Вышел трейлер фильма "Чемпион мира" с Хабенским в роли шахматиста. Город - 21 сентября 2022 - Новости Красноярска - Оба шахматиста сильно вкладывались в игру, но если у Карпова в помощь была целая делегация со своим психологом, поваром и учителями, то Корчному приходилось справляться по большей части собственными силами. В их числе – режиссер Алексей Сидоров, который вынашивал идею фильма более 30 лет, исполнители главных ролей – Иван Янковский и Константин Хабенский, а также один из героев – легендарный шахматист Анатолий Карпов.
Кино про шахматы. Там есть колдуны, мерзкий персонаж Хабенского и минимум советского пафоса
К тому же по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия". Виктора Корчного сыграл Константин Хабенский: "Виктор Корчной в моем представлении — человек, одержимый игрой. Такие люди чуть шире государственных границ. Мы можем так сказать про людей, которые уезжали в то время из страны. И не потому, что они становились предателями, а потому, что им мало было пространства для реализации собственного таланта". Во время съемок с актерами прорабатывали даже мельчайшие детали: как берутся фигуры, как шахматист сидит за доской, как нажимает на часы и записывает ходы. Репетировали и то, как спортсмены общаются между собой, когда обсуждают партии. Тем не менее в картине много и чисто актерских и кинематографических вещей. В целом же режиссер признается, что фильм "Чемпион мира" — о судьбе, о предназначении, о принятии вызова, об ответственности, о ценности семьи, и шахматы — это каркас, на который нанизаны огромные ценностные вопросы. Факты о фильме "Чемпион мира" Неоценимую помощь команде фильма оказали сотрудники Музея шахмат и библиотеки Центрального дома шахматиста имени Ботвинника: они помогли с архивом и реквизитом — книгами, журналами и афишами той эпохи, шахматными комплектами и часами.
Консультант фильма, куратор Музея шахмат Дмитрий Олейников следил важными деталями: положением доски, соответствием последовательности ходов и показаний часов и др.
Так что есть точки соприкосновения в человеческом плане, именно поэтому я понимал, что помимо шахмат в «Чемпионе мира» есть еще и я в борьбе с общественным мнением, которое, естественно, до меня доходит и на которое я научился закрывать глаза и класть кое-что. Как-то режиссер Алексей Сидоров помогал вам в этом настрое? Он погрузил нас в достаточно жесткую атмосферу. Это была абсолютная война, только она выражалась не через танки и пистолеты, а через доску. Много было разочарований, нервных срывов.
Порой я чувствовал себя, как Карпов перед финальной партией, действительно сходил с ума, мне было очень сложно держать напор и всю ситуацию под контролем, учитывая мой график тогда. К тому же перед съемками шахмат, которые мы снимали в самом конце, я заболел ковидом. Дома учил партии на память, и мы с Константином Юрьевичем их действительно разыгрывали. Все партии, которые вы видите в фильме, — это не просто ходы пешечками, это все сделано максимально правдиво и достоверно, там нет ни одного лишнего хода. Но когда я вышел после ковида, просидев дома три недели, я поднялся по лестнице и понял, что уже устал, мне было трудно дальше идти, а надо было еще играть. Так что все наложилось, но я надеюсь, что это помогало.
Я чувствовал, что я уже не я, не Иван, обстоятельства моего персонажа настолько склеились с обстоятельствами моей жизни, болезни, что казалось, что меня нет, меня не существует как человека. Но это же страшно для актера. Нет, это здорово, когда актер достигает такого ощущения внутри. Это то, за чем он и охотится. Это мечта для актера — выйти после фильма другим человеком. То есть это с вами остается?
Это сидит внутри, да. Проиграв, прожив это всё, ты становишься другим. И эта картина была для меня большой школой. И я очень хочу поблагодарить Алексея Леонидовича за то, что он выбрал такой путь общения со мной, такой метод работы, которой я раньше никогда в своей короткой карьере еще не испытывал. С Мирзоевым было проще? С ним было свободнее, но там и герой был больше похож на меня.
Он был жертвой собственного эгоизма, эгоцентризма и цинизма, сталкивался с болезнью. И я несколько раз в жизни сталкивался со смертью близких. Мне было интересно понять, что человек ощущает на смертном одре, причем такой, кто не законтачил с жизнью вообще никак, кроме как в материальном плане. Он не законтачил ни с природой, ни с верой, ни с богом, ни с женщиной, ни с семьей. У него нет ничего. И про момент погружения на последних днях жизни я понимал больше, чем про шахматы.
В «Чемпионе мира» роль более зрелая, мужская что ли. Она именно про мужчину, который в итоге становится не суетящимся, собранным, высоким внутри, он поборол в себе многие моменты, понял, что игра — это все-таки игра, а жизнь — ценность, и самое важное — как раз развитие жизни. Тогда ты сможешь победить и в игре. Вы сказали про мужчин, но вот уже не первый у нас большой фильм, где практически нет женских персонажей. И здесь в том числе. Да, есть такое.
Но здесь история в другом, и понятно, что нужно было развивать антураж вокруг матча.
Фиктивные браки, нелегальные переходы границы, поддельные документы, аресты, мировые войны, таинственная смерть за несколько часов до решающего матча, в которой ЦРУ и КГБ до сих пор обвиняют друг друга. Не жизнь, а бондиана, остросюжетный шпионский детектив. Не столько про шахматы, сколько про холодную войну. С диссидентом в качестве противника. С сеанса одновременной игры в городе Златоусте, когда маленький Толя Карпов играл против гроссмейстера Корчного вместе с другими шахматистами-любителями. Уже тогда Корчной представлен в самом несимпатичном свете: обидел маленького Толика и нанес ребенку первую профессиональную психологическую травму. Стоит отдельно отметить следующие за этой сценой претенциозные вступительные титры. Наверное, они призваны настроить зрителя на определенный лад и поразить его мастерством российских видеодизайнеров, но демонстрируют только отсутствие собственных идей и некоторую общую заторможенность, поскольку напоминают одновременно бондиану и «Гарри Поттера». Они оба, как огромные горы, нависают над полем брани, где рыцари в черных доспехах атакуют белых.
Компьютерная кровь не льется, но сражение изображено нешуточное. Одновременно где-то в облаках летают трехмерные полупрозрачные проекции шахматных фигур — это уже прямая цитата из «Хода королевы». Однако демонизировать противника и тем самым идеологизировать свое кино наши западные партнеры из Netflix не стали. Русские там очень закрытые, безэмоциональные, одинаково одетые, довольно загадочные люди, агрессивные и опасные только на шахматном поле. На их строгом фоне демоном и антигероиней выглядит, скорее, сама американская чемпионка, которая весь фильм бухает, жрет таблетки и ведет беспорядочную половую жизнь.
С титулом чемпиона мира к нему пришло две фобии - боязнь проиграть и боязнь нового, непонятного для него соперника. Если бы его соперником стал Корчной, матч вполне мог состояться. Корчной был из когорты сильнейших шахматистов СССР того времени. Ясных и понятных для Фишера.
Он знал, как с ними играть и как у них выигрывать. Анатолий Карпов был для Фишера полной загадкой и осязаемым риском поражения в матче. Не делай добра, не получишь и зла Многочисленные интервью Роберта Фишера с обвинениями Анатолия Карпова в "бумажном чемпионстве" в то время были нормой. Он делает два единственно правильных хода на то время - объявляет, что остается действующим гроссмейстером и будет принимать участие во всех крупнейших международных турнирах и... Дальнейший алгоритм действий разворачивается по лекалам того времени. Корчной раздает многочисленные интервью западным медиа, обвиняя во всех грехах не только спортивные, но и политические власти СССР. Сына исключили из университета и за уклонение от службы в Армии осудили на 2,5 года. Вся эта история сошла бы на нет, если бы не одно спортивное обстоятельство. В новом отборочном цикле Виктор Корчной в привычной для себя манере обыграл всех советских претендентов на титул чемпиона мира - Тиграна Петросяна, Льва Полугаевского и Бориса Спасского.
Так определились два претендента на шахматную корону — Корчной и Карпов. То кресло не то, то свет поставлен не так. Для Корчного все было "не так". Но пиком интереса для советского обывателя стали оккультные увлечения претендента на шахматную корону Корчного. Вопросы психологии в СССР в то время не были такими публичными, как сегодня мы их воспринимаем. А уж парапсихология тем более. Все причуды Корчного в плане "не так посмотрели", кто и как воздействует на его психику во время игры, были для советского гражданина из области дворовой лавочки, где досужие дамы обсуждали вопросы порчи, сглаза и чар между собой. В советской печати об этом не писали.
Вышел трейлер фильма «Чемпион мира» с Хабенским в роли гроссмейстера Виктора Корчного
Художественный фильм «Чемпион мира» о легендарном поединке за звание чемпиона мира по шахматам между Анатолием Карповым и Виктором Корчным, которых гениально сыграли Иван Янковский и Константин Хабенский. Город интервью Шахматный бог Анатолий Карпов — о шахматистах-наркоманах и игре против компьютера. Город - 21 сентября 2022 - Новости Якутска - В их числе – режиссер Алексей Сидоров, который вынашивал идею фильма более 30 лет, исполнители главных ролей – Иван Янковский и Константин Хабенский, а также один из героев – легендарный шахматист Анатолий Карпов.
Карпов – Корчной: после матча в Багио казалось, что шахматы закончились
Тоже играл в шахматы, про Карпова абсолютно такая же точка зрения (еще и благодаря книге Каспарова))), только фильм совсем не ждал и даже узнал про него случайно. Город - 20 сентября 2022 - Новости Челябинска - Консультантом на съёмках фильма стал сам чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, чья история легла в основу сюжета. В фильме говорится, что герой Хабенского сделал это из-за своего эго и снижения зарплаты на 100 рублей. ФАН удалось пообщаться с прославленным шахматистом, 12-м чемпионом мира Анатолием Карповым и выяснить, что он думает об этом фильме.
«Чемпион мира» покажет битву титанов: как восстановили самый драматичный шахматный поединок XX века
Виктор Корчной представлен исключительно с профессиональной стороны. Авторы картины кратко, но убедительно разъясняют его отношение к игре, дальнейшие действия героя выглядят вполне мотивированными. Также зритель узнаёт о событиях, которые привели к эмиграции Корчного. Всё это показано максимально лаконично, после чего нейтральный, пусть и несколько своенравный герой трансформируется в однозначного злодея, который строит сопернику козни, пытаясь добиться победы посредством не только собственного таланта, но и разнообразных манипуляций, влияющих на психическое состояние Карпова. При работе над проектом использовались книги, написанные Карповым и Корчным.
Показанные на экране козни последнего, возможно, имели место в реальной жизни, однако на контрасте с Карповым, представленным исключительно положительным и честным молодым человеком, постоянно страдающим из-за своего противника, личных проблем, а также в некоторой степени от советской власти, всё это выглядит слишком однобоко и несправедливо. Несмотря на то что Корчному в картине уделено куда меньше внимания, персонаж Хабенского получился более ярким и запоминающимся. Герой становится не только противником Карпова — в некотором смысле шахматисты воплотили противостояние Союза и Запада. По словам режиссёра, он сомневался в кандидатуре Хабенского — опасался, что тому «помешают его мягкость и доброта».
Однако на пробах Константин сумел удивить коллег. Люди, которые его давно знают, говорили: «Как будто он кого-то подселил к себе». С ним невозможно было разговаривать, он выглядел по-другому, вокруг него как будто было электричество», — вспоминает Алексей Сидоров. Удачный образ кинематографисты решили усилить до максимума, введя в картину параллель между Корчным и Мефистофелем.
Факты говорят, что специалисты Корчного приехали на матч позже — после того, как Корчной услышал о Зухаре, он вызвал своего парапсихолога Бергинера. Когда того распознали, на помощь прибыли йоги Стивен Двайер и Виктория Шеппард, которые оказались членами полутеррористической организации «Ананда Марга», обвиняемыми в покушении на индийского дипломата. В минимуме грубых выдумок — еще одно отличие «Чемпиона мира» от других российских фильмов о спорте. Показали противостояние маленького Валерия Харламова и быка — очевидно, тоже выдуманное. Придумали скандалы с женой из ничего. Режиссер «Движения вверх» Антон Мегердичев честно сказал мне : «Мы делаем миф. Сценаристы, продюсеры и режиссер конструируют историю, чтобы показать характер каждого из героев. А он не проявляется в документальной хронике».
В фильме про Карпова и Корчного хронология сохранена, конфликт между героями развивается естественно Корчной ненавидит СССР и лично Карпова за поражение в турнире претендентов; Карпов любит себя и победы , а сцены, которые в другой ситуации нагло выжимали бы слезу в стиле Сарика Андреасяна, поданы на удивление деликатно. Например, смертельная болезнь отца Карпова он действительно болел и умер на следующий год не навязывается зрителю как главное испытание матч для фанатика важнее , а подается, чтобы дополнить портрет гроссмейстера и напомнить, в каком стрессе он находился на Филиппинах. Разрыв с женой — еще один штрих к портрету одержимый эгоист и важная зацепка на будущее. Жена помогла Анатолию в решающий момент матча, что удивительно для нашего кино. Обычно второстепенных героев бросают на полпути, делая вид, что они не существовали. Как показали шахматы: динамично, понятно, с интригой Российские режиссеры в целом научились снимать спорт, но интересно показать шахматы казалось чем-то нереальным. Сидоров справился и с этим. Даже финальная партия, исход которой был очевидным до начала фильма, показана так, что за результат переживаешь.
Чтобы добавить драйва многочасовым раздумьям перед доской, режиссер использовал несколько приемов: — на графике изображал, как работает мозг во время осмысления хода; — устраивал бои рыцарей, рисовал многообразие комбинаций, среди которых только одна верная; — стильно отражал шахматную доску в темных очках Корчного-Хабенского; — словесно стравливал соперников за столом; — нагнетал атмосферу тиканьем часов; — быстро переключал нервные крупные планы двух претендентов. Для тех, кто не разбирается в тонкостях, периодически проводили ликбез: второстепенные герои на пальцах объясняли, что такое сицилианская защита и какой ход приведет к победе. В итоге шахматы, размазанные на полтора часа, оказались в разы увлекательнее кабинетно-квартирных диалогов в начале.
Его болельщиками были даже те, кто не знал, как передвигаются на доске шахматные фигуры. Но все знали, что если в отложенной партии у Карпова перевес в одну пешку, то стоит ждать победы. Эти настроения расцвели пышным цветом после войны Судного дня осенью 1973 года, результатом которой помимо победы Израиля над объединенными арабскими армиями была большая эмиграция евреев из СССР. По силе драматизма матч в Багио превзошел все ожидания.
После 27 партии Карпов вел со счетом 5:3. Ему нужна была всего одна победа. Многие искренне поверили, что счет идет на дни и даже на часы. Так оно и произошло, с той лишь разницей, что три следующие партии выиграл Корчной. Счет сравнялся 5:5. Итог поединка не мог предсказать никто. В 32 партии Карпов, взявший с самого начала инициативу в свои руки оказался безупречен.
Партия была отложена, но на следующий день без доигрывания Корчной признал свое поражение. От финального аккорда Виктор Корчной отказался. У него был выбор между "очередным коленцем", которого так все ждали, и чеком с пятью нулями в долларах. Корчной выбрал последнее. Великий ли Карпов шахматист К Анатолию Карпову и по сей день нет единого отношения в шахматном мире. Экс-чемпион мира Михаил Ботвинник в свое время сказал о Карпове: "Карпов сумел аккумулировать вокруг себя всю шахматную элиту страны. Но сам он бесплоден, как стерилизованная самка".
В этих словах патриарха советских шахмат разумное начало перекрывается завистью. Для человека, ставшего чемпионом мира во времена Сталина, алгоритм действий советской власти должен был быть хорошо известен и понятен. В фильме "Чемпион мира" режиссер Алексей Сидоров в одном эпизоде раскрывает суть того, что происходило или могло бы произойти в то время в шахматном мире.
В какой-то момент герои фильма уже начинают просто нервно кричать: «Вот это был ход! Иван Янковский в роли Анатолия Карпова на кадре из фильма «Чемпион мира» Что касается героев, то следить здесь тоже особенно не за кем.
Иван Янковский старательно изображает советского патриота без недостатков, но играть ему, в общем, кроме хмурого взгляда на неприятеля, нечего. Для остроты Карпову прибавляют больного раком отца, но это настолько дешевый ход, что сопереживать шахматисту уже невозможно. Константин Хабенский за неимением сюжетного развития своего героя Корчной натурально покидает СССР только из-за того, что ему понизили зарплату на сто рублей превращает эпатажного гроссмейстера в карикатуру. Актер делает Корчного поистине неприятным: корчит гримасы, светит сальной проплешиной на затылке, гаденько хихикает и обзывается. В нем авторы попытались выразить подлинный образ «либерала» — подлый, склочный и обидчивый, да еще и йогой занимается и верит в экстрасенсов.
Есть в фильме и целый один женский персонаж. Но актрисе Диане Пожарской можно только посочувствовать. Ей достался предельно сексистский образ забитой, истеричной девушки, дважды за фильм сбрасывающей каблуки, чтобы успеть к любимому Карпову. Авторы совершенно не знают, что с ней делать. В финале героиня вроде бы помогает гроссмейстеру победить, но выясняется, что ее старания были ни к чему.
Анатолий Карпов: о фильме «Чемпион мира» и экстрасенсах Корчного
Город - 21 сентября 2022 - Новости Вологды - Город - 21 сентября 2022 - Новости Стерлитамака - Город интервью Шахматный бог Анатолий Карпов — о шахматистах-наркоманах и игре против компьютера. Город - 21 сентября 2022 - Новости Перми -