Среди важных событий войны в Ираке, помимо многочисленных восстаний и терактов, особенное место занимает поимка низложенного президента Саддама Хусейна. Участие Великобритании в военной операции в Ираке подкосило авторитет Тони Блэра.
Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака
Причина: Освобождение Ирака. Американская разведка сообщала, что «связным» между Бен Ладеном и Хусейном является некий Абу Мусаб Заркави, который якобы проходил курс лечения в Багдаде в 2002 году. Однако впоследствии выяснилось, что Заркави поддерживал одно из экстремистских движений на территории иракского Курдистана, которое действовало вне пределов контроля Саддама Хусейна. Также сообщалось, что один из террористов, который участвовал в атаках 11 сентября 2001 года, встречался с представителем иракской разведки. Комиссия Конгресса США, расследовавшая причины этих терактов, доказательств этого утверждения не обнаружила.
Причина: Ирак представляет собой угрозу для США. Во время действия режима международных санкций, Ирак не сможет испытать ракеты дальнего радиуса действия до 2015 года. Однако при условии, что этот режим будет смягчен, Ирак получит доступ к современным технологиям, он сможет достаточно быстро усовершенствовать свои ракетные арсеналы и, возможно, создать ракеты, способные нанести удар по территории США. Ныне установлено, что большинство иракских ракет дальнего радиуса действия были уничтожены после 1991 года.
Однако Ирак пытался развивать свою ракетную программу, особо активизировавшуюся после выдворения инспекторов ООН 1998 год. Саддам Хусейн намеревался создать баллистические ракеты, способные нести боеголовки с оружием массового уничтожения. Причина: Необходимость разоружения Ирака. Буш, Перл, Пауэлл, Расмфелд и Райс.
Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака. Авторы: Либерман, Маккейн, Перл, Пауэлл. Причина: Саддам Хусейн представляет собой угрозу безопасности региона. В течение последних десятилетий Ирак принял участие в пяти войнах трех с Израилем, одной с Ираном, одной в Кувейте , участвовал в огромном количестве приграничных вооруженных инцидентов в частности, с Сирией и Турцией.
Режим Саддама Хусейна проводил крупномасштабные боевые действия по подавлению восстаний национальных и религиозных меньшинств — курдов и шиитов. Кроме того, в годы, предшествовавшие вторжению США, Ирак неоднократно угрожал применить военную силу против соседних государств. Некогда иракская армия считалась сильнейшей армией региона, однако перед началом последней войны она находилась в плохом состоянии. Причина: Международная безопасность.
Лишь благодаря массированным бомбардировкам с воздуха к 2005 году — году официального оформления действующей политической системы и конституции — американцы окончательно решили разделить иракцев по этноконфессиональному признаку, чтобы не произошло единой консолидации иракского общества для освобождения Ирака от американцев. Поэтому американцы решили вбить клин в отношения между шиитами и суннитами. Проще говоря, они решили разжечь пламя гражданской войны между ними, а еще вдобавок натравливать курдов, обещая имя нефтяную провинцию Киркук. Американские стратеги понимали, что если не разделить иракцев, то долго контролировать эту арабскую и мусульманскую страну не выйдет.
Показательно, что нынешний президент США Джо Байден, на тот момент ещё сенатор, вообще предлагал в 2007 году разделить Ирак на три широкие автономии по образу Боснии: суннитскую, шиитскую и уже существующий Курдистан. Вот как раз-таки именно эта политическая система, выстроенная американцами, и привела к тому что я сказал вначале — «failed state» с африканскими масштабами коррупции, высоким уровнем терроризма, высоким уровнем бедности и безработицы. На мой взгляд, причин для вторжения в Ирак было немало: от идеологических до экономических. Ирак был одной из немногих на тот момент субъектных арабских стран, а также серьезной военной угрозой Израилю, ведь наша страна исторически ни в коем виде не признает и не желает мира с Израилем, западным форпостом на Ближнем Востоке.
Также Багдад представлял военную угрозу для проамерикански настроенных стран Залива, в частности Кувейта. После ликвидации Ирака автоматически снималась какая-либо угроза американским союзникам на Ближнем Востоке. Очень важно иметь лояльных игроков на энергетическом поприще. Вспомните, как США при помощи Саудовской Аравии в 1980-е годы обвалили мировые цены на нефть, что болезненно отразилось на советской экономике.
Саддам Хусейн и его концепция панарабизма находили отклик у всего Арабского мира: «арабская улица» всегда его поддерживала, будь то во время войны с Ираном и войны в Заливе. Если правящие режимы ряда арабских стран были негативно настроены к Саддаму, то простые граждане братских арабских стран были на его стороне, ведь для них Саддам был храбрым борцом с Израилем, Ираном и США, желавшим единства и интеграции арабов. Ещё Египет эпохи Гамаля Абдель Насера был внесён в «доктрину Эйзенхуаэра», поэтому в 1958 году американцы совершили военное вторжение в Ливан для предотвращения местного народного восстания с целью присоединения к союзу Египта и Сирии. Американцы просто раздавили танками восставших, удержав у власти непопулярный прозападный режим Нимра Шамуна.
Обратите внимание, что целями Штатов всегда были страны арабского социализма, вроде Египта до 1970-х годов, ведь после Насера Анвар Садат все повернул «вспять», став американскими протеже , Ирака, Ливии и Сирии, палестинской Организации Освобождения Палестины. А уж про то, чьим поданным был Усама Бин Ладен и где жила семья Бин Ладена, и говорить не приходится. Три приведённые мною фактора и были теми самым «истинными». Я упомянул итоги американского вторжения для Ирака, но хотел бы рассказать об итогах этого для самих американцев, ведь оно обернулось для них большим фиаско.
После уничтожения Ирака они выпустили «иранского джина из лампы»: если раньше Ирак успешно сдерживал Иран, то уже после вторжения американцы уничтожили этот противовес, укрепив уже в самом Ираке иранское влияние на развалинах иракской государственности и допустив к власти шиитскую исламистскую партию «Дава», связанную с Ираном. Фактически, американцы дали иранцам мощный карт-бланш, так как «янки» своими же руками устранили конкурента персов, с которым они безуспешно воевали на протяжении 8 лет.
После окончания войны из-за дыма от скважин разбился самолёт Саудовской Аравии с солдатами антииракской коалиции. На «высыхание» 320 нефтяных озёр ушло десятилетие. Армии коалиции использовали боеприпасы с обеднённым ураном. По мнению американских экспертов это могло стать причиной роста заболеваний у солдат и местного населения.
Эксперты ликвидировали 88 тысяч химических боеприпасов, 4000 тонн прекурсоров, 690 тонн реагентов и 980 единиц оборудования. Ирак похитил около 600 кувейтских граждан и об их судьбе ничего не известно. Кувейт понёс экономические потери в результате войны. Стоимость тушения скважин и восстановления оборудования была оценена в 12 млрд долларов. Общий ущерб стране составил до 50 млрд долларов. После окончания войны вооружённые силы Турции препятствовали британскому контингенту в помощи беженцам войны.
Далее Кларк сообщает: "Водоочистные сооружения выведены из строя по всей стране. Те, что не были повреждены, не могут работать без электричества. На протяжении многих недель население Багдада набирало воду для питья ведрами в Тигре. При этом не было ни телевидения, ни радио, ни газет, которые могли бы предупредить его об опасности".
ИноСМИ основывает свои заключения на документе, подготовленном разведывательным управлением министерства обороны США и рассекреченном в 1995 году. Он утверждает, что Соединенные Штаты специально лишили Ирак возможности обеспечивать население питьевой водой. В докладе РУМО от 18 января 1991 года, который был озаглавлен "Уязвимости иракских систем водоочистки" и направлен в передовые командования союзных войск, представлен подробный технический отчет об иракских водоочистных сооружениях и даются детальные объяснения о том, какое воздействие можно оказать на Ирак и его население, если разрушить такие объекты и не дать их восстановить. О значении доклада РУМО мы подробно поговорим позднее.
Разрушение предприятий по производству хлора В рассекреченном американском докладе сообщается об уничтожении предприятий по производству хлора, предположительно в результате бомбардировок союзников: Восстановление мощностей по подготовке пригодной для питья воды в масштабах всей страны замедлено благодаря 1 разрушению мощностей по производству хлора и 2 большим финансовым затратам на восстановление разрушенных нефтехимических производств и необходимости импортировать продукты хлора из-за рубежа. Водоочистные системы и переносные генераторы, предоставленные в рамках гуманитарной помощи, в лучшем случае могут стать временной мерой. Министерство здравоохранения Ирака продолжает публиковать инструкции для населения о необходимости кипятить воду, доводить еду до полной готовности, а также хранить пищу и воду в чистых емкостях. В июне 1991 года газета New York Times сообщила со ссылкой на иракские правительственные источники, что во время войны было повреждено шесть заводов по производству хлора.
На одном был начат ремонт, и его удалось ввести в строй в короткие сроки, однако он мог обеспечить потребности Ирака в хлоре для водоочистки всего на 20 процентов. Разрушение сети связи Иракская системе телекоммуникаций была выведена из строя в первые дни войны в Персидском заливе. Миссия по выявлению фактов из Международного союза электросвязи МСЭ , работавшая в Ираке в июне-июле 1991 года, сообщила: "400 000 из 900 000 иракских телефонных линий уничтожены. Чтобы не допустить распространения информации, новостей и предупреждений для населения, было уничтожено шесть беспроводных широковещательных станций, 12 телевизионных станций и пять радиостанций.
Без электричества даже неповрежденные радиопередатчики и приемники оказались бесполезны. Разрушение транспортной системы В стране, которая строилась в основном по берегам двух больших рек, было повреждено и уничтожено 139 автомобильных и железнодорожных мостов, в том числе, 26 в одной только провинции Басра. Главные автомагистрали и прочие дороги подверглись бомбовым ударам, и их не дали восстановить. Кроме того, бомбовым ударам подверглись объекты по ремонту и обслуживанию дорог.
Разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры Среди разрушенных в ходе войны объектов был единственный в стране ветеринарный центр вакцинации, из-за чего домашние животные оказались незащищенными от болезней. Этот центр проинспектировала миссия бывшего финского президента Мартти Ахтисаари. Она сообщила, что в ходе бомбардировок центра, являющегося региональным проектом Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, были уничтожены запасы вакцины. Удары были также нанесены по "всем ирригационным системам, обслуживающим орошаемые земли", в том числе, по плотинам водохранилищ, по дамбам и запрудам, по насосным станциям и осушительным системам.
Крестьяне лишились возможности поливать и осушать свои земли, в результате чего производство продовольствия сократилось наполовину, а в провинции Басра началось масштабное засоление почв. Разрушение важных в гуманитарном отношении промышленных предприятий В дополнение к разрушению пищевых предприятий и заводов по переработке продукции в ходе бомбардировок были уничтожены другие объекты, имеющие отношение к производству продуктов питания, в том числе, заводы фосфорных удобрений, склад пестицидов и тракторосборочный завод. В ходе бомбовых ударов был разрушен крупный завод по производству удобрений, где погибли 16 человек.
56. Итоги операции «Буря в пустыне»
Фото: globallookpress. То, что не доделал Джордж Буш-старший, спустя десятилетие взялся завершить его пришедший в Белый дом сын, Джордж Буш-младший. Тем более, что особенно после терактов 11 сентября у него явно чесались руки разобраться со всеми врагами на «Большом Ближнем Востоке». Саддам Хусейн в этом смысле был идеальной мишенью. Не случайно сразу после атаки террористов на Америку в СМИ появились рассуждения о том, что американцы начнут военную операцию против Ирака, правда, первоочередной задачей для Вашингтона тогда стало вторжение в приютивший Усаму бен Ладена Афганистан, находившийся под властью «Талибана» запрещенная в РФ террористическая организация. Собственно, время между войной в Заливе и вторжением 2003 года для Ирака не было безоблачным. Были введены «бесполетные воздушные зоны» для иракской боевой авиации Ирака на севере и юге страны для защиты соответственно населенных курдами и шиитами. Американцы и британцы наносили ракетно-бомбовые удары по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов. А в декабре 1998 года, после отказа Багдада от сотрудничества с международными инспекторами, США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лис пустыни» под предлогом лишения иракцев способности производить и использовать оружие массового поражения.
В 1998 году Конгресс Соединенных Штатов принял, а президент Клинтон подписал Закон об освобождении Ирака после того, как Багдад прекратил свое сотрудничество с инспекторами ООН по вооружениям. Этот закон возвел в ранг официальной политики США «поддержку усилий по отстранению от власти режима, возглавляемого Саддамом Хусейном». Ну, и само собой, действовали жесткие антииракские санкции, бившие прежде всего по обычным людям. Словом, напряжение нарастало — особенно в связи с приходом к власти в США республиканцев. На выборах 2000 года предвыборная платформа Республиканской партии призывала к «полному осуществлению» Закона об освобождении Ирака и смещению Саддама Хусейна. А ключевые советники Буша прежде всего вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд и его зам Пол Вулфовиц были давними сторонниками вторжения в Ирак. Именно они внесли свой вклад в опубликованный в сентябре 2000 года доклад проекта «Новый американский век», в котором говорилось об использовании вторжения в Ирак как средства для Америки «играть более постоянную роль в региональной безопасности Персидского залива». Выступая с обращением к нации в январе 2002 года Буш-младший начал закладывать общественную основу для грядущего вторжения, назвав Ирак частью «Оси зла» и заявив: «Соединенные Штаты Америки не позволят самым опасным режимам в мире угрожать нам самым разрушительным в мире оружием».
И в 2002—2003 годах администрация Буша-сына предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама представляет опасность для мирового сообщества. На Ирак из Белого дома посыпались обвинения в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими группировками, прежде всего с «Аль-Каидой» запрещенная в РФ террористическая организация.
Одни осуждают агрессию Ирака и считают, что это лишь повод начать войну, другие же считают, что действия Ирака не должны вызывать возмущения, и никто не должен был вмешиваться в конфликт между Ираком и Кувейтом. Ирак потребовал в качестве компенсации 2.
Но это было лишь предлогом для захвата Кувейта. Родригес описывает ход войны в Кувейте, а также дальнейшая реакция мирового сообщества на агрессивные действия со стороны Ирака. В статье говорится о том, что агрессия против эмирата внешне оправдывалась в Багдаде ссылками на то, что Кувейт представляет собой южную часть территории Ирака, которая была отторгнута Великобританией в 1913 году. После чего 10 - 11 августа на состоявшейся в Каире встрече было высказано требование немедленного вывода иракских войск и восстановления законной власти в эмирате.
Так же была сформирована антииракская коалиция, которая разместила свои военные силы в Саудовской Аравии. В главе делается акцент на то, как быстро отреагировали страны на агрессию Ирака в Кувейте и осудили ее. Главным проявлением реакции мирового сообщества на данный конфликт стало то, что акция Ирака против Кувейта была осуждена. Что повлекло за собой ответную реакцию мировых держав, в особенности США, которые являются самыми активными участниками войны в Ираке.
Касательно международных организаций, они так же принимали далеко не второстепенное участие в разрешении Иракского конфликта. Целью исследования является образы конфликта в Персидском заливе 1990-1991 гг, их формирование в общественном сознании и трансформация в культурной памяти. Задачи исследования вытекают из поставленной цели: оценка ирако-кувейтского вооруженного конфликта и анализ международно-политических итогов войны в заливе; рассмотрение влияния СССР на международный конфликт. Объектом исследования являются документы с детальным изучением военного конфликта, научные публикации и статьи, а предметом- оценка конфликта в Персидском заливе 1990-1991 гг, его формирование в общественном сознании и трансформация в культурной памяти.
Территории Ирака и Кувейта связывает их общая история. Оба государства входили в Оттоманскую империю на протяжении долгого времени. Современный Кувейт являлся частью одной из провинций Басры, которое в то время считалась территорией Ирака. Ирак начал предъявлять претензии по поводу возврата своих территорий и угрожал, что присоединит Кувейт, вместе с прилежащими островами Варба и Бубиян, к территории Ирака.
Конфликт был настолько давним, что мировое сообщество практически не реагировало на угрозы Саддама Хусейна, которые угрожали суверенитету Кувейта. С приходом к власти Саддама Хусейна политическая и экономическая стабильность резко ухудшилась. Ирак стал дестабилизирующим фактором на Ближнем Востоке. Многочисленные внутренние и внешние войны сильно подрывали экономику страны.
В Ираке осталось большое количество оружия. В агрессии Ирака против других стран так же сыграл психологический аспект, касающийся личности Саддама Хусейна. Он искренне считал, что любой конфликт нужно разрешать только силой. И применение силы он считал единственным эффективным методом достижения желаемых целей.
В начале 90-х годов Саддам Хусейн выступил за повышение цен на добываемую в регионе нефть, так как экономика Ирака нуждалась в этом. Но Кувейт и Саудовская Аравия не разделяли позиции Хусейна. Ответ Хусейна не заставил себя ждать. Ирак начал готовится к очередным военным действиям.
Несмотря на первоначальные успехи иранской армии, война закончилась в пользу Ирака. Это обуславливалось тем, что Ирак получал огромную финансовую помощь от Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива и поставки военной техники из Советского Союза, США и Западной Европы. Именно поэтому, Саддам Хусейн в дальнейшем рассчитывал на невмешательство других государств в кувейстко-иракские дела. Но он не учел тот факт, что поддержка от этих стран была лишь затем, чтобы не допустить реализации идей о распространении «исламской революции» весь мир.
Если в Иране, после войны взяли курс на решение сложнейших внутренних проблем, то в Ираке все было совсем наоборот. Саддам Хусейн изначально предполагал решить социальные и экономические проблемы за короткие сроки, опираясь на помощь арабских стран, которые были на его стороне, на протяжении ирано-иракской войны. Но через некоторое время стало очевидно, что никто не собирается продолжать финансовую помощь, как это было во время войны. Ирак стал перед выбором дальнейшего проведения политики.
Переход к мирному строительству потребовал бы от Саддама Хусейна сокращения численности вооруженных сил, число которых было гигантским. А так как Хусейн считал могущество армии как определяющим фактором могущества страны, то переход к мирному строительству был невозможен. Вторым инструментом после военной мощи он считал нефтяные источники. А поскольку они находятся на территориях стран, которые в прошлом были его союзниками, то у Саддама Хусейна появился план об экспансии именно против них.
Но воплотить этот замысел в реальности было не очень просто. Хусейн понимал, что арабские страны, сплотившись, могли представлять для него серьезную угрозу. Чтобы не вызвать никаких подозрений, Саддам Хусейн подписывает с королем Саудовской Аравии договор о ненападении, тем самым обеспечив Саудовской Аравии гарантию ее территорий. Кувейт, непосредственно граничащий с Ираком, таких гарантий не получает.
Саддам Хусейн обвинил арабские страны в том, что они мешают развитию иракской экономики. Началась «экономическая война». Началось все с февраля 1990 г. Это было первым сигналом проявления агрессии Ирака.
В марте этого же года, в публичной речи Хусейн заявил, что «сожжет пол Израиля» в случае ядерного нападения на Ирак или любую другую арабскую страну, и использует против Израиля химическое оружие. Это было серьезным заявлением, но мировое сообщество снова не восприняло заявления Саддама Хусейна, как реальную угрозу. Также Ближний восток переживал обострение арабо-израильской конфронтации и усиление влияния экстремистов. До того накалившаяся ситуация в регионе обострилась благодаря агрессии Ирака против Кувейта.
Хусейн обвинил в приватизации расположенного в нейтральной зоне нефтяное месторождение Румейл. Вслед за этим обвинением Саддам потребовал списать иракский долгКувейту и выплатить компенсацию. Таким образом, иракский лидер планировал улучшить экономическое положение страны и укрепить свой политический режим. Начавшиеся в Саудовской Аравии переговоры между Ираком и Кувейтом были прерваны, после чего войска Ирака вторглись на территорию Кувейта.
Позиция Ирака была таковой, что действия с его стороны считались оправданными. Саддам рассчитывал на то, что мировое сообщество не начнет предпринимать никакие действия против Ирака. Но в этом мнение Саддама Хусейна было ошибочным. Правительство Кувейта не хотело развертывания войны, и заявило о своей готовности обсудить все спорные вопросы и предоставить Ираку займы.
Однако решение со стороны Ирака было принято, и армия Ирака вторглась в Кувейт. В планы Хусейна входило превращение Ирака в региональную супердержаву.
Ответной реакцией Ирака в первый же день был ракетный удар по Израилю, а также по позициям американских войск в Саудовской Аравии. Тем временем, вылеты авиации США не прекращались, тем самым увеличивалось количество жертв, в том числе и мирных жителей. Вскоре силы коалиции освобождают Кувейт.
Кувейт становится зоной, свободной от оккупации Ирака. Так же он обратился с просьбой о прекращении огня. Вскоре США официально объявили об окончании войны в Ираке. Операция «Буря в пустыне» по сути, была первой операцией, где победа была одержана за счет превосходства в трех областях, таких как обнаружение, управление и наведение. Превосходство в этих областях позволило коалиции одержать победу с минимальными людскими потерями.
Таким образом, одержав победу в Ираке, США подтвердили свое превосходство в регионе. США расценивали действия Ирака как угрозу для своих национальных интересов. В результате вооруженного вмешательства американцев, ближневосточный кризис еще больше обострил ситуацию на Ближнем Востоке. Одной из основных задач войны было установление нового мирового порядка, которая привела к усилению неоклассического либерализма в США, а также способствовала в утверждении принципов гуманитарного вмешательства; став практически переходным этапом к использованию ее положений на практике. Эта война стала доказательством того что теперь Америка будет использовать оружие для защиты Саудовской Аравии, сдерживания угроз в Персидском заливе, а также для отражения агрессии одного государства против другого.
В целом проблема режима Хусейна, можно сказать, была создана Соединенными Штатами. В то время как появление новых проблем, таких как крушение социалистических режимов, в Восточной Европе и ослабления влияния СССР в Ближнем и Среднем Востоке заслуживало большего внимания. Поэтому, скорее всего США со стороны Ирака реальной угрозы для своих интересов не ощущали, поэтому они не верили до конца в то, что Ирак решиться на оккупацию Кувейта. В тоже время Хусейн так же недооценил США. Он надеялся на то, что они не будут вмешиваться в его конфликт с Кувейтом.
По сути, Вашингтон надеялся на то что, оказывая поддержку Ираку, он окупиться умеренным поведением со стороны Саддама, точнее, они считали, что он прекратит связи с террористическими группировками и начнет конструктивную игру в решении арабо-израильского вопроса, после чего станет гарантом региональной стабильности. Но по разведочным данным ЦРУ, Хусейн продолжал оказывать финансовую помощь международным террористам. Но не каких важных решений Америка не предпринимала для того что бы поставить иракского лидера на место. Это и дало основание Саддаму не бояться ответных реакций со стоны США. Так же, хотелось бы отметить, что Вашингтон был в курсе того что Ирак разрабатывал программу по созданию оружия массового поражения, расходовал значительную часть кредитов на развитие военной области и делал резкие заявления в сторону Кувейта; но при этом администрация белого дома закрывала на это глаза и накануне оккупации Кувейта Ираком не указала Саддаму на неизбежность жестких мер в случае его вторжения в Кувейт.
Он писал: "Тот самый Запад, который столь усердно добивался выполнения резолюций ООН и направил свои войска и корабли, чтобы освободить Кувейт, на протяжении десятилетий оставался глух к более значимым проблемам региона и до сих пор ничего не делает для проведения в жизнь резолюций, принятых по иным поводам. Полной поддержкой Запада пользуются причиняющие страдания народам диктаторские режимы. Их правители купаются в роскоши в то время как народы этих государств живут в условиях жуткой нищеты и голодают. Запад закрывает глаза, когда людей лишают свободы, но широко открывает их, как только появляются признаки антизападных настроений или опасной религиозной войны. Вот почему многие арабы полагают, что их страдания - результат заговора диктаторских режимов и Запада".
Данное общественно- политическое мышление выполнялось в политике улучшения взаимоотношений с западными государствами. На политику Советского Союза в большей мере влиял принятый советским руководством курс на сближение с Соединенными Штатами. В правительстве к этому времени возобладала точка зрения, согласно которой, основной интерес СССР должен обратиться на Запад в расчете на приобретение поддержки, инвестиций и новой технологии. Другой внутренний фактор, влиявший на политику Москвы - религиозно-национальный вопрос, а именно, представители мусульманских движений являлись в ряде регионов СССР более серьёзной альтернативой коммунистическому руководству. Они анализировали мусульманские регионы Советского Союза как часть наиболее широкого мира мусульманской цивилизации.
Советский Союз поставлял крупные партии орудия и технологии в Ирак, тем самым укрепляя собственную экономику. Внутреннее положение государства оставляло желать лучшего, Советский Союз был на грани развала. Шеварднадзе опубликовали советско-американское заявление, осудившее иракское вмешательство и призвавшее к выводу иракских войск с Кувейта. Этим шагом, две наисильнейшие мировые державы соединились и прекратили поставки орудия Ираку. Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю.
Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М. Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение. Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии.
Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией. Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США. Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран.
Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица. Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта.
Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион.
Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях.
Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры».
Ну, и само собой, действовали жесткие антииракские санкции, бившие прежде всего по обычным людям. Словом, напряжение нарастало — особенно в связи с приходом к власти в США республиканцев. На выборах 2000 года предвыборная платформа Республиканской партии призывала к «полному осуществлению» Закона об освобождении Ирака и смещению Саддама Хусейна.
А ключевые советники Буша прежде всего вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд и его зам Пол Вулфовиц были давними сторонниками вторжения в Ирак. Именно они внесли свой вклад в опубликованный в сентябре 2000 года доклад проекта «Новый американский век», в котором говорилось об использовании вторжения в Ирак как средства для Америки «играть более постоянную роль в региональной безопасности Персидского залива». Выступая с обращением к нации в январе 2002 года Буш-младший начал закладывать общественную основу для грядущего вторжения, назвав Ирак частью «Оси зла» и заявив: «Соединенные Штаты Америки не позволят самым опасным режимам в мире угрожать нам самым разрушительным в мире оружием». И в 2002—2003 годах администрация Буша-сына предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама представляет опасность для мирового сообщества.
На Ирак из Белого дома посыпались обвинения в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими группировками, прежде всего с «Аль-Каидой» запрещенная в РФ террористическая организация. Согласно проведенному Американским центром гражданской ответственности совместно с Фондом за независимость журналистики исследованию, с сентября 2001-го по сентябрь 2003 года руководство США сделало по Ираку 935 заявлений, не соответствовавших действительности. Лично президент Буш-младший сделал 259 неверных высказываний о наличии у Саддама оружия массового поражения и о связях Багдада с «Аль-Каидой», а его госсекретарь Колин Пауэлл — 254 высказывания. Не отставала от Белого дома и свободная пресса.
С 1998 по 2003 год «Нью-Йорк таймс» и другие американские влиятельные газеты опубликовали множество статей с заголовками типа «Сообщается о работе Ирака над созданием атомной бомбы» и «Ирак подозревается в секретных военных операциях с микробами». Позже выяснилось, что многие источники для этих статей были некоторые из них были связаны с иракским эмигрантом Ахмедом Чалаби, имевшим тесные связи с администрацией Буша. Правда, даже американские спецслужбы скептически относились к подобным утверждениям. Так, директор ЦРУ Джордж Тенет сообщил 18 сентября 2002 года президенту Бушу, что по информации из ближайшего окружения Саддама Ирак не располагал оружием массового поражения.
В отчете генерала Глена Шаффера от 5 сентября 2002 года сообщалось, что разведуправление Объединенного комитета начальников штабов пришло к выводу, что информация Соединенных Штатов о различных аспектах иракской программы создания оружия массового уничтожения в значительной степени основана на аналитических предположениях и суждениях, а не на неопровержимых доказательствах: «Доказательственная база особенно скудна в отношении иракских ядерных программ». Да и обвинения в связях правившего в Багдаде светского режима Партии арабского социалистического возрождения с Усамой бен Ладеном и иже с ним оказались шиты белыми нитками. Саддам Хусейн находился в «контрах» с радикальными исламистами. Попытки Организации по запрещению химического оружия договориться с Багдадом о присоединении к конвенции о химическом разоружении и отправке инспекторов натыкались на противодействие администрации Буша.
Причины иракской войны
Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака (это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения) и системы государственного и военного управления страной. 26 февраля 1991 года президент Ирака Саддам Хусейн заявил о выводе войск из оккупированного Кувейта. Смотрите видео онлайн «Вторжение в Ирак. 20 лет спустя» на канале «Телеканал RTД на русском» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 20 марта 2023 года в 17:23, длительностью 00:26:45, на видеохостинге RUTUBE.
Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока
Второй — с тем, что Саддам как правитель не уделял никакого внимания иракскому народу, его будущему. Защита иракского народа и его достижений или сохранение иракских вооружённых сил его не беспокоили. Я чувствовал это с самого начала своей военной службы», — пояснил ад-Дайри. С тех пор некоторые в стране мечтали о возвращении былых территорий, называя это «достижением арабского единства». Можно говорить и о том, что Хусейна по-своему спровоцировали. Он совершенно игнорировал международные отношения и международное право, равно как и интересы определённых государств региона», — подчеркнул очевидец тех событий. Бытует мнение, что к военной авантюре правительство Хусейна подтолкнул Вашингтон, однако, по мнению генерал-майора, это не так. К тому же у США были отличные отношения с королевской династией Кувейта. Поэтому я не согласен с мнением о том, что США якобы подтолкнули Саддама к вторжению.
Да, посол Эйприл Глэспи не говорила Саддаму: «Не вторгайтесь», но в то время, я уверен, что и к вторжению она его тоже не призывала», — поделился он. Кувейтский повстанец, сражавшийся против войск Ирака. Март 1991 года. Фото: Reuters «Тот факт, что иракским военным было ничего не известно о решении вторгнуться в Кувейт, подтверждает стремление Саддама к единоличной власти. До этого, несмотря на то, что Саддам занимал пост заместителя главы Совета революционного командования и мог отдавать приказы высшим военным чинам, ему всё равно хотелось получить звание генерал-лейтенанта. Он считал, что офицер всегда находится в более выгодном положении, и это позволяет ему оставлять за собой последнее слово. Остальные же должны просто дожидаться его личных распоряжений», — пояснил ад-Дайри. Так или иначе, война началась, что привело к разрушению инфраструктуры Кувейта и последующему уничтожению Ирака.
До знаменитой 100-часовой войны США планировали поставить иракским властям ультиматум, предполагающий полный вывод иракских войск из Кувейта. Письмо с ультиматумом, которое Бейкер попытался вручить Тарику Азизу во время их последней встречи, иракский чиновник отверг. Собеседник RT работал послом в Швейцарии, где и должна была состояться эта встреча.
Американцы добились, чего хотели, дешевая нефть была к их услугам, столько, сколько нужно. Параллельно с антикризисной ресурсной политикой начались подвижки в деле завоевания права реально осуществлять 4-й параграф Атлантической хартии. Мероприятия в рамках сей политики требовали неусыпного внимания к Ираку и ряда манипуляций над ним, приготавливающих страну к роли первого испытательного стенда экономического будущего человечества. Осязательный контакт с «большой нефтью» янки терять не собирались.
Их войска обосновались в Кувейте для защиты княжества от рецидива агрессии. Ирак, с его не устраивающим американцев тяготением к высоким ценам, был нейтрализован посредством постоянно действующих экономических санкций ООН, напрочь исключающих преодоление страной послевоенной разрухи. Регион достался американцам, как говорится, тепленьким. Обладание им стало для США одной из важнейших причин наступления «золотого века», бытовавшего в период правления демократов, во главе с незабвенным Уильямом Джеферсоном Клинтоном. При нем американцы развернулись по миру во всю ширь. Америка проматывала чужое добро и жила лучше, чем в блаженные докризисные 60-е гг. Контроль над Ираком.
Об Ираке тоже не забывали. Контроль над страной был установлен тотальный. Дважды в 1995 и 1996 гг. Создавалось ощущение, что Ирак превратили в полигон, где авиация США в условиях, приближенных к боевым, отрабатывала приемы современной войны. Напрашивался вывод о том, что бесконтактность боевых действий и отсутствие у нападающей стороны потерь развращает политика и лишает их разума и совести.
Сначала американские и канадские самолеты бомбили передний и задний концы конвоя, чтобы остальные не смогли спастись а затем атаковали основную часть. Главнокомандующий Центрального командования Соединенных Штатов получил от администрации Буша указание «никого и ничего не выпускать из Кувейта». Любое транспортное средство, которое выезжало на обочину в отчаянном порыве вырваться из ловушки, отслеживалось и уничтожалось. Шоссе 80 «Кабины грузовиков были деформированы взрывами так сильно, что сравнялись с землей, и невозможно было увидеть, были ли там водители. Стекла автомобилей плавились, а огромные танки превратились в мелкие куски металла», — пишет ливанско-американский журналист Джойс Чедьяк. Они не отступали, чтобы перегруппироваться и снова сражаться. На самом деле они уходили домой». СМИ также преподнесли другую историю.
Фото 4. На следующий день, иракский Президент Саддам Хусейн сам объявил по радио о том, что отступление действительно началось по двум магистралям и должно быть завершена в тот день, в который отреагировал Буш, назвав объявление Хусейна «безобразием» и «жестоким обманом. Американцы отказались принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле боя, тем самым рискуя тем, что такие действия приведут к урегулированию конфликта, которое не может быть благоприятным для интересов Соединенных Штатов. Поэтому Джордж Буш и американские военные стратеги решили просто подло уничтожить как можно больше иракцев. Фото 6. Бомбардировка началась около полуночи. Сначала американские и канадские самолеты бомбили передний и задний части конвоя, чтобы заблокировать движение по трассе, затем напали на конвой, застрявший в ловушке. Главнокомандующие Центрального командования США получили предписание от администрации Буша, чтобы «не позволить никому и ничему выбраться из города Эль-Кувейт». Следовательно, любое транспортное средство, которое смогло отъехать от шоссе, выслеживалось, за ним охотились и уничтожали по отдельности. Даже разоруженных иракских солдат, которые сдались на милость американцам, скосили автоматными очередями. Ни один иракский солдат в тот день не выжил. Фото 7.
20 лет назад. Война в Ираке
Ситуация в Ираке после 1991 года развивалась не лучшим образом. Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году. Война в ираке – былое и думы. Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака (это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения) и системы государственного и военного управления страной.
Война в Персидском заливе
Генерал Галуа говорит даже о полумиллионе человек, и цифры того же порядка называла французская организация «SOS-расизм» еще до формального окончания войны. За первый час войны произошло 200 налетов, за первый день - 900, за первую неделю - 4000. Налеты продолжались с той же интенсивностью, несмотря на то, что в первые же часы была разрушена система ПВО, считавшаяся самой мощной на Ближнем Востоке 16 тысяч ракет класса «земля-воздух», 10 тысяч зенитных орудий, 700 самолетов. Эти данные Эрик Лоран приводит в своей книге «Секреты Белого дома», ссылаясь на конфиденциальные источники в Пентагоне. В качестве ответной меры в первый же день агрессии Ирак удар по Израилю ракетами «Скад» советского производства. По Израилю, а также по позициям американских войск в Саудовской Аравии в общей сложности было выпущено 39 «Скадов», которые нанесли серьезный материальный ущерб, но жертв было немного. Самым тяжелым для агрессоров был день 25 февраля 1991 года, когда «Скад» поразил здание на американской базе Дархан в Саудовской Аравии. Погибли 28 служащих армии США. Союзническая авиация наращивала число боевых вылетов, и параллельно увеличивалось количество жертв среди мирных жителей Ирака. США называли это «сопутствующими потерями». Напуганные войной беженцы прибывали на иракско-иорданскую границу и рассказывали о многочисленных жертвах среди мирного населения, о перебоях в энерго- и водоснабжении Багдада.
В связи с уничтожением одного из заводов случился скандал: Ирак заявил, что это был завод по производству детского молочного питания. США объявили, что удар нанесен по предприятию, производившему биологическое оружие. В среду 13 февраля американский бомбардировщик-»стелс» сбросил две бомбы с лазерным наведением на объект, который, как считали союзники, был командно-контрольным бункером. Оказалось, однако, что в этом убежище во время авианалетов скрывались мирные иракцы. По меньшей мере 315 человек были убиты, 130 из них - дети. Ирак, однако, попытался увязать свой уход с аналогичным уходом Израиля с оккупированных территорий и потребовал также, чтобы, в случае отказа, на Израиль были наложены такие же санкции, что и на Ирак. И в самом Ираке, где люди высыпали на улицы, да и повсюду в мире это заявление вызвало радость и было воспринято как достаточное основание для прекращения огня. В самой же увязке не было ничего экстраординарного - во всяком случае, для довоенного периода. Так Саддам пытался ставить вопрос еще осенью 1990 года увязывая вывод своих войск из Кувейта со всем комплексом проблем Ближнего Востока - помимо палестинской, с сирийской оккупацией Ливана и израильским проникновением в Южный Ливан , и тогда такой подход нашел сочувственный отклик не только у министра иностранных дел Великобритании и президента Франции, но даже, в известной мере, и у самого Буша. Несомненно, важнейшую роль должна была сыграть позиция СССР, и останься линия его поведения прежней, события в Заливе могли бы развиваться иначе.
Что до предложения Саддама, то оно было с порога отвергнуто: не помогли и запоздалые, притом весьма робкие попытки СССР поддержать подобную постановку вопроса. Американцы даже не сделали перерыва в бомбардировках, а переходя к наземной операции, вообще не контактировали с ООН. Сопротивление иракской армии было сломлено всего за 100 часов. Агрессоры высаживались в Ираке и Кувейте в нескольких точках вдоль саудовской границы. Сотни танков направились на север, где их уже ждала Республиканская гвардия Ирака. Другие подразделения взяли под свой контроль дорогу от Басры к Кувейту и отрезали поставки нефти находившимся в Кувейте иракским войскам. Одновременно морские пехотинцы и ведомые саудовцами коалиционные войска вошли непосредственно в эмират. К 26 февраля Ирак объявил, что выводит свои силы из Кувейта, однако по-прежнему отказывался принимать условия всех относящихся к этому вопросу резолюций ООН. Иракские танки, БМП, грузовики и пехота, бежавшие от союзнического наступления, образовали громадные пробки на главной магистрали, ведущей от Кувейта к Басре. Союзники бомбили их с воздуха.
Тысячи иракских солдат погибли прямо в машинах. Трасса получила тогда название «дорога смерти». Только во время наземной операции погибли от 25 до 30 тысяч иракцев. В 21:00 по вашингтонскому времени президент Джордж Буш объявил, что с 4:00 следующих суток вступает в силу прекращение огня. К этому времени союзнические войска взяли в плен десятки тысяч иракских солдат.
В то время как появление новых проблем, таких как крушение социалистических режимов, в Восточной Европе и ослабления влияния СССР в Ближнем и Среднем Востоке заслуживало большего внимания.
Поэтому, скорее всего США со стороны Ирака реальной угрозы для своих интересов не ощущали, поэтому они не верили до конца в то, что Ирак решиться на оккупацию Кувейта. В тоже время Хусейн так же недооценил США. Он надеялся на то, что они не будут вмешиваться в его конфликт с Кувейтом. По сути, Вашингтон надеялся на то что, оказывая поддержку Ираку, он окупиться умеренным поведением со стороны Саддама, точнее, они считали, что он прекратит связи с террористическими группировками и начнет конструктивную игру в решении арабо-израильского вопроса, после чего станет гарантом региональной стабильности. Но по разведочным данным ЦРУ, Хусейн продолжал оказывать финансовую помощь международным террористам. Но не каких важных решений Америка не предпринимала для того что бы поставить иракского лидера на место.
Это и дало основание Саддаму не бояться ответных реакций со стоны США. Так же, хотелось бы отметить, что Вашингтон был в курсе того что Ирак разрабатывал программу по созданию оружия массового поражения, расходовал значительную часть кредитов на развитие военной области и делал резкие заявления в сторону Кувейта; но при этом администрация белого дома закрывала на это глаза и накануне оккупации Кувейта Ираком не указала Саддаму на неизбежность жестких мер в случае его вторжения в Кувейт. Он писал: "Тот самый Запад, который столь усердно добивался выполнения резолюций ООН и направил свои войска и корабли, чтобы освободить Кувейт, на протяжении десятилетий оставался глух к более значимым проблемам региона и до сих пор ничего не делает для проведения в жизнь резолюций, принятых по иным поводам. Полной поддержкой Запада пользуются причиняющие страдания народам диктаторские режимы. Их правители купаются в роскоши в то время как народы этих государств живут в условиях жуткой нищеты и голодают. Запад закрывает глаза, когда людей лишают свободы, но широко открывает их, как только появляются признаки антизападных настроений или опасной религиозной войны.
Вот почему многие арабы полагают, что их страдания - результат заговора диктаторских режимов и Запада". Данное общественно- политическое мышление выполнялось в политике улучшения взаимоотношений с западными государствами. На политику Советского Союза в большей мере влиял принятый советским руководством курс на сближение с Соединенными Штатами. В правительстве к этому времени возобладала точка зрения, согласно которой, основной интерес СССР должен обратиться на Запад в расчете на приобретение поддержки, инвестиций и новой технологии. Другой внутренний фактор, влиявший на политику Москвы - религиозно-национальный вопрос, а именно, представители мусульманских движений являлись в ряде регионов СССР более серьёзной альтернативой коммунистическому руководству. Они анализировали мусульманские регионы Советского Союза как часть наиболее широкого мира мусульманской цивилизации.
Советский Союз поставлял крупные партии орудия и технологии в Ирак, тем самым укрепляя собственную экономику. Внутреннее положение государства оставляло желать лучшего, Советский Союз был на грани развала. Шеварднадзе опубликовали советско-американское заявление, осудившее иракское вмешательство и призвавшее к выводу иракских войск с Кувейта. Этим шагом, две наисильнейшие мировые державы соединились и прекратили поставки орудия Ираку. Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю. Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М.
Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение. Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией.
Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США. Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком.
Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица. Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации.
Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях.
Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий.
Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях.
С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами.
Иракцы наотрез отказались. Ограбленные инженеры Впрочем, советская дипломатия нас не бросила, и спустя пару месяцев эвакуация все-таки началась. Наших специалистов выпускали партиями, весьма организованно. К концу октября дошла очередь и до меня.
Но на таможне нас ждал очень неприятный сюрприз: вывезти нам разрешили товаров на мизерную сумму в 60 динаров. Для многих это стало настоящей личной трагедией: люди годами добросовестно работали, прилежно копили деньги, покупали дорогие дефицитные вещи - и вот теперь все это пошло прахом. Кое у кого началась настоящая истерика, некоторые отказались возвращаться на родину обобранными и обманутыми. Ситуацию удалось утрясти, людей - успокоить и образумить, хотя вещи были реквизированы безвозвратно. Неприятный осадок от этой истории остался до сих пор. У меня были хорошие японские часы "Омакс" - пришлось их оставить на таможне в аэропорту Багдада. Сейчас у меня часы немного получше, но все равно вспоминается тот "Омакс", заработанный под палящим солнцем Месопотамии.
Правда, позднее оказалось, что "жертвы были не напрасными": несколько лет спустя мне совершенно неожиданно пришло извещение... С этой бумажкой я поехал в Москву и действительно получил компенсацию - вполне приличную сумму. Потом было еще несколько траншей выплат, последний по времени - в конце 2000 года. Богатство всемирного значения В заключение позволю себе несколько общих замечаний. У меня осталось достаточно благоприятное впечатление от иракцев. Лично мне они напоминают детей - легко возбудимых, быстро переходящих от любви к ненависти, одновременно коварных и доверчивых, организованных, но трудноуправляемых, эмоциональных и агрессивных на митингах и...
Разрушение Ирака пошатнуло устоявшийся баланс между шиитами и суннитами, дало толчок для быстрого подъема исламского фундаментализма и международного терроризма, запустило цепную реакцию кризисов государственности в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, что через семь лет обернулось драмой "арабской весны". Последствия интервенции США для Ирака Крах государственности Операция "Иракская свобода" началась под предлогом поиска в Ираке оружия массового поражения и привела к свержению режима Саддама Хусейна и Партии арабского социалистического возрождения "Баас". Однако на Западе по-прежнему с неохотой говорят о том, что именно американская интервенция привела к краху государственности Ирака. Оккупационная администрация во главе с Полом Бремером сделала ставку на шиитские элиты, способствуя их продвижению на руководящие должности в Багдаде. Суннитское меньшинство, традиционно составлявшее основную часть политической верхушки страны Саддам Хусейн также был суннитом , ушло в оппозицию и инициировало партизанскую войну. Рост экстремизма в Ираке Балканизация иракского народа стала благодатной почвой для экстремистов — в первую очередь для филиала "Аль-Каиды" в Ираке, объявившего в 2013 году об обособлении и именующегося теперь "Исламское государство" запрещено в РФ. Поскольку ИГ принадлежало к суннитской ветви, организацию пополнили многие иракские сунниты, проживающие преимущественно на северо-востоке страны. В 2015 году, когда иракские правительственные силы начали широкомасштабную кампанию по освобождению захваченных районов, группировка контролировала более 90 тысяч квадратных километров в Ираке и соседней Сирии.
Война в Персидском заливе
Война в Персидском заливе («Война в Заливе», «Gulf War») — военный конфликт между армиями одного знаменитого усача и сборной командой ООН по военным действиям. В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов. В Ираке вновь атакована колонна с американскими военнослужащими. Как сообщает корреспондент НТВ, один человек погиб, двое получили ранения. В январе-феврале 1991 года его армия участвовала в боях с многонациональными силами антииракской коалиции, собранной по решению Совета Безопасности ООН, и потерпела поражение. Спецпроект "Война в Ираке" представляет краткую историю этого конфликта. Восстание в ираке в 1991 г. национально-освободительное движение против рабочих советов.
Тегеран атаковал базу США в Ираке: почему Байден не решится на вторжение в Иран
И ещё одна 20-летняя годовщина сегодня: война-91 в Ираке. Все три темы для меня тогда слились воедино, буквально в несколько смежных дней: извержение Авачи, литовские разборки и споры, красивая телевизонная картинка бомбёжки Багдада. Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. Домой Войны, горячие точки и военные конфликты Война в Ираке 1990—1991 гг. («Буря в пустыне»).
Как США и их союзники сокрушили Ирак гибридными методами
Потом ее назовут «первой войной», потому что через двенадцать лет начнется вторая - в том же Персидском заливе. Ведь с американцами у него были вполне хорошие отношения - они поддерживали Багдад в восьмилетней ирано-иракской войне. Но реакция мирового сообщества оказалась не такой, на которую рассчитывали в Багдаде. С августа по ноябрь 1991 года Совбез ООН принял 12 резолюций по иракско-кувейтскому конфликту, в том числе вводивших запрет на поставки оружия Ираку и экономические санкции против него. Последняя резолюция, принятая 29 ноября, фактически была ультиматумом: иракские войска должны быть выведены с территории Кувейта 15 января 1991 года. Москва отчаянно пыталась убедить Саддама Хусейна добровольно вывести свои войска из Кувейта. Несколько раз в Багдад в качестве спецпосланника Кремля прилетал Евгений Примаков, предлагая план постепенного вывода войск.
Но Хусейн обставлял его принятие совершенно нереальными условиями.
На Ирак был наложен ряд санкций, введена морская блокада. В ответ на это в Ираке были задержаны граждане тех стран, которые приняли участие в санкциях. Эти люди оказались фактически на положении заложников и использовались Ираком для политического манипулирования. Российский фильм о войне в персидском заливе, разоблачает некоторые мифы о ней, которые появились на западе в ходе войны. Категория: Война в Персидском заливе 1991 Добавлено:Понедельник 12.
Буш, как сообщается, большого интереса не проявил [27]. Ирак вторгнется в Кувейт к концу этого дня». Что в действительности и произошло. Но и это сообщение также не вызвало никакой реакции у государственных чиновников [28]. Наконец, кувейтский дипломат, находившийся в Ираке до вторжения, слал своему правительству множество рапортов, пытаясь предупредить его о возможном иракском вторжении.
Его сообщения также были проигнорированы. Причем последнее сообщение даже называло точную дату вторжения по кувейтскому времени — 2 августа. После войны этот дипломат провел пресс-конференцию в Кувейте, в ходе которой собирался рассказать о том, как его информация была проигнорирована правительством Кувейта. Однако пресс-конференция была прервана по распоряжению государственного министра и ряда армейских офицеров Кувейта [29]. В июле, в то время когда все вышеприведенные предостережения якобы игнорировались, Пентагон проводил командно-штабные учения с использованием компьютерного моделирования.
По замыслу учений, Ирак вторгался в Кувейт или Саудовскую Аравию, либо в оба этих государства [30]. На военных учениях в Военно-морском колледже в Ньюпорте, штат Род-Айленд, участников также просили определить наиболее эффективные действия американцев в ответ на возможное вторжение Ирака в Кувейт [31]. На протяжении мая и июня специалисты Центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета активно информировали Пентагон, Конгресс и представителей ВПК о результатах своих исследований по теме будущих военных действий с применением обычных видов оружия. Специалисты Центра пришли к выводу, что, скорее всего, новая война, в которой потребуется американское военное участие, возникнет между Ираком и Кувейтом или Саудовской Аравией [33]. Еще одним, судя по всему, хорошо осведомленным человеком был Джордж Шульц George Shultz , бывший госсекретарь во времена президента Рейгана.
Покинув пост госсекретаря, Шульц вернулся на работу в корпорацию «Бектэл» Bechtel Согр , крупнейшую межнациональную строительную компанию. Весной 1990 года Шульц убедил компанию отказаться от нефтехимических проектов в Ираке. Тогда я посоветовал представителям компании не лезть в Ирак» [34]. Наконец, в газете «Вашингтон пост» была напечатана статья с разоблачением: «С самого начала вторжения, согласно совершенно секретным оценкам американской разведки, Саддам Хусейн считал заявления Вашингтона о нейтралитете… зеленым светом администрации Буша для вторжения. Один высокопоставленный иракский военный рассказал сотруднику Управления [ЦРУ], что Хусейн, похоже, искренне удивился последовавшей агрессивной реакции со стороны Вашингтона» [35].
С другой стороны, мы имеем заявление министра иностранныхдел Ирака Тарика Азиза, который присутствовал на встрече Гласпи с Хусейном: «Она не давала зеленый свет, она не упоминала и о красном, потому что вопрос о нашем присутствии в Кувейте не поднимался… И мы не воспринимали как зеленый свет… тот факт, что американцы не отреагируют, если мы начнем вторжение в Кувейт. Это было не так. Мы ожидали, что американцы атакуют нас утром 2 августа» [36]. Однако нужно скептически относиться к так называемому небрежному отношению Ирака к нападениям со стороны США. Все эти замечания, по сути отрицающие, что Ирак обвели вокруг пальца, следует рассматривать в контексте упорного нежелания правительства Ирака на протяжении определенного периода времени признавать тот факт, что стране в результате американских бомбардировок был нанесен большой ущерб и погибло много иракцев.
Согласно позиции, которой придерживалась администрация Буша, арабские соседи Ирака, в частности Египет, Саудовская Аравия и Иордания, призывали Соединенные Штаты все это время не говорить и не делать того, что могло бы спровоцировать Саддама Хусейна. Кроме того, как подчеркнула посол Гласпи, никто не ожидал, что Хусейн оккупирует «весь» Кувейт. Все думали, что Хусейн захватит только те части, о которых он неоднократно заявлял — острова и нефтяное месторождение. Но, конечно, Ирак предъявил права на «весь» Кувейт, к чему стремился на протяжении столетия. Вторжение Когда Ирак вторгся в Кувейт, время для противоречивых сигналов закончилось.
Вне зависимости от наличия или отсутствия предварительного коварного плана в отношении Ирака, теперь американский президент в полной мере воспользовался предоставленной ему возможностью. Прошли даже не часы, а минуты с момента вторжения иракских войск в Кувейт — и Соединенные Штаты уже начали мобилизационные мероприятия, Белый дом осудил действия Ирака, назвав их «вопиющей военной агрессией» и потребовал «немедленно и безоговорочно вывести все иракские войска». В Белом доме также подчеркнули, что «рассматриваются все возможные варианты действий». Спустя 24 часа американское оперативное соединение ВМС США, усиленное истребителями и бомбардировщиками, было на пути в Персидский залив. Буш искал возможности привлечь мировых лидеров к коллективным действиям против Ирака.
На торговлю с Ираком было наложено эмбарго, а все иракские и кувейтские активы в США были заморожены. Сенату США удалось «решительным образом нейтрализовать попытки прекратить либо заморозить производство бомбардировщиков В-2, выполненных с использованием технологий «стеле», после того как сторонники этой программы ухватились за иракское вторжение в Кувейт как за предлог, позволяющий Соединенным Штатам активизировать работы по снижению заметности боевой техники в радиолокационном спектре обнаружения». Сторонники программы утверждали, что нападение Ирака на Кувейт «служит подтверждением того, что постоянно существует риск начала войны, и это, в свою очередь, требует создания современных вооружений». Сенатор Доул Dole заявил: «Мы можем поблагодарить Саддама Хусейна, по крайней мере, зато, что он «разбудил» нас» [38]. Спустя день после того, как сенаторы использовали ирако-кувейтский кризис для спасения производства высокотехнологичного бомбардировщика В-2, они снова, сославшись на войну, предотвратили консервацию двух кораблей ВМС времен Второй мировой войны [39].
Через несколько дней тысячи американских солдат и бронетанковая бригада были дислоцированы в Саудовской Аравии. Этой масштабной операции было дано название «Щит пустыни». Возникла необходимость увеличения затрат на военные нужды США. Менее чем через год после политических изменений в Восточной Европе, когда предприятия оборонно-промышленного комплекса Советского Союза были вынуждены работать на фоне масштабного сокращения вооруженных сил и недостаточного дофинансирования, представители исполнительной власти и аналитики США заявили, что кризис в Персидском заливе стал лучом надежды для американских военных компаний. Как написала американская газета «Вашингтон пост», «возможными бенефициарами» кризиса являются «различные предприятия военной промышленности» [40].
К сентябрю Джеймс Вебб James Webb , бывший помощник министра обороны и министр ВМС в администрации Рейгана, посчитал необходимым высказаться следующим образом: «Президент должен знать, что в то время как большинство американцев работают не покладая рук, чтобы поддержать его, за их внешним уважением кроется цинизм. Многие утверждают, что наращивание военной мощи — это не более чем очередная «игра Пентагона с бюджетом», направленная на предотвращение сокращений вооруженных сил, командование которых ищет способ их применения на фоне сокращения военных баз НАТО» [41]. Примечательно, что был услышан еще один скептически настроенный помощник министра обороны США. Лоуренс Корб Lawrence Korb написал, что развертывание войск в Саудовской Аравии «в большей степени объясняется предстоящими боями за бюджет на Капитолийском холме, чем возможной военной операцией против Саддама Хусейна» [42]. Но разве существуют пределы цинизма для конгрессмена, преследующего переизбрание?
К началу октября можно было прочитать следующее: «Политическая подоплека развертывания американских частей в Саудовской Аравии сыграла важную роль в деле ограничения сокращения расходов на оборону в контексте воскресного соглашения по бюджету и прекращения «свободного падения» военных расходов, которое некоторые аналитики предсказывали ранее. Специалисты по стратегическим вопросам с Капитолийского холма подчеркивали, что операция «Щит пустыни» внесла существенные изменения в политический климат переговорного процесса и заставила некоторых представителей законодательной власти, выступавших за сокращение военного бюджета, изменить свою позицию по этому вопросу. Благодаря достигнутому компромиссу по оборонному бюджету… не сократилось не только финансирование операции «Щит пустыни», но и сохранилась большая часть ежегодного финансирования в ответ на бешеный натиск Советского Союза на Восточную Европу [43]. Между тем президента Джорджа Буша стало поддерживать большее количество американцев. Его рейтинг был восстановлен.
Первый опрос, проведенный в августе после вступления США в конфликт в Персидском заливе, показал повышение рейтинга до 74 процентов, по сравнению с 60 процентами в конце июля. Американской общественности, однако, похоже, требуются регулярные поводы для вспышек патриотизма, чтобы поддерживать любовь к человеку, занимающему кабинет в Белом доме. Однако Буш оказался не в состоянии четко определить цели и задачи, преследуемые США в Персидском заливе, и к середине октября его рейтинг едва достигал 56 процентов — самый низкий уровень с момента вступления в должность. Рейтинг Буша оставался примерно на этом уровне до следующей вспышки воинственного патриотизма в январе, как мы увидим [44]. Прелюдия к войне По мере того как Ирак продолжал грабить Кувейт и превращать его в свою 19-ю провинцию, Соединенные Штаты усиливали свое военное присутствие в Саудовской Аравии и водах Персидского залива.
США также использовали тактику принуждения и самых щедрых за всю историю своего существования подкупов, чтобы создать «коалицию» для поддержки подготовленных Вашингтоном резолюций и участия в предстоящей военной кампании. Одним из таких примеров может служить попытка придать респектабельность «многонациональным» силам в предстоящей кампании, чтобы затем прикрываться этим «фиговым листком». Эта тактика уже была опробована в войнах в Корее, Гренаде и Афганистане, где американцы вели самостоятельные боевые действия при формальном существовании «коалиции». В целях привлечения в «коалицию» Египту были прощены многомиллиардные долги; Сирия, Китай, Турция, Советский Союз и другие страны получили военную или экономическую помощь, кредиты Всемирного банка и Международного валютного фонда, отмену санкции и другие привилегии, причем не только от США, но под давлением Вашингтона и от Германии, Японии и Саудовской Аравии. В дополнение к этому, администрация Буша перестала критиковать государства, участвовавшие в коалиции, за нарушения прав человека [45].
Да, посол Эйприл Глэспи не говорила Саддаму: «Не вторгайтесь», но в то время, я уверен, что и к вторжению она его тоже не призывала», — поделился он. Кувейтский повстанец, сражавшийся против войск Ирака. Март 1991 года.
Фото: Reuters «Тот факт, что иракским военным было ничего не известно о решении вторгнуться в Кувейт, подтверждает стремление Саддама к единоличной власти. До этого, несмотря на то, что Саддам занимал пост заместителя главы Совета революционного командования и мог отдавать приказы высшим военным чинам, ему всё равно хотелось получить звание генерал-лейтенанта. Он считал, что офицер всегда находится в более выгодном положении, и это позволяет ему оставлять за собой последнее слово.
Остальные же должны просто дожидаться его личных распоряжений», — пояснил ад-Дайри. Так или иначе, война началась, что привело к разрушению инфраструктуры Кувейта и последующему уничтожению Ирака. До знаменитой 100-часовой войны США планировали поставить иракским властям ультиматум, предполагающий полный вывод иракских войск из Кувейта.
Письмо с ультиматумом, которое Бейкер попытался вручить Тарику Азизу во время их последней встречи, иракский чиновник отверг. Собеседник RT работал послом в Швейцарии, где и должна была состояться эта встреча. Он связался с Азизом и сказал, что должен лично присутствовать на переговорах.
Однако министр ответил отказом. В ходе встречи выяснилось, что письмо, которое Тарик Азиз отверг и даже бросил на пол, попало в руки швейцарских властей. Глава швейцарского парламента сказал мне, что при всём его уважении и доброжелательном отношении к Ираку он просит меня передать иракскому руководству, что власти Швейцарии хотят, чтобы Ирак принял предложение и добровольно вывел свои войска из Кувейта.
В противном случае последствия для Ирака будут болезненными. Затем я покинул заседание в сопровождении пресс-секретаря швейцарского парламента, который сказал мне, что даже у правительства Швейцарии была информация, согласно которой не оставалось никаких сомнений в том, что Ираку придётся очень дорого заплатить, если Саддам не образумится. По словам пресс-секретаря, медлить было нельзя.
И он был прав. Во время второй попытки организовать переговоры Ирак вновь публично ответил всё тем же отказом.
52. Ирак, 1990–1991 БОЙНЯ В ПУСТЫНЕ
После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения (химического, бактериологического) и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. 3.4.1991 СБ ООН своей резолюцией № 687 предписал Ираку уважать нерушимость границы между Ираком и Кувейтом, ликвидировать все имеющиеся на его территории запасы оружия массового уничтожения и пром. мощности по его произ-ву. СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире. Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней.