Рождение Степана Разина. Донской казак, предводитель крестьянского восстания 1670-1671 г. Крестьянская война 1670–1671 годов под предводительством Степана Тимофеевича Разина — вторая в России крестьянская война против феодально-крепостнического гнёта. Восстание под предводительством Степана Разина Восстание Степана Разина или Крестьянская война (16671669 гг. 1-й этап восстания Поход за зипунами, 16701671 гг. 2-й этап восстания) крупнейшее народное восстание второй половины XVII века.
Народный атаман Степан Разин
Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина | УРОК 9 Россия в XVII веке. / Карта. Восстание Разина. |
Народный атаман Степан Разин | УРОК 9 Россия в XVII веке. / Карта. Восстание Разина. |
Ответы : Напишите пожалуйста причины, события (даты), и итоги восстания Степана Разина | Восстание под предводительством Степана Разина Восстание Степана Разина или Крестьянская война (16671669 гг. 1-й этап восстания Поход за зипунами, 16701671 гг. 2-й этап восстания) крупнейшее народное восстание второй половины XVII века. |
Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина | К крестьянскому восстанию Степана Разина было приковано внимание не только на Руси, но и в Европе. |
Народные восстания России XVII века | Восстание Степана Разина — Крестьянская война под предводительством Степана Разина Взятие Астрахани разинцами, гравюра XVII века Дата 1670—1671 или 1667-1671) Место Дон, Поволжье, Мордовия, район Казани Итог Расправа над восставшими Противники Россия. |
Восстание степана разина карта схема. Заветный клад степана разина
Разовой линией обозначены территории, охваченные восстанием Степана Разина в 1670-1671 гг. Степан Разин восстание карта ЕГЭ. Восстание под предводительством Степана Разина карта. Многие считают Степана Разина буйным разбойником, героем песни, который в порыве гнева и страсти утопил персидскую княжну. Портрет Степана Разина воссоздает мужественный образ руководителя одного из самых крупных движений против феодального строя. Восстание Степана Разина. Бунтовщики Разина в Астрахани, голландская гравюра 1681 года работы Яна Яншуна Струйса. К крестьянскому восстанию Степана Разина было приковано внимание не только на Руси, но и в Европе.
Восстание степана разина карта егэ история
На склоне лет Мильтон мог использовать опыт своей жизни; как у Данте, его политическая деятельность послужила материалом для его поэзии, основная тема которой - пуританская революция, ее величие и доблесть; здесь Мильтон резюмирует идеи своих памфлетов. Но социальная обстановка была иная: побежденная буржуазия переживала период депрессии и разочарования, основные силы революции были разбиты, только немногие уцелевшие пытались бороться восстание милленариев, 1661 , но безуспешно и гибли в неравной борьбе. Мильтон видел крушение своих идеалов, и это невольно омрачало его взгляды. В этот-то период появилась его лучшая поэма "Потерянный рай", доставившая ему мировую славу.
Внешний сюжет поэмы несложен: он построен на библейских мифах и представляет рассказ о восстании сатаны против бога, жизни Адама и Евы в раю и их грехопадении. Но для Мильтона библейские сказания - только аллегория, в которую он вкладывал свое реальное содержание. Таким образом, он как бы маскировал революционный смысл своей поэмы и получал возможность внушить в эпоху реакции свои взгляды читателю, невольно воспринимавшему Библию по-новому.
Мильтон обобщал внешнюю идеологическую форму английской революции, которая, по выражению Маркса, "только рядилась в библейские одежды". Будучи самым крупным феодалом, католическая церковь являлась объединяющим центром всей феодальной системы и освящала ее своим авторитетом. Естественно, антифеодальная буржуазная революция, стремясь прежде всего сокрушить этот основной оплот феодализма, не могла не использовать такого авторитетного источника аргументов против католической иерархии, как Библия; поскольку же религия захватывала тогда почти все области общественного сознания, постольку и социально-политическая борьба и идеология революционной буржуазии отливались в религиозные формы, тем более что Библия являлась всеобщей энциклопедией того времени.
