В декабре 2015 года Михаил Зыгарь заявил о том, что решил покинуть пост основного редактора канала «Дождь».
Что известно о Михаиле Зыгаре
- Михаил Зыгарь* объявил о том, что вышел замуж 25 октября 2022 г. - 25 октября 2022 - ФОНТАНКА.ру
- Зыгарь Михаил Викторович
- фильмография
- Михаил Зыгарь | ВКонтакте
Суд заочно арестовал журналиста Михаила Зыгаря
Результатом работ в основном были небольшие тематические сайты, не получившие широкой популярности. Фокус» сведения за 2022 год ещё не поступили в Росстат и бизнес-базы. В 2020 году через принадлежавшее компании ООО «Вейк Ап Продакшн» прошло 12 млн рублей — планировалось снимать сериал о победе Бориса Ельцина на выборах президента в 1996 году, однако он так и не вышел.
После этого он расследовал поставки российского оружия в Узбекистан.
В августе 2005 года он был жестоко избит в Москве неизвестными, предположительно сотрудниками спецслужб Узбекистана. В 2009 и 2010 годах он работал политическим редактором и заместителем главного редактора Russian Newsweek.
Делать вторичное и толкаться на одной поляне мне неинтересно. Я много лет работал на телевидении и знаю, что самая выматывающая часть работы — поиск гостя. Я точно понимаю, что устану от этого через месяц. Поэтому все это время я придумывал новый формат, который подходил бы мне и моей аудитории. И, кажется, я его нашел. Уже снял пилот и первый выпуск, но еще не успел их посмотреть.
Если мне понравится, то запущу шоу с нового года. Программисты — это новые художники Я благодарен тому времени, в котором мы живем. По-настоящему творческие люди сегодня — программисты. Мы живем в эпоху расцвета мысли и творчества, только художники теперь — это айтишники. Они подарили нам новый мир.
Щербак на своей странице подтвердил заключение брака, выложил соответствующее видео и напомнил, что он в отношениях с Зыгарем уже три года. Зыгарю 41 год. В России он известен, в частности, как журналист "Коммерсанта" в период 2000-2009 годов, главный редактор телеканала "Дождь" признан в РФ СМИ-иноагентом в 2010-2015 годах и автор книги "Вся кремлевская рать".
Статьи автора
- Зыгарь, Михаил Викторович
- Экс-главный редактор телеканала «Дождь» Михаил Зыгарь вышел замуж
- Биография Михаила Зыгаря
- 12 апостолов: Михаил Зыгарь
Михаил Зыгарь
В 2009-м в биографии Михаила Викторовича произошло еще одно знаменательное событие. Михаил Викторович Зыгарь родилcя 31 января 1981 года в Москве. Единоличным владельцем ООО «Креативная Студия “Свободная История”» является журналист Михаил Зыгарь*, однако фирма, которая работала под брендом «История будущего», была в достаточной степени семейной.
12 апостолов: Михаил Зыгарь
Михаил Зыгарь | это... Что такое Михаил Зыгарь? | Самым большим достижением Михаил Зыгарь считает брак со своей коллегой из газеты «КоммерсантЪ» Майей Стравинской. |
Биография Михаила Зыгаря – творчество и личная жизнь автора, читайте на ЛитРес | Зыгарь о главном образе Советского союза. |
Михаил Зыгарь* и его бойфренд Жан-Мишель Щербак сыграли свадьбу в Португалии
Если Зыгарь пишет про то, что одного из лидеров Боевой организации эсеров Гершуни отправили отбывать срок в Забайкалье, то непременно укажет, что он сидел в 100 километрах того места, в котором сидел Ходороковский. Михаил Зыгарь возглавил телеканал «Дождь» | Газета. Михаил Зыгарь информация о себе: веду блог, читать мои публикации вы можете на проекте Сноб. Михаил Зыгарь — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости.
Брак с мужчиной, критика СВО: что известно о писателе Михаиле Зыгаре
Басманный суд Москвы заочно арестовал журналиста Михаила Зыгаря* по делу о распространении фейков о ВС России. Журналист Михаил Зыгарь* (признан в РФ иноагентом) объявлен в розыск. Биография. Политический журналист, военный корреспондент, главный редактор телеканала "Дождь", преподаватель кафедры международной журналистики МГИМО; родился 31 января 1981 годав 2003 г.; закончил факультет Международной журналистики МГИМО (У) МИД России.
