

когда распалась британская империя

Since 1450, the British Empire has expanded across several continents, only to shrink back to where it started. Итоги 70-летнего правления Елизаветы II знаменует собой период упадка и распада Британской империи (БИ), той империи, «над которой никогда не. Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме «размывания», чем «взрыва» или «обвала». Консерваторы были вынуждены признать факт распада Британской империи.

Дмитрий Евстафьев: Американоцентричный мировой порядок уходит

В марте 1944 года 15-я японская армия в количестве трёх дивизий и одной из трёх дивизий ИНА начали вторжение с территории Бирмы в Ассам северо-восток Индии. Однако колониальный индийский корпус, оставшийся верным Британии, не дал далеко пройти японо-индийским силам. В июне 1944 года японцы и ИНА отступили с территории Индии. В 1945 году части ИНА принимали участие в оборонительных боях против британских войск на территории Бирмы. С окончанием войны они были вынуждены сложить оружие и сдаться колонизаторам на условиях интернирования и репатриации.

Но британцы нарушили обещание. Многие из бойцов ИНА были заключены в тюрьмы под предлогом того, что они прежде являлись военнослужащими британских колониальных войск. Против троих высших офицеров ИНА британскими властями был организован судебный трибунал в Красном форте Дели. Под давлением общественного мнении смертная казнь для них была заменена пожизненным изгнанием.

Однако обстановка после войны была такова, что Великобритания уже не могла восстановить господство в своих азиатских колониях. В январе 1948 года англичане были вынуждены предоставить независимость Бирме.

Однако почему, ведь никаких внешних предпосылок для этого не было. Внешних причин не было, но были внутренние, которые грозили перерасти в очень серьезные неприятности. Ведь после войны Британия оказалась в тяжелейшей экономической ситуации и от банкротства ее спас только американский займ. Во всех ее владениях нарастали сепаратистские настроения. Они не выливались в восстания, но управлять становилось все сложнее, а былые мощь и влияние были уже потеряны.

Ну и англичане, как крайне рациональные люди пришли к выводу, что распустить то, что не можешь удержать гораздо выгоднее. Любые попытки сохранить империю привели бы только к череде бессмысленных войн и полному экономическому краху. История знает много таких примеров когда пытались удержать распадающие империи и ни одного успешного. Британцы пришли к выводу, что лучше самим ликвидировать свою империю, чем это сделают за них и с весьма печальными результатами.

