Справка из Вики: Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение. Увертюра – это музыкальное произведение, представляющее собой симфоническое открытие к опере, балету или инструментальному концерту.
Свежие записи
- Последние вопросы
- Что такое увертюра в музыке 6 класс
- Смотрите также
- Что такое увертюра? - Музыка
Что такое увертюра в музыке кратко?
Программная Увертюра Эгмонт. Увертюра Эгмонт Бетховен. Программная Увертюра. Бетховен, Увертюра "Эгмонт".. Что такое программная Увертюра Бетховен. Программная Увертюра 6 класс. Программная Увертюра презентация. Значение слова Увертюра.
Слово Увертюра обозначает. Определение слова Увертюра. Значение слова Увертюра в Музыке. Схема сонатной формы Эгмонт. Сонатная форма увертюры Эгмонт Бетховена. Структура формы сонатного Аллегро. Программные произведения.
Программная музыка это. Увертюра картинки. Что такое программная Увертюра в Музыке. Программное произведение это определение. Увертюра Эгмонт. Доклад на тему программная Увертюра. Увертюра Эгмонт презентация.
Сонатная форма музыкального произведения. Опера презентация. Строение оперы. Определение оперы. Реприза в Музыке. Людвиг Ван Бетховен Эгмонт. Людвиг Ван Бетховен Увертюра Эгмонт.
Бетховен "Эгмонт" 6 класс. Построение увертюры. Построение увертюры Эгмонт. Музыкальный образ увертюры Эгмонт. Увертюра фантазия Чайковского. Урок музыки 6 класс. Части музыкального произведения Увертюра.
Увертюра-фантазия Ромео и Джульетта 6 класс. Праздничная Увертюра. Термин Увертюра. Увертюра Эгмонт Бетховен краткое содержание. Краткое содержание увертюры. Образы увертюры Эгмонт.
В увертюре возникает основной лейтмотив оперы — тема «роковой страсти» Слайд 7 Увертюра к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» « Летит на всех парусах », - с гордостью говорил о своём детище Глинка. Музыка увертюры восприни-мается как своего рода «симфони-ческий конспект» всей оперы.
Оно означает открытие или начало. Действительно, увертюрой называется симфоническое произведение, предшествующее таким крупным музыкальным формам как опера, кантата, оратория или балет. Она как будто распахивает дверь в предстоящий музыкальный спектакль, подготавливает слушателя к основным драматическим событиям, создает определенный настрой мыслей и эмоций.
Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И. Гёте «Эгмонт», представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его большим симфоническим полотнам. В XIX в. Мендельсона по одноименной комедии У. Шекспира и русских композиторов «Испанские увертюры» Глинки, «Увертюра на темы трех русских песен» М. Балакирева, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. В то же время в опере 2-й половины XIX в. Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи - символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж. Верди либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р. Иногда вступление носит одновременно символический и живописно-изобразительный характер. Такова открывающая оперу М. Мусоргского «Хованщина» симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». В жанре концертной увертюры на народные темы написаны «Русская увертюра» С. Прокофьева, «Увертюра на русские и киргизские народные темы» Д. Шостаковича, «Увертюра» О. Такт а-кишвили; для оркестра русских народных инструментов - «Русская увертюра» Н. Бу-дашкина и др. Увертюра Чайковского Увертюра 1812 года - это оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память об Отечественной войне 1812 года. Увертюра начинается с мрачных звуков русского церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое осуществлялось в России на церковных службах. Затем, сразу же, звучит праздничное пение о победе русского оружия в войне. Объявление войны и реакция народа на него была описана в романе Льва Толстого «Война и мир». Затем следует мелодия, представляющая марширующие армии, исполненная при помощи труб. Французский гимн «Марсельеза» отображает победы Франции и взятие Москвы в сентябре 1812 года. Звуки русского народного танца символизируют битву при Бородино. Бегство из Москвы в конце октября 1812 года обозначено нисходящим мотивом. Гром пушек отражает военные успехи при подходе к границам Франции. По окончании войны возвращаются звуки хора, на этот раз исполненные целым оркестром с отзвуками колокольного звона в честь победы и освобождения России от французской оккупации. За пушками и звуками марша слышна мелодия Российского национального гимна «Боже, Царя храни».
Что такое увертюра?
- Функции увертюры
- Что такое увертюра
- Музыкальные жанры. Увертюра
- увертюра это в музыке определение
Увертюра: определение и история
инструментальное вступление, музыка, звучащая, по замыслу композитора, перед поднятием занавеса. Моцарт одним из первых начал писать увертюры к своим творениям, после чего увертюра заняла достойное место в музыке. Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте). Смотрите видео онлайн «Что такое увертюра?» на канале «Учим Мастерить» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 сентября 2023 года в 10:18, длительностью 00:00:37, на видеохостинге RUTUBE.
Музыкальные жанры. Увертюра
Увертюры бывают не только в операх. Ими открываются балеты, оперетты, иногда драматические спектакли и кинофильмы. Кинофильм "Дети капитана Гранта" создан давно, и вы, может быть, не видели его. А вот прекрасная увертюра Дунаевского романтическая, взволнованная, живо передающая юношескую устремленность в неизведанное, - часто звучит в концертах. Увертюра к фильму "Дети капитана Гранта" Ваш браузер не поддерживает audio элемент. Скачать В XIX веке увертюрой стали называть и одночастные произведения для симфонического оркестра. Испанские увертюры Глинки "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде" - это красочные программные симфонические пьесы, основанные на подлинных испанских мелодиях. Композитор сочинил их под впечатлением своего путешествия по Испании. Свое симфоническое сочинение "Ромео и Джульетта" Чайковский назвал увертюра-фантазия.
Можно считать, что начало этому жанру - самостоятельной симфонической увертюры - положил Бетховен. Правда, симфонических увертюр как таковых он не писал, но его увертюры к драмам "Эгмонт" и "Кориолан", а также увертюра к опере "Фиделио", которая имеет отдельное название - "Леонора", стали звучать отдельно от спектаклей, для которых предназначались. Увертюра к драме И.
Поэтому уже у Л. Бетховена увертюра складывается как самостоятельный жанр симфонической программной музыки. Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И. Гёте «Эгмонт», представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его большим симфоническим полотнам.
В XIX в. Мендельсона по одноименной комедии У. Шекспира и русских композиторов «Испанские увертюры» Глинки, «Увертюра на темы трех русских песен» М. Балакирева, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. В то же время в опере 2-й половины XIX в. Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи — символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж.
Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи — символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж. Верди либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р. Иногда вступление носит одновременно символический и живописно-изобразительный характер. Такова открывающая оперу М.
Мусоргского «Хованщина» симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». В жанре концертной увертюры на народные темы написаны «Русская увертюра» С. Прокофьева, «Увертюра на русские и киргизские народные темы» Д. Шостаковича, «Увертюра» О. Такт а-кишвили; для оркестра русских народных инструментов — «Русская увертюра» Н. Бу-дашкина и др. Увертюра Чайковского Увертюра 1812 года — это оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память об Отечественной войне 1812 года. Увертюра начинается с мрачных звуков русского церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое осуществлялось в России на церковных службах. Затем, сразу же, звучит праздничное пение о победе русского оружия в войне. Объявление войны и реакция народа на него была описана в романе Льва Толстого «Война и мир».
Затем следует мелодия, представляющая марширующие армии, исполненная при помощи труб.
Однако, обычно увертюра имеет несколько секций, включая вступление, экспозицию и развитие основных музыкальных тем, а также заключительную часть. Известные композиторы, которые написали знаменитые увертюры, включают Моцарта, Бетховена и Россини. Увертюры также стали популярными в концертном репертуаре и часто исполняются оркестрами как самостоятельные музыкальные произведения. Увертюра в опере В истории оперы увертюры играют важную роль. В барокко и классическом периодах оперы обычно начинались с увертюры, которая состояла из нескольких частей. Это было связано с тем, что оперы в эпоху барокко и классицизма были длинными спектаклями и увертюра служила не только для создания настроения, но и для подготовки зрителей к тому, что будет происходить на сцене.
Со временем увертюра в опере стала более самостоятельной и часто стала исполняться отдельно от оперного спектакля. Так, многие увертюры стали популярными концертными произведениями, которые исполнялись на концертах и фестивалях. Некоторые увертюры, например, увертюры к операм Вагнера или Верди, стали известными произведениями самостоятельно и исполнялись отдельно от оперных постановок. Увертюра в опере может иметь различные формы. Она может быть сонатной, вариационной, симфонической и т. Форма увертюры зависит от композитора и его творческого замысла. Важно отметить, что увертюра должна отражать основные музыкальные темы и идеи оперы и создавать настроение, характерное для данного произведения.
Увертюра в опере — это музыкальное произведение, которое играет важную роль в создании общей атмосферы и настроения оперного спектакля.
увертюра это в музыке определение
инструментальная оркестровая пьеса, служащая вступлением к музыкальным (и не только) произведениям. Постепенно «увертюры» стали преобразовываться в одночастные композиции с сонатно-симфоническим принципом развития, и с музыкальным материалом, основанным на темах, характеризующих главных героев или важные события произведения. Увертюра — это музыкальное произведение, которое обычно предшествует опере, балету или симфоническому концерту. Музыкальное начало любого крупного произведения, ярко передающего его суть – вот что такое увертюра. Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки, появившийся в XIX веке, — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром[1]. Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса.
Значение слова УВЕРТЮРА в Словаре музыкальных терминов
Увертю́ра — развёрнутая пьеса, инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому. Увертюра французская к середине XVIII века вышла из употребления, но до того успела перерасти оперный контекст: изобретение Люлли без труда опознается во вступлениях хоть оркестровых сюит Баха, хоть “Музыки для королевских фейерверков” Генделя. Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальными театрами [1].
Что такое программная увертюра определение. Что такое увертюра. Увертюра
Балет- вид танца Антракт-перерыв между действиями в произведении Гость Увертюра от фр. Интродукция от лат. Различается их натурализация, когда вид переносится в аналогичные или близкие условия или биоценозы Антракт — это промежуток времени между действиями, в течение, которого игра актеров прерывается, а публика может покинуть зал Пантомима — это театральное представление, в котором мысли и чувства передаются без слов, исключительно движениями тела, жестами и мимикой.
Испанская увертюра Глинки. Концертная увертюра. Бородин, Музыкальные заметки. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы. Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.
Классические увертюры встречаются и в жанре музыки для драматического театра самый яркий пример — Эгмонт Бетховена. Также по теме: Увертюры в опере последующей эпохи, сохраняя черты сонатной формы, все более и более превращаются в краткий музыкальный пересказ содержания оперы на ее же тематическом материале. Появляются и концертные увертюры как самостоятельный жанр симфонической музыки программного типа Мендельсон , Брамс , Чайковский. Также по теме:.
Так, многие увертюры стали популярными концертными произведениями, которые исполнялись на концертах и фестивалях. Некоторые увертюры, например, увертюры к операм Вагнера или Верди, стали известными произведениями самостоятельно и исполнялись отдельно от оперных постановок. Увертюра в опере может иметь различные формы. Она может быть сонатной, вариационной, симфонической и т. Форма увертюры зависит от композитора и его творческого замысла. Важно отметить, что увертюра должна отражать основные музыкальные темы и идеи оперы и создавать настроение, характерное для данного произведения. Увертюра в опере — это музыкальное произведение, которое играет важную роль в создании общей атмосферы и настроения оперного спектакля. Она помогает зрителям войти в мир оперного искусства и готовится к тому, что увидят и услышат на сцене. Увертюра в балете Исторически увертюра в балете развилась из увертюры в опере. В оперной увертюре звучат основные музыкальные мотивы, которые будут использоваться дальше в производстве. Постепенно увертюра стала самостоятельным произведением, выступающим перед началом оперы и служащим для установления атмосферы и настроения работ, которые будут разыгрываться. В балетной увертюре используются различные музыкальные формы, такие как соната, вариации и фуга. Традиционно в балетной увертюре есть участок быстрого темпа, который подразумевает вводительное действие с высокой энергетикой. Однако структура увертюры в балете может значительно меняться в зависимости от конкретного спектакля и композитора.
Презентация на тему Что такое увертюра?
Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная у. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.
Скарлатти, называлась «симфонией» sinfonia и тоже состояла из трех разделов, но в обратной последовательности темпов: быстро — медленно — быстро. Жанр симфонии вырос из такой увертюры, и даже в 1793 симфонии Й. Гайдна при их исполнении в Лондоне еще назывались «увертюрами».
В конце 18 в. Некоторые композиторы среди них Глюк , Моцарт и Бетховен начали включать в оперные увертюры темы из соответствующей оперы.
Людвиг ван Бетховен написал 11 увертюр. Основным средством развития в программных увертюрах Л. Бетховена является контраст музыкальных тем и противодействие музыкальных образов.
Ведущее значение сохраняла оперная У. Нек-рые муз. Маттезон, И.
Шайбе, Ф. Альгаротти выдвигали требование идейной и муз. Гендель, особенно Ж. Решающий перелом в развитии У. Глюка, трактовавшего У. Усилив муз. Подобный тип героико-драм. При отборе для У.
В итал. Россини, в основном сохраняется старый тип У. Достижения европ. Берлиоза и Ф. В сонатной форме таких У. Листа; позднее этот жанр встречается у Б.
Что такое увертюра?
- Оперная увертюра от Моцарта до Вагнера
- Преддверие – вот что такое увертюра
- Музыка. 6 класс
- Называют увертюрой. Музыкальные жанры: Увертюра. Из истории появления увертюры
- Что такое УВЕРТЮРА? Значение слова
- Что такое увертюра?
Музыкальная энциклопедия
скорби и страха”. Классические увертюры встречаются и в жанре музыки для драматического театра самый яркий пример — Эгмонт Бетховена. Жанр У. явился важнейшим источником симфонизма в рус. музыке до М. И. Глинки (в 18 в. увертюры Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, в нач.
увертюра это в музыке определение
Затем, сразу же, звучит праздничное пение о победе русского оружия в войне. Объявление войны и реакция народа на него была описана в романе Льва Толстого «Война и мир». Затем следует мелодия, представляющая марширующие армии, исполненная при помощи труб. Французский гимн «Марсельеза» отображает победы Франции и взятие Москвы в сентябре 1812 года. Звуки русского народного танца символизируют битву при Бородино. Бегство из Москвы в конце октября 1812 года обозначено нисходящим мотивом. Гром пушек отражает военные успехи при подходе к границам Франции. По окончании войны возвращаются звуки хора, на этот раз исполненные целым оркестром с отзвуками колокольного звона в честь победы и освобождения России от французской оккупации. За пушками и звуками марша слышна мелодия Российского национального гимна «Боже, Царя храни».
Российский гимн противопоставлен французскому гимну, который звучал ранее. Настоящая пушечная канонада, задуманная Чайковским, обычно заменяется басовым барабаном. Иногда, однако, используется пушечная канонада. Впервые такую версию записал Симфонический оркестр Миннеаполиса в 1950-х гг. Впоследствии подобные записи были сделаны и другими группами, использовавшими прогресс в звуковой технике. Пушечная канонада с фейерверком используется в представлениях оркестра Boston Pops, посвященных Дню независимости США, и проводимых ежегодно 4 июля на берегах реки Чарльз-Ривер. Также она используется на ежегодном выпускном параде австралийской академии сил обороны в Канберре. Хотя это произведение никак не связано с историей США в том числе с англо-американской войной, начавшейся также в 1812 году , оно часто исполняется в США вместе с другой патриотической музыкой, особенно в День независимости.
Постоянный адрес статьи: Что такое увертюра. Увертюра Разделы сайта Форум электронной музыки Квартет В музыке квартетом называют ансамбль, состоящий из четырех музыкантов или певцов. Наибольшее распространение среди них получил струнный квартет , состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Из чего состоит опера: увертюра. Фото — Юрий Мартьянов Опера непонятна, смехотворна, абсурдна, противоестественна. В век сериалов и YouTube рассказывать зрителю о замшелых страстях и тяжеловесных перипетиях путем пения - что может быть страннее? Однако напрасно думать, что для такого вопроса возникли основания только сейчас. В новом проекте Weekend Сергей Ходнев будет рассказывать, из каких компонентов состоит опера, почему они появились и чем интересны современному слушателю.
Даже в самые, как нам кажется, великолепные для нее времена опера так и ходила в странных явлениях, которые непонятно как соотносятся с жизнью. Но именно благодаря этому пожиманию плечами и недоумевающему взгляду опера - не театр кабуки, не что-то застывшее в одних и тех же эстетических формах. С ней всегда что-то происходит, и то, что нам кажется моментами ее благополучия, великолепия, массовейшей востребованности,- на самом деле периоды очередных поисков, споров, экспериментов. С одной стороны, теперешний общеупотребительный репертуар оперных театров - торжество ретроспекции: в нем мирно и на равных правах с современными уживаются произведения столетней, двухсотлетней, трехсотлетней давности. Эти изменения на поверку волнуют на удивление обширный для столь абсурдного искусства круг. Мало кто из первых встречных станет запальчиво говорить о положении дел, допустим, в современной академической музыке. Но зато многие охотно поддержат беседу о том, что в опере нынче развелось охальников, которые заставляют героев Верди и Чайковского выходить на сцену в джинсах, в тоталитарных шинелях или вовсе голышом. И все равно встреча с оперой, даже такой, продолжает восприниматься как нечто чинное, важное, бонтонное, все равно партер наряден, а ложи блещут, все равно на премьеры в капища вроде Зальцбурга или Байрейта стекаются главы государств и прочие знатные особы.
Значит, все-таки есть вполне себе постижимая структура, в которую встраиваются все новые комбинации вкусов, ожиданий, пристрастий. Как эта структура устроена, что в нее входит, когда и для чего появились ее отдельные элементы? Разобраться в устройстве оперы - задача более посильная, чем с непривычки отсидеть четырехчасовое действо, где поют, поют и поют без умолку. Зато, разобравшись, можно от этого действа испытывать более осознанное удовольствие или неудовольствие. Увертюра Увертюра - инструментальное вступление, музыка, звучащая, по замыслу композитора, перед поднятием занавеса. Так что это такое - увертюра, зачем она? Скажем сразу: ей на этом переднем крае не так уж и уютно, и споры о том, какой должна быть правильная увертюра, в каком виде она необходима, статистически возникали даже чаще, чем дискуссии о существе оперы как таковой. Но только те первые оперные прологи - это почти всегда именно что сцены с пением, а не самостоятельные инструментальные номера.
Приоритет слова и нарратива казался очевидным; условные персонажи вроде Трагедии, Гармонии или Музыки в изысканной форме анонсировали публике сюжет предстоящего действа. Со временем затея эта утратила острую новизну и в столь возвышенной апологетике нуждаться перестала, но прологи никуда не девались десятилетиями. Нередко в них возникало вдобавок прославление того или иного монарха: за исключением Венецианской республики , опера XVII века оставалась прежде всего придворным увеселением, тесно связанным с официальными празднествами и церемониями. Полноценная увертюра возникает в 1640-е годы во Франции. Она тоже связана по духу со строгим порядком двора Людовика XIV, но стала необычайно популярной во всей Европе - даже там, где французскую оперную музыку в целом встречали в штыки. Соперничество этих двух увертюр на самом деле очень показательно. Увертюра итальянская ее, как правило, называли sinfonia в оперном контексте жила подольше, но куда важнее совсем другая ее жизнь - ее превращение в последней трети века из оперной увертюры в самостоятельное произведение , из sinfonia в симфонию. А с чем осталась опера?
Опера в лице Глюка и его современников меж тем задумывалась о том, что хорошо бы увертюре быть тематически и эмоционально, органически связанной с материалом самой драмы; что не стоит поступать, как прежде - когда по одной и той же схеме склепанные вступления писались к операм любого содержания. И так появились одночастные увертюры в сонатной форме, так появились невиданные прежде цитаты из тематического материала самой оперы. Отход от жестких схем сделал XIX век столетием знаменитых увертюр. Будучи для оперы своего рода рамой, функционально увертюра воплощает идею порядка - потому король Пруссии и был так к ней внимателен. Порядка, во-первых, в этикетном смысле, но и в смысле более возвышенном тоже: она - средство разграничить будничное человеческое время и время музыкального действа. Вот только что это была просто толпа, случайный набор более или менее нарядных людей. Раз - и все они уже зрители и слушатели. Но этот самый момент перехода успел и помимо всякой музыки обрасти ритуальными предисловиями - гаснущий свет, чинный выход дирижера и так далее,- которые во времена Фридриха II были просто-напросто немыслимы.
Сегодняшнему слушателю важнее не все эти то ритуальные, то идеологические соображения, а исполнительская сторона дела. Увертюра - визитная карточка дирижерской трактовки той или иной оперы: у нас есть возможность именно в эти первые минуты, пока певцы еще не появились на сцене, попробовать понять, как дирижер воспринимает композитора, эпоху, эстетику, какие подходы к ним он старается найти. Этого бывает достаточно для того, чтобы ощутить, насколько огромные перемены происходили и продолжают происходить в нашем восприятии музыки. Даже притом что увертюры Глюка или Моцарта сами по себе величина постоянная, разница между тем, как они звучали у Фуртвенглера в начале 1940-х и у современных дирижеров,- внушительное доказательство того, что существование оперных партитур в культурном и вкусовом поле оказывается не закостеневшим фактом, а живым процессом. Увертюра с церемонией. При ликующе-торжественном духе она проста и даже архаична: по сути, это трижды повторенная фанфара, какими тогда сопровождались церемониальные события так композитор хотел приветствовать своего главного зрителя - герцога Винченцо Гонзага.
Спектакль начинается после третьего звонка — это кажется нам такой же непреложной истиной, как и то, что «театр начинается с вешалки». Вот только звонки в театрах существовали не всегда — когда-то сигнал к началу представления подавали музыканты, исполнявшие фанфарную музыку, причем традиция эта сложилась еще в драматическом театре. Такие интонации мы услышим в токкате, предваряющей одну из первых опер — «Орфея» Клаудио Монтеверди. Эта токката считается первым образцом увертюры к опере… Теперь понятно, что открывает увертюра — она призвана открывать то есть начинать спектакль — драматический или оперный, будучи музыкальным вступлением к нему. И довольно скоро композиторы поняли, что призывать публику в зрительный зал — это далеко не все, на что способна увертюра, она тоже может доставлять наслаждение слушателям. Правда, на заре существования оперы слово «увертюра» еще не употреблялось. В Италии вступления к операм было принято именовать «симфониями», и в отношении их сложились определенные традиции. У композиторов венецианской школы они слагались из двух разделов: первый раздел — медленный и величественный — сменялся быстрым. Иначе выглядели оперные вступления у композиторов неаполитанской школы — например, Алессандро Скарлатти: в трехчастном построении быстрым крайним разделам фугированным или жанрово-танцевальным противопоставлялся средний — кантиленный, лирический. Тем временем, французы шли своим путем. Во Франции вступления к операм — в частности, у Жана-Батиста Люлли — тоже были трехчастными, но последование разделов было иным.
Форма У. В … УВЕРТЮРА в Энциклопедическом словарике: французское ouverture, от латинского apertura - открытие, начало , оркестровое вступление к опере, балету смотри Интродукция , оперетте, драматическому спектаклю, оратории. Музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму и т. Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму.
Трудно удержаться, чтобы не дать краткий обзор хотя бы самых известных. Здесь нужно сделать одну оговорку. Читатель помнит, что было сказано о первой увертюре - Монтеверди к его «Орфею»: там фанфары призывали слушателя к вниманию. Здесь два первых аккорда формально, казалось бы, играют ту же роль так, кстати, считал А. Улыбышев, страстный почитатель Моцарта, автор первого обстоятельного исследования его творчества. Но это толкование в корне неверно. В увертюре Моцарта вступительные аккорды - та же музыка, которая сопровождает роковое появление Каменного гостя в последней сцене оперы. Декорации к опере В. Моцарта «Дон Джованни» «Дон Жуан» в Гранд-опера Таким образом, весь первый раздел увертюры - это картина развязки оперы в некоем поэтическом предвидении. В сущности, это гениальная художественная находка Моцарта, которая впоследствии, еще и с легкой руки Вебера в увертюре к его «Оберону» , стала художественным достоянием многих других композиторов. Эти тридцать тактов вступления к увертюре написаны в ре миноре. Для Моцарта это трагическая тональность. Здесь заявляют о себе сверхъестественные силы. Это всего лишь два аккорда. Но какая потрясающая энергия заключена в многозначительных паузах и в не имеющем себе равных эффекте синкоп, следующих за каждым аккордом! Аберт, крупнейший знаток Моцарта. Но эти аккорды проходят, увертюра разражается солнечным мажором и теперь звучит необычайно живо, как и должна звучать увертюра к dramma giocoso итал. Эта увертюра не только гениальное музыкальное произведение, это гениальное драматургическое творение! Вебер Сцена из оперы «Оберон» К. Мюнхенская опера. Так, вступительный мягкий зов рога - это мелодия, которую герой сам исполняет на своем волшебном роге. Быстро спускающиеся аккорды у деревянных духовых используются в опере для того, чтобы нарисовать фон или атмосферу сказочного царства; взволнованные поднимающиеся ввысь скрипки, открывающие быстрый раздел увертюры, используются для сопровождения бегства влюбленных на корабль мы, к сожалению, не можем здесь подробно излагать весь сюжет оперы. Чудесная, похожая на молитвенную мелодия, исполняемая сначала кларнетом соло, а затем струнными, превращается действительно в молитву героя, в то время как триумфальная тема, исполняемая сначала спокойно, а затем в радостном fortissimo , вновь появляется в качестве кульминации грандиозной арии сопрано - «Океан, ты могущественный монстр». Так Вебер в увертюре обозревает основные музыкальные образы оперы. Сцена из оперы «Фиделио» Л. Австрийский театр. Первая - она была сочинена прежде остальных и исполнялась на премьере оперы в 1805 г. Другая увертюра была сочинена для постановки оперы в марте 1806 г. Именно она была несколько упрощена для планировавшейся, но так и не осуществленной постановки оперы в Праге в том же году. Рукопись этого варианта увертюры была потеряна и найдена в 1832 г. Третья увертюра, написанная для исполнения оперы в 1814 г. Именно она в наши дни обычно исполняется перед первым действием и более, чем все остальные, соответствует ему. Она часто исполняется между двумя сценами второго действия. Многим критикам предвосхищение в ней музыкальных и драматических эффектов, которые имеются в следующей за нею сцене, кажется художественным просчетом композитора. Но сама по себе эта увертюра столь сильна, столь драматична, столь действенна благодаря призыву трубы за сценой повторенному, конечно, в опере , что не нуждается ни в каких сценических действиях, чтобы передать музыкальное послание оперы. Листа - об этой увертюре, предваряющей среди других номеров цикла знаменитый «Свадебный марш». Аккорды духовых в начале и в конце - точно веки, которые тихо смыкаются над глазами засыпающего и потом тихо раскрываются при пробуждении, а между этим опусканием и поднятием век целый мир сновидений, в котором элементы, страстный, фантастический и комический, мастерски выраженные каждый порознь, встречаются и переплетаются между собою в самых искусных контрастах и в самом изящном сочетании линий. Талант Мендельсона как нельзя счастливее сроднился с веселой, шутливой, очаровательной и чарующей атмосферой этого роскошного шекспировского создания». Не будь статьи Листа, многим не пришло бы в голову, что тихие аккорды духовых инструментов, которыми начинается и кончается увертюра, выражают смыкание глазных век. Между тем о верности такого толкования теперь и спорить невозможно». Музыка эта проникнута ожиданием праздника, пира, ощущением преддверия торжества. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания. Материал этой блестящей увертюры пришел композитору в голову, когда однажды ночью он ехал в карете из села Новоспасское в Петербург. Эскиз декорации к опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Она называется «Похвала пу стыне» имеется в виду пу стынь - так древние славяне именовали уединенное, не заселенное людьми место. Музыка начинается тихим аккордом в глубоком нижнем регистре: из недр земли устремляются в чистое небо нежные звуки арфы, словно ветер уносит их ввысь. Гармония мягко звучащих струнных передает шелест листвы вековых деревьев. Поет гобой, колышется над лесом светлая мелодия - тема девы Февронии, птицы свистят, заливаются трелями, кричит кукушка… Ожил лес. Величественной, необъятной стала его гармония. Портрет Н. Он возносится к самому солнцу, и, кажется, слышно, как вторит ему все живое, сливаясь со звучанием леса. История музыки знает несколько изумительных воплощений в музыке шума леса и шелеста листвы, например, помимо данной увертюры, 2-я сцена из II действия оперы Р. Вагнера «Зигфрид»; этот эпизод хорошо знаком любителям симфонической музыки, поскольку часто исполняется как самостоятельный концертный номер и в таком случае называется «Шелест леса». Торжественная увертюра «1812 год» Премьера увертюры состоялась в храме Христа Спасителя 20 августа 1882 года. Издал партитуру в том же году П. Юргенсон, который и передал заказ на нее Чайковскому в сущности, он был поверенным композитора во всех его издательских делах. Хотя Чайковский прохладно отзывался о заказе, работа его увлекла, и родившееся произведение свидетельствует о творческом вдохновении композитора и его большом мастерстве: произведение наполнено глубоким чувством.