Значение слова Купец на это купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. [Франц:] Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком. В 12–13 вв. нем. купцы сумели создать крупные объединения (напр., Ганза), чтобы противостоять морским и сухопутным разбойникам. В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия.
Знаете ответ на этот вопрос?
- КУПЕЦ - Большой современный толковый словарь русского языка - Русский язык -
- Что такое КУПЕЦ? Значение слова
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Report Page
- Купец – это кто? Русский купец
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
Были, напр. Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» большая палата , своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов. Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты. Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий. Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь.
При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны. Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос — в 50 гривен — и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов. Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети участие было наследственным сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии. Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши. Сильно развитая система купеческого предпринимательства вкупе с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания Древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными купцами и путешественниками. Кроме «Иваново сто» в русских городах существовали и другие профессиональные объединения купцов.
Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. Чаще всего их центром была патрональная церковь в подвалах ее хранились товары , нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Имущественное положение купцов было неравное. Самыми богатыми были «гости-сурожане» — купцы, торговавшие с Сурожем и другими городами Причерноморья. Состоятельными были и купцы суконного ряда —«суконники», торговавшие привозным с Запада сукном. В Москве патрональным храмом «гостей-сурожан» была церковь Иоанна Златоуста. Принадлежность к корпорации московских гостей обставлялась примерно теми же правилами, что и в новгородской «Иваново сто». Положение в этой корпорации было тоже наследственным. Гости возглавляли купеческие караваны, отправлявшиеся в Крым. Уже в XV в.
Тверской купец Афанасий Никитин в 1469 посещает Индию и, по сути дела, открывает ее для России. В эпоху Ивана Грозного символом русского купечества становится энергичная деятельность купцов Я. Строгановых, стараниями которых начинается активное освоение русскими Урала и Сибири. Кильбургер, побывавший в Москве в царствование Алексея Михайловича в составе шведского посольства, отмечал, что все москвичи «от самого знатного до самого простого любят купечество, чему есть причиной то, что в Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве». Некоторые города по внешнему виду напоминали пестрые торговые ярмарки. Широкое развитие торговли отмечалось и в более ранние времена. Иностранцы, побывавшие в Москве XV в. Погрузка товаров на корабль По описанию венецианца Иосафата Барбаро, «зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук… Изобилие в хлебе и мясе так здесь велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру». Другой венецианец, Амвросий Контарини, также свидетельствует о том, что Москва «изобилует всякого рода хлебом» и «жизненные припасы в ней дешевы». Контарини рассказывает, что каждый год в конце октября, когда р.
Москва покрывается крепким льдом, купцы ставят на этот лед «лавки свои с разными товарами и, устроив таким образом целый рынок, прекращают почти совсем торговлю свою в городе». На рынок, расположенный на Москве-реке, купцы и крестьяне «ежедневно, в продолжение всей зимы привозят хлеб, мясо, свиней, дрова, сено и прочие нужные припасы». В конце ноября обычно «все окрестные жители убивают своих коров и свиней и вывозят их в город на продажу… Любо смотреть на это огромное количество мерзлой скотины, совершенно уже ободранной и стоящей на льду на задних ногах». Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. Уже в глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками бусы, стеклянные браслеты, крестики, пряслица , распространялись купцами-коробейниками по всей стране. Русские купцы вели большую торговлю с другими странами. Предметом торговли были не только сырье и продукция добывающих промыслов, вывозившаяся из Руси пушнина, лес, воск , но также изделия русских ремесленников юфти, однорядки, шубы, холсты, седла, стрелы, саадаки, ножи, посуда и др. Крымские царевичи и князья обращались в Москву с просьбой о присылке панцирей и других доспехов. Позднее, в XVII в. Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну.
Другие кожи, крашенные в красный цвет, лен, пеньку, всякого рода веревки, кавиар, т. Что касается хлеба, то, хотя его очень много, они не рискуют вывозить его из страны в сторону Ливонии. Сверх того, у них много поташа, льняного семени, пряжи и прочих товаров, которые они обменивают или продают, не покупая чужеземного на наличные деньги, и даже император… приказывает платить хлебом или воском». В XVII в. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям их в XV в. Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Члены гостиной и суконной сотен в XVII в. Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод.
Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, т. В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших.
Название «целовальник» произошло от старой традиции. Заступая на должность, суконник обещал честно исполнять обязанности, а в подтверждение этой клятвы целовал крест.
