В ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота удалось произвести видеосъемку парохода «Челюскин», который был раздавлен льдами и затонул в 1934 году в Чукотском море. Об этом сообщили в пресс-службе РГО. Экспедиция на пароходе «Челюскин» должна была повторить сквозной проход архангельского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию.
Что узнали поисковики о пароходе "Челюскин", спустившись на дно Чукотского моря
Ответ: пароход "Челюскин" затонул в Чукотском море. В 1934 году в Чукотском море затонул затёртый льдами ледокол «Челюскин», только что построенный в Дании. Челюскин затонул около 16 часов 13 февраля 1934 года на глубине 49 метров. Место гибели челюскина. Карта дрейфа парохода Челюскин. Дрейф Челюскина карта. Дрейф Челюскина в Чукотском море. Челюскин место гибели на карте. Отто Шмидт Экспедиция на пароход Челюскин. Экспедиция Челюскинцев. Лагерь Шмидта в Арктике. Ледокол «Челюскин» — советский пароход, который был построен в 1933 году в Дании на верфях фирмы Burmeister and Wain (B&W, Copenhagen) по заказу советских внешнеторговых организаций. Физическая причина гибели ледокола «Челюскин» заключалась в мощном напоре льдов, пробивших его левый борт. В Чукотском море, где пришлось зимовать «Челюскину», под влиянием постоянных в том районе ветров передвигаются мощные поля льда.
Краткий курс истории. Спасение челюскинцев
Фото: РИА Новости. Капитаном «Челюскина» стал полярный исследователь Владимир Воронин, который низко оценивал ледовые качества нового судна. В эфир ушла радиограмма: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства помечено, что "Челюскин" затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. В ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота удалось произвести видеосъемку парохода «Челюскин», который был раздавлен льдами и затонул в 1934 году в Чукотском море. Об этом сообщили в пресс-службе РГО.
Читайте также
- Экспедиции в Арктике впервые удалось заснять затонувший пароход «Челюскин» | ИА Красная Весна
- Главное сегодня
- Челюскин и пижма все точки над i
- Петербургские исследователи уточнят координаты гибели парохода «Челюскин»
- Сталин отказался от помощи США: как погибал «Челюскин»
- Гибель «Челюскина». Инфографика
Экспедиция в Арктике провела видеосъемку затонувшего парохода "Челюскин"
Как было указано выше, перед началом дрейфа в середине сентября 8 человек на собаках было отправлено на землю. После этого на корабле должно было остаться 105 человек. Один человек погиб при погружении корабля в морскую пучину 13 февраля 1934 г. Приведенные данные с точностью до 1 человека совпадают с количеством людей по указу о награждении участников лагеря Шмидта. Установить причину расхождения не удалось. Особый интерес представляет вопрос о координатах гибели «Челюскина».
Казалось бы, этот вопрос должен был быть однозначно определен. Эти координаты, безусловно, были занесены в судовой журнал, сообщены на Большую землю для обеспечения поиска и спасения людей с льдины, должны были быть известны каждому экипажу самолетов, участвовавших в спасении полярников. Однако в августе 2004 года закончилась неудачей экспедиция по поиску «Челюскина» с помощью научного судна «Академик Лаврентьев». В исследовании были использованы данные, указанные в штурманском журнале 1934 года. Тогда руководитель экспедиции Отто Шмидт сообщил в радиограмме точные координаты.
Были проверены все известные в архивах координаты, оставленные экспедициями 1974 и 1979 годов. Руководитель экспедиции, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов заявил, что причиной неудачи является фальсификация данных о месте гибели парохода. Возникает предположение, что по каким-то причинам или по традиции засекречивания любой информации в печати нашли отражение измененные координаты. В этой связи автор предпринял попытку найти эти данные в зарубежной печати периода спасения челюскинцев. В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства помечено, что "Челюскин" затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы.
Эта точка лежит в 40 милях от мыса Ванкарем, на котором расположен поселок с таким же названием. Им были опубликованы уточненные координаты гибели «Челюскина», проверенные в результате погружения к пароходу. Имея такие цифры, не бросайте там якорей! Это координаты с точностью до одного метра». Учитывая разноречивость оценок координат затонувшего «Челюскина» автор предпринял попытку выяснения спорных моментов у Сергея Мельникоффа, утверждающего, что он совершил погружение к затонувшему пароходу и сделал фотографии в непосредственной близости от корабля на глубине 50 метров.
На вопрос о значимости расхождений в координатах и наличии фальсификации исходных данных С. Мельникофф ответил, что «расхождение не значительно. В половину морской мили. В силу того, что в те времена координаты брали с помощью ручного секстана, а я пользовался спутниковой системой - это нормальная ошибка». Поиск осуществлялся «по картам Генштаба, на которых нет других затонувших судов в этом районе.
И нашли в полумиле от места его обозначения на карте. Эхолокация тоже говорит об этом - объект имеет 102 метра длины и 11 метров в высоту. Видимо, пароход чуть-чуть наклонен на левый борт» и практически не погружен в ил или донные наносы. Недостаточная обоснованность заявления Михайлова о фальсификации данных была подтверждена участником экспедиции «Челюскин — 70» руководителем аппарата Комиссии Совета Федерации по делам молодёжи и спорту, доктором социологических наук Александром Щегорцовым. Поскольку мы берем на себя задачу проведения независимого расследования, то при анализе фактической стороны дела будем исходить из «презумпции невиновности», то есть будем предполагать, что вся основная информация, изложенная автором Э.