Целый ряд мест в "Потерянном рае" подтверждает его политический характер, воспроизводит различные сцены из великой борьбы. Так, образы ангелов-воинов, военный совет в раю, поражение сатаны повторяют картины гражданской войны; отдельные персонажи поэмы как бы списаны с натуры, символизируя борющиеся классы: сатана и бог - республиканцы и роялисты. Бог, сидящий на престоле и окруженный ангельскими чинами, напоминает Карла I и его двор.
Вместе с тем он и олицетворение чистоты, разума и свободы, т. Так же двойственно изображен и сатана. Самый яркий и сильный персонаж "Потерянного рая", он больше всего удался Мильтону.
Это действительно образ мирового мятежника и революционера; симпатии Мильтона в момент восстания сатаны всецело на его стороне. Столь же близок ему и побежденный сатана; здесь Мильтон как бы вновь переживает горечь поражения революции: это драма самого поэта и его соратников. Повествуя о его восстании против бога, Мильтон пишет апологию борьбы английской буржуазии.
Но сатана-искуситель, погубивший человечество, посягнувший на царство святых читай - революционных пуритан , для Мильтона - враг, символ зла. Эта двойственность типов весьма показательна для Мильтона, вынужденного в узкие рамки библейской традиции уместить описание событий своего времени. Но двойственность образа сатаны имела и другие, более глубокие причины: здесь невольно в Мильтоне сказалась характерная черта, присущая его классу, - итти в революции лишь до определенного предела.
Сатана, в своем восстании не знавший границ, посягнувший на самое "царство божие", напоминает Мильтону выступления плебейских масс его времени, угрожавшие частной собственности, этому "святому святых" буржуазии. Другие типы "Потерянного рая", как например Адам и Ева, столь же иррелигиозны: это идеал буржуазной пуританской семьи XVII века, выраженный в теплых, лирических тонах. Он проводит здесь идею единства души и тела; между человеком и животным "разница только в степени", ибо все они - различные виды материи, которая является источником всего существующего.
Сама материя есть атрибут бога - чистого разума, мировой субстанции, обитающей во всем живом пантеизм.
Костомаров так писал о пленении С. Разина: «После поражения Стенька бежал на Дон… удалился в свой городок… не унывал и все ещё скликал народ к себе, но донцы весною напали на него и взяли его в плен вместе с его братом». Обозначьте и подпишите на карте место пленения С.
Место пленения Степана Разина — Кагальницкий городок, расположенный на реке Дон обозначен черной решеткой. Произвольным знаком обозначьте на карте и подпишите название монастыря, в котором произошло крупнейшее вооруженное выступление борцов за старую веру. Укажите даты его осады. Крупнейшее вооруженное выступление борцов за старую веру произошло в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре, расположенном на Соловецких островах обозначено на карте синим крестом.
За этими занятиями проходит весь 1668 года, а также зима и весна 1669 года. В это же время Разин ведет переговоры с персидским шахом, склоняя того взять казаков к себе на службу. Но шах, получив сообщение от русского царя, отказывается принять Разина с войском. Войско Разина стояло под городом Решт. Туда шах направил свое войско, которое нанесло русским ощутимое поражение. Отступает отряд к Миял-Кале, где и встречает зиму 1668 года.
Отступая, Разин дает указание сжигать все города и деревни на пути, тем самым мстя персидскому шаху за начало боевых действий. С началом весны 1669 года Разин направляет свое войско к, так называемому, Свиному острову. Там летом того же года произошло крупное сражение. На Разина напал Мамед-хана, в распоряжении которого было 3,7 тысячи человек. Но в этой битве русское войско наголову разбило персов и с богатой добычей отправилось домой. Каспийский поход Разина оказался очень удачным.
Местный воевода взял со Степана Разина клятву, что тот сложит оружие и вернется на службу к царю, пропускает отряд вверх по Волге. Антикрепостническое выступление и новый поход Разина на Волгу Второй этап восстания начало крестьянской войны В начале октября 1669 года Разин со своим отрядом вернулся на Дон. Остановились они у Кагальницкого городка. Казаки в своих морских походах приобрели не только богатство, но и огромные военный опыт, который теперь могли использовать для восстания. В результате на Дону образовалось двоевластие. Согласно царскому манифесту атаманом казачьего округа был К.
Но Разин блокировал весь юг донской области и действовал в своих интересах, нарушая планы Яковлева и московских бояр. При этом авторитет Степана внутри страны растет со страшной силой. Тысячи человек стремятся убежать на юг и поступить к нему на службу. Благодаря этому численность отряда восставших растет с огромными темпами. Если к октябрю 1669 года в отряде Разина было 1,5 тысячи человек, то к ноябрю их было уже 2,7 тысячи, а к маю 16700 года 4,5 тысячи. Новый поход Разина на Волгу Можно говорить, что именно с весны 1670 года восстание под предводительством Разина перешло во вторую стадию.
Если раньше основные события развивались за пределами России, то теперь Разин начал активную борьбу против бояр. Здесь состоялся новый казачий круг, на котором было решено вновь идти на Волгу, наказывать бояр за их бесчинство. Разин всячески старался показать, что он не выступает против царя, но выступает против бояр. Разгар крестьянской войны 15 мая Разин с отрядом, который насчитывал уже 7 тысяч человек, осадил Царицын. Город взбунтовался, и жители сами открыли ворота мятежникам. Захватив город, отряд вырос до 10 тысяч человек.
Здесь казаки долго определяли свои дальнейшие цели, решая куда идти: на север или на юг. В итоге было решено идти на Астрахань. Это было необходимо поскольку на юге собиралась большая группировка царских войск. А оставлять в своем тылу такую армию было очень опасно.
Какую оценку дает В. Ленин личности С. Разина и движению под его предводительством? Связанные с восстанием Степана Разина охватывают период с 1670 по 1671годы. Сторонами вооруженного конфликта выступали казацко-крестьянские войска с одной стороны и царские войска с другой. Восстание охватило регионы Поволжья, Дона и Мордовии. Некоторыми историками данные события называются крестьянской войной Степана Разина. Лидер восстания - казацкий атаман Разин родился на Дону в станице Зимовейская около 1630 года. Первое упоминание о нем датируется 1652 годом. К этому моменту Разин уже был атаманом и выступал в роли полномочного представителя донского казачества, что указывает на высокий авторитет и богатый военный опыт. В период с 1662 по 1663 годы он успешно руководит казачьими войсками во время военных действий против Османской империи и Крымского ханства. В 1665 году, во время волнений на Дону, по приказу князя Долгорукова был казнен брат Разина - Иван, тоже являвшийся видным казачьим предводителем. Судя по всему, это событие оказало очень сильное влияние на взгляды Разина и его дальнейшую судьбу. Атаман возгорелся намерением отомстить царской администрации и повсеместно установить военно-демократический строй, присущий казацкой среде. Среди глобальных причин крестьянской войны под предводительством Разина необходимо отметить усиление централизованной власти, не угодное казакам, и усиление крепостного гнета. Также стоит упомянуть ситуацию сильного экономического спада, обусловленного длительной войной с Польшей и Турцией, повлекшую за собой повышение налогов и снижение общего уровня жизни. Ситуация усугублялась свирепствовавшими эпидемиями и начинающимся массовым голодом. Восстанию предшествовал разинский «поход за зипунами», то есть поход с целью захвата добычи, продолжавшийся с 1667 по 1669 годы. Казаки под предводительством Разина перекрыли Волгу, являвшуюся главной судоходной рекой страны, и занялись захватом проплывающих мио кораблей с целью получения добычи. Летом 1169 года казаки захватили Яицкий городок и продолжили движение к Кагальницкому городку. Захватив его Разин, занялся массовым набором войск. Получив в свое распоряжение достаточное количество людей, он заявляет о начале похода на Москву. Массовые военные действия начались весной 1670 года. Сначала восставшие берут штурмом Царицын, затем берут Астрахань, которая сдалась без боя. Местный воевода и представители дворянства были казнены, на их месте организовывается собственное казацкое правительство. После этих событий