В его развитии наступил новый этап. Освободительная борьба народов Востока приняла невиданный ранее размах. Колонизаторы не могли больше безраздельно господствовать в странах Азии и Африки, а поращенные народы больше не желали терпеть насилия захватчиков. Колониальная система империализма перешла в стадию распада. Этот процесс охватил и британскую колониальную систему империализма. В ней начался мощный подъём национально-освободительного движения, являвшийся основным и решающим фактором обострения кризиса этой империи…» Обострение кризиса Британской империи в период второй мировой войны Поражения Англии на Дальнем Востоке и оккупация там японцами большинства английских колоний сильно дискредитировали английский империализм и колониализм вообще в глазах народа и дали в их руку новые политические, моральные и материальные средства борьбы. Английский империализм под ударами национально-освободительного движения и в обстановке нового соотношения сил вынужден был пойти в 1947 году на предоставление независимости Индии, Пакистану, Цейлону и Бирме. Одновременно начался распад «Британской средневосточной империи» - своеобразный комплекс английских колоний, подмандатных территорий, сфер влияния, нефтяных концессий, баз и коммуникаций в обширном районе между Средиземном морем и Индийским океаном. Начало этому распаду было положено в Азии. Английские колонии в этой части света было значительно более развиты в экономическом, политическом и культурном отношении, чем в Африке, а их народы имели большой опыт антиимпериалистической борьбы». Коренные политические изменения в положении бывших колоний создали предпосылки для ломки всей империалистической структуры Британской империи. Освободившиеся колонии обрели возможность покончить с экономической монополией английских монополистов. Они стали развивать экономические отношения со всеми странами. Благодаря этому политическая независимость бывших колоний оказалось более мощным средством экономического развала Британской империи, чем это могли предположить английские колонизаторы. Завоевание Индией независимости Когда стала очевидной неизбежность предоставления Индии политической независимости, правящие круги Англии главное внимание направили на сохранение в ней своих экономических позиций. Они стремились оставить Индию в своей зависимости, главным образом экономической. Предоставление Индии независимости сопровождалось политическими маневрами, которые должны были обеспечить возможность вмешательства в её внутренние дела путём использования старого принципа «разделяй и властвуй». Этот метод английские империалисты использовали при «предоставлении» политической независимости другим колониям. Завоевание статута доминиона Индией знаменовало фактически начало распада Британской колониальной империи. После того как Индия получила независимость, уже невозможно было сохранять колониальный режим в других владениях. Став республикой, Индия создала важный прецедент для других колоний, боровшихся за своё освобождение. После освобождения Индии, Бирмы и Цейлона в остальных колониях повсеместно начали возникать политические партии, выдвинувшие программу завоевания независимости для своей страны. В первой половине 1950-х годов английскому империализму были нанесены тяжёлые удары национально-освободительными движениями в тех районах, которые не входили в Британскую империю, но были важными сферами её монопольного господства. Для ускорения распада империи это имело не меньшее значение, чем завоевание политической независимости колониями, входившими в её состав. Крушение колониальных режимов на Ближнем Востоке и в Африке Когда речь идёт о распаде Британской империи, нельзя ограничиваться анализом только тех изменений, которые произошли в судьбе входивших в неё стран. При этом нужно учитывать, что важнейшие экономические и стратегические базы британского империализма были расположены за её пределами. Народное движение за национализацию британской нефтяной монополии в Иране, развернувшееся с большой силой в 1951-53 гг. Вскоре после событий в Иране внимание всего мира было приковано к национальному освободительному движению в Египте. Это создавало прямую угрозу потери английскими империалистами монопольного контроля над важнейшими стратегическими коммуникациями на Ближнем Востоке. После национализации Египтом Суэцкого канала в 1956 г, Англия, совместно с Францией и Израилем, начала интервенцию против Египта, которая завершилась провалом. Провал интервенции в Египте ускорил распад Британской империи. Вскоре английскому империализму был нанесён удар в Западной Африке. В Аккре собралась первая конференция народов Африки, которая выдвинула требование независимости для всех африканских колоний. Важной вехой в распаде Британской империи явилась революция в Ираке в июле 1958 г. Иракская революция в то время нанесла огромный урон английскому империализму и его военно-стратегическим позициям. Распад Британской империи в Южной и Юго-Восточной Азии и на Среднем Востоке был результатом неодолимого натиска национально-освободительного движения народов. У английских правящих кругов не оставалось выбора. И в ряде случаев они проявили маневренность. Лейбористы понимали, что силой им не противостоять могучему потоку освободительной борьбы, что такая попытка только усилила бы последовательного прогрессивные элементы колониального общества, что, следовательно, надо искать какого-то компромисса. Английский империализм проявлял известную гибкость, предохраняя себя от излишних «ран». Маневрирование английской политики заключается в том, чтобы спасти то, что ещё можно спасти, и сохранить освободившееся страны не только в системе мирового капиталистического хозяйства, но и в системе международной политике современного капитализма. Суэцкий кризис, потрясший до основания всё здание Британского Содружества, обнажил не только пропасть, но и глубокие трещины во взаимоотношениях между Англией и старыми доминионами. Эти разногласия сказались в той или иной мере во всех основных вопросах внешней политики Англии и Содружества, в частности в вопросе об агрессивных военных пактах, в которых участвует Англия. Бурный процесс освобождения колоний развернулся в 1960 году, который вошёл в историю как «год Африки», так как в течение этого года 17 колониальных стран этого континента добились независимости. К концу 1963 года Британская империя как политическая система господства над народами фактически перестала существовать. Почти все бывшие колонии, за исключением нескольких протекторатов в Африке и небольших островных владений, добились политической независимости. Но политическая независимость не освободила ещё бывшие колонии полностью от гнёта английских монополий. Английские империалисты, потерпев поражение в борьбе за сохранение колониализма старого типа, стремятся удержать под своим господством былые владения на основе неоколониализма. Чем больше ослабевали узы, связывающие Содружество, тем упорнее правящие классы Англии и некоторые имперские круги старых доминионов искали путей и средств осуществления кокой-то общей внешней и военной политики. Здесь возникает вопрос, а для чего английские правящие круги стремятся найти общий язык со странами Содружества? Война причинила Англии громадный ущерб. Промышленный потенциал не пострадал, но прямые материальные потери — потопленные морские суда, разрушенные здания и т. Особенно сложной проблемой послевоенной Англии оказалась внешняя торговля. Борьба за рынки стала ещё более острой, чем раньше. После войны многие страны порвали с капитализмом и поэтому сфера его деятельности в целом сократилась. На суженой арене конкуренция капиталистических монополий обострилась. Положение ставило под вопрос стабильность английской валюты и грозило подорвать кредит Англии, а с ним и её ведущую роль в международной торговле и финансах. Английская буржуазия не собиралась уходить с мировой арены. Она намеревалась сохранить как можно больше позиций в мировой экономике и политике. В борьбе за влияние в мире она рассматривала свои колониальные владения как основной залог успеха; в них она видела подлинный якорь спасения. Империя представляла собой огромный рынок сбыта для английских товаров, которые пользовались в колониях и доминионах значительными льготам. Империя служила также неисчерпаемым резервом и источником сырья и продовольствия для Англии. Якорь спасения Положение крупнейшего покупателя колониальных продуктов, сырья и продовольствия давало Англии преимущества, которые она преминула использовать в своих деловых отношения со странами империи, добиваясь льгот. В то же время это позволяло ей навязывать в обмен свои товары. Британская империя служила для английской буржуазии источником очень высоких прибылей, превосходящие капиталы в самой Англии. Английские войска и английский морской флот продолжали контролировать стратегические пункты по всему земному шару. Таким образом, империя представлялась английской буржуазии базой, на которой можно было удержаться в быстро меняющемся послевоенном мире. Идя на предоставление независимости и выдавая этот вынужденный шаг за добровольную уступку, англичане пытались обставить его максимальным числом оговорок и условий, подчас ущемляющих суверенитет новых государств. В качестве условия получения независимости для всех африканских государств было выдвинуто членство в Британском содружестве и сохранение прежних имперских связей. Напротив, её тактика была рассчитана на то, чтобы как можно прочнее закрепиться, прежде всего в их экономике. Речь шла о другом — выработке гибкой политики призванной решить стратегическую цель, а именно «уходя, оставаться», сохранить свои позиции. Экономическая отсталость и слабость делали их независимость прозрачной. Английский капитал продолжал тысячами нитей связывать колониальную экономику и эксплуатировать народы бывших колоний, формально ставших свободными. Новое положение бывших колоний было в некоторых отношениях даже более выгодным для английской буржуазии. Продолжая господствовать хотя и косвенно в бывших колониях, она в то же время избавлялась от забот и хлопот по их управлению. Кроме того, англичане избегали таким путём конфликтов и столкновений, а это открывало путь к усилению их влияния и расширения торговли. Английский империализм в условиях распада Британской империи Потеря политического господства над бывшими колониями не ослабляли английский империализм. Потеря империи, главным образом в Африке, означала не крушение колониализма, крушение старого колониализма. Этот метод, по которому прибегают всё чаще и чаще, можно назвать «новым колониализмом». Суть этого метода заключается в том, что колониальной стране юридически предоставляют независимость, а фактически стремятся сохранить и продолжить своё господство в ней по средствам специальных договоров, экономического закабаления и экономических «советников», оккупации военных баз и включения её в военные блоки, находящиеся под контролем империалистов. Она лишилась колониальных армий и обширных территорий на континентах, используемых в качестве стратегических плацдармов. Но изгоняемые из многих стран вооружённые силы британского империализма, предназначенные для борьбы с национально-освободительными движением, отнюдь не сокращались. На их укрепление и наращивание затрачивались колоссальные средства. Имперская оборона из рассредоточенной и разбросанной по обширным владениям по необходимости должна была под ударами национально-освободительного движения становиться более концентрированной и маневренной. Но каждая очередная её перестройка имела своей целью сохранить возможность подавлять революционную борьбу народных масс по всему периметру Британской империи. Для этого всё больше укреплялся стратегический резерв на Британских островах и усиливалось военное сотрудничество с Южной Африкой, Австралией и Новой Зеландией. Распад колониальной империи и неправомерность экономического и политического развития подоврали позиции Англии в системе империализма. Англия всё ещё экономический центр Содружества. С ним её связывает система таможенных преференций. Она возглавляет наиболее крупные валютно-финансовые объединения в капиталистическом мире — стерлинговую зону, имеет наиболее разветвлённую банковскую систему и самую широкую сеть колониальных монополий. Лондон остается финансовым центром для значительной части капиталистического мира. В чём же источник сохранения Англией её мировых позиций, несмотря на распад Британской империи? Всё дело в том, что ломка экономических отношений, составляющих основу разделения труда внутри Содружества, а также между Англией и рядом освободившихся стран, остающихся в орбите британского империализма, происходит гораздо медленнее, чем изменение политического положения этих стран. Империалистическое разделение труда, подкреплённое серией двусторонних и многосторонних соглашений, продолжает видимыми и невидимыми нитями привязывать экономику обширной части капиталистического мира к экономике Англии. Ресурсы Британских островов — лишь часть общего экономического потенциала Англии и значительной частью экономических ресурсов этих стран английские монополии продолжают распоряжаться. В обстановке распада Британской империи происходит перестройка всей структуры английского империализма: его индустриальной базы, финансово-банковской системы, стратегии и политики. Миф об «исторической неизбежности» вступления Англии в «Общий рынок» За последние годы в экономике и политике капитализма всё более важную роль играют процессы империалистической «интеграции», нашедшей наиболее полное воплощение в деятельности Европейского Экономического Сообщества. Намерения правящих кругов Англии включить свою страну в «Общий рынок» было одним из наиболее ярких проявлений падения роли Англии в мировой капиталистической системе, распада Британской империи. Процессы «интеграции» в Западной Европе не ограничиваются рамками «Общего рынка». Интернационализация хозяйственных связей при капитализме выступает в различной форме. Традиционные экономические связи Англии со странами Содружества, сохранение таких экономических рычагов, как имперская преференциальная система и стерлинговая зона, при помощи которых Англия в течение многих лет осуществляет своё господство в имперских странах, длительное время определяли колебания Англии в отношении её участия в «Общем рынке». В то же время создание «Общего рынка» способствует ослаблению позиций английского империализма в Содружества. Участие Англии в ЕЭС приведет не к усилению, а к дальнейшему подрыву имперских связей. Конечно, нельзя считать, что, вступая в «Общий рынок», Англия автоматически теряет Содружество, однако, несомненно, что предпочтение Европе усилит проникновение монополий других империалистических стран в Содружество в ущерб Англии. Однако, несмотря на падение роли стран Содружества в английском внешнеторговом обороте, торговля с этими странами имеет огромное значение для Англии. Содружество представляет собой своего рода «общий рынок имперских стран»; значительная часть торговли между ними осуществляется на условиях, отличных от их торговли с «третьим миром». Получение дешёвого сырья и продовольствия из стран Содружества способствует повышению конкурентоспособности английских монополий на внешних рынках. Существенная часть английского экспорта, в частности в ЕЭС помимо реэкспорта — это переработанная, облагороженная в Англии продукция периферийных стран Содружества. Участие Англии в «Общем рынке» не только не усилит её позиции в Содружестве, но, наоборот, ослабит их в Европе. Таким образом, неучастие в «Общем рынке», а ликвидации различного рода замкнутых экономических группировок и развитее взаимовыгодной торговли со всеми странами мира, независимо от их политического или социального строя, откроют перед Англией действительные перспективы роста её внешней торговли, что может служить важным фактором улучшения экономического положения страны, а также её позиций на внешних рынках. Для того чтобы лучше понять, что такое содружество, необходимо ненадолго вернуться к истории. Название «содружество» было придумано для того, чтобы обозначить новое положение, которое заняли в империи так называемые переселённые колонии, то есть английские владения, заселённые в большинстве выходцами из Европы. Завоевав автономию, они отказались именоваться колониями и приняли более благозвучное название — доминион. К концу 30-х годов доминионы представляли собой уже вполне независимые суверенные государства, объединённые лишь общим подданством — английский король, символ единства стран содружества, одновременно является королём и в доминионах. Сохранение этих связей обещало национальной буржуазии этих стран определённые выгоды: продукты сырья и продовольствие доминионов находили обширный рынок в Англии, а оттавские соглашения закрепляли за ними этот рынок, в Англии доминионы получали займы на льготных условиях, под более низкий процент, чем в других странах. Кроме того, поддержка могучего английского флота служила для молодых наций мощным щитом и гарантией против всякого посягательства на их суверенитет. После второй мировой войны английское политическое господство в ряде стран Азии и Африки пришло к концу, перед новыми государствами, возникшими на месте колоний, встал вопрос о форме государственного существования и об отношении к Содружеству и Англии.

Также на канале Олли Бай можно посмотреть, например, как по годам присоединялись новые территории к Священной Римской империи , карту расцвета и падения империи Великих Моголов или сикхов , карту Наполеоновских войн и многое другое. Взлёт и падение Британской империи с 519 по 2014 год. Её прозвали империей, «над которой никогда не заходит солнце». Имея колонии на всех обитаемых континентах, она стала крупнейшей из когда-либо существовавших империй в истории человечества. На своём пике в 1922 году Британская империя управляла пятой частью населения мира и четвертью общей площади земли в мире. А началось всё с завоевания самой Британии. На экране справа от карты имеется блок с разъяснениями и описанием событий. За 18 минут видео охватывает 1500 лет истории. Оно начинается с 519 года, когда завершился период римского правления в Британии, и сформировалась так называемая Гептархия — семь англосаксонских государств, боровшихся между собой за господство на территории на карте отображены разными цветами. От них перейдём через нормандские завоевания к аннексии Ирландии, началу деятельности Британской Ост-Индской компании в индийском городе Сурат в 1612 году и к основанию колонии Плимут для пуритан в 1620 году.

Содержание

  • когда распалась британская империя
  • Непобедимый флот
  • Почему распалась Британская империя? — — NewsLand
  • Последний осколок империи: как Британия отдавала Гонконг

Другие статьи

  • Английские пираты
  • Почему распалась британская империя. Процесс распада британской империи
  • работа распад британской колониальной империи от Лесникова И..docx
  • Закат Британской империи начался 75 лет назад, сейчас закатывается сама Британия

Английские пираты

  • Похожие работы
  • работа распад британской колониальной империи от Лесникова И..docx
  • Читайте также
  • БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия

Пирс Брендон. Упадок и разрушение Британской империи. 1781 - 1997. Часть 1.

Вовсе нет. По сути, Британская империя никогда не распадалась, а просто немного трансформировалась. Английские колонии и доминионы получили большую самостоятельность, но так же строго подчиняются Лондону, как и в годы британского владычества. Но более подходящим будет сравнение с СССР. Хотя советские республики более жестко подчинялись Москве, чем страны Содружества, определенная самостоятельность субъектов и централизованное управление присуще обоим государственным образованиям.

Все граждане Содружества являются британскими подданными, а значит, обязаны подчиняться законам Соединенного Королевства. Органы управления Содружеством расположены в Англии. Главной судебной инстанцией всех стран-участниц является «Судебный комитет Тайного Совета», который находится там же. Дипломатические контакты между странами Содружества осуществляются при посредничестве Великобритании.

В общем, налицо все признаки государства, а точнее, империи. Англичанам удалось совершить то, что не удалось россиянам. Когда уже был близок закат империи, когда во всех ее уголках, большинство из которых было присоединено силой, вспыхнуло национально-освободительное движение, они переформатировали свои владения, дав колониям и доминионам достаточно большие права, но держа их при этом на «коротком поводке». Британцам не только удалось сохранить нормальные отношения почти со всеми своими бывшими владениями, но и стать для них центром притяжения.

Я мировая война нарушила сложившиеся хозяйственные связи в Британской империи. Это способствовало ускоренному экономическому развитию доминионов. Великобритания вынуждена была признать их права на ведение самостоятельной внешней политики. Первым выступлением доминионов и Индии на мировой арене было их участие в подписании Версальского мирного договора 1919. В качестве самостоятельных членов доминионы вступили в Лигу Наций. В результате 1-й мировой войны произошло расширение Британской империи.