Царь вручал суконникам жалованные грамоты, которые давали разные льготы, например освобождали от подсудности местным властям, уплаты проезжих пошлин, постоя и подводной повинности — обязанности предоставлять повозки для государственных и местных нужд. По льготам суконники могли в любое время топить избы и держать в домах спиртное для собственного употребления. Вплоть до XVIII века купцы гостиной и суконной сотен делились на перво-, средне- и третьестатейных — по имущественному признаку. Чтобы получить право на торговлю, каждый купец платил подушный оклад в размере 40 алтынов, то есть трехкопеечных монет. До разделения на гильдии этот налог был единым для всех.
Вторая треть XIX века. Иркутский художественный музей им. Сукачёва Купец. Музей камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург Портрет купца И. Вторая половина XX века.
Впервые этот термин упоминается в источниках, датированных 1719 годом. В 1721 году по Уставу Главного магистрата городское население разделили на «регулярных граждан» и «подлых людей». Регулярные граждане могли входить в первую или вторую купеческую гильдию — в зависимости от уровня дохода и вида торговли. Подлыми людьми называли чернорабочих и поденщиков, которые занимались временными и сезонными работами. В 1742 году «подлые люди» стали «наемными людьми» и сформировали третью купеческую гильдию.
Но следующие тридцать с лишним лет их можно было считать купцами только номинально. В 1775 году манифест Екатерины II поделил население на мещан, имевших капитал менее 500 рублей, и купцов, чьи средства превышали эту сумму. Купцов, в свою очередь, разделили на три гильдии. Для каждой из них государство назначило минимальный объявленный капитал. Для третьей, самой низшей гильдии он составил 500 рублей, для второй — 1000, для первой — 10 тысяч рублей.
Все эти суммы постепенно росли. В 1807 году объявленные капиталы составляли уже 50, 20 и 8 тысяч для первой, второй и третьей гильдии соответственно. Оплата сбора и принадлежность к одной из гильдий позволяла не платить подушную подать и давала льготы. Главной привилегией купцов первой гильдии стала торговля с другими государствами. Внутри страны они свободно ездили по особой паспортной льготе.
Кроме того, государство разрешало им покупать морские суда. Купцы второй гильдии получили разрешение на покупку речных судов. Как и представители первой гильдии, для собственного производства они могли выкупить завод или фабрику.
В Древней Руси купец — это не только торговец. Афанасий Никитин, памятник которому установлен в Твери, на его родине, был и великим путешественником, ходившим «за три моря», и первооткрывателем, и дипломатом. А знаменитый легендарный новгородский купец Садко хаживал и на дно морское. Торговые пути Благодаря товарообмену и его представителям купцам были открыты такие великие торговый пути, как «из варяг в греки», «великий шелковый путь», который называют «перекрестком цивилизаций», «чумацкий шлях», знаменитый «путь благовоний», пересекающий Аравийский полуостров, и многие другие.
Купцами были русские князья, вынужденные каким-то образом избавляться от излишков натуральной дани или накопившихся денег, тратя их на заморские диковинки. Купец — это и главный информатор в те далекие времена «Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо? Петровские реформы коснулись всех Этот вид деятельности был уважаем, купечество являлось важным сословием во все времена. О коммерческой предприимчивости русских слагались легенды. Старинные купеческие дома часто приходили на помощь государству. Богатейшие Строгановы открывали новые земли, строили заводы, возводили храмы.
В некоторых исторических исследованиях говорится о том, что Петр I разгромил купечество, в результате чего погибли многие виды русских ремесел, любимых и поддерживаемых купцами. Царь провел реформы, в результате чего старая форма купеческих объединений «сотни» была упразднена, а на смену им пришли гильдии. Хорошо это было или плохо, но купечество не погибло.
Купцы часто имели прислугу, которая помогала им в быту и при обслуживании клиентов. Украшением домов купцов могла служить богатая резьба на деревянных особняках или толстые каменные стены при каменных домах. Такие дома были не только местом жительства, но и символом достатка и успеха в торговле. Купцы жили в соответствии с их статусом и социальным положением, их дома отражали их богатство и влияние в обществе.
Позже, они оседали в населенных пунктах, где осуществлялся наибольший товарообмен.
Известные купеческие династии
- «Темное царство» или разумная строгость?
- Выпуск 58. Российское купечество
- История русского купечества
- Людские категории после монголо-татарского нашествия
- Купечество в средние века
- Купеческие семьи: как это было в Российской империи? - Дети
КУПЕ́ЧЕСТВО
#купцы В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее. Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец – это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек. Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) купец? что это такое? значение и описание. Хочешь знать что значит КУПЕЦ? тогда слушай до конца. #n #n -пца, м. 1. Богатый торговец, владелец торгового. В 12–13 вв. нем. купцы сумели создать крупные объединения (напр., Ганза), чтобы противостоять морским и сухопутным разбойникам.
Значение слова «Купец»
В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н. Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик. Благотворительность была нормой хозяйственного поведения, и предприниматели не подвергали сомнению ее богоугодного значения. Назовем только крупнейшие династии благотворителей в среде московского купечества. Бахрушины, Третьяковы, Морозовы и др. Они создавали больницы и приюты, дома бесплатных квартир, содержали учебные заведения, театры и картинные галереи.
Пожертвования на эти нужды только в 1916 г. Размеры пожертвований поражали воображение не только соотечественников, но и иностранных предпринимателей. Таким образом, для русских предпринимателей конца XIX — начала XX века общезначимыми социальными архетипами, определяющими национальную особенность хозяйствования, были: 1 нестяжательность; 2 религиозная солидарность и сотрудничество; 3 нестрогая прибыльность; 4 державность или государственный патернализм; 5 веротерпимость и открытость другим хозяйственным практикам; 6 благотворительность. Раскрытию религиозного смысла хозяйствования человека посвящены работы многих отечественных богословов, философов и экономистов прошлого. В последнее время появились исследования современных ученых. Они позволяют с новыми измерениями подойти к таким проблемам как труд, собственность и богатство. Создание продуктивной модели социально-экономического развития России и восстановление национальных традиций предпринимательства представляются возможными лишь после восстановления утраченного духовного потенциала общества. Будущее российской экономики необходимо рассматривать в контексте всей отечественной истории, религии и культуры. Литература Белоусов И.
Ушедшая Москва. Булгаков С. Православие: Очерки учения православной церкви. Бурышкин П. Москва купеческая. Вишняков Н. Сведения о купеческом роде, собранные Н. Лисснера и А. Карамзин Н.
История государства Российского. Румянцев М. Религиозные основания хозяйствования. Благих, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук ivan-blagikh yandex. Бардашевич, зам. Авторы рассматривают композитное агрегированное, составное, сложное и т. Выделены следующие направления развития теории композитного блага в порядке их возникновения : 1 концепции композитного блага, основанные на идее создания стабильной денежной расчетной единицы У. Джевонс, Р. Шиллер ; 2 концепции композитного блага, основанные на методе расчета цен В.
Леонтьева В. Леонтьев, Д.
В XV веке купцам иногда поручались административные и дипломатические задачи, князья могли советоваться с купцами, которые бывали в других странах и могли предоставить о них определённые сведения. Представляли интерес для государства и " хожения " купцов в другие страны [3]. Зачастую купцы вместо договоров использовали понятие «Слово купеческое», при его нарушении купцов исключали из гильдии. Купец Исаксон, Могилёвская губерния , 1867 год В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги.
Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка».
С 15 — 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и так далее. Многие купеческие семьи имели « воспитанников » — приёмных детей.
Образ купца в русском искусстве В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 мая 2015 года. Картина Б.
Кустодиева Купчиха за чаем , 1918 год, ГРМ. Образ купца в русском искусстве зачастую носил ярко негативный характер. Были известны оперы и пьесы: опера М. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» 1779 год , комедия «Дворянющийся купец» В. Колычева 1780 год , «Купецкая компания» О.
Чернявского 1780 год , «Смешное сборище, или Мещанская комедия» Благодарова 1787 год , анонимная комедия «Перемена в нравах» 1789 год. Лучшей считалась комедия «Сиделец» П. Плавильщикова сиделец — работник кабака, торгующий акцизными товарами. Главным героем оперы М. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» был купец по фамилии Сквалыгин.
Опера приобрела большую популярность. Впервые на сцене были показаны быт и нравы «третьего сословия». В пьесах «Купецкая компания» и «Дворянющийся купец» показывается стремление купцов приобрести дворянство , или просто подражать дворянам. В комедии «Сиделец» П. Плавильщикова показан новый тип купца — стремящийся к образованию, знаниям и культуре.
В данном произведении купец изображён как хранитель добродетели и честного нрава. В произведениях XVIII века основной темой остаётся взаимоотношения купечества и дворянства: разорившиеся дворяне женятся на купеческих дочках ради приданого, купцы стремятся породниться с дворянами. Купец изображается жадным, хитрым и малообразованным.
