Судмедэксперт Елена Кучина, известная разоблачением дела «пьяного мальчика», отмечает, что подобные нарушения в бюро судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) встречаются почти повсеместно. Основное отличие патологоанатомов от судмедэкспертов в том, что первые работают в больницах и подчиняются главврачам и если вскрывают трупы, то только тех людей, которые умерли после болезней от ненасильственной смерти. Судмедэксперт. Профессия судмедэксперта подразумевает наличие у ее обладателя медицинского образования. По словам судмедэксперта Александра Панова, такой случай, как с Жоховым, — отнюдь не единственный в его практике.
Новый профстандарт судмедэксперта
В ходе судебного заседания судмедэксперт может изменить свое заключение на основании вновь открывшихся материалов, фактов, новых обстоятельств, показаний и улик. Обывателям непросто понять, чем отличаются патологоанатом, судмедэксперт и криминалист, и часто люди используют эти слова как синонимы. Судебно-медицинский эксперт или судмедэксперт — врач, занимающий штатную должность в учреждениях судебно-медицинской экспертизы, прошедший обучение по специальности судебно-медицинская экспертиза и имеющий сертификат специалиста в данной области. Судебный медицинский эксперт — это врач, который проводит медицинские экспертизы, чтобы установить характер физических повреждений, причины смерти и найти улики, помогающие выйти на след преступника. Смотрите видео онлайн «Судмедэксперт Туманов — о ДНК.
Проведение судебно-медицинской экспертизы
Из журнала «Уголовный процесс»: Экспертиза: повторная не значит бесспорная Уровень знаний в медицине объективно оставляет место для споров среди судебных экспертов. Показательный пример — измерение артериального давления человека. Часть ученых обосновывают метод, при котором из ряда измерений выбирают меньшее. Другие утверждают, что только первое измерение правильное, а некоторые — что второе. Производители тонометров рекомендуют среднее арифметическое из нескольких измерений, что не более чем компромисс. Нужна ли повторная экспертиза Постановление следователя вместе с материалами дела направляются в экспертное учреждение. Руководитель учреждения определяет срок проведения судмедэкспертизы и ее исполнителя. Если в постановлении или приложении к нему есть недочеты, руководитель вправе вернуть следователю пакет документов с указанием на причины возврата. Следователь вправе изменить экспертное учреждение или исправить недочеты и повторно направить пакет документов в то же экспертное учреждение.
Закон предусматривает случаи, когда подозреваемого или обвиняемого помещают в медучреждение с целью провести судмедэкспертизу. В таком случае следователь ходатайствует перед судом о назначении исследования ст. При этом согласие подозреваемого или обвиняемого на проведение судебно-медицинской экспертизы не требуется. В ходатайстве о назначении судебно-медицинской экспертизы следователь указывает: основания назначения, название экспертного учреждения, вопросы эксперту и материалы для исследования. Кроме следователя, судебно-медицинскую экспертизу в уголовном процессе вправе назначить суд во время судебного разбирательства по собственной инициативе или по ходатайству сторон дела ст. Судья дает возможность сторонам подготовить вопросы эксперту, а затем решает, какие из вопросов относятся к уголовному делу и к компетенции эксперта. Также суд вправе назначить повторную или дополнительную судебно-медицинскую экспертизу.
Как работник государственного судебно-экспертного учреждения, судебно-медицинский эксперт должен отвечать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к судебному эксперту ст. Требования к образованию и обучению[ править править код ] Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биохимия» и подготовка в интернатуре и или ординатуре по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» или профессиональная переподготовка по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» при наличии подготовки в интернатуре и или ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Онкология», «Оториноларингология», «Пластическая хирургия», «Патологическая анатомия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия» [2]. Особые условия допуска к работе[ править править код ] Сертификат специалиста [3] или свидетельство об аккредитации специалиста [4] по специальности «Судебно-медицинская экспертиза».
На встрече рассматривали внесение изменений в законодательство, что сделает возможным объединить патологоанатомические и бюро судебно-медицинской экспертизы в одно целое, а также передавать невостребованные тела в медицинские вузы. Как отметил замминистра здравоохранения Андрей Плутницкий, сейчас ведомство проводит работу по исследованию последствий объединения, которое по факту началось уже с 2013 года. Такое уже произошло в восьми регионах. По его словам, в нашей большой стране в каждом субъекте условия работы разные, поэтому навязывать всем единую политику по объединению этих служб или уже разъединению федеральная власть не будет, тем более если эти полномочия относятся к региональному уровню власти. В последнее время появляются прецеденты объединения патологоанатомического и судебного бюро», — недоумевает академик.
Что ж, рассказываем для самых отчаянных и любопытных. Профессия не для слабонервных, статья — тоже. Будни с покойниками. Зачем судмеды бьют трупы Прежде всего стоит сразу определиться с понятиями: судмедэксперт и патологоанатом — это разные профессии. Последний работает в лечебных учреждениях с людьми, которые умерли от болезней или естественной смертью, как правило, это врач в штате патологоанатомического отделения больницы. Судмед же исследует случаи убийств, массовой гибели или смерти при неустановленных обстоятельствах. Бюро судебно-медицинской экспертизы на службе закона — зачастую именно эти ребята помогают органам правопорядка найти преступника и привлечь его к ответственности. Слово эксперта в работе с уголовным делом часто оказывается решающим. И как же выглядят представители этой профессии? Как ты уже догадался, образ героя кино весьма далек от реальности. О своей работе судмеды рассказывают неохотно, но есть исключения: сотрудник Московского бюро судебно-медицинской экспертизы Алексей Решетун не только ведет блог в ЖЖ, в котором борется с клишированным мышлением масс, но и даже написал книгу о своей профессии — «Вскрытие покажет: записки увлеченного судмедэксперта». Книга весьма необычна и издана с заботой о психике нежного читателя: вместо иллюстраций в ней QR-коды. Если ты готов увидеть, как выглядит гнилостная венозная сеть трупа или раздувшееся тело, пролежавшее неделю под водой, — доставай телефон. Благодаря Алексею у нас есть возможность заглянуть в чемоданчик судмеда — это поможет нам понять немного больше. Выглядит этот чемодан как небольшая сумка-несессер. Раньше, рассказывает в своем блоге Алексей, судмеды пользовались жесткими дипломатами, на которых можно было сидеть. Это важно. Выезжая на место происшествия, судмед не имеет права начать осмотр тела без следователя, а следователи — люди занятые, иногда их приходится ждать по несколько часов. Ну и сам осмотр проводить сидя на корточках не очень удобно. Что внутри? Начнем со скучного: перчатки, которых много не бывает, одноразовый халат, пластиковые пакеты для материалов, ножницы, термометр для измерения температуры воздуха, линейка. Дальше предметы поинтереснее — например, металлический стержень.
Кто такой судмедэксперт и как им стать
Патологоанатомы и судмедэксперты просят их не объединять - Парламентская газета | Если патологоанатомы работают в основном с телами людей, умерших от заболеваний в больницах или дома, то судмедэкспертам достаются самые, пожалуй, сложные случаи. |
Судмедэксперт о своей работе: Привыкнуть к запахам и виду изуродованного тела невозможно | «Судмедэксперт, хоть и не лечит, но диагноз поставить должен». |
Судмед — это судьба. Специалист рассказал, каково быть судмедэкспертом
Потому что, как правило, киношные судмедэксперты — это фрики какие-то, более-менее убитые на голову. Что является критерием оценки работы судмедэкспертов? Действительно, судмедэксперты (о которых мы слышим чаще всего) являются врачами и работают в моргах. Осмотр и вскрытие трупа на предмет выявления повреждений и скрытых заболеваний, для определения причин смерти могут проводить патологоанатом и медицинский эксперт.
«Я прикоснулся скальпелем к сердцу, и оно сократилось»: откровения судмедэксперта из Красноярска
Изнанка профессии судмедэксперта 30 апреля 2019. Чтобы стать судебным медицинским экспертом, нужно не только окончить медвуз, но и пройти целую череду собеседований. — А в чем разница между судмедэкспертом и патологоанатомом? — Задача патологоанатома провести исследование умершего, установить патологоанатомический диагноз и сравнить этот диагноз с клиническим. Потому что, как правило, киношные судмедэксперты — это фрики какие-то, более-менее убитые на голову. Сроки проведения судмедэкспертизы зависят от сложности поставленной задачи, а также от набора и характера необходимых исследований.
«Я прикоснулся скальпелем к сердцу, и оно сократилось»: откровения судмедэксперта из Красноярска
Алексей Решетун Курение, конечно, не так сильно калечит людей, как алкоголь или наркотики, но у него отдаленные последствия очень серьезные. Если хотя бы несколько человек после прочтения бросит — уже приятно. Я активно участвую в российской антитабачной коалиции. С осени на всех пачках сигарет, которые будут продаваться у нас и в СНГ, фотографии будут печататься страшные — с раком гортани, раком легких. Это будут мои фотографии. Еще я стал обращать внимание на поступивших к нам людей, умерших от употребления наркотиков. Их очень много, они бывают каждый день, по нескольку в день. Я понимаю, что Москва — город большой, но даже для столицы это перебор. Молодые люди, немолодые, среднего возраста, совсем маленькие. Проблема наркотиков, как и алкоголя, — очень серьезная.
И я решил обратить внимание читателей на это, стал писать в свой блог. Потом были скандалы с администрацией ресурса из-за фотографий, потому что люди всякие бывают, хотя я и предупреждал: слабонервным не смотреть, содержание специфическое. Но народ пост не читал почему-то, сразу смотрел снимки, за сердце хватался и писал жалобы. И меня прикрывали. Тогда я решил, что этих фотографий в открытом доступе не будет, только для друзей. О здоровом цинизме и чувстве юмора Профессия врача — циничная в принципе, потому что без какого-то здорового цинизма нельзя работать. Если через себя пропускать каждого человека, можно просто умереть сразу. По поводу нездорового цинизма — это все киношные стереотипы. Может быть, из-за того, что мы часто сталкиваемся со смертью, мои коллеги и я очень не любим шутить про смерть.
Я пытаюсь сразу пересекать шутки вроде «мяса не отрежешь на работе» и так далее. Терпеть этого не могу. И отношение к покойникам тоже совершенно не циничное — оно рабочее может быть. На самом деле работа очень тяжелая в психологическим плане. Я вообще-то очень смешливый человек, люблю комедии, особенно наши старые, анекдоты. На работе, когда печатаю, фоном включаю всегда передачу, где обсуждают украинские проблемы. Я очень смеюсь с этого. Я в жизни чаще веселый, чем невеселый. Слава богу, мне есть кого веселить — ребенок растет.
О приходе в профессию Я не хотел становиться врачом.
Во время дежурства мы выезжаем на вызов, осматриваем тело, устанавливаем давность наступления смерти и другие обстоятельства произошедшего. Работаем в составе следственной оперативной группы, со следователем и криминалистом. Если человек умер вне больницы или если в больнице ему не успели поставить точный диагноз — работаем мы.
В других случаях вскрытием занимается патологоанатом, который подробно разбирается в истории болезни и в том, какое лечение проводилось. Если есть подозрение на криминал или несчастный случай, в том числе ДТП и отравление, то тела направляют к нам. Бывает, что тело извлекают из воды. Если произошел пожар, приходится пробираться до объекта по обломкам.
Экспертиза потерпевших и подозреваемых входит в обязанности сотрудников другого отдела. Работа, видимо, накладывает свой отпечаток: с людьми общаться мне морально достаточно тяжело. Особенно, в тяжелых ситуациях. Для меня это сложнее, чем работать с мертвыми.
В последнее время девушки приходят. Туберкулез, ВИЧ. Естественно, мы используем средства защиты. Но главное — формалин.
Он используется в больших количествах и вызывает аллергические реакции, которые могут развиться до бронхиальной астмы. Через два года работы у меня началась аллергия, я уже обследуюсь и лечусь. Например, что люди, которые работают в морге, могут спокойно есть рядом с телом. Как на самом деле?
Да, к работе своей мы относимся спокойно. Если принимать близко к сердцу любую ситуацию и сам факт смерти, то это, как минимум, помешает работе. Во-вторых, долго не выдержишь. Если реагировать на каждый случай, то эмоционально выгоришь и получишь нервный срыв.
Эмоции уходят на второй план, остается только работа.
Мы даже приглашали психолога для проведения тренингов. Бывают такие случаи, что люди ведут себя не совсем адекватно, обижаясь без повода, ведь в момент потери близких они становятся психически неустойчивыми. К сожалению, этого никогда нам не избежать. Когда я пришла в бюро после интернатуры, здесь работали в основном мужчины. Сейчас к нам приходит молодёжь — три интерна девушки и всего один парень. И такое не первый год. В этой профессии, прежде всего, ты личность, ведь даже в законодательном плане эксперт никому в своих выводах не подчиняется. Эксперт - хозяин своего слова, должен быть уверен в своих знаниях и заключениях. Это очень важно для амбициозных людей.
А в нашей профессии должны быть именно такие, иначе дальше не шагнёшь ни по карьерной лестнице, ни в плане профессионального роста. Ну и дилетантом в нашей профессии быть никак нельзя, потому что, как уже сказала Светлана Валерьевна, за решениями наших экспертов стоят судьбы людей. RU" Заметили ошибку? Сообщите, пожалуйста, редакции. Выделите текст и нажмите клавиши «Ctrl» и «Пробел».
В государственных судебно-экспертных учреждениях Минздрава России эта должность именуется — «врач — судебно-медицинский эксперт».
Как работник государственного судебно-экспертного учреждения, судебно-медицинский эксперт должен отвечать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к судебному эксперту ст. Требования к образованию и обучению[ править править код ] Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биохимия» и подготовка в интернатуре и или ординатуре по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» или профессиональная переподготовка по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» при наличии подготовки в интернатуре и или ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Онкология», «Оториноларингология», «Пластическая хирургия», «Патологическая анатомия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия» [2].