начинается массовый переход на сторону Разина крестьян Среднего Поволжья и представителей местных народностей. В начале осени 1670 года восставшие взяли в осаду Симбирск, однако взять его не смогли. На встречу разинцам двинулись царские войска под предводительством князя Долгорукого. В ходе разразившегося сражения осада была снята, а казачьим войскам было нанесено сокрушительное поражение. Получивший тяжелое ранение, Степан Разин был вывезен сподвижниками на Дон. Опасаясь расправы, другие предводители восстания решают выдать Разина царским властям. Плененный атаман был отвезен в Москву, где в июне 1671 года был казнен путем четвертования. Повстанцы, оставшиеся верными Разину, продолжали удерживать Астрахань, несмотря на его гибель. Город был взят лишь в ноябре 1671 года. Причиной поражения разинцев стали их неорганизованность, разрозненность действий и отсутствие четких целей. После окончания войны начались массовые расправы над восставшими, всего было уничтожено около ста десяти тысяч человек. Степан, как и его отец Тимофей, вышедший, вероятно, с воронежского посада, принадлежали к домовитому казачеству. Родился Степан около 1630 г. Трижды в 1652, 1658 и 1661 гг. В 1663 г. Степан возглавлял отряд донцов, который ходил вместе с запорожцами и калмыками под Перекоп против крымских татар. У Молочных Вод они разгромили отряд крымцев. Уже тогда его отличали смелость и сноровка, умение руководить людьми в военных предприятиях, вести переговоры по важным делам. В 1665 г. Он возглавлял полк донских казаков, участвовавший в войне с Польшей. Осенью донцы запросились домой, но их не отпустили. Тогда они ушли самовольно, и главнокомандующий боярин князь Ю. Долгорукий распорядился казнить командира. Обстановка на Дону накалялась. В 1667 г. На Дону царил голод. В поисках выхода из тяжелого положения, чтобы добыть хлеб насущный, бедные казаки в конце зимы — начале весны 1667 г. Их разбивают правительственные отряды. Но ватаги собираются снова и снова. Во главе их становится. На Волгу и Каспий. К Разину и его сподвижникам ранней. В середине мая 1667 г. В феврале 1668 г. В марте, бросив в реку тяжелые пушки и забрав с собой легкие, они вышли в Каспийское море. У западного побережья с Разиным соединились отряды Сергея Кривого, Бобы и других атаманов. Разницы плывут вдоль западного берега моря на юг. Они грабят торговые суда, владения шамхала тарковского и шаха персидского, освобождают немало русских пленников, разными путями и в разное время попавших в эти края. Возвращаются в море и плывут к персидским берегам; громят здесь города и селения. Многие гибнут в боях, от болезней и голода. Летом 1669 г. После этой блистательной победы Разин и его казаки, обогащенные сказочной добычей, но крайне истомленные и изголодавшиеся, берут курс на север. В августе они появляются в Астрахани, и местные воеводы, взяв с них обещание верно служить царю, сдать все суда и пушки, отпустить служилых людей, пропускают их вверх по Волге на Дон. Новый поход. В начале октября Степан Разин вернулся на Дон. Его удалые казаки, которые приобрели не только богатства, но и военный опыт, обосновались на острове у Кагальницкого городка. На Дону установилось двоевластие. Делами в Войске Донском управляла казацкая старшина во главе с атаманом, сидевшая в Черкасске. Ее поддерживали домовитые, зажиточные казаки. Но находившийся у Кагальника Разин не считался с войсковым атаманом Яковлевым, своим крестным отцом, и всеми его помощниками. Численность разинского повстанческого войска, формирующегося на Дону, быстро растет. Предводитель делает все энергично и тайно. Но вскоре уже не скрывает своих планов и целей. Разин снимается с лагеря и прибывает в Паншин городок. Появляется здесь и В. Ус с донскими казаками, украинцами. Разинское войско 15 мая вышло на Волгу выше Царицына и осадило город. Жители отворили ворота. После расправы с воеводой, приказными, военачальниками и богатыми купцами восставшие устроили дуван — дележ конфискованного имущества. Царицынцы избрали представителей власти. Разинцы, ряды которых выросли до 10 тысяч человек, пополняли запасы, строили новые суда. Оставив в Царицыне тысячу человек, Разин пошел к Черному Яру. Львова с барабанным боем и развернутыми знаменами перешли к восставшим. Восстал и перешел к Разину и гарнизон Черного Яра. Эта победа открыла путь на Астрахань. Повстанческое войско подошло к городу. Разин разделил свои силы на восемь отрядов, расставил их по местам. В ночь с 21 на 22 июня начался штурм Белого города и кремля, где находилось войско князя Прозоровского.
XVII ВЕК. ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА.
Основные этапы восстания Степана Разина: 1667-1669 – «поход за зипунами»; 1670-1671 – восстание в Поволжье. Весной 1670 года донской казак Степан Разин организовал имевший характер восстания поход на Волгу. Контурная карта Восстание под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.). Территория, охваченная восстанием Направление похода восставших под командованием Степана Разина Направления движений отдельных отрядов восставших Населенные пункты. Восстание Степана Разина. Больше всего неприятностей Алексею Михайловичу доставило восстание под руководством Степана Разина. Тегигоды восстания степана разина, карта восстание степана разина решу егэ. УРОК 9 Россия в XVII веке. / Карта. Восстание Разина.
Карта степан разин восстание егэ
Портрет Степана Разина воссоздает мужественный образ руководителя одного из самых крупных движений против феодального строя. Там зажиточные (домовитые) казаки схватили Степана Разина и его младшего брата Фрола и выдали царским властям. Степан Разин восстание карта. Район крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Карта восстание Степана Разина карта ЕГЭ.
Карта степана
Основные события восстания Степана Разина Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. Именно поэтому Степану Разину не удалось задействовать широкие казачьи круги. Автор пина:Мария Платова. Находите и прикалывайте свои пины в Pinterest! Восстание под предводительством Степана Разина Восстание Степана Разина или Крестьянская война (16671669 гг. 1-й этап восстания Поход за зипунами, 16701671 гг. 2-й этап восстания) крупнейшее народное восстание второй половины XVII века.
История казачества в России
Вот только снова делам Ящурова помешали — на этот раз русско-японская война , с которой офицер не вернулся. Не теряя надежды Еще одна попытка найти клад Стеньки Разина относится к 1914 году. Близ царицынской церкви Святой Троицы в Волгограде земля ушла на 4 метра. На дне провала нашли захоронения. Сторожилы припомнили, что, якобы, когда-то на этом месте был сооружен тайный подземный ход, который вел из города к самой Волге, куда приплывали груженые добром «расписные Стеньки Разина челны». Поиски клада не увенчались успехом — при попытках пройтись по подземному ходу, земля начинала обваливаться. Желающих отдать свою жизнь за стенькины сокровища не нашлось!
Рассказ фронтовика Сохранился рассказ участника боев под Сталинградом, капитана 1 ранга Бессонова. По его словам, в результате налета фашистских бомбардировщиков, осыпался волжский берег. Бойцы заметили оголившиеся стволы старинных пушек, которые были плотно сложены в ряд. Дуло одной из пушек откололось, и из него высыпались сокровища: серьги, браслеты, жемчуга, перстни, серебряные и золотые предметы, которые стремительно исчезли за пазухами солдат. Предположили, что это могут быть сокровища самого Стеньки Разина. Непродолжительные попытки извлечь пушки из промерзшей земли под обстрелом противника не увенчались успехом.
Вскоре началось наступление, и стало как-то совсем не до клада. Кстати, Разин любил прятать драгоценности в «порченых» пушках, забивая их стволы кляпами и зарывая на волжских берегах. Место клада отмечалось ориентиром, а описание места заносилось в грамоту. Вот только даже под страшными пытками, которые претерпел Разин перед четвертованием, он не назвал ни одного такого места… В статье использован материал Александра Бабицкого. Этот мятеж называют также крестьянской войной. Официальная версия такова.
Крестьяне вместе с казаками взбунтовались против помещиков и царя. Мятеж длился долгих четыре года, охватив большие территории имперской России, но усилиями властей был всё-таки подавлен. Что мы сегодня знаем о Степане Тимофеевиче Разине? Подлинные документы разинцев, которые проиграли эту войну, почти не сохранились. Официоз считает, что будто бы их уцелело всего 6-7 штук. Но и сами историки говорят, что из этих 6-7 документов только один можно считать подлинником, хотя и он крайне сомнителен и больше похож на черновик.
Да и то, что документ этот был составлен не самим Разиным, а его сподвижниками, находившимися далеко от его главной ставки на Волге, сомнений не возникает ни у кого. Российский историк В. Буганов в своей работе "Разин и разинцы", ссылаясь на многотомный сборник академических документов о разинском восстании, писал, что подавляющее большинство этих документов вышло из правительственного лагеря Романовых. Отсюда и замалчивание фактов, и тенденциозность в их освещении, и даже прямая ложь. Что требовали восставшие от правителей? Известно, что разинцы выступали под знаменем великой войны за русского государя против изменников — московских бояр.
Историки объясняют этот, на первый взгляд, странный лозунг, тем, что разинцы были очень наивны и хотели защитить бедного Алексея Михайловича от собственных нехороших бояр в Москве. Но в одной из разинских грамот есть такой текст: В нынешнем, во 179 году октября в 15 день по указу великого государя и по грамоте его, великого государя, вышли мы, великое войско донское с Дон к нему, великому государю на службу, чтобы нам, сем от них изменников бояр вконец не погибнуть. Отметим, что в грамоте имя Алексея Михайловича не упоминается. Историки считают эту деталь незначительной. В других своих грамотах разинцы высказывают явно пренебрежительное отношение к романовским властям, а все их действия и документы они называют воровскими, то есть незаконными. Здесь возникает явное противоречие.
Восставшие почему-то не признают Алексея Михайловича Романова законным правителем Руси, но идут за него воевать. Кем был Степан Разин? Предположим, что Степан Разин был не просто казачьим атаманом, а воеводой государя, но не Алексея Романова. Как такое может быть? После великой смуты и прихода к власти Романовых в Московии, Южная часть России со столицей в Астрахани захватчикам не присягнула. Воеводой именно астраханского царя и был Степан Тимофеевич.
Предположительно, астраханский правитель был из рода князей Черкасских. Имени его сегодня назвать невозможно ввиду тотального искажения истории по приказу Романовых, но предположить можно... Черкасские были из старых русско-ардынских родов и являлись потомками египетских султанов. Это отражено на гербе Черкасского рода. Известно, что с 1380 по 1717 г. Что касается присутствия кого-то из князей черкасских в разинских войсках, то этому можно найти подтверждение.
Даже в романовской обработке история доносит до нас сведения, что в войске Разина был некий Черкашенин Алексей Григорьевич, один из казачьих атаманов, названный брат Степана Разина. Возможно, речь идёт о князе Григории Сунчелеевиче Черкасском, служившем воеводой в Астрахани до начала разинской войны, но после победы Романовых его убили в своей вотчине в 1672 году. Перелом в войне. Победа в этой войне далась Романовым нелегко. Как известно из соборного положения 1649 года царь Алексей Романов установил бессрочное прикрепление крестьян к земле, то есть утвердил в России крепостное право. Походы Разина на Волгу сопровождались повсеместными восстаниями крепостных крестьян.
Вслед за русскими крестьянами восстали огромные группы других поволжских народов: чувашей, марийцев, и др. Но кроме простого населения на сторону Разина переходили и романовские войска! Немецкие газеты того времени писали: "К Разину попало такое множество сильных войск , что Алексей Михайлович настолько испугался, что не хотел больше посылать против него свои войска". Переломить ход войны Романовым удалось с большим трудом. Известно, что Романовым пришлось укомплектовывать войска западноевропейскими наёмниками, потому что после частых случаев перехода на сторону Разина, у Романовых татарские и русские войска считались ненадёжными. У разинцев же, напротив, отношение к иностранцам было, мягко, сказать, плохое.
Пленных иностранных наёмников казаки убивали. Все эти масштабные события историки преподносят лишь как подавление крестьянского бунта. Эта версия стала активно внедряться Романовыми сразу после своей победы. Были изготовлены специальные грамоты, т. Велено было читать грамоту на местах у приказной избы не единожды. Но если четырёхлетнее противостояние было всего лишь восстанием черни, значит, против Романовых бунтовала большая часть страны.
По реконструкции Фоменко-Носовского т. Эту гипотезу подтверждают и западноевропейские документы. Буганов приводит очень интересный документ. Оказывается, восстание в России, возглавляемое Разиным, вызвало огромный резонанс в Западной Европе. Иностранцы-информаторы рассказывали о событиях в России как о борьбе за власть, за престол. Интересно также и то, что бунт Разина называли татарским мятежом.
Конец войны и казнь Разина. В ноябре 1671 года Астрахань была захвачена романовскими войсками. Эта дата считается окончанием войны.
Но для Мильтона библейские сказания - только аллегория, в которую он вкладывал свое реальное содержание.
Таким образом, он как бы маскировал революционный смысл своей поэмы и получал возможность внушить в эпоху реакции свои взгляды читателю, невольно воспринимавшему Библию по-новому. Мильтон обобщал внешнюю идеологическую форму английской революции, которая, по выражению Маркса, "только рядилась в библейские одежды". Будучи самым крупным феодалом, католическая церковь являлась объединяющим центром всей феодальной системы и освящала ее своим авторитетом. Естественно, антифеодальная буржуазная революция, стремясь прежде всего сокрушить этот основной оплот феодализма, не могла не использовать такого авторитетного источника аргументов против католической иерархии, как Библия; поскольку же религия захватывала тогда почти все области общественного сознания, постольку и социально-политическая борьба и идеология революционной буржуазии отливались в религиозные формы, тем более что Библия являлась всеобщей энциклопедией того времени.
Целый ряд мест в "Потерянном рае" подтверждает его политический характер, воспроизводит различные сцены из великой борьбы. Так, образы ангелов-воинов, военный совет в раю, поражение сатаны повторяют картины гражданской войны; отдельные персонажи поэмы как бы списаны с натуры, символизируя борющиеся классы: сатана и бог - республиканцы и роялисты. Бог, сидящий на престоле и окруженный ангельскими чинами, напоминает Карла I и его двор. Вместе с тем он и олицетворение чистоты, разума и свободы, т.
Так же двойственно изображен и сатана. Самый яркий и сильный персонаж "Потерянного рая", он больше всего удался Мильтону. Это действительно образ мирового мятежника и революционера; симпатии Мильтона в момент восстания сатаны всецело на его стороне. Столь же близок ему и побежденный сатана; здесь Мильтон как бы вновь переживает горечь поражения революции: это драма самого поэта и его соратников.
Повествуя о его восстании против бога, Мильтон пишет апологию борьбы английской буржуазии. Но сатана-искуситель, погубивший человечество, посягнувший на царство святых читай - революционных пуритан , для Мильтона - враг, символ зла. Эта двойственность типов весьма показательна для Мильтона, вынужденного в узкие рамки библейской традиции уместить описание событий своего времени. Но двойственность образа сатаны имела и другие, более глубокие причины: здесь невольно в Мильтоне сказалась характерная черта, присущая его классу, - итти в революции лишь до определенного предела.
Сатана, в своем восстании не знавший границ, посягнувший на самое "царство божие", напоминает Мильтону выступления плебейских масс его времени, угрожавшие частной собственности, этому "святому святых" буржуазии. Другие типы "Потерянного рая", как например Адам и Ева, столь же иррелигиозны: это идеал буржуазной пуританской семьи XVII века, выраженный в теплых, лирических тонах. Он проводит здесь идею единства души и тела; между человеком и животным "разница только в степени", ибо все они - различные виды материи, которая является источником всего существующего. Сама материя есть атрибут бога - чистого разума, мировой субстанции, обитающей во всем живом пантеизм.
В "Потерянном рае" Мильтон отрицает догмат троицы: Христос - первое создание бога, последний же создал мир путем эманации своего существа; он все знает и предвидит, но мир развивается согласно законам природы-матери. Мильтон защищает свободу воли человека, который богом создан свободным. Но Мильтон противоречил самому себе, допуская всемогущество бога: результат незрелости его материализма, "Потерянный рай" так. Выражая в своей поэме надежду английской буржуазии на новую революцию, Мильтон мыслит ее как торжество "разума над страстями" - влияние реакции и горечь поражения заставили его отказаться от насильственного свержения монархии: победа для него заключалась теперь в духовном перерождении человечества.
Вторая крупная поэма Мильтона - "Возвращенный рай" - значительно слабее.
Примечательно то, что главой «домовитых» казаков был крёстный отец Степана Разина Корнила Яковлев. Голутвенным казакам, предводителем которых стал Разин, для пропитания приходилось ходить в набеги, или походы «за зипунами». Ходили в Турцию, Крым, Персию. В советской историографии его называют первым этапом восстания, но это было не так. В результате казаки вернулись с богатой добычей, их струги были забиты дорогими восточными товарами. Отличительной чертой разинского похода «за зипунами» является то, что он отправил послов к шаху с просьбой дать казакам землю для заселения. Но скорее всего это была всего лишь уловка. Так подумал и шах, поэтому послов затравили собаками.
Личность Степана Разина Итак, Разин был из лихой, удалой и по-настоящему вольной казацкой среды. Не удивительно, что его образ был романтизирован и во многом идеализирован. Но что же с семьёй Разина? Он родился около 1630 года. Возможно, матерью Степана была пленная турчанка. Отец Тимофей, имевший прозвище Разя, был из «домовитых» казаков. Степан Тимофеевич Разин. Дважды был на богомолье в Соловецком монастыре. К сорока годам, когда Разин возглавил голытьбу, крестьян и казаков, он был человеком с военным и дипломатическим опытом, и, конечно, это был человек с неиссякаемой энергией.
Голландский парусный мастер Ян Стрейс, встречавшийся с Разиным в Астрахани, так описал его внешность: «Это был высокий и степенный мужчина, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью. На вид ему было сорок лет, и отличить его от остальных было бы совсем невозможно, если бы не выделялся по чести, которую ему оказывали, когда во время беседы становились на колени и склонялись головой до земли, именуя его не иначе, как батька».
Народное движение ширилось.
Саранск, Курмыш, Пенза оказались повстанцев. Одним из отрядов командовала монахиня Алена. Ей удалось занять город Темников Та система власти, которая существовала у донских казаков, казалось Разину справедливой. Их и следует уничтожить, установив народный порядок.
Её он и насаждал на завоеванных землях. Но о царлском престоле атаман не промышлял. Он воевал за доброго царя, а главным преступником считал людей из высших слоев, Именно они повинны в тяжелой жизни народа - убеждал Разин соратников. Месяц продолжалась осада городского кремля.
Народные восстания России XVII века
Поход Степана Разина в 1670 году. Восстание Степана Разина 1667-1671 гг. Степан Разин восстание карта. читайте в нашей статье. Основные этапы восстания Степана Разина: 1667-1669 – «поход за зипунами»; 1670-1671 – восстание в Поволжье. Причины поражения Восстание Степана Разина потерпело поражение из-за разрушительного «бунташного» характера движения и слабой организованности. Получил прозвище Тишайший, несмотря на то, что при нем случились раскол Православной церкви и бунты: Соляной, Медный, а также восстания донского казака Степана Разина в 1667–1770 и 1670–1671 годах.