Империалисты Великобритании и доминионов захватили у своих соперников ряд владений. Английский империализм расширил свои позиции в районе Ближнего и Среднего Востока. Многие государства этого района, формально не входившие в состав Британской империи например, государства Аравийского полуострова , на деле являлись полуколониями Великобритании. Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в колониальных и зависимых странах началось мощное национально-освободительное движение. Развернулся кризис Британской империи, ставший проявлением общего кризиса капитализма. В 1918-22, 1928-33 происходили массовые антиколониальные выступления в Индии.

Борьба афганского народа вынудила Великобританию в 1919 г. В 1921 после упорной вооруженной борьбы добилась статута доминиона Ирландия без северной части - Ольстера, оставшегося в составе Великобритании ; в 1949 Ирландия была провозглашена независимой республикой. В 1922 Великобритания формально признала независимость Египта. В 1930 был прекращен английский мандат над Ираком. Однако Египту и Ираку были навязаны кабальные «союзные договоры», на деле сохранявшие английское господство. Происходило дальнейшее усиление политической самостоятельности доминионов.

Имперская конференция 1926 г. Но в экономическом отношении доминионы кроме Канады, становившейся всё более зависимой от США в значительной мере оставались агро-сырьевыми придатками метрополии.

Одной из них была Франция, а другой — Российская империя. Обладая мощной экономикой и армией, Великобритания была далеко небезупречна. Внутри неё постепенно назревали реформы. Крымская война 1854 — 1856 годов показала, что армия британцев далеко неэффективна. А восстание в Индии, происходившее с 1857 по 1858 год, пошатнуло власть британцев от Пенджаба до Бенгалии. В течение каждого десятилетия шло медленное снижение могущества империи.

Началась война маори в Новой Зеландии 1860 год. Борьба шла на протяжении 12 лет. Чтобы сломить сопротивление маори, потребовалось военное вмешательство Великобритании. Маори добились того, что они стали пользоваться большими правами, чем коренные жители Австралии, например. В 1865 году восстала ещё одна британская колония. Взбунтовались освобождённые рабы на Ямайке. Они были недовольны нищенским существованием и отсутствием равенства. Это восстание жестоко подавил губернатор Эйр.

Зачинщики беспорядков были повешены или расстреляны. Деревни повстанцев были сожжены дотла. В 1867 году прошли беспорядки в Лондоне и Манчестере. В этом же году Доминион Канады получил полное внутреннее самоуправление, которое ему гарантировал закон о Северной Америке. В эти же годы Карлом Марксом был создан в Лондоне Первый коммунистический интернационал. В 1869 году Великобритания ещё глубже втянулась в дела Египта. Этому способствовало открытие Суэцкого канала. А в Канаде началось восстание Красной реки.

Созданная в 1874 году лига Дизраэли привела к резне британцев и зулусов в Изандлване. В 1879 году британские войска вторглись в Афганистан, где тоже прошли кровопролитные сражения. Дизраэли, всё-таки, стал владельцем контрольных акций Суэцкого канала, тем самым ослабив влияние и контроль Британии в этом регионе. В 1876 году королева Виктория получила титул императрицы Индии.

Однако после признания независимости США 1783 десятки тысяч колонистов перебрались в Канаду, и там укрепилось британское присутствие. Вскоре активизировалось английское проникновение в береговые области Новой Зеландии и Австралии и на острова Тихого океана. В 1788 в Австралии возникло первое английск. Венский конгресс 1814—1815, подводя итог наполеоновским войнам, закрепил за Великобританией Капскую колонию Южн. Африка , Мальту, Цейлон и др.

К серед. В 1819 был основан порт Сингапур. В серед. Китаю были навязаны неравноправные договоры, ряд китайских портов открыт для английск. Сянган Гонконг. В период «колониального раздела мира» последняя четверть 19 в. Великобритания захватила Кипр, установила контроль над Египтом и Суэцким каналом , завершила завоевание Бирмы, установила фактич. После кровопролитной англо-бурской войны 1899—1902 захватила бурские республики Трансвааль офиц. Все новые и новые завоевания и гигантское расширение империи стало возможным не только благодаря военной и военно-морской мощи и не только благодаря умелой дипломатии, но и из-за широко распространившейся в Великобритании уверенности в благотворности британского влияния для народов других стран.

Идея британского мессианства пустила глубокие корни — и не только в сознании правящих слоев населения. Имена тех, кто распространял британское влияние, от «пионеров» — миссионеров, путешественников, отходников, торговцев, — до таких «строителей империй» как Сесил Родс , окружались ореолом почтения и романтики. Огромную популярность приобретали и те, кто, как например, Редьярд Киплинг , опоэтизировал колониальную политику. В результате массовой эмиграции в 19 в. Их самостоятельность во внутренней и внешней политике укрепилась решениями Имперской конференции 1926 и Вестминстерским статутом 1931 , согласно которому объединение метрополии и доминионов было названо «Британским Содружеством Наций». Их экономические связи закреплялись созданием в 1931 стерлинговых блоков и Оттавскими соглашениями 1932 об имперских преференциях. В итоге первой мировой войны, которая велась и из-за стремления европейских держав к переделу колониальных владений, Великобритания получила мандат Лиги Наций на управление частями распавшихся Германской и Османской империй Палестина, Иран, Трансиордания, Танганьика, часть Камеруна и часть Того. Антиколониальная война, усилившаяся в различных частях Британской империи во время Первой мировой войны и особенно после ее окончания, заставила Великобританию в 1919 признать независимость Афганистана. В 1922 признана независимость Египта, в 1930 прекращен англ.

Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. И хотя Черчилль провозгласил, что он не для того стал премьер-министром Британской империи, чтобы председательствовать при ее ликвидации, ему все же, во всяком случае во время его второго премьерства, пришлось оказаться в этой роли. В первые послевоенные годы предпринималось немало попыток сохранить Британскую империю как путем маневрирования, так и колониальными войнами в Малайе, Кении и др. В 1947 Великобритания была вынуждена предоставить независимость самому большому колониальному владению: Индии. При этом страна была разделена по региональному признаку на две части: Индия и Пакистан. Независимость провозгласили Трансиордания 1946 , Бирма и Цейлон 1948. В 1947 Ген. Ассамблея ООН приняла решение о прекращении брит. В 1956 провозглашена независимость Судана, в 1957 — Малайи.

Первой из британских владений в Тропической Африке стал 1957 независимым государством Золотой Берег, приняв название Гана. В 1960 британский премьер-министр Г. Макмиллан в речи в Кейптауне в сущности признал неизбежность дальнейших антиколониальных свершений, назвав это «ветром перемен». В 1960 Южно-Африканский Союз провозгласил себя Южно-Африканской Республикой и затем вышел из Содружества, но после ликвидации режима апартеида апартхейда и перехода власти к черному большинству 1994 был снова принят в его состав. К концу прошлого века само Содружество также претерпело коренные изменения. После провозглашения независимости Индией, Пакистаном и Цейлоном с 1972 — Шри-Ланка и их вхождения в Содружество 1948 оно стало объединением не только метрополии и «старых» доминионов, а всех государств, возникавших в пределах Британской империи. Из названия Британское Содружество Наций было изъято «британское», а в дальнейшем стало принято называть просто: «Содружество». Отношения между членами Содружества также претерпевали множество перемен, вплоть до военных столкновений крупнейшие — между Индией и Пакистаном. Однако экономические, культурные и языковые связи, возникавшие в течение многих поколений существования Британской империи, удерживали подавляющее большинство этих стран от выхода из Содружества.

В нач. В Содружество был принят Мозамбик, который никогда не входил в Британскую империю. Население стран Содружества превышает 2 млрд. Важным наследием Британской империи является распространение английского языка как в странах, которые входили в эту империю, так и за ее пределами. Отношения между Британской и Российской империями всегда складывались сложно, зачастую весьма недружелюбно. Противоречия между двумя крупнейшими империями привели в середине 19 в. Великобритания не позволила России воспользоваться плодами ее победы над Османской империей в войне 1877—1878. Великобритания поддерживала Японию в русско-японской войне 1904—1905. В свою очередь, Россия всячески симпатизировала южноафриканским бурским республикам в их войне против Великобритании в 1899—1902.

Конец открытому соперничеству наступил в 1907, когда перед лицом усиления военной мощи Германии Россия присоединилась к Сердечному Согласию Антанте Великобритании и Франции. После Октябрьского переворота в России ее отношения с Британской империей обострились снова 1917. Для большевистской партии Великобритания была главной зачинательницей в истории капиталистической системы, носительницей идей «гнилого буржуазного либерализма» и душительницей народов колониальных и зависимых стран. Для правящих кругов и значительной части общественного мнения Великобритании Советский Союз, утверждая свои амбиции, был рассадником идей свержения власти колониальных метрополий по всему миру самыми различными методами, вплоть до терроризма. Даже во время Второй мировой войны, когда СССР и Британская империя были союзниками, членами антигитлеровской коалиции , взаимное недоверие и подозрительность отнюдь не исчезли. С началом холодной войны взаимные обвинения стали неотъемлемой чертой взаимоотношений. В период распада Британской империи советская политика была направлена на поддержку сил, способствовавших ее распаду. На русской дореволюционной литературе в том числе и исторической о Британской империи долгое время отражалось соперничество и противоречия двух крупнейших империй — Российской и Британской. В советской литературе внимание заострялось на британских антисоветских действиях, на антиколониальных движениях, кризисных явлениях в Британской империи и свидетельствах ее распада.

Имперский синдром в сознании многих британцев как и жителей других бывших метрополий вряд ли можно считать вполне выветрившимся. Однако следует признать, что в британской исторической науке в годы распада Британской империи шел постепенный отход от традиционных колониалистских взглядов и поиски взаимопонимания и сотрудничества с нарождающейся исторической наукой стран, провозгласивших свою независимость. Рубеж 20 и 21 вв. В 1998—1999 вышла пятитомная Оксфордская история Британской империи. Бенджамин Дизраэли или история одной невероятной карьеры. Британские консерваторы и деколонизация. The Lions Share. A Short History of British Imperialism 1850—1995. Harlow, Essex, 1996 Давидсон А.

Сесил Родс — строитель империи. Oxford, New York , 1998—1999 Хобсбаум Э. Век империи. Daunton and R. London, 1999 Boyce D. Decolonisation and the British Empire 1775—1997. London, 1999 The Commonwealth in the 21st Century. Mills and J Stremlau. Pretoria, 1999 Cultures of Empire.

A Reader. New York, 2000 Lloyd T. The History of the British Empire. Bibliography of Imperial, Colonial and Commonwealth History since 1600. London, 2002 Heinlein F. British Government Policy and Decolonisation 1945—1963. Scrutinising the Official Mind. London, 2002 Butler L. Britain and Empire.

Adjusting to a Post-Imperial World. London, New York, 2002 Черчилль У. Мировой кризис. The Rise and Fall of the British Empire. Любую империю принято считать злом, противоречащим свободе и демократии. Империализм ассоциируется с работорговлей, жестокими войнами, эксплуатацией природных ресурсов , угнетением народов, расизмом и шовинизмом. Британский экономист и историк Ниал Фергюсон подвергает сомнению столь однозначную оценку. В книге «Империя» он выступает с апологией «либерального империализма», предлагая максимально объективно оценить достижения и поражения Британской империи. В период расцвета Британская империя, крупнейшая в новой истории , занимала четвертую часть суши и управляла четвертой частью мирового населения.

Действительно, формирование великой империи предстает скорее случайным, чем закономерным.

Закат солнца над Британской империей

работа распад британской колониальной империи от Лесникова В 1970 году был уже близок момент, когда перестала работать формула «Над Британской империей никогда не заходит солнце». Так завершился распад Британской империи. Британская империя была крупнейшей империей за всю историю человечества.

Распад британской колониальной империи. Почему распалась Британская империя

Кобяков, М. Хазин "Закат империи доллара и конец Pax Americana". Интересуюсь политикой, историей искусства, оружия и... Природа мировых экономических кризисов, которые подтолкнули мир сначала к первой, а затем и ко второй мировой войне, во многом крылась в том, что капиталистические корпорации будущих стран-противников исчерпали свои возможности к экстенсивному расширению. Делить мир... До сих пор сохранились документы по этим сделкам. На это мероприятие правительство потратило несколько десятков миллионов фунтов. Вырученные деньги бывшие хозяева рабов вложили в промышленность в переспективные отрасли. Иванов Александр Юрьевич Я в основном увлекаюсь иностранными языками, в первую очередь английским и польским. Затем, выполнив определенную цивилизационную миссию приобщение многих народов к чему-то единому с общим языком и традициями , большинство империй распалось. Это относится и к Британской империи.

Слишком далеко были расположены территории империи друг от друга. Слишком разными были на этих территориях... Читать далее Андрей Р. Увлекаюсь международной политикой, всемирной историей, кино, музыкой, литературой и... Империи не вечны. Одна империя скоро вот-вот рухнет. Что касается британской... Во многом в т. Очень рекомендую почитать на эту тему книгу британского историка Э. Хобсбаума "Age of...

Для этого обзора мы отобрали несколько имперских карт. Также на канале Олли Бай можно посмотреть, например, как по годам присоединялись новые территории к Священной Римской империи , карту расцвета и падения империи Великих Моголов или сикхов , карту Наполеоновских войн и многое другое. Взлёт и падение Британской империи с 519 по 2014 год. Её прозвали империей, «над которой никогда не заходит солнце». Имея колонии на всех обитаемых континентах, она стала крупнейшей из когда-либо существовавших империй в истории человечества. На своём пике в 1922 году Британская империя управляла пятой частью населения мира и четвертью общей площади земли в мире. А началось всё с завоевания самой Британии. На экране справа от карты имеется блок с разъяснениями и описанием событий. За 18 минут видео охватывает 1500 лет истории.

Оно начинается с 519 года, когда завершился период римского правления в Британии, и сформировалась так называемая Гептархия — семь англосаксонских государств, боровшихся между собой за господство на территории на карте отображены разными цветами.