Белимовым в «Тайне экспедиции «Челюскина», отражает реальные известные автору факты и не отягчена сознательным литературным вымыслом. Обратим внимание, что до сегодняшнего дня считалось, что первая публикация работы «Тайна экспедиции «Челюскина» была на сайте «Хронографъ», выходящем под лозунгом «XX век. Документы, события, лица. Неизвестные страницы истории…». В предисловии к сайту редактор Сергей Шрам указывает: «Многие страницы этого сайта покажутся кому-то непривычно жесткими, а кому-то даже обидными.
Что ж, такова особенность жанра, в котором я работаю. Особенность эта - подлинность факта. В чем отличие беллетристики от истории? Беллетристика рассказывает то, что могло быть. История - только то, что было.
В переломные моменты эпох люди охотнее тратят время на чтение исторических изданий, в которых рассказывается "то, что было". Перед Вами как раз такое издание... Поэтому неудивительно, что такую проблематичную статью, делающую достоянием общественности высказывание участников экспедиции по очень острой проблеме, перепечатали многие издания и интернетовские сайты. Поиск показывает, что традиционная ссылка на «Хронографъ» как на первоисточник не верна. Публикация в «Хронографе» датируется августом 2001 г.
Первая публикация работы Э. К тому же эта публикация имеет ссылку: «специально для «Новой Сибири». В этом случае становится совершенно определенным место работы автора в НЭТИ, аббревиатура которого ничего не говорила при повторных публикациях. Обратим внимание также на то, что израильская версия тоже появилась в печати позже публикации в «Новой Сибири», но и она предшествует публикации в «Хронографе». Анти-«Пижма» Когда идет речь о сравнении различных версий, всегда может возникнуть опасность, что версии относятся к различным объектам и их несоответствия не взаимоисключающие.
В данном случае есть два уникальных и единичных события, рассматриваемых в обеих версиях, информации о которых не может быть двойственной. Это — единственный, первый и последний, поход «Челюскина», применительно к которому не может быть различных дат. И единственный случай рождения в Карском море девочки: не может быть разных дат рождения и разных родителей. Поэтому первоначально обратимся к сопоставлению информации именно по этим вопросам. По официальной версии пароход вышел из Мурманска 2 августа 1933 г.
Уже 13 августа 1933 года в Карском море появились серьезная деформация корпуса и течь. Руководитель экспедиции О. Шмидт, находясь в Беринговом проливе, направил советскому правительству поздравительную радиограмму. После этого пароход уже не имел возможности самостоятельного плавания и дрейфовал во льдах в северном направлении до дня своей гибели. Белимов пишет: «Итак, вернемся в далекое прошлое 5 декабря 1933 года.
Часов в 9 или 10 утра Елизавету Борисовну будущую мать Карины по версии Белимова — прим. ЛФ привезли на причал и помогли подняться на борт "Челюскина". Почти сразу же началось отплытие. Гудели пароходы, в черном небе лопались ракеты, где-то играла музыка, все было торжественно и немного печально. Вслед за "Челюскиным" плывет "Пижма", вся в огнях, точно сказочный город».
Можно привести дополнительно целый ряд временных вех, показывающих, что «Челюскин» не мог начать плавание из Мурманска 5 декабря 1933 г. В соответствии с этим можно твердо утверждать, что датировка экспедиции «Челюскина» в работе Э. Белимова ошибочна.
Советский пароход «Челюскин» в ходе полярной экспедиции в сентябре 1933 был заблокирован сплошными льдами и начал дрейф. Спустя пять месяцев, 13 февраля 1934 года, судно было раздавлено льдами и затонуло в течение двух часов. Перед этим экипаж и исследователи в составе 104 человек эвакуировались на лед, сняв с парохода необходимые грузы.
Именно поэтому изначально ему дали имя «Лена».
По своим техническим характеристикам «Челюскин» относился к судам ледокольного типа. Он являлся грузопассажирским пароходом и мог вместить до 60 пассажиров. Водоизмещение составляло 7 500 тонн. При строительстве его планировали использовать для арктической торговли, но позже пароход начал эксплуатироваться в исследовательских целях. История плавания «Челюскин» спустили на воду в марте 1933 года. Вплоть до мая он совершал испытательный поход, а в июне вышел в свое первое плавание до Ленинграда под командованием капитана Петериса Биезайса. Спустя два дня ледокол прибыл по назначению и в том же месяце был переименован из «Лены» в «Челюскин» в честь известного полярника-мореплавателя.
Следующий поход судна состоялся в июле 1933 года. Корабль вышел из Ленинграда и направился в Мурманск, а по пути был вынужден зайти в доки города Копенгаген для устранения некоторых дефектов. Далее он успешно добрался до Мурманска, где сменил капитана на Владимира Воронина.
Запись о рождении была сделана В. Ворониным в судовом журнале "Челюскина". Эта запись гласила: "31 августа. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: "Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку".
Корабли приветствовали друг друга. В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжелые льды; 9 и 10 сентября "Челюскин" получил вмятины по правому и левому борту. Лопнул один из шпангоутов. Усилилась течь судна... Опыт дальневосточных капитанов, плававших северными морями, утверждал: 15-20 сентября - самый поздний срок для входа в Берингов пролив. Плавание осенью в Арктике - дело трудное. Зимой - невозможное. Уже на этом этапе руководству экспедиции пришлось думать о возможной зимовке во льдах. В один из осенне-зимних сентябрьских дней осенних по календарю, зимних по холоду к «Челюскину» прибыло несколько собачьих упряжек.