Исключительно розничную торговлю могли вести купцы третьей гильдии с капиталом от одной до пяти тысяч рублей. После отмены крепостного права в экономическом плане вырвались на волю многие крепостные «хозяйственные мужики», ещё по указу Екатерины Второй получившие разрешение создавать свои собственные мастерские и небольшие производства но не имевшие ни прав собственности, ни достаточного образования, ни капиталов. Дальше вперёд пошли их дети. Второе поколение купцов и промышленников было активным, предприимчивым, легко впитывало западный опыт и идеи. Ручное деревенское производство они заменили машинной техникой, вышли со своими товарами на мировой рынок, от единоличной собственности перешли к акционерной форме.
В России появились акционерные общества и частные банки. Люди это были упрямые, хваткие и закалённые. Многие такие купцы и промышленники происходили из семей старообрядцев, которых государство и официальная православная церковь всегда держали в ежовых рукавицах. Как пишет историк Лев Краснопевцев, хранитель московского Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, «в этих условиях у староверов формировались необходимые для бизнеса качества — внутренняя дисциплина, способность к максимальной концентрации волевых усилий, стремление к независимости. Им было не до развлечений, не до танцев, не до табака и водки. Выживали самые крепкие, привыкшие зарабатывать и рассчитывать только на себя. И эти качества как нельзя более подходили для первого этапа развития российского капитализма». А потом в бизнес пришли их дети — третье поколение российских купцов и предпринимателей.
Именно это поколение начинает тратить свои заработанные деньги на общественные нужды, на развитие в стране высокой культуры. А теперь обратимся к истории старинного купеческого рода Расторгуевых. Дед нашего земляка Дмитрия Алексеевича Дмитрий Иванович Расторгуев считался временным московским купцом третьей гильдии уже в 1836 году. Причем сам он тоже происходил из купечества, но ярославского. Постепенно Дмитрий Иванович обжился и укрепился в Москве: приобрёл собственный дом на улице Солянка, с атлантами, поддерживавшими балкон над парадным входом. Расторгуев вносил благотворительные пожертвования. Документально подтверждено, что в 1853 году, с началом Крымской войны, он пожертвовал 500 рублей серебром на госпитальные вещи, другой взнос в размере 1500 рублей серебром он сделал в 1855 году на государственное ополчение и другие военные надобности.
Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни
Амбары сдавались купцам в аренду, за это в пользу города взималась пошлина – более 3 рублей в неделю. Указом Александра I от 1801 года купцы получили право приобретать ненаселенные земли, в результате чего сложилось купеческое землевладение. К концу 19 века многие состоятельные купцы почти не отличались от дворян. Интересные факты о купечестве в этом выпуске рубрики Вероники Грачевой. Купцы ― люди, чья профессия была связана с торговлей, ― в средневековом обществе занимали двоякое положение. что это такое? значение и описание. Хочешь знать что значит КУПЕЦ? тогда слушай до конца. #n #n -пца, м. 1. Богатый торговец, владелец торгового.
Выпуск 58. Российское купечество
Купцы занимались торговлей, а также промысловой деятельностью. Кто такой купец. Чем занимались купцы. Имена Купцов на Руси. Купец это имя. Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) купец? К концу 19 века многие состоятельные купцы почти не отличались от дворян. Интересные факты о купечестве в этом выпуске рубрики Вероники Грачевой. Несмотря на то, что купцы, даже первой гильдии, по своим привилегиям не дотягивали до дворянства, со временем это динамично развивающееся сословие по своей роли в обществе стало не менее значимо. Калужский купец («Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей.».
Как искать купцов. Что такое купечество?
Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Лицо, принадлежащее к купеческому сословию дореволюц. Гончаров был из купцов. Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для … ФИРМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона: имя, под которым купец ведет торговлю и подписывается в торговых делах.
В письменных источниках есть свидетельства о связи русских купцов с германскими городами, торговым союзом Ганза. Поэтому основной формой торговли на Руси была караванная торговля. Караван — это не только способ перемещения товаров, но и активная торговля им по пути следования. Караванная торговля осуществлялась в двух видах — водном на ладьях, ушкуях, стругах, барках и сухопутном на лошадях, волах, верблюдах.
Купцы и ремесленники стали перемещаться в новые торговые районы. Вслед за экономическим спадом, Киевская Русь начинает утрачивать и политическое значение. Монголо-татарское завоевание затормозило процесс развития ремесла и торговли. Однако с объединением русских земель вокруг Москвы торговля вновь расцвела. Она велась по трем основным направлениям — южному — с Крымом, а через него с городами Средиземноморья, восточному — волжскому, с Нижним Новгородом и Астраханью и западному — через Смоленск и Новгород с Великим княжеством Литовским, Польшей, Чехией, немецкими землями. С середины XI в. Процесс юридического обособления этого сословия был длительным и окончательно завершился лишь в XVIII в. На ряду с профессиональными купцами на рынках средневековых русских городов присутствовала многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников.
Ремесло усложнялось и все больше отдалялось от сельского хозяйства. Ремесленники стали производить товары не только на заказ, но и более крупными партиями для продажи на рынках. Крупные купцы владели торговыми лавками в разных городах, владели винокуренными заводами, мельницами, кожевенными предприятиями. Например, собирали торговые пошлины, вели монопольную торговлю от лица государства, выполняли роль переводчиков и помощников послов. Часто купеческие объединения создавались вокруг православных храмов. Тогда святой, в честь которого назван храм, становился покровителем купечества. Так в новгородской церкви Иоанна Предтечи, который стал покровителем новгородского купечества, хранилась эталонная мера весов.
В результате насильственного изменения привычного социально-экономического уклада многие богатые провинциальные купеческие роды были не в состоянии восстановить свое былое значение. Во время правления Ивана Грозного торговые люди часто становились жертвами опричного произвола, их имущество пополняло казну и состояния ближайших слуг царя. С созданием единого Русского государства купцы слились с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства две главные повинности — отбывать казенную службу и платить подати. В конце XVI в. Важнейшими привилегиями гостей были право на ведение внешнеторговых операций и приобретение земли, освобождение от пошлин, податей и служб, которые несло «тяглое» население. За эти льготы в их обязанности входило выполнение финансово-хозяйственных «казенных» поручений — отправление различных должностей при сборах таможенных и «кружечных» денег, доходов с соляных продаж и др. Одна часть гостей при этом наживалась, другая — разорялась, так как за исправность казенных служб купцы отвечали своим имуществом. С ростом численности и значения населения городов в XVII в. Торговый устав 1653 заменил множество существовавших ранее торговых сборов на единую пошлину и отменил привилегии и льготы купцов-иностранцев. Новоторговый устав 1667 стеснил их; он также передал заведование делами торговых людей в Приказ большого прихода, который следил за тем, чтобы не допускалось превышение налогов, взимаемых с купцов. Подобные меры со стороны государства преследовали вполне определенную цель — пополнить казну, не разоряя при этом до конца плательщиков налога. Реформы Петра. I, его долгие изнурительные войны потребовали колоссального количества денег, которых у казны не было. Тогда Петр в 1705, 1713, 1717 гг.
Вишняковы, Корзинкины, Коноваловы, Бурышкины и др. Они воспринимали свой успех в деле как данный Богом, знали, что им дается много, но и щедрость их на деле была велика. Сами они и работали много, и с готовностью отдавали приобретенное. Во многих купеческих семьях был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятным, определять сумму на дела благотворительности. О поколении купечества конца XIX в. Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Рябушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство. Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991: 202. В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического». Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой. Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения. Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе. На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности.
Купеческая жизнь
Купцы и ремесленники стали перемещаться в новые торговые районы. Вслед за экономическим спадом, Киевская Русь начинает утрачивать и политическое значение. Монголо-татарское завоевание затормозило процесс развития ремесла и торговли. Однако с объединением русских земель вокруг Москвы торговля вновь расцвела. Она велась по трем основным направлениям — южному — с Крымом, а через него с городами Средиземноморья, восточному — волжскому, с Нижним Новгородом и Астраханью и западному — через Смоленск и Новгород с Великим княжеством Литовским, Польшей, Чехией, немецкими землями. С середины XI в.
Процесс юридического обособления этого сословия был длительным и окончательно завершился лишь в XVIII в. На ряду с профессиональными купцами на рынках средневековых русских городов присутствовала многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников. Ремесло усложнялось и все больше отдалялось от сельского хозяйства. Ремесленники стали производить товары не только на заказ, но и более крупными партиями для продажи на рынках. Крупные купцы владели торговыми лавками в разных городах, владели винокуренными заводами, мельницами, кожевенными предприятиями.
Например, собирали торговые пошлины, вели монопольную торговлю от лица государства, выполняли роль переводчиков и помощников послов. Часто купеческие объединения создавались вокруг православных храмов. Тогда святой, в честь которого назван храм, становился покровителем купечества. Так в новгородской церкви Иоанна Предтечи, который стал покровителем новгородского купечества, хранилась эталонная мера весов. Товары, не взвешенные этими весами, к торговле не допускались.
Денежные единицы на Руси Первые деньги у восточных славян появились еще до образования государства. Первоначально роль денег играли меха пушных зверьков — куны. В последствии меховые деньги были вытеснены серебром, но серебряные деньги долго носили название мехов — ногата, куна, резана.
Хотя, как сказать, наживались… Многие забывают такой момент, что в годы Первой мировой войны полиция отслеживала цены в магазинах и на рынке. И боролась со спекуляцией. Это было для того, чтобы не раздражать население. Было дано указание отслеживать цены и принимать меры вплоть до административного наказания, — отмечает Игорь Фомичев. Продолжение династии. Меценатство Дело Ивана Шадрина продолжил его сын — Александр. А люди, которые обладали определенным капиталом, с точки зрения совести перед Господом и остальными зачастую занимались благотворительностью, — говорит историк-краевед.
Вообще, благотворители из царской России и современные — две разные вещи. У них совершенно разная мотивация. Мало кто сегодня занимается благотворительностью, исходя из совести… Александр Шадрин вел активную общественную деятельность. Ратовал за развитие образования. Александр был приверженцем развития образования. Поэтому он был попечителем 1-го смешанного и Филькинского земских училищ. Кстати, Филькинское училище находилось в церкви, занимало там комнату. Помещение для него выхлопотал Александр Шадрин, - отмечает Игорь Алексеевич. Надо же, чтобы просьбу местного населения поддержал еще училищный совет. Бывало, некоторые учебные заведения открывались, когда помещения или здания для них появлялись на средства местного предприятия или общественности - купечества и местных жителей.
Тогда земство шло навстречу. Земство могло дать учителя, которому тоже нужно где-то жить. Поэтому неудивительно, что первое время некоторые жили в помещении училища. Помимо учебных классов, там были служебные помещения, занятые под квартиры учителей. Земская больница строилась для людей, которые не работали на заводе. Одно время там находилась инфекционная больница. Потому что добираться до здания в осеннюю и весеннюю распутицу было достаточно сложно. С 1905 по 1908 годы Александр Шадрин исполнял обязанности председателя Общественного собрания. С другой стороны, он должен был быть независимым. Общественное собрание многое сделало.
Кстати, у нас Главный проспект ныне улица Агломератчиков — прим. И не потому что Шадрин подвел светильники к своему магазину — ничего подобного. Проспект освещался на всем протяжении, включая Всехсвятскую церковь. Это тоже сделало Общественное собрание, которое убеждало заводоуправление, что надо тратить средства, — говорит краевед. В годы Первой мировой войны в Надеждинском поселке действовал Попечительский совет о солдатских детях. Совет оказывал материальную помощь семьям воинов, погибших на фронте. Руководил деятельностью совета священник Африкан Богомолов. В состав входили полицейский-надзиратель Н. Соловьев и купцы А. Шадрин, Ф.
Шведов, Н. Соловьев, Ф. Коробейников, П. Горшенин, А. Мельников, С. Савинцев, Я. Велись переговоры.
Попа купишь, а Бога не купишь.
Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб , своего не стает. За очи коня не купят, т. Мыла купят на лишнюю денежку. Купленая грамота , купчая , крепость. Куповаться или купляться; купиться ; купываться, быть куплену.
На брань слово купится. Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере. Вкупиться в артель. Выкупиться из кабалы. Докупить забытое. Закупить все. Я закупился, совсем.
Искупить кое-что. Накупить лишнего. Расход окупился. Откупить вино или винную продажу. Насилу откупился от беды. Что покупаете? Следователь подкуплен. Торговки все перекупают.
Прикупи аршин сукна. Прокупился, ошибся в покупке.
В этом Положении подробно описаны торговые и промышленные действия, производимые без платежа пошлин и с оными, перечислены торговые права, предоставляемые по различным патентам и билетам, а также расписаны преимущества купеческих гильдий и прочие детали. С Положением «О пошлинах за право торговли и других промыслов» от 1863 года и другими материалами «Комиссии высочайше учрежденной для пересмотра системы податей и сборов» можно ознакомиться нажав на название документа: «О пошлинах за право торговли и других промыслов» Основное изменение 1863 года: вместо трех купеческих гильдий осталось только две! Первая гильдия давала право на оптовую и розничную торговлю по всей империи, позволяла содержать фабрики и заводы, принимать подряды, поставки и откупа без ограничения суммы. Члены второй гильдии получили право на розничную торговлю в своем уезде где купец получил патент , могли содержать фабрики, заводы, ремесленные заведения, а также принимать подряды, поставки и откупа на сумму не выше 15 тыс. Свидетельства разделялись на купеческие гильдейские , предоставляющие купеческое звание и соединенные с ним личные преимущества, и промысловые, не предоставляющие никаких личных преимуществ, кроме прав торговли. Предприниматели должны были получать свидетельства ежегодно, в противном случае они теряли свой статус и привилегии купеческого сословия. Лица, не принадлежащие к купеческому сословию, могли брать купеческие свидетельства с сохранением настоящего своего звания или с причислением в купечество.
Помимо свидетельств необходимо было получать билеты на торговые и промышленные заведения. За свидетельства и билеты взимались пошлины. Все это отражалось в различной документации, которая сохранилась в архивах регионов. Для исследователей рода будет полезна информация о лицах, которые могут числиться в одном купеческом свидетельстве: В купеческое свидетельство, выдаваемое на имя мужа, вносилась жена, а вот муж не мог быть внесен в свидетельство жены. К родителям в свидетельство вносились сыновья и незамужние дочери, усыновленные законным порядком приемыши только до их совершеннолетия и даже внуки дети сыновей. Разрешалось причислять незамужних сестер к свидетельству их брата. Интересно, что по смерти главы начальника семейства на его место могла заступить вдова, взяв на свое имя свидетельство, с внесением в него сыновей, незамужних дочерей и усыновленных приемышей, а также и своих внуков. Также заступить на место начальника семейства мог один из сыновей или одна из незамужних дочерей, в таком случае в выдаваемое на имя нового начальника семейства свидетельство вносились также его братья и родные племянники до достижения ими совершеннолетия, то есть 21 года, а сестры и родные племянницы — до замужества. Вдовы и дочери, оставшиеся в своем семействе без лица мужского пола, которое взяло бы купеческое свидетельство со включением их в оное, удерживают звание, в котором состояли их мужья или отцы, но не могут пользоваться торговыми правами, если не возьмут купеческое свидетельство на свое имя.
Торговыми правами пользовался только начальник семейства, но остальные члены семьи, внесенные в свидетельство, могли помогать ему по формальной доверенности или на правах приказчика или поверенного. Все эти родственники пользовались всеми гражданскими правами купеческого сословия. Основные привилегии купечества остались такими же: освобождение от подушного оклада, а также от личной рекрутской повинности и от поставки по наряду работников натурою в определенных случаях выплачивались дополнительные пошлины , освобождение от телесных наказаний, купеческий статус. А здесь можно изучить: «Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов со всеми позднейшими изменениями и дополнениями» от 1869 года. Еще несколько преимуществ купеческого сословия: Указом Александра I от 1801 года купцы получили право приобретать ненаселенные земли, в результате чего сложилось купеческое землевладение. Село Новомихайловское, Кубань. Местные помещики преимущественно купцы. Фото предоставлено отцом Виктором, священником местного храма, на фоне которого и сфотографировались землевладельцы. Например, мои предки купцы Петрик были крупными землевладельцами, овцеводами и конезаводчиками.
Они жили «на земле», хоть и были приписаны к городу Екатеринодару, а также сдавали земли в аренду.
Что такое купец
Весовое хозяйство купцов | Крылов в басне «Купец» (1830 год) обличает жульнические приёмы ведения дел. |
Разбираемся, что такое купец | гостей, торговых людей гостиной (в конце 16 века - 350 человек) и суконной сотен (в конце 16 века - 250 человек). |
Русское купечество. Обычаи и нравы - YouTube | Семья для купцов была не только личным делом – по ней складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен. |
Секреты русских купцов.Читай, честной народ, кумекай да пользуйся! | Купить и купец: этимологический комментарий — пост пикабушника klapaucjusz. |
Купечество – торговое сословие Средневековья - региональный центр ВЕГА | Хотя первоначально купцы торговали только товарами, необходимыми для выживания, позже они начали продавать более ценные вещи знати по высоким ценам. |
Весовое хозяйство купцов
Указом Александра I от 1801 года купцы получили право приобретать ненаселенные земли, в результате чего сложилось купеческое землевладение. Настоящие купцы были настроены на основательное обустройство дела, а не на одномоментное получение прибыли. К концу 19 века многие состоятельные купцы почти не отличались от дворян. Интересные факты о купечестве в этом выпуске рубрики Вероники Грачевой. Люди, которые занимаются продажей Купчи и покупкой Товаров, называются – Купцы. К XI–XII векам торговые люди — гости и купцы — постепенно обособились в привилегированную группу городского населения, выделявшуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны.
ИСТОРИЯ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА
Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества в том числе князья и бояре. Тем не менее уже в XI—XII веках русское законодательство дорожит жизнью купца, и за голову купца полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека 12 гривен и 5—6 гривен. Интересное описание предпринимательской деятельности русских людей еще в дохристианский период оставил в своих записках византийский император Константин Багрянородный 905—959 гг. По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой возвращались купцы в Киев. К тому времени подготавливались суда, на которых купцы отправлялись в Царьград. Плыли огромным караваном, состоявшим из купцов разных земель — смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских. Труден и опасен был этот путь.
И только большая охрана спасала купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент могли погибнуть от крутой волны. Прибыв в Царьград, торговали там шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму они не могли. Размещали их не в самом городе, а у «святого Мамы» монастырь св. Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им византийским императором. В частности, русские купцы продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлин; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончанию торга греческие власти выделяли купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались купцы не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавать то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год.
Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах. Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия особенно мечи и топоры , олово и свинец, а также с арабами — откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности. О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует обилие кладов того времени, которые до сих пор находят поблизости старинных городов, вблизи от больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих кладах находят арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе даже отчеканенные в VIII веке. Первый русский свод законов «Русская Правда» был пронизан духом предпринимательства. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций.
Ключевский, — строго отличает отдачу имущества на хранение — «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе, от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем — от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. Что такое торговый кредит и операции в кредит — хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т. Купец давал гостю, купцуземляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша. Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являются то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята Клемент , живший в конце XII — начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов отдачей денег в рост. Климята был членом «Купеческого ста» союз новгородских предпринимателей , занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами.
Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада.
Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. А это настолько большой клубок проблем, который даже не начали распутывать и даже скорее наоборот, — отметила эксперт. В свою очередь шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв заявил, что однозначно положительного отношения к купеческому сословию не было никогда и в дореволюционной России. Люди из простого народа в большинстве своём завидовали богачам, и эти чувства лишь в какой-то степени сдерживала вера в Бога. Но, как мы знаем теперь, работало это только до поры до времени. Потомственные же дворяне воспринимали купцов как поднявшихся из грязи в князи, кичащихся своими деньгами.
Купцы же не только строили железные дороги и фабрики, но и доходные дома, где студенты и другой небогатый люд мог снять вполне добротную комнатку. Возводились и часто отличные по тем временам рабочие казармы для приезжавших на заработки из деревень и городов поменьше. В других оставшихся казармах — поныне лофт-территории с уютнейшими классными апартаментами для гостей столицы, офисами — взгляните только на такие территории, как «Арма», «Красный октябрь», «Флакон», или на бывшую чаеразвесочную фабрику на Красносельской, где ныне KleinHouse и московский «Манхэттен». Теперь это любимые места досуга для многих москвичей. Базой для всех этих зданий служили именно заводы, фабрики и казармы, возведённые на деньги московских купцов.
Одоевский, «Импровизатор», 1833 г. Татищев, «Наказ комиссару екатеринбургских заводов Федору Неклюдову», 1723 г.
Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: гостировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
И это была неравная борьба: например, в 1699 году китайских товаров «иркутской покупки» в основном хлопчатобумажных и шелковых тканей местные купцы вывезли из Иркутска «на Русь» всего на 7,7 тыс. Как следует из книги росписи частных товаров, отправлявшихся в казённом караване 1703 г. До 1703 года основные караванные пути из Китая пролегают через Нерчинск, но потом маршрут меняется и основная роль в торговле с Китаем переходит от Нерчинска к Селенгинску и Иркутску. Китайские товары впоследствии продаются на московский ярмарке, а Иркутск, наряду с Тобольском и Енисейском, становится крупнейшим торговым центром Сибири. Глазунов, Ф. Чечеткин, Т. Бречалов, П. Пивоваров, И. Почти треть задействованного во внешней торговле капитала сибирского купечества приходилась на иркутских купцов, концентрировавших свои капиталовложения преимущественно в русско-китайской торговле. Из 57 иркутских купцов, производивших торги «к портам и пограничным таможням», 7 человек вели торговлю в Охотском порту на сумму 23 тыс. Торговые дела в Кяхте имели 25-40 иркутских купеческих домов. В 1765 г. Именно в это время формировались капиталы крупнейших купеческих династий Сибиряковых, Трапезниковых, Мыльниковых, Басниных, Солдатовых, Дудоровских… По закону, торговля велась только в специально отведённом месте — гостином дворе. После разрушительного пожара 1775 г.