Начались административные беспорядки В 1851 году Великобритания была великой империей. Но постепенно она началась рушиться на глазах всего мира. Британия являлась первой индустриальной и военно-морской мировой державой. Её достижениями восхищался весь мир. Но кроме неё в мире существовали ещё несколько великих империй.

Одной из них была Франция, а другой — Российская империя. Обладая мощной экономикой и армией, Великобритания была далеко небезупречна. Внутри неё постепенно назревали реформы. Крымская война 1854 — 1856 годов показала, что армия британцев далеко неэффективна. А восстание в Индии, происходившее с 1857 по 1858 год, пошатнуло власть британцев от Пенджаба до Бенгалии. В течение каждого десятилетия шло медленное снижение могущества империи.

Началась война маори в Новой Зеландии 1860 год. Борьба шла на протяжении 12 лет. Чтобы сломить сопротивление маори, потребовалось военное вмешательство Великобритании. Маори добились того, что они стали пользоваться большими правами, чем коренные жители Австралии, например. В 1865 году восстала ещё одна британская колония. Взбунтовались освобождённые рабы на Ямайке.

Они были недовольны нищенским существованием и отсутствием равенства. Это восстание жестоко подавил губернатор Эйр. Зачинщики беспорядков были повешены или расстреляны. Деревни повстанцев были сожжены дотла. В 1867 году прошли беспорядки в Лондоне и Манчестере. В этом же году Доминион Канады получил полное внутреннее самоуправление, которое ему гарантировал закон о Северной Америке.

В эти же годы Карлом Марксом был создан в Лондоне Первый коммунистический интернационал. В 1869 году Великобритания ещё глубже втянулась в дела Египта. Этому способствовало открытие Суэцкого канала.

Результаты расследования Guardian гласят, что Елизавета II и Принц Чарльз посредством использования «королевского согласия» наложили вето на более чем 1000 законов. Среди них, в том числе, и законы о наследовании, земельной политике, и, кто бы мог подумать, о Брекзите! Но, конечно, то что шотландский референдум в итоге проведут первым — чистой воды совпадение. Правительство же последующий референдум о Брекзите, безусловно, поддержит.

В ходе подготовки к голосованию премьер-министр Дэвид Кэмерон, разумеется, в очередной раз займет подчеркнуто юнионисткую позицию, на сей раз в отношении ЕС. За выход проголосуют 51. Что, впрочем, почти никак не отразится на вертикали власти, ибо премьером в Британии становится лидер победившей на выборах партии. В случае его досрочной отставки новый глава кабинета может определяться простым внутрипартийным голосованием. Именно так им и стала сменившая Кэмерона Тереза Мэй. Правящая консервативная партия же власти не лишилась. Новые выборы назначены не были.

Касательно отставки Кэмерона есть еще одна незначительная, но стоящая упоминания деталь, растиражированная ведущими мировыми изданиями. Объявив о своей отставке с крыльца резиденции на Даунинг-стрит, он забыл о включенном микрофоне и начал напевать на пути к двери. Войдя в резиденцию, он произнес под нос еще два слова: «Правильно. Оценивать это можно как угодно, но на что это максимально непохоже, так это на потерпевшего крупнейшее в своей карьере поражение политика. Напротив, выглядит это так, будто он каким-то, вне всяких сомнений, невероятным образом заранее знал, чем закончится референдум о Брекзите и хотел уже поскорее сложить полномочия и двигаться дальше. Хотя для шотландцев, 62 процента которых проголосовали за то, чтобы остаться в ЕС максимум среди входящих в Соединенное Королевство стран — это было не движение вперед, но самый настоящий обман. Кроме того, если предпосылки проведения шотландского референдума вполне естественны, учитывая многолетнюю историю борьбы Шотландии за независимость, то решение о выходе Британии из ЕС выглядит по меньшей мере искусственным, спущенным сверху вниз, навязанным народу правящим классом.

Однако, как показала практика, принадлежность к политической элите отнюдь не означает умения мыслить стратегически. Хитрый расчет с двумя референдумами не оправдался. Процесс Брекзита затянулся. Отношения с ЕС ухудшились.

Россия в глобальной политике

Махатма Ганди и независимость колоний Власть Империи начала ослабевать с начала 1930-х годов. Но заметная смена политики произошла в 1935 году с принятием Закона о правительстве Индии. Который предоставил определенную степень самоуправления Индийскому субконтиненту. Этот акт был, возможно, самым значительным поворотным моментом в истории британской администрации в Индии. Партия противников закона не скупилась на слова в своей оценке акта.

Не успокоился и Махатма Ганди, бывший член партии Конгресс. Юрист, получивший образование в Лондонском университете, Ганди был лицом и лидером индийского национализма. Организовав три кампании за независимость в 1920—22, 1930—34 и 1940—42 годах. Идеи Ганди о ненасильственном национализме находили отклик у людей не только в рамках жесткой кастовой системы Индии.

Но и в Великобритании, Европе и во всем мире. Борьба за независимость Индии активизировала колонии по всей империи. Одна за одной, колонии объявляли независимость. Эта модель будет наблюдаться по всей Британской империи сразу после войны.

Суэцкий кризис Кризис 1956 года стал знаковым событием в послевоенной истории.

Затем Великобритания стала полагаться на систему так называемых "работных домов", которые изначально были созданы в 1838 году, чтобы справиться с голодом. Однако, эти мрачные учреждения никогда не предназначались для борьбы с кризисом такого масштаба. В итоге около 2,6 миллионов ирландцев поступали в переполненные работные дома, в которых погибло более 200 000 человек.

Изобретение автоматизированного оружия Устройство: пулемет максим В 1881 году американский изобретатель Хайрем Максим Hiram Maxim побывал на парижской технологической выставке. Пока он рассматривал экспонаты, он встретил человека, который сказал ему: "Если вы хотите заработать много денег, придумайте что-то, что позволит европейцам быстрее резать глотки друг другу". Максим решает переехать в Лондон и начинает работать над созданием более эффективной модели пулемета. В 1885 году он демонстрирует британской армии первый в мире автоматический портативный пулемет.

Британская армия приняла пулемет Максима в 1889 году. В следующем году Австрия, Германия, Италия и Россия также приобрели пулеметы, и началась гонка вооружений на европейском континенте. Атлантическая работорговля Англичане не были создателями системы работорговли и даже не импортировали большинство рабов оба этих сомнительных достижения принадлежат португальцам. В начале британские торговцы просто поставляли рабов испанским и португальским колониям, но, в конце концов, они начали осуществлять поставки рабов в свои новые английские колонии в Северной Америке.

Работорговля в Африке В 1760-е годы Британия была самой крупной европейской страной, занимающейся работорговлей, при этом она перевозила более 50 процентов африканцев из Африки в Америку. Британское участие в работорговле длилось с 1562 года вплоть до его отмены в 1807 году период в 245 лет. Профессор истории Дэвид Ричардсон David Richardson подсчитал, что за это время британские суда транспортировали около 3,4 миллиона рабов в Америку. Несмотря на то, что Великобритания была одной из первых стран, отменивших рабство, они быстро наверстали проблему отсутствия бесплатных рабочих рук путем тотального извлечения из Африки сырья и использование ресурсов страны по максимуму.