Зыгарь Михаил Викторович – биография
Михаил Зыгарь: Каждый раз всякая новая волна протеста выглядит как протест молодежи. И это всякий раз видно и в книге «Империя должна умереть», которая описывает многочисленные волны протестных движений в Российской империи. Эти волны на протяжении десятилетий бились о берег, бились и разбивались. Можно сказать, что и те волны, которые время от времени возникают сейчас, еще разбиваются о бетонную набережную, которая чем дальше, тем более бетонной становится, и этот волнорез все нарастает. Мы беседовали с Зюгановым , он сказал, что для того, чтобы написать честную книгу про эти события, нужна большая смелость.
Был какой-то риск? Михаил Зыгарь: Конечно, всегда сложно писать о тех людях, которые живы, находятся вокруг и обладают какими-то рычагами, потому что заранее понятно, что им очень многое не понравится. Я же не пишу, чтобы им понравиться, я пишу ради аудитории, а не ради героев. Когда я писал книгу «Вся кремлевская рать», я думал, что меня просто распнут все.
Я знаю про нескольких людей из героев книги, которые обиделись, но как-то публично своего возмущения не высказывали. В этот раз я знаю, что несколько ключевых героев сильно обиделись на меня за эту книгу, написали мне. А можешь сказать кто? Михаил Зыгарь: Могу сказать, что Валентин Юмашев написал мне письмо, в котором сообщил мне, что книга ему не понравилась.
Ему не понравились описания деталей или ему не понравилось нечто в целом? Михаил Зыгарь: Ему не понравилось то, что я, по его мнению, некритично подошел к выбору источников. Он считает, что очень многие источники врут, а он, естественно, говорит правду. По его мнению, я должен был его правду подать как-то весомее, а тех других героев, которые ему противоречат, наоборот, или вычеркнуть, или не использовать их точку зрения, потому что, по его словам, «понятно же, что они врут».
Это противоречит моему подходу. Я не убежден, что Валентин Борисович всегда говорит правду, более того, подозреваю, что и он иногда говорит неправду. Мы знаем, жизнь так устроена, что каждый видит правду именно со своей точки зрения. Михаил Зыгарь: Поэтому для меня было важно сделать очень разноплановую и разноголосую картину того, как разные люди по-своему говорят в чем-то неправду.
Мне кажется, что от сочетания этих неправд возникает более полная картина. Мне кажется, есть один риск именно в этой книге. Ты ведь не пишешь выдержки из интервью: вот здесь Юмашев мне рассказал то-то, Чубайс сказал то-то, Фридман рассказал то-то, Авен рассказал то-то. Ты пишешь, и мы смотрим, как будто это так и было.
Михаил Зыгарь: Я же везде ссылаюсь на то, откуда я это знаю. Мне кажется, этим отличается книга «Все свободны», например, от «Кремлевской рати». Я просто хочу перейти к приему, мне кажется, в этом есть риск именно в отношении людей, которые все еще живы: все разговоры, все диалоги написаны как в документальном фильме, как будто мы там есть, хотя они воссозданы по разным воспоминаниям. Михаил Зыгарь: Но они воссозданы не мной, а теми людьми, которые в них участвовали.
Например, если условный Чубайс мне пересказывает эмоционально свой разговор с Ельциным, я беру его прямую речь и помещаю ее в книгу. Но Ельциным-то, скорее всего, не описан этот разговор в его воспоминаниях. В этих диалогах не всегда есть то, что обе стороны пересказали, как это происходило. А это самое интересное, потому что это живая драматургия, и у тебя так написано, что ты видишь, как люди разговаривают, то, чего в принципе ни ты, ни тем более мы увидеть не могли.
Мне кажется, поэтому опасно: они живы, и каждый со своей стороны видит, он не знает, что другой сказал. Михаил Зыгарь: Да. А что делать? Кто еще обиделся или посчитал, что все неправильно?
Чубайс, наверное, занимает больше всего места в этой книге, и вполне заслуженно, понимая, какую роль он сыграл в 1996 году. Михаил Зыгарь: Мне кажется, что у Анатолия Борисовича сложное отношение к этой книге. Мы с ним несколько раз разговаривали после того, как он прочитал. Сначала мы с ним конструктивно поспорили, а потом, мне кажется, он немного сильнее на меня обиделся.
Но я думаю, что это не его рациональное отношение, а просто, очевидно, тяжелое восприятие книги наложилось на довольно тяжелую полосу жизни. Потому что сейчас, очевидно, Чубайс находится не в самой выгодной позиции. А можно я погадаю, что, может быть, Чубайсу могло не понравиться? Михаил Зыгарь: Давай.
Собственно, первые слова, подзаголовок книги о том, как выборы в России закончились в 1996 году. Он уверен, что выборы 1996 года были очень конкурентными. Михаил Зыгарь: Я везде это и цитирую, что Чубайс до сих пор гордится всем этим и гордится своей ролью. Он меня попросил вставить, и это есть в эпилоге, его триумфальная цитата, его триумфальная мысль о том, что русское экономическое чудо — кажется, так он это называет — 2001-2013 годов было бы невозможно без торжества демократии в 1996 году.
Тогда объясни, почему ты с ним так не согласен? Подзаголовок этой книги — «История о том, как в 1996 году в России закончились выборы». Причем дальше в книге нет никаких оценок, что замечательно, никаких авторских ремарок. Михаил Зыгарь: Так и тут же тоже нет никакой оценки.
Эту фразу можно понять как угодно. О том, как закончились выборы. Автор не готов раскрыть, как он понимает эту фразу? Михаил Зыгарь: Я специально избрал фразу, которую можно по-разному толковать, чтобы каждый считал свой собственный смысл.
Но у тебя есть герои, которым ты лично все-таки сочувствуешь. И можно ли, на твой взгляд, это разглядеть в книге, твое личное сочувствие, симпатию к тем или иным? Михаил Зыгарь: В этой книге совершенно не было кого-то, за кого я болел. С некоторыми персонажами я общался, с некоторыми я не смог общаться, потому что они уже, например, умерли, и, конечно же, есть те люди, с которыми мне было наиболее приятно, наиболее комфортно разговаривать, более разговорчивые или самые интересные рассказчики.
Очевидно, есть люди, с которыми мы в большей степени на общем языке говорим. Кстати, про язык: очень хорошо описаны все эти языковые и культурные соответствия и несоответствия людей, которые были наверху в то время.
Так я могу следить за моими молодыми читателями. Просто потому, что люди старше 55 лет редко ведут соцсети. Театр в кармане Станиславский и его товарищ Немирович-Данченко когда-то выдвинули идею общедоступного театра. Они мечтали, чтобы в России любой мог пойти в театр, считали, что театр умеет реагировать на нерв сегодняшней жизни.
Мне тоже так казалось. А что может быть более доступно сегодня, чем мобильный телефон? Дальше выяснилось, что современное российского театральное сообщество тоже поверило в эту идею. У «Мобильного художественного театра» «МХТ» уже две номинации на «Золотую маску»: в прошлом году — за спектакль «1 000 шагов с Кириллом Серебренниковым», а в новом сезоне — за спектакль «Рас-стаемся», вдохновленный творчеством Цветаевой. В главных ролях Анна Чиповская и Вадик Королев. В следующем году мы начнем выпускать спектакли с применением технологии VR.
Наконец можно будет не только услышать, но и увидеть актеров и ходить по городу вместе с ними.
Не обошлось и без романтических подробностей. Как оказалось, Михаил Зыгарь и Майя Стравинская познакомились под песню Юрия Антонова "Тебя вспоминая", которая надолго стала для обоих символом главной в жизни встречи. Несмотря на то, что официальная церемония бракосочетания прошла в мэрии Нью-Йорка без присутствия гостей, для своих ближайших друзей пара всё же устроила настоящий праздник чуть позже в парке "Планерного". Стоит отметить, что женитьба никак не повлияла на развитие карьеры обоих супругов. Как и герой нашей статьи, Майя Стравинская не останавливалась в профессиональном развитии.
Именно ей принадлежит идея и создание сайта и социальной сети "Сноб.
Не должно было быть уныния, горечи. От кого бы тебе было очень приятно получить, скажем, эсэмэску с вдумчивым комплиментом по поводу твоей книги? Чья похвала тебе польстила бы? Сокуров — первый, кто приходит в голову. А из писателей? Я очень люблю Бориса Акунина, мы общаемся.
Он читает книжку и уже написал мне несколько сообщений. Я очень люблю Владимира Николаевича Войновича, ему я тоже дал почитать, и он тоже уже прислал мне свой отзыв. Твой любимый эпизод этой книги? Тот, который я писал последним. Февраль 1917 года, перед революцией. Мейерхольд ставит «Маскарад». Это, собственно, спектакль, во время которого происходит Февральская революция.
Вся петроградская элита на шикарных автомобилях приезжает в театр, зрители в мехах, смокингах и бриллиантах смотрят пьесу, а в это время совершается революция. У Мейерхольда спектакль заканчивается выходом хора и панихидой. А потом занавес Головина опускается как бы на зрительный зал. То есть хор отпевает зрительный зал, и его как бы накрывает саваном. Это эпизод из середины книги, перед революцией. Главный редактор телеканала "Дождь" Михаил Зыгарь сбежал с эфира интернет-телеканала Russia. Зыгарь рассчитывал, что интервью с ним проведет известный журналист Максим Шевченко.
Но, увидев другого телеведущего, поспешил покинуть студию за несколько минут до прямого эфира. Сначала его приглашали в вечерний эфир к Максиму Шевченко, но главреда "Дождя" не устраивало время съемок. В качестве альтернативных вариантов были предложены другие эфиры с другими ведущими. После длительных переговоров компромисс был найден. Эфир назначили на более раннее время и с ведущим Андреем Йохимом. Однако произошло недопонимание, вылившееся в скандал на ровном месте: Михаил Зыгарь то ли забыл, то ли прослушал имя ведущего, а когда приехал на эфир и понял, что ошибся, отказался вступать в диалог с редакцией и поспешил покинуть студию. Как рассказывают очевидцы, главред "Дождя" сел в BMW седьмой серии с личным водителем и "красивым" номером из одинаковых цифр и уехал стоять в московской пробке.
Эту новость радостно подхватила ведущая телеканала "Дождь" Ксения Собчак, написавшая в Twitter: "Ааа! Миша Зыгарь развернулся и ушел с раша. А они красавцы - "заманивают" на Шевченко - который достоин уважения тк сам ходит на сложные". В редакции Russia. А у Зыгаря - да. Что-то тут необъяснимое, либерально-рукопожатное ", - Российский политический журналист, телеведущий, главный редактор телеканала «Дождь». Михаил Викторович Зыгарь родился зимой 1981 года в Москве.
Кроме того, Михаил Зыгарь учил арабский язык в Университете в Каире. Через пять лет его ждало повышение до заместителя редактора отдела. В 2007 году Михаил Зыгарь стал специальным корреспондентом ИД «Коммерсантъ», и начал работать над своими первыми книгами. Он вел репортажи прямо из горячих точек: в Ираке, Ливане, Эстонии после переноса Бронзового солдата , Сербии и других. Ездил на ливанско-израильскую границу и в Косово. Освещал цветные революции. Вместе с мятежниками заходил в горящий дворец президента Киргизии и считал трупы расстрелянных демонстрантов в узбекском Андижане.
Это все было очень круто. Я хорошо знал, что работа репортера - самое интересное в журналистике. Потом я заметил, что подсаживаюсь на войну и начинаю изнывать в Москве между командировками. Рвусь туда, где неспокойно и стреляют. И тогда я собрал все написанные мной истории в отдельную книгу, которую назвал «Война и миф» - и завязал. В 2007 году Михаил Зыгарь представил произведение «Война и миф», а через год состоялась презентация книги «Газпром: новое русское оружие», написанная журналистом в соавторстве с коллегой Валерием Панюшкиным. В 2009 году Михаил Зыгарь занял должность редактора отдела «Страна» и заместителя главного редактора журнала «Русский Newsweek».
В октябре 2010 года он стал главным редактором телеканала «Дождь» и ведущим новостной программы «Здесь и сейчас». Осенью 2012 года Михаил Зыгарь и Ксения Собчак представили телевизионный проект «Вид сверху» , в рамках которого губернаторы областей России отвечают на все вопросы прямо на борту вертолета, пролетающего над их территорией. Кроме того, Михаил Зыгарь ведет собственные колонки на порталах Forbes. Михаил Зыгарь проводит мастер-классы и читает лекции по курсу «История зарубежной журналистики». Они зарегистрировали свои отношения в Нью-Йорке. Осенью 2010 года у них родилась дочь. Это знаменательное событие совпало с первым появлением Михаила Зыгаря в студии телеканала «Дождь».
Автор бестселлера «Вся кремлевская рать» написал новую книгу «Империя должна умереть». Она рассказывает о том, почему случилась Октябрьская революция. В издании 900 страниц. Михаил Зыгарь. Дом фигурирует в 11-й главе, где бизнес безуспешно пытался принять участие в управлении государством. Некоторые персонажи отсылают к героям сегодняшнего дня. В Сергее Дягилеве, например, легко угадывается фигура Кирилла Серебренникова.
Автор потенциального бестселлера Михаил Зыгарь говорит, что это случайность: Михаил Зыгарь писатель, режиссер, журналист «Это все случилось уже по ходу. Я не стал делать никакой сноски — смотрите, повторяется история Дягилева. Я не знаю, дочитали вы или нет до того момента, как Дягилеву начнут предъявлять обвинения в хищении бюджетных средств и начнут заводить дело, но это случится. Совпадений много, и они стали происходить в то время, когда я уже закончил книгу. Мы с Кириллом планировали в ноябре этого года преобразовать проект «1917» в спектакль.
МВД России объявило в розыск Михаила Зыгаря
По какой статье журналист объявлен в розыск, не уточняется. Журналист подал административное исковое заявление в адрес Министерства юстиции и Министерства иностранных дел РФ в попытке доказать, что присвоение ему статуса иностранного агента якобы было незаконным, а также добиться исключения из реестра. Суд отказал ему в удовлетворении этого иска.
Писательская деятельность Серьезный вклад в освещение событий российской истории журналист совершил, выпустив в свет написанную книгу «Вся кремлевская рать: Краткая история современной России». Работа получила признание критиков, которые единодушно пришли к выводу, что это самое полное и лучшее исследование всех важных событий минувшего века и начала текущего. Публицист Белковский заявил, что лучшим автором, наиболее точно описавшим деятельность Владимира Путина, является Михаил Зыгарь. Книги переведены на 5 языков, поэтому труд стал известен почти во всем мире. Работе было неоднократно присвоено звание «бестселлер».
В свете этого книга «Вся кремлевская рать» считается обязательной к прочтению для каждого человека, интересующегося родной историей. Помимо этого, Зыгарь выступил автором и соавтором книг: «Война и миф»; «Средняя Азия: андижанский сценарий? Ни одна писательская работы Зыгаря не была оставлена без внимания критиков и читателей: изящный и легкий слог повествования, интересные и нетривиальные рассуждения, актуальные темы. Интернет-проект В конце 2016 года Зыгарь запустил уникальный проект «1917.
По информации канала, журналисту грозит до 10 лет лишения свободы за распространение фейков о российской армии. Как уточняет канал, Зыгарь стал фигурантом дела из-за публикации в Instagram деятельность в РФ запрещена о событиях, произошедших в Буче 4 апреля 2022 года. Telegram-канал отмечает, что слова журналиста не прошли экспертизу — их признали недостоверными и дискредитирующими Вооруженные силы России. По данным канала, Зыгарь уехал из России после начала специальной военной операции, сейчас он проживает в Германии. В статусе иноагента писатель находится с 21 октября 2022 года. Что известно о писателе Зыгарь родился в 1981 году в Анголе в семье советского офицера спецслужб.
В юности он стал победителем популярной в свое время интеллектуальной телеигры «Умницы и умники», благодаря чему без экзаменов поступил на факультет журналистики МГИМО. Уже на младших курсах его взяли на работу в издательский дом «Коммерсант».
Основание для розыска: разыскивается по статье УК», — сообщает на сайте ведомства. По какой статье журналист объявлен в розыск, не уточняется.
Журналист подал административное исковое заявление в адрес Министерства юстиции и Министерства иностранных дел РФ в попытке доказать, что присвоение ему статуса иностранного агента якобы было незаконным, а также добиться исключения из реестра.
Статус иноагента отрезал Зыгаря* от бюджетов московской мэрии и Сбера
Михаил Зыгарь - Mikhail Zygar | российский журналист, писатель и режиссер, главный редактор единственного в России независимого новостного телеканала, Дождь (2010–2015 гг. |
Зыгарь Михаил , , Писатель, журналист, режиссер | Автор Михаил Викторович Зыгарь*. *Внесен в реестр иностранных агентов. |
Биография и личная жизнь Михаила Зыгаря, его муж, карьера и успех журналиста | Басманный суд Москвы заочно арестовал журналиста Михаила Зыгаря* по делу о распространении фейков о ВС России. |
Экс-главред «Дождя» Зыгарь женился на актере Щербаке
Михаил Зыгарь, будучи сотрудником издания «Коммерсантъ», был автором репортажей из горячих точек. Писатель и журналист Михаил Зыгарь* заключил брак со своим партнёром Жаном-Мишелем Щербаком в Португалии. Михаил Зыгарь — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. На странице представлена биография автора Михаил Зыгарь, который родился 31.01.1981 в Москва, СССР.
Михаил Зыгарь, жена
Организатор Tagline Awards — высшей российской награды за достижения в digital-сфере. Сервисы, рейтинги и исследования Тэглайна — ключевой источником информации при выборе компаний для участия в тендерах на услуги digital-маркетинга, веб- и мобильной разработки крупнейших российских и международных клиентов.
Как при этом не исказить восприятие и найти правду? Ее не существует. При том что нужно к ней всегда стремиться. Когда все уходит в прошлое, девиаций у каждого становится все больше, поэтому чем дальше правда от нас, тем сильнее она различается у разных людей. Тут очень сложно искать среднее арифметическое.
Конечно, всегда хотелось опираться на те версии, которые мне рассказало большинство людей, и они кажутся правдоподобными. Я историю каждого человека пытался подвергнуть сомнению и, если мог, спустя некоторое время задавал один и тот же вопрос несколько раз, чтобы сравнить ответы. Кем ты себя видишь через три-четыре года? Видишь ли ты свое будущее в медиа — западных или российских? Я имею в виду СМИ, работающих с сегодняшней повесткой. Я создал себе новую модель медиа.
Меня не устраивала сегодняшняя повестка, я хотел создать другую.
Кроме того, Зыгарь стал фигурантом уголовного дела о публичном распространении ложной информации о Вооруженных силах РФ. Ему инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч. Санкция вменяемой ему статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы. С 2000 по 2009 год Зыгарь являлся сотрудником издательского дома «Коммерсантъ» и специализировался на репортажах из горячих точек. С 2010 по 2015 год был главным редактором телеканала «Дождь» признан в РФ иноагентом.
Но я вовремя соскочил. Там, получается, не меньше лунатизма, чем у арабистов? Но это еще и смертельно опасный лунатизм, более безумный. Потом я стал политическим журналистом.
Мои товарищи и я делали лучший в России политический журнал, но его закрыли, и я получил новую профессию — руководителя телеканала. До этого телевидением никогда не занимался, и вот пять лет на «Дожде». Это было совершенно новое телевидение. Было очень круто, но и оттуда пришло время уйти, чтобы не сойти с ума по разным причинам.
Потому что «Дождь» — это мало того что инновационное телевидение, это еще и во многом секта. Главная мотивация для людей, которые работают на «Дожде», — это не зарплата, а страсть. Мы делаем не телевидение, мы делаем легенду! Что-то сногсшибательное.
И это единственная цель, ради которой стоит находиться здесь. Это состояние экстаза. Адская эйфория, на пределе адреналина. Несколько десятков человек, разрывая на себе одежду, бегут сломя голову в одном направлении, и нужно все время придумывать новую инъекцию адреналина, новую причину бежать еще быстрее.
И это долгое время удавалось. Сейчас уже кажется, это было в другом веке, в другой жизни. Закончился адреналин? Нет, это просто такая страшная наркомания… Ты постоянно подзаводишься, накручиваешь себя и окружающих.
Это не может длиться вечно. Если это секта, то окей. А если это бизнес, то в какой-то момент возникает некое противоречие, нужно перестраиваться. В этом я постоянно убеждал Наташу Синдееву: или мы продолжаем эту наркотическую адреналиновую гонку за синей птицей, и тогда у нас как-то по-другому должны перераспределяться роли, усилия, условия, или нужно становиться бизнесом.
Сейчас, как я понимаю, именно в этом направлении идет «Дождь». Он становится бизнесом, более четко, прагматично, трезво обустраивается. Ты считаешь, что тебе в этом пути не было места? Или не было желания, драйва… Да нет, наоборот.
Просто если ты пять лет, как Данко у Горького, бежишь с вырванным сердцем, то в какой-то момент это уже считается твоей обязанностью. И никакие жертвы не обеспечивают тебе прав, не дают возможности повлиять на ситуацию, не гарантируют права голоса. В этом положении, конечно, надо уже менять собственную бизнес-модель и продавать свое вырванное сердце самостоятельно. И эту логику разделяют люди, которые со мной работали все эти годы.
Что и произошло. Я пошел заниматься своими собственными проектами. Как тебе пришла мысль про «1917»? Я написал книжку про Путина «Вся кремлевская рать».
Работал по ночам, семь лет, заканчивал параллельно с работой на «Дожде». Это чудовищный, невероятно кропотливый труд. Чтобы написать эту книгу, мне пришлось не только брать интервью off the record у сотен ньюсмейкеров, но и, например, сделать гигантскую матрицу, базу данных по каждому дню каждого года, собрать все события по открытым источникам. И это только для того, чтобы иметь возможность проверить, когда мои герои врут, а когда нет.
Я прочитал все архивы «Коммерсанта» и «Ведомостей» за эти годы и разметил все, что происходило каждый день, внес показания каждого человека в каждый день каждого года. Такой способ работы меня очень захватил, потому что это что-то настоящее. Я люблю долго и тщательно раскапывать человеческие истории, сопоставлять, чтобы получить полную картину. Текущая новостная политика меня совершенно не устраивает.
Мне не нравятся новости, которые выдают за новости в нашей стране. Я не хочу больше никогда смотреть прямую линию президента Путина, я не хочу больше никогда слышать про праймериз «Единой России», и вообще, большая часть всех новостей, которые существуют в нашей стране, меня совершенно не интересует. Потому что на самом деле все знают, что они не являются новостями. По-настоящему нужно заниматься совершенно другими вещами — разрабатывать другой язык, другие новости.
Я решил, что хочу вообще без современной туфты. И начал писать другую книгу. К моменту, когда этот журнал выйдет, она уже будет опубликована. Называется «Империя должна умереть».
Это история российского общества начала XX века. У каждой главы есть свой главный герой , и эти герои — Толстой, Горький, Дягилев, Гапон, Распутин и так далее. Единственная моя ошибка — это очень толстая книжка. Я не смог устоять против того, чтобы создать гигантскую базу данных.
Просто тут информации намного больше. Я начал ее писать примерно так же, как и предыдущую. Нужно было просто взять интервью у всех людей, которые что-то про это знают, и свести воедино все их показания. И в наше время не до каждого «Сечина» удается добраться и его допросить.
А когда занимаешься более отдаленной историей, там почти до каждого. Там почти каждый «Сечин» оставил или дневники, или воспоминания, или допросы чрезвычайной следственной комиссии. После Февральской революции большая часть чиновников правительства были допрошены. Иногда дурацкие вопросы, иногда интересные.
То есть практически каждый оставил показания. Очень много источников. А когда я начал писать, тут-то я и подумал, что книга — это ретроградство, это неинтересно. Помимо того что я люблю копаться, разбираться, я люблю еще изобретать новые жанры, и тут я подумал: а что если все разложить по дням и составить себе полную картину, увидеть, как меняется ситуация день ото дня?
Книга охватывает восемнадцать лет — с 1900-го по 1917-й. Я подумал, что так или иначе мне придется разобрать информацию про каждый день. Никто такого не делал, но можно же попробовать. Тем более что фейсбук, «ВКонтакте» — это новый, никем не опробованный жанр.
Можно попытаться использовать соцсеть в качестве нового вида литературы. Что тебе было интереснее всего читать из переписок 17-го года? Интереснее всего читать, какие у людей прогнозы, чего они ждут. В своих дневниках люди часто размышляют о будущем — и, конечно, все время ошибаются.
В воспоминаниях все иначе. Там люди хотят казаться умнее, они все задним умом уже знают, пытаются сделать вид, что заранее все предугадали. А в дневниках у них нет такой возможности. И все всегда ошибаются.
Есть, конечно, некоторые исключения. Например, с середины сентября 17-го года даже дети знали, что большевики готовят вооруженное восстание. Это понятно. Но это редкие случаи, этого никто не скрывает.
Большевистская газета «Рабочий путь» писала об этом каждый день. А в целом, в личных прогнозах, в политических прогнозах все люди ошибаются всегда.