В книге «Алексей Боголюбов: художник, моряк, путешественник» описывается жизнь Боголюбова, которая, прошла в постоянных поездках по России и Европе.
Художник-моряк
На выставке представлено 70 акварельных рисунков, которые художник выполнил во время трехмесячного путешествия по России в свите великого князя Николая Александровича (старшего сына императора Александра II). Впервые Алексей Боголюбов начал работать над сюжетами Крымской войны в 1856 году. Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Боголюбов – один из немногих русских живописцев XIX века, посвятивших себя жанру марины, который и стал ядром выставочной экспозиции. Алексей Петрович Боголюбов (16 (28) марта 1824, село Померанье, Новгородская губерния, Российская империя — 27 октября 1896, Париж, Франция). Александр II, представляя австрийскому императору художника Алексея Боголюбова, который был назначен комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, заметил: "Это прежде моряк, а потом художник".
Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения
Боголюбов, ставший художником Главного морского штаба, воссоздавал на полотнах историю и современные ему будни российского флота, от кораблекрушений до военных парадов. Небольшая выставка «Истинно морских художников очень немного» приурочена к 200-летию со дня рождения выдающегося художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896). Картина художника Ильи Репина "Портрет А. П. Боголюбова" и картина художника Алексея Боголюбова "Морской пейзаж города Ревель" на выставке "Алексей Боголюбов. художника, просветителя, мецената, общественного деятеля, основателя.
Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения
В пятницу, 6 октября 2023 г., в 19:00 Дом ученых ОИЯИ приглашает на лекцию «Алексей Петрович Боголюбов – моряк-художник». Алексей Петрович Боголюбов родился 28 марта 1824 г. в селе Померанье Новгородской. Алексей Боголюбов скончался в 1896 году во Франции, но захоронен в Санкт-Петербурге – том городе, что был сотворён, дабы стоять на море, грозить Западу и одновременно – удивлять всех роскошествами дворцов. На батальном поприще Боголюбов и снискал официальную славу — как визуальный летописец русско-турецких войн и морских походов эпохи Петра I. Тут художнику не было равных, поскольку к таланту живописца присоединялась еще и скрупулезность морского офицера. Жизнь подтолкнула Боголюбова к выбору стези художника как главного жизненного призвания. Как итог, 18 ноября 1853 года он вышел в отставку с чином титулярного советника.
Оценка, продажа и реализация картин А.П. Боголюбова
BOGOLYUBOV Aleksey Petrovich khudozhnik-marinist, master russkoy batal'noy mariny БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович художник-маринист, мастер русской батальной марины / Alexey Bogolyubov Russian artist. В 1853 году Алексея Боголюбова назначили художником штаба Военно-морского флота. BOGOLYUBOV Aleksey Petrovich khudozhnik-marinist, master russkoy batal'noy mariny БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович художник-маринист, мастер русской батальной марины / Alexey Bogolyubov Russian artist. 28 марта 2024 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста, академика Императорской Академии художеств Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896). биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве.
Боголюбов А.П.
В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе , на Дунае и в Синопе , с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем. Сопровождал великого князя Александра Александровича — впоследствии императора Александра III в путешествии по России и делал зарисовки см. Записки Качалова. Литография из «Русского художественного листка». Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях» [7]. В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов.
Они вошли в виде иллюстраций литографий и политипажей в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» [7] написал старший брат художника, Николай 1821—1898 , также участвовавший в этой поездке. По мотивам некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна. В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу , и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов. Боголюбов руководил занятиями по искусству будущей императрицы Марии Фёдоровны , пользовался «особенно милостивым вниманием» императора Александра III [8]. В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.
Это позволяло Боголюбову считать себя саратовцем по роду. Когда в силу обстоятельств художник лишился сына, а потом овдовел, родился замысел оставить о себе память: открыть в Саратове музей и рисовальную школу.
Намерения были осуществлены, хотя Боголюбову пришлось преодолеть немало бюрократических препятствий, поскольку в России не было опыта создания публичных музеев ни в столицах, ни в провинции.
Вскоре Алексей получил первую лестную оценку Карла Брюллова. Взглянув на его этюды с натуры, известный живописец сказал примерно следующее: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже". Немного позже президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский отправился в путешествие на далекий остров Мадейру на корабле «Камчатка», где в числе офицеров был Боголюбов. Герцог отметил рисунки молодого лейтенанта, и вскоре тот начал свою учебу в Академии. Так судьба Алексея Боголюбова сделала крутой поворот, благодаря которому он профессионально занялся живописью.
Затем была учеба в Академии и Большая золотая медаль, полученная Боголюбовым за исполненные по программе три вида Ревеля сегодня Таллинна, столицы Эстонии и работу «Вид С. Медаль дала выпускнику Академии право на заграничную командировку, которую Алексей Боголюбов с успехом использовал для дальнейшей учебы и своего совершенствования в пленэрной живописи рисунке с натуры. В его жизни было много странствий, впечатлениями от которых Алексей Петрович щедро делился, перенося их на свои полотна. Сегодня мы знаем его как талантливого художника, мастера национального реалистического пейзажа. Знакомясь с его работами, можно заметить очень тонкое, лирическое понимание природы, стремление почувствовать и передать ее внутреннюю жизнь. Вместе с этим Алексей Петрович был гениальным подвижником: он стал инициатором создания в Академии художеств обновленного пейзажного класса и воспитал целую плеяду своих учеников, также ставших знаменитыми живописцами.
Среди них достаточно назвать всем известное имя Ильи Репина, который написал два портрета своего учителя, а затем друга и единомышленника сегодня они находятся в собрании музея. Но и свою первую профессию Боголюбов не забыл. Стремление к изображению морских сражений проявилось у него еще во время учебы в Академии и уже не покидало никогда. В 1853 году его назначили художником Главного морского штаба. Результатом его деятельности на этой должности стали картины из истории развернувшейся тогда Крымской войны, атласы берегов Каспийского моря и Финского залива, а также морские баталии петровского и екатерининского времени, рассказывавшие о блистательных победах российского флота. Одной из самых известных работ в их числе является «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке», которая представлена на экспозиции Радищевского музея.
Не удивительно, что задумав написать воспоминания, Алексей Петрович назвал их «Записками моряка-художника», каковым он считал себя до конца дней. Над ними — этими еще до конца неоцененными сочинениями — Боголюбов работал пятнадцать лет. В мемуары вошли шесть десятилетий неповторимого пути, достойно представляющего Россию XIX столетия. Сегодня «Записки» хранятся в Петербурге, в Рукописном отделе Петербургской публичной библиотеки. Они не раз были изданы, текст «Записок» представлен на многих сайтах Всемирной Сети. Читатели разных поколений продолжают обращаться к этим мемуарам.
И тот, кому выпало счастье познакомиться с ними, обязательно получит удовольствие от стиля, которым они написаны; позабавится смешными историями, которых там достаточно, и каждый найдет там для себя что-то очень важное. Но, пожалуй, делом всей жизни Алексея Петровича стало основание на родине своего деда первого в российской провинции общедоступного музея и рисовальной школы. К продвижению этого дела Боголюбов приступил еще в начале 1880-х годов, получив одобрение наследника престола Александра Александровича будущего императора Александра III. Однако сколько еще предстояло преодолеть препятствий и сопротивления этому благородному делу! Достаточно сказать, что имя А. Радищева было тогда под строжайшим запретом, его знаменитое «Путешествие…» не позволяла печатать цензура.
А сколько понадобилось усилий, чтобы в провинциальном городе для художественной коллекции, содержащей множество ценных произведений искусства, было построено свое собственное здание!
У нас не очень большое собрание его произведений, и так получалось, что долгие годы за Боголюбова отвечал Саратовский художественный музей, Петербургский военно-морской музей и Русский музей, где находятся самые большие и самые значимые коллекции произведений Боголюбова. Но такую дату — 200 лет со дня рождения мы не могли обойти и с большим интересом увлеченно занимались этой личностью», — рассказала заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова в ходе презентации выставки. Она отметила, что гости галереи смогут увидеть марины и баталии Боголюбова, связанные с историей военно-морского флота России, пейзажные этюды, а также графические произведения.
Саратов ожидают большие торжества в честь 200-летия Алексея Боголюбова
Летописец флота: в Омске открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова | не только художник-маринист, но и автор масштабных батальных картин, которые посвящены сражениям русского военно-морского флота. |
В картинной галерее открыли «…чудный подарок…» памяти Алексея Боголюбова — Вольская жизнь | Фотография с творческого занятия «Морская служба художника Алексея Петровича Боголюбова», проведенного сотрудниками Музея морского флота в Книжной гостиной Новой Третьяковки. |
Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее - Москва 2024 | Сопровождавший цесаревича Алексей Петрович Боголюбов, между прочим, талантливый карикатурист, во время путешествия составил целый альбом, который находится у государя. |
Выставки. Стихия воды – Тосненский вестник | Окончив Морской кадетский корпус, Алексей Боголюбов (1824–1896) поступил на флот. |
По следам Айвазовского: в музее Машкова «живет» художник-моряк | в Омске открывается выставка художника Алексея Боголюбова. |
В картинной галерее открыли «…чудный подарок…» памяти Алексея Боголюбова
Для размещения экспозиции было построено специальное здание, в котором и по сей день располагается Саратовский художественный музей. Наряду с музеем в Саратове была открыта и художественная школа, позднее получившая имя своего основателя — А. Алексей Петрович Боголюбов — «моряк-художник», был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком. Всю жизнь он совершенствовал своё мастерство, целеустремленно и вдумчиво работал, и оставил будущим поколениям прекрасное художественное наследие.
Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников.
Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. В эти же годы на острове Мадейра произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: «Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже"». Тогда воодушевленный Алексей Боголюбов показал Брюллову свои рисунки-карикатуры. Это — разврат».
Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству. В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе «Камчатка» путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба. С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.
В Академии художеств он учится у М. Воробьева и В. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист И. Айвазовский, хотя он и не был профессором Академии художеств. С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире.
Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: «... Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили». Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе. В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за «Вид С.
Перспективно-видовые картины, подобные «Катанию на Неве» 1854, Третьяковская галерея , были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи. Вторую золотую медаль художник получит в 1852 году за несколько картин, в частности — за «Вид Смольного монастыря с Охты». По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850—1870-х гг. По условиям заказа необходима была абсолютная точность как в изображении всех деталей корабельной оснастки, так и передаче исторических подробностей, с чем художник блестяще справился.
Оказалось, что некоторые листы имеют подписи: «A. Bogolubof» и «AB». В ряде случаев художником указана дата и место исполнения рисунка. Большинство работ не подписаны, но общая стилистика, цветовая гамма, характерные приемы изображения частей тела, одежды позволяют определить их автора. Кроме того, рисунки каждого альбома объединены одной темой и общим кругом изображенных лиц, так что фактически являются серией иллюстраций к конкретным событиям. Во всех трех альбомах изображена одна и та же компания друзей, а именно — лица из окружения цесаревича Александра Александровича.
В ближний круг наследника входил и сам Боголюбов, на многих работах он присутствует среди изображенных. Знакомство художника с великим князем Александром Александровичем состоялось в 1863 г. Боголюбов был приглашен в поездку по России с наследником престола цесаревичем Николаем Александровичем. Во время представления цесаревичу участников вояжа тот познакомил Боголюбова со своим братом, великим князем Александром Александровичем. Так началась их дружба, которая продолжилась, когда Александр Александрович сам стал цесаревичем, а затем и императором. Близкий ко двору граф С. Шереметев в мемуарах вспоминал о «необычной ласке и утонченном внимании» Александра Александровича, коими был удостоен Боголюбов.
К 200-летию со дня рождения», передает корреспондент Агентства городских новостей «Москва». У нас не очень большое собрание его произведений, и так получалось, что долгие годы за Боголюбова отвечал Саратовский художественный музей, Петербургский военно-морской музей и Русский музей, где находятся самые большие и самые значимые коллекции произведений Боголюбова. Но такую дату — 200 лет со дня рождения мы не могли обойти и с большим интересом увлеченно занимались этой личностью», — рассказала заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова в ходе презентации выставки.
Художник-моряк
«АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи» | Алексей Петрович Боголюбов — «моряк-художник», как он сам себя назвал, — это целая эпоха в русской живописи. |
Третьяковка показала документальную стихию художника-моряка Боголюбова - МК | Дача бова и ой. |
Музеи Петербурга проведут выставку к 200-летию художника-мариниста Боголюбова | в Омске открывается выставка художника Алексея Боголюбова. |
Летописец флота: в Омске открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова
«АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи» | 1896) - один из ведущих русских маринистов и баталистов, выдающийся мастер пейзажной живописи второй половины XIX века. |
Музеи Петербурга проведут выставку к 200-летию художника-мариниста Боголюбова | По заказу императора Александра II Алексей Боголюбов изобразил историю русского флота, в частности, флота Петра Великого, что стало поистине живописной историей русского флота. |
В картинной галерее открыли «…чудный подарок…» памяти Алексея Боголюбова | Художник Алексей Боголюбов. Важное. Приглашаем принять участие в Харлампиевских чтениях! |