Опиумные войны Видя, что от торговли с европейскими странами удается мало получить, китайский император Цинь разрешает европейцам торговать только в порту Кантон, и только посредством получивших лицензию китайских купцов. На протяжении многих лет иностранные купцы принимали китайские правила, а в 1839 году британцы, которые представляли доминирующую торговую группу, были готовы показать свою силу. Они нашли препарат, который китайцы будут покупать: опиум. Выращенный на законных основаниях в Британской Индии, опиум контрабандным путем доставлялся в Китай, где спустя небольшой промежуток времени его использование и продажа стали незаконными в связи с разрушительным воздействием, которое он оказывал на китайский народ.

Обладая контролем над морями, британцы легко закрыли ключевые китайские порты и заставили их пойти на переговоры, в результате которых было положено начало "ста лет унижений" для китайцев. Однако, итоги опиумной войны, подписанные под дулом пистолета, все равно не удовлетворили ни одну из сторон, поэтому в период между 1856 и 1860 годами Великобритания и Франция возобновили военные действия против Китая.

Русские как бы игнорируют конфликтогенные факторы, связанные с новой территорией, и не прилагают никаких усилий, чтобы устранить их возможное деструктивное действие. Эти конфликтогенные факторы изначально рассматриваются не как внешние трудности, а как внутренние, от которых не уйдешь, но которые не подлежат планомерному устранению, а могут быть сняты только в более широком контексте деятельности народа. Англичане же, если они не могли избежать самого столкновения с тем, что порождает конфликтность - а сам факт существования туземного населения уже является для англичан конфликтогенным, ведь туземное население так или иначе препятствует реализации собственно английских представлений - то они стремились поставить между собой и местным населением барьер. К чему приводило наличие психологического барьера между англичанами и коренным населением колоний? Эдвард Спайсер в книге "Циклы завоевания " описывает как из "политики изоляции " постепенно развивалась концепция резерваций, воплотившаяся в отношениях с индейцами Северной Америки. Изначально эта концепция выразилась в том, что с рядом индейских племен были подписаны договоры как бы о территориальном разграничении.

Но существенным в этих договорах для англичан было не определение территориальных границ напротив, они изначально игнорировали эти границы , а то, что в результате самого акта подписания договора индейское племя превращалось для англичан в некоего юридического субъекта, через что отношения с ним вводились в строго определенные и ограниченные рамки. Очевидная бессмысленность наделения индейцев статусом юридического лица при том, что никакие права дефакто за ними не признавались, параллельно навязчивым желанием англоамериканцев придерживаться даже в случаях откровенного насилия определенных ритуалов свойственных международным отношениям, указывают на то, что внешний статус индейцев имел в глазах колонистов самостоятельную ценность. Он давал возможность экстериоризировать туземный фактор, отделить его от себя и тем самым получить возможность абстрагироваться от него. Такие сложные психологические комплексы, казалось бы, должны были остановить колонизация. А между тем англичане создали империю значительно более прочную, чем, например, испанцы, хотя последние прикладывали к созданию империи больше сознательных усилий. Значит ли это, что разгадка - в коммерческих способностях англичан? И действительно, значительная доля справедливости есть в словах, что Британская империя являлась "коммерческой комбинацией, деловым синдикатом ". Но этого объяснения недостаточно, ибо как психологически могли сочетаться эта гипертрофированная самозамкнутость англичан гигантский размах их торговых операций, заставлявший проникать их в самые удаленные части земли и чувствовать там себя полными хозяевами?

Кроме того, торговые выгоды получали главным образом жители метрополии, а они, казалось, видели в империи только лишний балласт. Томас Маколей сетовал на то, что англичане вовсе не интересуются Индией и "предмет этот для большинства читателей кажется не только скучным, но и положительно неприятным ". Пик английской завоевательной политики на Востоке по времени первая половина XIX века совпал с пиком антиимперских настроений в Англии, так что кажется, словно жизнь на Британских островах текла сама по себе, а на Востоке, где основным принципом британской политики уже стала "оборона Индии " - сама по себе. Англичане уже словно бы свыклись с мыслью о неизбежности потери колоний и даже желательности их отпадения, как то проповедовали экономисты Манчестерской школы. Однако с выводами спешить не надо, эта апатия имела и оборотную сторону. Узнав о коварстве и жестокостях полководца У. Хастингса, английское общественное мнение поначалу возмутилось, однако гнев прошел быстро, и Хастингс был оправдан парламентским судом. Осуждать его англичане не хотели.

Я повторяю, это не лицемерие; если бы противоположность идей и чувств осознавалась бы - игра была бы проиграна; залог успеха - бессознательность. В этом смысле показательно высказывание Дж. Фраунда о том, что Британская империя будет существовать даже несмотря на "глупость ее правителей и безразличие ее детей ". Здесь мы имеем дело с выражением противоречивости внутренних установок англичан. Англичане осваивали весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем было неанглийского. Поскольку такой образ действия практически невыполним, колонизация волейневолей связана с установлением определенных отношений и связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи. Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее.

Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно. Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны. Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре. Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться. Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели. Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии. Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению.

При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания. А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии. Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании. Но так ли это? Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели. Не мочь не означает не хотеть. И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение.

Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму. Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ". Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей. Между религией и торговлей существовала тесная связь. Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения. Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ".

Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации. Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой. Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи.

Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства. Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности. Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору.

Они стали означать "суверенный народ Англии ". Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ". В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ".

Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан.

Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом. В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом, и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами.

Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических. Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма.

Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации.

Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации. Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы.

Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше. Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие.

Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической. Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было.

Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж. Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано.

Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии. Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ". Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания. Этот тип человека воспевался и романтизировался в имперской литературе.

Индия виделась "раем для мужественных людей ", стоически переносящих все трудности и опасности. С идеологией "бремени белого человека " была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской миссии англичан, их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперской целиценности , а с другой - верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к примитивному национализму. Причем эти две составляющие были порой так тесно переплетены, что между ними не было как бы никакой грани, они плавно переливались одна в другую. Их противоположность скорее была понятна в теории, чем видна на практике. Воплощением слитых воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля уже Африканской империи и друга Р. Для него смысл Британской империи состоял в том благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы к цивилизации, однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь из этого обстоятельства всю возможную пользу для себя. Родсу принадлежит знаменитая фраза: "Чистая филантропия - очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых еще лучше ". Философские взгляды С.

Родса так описываются в одной из его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные цели. Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более совершенного типа людей. Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая наилучшие шансы в эволюции, - это англосаксонская раса, то делал заключение, что для служения Божественной цели следует стремиться к утверждению господства англосаксонской расы. Если так мог всерьез считать Родс, то и слова лорда Розбери о том, что Британская империя является "величайшим мировым агентством добра, которое когдалибо видел свет " не следует считать обычным лицемерием. Идеология "бремени белого человека " фактически примеряла различные составляющие английского имперского комплекса: национальное превосходство, самоотверженное служение религиозной идее, насаждение по всему миру искусства свободного самоуправления и романтика покорения мира. Это новая интерпретация имперской идеологии, где вновь религиозная, национальная, имперская и социальная составляющая выступают в единстве. Парадигма же "представительского самоуправления " вновь занимает место не ценности - "цели действия " целью действия теперь является втягивание мира в английскую орбиту , а "способом действия ", а именно, способом покорения мира. Эта идеологема находит свое выражение в мандатной системе примененной на практике после Первой Мировой войны.

