Художественный руководитель Татарской государственной филармонии Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы.
Айдар Файзрахманов биография Жена
Татарстанның халык артисты, Татарстан дәүләт фольклор музыкасы ансамбленең сәнгать җитәкчесе Айдар Фәйзрахманов шушы көннәрдә 67 яшен билгеләп үтте. профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета Казанского государственного педагогического университета. Айдар Файзрахманов презентует книгу 30 января 2023, Татарская государственная филармония им. Г. Тукая в Казани — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Будучи преподавателем, профессором КФУ, Айдар Файзрахманов подготовил многих одаренных исполнителей.
68 лет исполнилось заслуженному артисту России, народному артисту Татарстана Айдару Файзрахманову.
Супруге Айдара Файзрахманова было всего 59 лет. Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района ТАССР. Народный артист Татарстана, художественный руководитель Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ Айдар Файзрахманов в интервью ИА «Татар-информ» рассказал о своем становлении как артиста оперы и эстрады. ↑ Выдающийся музыкант Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. Ныне преподаватель, профессор КФУ Айдар Файзрахманов начал свою педагогическую деятельность в 2002 году. Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района ТАССР.
Айдар Фәйзрахманов: «Карчыгымның үләр алдыннан әйткәннәрен васыять итеп кабул иттем»
На стихи известных татарских поэтов Айдар Файзрахманов написал песни «Туган жиреннэн китмэ» (Г. Афзал), «Эллэ курешэбез, эллэ юк», «Яшэу барыбер кызык» (И. Юзеев). В 2002 году стал художественным руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ. Артист турында: Айдар Файзрахманов (Айдар Фәйзрахманов) 1955нче елның 30 гыйнварендә Татарстан республикасының Арча районы Урта имән авылында туа. Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района ТАССР. Будучи преподавателем, профессором КФУ, Айдар Файзрахманов подготовил многих одаренных исполнителей.
Айдар Файзрахманов набережные челны сабантуй 2023 молодцы.
Лауреат государственной премии им. Г. Тукая 2019 года, народный артист Татарстана Айдар Файзрахманов отметил 30 января свое 65-летие. Айдар Файзрахманов считает, что настало время, когда нужно приложить максимум усилий, чтобы Госансамбль фольклорной музыки РТ участвовал во всех культурно-массовых мероприятиях, которые проходят в мире, — не только в Европе, но и в Азии и Африке. Айдар Файзрахманов фикеренчә, яшәү мәгънәсе – эшеңнең нәтиҗәләре белән файдалану, барсы белән дә шатланырга, кешеләр өчен шатлана белергә. Home» Новости» Айдар Файзрахманов.
Горе в семье Айдара Файзрахманова
Супруге Айдара Файзрахманова было всего 59 лет. АЙДАР ФӘЙЗЕРАХМАНОВ АЙДАР ФАТХРАХМАНОВИЧ ФАЙЗРАХМАНОВ (Айдар Фәйзерахманов). Певец (лирический тенор), артист оперы, педагог, профессор, Заслуженный артист Татарской АССР, Народный артист Республики Татарстан, Заслуженный артист России. Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в селе Средние Верези Арского района. Айдар Файзрахманов фикеренчә, яшәү мәгънәсе – эшеңнең нәтиҗәләре белән файдалану, барсы белән дә шатланырга, кешеләр өчен шатлана белергә.
Файзрахманов Айдар Фатхрахманович
Целый год обучался извлечению звука. И после этого использовал его на эстраде. А откуда тогда гармонь-тальян, «тальянка»? Она пришла в Россию из Италии, и название происходит оттуда. Сейчас это один из любимых инструментов татар — «тальян гармун». Поэтому я считаю, что попытка заявить об исключительных правах на народные произведения — просто некрасиво, это просто чьи-то домыслы. Я тот, кто работает на основе фольклора. Все мое творчество основано на фольклоре. Часто приходится слышать: «Ансамбль под руководством Айдара Файзрахманова... Иногда даже просто как ансамбль Айдара Файзрахманова. Видимо, сказывается роль, которую я играю в деятельности этого ансамбля, хотя, естественно, это не мой личный ансамбль, он финансируется государством.
Я благодарен, что люди видят мою работу. Почему так получается? У талантов нет возможности раскрыться в коллективе? Например, Рустам Гильфанов, Гульшат Шарапова. У них есть хорошие записи. Оба заслуженные артисты Татарстана. Но люди все равно воспринимают их как солистов ансамбля. Ильнат Фатхуллин, Раяз и Расим Фасиховы — эти имена уже известны татарскому зрителю. Если кто-то из артистов уходит, чтобы сделать сольную карьеру, я этому никак не препятствую, отпускаю их с благодарностью за работу в ансамбле и с пожеланиями успехов в новом поприще. Но если с ансамблем выступим для зрителя тех же Фирдуса Тямаева, Элвина Грея, то наше выступление проходит на ура.
Значит, мы просто плохо представлены. Сегодня у нас время греев, тямаевых. Но захочется ли через пять лет слушать Элвина Грея и ему подобных? А классику, народную музыку будут слушать всегда. В своих концертах номера музыкальные чередую с поэтическими. На телевидение записал стихов на полтора часа, я их читаю и на концертах. Люди поражаются моей памяти. Мне, например, было бы стыдно на сцене рассказывать какие-то непристойные шутки про женщин, пошлый юмор. А у нас на эстраде это звучит. Иногда из-за этого ухожу с концерта в филармонии — стыдно перед зрителем.
Я написал музыку к некоторым из их текстов, таким образом, продлил стихам жизнь. Людям это очень нравится. Сегодня художественное слово воспринимается даже лучше, чем песня. Зритель слушает, затаив дыхание. Даже спать ложился с книгой. А сейчас я не знаю артиста, который собирал бы залы на поэтические вечера. Разве в Камаловском театре нет таких актеров?.. Говорят, молодые татары отдаляются от родной культуры, это действительно так? Молодые артисты нашего ансамбля — положительные со всех сторон, и поведение у них хорошее. Ты сам должен быть примером.
Какой я сам — такой и мой ансамбль. Мои ребята разделяют мои взгляды, на сцене все видно как на ладони, сцена — как зеркало. Стараемся что-то изменить. Я на эти вещи стараюсь смотреть трезво. Побывал в 55 странах. После 4 класса я учился в русской школе. Из-за этого мое отношение к моему татарскому миру, моей нации не изменилось, стало только еще более осознанным. Всей душой, всей своей сущностью, всем художественным миром я татарин. Я без всякого стеснения говорю об этом. Конечно, и у меня есть недостатки в этом плане.
Я стараюсь их не показывать и избавиться от них. Невозможно отрицать музыку других народов, мы должны принимать новое. Но в то же время нам следует сохранить наше аутентичное звучание, нам нельзя терять его основу. Мы — уникальная для всего мира, выдающаяся нация. Куда бы я ни поехал, тоскую по своему родному Татарстану и возвращаюсь сюда с безмерной радостью. Не понимаю тех, кто оставил нашу родную землю и променял его на чужие края. А ты что-нибудь сделал ради процветания родной земли? Какой ты вложил труд, чтобы сделать свой родной край еще лучше? На вашем столе ее портрет. Как вы пережили уход вашей жены?
В те дни, когда она болела, было предчувствие ее скорой смерти? Она умерла у меня на руках. Не жил с таким чувством, что потеряю ее. До последней минуты мы постоянно были вместе, старались победить болезнь. За три года прошли многое. Но от судьбы не уйдешь. Никому не желаю пережить такое.
Работал в сферах безопасности, региональных продаж и жилищно-коммунального хозяйства. С 2019 по 2022 годы был главой Демского района Уфы, после этого занимал пост управляющего делами администрации Уфы.
Окончил Башкирский аграрный университет по специальности «природоохранное обустройство территорий», Академию труда и социальных отношений по специальности «юриспруденция», прошел профпереподготовку в уфимском нефтяном университете по программе «проектирование и эксплуатация газонефтепроводов». Много лет трудился в газовой отрасли.
Старший брат папы Гиният абый сам изготавливал скрипки. Видимо, музыкальность у нас была в генах. Наш дедушка был муэдзином священнослужитель, выбранный жителями для произношения азана с минарета. Мы из рода представителей духовенства.
Я слушал татарскую музыку по радио и восхищался теми, кто играл ее. В 5-6 классах довольно хорошо освоил баян. А к десятому классу мое мастерство стало еще выше. На концертах я играл на баяне, а также пел, аккомпанируя себе. С детства во мне заложилось звучание, дух наших народных песен, и я пел их своим данным от природы голосом, украшая мелодии мелизмами. Мне доверили дальнейшую судьбу семейного гнезда.
Там все постройки, двор — по-простому, по-деревенски. Сейчас уже ни мамы там нет, ни братьев. И жена моя покинула этот мир. Но я туда езжу, живу иногда, со мной за компанию приезжают дети, внуки. На нашей улице всего 8-9 домов, а наша деревня дала татарской культуре, науке довольно много деятелей. Все стремились получить высшее образование.
Улицу, где стоит наш дом, раньше называли улицей Тукая, но сельчане посоветовались и, не сказав мне, официально переименовали ее в улицу Файзрахмановых. Наш средний брат Альберт занимался газификацией деревень Татарстана, он был руководителем газтреста. Самым первым газ пришел в нашу деревню. Это было знаменательное событие для жителей. А потом и воду он провел. Затем встал вопрос дорог.
Я много ходил с этим вопросом, писал письма. И при поддержке федерального дорожного ведомства в нашу деревню удалось провести асфальт. Теперь у нас есть хороший Дом культуры. А во время работы с архивами выяснилось, что отец нашего дедушки писал императору с прошением о расширении площади мечети. Я понял, что забота о родной деревне — это у нас наследственное. Деревня наша уже была близка к исчезновению, оставались от силы 40 хозяйств.
А сейчас там более ста домов. Создали условия, построили коттеджи, и село буквально воспряло. Дом у меня крепкий, все благоустроено. Своими руками посадил более 100 деревьев. Жена моя говорила: «Ты, кажется, все кустарники тоже считаешь», но если посчитать, так и выходит. Люди стали возвращаться.
Мы же всего в десяти минутах езды от Арска. Кто-то на работу ездит в Казань. В деревне у нас очень красиво. Не скажу, что у нас есть какое-то производство или бизнес. Но близость к районному центру нам очень помогла. Если дороги хорошие, то порядок.
В Европе давно так — 60-100 километров ехать до работы считается нормально. Я очень рано остался без отца. Несколько человек в нашем роду умерли от болезней сердца, папа тоже ушел от этого. Его даже в армию не брали, а он четыре года был на войне. Смог вернуться живым, лишь с ранением в руку. Мне вот сейчас 67 исполнилось.
Я тоже приближаюсь к возрасту братьев. Но хотелось бы еще пожить, потому что чувствую себя хорошо, есть и силы, и желание жить, творить. После 50-60 лет я себя открыл с новой стороны. Я понял, что творчество не имеет границ и не признает никаких преград. Вот уже 22 года в филармонии. Скоро уже и 25 лет будет, и я второй раз выйду на пенсию смеется.
Как вы с ней познакомились, как соединились ваши судьбы? Друг друга узнали по одному взгляду. Она посмотрела на меня, я — на нее, и все стало ясно. Я был студентом 3 курса консерватории, Халиса училась на первом курсе историко-филологического факультета КГУ. Айдар Файзрахманов, 1976 г. Я устроил прослушивание.
Свою будущую жену впервые увидел там. Потом мы пообщались во время экспедиции. Два года дружили. Я окончил консерваторию. Сделал ей предложение. Соблюдая традицию, взял маму и поехал просить руки невесты — в деревню Шугурово Лениногорского района.
Мама моя будущая теща согласилась на наш союз. Я посадил в машину свою возлюбленную и забрал с собой. И началась у нас семейная жизнь. Жилья нет, зарплату получаю только я, Халиса получает стипендию.
С 1981 по 2008 гг. С 2002 г. С 2010 г.
Айдар, мы гордимся тобой!
Много лет трудился в газовой отрасли. Затем был заместителем и первым заместителем главы Советского района, а с 2019 года сам возглавил районную администрацию. Подробную биографию Рахматуллин читайте в нашем материале. За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале.
Там дается одна строчка. Она написана нотными но относительно знаками. Эти ноты можно трактовать и так и так, потому что они не могут передать всю татарскую мелизматику.
Через ноты ее очень трудно передать. Если даже ты ее сам напишешь, то любой музыкант, который станет играть, будет делать это по-своему. Он должен прочувствовать. Какой-то материал находили в архивах. Например, у меня есть материалы о пленных татарах в Первой мировой войне, которые немцы записали в лейпцигской тюрьме. И мне их оттуда привезли журналисты.
Меня поразило: там есть пение 19-летнего узника, песня называется «Заман», она настолько запала в душу, что я не только сделал ее сценическую подачу, но и создал потом клип. Сначала мы дали звучание вот этого парня, потом свои аранжировки уже научный труд показали всей публике. Клип делал известный клипмейкер из Башкорстостана Рияз Исхаков. Он специально ездил в Польшу, снимал могилы наших воинов, погибших в Первую мировую войну. Мы эти эпизоды тоже показывали. И это одна песня.
Представьте, что таких песен, таких находок в двух сборниках у нас получилось где-то за 150. Это ведь не только песни, мы там даем образцы наших костюмов, показываем наши инструменты. Это меня радует. В народе ведь это продолжает жить. Но меня, конечно, очень коробит, когда эти известные песни наша молодежь, даже лауреаты каких-то конкурсов, начинает петь искажая. Народная песня не должна искажаться!
Меня вводит в возбужденно-агрессивное состояние, когда песню Сары Садыковой меняют и поют на другие стихи. Это уже нарушение авторских прав и этики… — А бывает, что исполняют ее в стиле хип-хоп. Я тоже не совсем сторонник подобного, потому что классика есть классика. Если песня исполнена, сохрани гармонию, внутреннее содержание композиции. Самый такой больной вопрос… — Скорее дискуссионный. Я сторонник нового звучания, но оно ведь может быть не только в джазовой гармонии.
Это дело вкуса. Почему мы Рустама Яхина играем в стиле джаз? А Чайковского почему не играем? Почему мы романсы Михаила Глинки не исполняем в джазовом стиле? Жиганова возьмем — он вернется сюда, ей богу! Композитор, когда пишет, слышит эту гармонию.
Если даже мои песни начинать в какой-то другой гармонии… — Насколько важна для вас нынешняя композиторская деятельность? У меня за 100 песен где-то. На стихи моих сверстников — Рустема Мингалима, Мудариса Аглямова, Равиля Файзуллина, Роберта Ахметзянова, Ильдара Юзеева… Раньше я очень мало с ними общался, был не созревшим, а теперь дорос до их философии. Меня поражает Равиль Файзуллин, я буквально заболел данным поэтом в последнее время, 9 песен в прошлом году на его стихи написал. Он мне подарил 6 томов своих стихов, прозы. Я окунулся туда.
Вот теперь мне принес Разиль-абый Валеев столько же сборников. Поэты увидели — для них это было отрадно. К нам, в Татарскую государственную филармонию, приезжает Василий Лановой читать стихи — народ битком. А у нас ушла эта традиция, хотя был Айрат Арсланов. Вот я и вернул такие поэтические вечера. Это одна ветвь моей Тукаевской премии.
Их было уже четыре. И меня поражает то, как публика реагирует. Ну я актер — прошел оперную школу, поэтому не читаю стихи, а рассказываю их, переживаю, все это вижу перед глазами… Наверное, зародил даже определенный стиль рассказа стихотворений. И народ после этого мне начал читать похвалу: «Спасибо, Айдар-абый, за то, как ты читаешь эти стихи! Сам поставил, сам вел. И прозу читал наизусть, и все стихи, которые я нашел и которые были посвящены Ильгаму Шакирову.
Публика была без ума. И четвертая ветвь, наверное, самая весомая, эпопеи тукаевского лауреатства — наши гастроли по популяризации татарского фольклора. Было непросто. В 2003 году Асхат Сафин, в то время директор Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая, и художественный руководитель Ильгам Шакиров позвали меня. Они искали руководителя фольклорного ансамбля, который был создан уже в 1999 году. Сначала я взял тайм-аут на целый месяц… — Вы были просто артистом на тот момент?
Всегда на трех-четырех работах трудился параллельно. Я пришел через месяц и говорю: «Нет». Ильгам-абый: «Как? Все уже знают в министерстве. Министр Ильдус Тарханов уже знает. В какое положение ставишь?
Если за этот год я почувствую, что не тяну эту работу, то ухожу. Вы ни слова — сразу разрываем контакт». И пошло-поехало. Я забыл, что такое год, два, три… И так с 2002-го уже 17-й год руковожу. Где-то за 40 стран уже, в некоторых из них мы побывали по 4—5 раз, а то и 10. Про Европу вообще не говорю.
В Германии только, наверное, раз 10 были, во Франции, Нидерландах… И самое отрадное: я не хвалюсь, но всегда смотрю на наших ребят, когда они выступают, и наблюдаю за публикой. Во-первых, они любуются нашими красавицами-девушками. У нас очень красивый народ. Я горжусь татарским народом. С этим чувством всегда возвращаюсь, с этим чувством продолжаю работать. Что бы ни говорили о татарском народе, как бы ни говорили… Иногда ко мне подходят поэты, когда видят наши выступления, и отмечают: «А ты передаешь энергетику татарскую».
На меня все смотрят и говорят: «Кыпчак». Да, я это чувствую, мне это не надо говорить. Я и есть кыпчак, я степной народ. Это моя энергетика. У себя дома в деревне, если делаю что-то по хозяйству, одним делом не занимаюсь — бегом-бегом: и баню топлю, и в огороде копаю, и тут же сажаю, тут же поливаю, и по дому еще успеваю делать. Всю жизнь был таким.
Это мое воспитание, наверное. Очень люблю трудиться. Это папа, это мама. Относительно труда — особенно это папа. Когда мне было 9 лет, взял в руки косу, мы по 10 гектаров косили сена, по 10 гектаров в колхозе косили горох, ходили на сенаж. Это очень большой труд, поэтому я такой сухой, жилистый.
И моя работа привела меня туда, где я есть сейчас. Главное достижение — ансамбль и репертуар, который создан за это время, плюс это и костюмы, и инструменты. Всегда говорят: «Что у татар есть из инструментов? Ничего нет. Курай…» Есть, они были! Горловое пение: я мечтаю возродить его, а оно было у татар.
Попросил у ансамбля «Караван-сарай» еще в те годы башкирский курай. Мне говорят: «Айдар-абый, нет. Для этого надо было башкиром родиться». Говорю: «Покажи мне, как надо». Очень трудный инструмент. Но я баянист, такое чувствую.
Я был первым татарским певцом, который вытащил на эстраду башкирский курай, был одним из первых, кто вытащил на татарскую эстраду тальянку. Да, Фан Валиахметов пел, конечно, под тальянку, но он ее не использовал в такой современной подаче, а я ее вплетал в аранжировку — и везде у меня тальянка, и народ принимал.
Яхина, Л. Батыр-Болгари, Р. Ахияровой, М. Творческая деятельность Айдара Файзрахманова отмечена почетными званиями: «Заслуженный артист Республики Татарстан» 1989 , «Народный артист Республики Татарстан» 1996 , «Заслуженный артист Российской Федерации» 2009 Работая на музыкальном факультете Казанского государственного педагогического университета в последующем Казанского Федерального университета , он подготовил целую плеяду деятелей культуры и искусства, ныне известных артистов Татарстана. Руководимый Айдаром Файзрахмановым ансамбль фольклорной музыки относится к исключительным явлениям культурной жизни нашей республики.
Многие забытые татарские народные песни вернул он народу, обогатив, украсив их свойственной только ему манерой исполнения. На сегодняшний день многие из них достойно продолжают песенные традиции и принципы высокого профессионализма. Богатый артистический опыт, неисчерпаемая база знаний по сценическому искусству, музыке и вокалу позволили ему с блеском справиться с возложенными на него обязанностями. Его талант, искренняя влюбленность в свое дело, удивительно высокая работоспособность, виртуозное владение музыкальными инструментами и исключительная требовательность к себе и коллегам сотворили чудо: ансамбль за короткий период стал высокопрофессиональным коллективом, способным выступать не только в Республике Татарстан, но и достойно представлять татарское национальное искусство по всему миру. Файзрахманов А. Удивительный дар Айдара Файзрахманова находить недостающие ноты в песнях, которые кропотливо собираются по деревням и селам, способствует постоянному обновлению репертуара широким спектром народных мелодий в оригинальных обработках и накоплению в багаже ансамбля фольклора всех татарских диаспор. Ансамбль фольклорной музыки относится к исключительным явлениям в музыкальной сфере: все артисты одновременно владеют прекрасной вокальной, хореографической подготовкой и виртуозной игрой на многих музыкальных инструментах.
Файзрахманов Айдар Фаттрахманович
- Айдар Фәйзрахманов: «Карчыгымның үләр алдыннан әйткәннәрен васыять итеп кабул иттем»
- Айдар Фәйзрахманов: «Карчыгымның үләр алдыннан әйткәннәрен васыять итеп кабул иттем»
- Айдар Фәйзрахманов: «Карчыгымның үләр алдыннан әйткәннәрен васыять итеп кабул иттем»
- Оставляйте реакции
Айдар Файзрахманов | Татарские песни | Баян
Айдар Фәйзрахманов: «Карчыгымның үләр алдыннан әйткәннәрен васыять итеп кабул иттем» | Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района ТАССР. |
Айдар Файзрахманов | Татарские песни | Баян | Файзрахманов Айдар Фатхрахманович родился 30 января 1955 г. в д. Средние Берези Арского района ТАССР. |
Айдар Фәйзрахманов: «Карчыгымның үләр алдыннан әйткәннәрен васыять итеп кабул иттем» | В ходе вечера Айдар Файзрахманов в подробностях рассказал о своей деятельности, поделился историями из жизни, пел народные песни, играл на баяне. |