Это был визит вежливости и дружбы чукчей, поселок которых находился в 35 километрах от парохода. Никто не знал, сколько времени продлится ледовое заточение, где каждый лишний человек мог составить достаточно серьезную проблему. Восемь челюскинцев, больных, слабых, или просто в условиях дрейфа не нужных, были отправлены пешим путем… На корабле осталось 105 человек. До чистой воды оставались считанные мили. Но никакие усилия команды, не смогли спасти положения. Движение на юг стало невозможным. В проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Судьба корабля зависела полностью от ледовой обстановки. Зажатый льдами пароход самостоятельно передвигаться не мог.
Судьба оказалась не милостива… Все это предшествовало знаменитой радиограмме О. Шмидта, начинавшейся словами: "13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен "Челюскин" затонул, раздавленный сжатием льдов... О ее действиях постоянно сообщалось в печати. В возможность спасения многие специалисты не верили. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые бы могли плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда еще не было. Надежда была только на авиацию. Правительственная комиссия направила на спасение три группы самолетов. Отметим, что кроме двух «Флейстеров» и одного «Юнкерса» остальные самолеты были отечественными.
Итоги работы экипажей таковы: Анатолий Ляпидевский сделал один рейс и вывез 12 человек; Василий Молоков за девять рейсов - 39 человек; Каманин за девять рейсов - 34 человека; Михаил Водопьянов совершил три рейса и вывез 10 человек; Маврикий Слепнев за один рейс - пять человек, Иван Доронин и Михаил Бабушкин сделали по одному рейсу и вывезли по два человека. Два месяца, с 13 февраля по 13 апреля 1934г. Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях - большой подвиг. История освоения Арктики знает случаи, когда люди в таких условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления. Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт. Там, на льдине, Шмидт издавал стенную газету и читал лекции по философии, о чем ежедневно сообщалось во всей центральной советской прессе. Вся мировая общественность, специалисты авиации и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза. Оно было присвоено летчикам А.
Ляпидевскому, С. Леваневскому, М. Слепневу, В. Молокову, Н. Каманину, М. Водопьянову, И. Одновременно все они были награждены орденами Ленина. Были награждены все бортмеханики, включая двух американских. Все участники экспедиции, находившиеся на льдине, кроме детей, были награждены орденами Красного звезды.
Дополнительная неофициальная версия В 1997 г. Его автором выступил Анатолий Стефанович Прокопенко, историк-архивист, в прошлом возглавлял знаменитый Особый архив ныне Центр хранения историко-документальных коллекций — огромное сверхсекретное хранилище трофейных документов из двадцати европейских стран. После Особого архива — заместитель председателя Комитета по делам архивов правительства РФ, консультант Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при президенте РФ. В газете было сказано буквально следующее: «Из фонда знаменитого полярного летчика Молокова можно узнать, отчего Сталин отказался от иностранной помощи при спасении экипажа ледокола «Челюскин». А оттого, что волею судеб поблизости вмерзла в лед баржа-могила с заключенными». Версия о наличии второго корабля в экспедиции «Челюскина» описана Эдуардом Ивановичем Белимовым в работе «Тайна экспедиции «Челюскина». Автор работы - Э Белимов - кандидат филологических наук, более двадцати лет работал в НЭТИ на кафедре иностранных языков, затем уехал в Израиль. Он изложил свою версию событий в виде рассказа сына человека, выжившего после гибели второго парохода «Пижма», ведомого кораблем «Челюскин». Этот человек стал также близким другом родившейся на «Челюскине» Карины.
Такой источник информации заставляет воспринимать каждое слово и деталь очень серьезно. В газете «Версты» появилась практически идентичная версия от лица гражданина Израиля Иосифа Закса, на сведения которого сослались питерские журналисты. Он утверждает, что зимой 1934 года в Чукотском море по указанию Сталина был взорван и затоплен корабль "Пижма", который сопровождал легендарного "Челюскина". По словам Закса, на борту этого судна, а точнее, в трюмах, находились 2000 заключенных, которых везли на работу на рудники Чукотки под конвоем сотрудников НКВД. Среди заключенных на "Пижме" находилась большая группа классных радиолюбителей-коротковолновиков. После взрывов на «Пижме» они добрались до запасного комплекта радиопередатчика, и их позывные услышали на базах американской авиации. Правда, летчики успели спасти немногих. Позже все спасенные, в том числе и отец Иосифа Закса, будто бы приняли другое гражданство. Похоже, что Яков Самойлович у Э.
Белимова в точности соответствует Иосифу Заксу, цитируемому петербуржцами. Корреспондент газеты «Труд» в Казани 18 июля. Гурьянова о том, что его наставник, летчик полярной авиации, говорил, что в 1934 году он перехватил радиосеанс американских летчиков, базирующихся на Аляске. История была похожа на легенду. Речь шла о спасении русских в районе гибели "Челюскина", но не членов экипажа, не участников научной экспедиции Отто Шмидта, а каких-то таинственных политзаключенных, оказавшихся в районе знаменитого дрейфа челюскинцев. После знакомства с версией Белимова ему стало ясно, о чем была речь. В отличие от ранее опубликованной версии Белимова в телевизионной версии охранники взяли с собой семьи. Цель "Пижмы" проверить возможность доставки ЗК по морскому пути в это время. Когда "Челюскин" попал в ледовый плен и началась операция по его спасению, было принято решение взорвать "Пижму".
Семьи охранников были перевезены на санях к "Челюскину", а 2000 заключенных ушли на дно вместе с кораблем. В середине сентября 2004 г. Александр Щегорцов написал, что, по его мнению, гипотеза о втором судне, следовавшим за «Челюскиным», имеет право на существование. Возможно, судно имело другое название не «Пижма» и вполне вероятно оно не затонуло, как «Челюскин». При этом никаких дополнительных оснований для своего мнения автор не привел. К сожалению, такое сообщение очень похоже на старый «армянский» анекдот: Правда ли, что академик Амбарцумян выиграл в лотерее сто тысяч? Отвечаем: правда, но не академик, а дворник, и не выиграл, а проиграл, и не в лотерее, а в карты, и не сто тысяч, а сто рублей. Прошу прощения за такое отступление от серьезного духа изложения. Обсуждение версий Первоначально заметим, что ни одна из версий не исключает другую.
Официальная версия как бы не знает о существовании других вариантов, живет или делает вид независимо. Вторая версия мрачно дополняет первую, дает расширительное нечеловеческое толкование реализации целей экспедиции. Мысленно возвращаясь во времена плавания «Челюскина», можно представить себе, что Отто Юльевич Шмидт — научный руководитель экспедиции - ставил перед собой интереснейшую научную задачу изучения Северного морского пути и не мог отказаться от навязанных условий этой экспедиции. Это мог быть вопрос не научного будущего, а вопрос жизни. Наша задача попытаться составить истинную картину по имеющейся на сегодняшний день информации. По возможности, разобрать эти две колоды и выбросить фальшивые карты. В рамках официальной версии возникает, пожалуй, только три вопроса: о соответствии парохода задачам экспедиции, о численности людей и координатах гибели парохода. Для экспедиции по Северному морскому пути было использовано судно, специально спроектированное советскими конструкторами-кораблестроителями для плавания во льдах арктического бассейна. Пароход по техническим данным был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблем.
Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены отсюда и первоначальное название корабля «Лена» и Владивостоком. Еще год тому назад были сделаны попытки получить информацию об этом заказе от строителя. Причина неудачных попыток оказалась в следующем. Руководитель музея Христиан Мортенсен Christian Hviid Mortensen любезно дал возможность воспользоваться сохранившимися материалами, относящимися к постройке «Челюскина». К их числу относятся фотографии спуска на воду «Лены» и испытательного плавания корабля публикуются впервые , а также пресс-релиз с описанием «Челюскина», дающий представление о техническом совершенстве корабля. Фрагмент фотографии спуска на воду был размещен мною на сайте www. Однако мы оказались не в состоянии идентифицировать кого-либо на снимке. В 1933 г. Других пароходов для этих условий плавания фирма не строила ни в 1933 г.
Пароход «Sonja», на который ссылаются на сайте www. В соответствии с данными изготовителя пароход водоизмещением 7500 т под названием «Лена» был спущен на воду 11 марта 1933 г. Испытательное плавание прошло 6 мая 1933 года.
Триумфальная катастрофа. Спасение экспедиции "Челюскина"
Комплексную арктическую экспедицию Русское географическое общество проводит совместно с Северным флотом. В маршруте экспедиции было запланировано две точки в Чукотском море на которые учёным выделили несколько дней. Одна из них - место, где 86 лет назад затонул советский пароход "Челюскин". С помощью многолучевого эхолота с борта ледокола участники экспедиции провели трёхмерную акустическую съёмку судна. Также им удалось сделать фото и видео кадры объекта с помощью подводного аппарата "Марлин — 350". Это первая качественная съёмка парохода. Но до сих пор никому не удавалось сделать ни одного кадра парохода — район, где затонул корабль, находится недалеко от Берингова пролива, а здесь очень мощное течение и мутная вода», - прокомментировал руководитель медиагруппы РГО Леонид Круглов.
Руководитель экспедиции рассказал о полученной телеграмме, где говорилось, чтобы часть экипажа судна и экспедиция пересела на ледокол «Красин», а пароходу «Челюскин» предписывалось вернуться в Мурманск на ремонт. Шмидт спросил у команды о готовности идти дальше, на что получил согласие. За это время команде не раз приходилось выгружаться на лед. Пароход был на грани крушения, но опасность отступала и «Челюскин» шел дальше.
Когда до Берингова пролива оставалось две мили ледокол «Красин» ушел со сломанными гребными винтами на ремонт. Это был тот самый Его величество случай, но «Челюскину» не повезло. Пароход неожиданно сковало льдами и понесло на север по Чукотскому морю. В каютах говорили о зимовке, а капитан знал, что судно не выдержит. Рядом был ледорез «Федор Липке», но Отто Шмидт отказался от его помощи, чем упустил второй шанс приблизиться к кораблю. Корпус парохода «Челюскин» крепко врос в многометровую толщу льда, и в течение еще четырех месяцев дрейфовал по просторам Чукотского моря, пока не наступило 13 февраля 1934 года. Команда не спала, так как ночью тронулся лед и корпус заскрипел от сжатия, на котором после того образовалась трещина. К утру, она приняла чудовищные размеры, даже лед стал проникать внутрь. Внезапно с ходового мостика позвали капитана, и он увидел огромный высокий ледовый вал. Торосы двигались прямо на пароход.
Для «Челюскина» настал критический момент, и капитан отдал приказ об эвакуации. Паники места не было. Каждый отвечал за свой участок работы. Пароход уходил под воду толчками, как бы корчился в предсмертных судорогах. На снег полетели ящики с консервами, приборы, брикеты угля, листы фанеры, тюки с меховой одеждой, палатки, мешки с мукой и сахаром. Вскоре судно ушло под лед. Быстро темнело, экипаж «Челюскина» срочно ставил палатки для женщин и детей, плотники строили барак, повара разбирали провизию и обустраивали камбуз. Эрнест Кренкель безуспешно возился с радиостанцией при свете фонаря. Наконец он услышал знакомые позывные, и в Москву сразу полетела первая радиограмма о гибели парохода «Челюскин». Его назовут съездом расстрелянных, ведь большинство бросивших вызов вождю закончат свою жизнь в подвалах Лубянки.
Но тогда Сталину нужна была поддержка. Великий комбинатор придумал гениальный ход. Все мгновенно забыли об истинных причинах и предпосылках трагедии, а на повестке дня остался один вопрос — спасение челюскинцев.
Он, разбирающийся в магнетизме, побывал с геологами за Полярным кругом, участвовал в экспедиции Всесоюзного арктического института на Северную землю: «Когда справа по курсу появился никем тогда не посещаемый остров Свердрупа, начальник экспедиции Самойлович, геолог Аллер и физик Факидов выгрузились на берег. Спутники отправились вглубь острова, а физик задержался у кромки воды. С корабля наблюдали, как он, закончив измерения, несколько раз, словно поигрывая, выстрелил из винтовки.
А потом до всех донёсся истошный крик «Спасите! В винтовке оставался один патрон. Факидов выстрелил. Человека спас. Об этой истории рассказали в «Огоньке», который читала практически вся страна. Ворошиловский стрелок крымчанин Факидов заслужил общее уважение за отвагу и находчивость».
В экспедиции «Челюскина» молодого физика уважительно прозвали Фарадеем, или Фарадейкидовым. У него была задача: разобраться в возможностях «Челюскина», так как предполагалось строительство группы подобных пароходов. Он, установив на корабле точнейшую измерительную аппаратуру, впервые проводил изучение усилий противодействия ледокола движению льдов. Кстати, даже оказавшись на дрейфующей льдине после крушения корабля, Ибрагим Факидов продолжал наблюдения. И сделал открытие: даже если в безветренную погоду на Севере льды кажутся неподвижными, у них происходят бесконечные колебания. Зимовка на льду На льдину команда «Челюскина» высадилась 13 февраля, когда стало понятно, что пароход всё сильнее сжимают льды в Чукотском море.
В ледовый плен пароход попал ещё в сентябре у острова Колючин. Зажаты льдами. Но оказалось, что лёд дрейфует, и нас относит к востоку с медлительностью пол-мили в час. Это - шаг задумчивого пешехода. Сегодня спустились на лёд Боевский, Трояновский, Ширшов и я. Бегали по торосам нагромождение обломков льда до 20 метров высотой.
На обратном пути лёд стало заметно отжимать.
Ледяные торосы пробили корпус "Челюскина" в нескольких местах, в бортах образовались огромные дыры. Судно стремительно погружалось под воду, однако люди успели эвакуироваться. На лед выбрались все, за исключением завхоза Бориса Могилевича, он замешкался на палубе корабля, и его придавил сместившийся груз.
На льду оказались 104 человека, в том числе десять женщин и двое детей — члены семей полярников, направлявшихся на остров Врангеля. По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Нелегкие будни Первые три дня на льду дались челюскинцам тяжело: все жили в брезентовых палатках при температуре ниже 30 градусов по Цельсию. Потом жизнь удалось обустроить.
В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна стройматериалам построили бревенчатый барак, кухню и сигнальную вышку. Была даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! По вечерам Отто Шмидт читал коллегам лекции по философии. Каждые сутки гидрологи и геодезисты определяли точное место лагеря.
Дрейф льда не прекращался, а значит нужно было регулярно вычислять координаты своего местоположения. Подготовкой взлетно-посадочной полосы для самолетов полярной авиации поочередно занимались все участники экспедиции, разбившись на бригады. Он на протяжении всего дрейфа жил вместе с двумя товарищами в пяти километрах от основного лагеря, приглядывая за полем, служившем аэродромом. Погосов взял на себя ответственность за прием и отправку самолетов, руководил действиями бригад по уборке снега.
Семеро смелых К операции по спасению привлекли лучших полярных летчиков. Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. Поиски проводились в сложнейших условиях: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильный ветер и пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского вылетал на поиски экспедиции 28 раз и только на 29-й ее нашел.
Он вывез на "большую землю" женщин и детей.
Ученые изучили место гибели парохода «Челюскин»
В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства помечено, что "Челюскин" затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы. 87 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», который должен был открыть регулярную навигацию по Северному морскому пути. Ровно 90 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул советский пароход «Челюскин».
Спасение челюскина. Как спасали челюскинцев: уникальная операция в Арктике
Открытие мыса, которому Челюскин дал название «Восточно-Северный», тогда не было отмечено географическим обществом как важное достижение. Через 14 лет Семён Челюскин ушёл в отставку в чине капитана 3-го ранга, а в 1764 году умер. Но к 100-летию экспедиции мыс был переименован в честь своего первооткрывателя по предложению отечественного академика Александра Миддендорфа, путешествовавшего по Таймыру. В 1878 году у мыса Челюскин встала на якорь команда шведского изыскателя Арктики, барона Адольфа Эрика Норденшельда. А в 1893 году достигнуть мыса удалось норвежскому учёному Фритьофу Нансену. Затем, в 1901-м, по заданию Императорской академии наук мыс исследовала экспедиция барона Эдуарда Толля.
В 1913-м Челюскин посетил первооткрыватель Северной Земли Борис Вилькицкий, а в 1918-м — норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен. Обитаемым мыс Челюскин стал в 1932 году: бригада экспедиции Арктического института под руководством советского географа Рудольфа Самойловича поставила здесь полярную станцию. В 1934—1935 годах руководителем станции был Иван Папанин, увеличивший её до обсерватории. Сегодня на мысе Челюскин могут побывать не только полярники и научные работники, исследующие Арктику, но и просто путешественники. Погодные условия на мысе Челюскин Климат мыса Челюскин арктический.
Зимы здесь суровые, снега могут не таять круглый год. Полярный день тянется с конца апреля по конец августа, полярная ночь — с начала ноября по середину февраля. Долгое время мыс Челюскин являлся практически единственным на континенте Евразия участком, относящимся к такой природной зоне, как арктическая пустыня. Для неё свойственна «вечная» мерзлота и отсутствие растительности. Но за последние 10 лет ландшафт приобрёл черты природной зоны арктической тундры: в летние месяцы многолетняя мерзлота стала оттаивать, область мыса начала покрываться растительностью.
Сегодня на мысе Челюскин можно заметить мхи, лишайники, редкие виды полярного мака. Они растут на чёрном плитняке, на котором поблёскивают золотистые вкрапления пирита. Фауна более разнообразна: встречают на мысе и в его окрестностях леммингов, в водах у берегов — моржей, китов, косаток и белух, а в воздухе — полярных сов. Сами полярники именуют мыс «родильным домом для медвежат»: тут часто появляются белые медведи с потомством. Исходя из этого, посетить мыс Челюскин лучше всего в летнее время.
Однако стоит учитывать, что с июля по октябрь — период, в который выпадает больше всего осадков среднегодовое количество — около 205—210 мм. Тем туристам, которые хотят полюбоваться на северное сияние с самой северной точки Евразии, предпочтительнее планировать посещение мыса Челюскин на конец августа — начало апреля, но нужно быть готовыми к суровой погоде. Как добраться до мыса На вертолёте Наиболее безопасный способ посетить самую северную точку континента — на вертолёте из села Хатанга.
Он вывез на "большую землю" женщин и детей. Следующие самолеты из-за погодных условий смогли прилететь только через месяц. Последнюю группу сняли со льдины и доставили на материк 13 апреля 1934 года. Челюскинцы провели на льдине ровно два месяца. Их первыми в истории страны удостоили звания Героя Советского Союза. Участников похода "Челюскина" за мужество и отвагу, проявленные во льдах Северного Ледовитого океана, наградили орденами Красной Звезды. Привет из прошлого Из-за того, что "Челюскин" ушел ко дну практически на краю света, комплексных исследований корабля ни разу не было.
Но в 2020 году сразу две экспедиции обследовали пароход. Обе они оказались успешными и расширили знания ученых об этом судне. Первая состоялась в августе: водолазы погрузились к "Челюскину" и даже смогли провести съемку и получить первые достоверные кадры. Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании "Фертоинг" на основе акустической съемки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представление о примерных разрушениях корпуса. На модели хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для аквалангистов. С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку "Челюскина". Затем удалось произвести видеосъемку с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350". Исследователи получили четкое изображение носа и средней части судна, прямоугольных иллюминаторов. Название корабля на носу и корме не сохранилось.
Однако специалисты опознали объект как пароход "Челюскин". Кто искал "Челюскин" Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Экспедиция подводных работ особого назначения ЭПРОН — военная государственная организация, занимавшаяся подъемом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами, предложила Шмидту поднять затонувший "Челюскин".
Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта. Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря.
Челюскинцев с Чукотки переправили на Камчатку, а оттуда — во Владивосток.
Впервые видеосъемку провели с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350". Как сообщили в пресс-службе Северного флота, сделать качественное видео хотели и раньше. Но мешало сильное течение и мутная вода как раз в том месте на глубине 50 метров недалеко от Берингова пролива, где и лежит "Челюскин". Теперь с помощью многолучевого эхолота осуществили трехмерную акустическую съемку. На видео просматриваются носовая и средняя части судна, прямоугольные иллюминаторы.
Газета «Суть времени»
- Содержание
- Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
- Самое интересное в виде мозаики
- Карта маршрута "Челюскин" - МОРПОЛИТ
- Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин"
Раздавлен льдами
- Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
- Героическая эпопея. Арктический поход и гибель «Челюскина». Ч. 1
- Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
- Завершилась экспедиция к месту гибели парохода «Челюскин»
- Где находится мыс Челюскина
Экспедиция в Арктике провела видеосъемку затонувшего парохода "Челюскин"
Видео: Что известно о челюскинской экспедиции | Новости России | Место гибели челюскина. Карта дрейфа парохода Челюскин. Дрейф Челюскина карта. Дрейф Челюскина в Чукотском море. Челюскин место гибели на карте. Отто Шмидт Экспедиция на пароход Челюскин. Экспедиция Челюскинцев. Лагерь Шмидта в Арктике. |
Где покоится «Челюскин»? — Мурманский вестник - #132000 | Видеосъемку затонувшего в 1934 году в Чукотском море парохода «Челюскин» провели члены комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества в Арктику, 24 сентября сообщили в пресс-службе РГО. |
Где покоится «Челюскин»?
Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин" | «Челю́скин» — советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу внешнеторговых организаций СССР. |
Место гибели челюскина - фото сборник | "Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. |
Место гибели челюскина - фото сборник
Экспедиция на пароходе «Челюскин» должна была повторить сквозной проход архангельского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул советский пароход «Челюскин». Место гибели челюскина. Карта дрейфа парохода Челюскин. Дрейф Челюскина карта. Дрейф Челюскина в Чукотском море. Челюскин место гибели на карте. Отто Шмидт Экспедиция на пароход Челюскин. Экспедиция Челюскинцев. Лагерь Шмидта в Арктике. Гибель "Челюскина" 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». Спасение его экипажа стало одной из самых волнующих, героических страниц советской эпохи. Гибель студии Каролко. Сергей Николаев. 1K просмотров. РИА Новости. Когда-то история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также спасения челюскинцев после гибели судна была известна всему миру.
Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"
Памятная дата в истории покорения Арктики. Ровно 90 лет назад ушел на дно легендарный пароход «Челюскин». На нем заполярные территории осваивала экспедиция знаменитого ученого Отто Шмидта. Экипаж и пассажиры два месяца прожили на дрейфующей льдине. За историей их спасения следил без преувеличения весь мир.
Корреспондент «Известий» Кристина Морозова встретилась с детьми и внуками героев. Перед экипажем легендарного «Челюскина» стояли амбициозные задачи: освоить Северный морской путь на ледокольном пароходе всего за одну навигацию. И это в 1933-м. Он не является кораблем, который выдержит натиска льдов и отказывался от капитанства», — вспоминает Владимир Воронин — внук капитана парохода «Челюскин» Владимира Воронина.
До сентября 1933-го пароход шел точно по маршруту. Даже с деформированным корпусом и пробоиной, полученной в Карском море. Роковыми для «Челюскина» стали чукотские льды. Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море.
На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека.
По словам Закса, на его борту находились 2 тысячи заключенных, которых везли на рудники Чукотки. Среди них находилось несколько классных радиолюбителей—коротковолновиков, которые после не только уцелели, но еще и сумели добраться до запасного судового радиопередатчика, а с его помощью передать сигналы о помощи. Их услышали на базе американской авиации Фербенкс на Аляске , чьи пилоты спасли несколько заключенных. Позже все они, в том числе и отец Иосифа Закса, будто бы приняли другое гражданство. Версия любопытная, но после ее прочтения любой здравомыслящий историк повторит слова нашего классика: «Не верю! И главное — ничем не подкрепленные, а порой — настолько перепутанные, что к первому недоверию можно добавить откровенное сомнение в знакомстве авторов новых «сенсаций» с иными источниками информации о плавании «Челюскина» и с документами той поры. Все началось с публикации в казанской версии газеты «Труд», которая через год после питерских «Верст» привела рассказ казанского радиолюбителя В. Гурьянова о перехваченных в феврале 1934 года радистом Полярной авиации СССР радиопереговорах американских летчиков с Аляски. Речь там шла о спасении неких русских неподалеку от района гибели «Челюскина», которые не были членами его команды и не участвовали в научной экспедиции Отто Шмидта.
Но с той поры — ни одной более или менее правдоподобной версии или гипотезы. Итак, перед нами прекрасный пример противостояния советской «закрытости» информации и совершенно «безоглядных» устремлений в гонке за сенсацией средней руки «исследователей», характерный для новой России конца 1990—х — начала 2000—х годов. При этом последние могли «уцепиться» за словосочетание «снабдить колонию», которое было указано среди задач «Челюскина» Владимиром Визе в вышеупомянутой книге «Моря советской Арктики». В своих устремлениях так называемые «исследователи» могли и не знать, что «колония» — это не только исправительно-трудовое учреждение общего, усиленного или строгого режима в СССР, но еще и поселение совершенно вольных людей, которые пришли осваивать окраинные земли, в нашем случае тогда еще Союза ССР. Или, ради сенсации, могли об этом просто забыть. Хотя, конечно, вполне реально могло быть и некое судно с заключенными из прибрежных сибирских лагерей ГУЛАГа, которое шло вслед за «Челюскиным» и затонуло на переходе к месту выгрузки, допустим, в Чаунской губе или в Анадырском заливе. И документов об этом можно и не увидеть: их могло не быть вовсе, или они были уничтожены. Жестокость сталинского режима и методов обращения с заключенными сотрудников НКВД уже давно не тайна. Были неоднократно документально подтверждены случаи казни и убийств заключенных, в том числе и путем затопления их в старых баржах или судах. Правда, это не было преднамеренным убийством: официально считается, из?
Однако и в этом случае до конца 1990—х годов их гибель оставалось закрытой в СССР информацией. Даже несмотря на то, что еще в 1971 году японцы установили на берегу пролива, рядом с японским селением Сарафуцу, памятник более чем 700 русским морякам и политзаключенным. Поэтому о существовании и гибели «Пижмы», может быть, мы еще узнаем! В 1932 году в структуре Главного управления строительства Дальнего Севера Дальстроя была создана Особая северо-восточная полярная экспедиция Наркомвода. Кроме «Индигирки» в разные годы в ее составе состояли: грузо—пассажирские пароходы «Анадырь», «Колыма», «Красный партизан», «Микоян», «Север», «Ставрополь», «Сучан», «Томск», «Урицкий», ледокол «Казак Хабаров», ледорез «Литке» и парусно—моторная шхуна «Темп». По планам Дальстроя особая экспедиция обслуживала приморские лагеря ГУЛАГа, перевозила людей и грузы из Владивостока и Ванино на Колыму и в устье Лены для развития местной «промышленности». Иногда за одну навигацию они не успевали пройти до Лены и вернуться обратно, в этом случае зимовали во льдах. И возможно, что там когда? Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение. Выходит — попали в «тупик»?
Однако попробуем зайти с иной стороны. Для этого пришлось порыться в в различных российских архивах: от Центрального государственного архива народного хозяйства до архивов Мурманского и Архангельского морских пароходств. И вот что здесь удалось отыскать. В 1933 году для Совторгфлота «Burmeister and Wain, Copenhagen» построила 2 судна—рефрижератора, 2 грузовых судна и 1 пароход, предназначенный для плавания в арктических морях the ice breaking type —это была «Лена». После переименования в «Челюскин» в регистре была сделана новая запись под номером 39034, но все основные характеристики были повторены. В ведомости погибших судов регистра Ллойда «Челюскин» за вышеназванным регистрационным номером занесен с указанием следующей причины гибели: «Разрушен льдами на северном побережье Сибири 13 февраля 1934 г. Других записей, относящихся к этому периоду, в регистре нет. Но главное! В 1933 году других пароходов для ледового плавания фирма не строила, не строила она их и позднее. Правда, среди прочих, построенных тогда, был пароход «Sonja», внешне напоминающий «Лену».
Но при строительстве здесь не применялось ледовые подкрепления, а следовательно, для плавания среди льдов «Sonja» не предназначалась. Новая передача судов советской стороне произошла только в 1936 году, когда «Burmeister and Wain» построила для СССР 3 судна—лесовоза. Особый интерес представляет вопрос о координатах гибели «Челюскина». Казалось бы, ответ на этот вопрос должен был быть ясен. Эти координаты были занесены в судовой журнал, сообщены на Большую землю для обеспечения скорейшего поиска и спасения людей с льдины и стали известны каждому экипажу самолета, участвовавшему в спасении полярников. Однако в августе 2004 года экспедиция по поиску «Челюскина» с борта научного судна «Академик Лаврентьев» закончилась неудачей. А ведь за исходные данные была взята запись в штурманском журнале от 18 февраля 1934 года. Именно эти данные руководитель экспедиции Отто Шмидт сообщил в последней радиограмме с борта погибающего «Челюскина». Затем были проверены все известные в архивах координаты, оставленные экспедициями 1974 и 1979 годов. И здесь поисковиков—исследователей ждали неудачи.
Раздосадованный руководитель экспедиции Алексей Михайлов заявил, что причиной неудачи является фальсификация данных о месте гибели парохода. Естественно, возник вопрос: «По каким причинам произошло засекречивание или искажение информации в открытой печати о координатах гибели «Челюскина»? Координаты, приведенные известным советским полярным исследователем и историком Владимиром Визе, нам уже известны. В газете «Los? Angeles Times» от 12 апреля 1934 года были приведены координаты. В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства отмечено, что «Челюскин» затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы.
В винтовке оставался один патрон. Факидов выстрелил. Человека спас. Об этой истории рассказали в «Огоньке», который читала практически вся страна. Ворошиловский стрелок крымчанин Факидов заслужил общее уважение за отвагу и находчивость». В экспедиции «Челюскина» молодого физика уважительно прозвали Фарадеем, или Фарадейкидовым. У него была задача: разобраться в возможностях «Челюскина», так как предполагалось строительство группы подобных пароходов. Он, установив на корабле точнейшую измерительную аппаратуру, впервые проводил изучение усилий противодействия ледокола движению льдов. Кстати, даже оказавшись на дрейфующей льдине после крушения корабля, Ибрагим Факидов продолжал наблюдения. И сделал открытие: даже если в безветренную погоду на Севере льды кажутся неподвижными, у них происходят бесконечные колебания. Зимовка на льду На льдину команда «Челюскина» высадилась 13 февраля, когда стало понятно, что пароход всё сильнее сжимают льды в Чукотском море. В ледовый плен пароход попал ещё в сентябре у острова Колючин. Зажаты льдами. Но оказалось, что лёд дрейфует, и нас относит к востоку с медлительностью пол-мили в час. Это - шаг задумчивого пешехода. Сегодня спустились на лёд Боевский, Трояновский, Ширшов и я. Бегали по торосам нагромождение обломков льда до 20 метров высотой. На обратном пути лёд стало заметно отжимать. Появились полыньи. К кораблю подойти было уже невозможно. Нам бросили доски, концы канат , и мы подтянулись. Дрейф неожиданно прекратился.
Мыс флигели на карте России. Мыс Челюскин на карте России. Мыс Челюскин и мыс Дежнева на карте. Хатанга мыс Челюскин. Северная точка России мыс Челюскин. Мыс Челюскин крайняя точка. Крайняя Северная материковая точка России мыс Челюскин находится. Шмидт Отто Юльевич Северный морской путь. Отто Юльевич Шмидт пароход Челюскин. Отто Юльевич Шмидт путь. Челюскин маршрут экспедиции. Карта мыс Челюскин география. Памятник мыс Челюскина. География крайние точки Евразии. Евразия мыс Челюскин. Мыс Челюскин крайняя точка России. Мыс Челюскин, станция мыс Челюскин,. Карта России мыс Челюскин на карте России. Мыс чиморскин на карте. Остров Челюскин на карте России. Мыс Челюскин на карте Евразии. Крайние точки Евразии мыс Челюскин мыс Дежнева. Семён Челюскин маршрут путешествия. Маршрут экспедиции семена Челюскина. Экспедиция семена Челюскина на карте. Мыс Челюскина на карте России. Экспедиция Челюскина 1933. Отто Шмидт Челюскин. Экспедиция на корабле Челюскин. Мыс Челюскин 1742. Мыс Челюскина Экспедиция. Станция мыс Челюскин. Отто Юльевич Шмидт маршрут экспедиции. Отто Юльевич Шмидт карта.
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
Мыс Челюскин: Край земли, где остановилось время | Физическая причина гибели ледокола «Челюскин» заключалась в мощном напоре льдов, пробивших его левый борт. |
Где покоится «Челюскин»? | В Чукотском море, где пришлось зимовать «Челюскину», под влиянием постоянных в том районе ветров передвигаются мощные поля льда. |