Ко второй половине XIX века в Британской империи наблюдался переход от непрямого сохраняющего значительные элементы автономии управления колониями к прямому централизованному управлению. Но уже к началу XX века доминирующим принципом Британской имперской практики становится протекторатное правление. Это было серьезной модификацией английской картины мира. Но как английская колонизация и британская имперская идеологии связанны друг с другом? Кажется, что жизнь колоний течет сама по себе, а идеология является не более, чем головным измышлением. Однако, если присмотреться внимательнее, то корреляция окажется достаточно прочной. Попытаемся дать описание "образа мы " в картине мира англичан, которое вписывалось бы и в модель английской народной колонизации, и согласовывалось бы с различными интерпретациями Британской империи, являвшейся существенным фрагментом английской картины мира в целом. Итак, основным субъектом действия в английской модели колонизации является некое "общество ", "сообщество " все равно, религиозное или торговое.

Каждое из них так или иначе воспринимало религиозноценностные основания Британской империи и к торговым сообществам, как мы видели, это относится в полной мере. Но поскольку в британской идеологеме империи понятия "сообщество " и "империя " синонимичны, то - в данном контексте - сами эти сообщества превращались в миниимперии. Не случайно ОстИндийскую компанию называли "государством в государстве ", не случайно лорд Керзон называл Индию империей в империи. Каждое "сообщество ", которое в конечном счете складывалось не в силу какихлибо исторических причин, а потому, что такой способ действия для англичан наиболее комфортен таков "образ коллектива " в картине мира англичан , и каждое из них все более замыкалось в себе, абстрагируясь как от туземного населения, так и от метрополии. И каждое из них тем или иным образом проигрывало внутри себя альтернативу "сообщество - империя ". Оно отталкивалось от идеологемы "сообщество ", "привилегированное аристократическое сообщество ", "сообщество белых людей " и переходило к понятию "империи аристократов ". Создавалась структура взаимосвязанных миниимперий. Единство этой структуры вплоть до конца XIX века практически выпадало из сознания англичан, оно не было принципиально важным.

Субъектом действия были "миниимперии " будь то сельскохозяйственные поселения, торговые фактории или, позднее, миссионерские центры , и их подспудное идеологическое обоснование обеспечивало их мобильность, а, следовательно, силу английской экспансии. Между этими "миниимпериями " и "центром ", именовавшим себя Британской империей, существовало постоянное непреодолимое противоречие: "центр " стремился привести свои колонии "миниимперии " к "единому знаменателю ", а колонии, самодостаточные по своему внутреннему ощущению противились унификации, восставали против центра, отделялись от метрополии юридически. Впрочем, хотя отделение Соединенных Штатов вызвало в Британии значительный шок и появление антиимперский идеологии "малой Англии ", но это ни на миг не снизило темпов реального имперского строительства, в результате чего сложилась так называемая "вторая империя ". Сама по себе колониальная система, структура "миниимперий " имела посуществу только пропагандистское значение. В известном смысле прав русский геополитик И. Вернадский, который писал о Британской империи, что, "по своему внутреннему устройству и по характеру своего народа эта страна может легко обойтись без той или другой колонии, из которых ни одна не сплочена с нею в одно целое, и каждая живет своей особенной жизнью. Состав британских владений есть скорее агрегат многих политических тел, нежели одна неразрывная целостность. Оторвите каждое из них и метрополия будет существовать едва ли не с прежней силой.

С течением времени она даже приобретет новые владения и старая потеря почти не будет для нее заметна. В России невозможно представить себе даже саму мысль о восстании русского населения какойлибо окраины против центра. Русская колонизация ведет к расширению российской государственной территории: русская колония, образуясь вне пределов российской территории, стимулировала подвижки границы. У англичан колония, изначально находясь под британской юрисдикцией, стремиться выйти из нее. Но этот путь вел к созданию своеобразной "метаимперии ", объединенной не столько юридически, сколько посредством языкового и ценностного единства. К Британской колонизации вполне подходят слова французского исследователя колониальных проблем П. ЛеруаБолье о том, что: "колонизация - это экстенсивная сила народа, это его способность воспроизводиться, способность шириться и расходиться по земле, это подчинение мира или его обширной части своему языку, своим нравам, своим идеалам и своим законам ". Это в конечном счете попытка приведения мира в соответствие с тем идеалом, который присущ данному народу.

Большое влияние на развитие национально-освободительного движения в Британской империи оказала русская Революция 1905-07. Индийский национальный конгресс в 1906 выдвинул требование самоуправления для Индии. Однако английские власти жестоко подавили антиколониальные выступления. Правительства доминионов стали привлекаться к обсуждению вопросов внешней политики и обороны Британской империи на имперских конференциях. Капиталисты доминионов вместе с английскими капиталистами участвовали в эксплуатации колониальной части Британской империи.

Она провозглашала освобождение всех народов «жёлтой расы» из-под власти белых колонизаторов. Эта доктрина маскировала создание в этом регионе единой империи под эгидой Японии. Отсчёт своей независимости все эти страны ведут именно со времён японской оккупации. Китай также находился в положении полузависимой страны, и японцы, под расистскую риторику, и там создали коллаборационистское правительство. Захватывая эти территории у их прежних хозяев, японские милитаристы не скупились на декларирование независимости новых государств. Многие деятели национально-освободительных движений шли на сотрудничество с Японией, видя в ней избавительницу от колониального господства «белых». В обстановке Второй мировой войны значительная часть национально-освободительного движения в Индии также сделала ставку на помощь Японии. Во главе этого крыла стоял известный учёный, неоднократный председатель Индийского национального конгресса, именовавшийся своими последователями «уважаемым вождём», Субхас Чандра Бос. В отличие от Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру — идеологов ненасилия, Чандра Бос был убеждён в необходимости насильственного завоевания независимости Индии. Позже Бос продолжил сотрудничество с Германией. Бос и его соратники переместили центр деятельности в Сингапур, где значительную часть населения составляли тогда индийцы да и название города — индийское.

Как США разрушили господство Британской империи

БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия Почему распалась британская империя кратко.
БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ 1914 | это... Что такое БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ 1914? «Британская Империя продвинулась к новой концепции автономии и независимости, к идеи общности британских наций, каждая из которых вольна жить своей жизнью, но которые при этом остаются объединены верностью к короне и готовы кооперироваться ради общего блага».

Распад Британской колониальной империи

Она распалась в 1997 году. Можно сказать, что Британия была последней империей, которая смогла так долго просуществовать. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ (The British Empire), Великобритания и её заморские владения. Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме «размывания», чем «взрыва» или «обвала».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий