Главная Наша деятельность Новости Основной статьей расходов бюджета 2023 года станет социальная политика. Государственная Дума в третьем, окончательном чтении приняла закон о федеральном бюджете на 2023 г., а также на плановый период 2024 и 2025 гг. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам. Учреждения бюджетной сферы начисление и оплату штрафов за нарушение законодательства или по долговым обязательствам отражают с использованием статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ. Приоритетными статьями расходов государственного бюджета жители России в первую очередь называют сферы образования (53%) и здравоохранение (51%).
Деятельность
- Федеральный бюджет вдруг разбогател: откуда деньги?
- «Ведомости»: Минфин предложил сократить расходы госбюджета на 1,6 трлн рублей — РТ на русском
- Федеральный бюджет
- Сокращение расходов бюджета в 2023 году доставит неприятности гражданам
- Поможет ли секвестр решить проблему дефицита бюджета России — мнения
- Доходы упали, расходы выросли: Минфин представил бюджетные итоги января
Федеральный бюджет
В парламенте уже называют предложенный Минфином документ «бюджетом стагнации и поражения», поскольку в нем не видно существенного увеличения расходов на украинскую спецоперацию, а также не просматриваются вложения в структурную перестройку экономики. Предприниматели также не в восторге от предложенного правительством повышения налогов. Однако защитники проекта указывают, что власти не будут снижать социальные расходы и готовы сохранять расходы федеральной казны на нынешнем уровне — пусть только и в номинальном выражении. Несмотря на существенную критику, Госдума в среду приняла в первом чтении проект федерального бюджета РФ на предстоящую трехлетку. Этот законопроект был внесен в Госдуму в конце сентября вместе с налоговыми новациями, которые увеличивают нагрузку на сырьевые компании в части налога на добычу НДПИ , а также вместе с поправками в Бюджетный кодекс, которые устанавливают новый порядок определения базовых нефтегазовых доходов. В документе заложены доходы бюджета на уровне 26,1 трлн руб.
Расходы казны при этом должны составить 29 трлн руб. Таким образом, дефицит составит почти 3 трлн руб. Объем Фонда национального благосостояния ФНБ составит в 2023 году 8,9 трлн руб. Государственные внутренние заимствования станут основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. В заключении на документ думского комитета по бюджету говорится, что в условиях внешних ограничений внутренний долговой рынок фактически остается единственным источником привлечения заемных средств в значимых объемах.
Для покрытия дефицита также будут использоваться средства ФНБ: в 2023 году на эти цели запланировано выделить почти 2 трлн руб. В 2025 году, после истечения переходного периода и полного возврата к действию бюджетного правила, направлять средства ФНБ на финансирование дефицита не планируется. Перед голосованием в первом чтении проект бюджета критиковали как парламентарии, так и экспертное сообщество. Одним из главных направлений критики стали скромные, по мнению парламентариев, траты на оборону страны см. Так, глава фракции «Справедливой России» Сергей Миронов перед пленарным заседанием заявил, что в новом бюджете фактически нет ни СВО, ни беспрецедентных санкций, ни новых четырех субъектов РФ.
Остальное — выпадающие доходы бюджета из-за налоговых льгот, траты из Фонда национального благосостояния ФНБ и др. Бюджет в ближайшие три года будет дефицитным Расходы превысят доходы на 1,3 трлн руб. Наибольший дефицит ожидается в 2023 году — почти 2,9 трлн руб. С 2024 года дефицит планируют снижать — до 2 трлн руб. Закрывать нехватку средств правительство будут главным образом за счет внутренних заимствований.
Это минимальный уровень с 2015 года. Это жить по средствам и не ходить с протянутой рукой. Высокий уровень госдолга негативно влияет на рейтинг страны, снижает ее возможности по рефинансированию и увеличивает стоимость обслуживания этого долга. Это создает трудности в будущем, но не является критичным. Но рост не катастрофический, госдолг планируется на управляемом уровне», — пояснил Станислав Мурашов.
Бюджет базируется на прогнозе Минэка о том, что экономика России возобновит рост с 2024 года. В этом случае соотношение госдолга к ВВП вырастет всего на 1,5 п. Однако нет уверенности, что не произойдут новые чрезвычайные ситуации, в мировой экономике в том числе, и ВВП России будет расти в условиях жестких санкций и высокой неопределенности, констатировал эксперт. Пока с размещением облигаций федерального займа ОФЗ у Минфина не задалось. Планы занять в сентябре 40 млрд руб.
Против фронтального сокращения расходов выступает председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. Она полагает, что расходы нужно резать не по всем направлениям, а избирательно. Минфин будет дальше дорабатывать свои предложения, поскольку в программе не был учтен ряд новых трат, в том числе обозначенных президентом. Также ведомство не учло ускорение ВВП, сильную отрицательную динамику доходов и изменившиеся реалии по курсу рубля. Добавим, что к так называемым защищенным расходам бюджета относятся в первую очередь соцобязательства: пенсии, пособия, траты на соцполитику, здравоохранение, образование и прочие. К незащищенным расходам чаще всего относят общегосударственные вопросы, расходы на национальную экономику, охрану окружающей среды и др.
Ничего личного, только бизнес Вернемся к теме водителей, которые должны, по мнению правительства, максимально пополнять бюджет. Помимо запланированного увеличения сбора штрафов, в феврале следующего года владельцам грузовиков по системе «Платон» за проезд по федеральным трассам придется платить 2,99 рубля за километр вместо нынешних 2,84.
Стоит ожидать, что увеличение как стоимости проезда по трассам, так и ретивость сотрудников различных ведомств во взимании штрафов в конечном итоге приведут к повышению цен на все. И еще немного про бизнес. В 2024 году государственные чиновники должны собрать с предпринимателей штрафов на сумму 5,57 млрд рублей, в 2025 году — 5,73 млрд рублей, в 2026 году — 5,45 млрд рублей. Видимо, высказанные в мае этого года поручения Владимира Путина о снижении давления на бизнес до правительства не дошли. Что ж, заплатят за все не министры, а простые люди — такие, как мы. Также не менее интересно, что сумма предполагаемого сбора штрафов с жителей России на предстоящие годы равна именно 440 млрд рублей. Складывается именно такое ощущение, что именно столько денег не хватает бюджету на этот период, поэтому сумму просто раскидали по годам.
Повысили план
- Путин пресек попытки лоббизма при разработке бюджета
- Поможет ли секвестр решить проблему дефицита бюджета России — мнения
- Новость \ Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за 2023 год
- Каким будет бюджет России в ближайшую трехлетку. Пять главных фактов в инфографике
- Минфин назвал программы для сокращения расходов госбюджета
- Разрыв растет. Минфин предлагает на 10% сократить расходы госбюджета в 2024 г.
Исполнение федерального бюджета по итогам 10 месяцев 2023 года: ситуация лучше ожидаемой
Прогноз по расходам на обслуживание госдолга в 2023 году увеличился на 14%, до 1,73 трлн рублей при общих планируемых расходах бюджета 29,2 трлн рублей. Расходы на обслуживание государственного долга (с учетом статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации) составили 1 724,1 млрд рублей, что на 13,5 %, больше утвержденного Федеральным законом № 466-ФЗ показателя 2023 года, а также на 29. Экономика - 21 ноября 2022 - Новости Волгограда - По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 2023 год составил 32 364 млрд рублей, превысив показатели предыдущего года на 4,0% г/г.
Поможет ли секвестр решить проблему дефицита бюджета России — мнения
С 2013 года официально начало действовать так называемое бюджетное правило , определяющее максимальный уровень расходов бюджета, исходя из цены на нефть [9]. По некоторым оценкам, до падения цен на нефть в 2015 году, экспорт энергоносителей нефть, газ и др. Прозрачность бюджета[ править править код ] В рейтинге прозрачности открытости бюджетов, составленном организацией International Budget Partnership IBP , Россия заняла 15-е место в мире из 100 исследованных стран по итогам 2017 года. IBP указывает на то, что правительство России предоставляет общественности существенную информацию о бюджете, но в то же время у общественности мало возможностей для участия в бюджетном процессе [15] [16]. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации « Электронный бюджет » работает с 2013 года. Бюджетная классификация[ править править код ] Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , используемая для составления и исполнения бюджетов , составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
К незащищенным относят все остальные. Однако в целом трактоваться эти понятия могут достаточно широко. Фактически защищенными, помимо оборонных и социальных обязательств, можно как минимум считать расходы на национальные проекты, реализацию посланий президента и социально-экономические инициативы правительства. Как пояснил «Ведомостям» близкий к правительству источник, в данном случае под незащищенными подразумевались в основном расходы, за которыми не было финансовых обоснований с соответствующими расчетами. Тогда министр финансов Антон Силуанов предложил провести «фронтальное сокращение», писали «Ведомости». Участники заседания в качестве альтернативы предложили нарастить заимствования, но представитель ЦБ, который также был на встрече, выступил резко против.
Программу 10-процентного сокращения незащищенных статей расходов бюджета глава Минфина Антон Силуанов представил еще в конце июня. К слову, в российском законодательстве нет понятия «защищенные» или «незащищенные» статьи, однако власти под защищенными подразумевают расходы на зарплаты бюджетникам, на здравоохранение, социальные выплаты и т. Напомним, согласно финансовому документу, по итогам года мы должны иметь дефицит бюджета 2,9 трлн рублей. Но уже в мае дефицит составил 3,4 трлн рублей, в июне сократился до 2,6 трлн, а в последнюю декаду июля, по предварительным данным, перевалил за 3,5 трлн рублей. Это неофициальные данные и цифра не окончательная, тем не менее мы видим, что дефицит растет. Как заявил Силуанов, расходы в 2024 году, вероятно, превысят плановые показатели, а параметры дефицита, по его словам, обсуждаются «в зависимости от тех задач, которые будут стоять на следующий год». При обвальном сокращении нефтегазовых доходов, которое мы наблюдаем — на середину июля они упали примерно вдвое к аналогичному периоду прошлого года, — найти дополнительные источники покрытия дефицита практически невозможно. Перспектив быстро нарастить выручку от продажи нефти и газа не просматривается — хорошо, если в среднесрочной перспективе удастся сохранить поступления на нынешнем уровне. Так что волей-неволей приходится резать расходы. Что резать будем Анонсируя предстоящее сокращение расходов, Антон Силуанов подчеркнул, что оно не коснется оборонных статей, пенсий и пособий, выплачиваемых государством, а также расходов на социальную сферу. Любое урезание бюджетных расходов — это плохо, тем не менее есть сферы, где секвестр проходит относительно безболезненно. Можно отложить, например, строительство каких-нибудь инфраструктурных капитальных проектов, пояснил советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытые Инвестиции» Сергей Хестанов. Скажем, Ленского моста, который должен связать Восточную Сибирь с портами Охотского моря.
Авторы документа как будто наблюдают за ситуацией не из окон кабинетов Минфина, а с другой планеты», — указал парламентарий. А мы предлагаем бюджет победы», — резюмировал Сергей Миронов, предлагая отозвать бюджет и пересчитать его заново. Депутат Михаил Щапов обращал внимание на слабую проработку прогноза социально-экономического развития. Во-вторых, мы не согласны с введением нового бюджетного правила. Мы считаем, что все доходы бюджета должны работать на экономику», — заявил он. Глава фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов отмечал, что финансовый план не содержит «представлений о том, как мы выйдем из системного кризиса». Депутат Оксана Дмитриева также отметила, что бюджет не отвечает задачам текущего момента. Но когда они появятся, принимать решение очень тяжело, потому что уже невозможно разместить заказ, подготовить проектно-сметную документацию, нужно заранее рассчитывать на соответствующий бюджетный план», — сказала она, отметив также, что второй вопрос — принципиальное несогласие с делением нефтегазовых доходов на базовые и дополнительные. Дмитриева также была не согласна с замещением средств ФНБ заимствованиями до 1 трлн руб. Заимствования замещать средствами ФНБ», — указывала она. Перед заседанием в среду глава Минфина Антон Силуанов заверил, что будущий бюджет учитывает все необходимые траты на проведение спецоперации СВО. Деньги идут и в этом году, и заложены на предстоящую трехлетку. С Министерством обороны вопросы отработаны», — сообщил министр. Во всяком случае, все эти вопросы учтены в текущем году и в трехлетнем бюджете», — уточнил он. Силуанов также заверил, что в проекте федерального бюджета на 2023—2025 годы предусмотрены средства на обеспечение социальных гарантий жителям ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и восстановление экономик этих регионов. А средства на это берутся за счет налогообложения сверхдоходов от сырьевой отрасли, уточнил он.
"Бюджет стагнации и поражения" принят в первом чтении
Новый бюджет примечателен тем, что впервые в современной России военные расходы превысят затраты на социальную политику, которая исторически была крупнейшей статьей. В следующем году расходы государственной казны на оборону вырастут сразу на 68%, одновременно с этим запланировано снижение расходов на здравоохранение и национальную экономику. Минфин РФ 8 августа опубликовал предварительные данные об исполнении федерального бюджета за январь — июль 2023 года. Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2024 году.
На чём будет экономить федеральный бюджет из-за резкого роста расходов на оборону
Итак, главной статьей расходов в 2024 году станет армия и всё, что с ней связано: на оборону придется 29,3 процента всех расходов, или 10,7 триллиона рублей. Средства от сокращения ряда статей расходов бюджета РФ в 2024 году пойдут на финансирование приоритетных затрат государства, однако итоговая сумма перераспределения пока не определена, сообщили РИА Новости в пресс-службе Минфина. Министерство финансов РФ предложило снять 1,6 трлн расходов бюджета с государственных программ и непрограммных направлений в 2023-2025 годах. Федеральный бюджет: пополнение и расход средств. Основные события, аналитика и прогнозы экспертов.
Финансовая революция от Минфина. Что сделают с госбюджетом в ближайшие три года
Формирование проектов законов решений о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на 2024 год на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов осуществляется: - в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации: от 24 мая 2022 г. N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения", в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 июня 2023 г. N 82н далее - Порядок N 82н ; от 1 июня 2023 г. N 80н "Об утверждении кодов перечней кодов бюджетной классификации Российской Федерации на 2024 год на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов "; - с учетом сопровождающих данные приказы сопоставительных таблиц таблиц соответствия , к числу которых относятся: Таблица соответствия разделов подразделов и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов; Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей подстатей классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2024 году; Сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. В целях обеспечения единообразного применения бюджетной классификации Российской Федерации при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на 2024 год на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов Министерство финансов Российской Федерации обращает внимание на следующие особенности и изменения порядка применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации. Изменения и особенности применения разделов подразделов классификации расходов бюджетов. Особенности отнесения бюджетных ассигнований по разделам и подразделам при централизованных закупках товаров, работ, услуг пункт 18. Расходы на осуществление главным распорядителем уполномоченной им подведомственной организацией централизованных закупок товаров, работ, услуг в целях: - обеспечения выполнения функций государственного муниципального органа, включая его территориальных органов и подведомственных ему учреждений, относятся на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение функционирования данного государственного муниципального органа; - обеспечения выполнения функций территориальных органов или подведомственных государственному муниципальному органу государственных муниципальных учреждений - на отраслевые функциональные разделы подразделы классификации расходов бюджетов, соответствующие выполняемым данными органами, учреждениями отраслевым функциям.
Расходы на осуществление главным распорядителем уполномоченной им подведомственной организацией централизованных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения выполнения функций подведомственных государственному муниципальному органу государственных муниципальных учреждений, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется по различным разделам классификации расходов бюджетов, относятся на раздел и подраздел классификации расходов бюджетов, в рамках которого отражаются расходы на обеспечение функционирования данного государственного муниципального органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Почти все «сэкономленные» деньги пойдут на увеличение финансирования правоохранительных органов. Забота о гражданах и сокращение расходов Законопроект о федеральном бюджете на 2022-24 годы появился на сайте Госдумы в четверг, 30 сентября. Перед принятием он должен пройти одобрение депутатами. Нет сомнений, что проблем с этим не будет — 324 кресла из 450 контролируют депутаты «Единой России» по итогам выборов 19 сентября. Остальные партии могут выступить против такого варианта бюджета: в нем заложено сокращение расходов на медицину, соцподдержку и развитие экономики. В пояснительной записке к бюджету указано, что на медицину в следующем году, несмотря на пандемию и четвертую волну, будет потрачено 1,245 трлн руб. На социальную поддержку пособия, пенсии, выплаты семья с детьми уйдет 5,837 трлн руб.
В 2023—2025 годы на эти цели заложено 61,82 трлн руб. Самой дорогой станет программа социальной поддержки граждан, на которую планируется потратить 9,64 трлн руб. Самой затратной среди «региональных» госпрограмм, как и прежде, остается «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя» — с 2023 по 2025 год на нее потратят 350 млрд руб. В разрезе национальных проектов по расходам традиционно лидируют «Демография» 1,8 трлн руб. На реализацию нацпроектов в 2023 и 2024 годах правительство намерено выделить почти по 3 трлн руб.
Однако, согласно актуальной росписи трат данные опубликованы на сайте «Электронный бюджет» , их сумма в этом году будет больше по крайней мере на 900 млрд руб. Силуанов ранее отмечал, что не видит серьезных рисков для исполнения обязательств государства в 2023 году, а для обеспечения сбалансированности бюджета 2024—2026 гг. Минфин совместно с правительством «отрабатывает задачи по мобилизации ресурсов». Сокращение может затронуть различные административные расходы, госзакупки товаров и услуг, расширение штата сотрудников, полагает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Эмиль Аблаев.
При этом вряд ли предстоящий секвестр серьезным образом затронет инвестиционные расходы и инфраструктурные проекты, отметил он. Картина дня.
Бюджет РФ на 2023: анализ и особенности
Месячная динамика нефтегазовых доходов к августу вышла на траекторию, превышающую их базовый уровень 8 трлн руб. В марте премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что правительство перенесло часть расходов на начало года в рамках перехода к опережающему авансированию госконтрактов. Власти больше не раскрывают детали расходов по направлениям. По данным Минфина, на госзакупки пришлось почти 4 трлн руб.
Как видно, прогнозы не очень радужные — и это в базовом сценарии. Правда, есть вероятность, что дальнейшее бюджетное стимулирование экономики поможет увеличить цифры, хотя по графе «Национальная экономика» и планируется снижение расходов. Прогноз по курсу доллара на 2024 год Курс доллара, заложенный в бюджет, крайне важен — как минимум потому, что нефтегазовые платежи конвертируются в рубли перед их зачислением в казну. И чем дороже стоит доллар, тем, в теории, больше средств поступает в бюджет. С другой стороны, слишком слабый рубль принесет высокую инфляцию. В 2022 году на 2023-й планировался курс около 70 рублей за доллар, но потом его пересмотрели — сейчас среднегодовой курс оценивают примерно в 85,2 рубля.
На дальнейший период прогнозы такие: 2024 год — 90,1 рублей за доллар; 2025 год — 91,1 рубль; 2026 год — 92,3 рубля. Впрочем, вряд ли эти прогнозы продержатся хотя бы один квартал. Ситуация на валютном рынке меняется едва ли не каждую неделю, и даже осенью 2023 года доллар уходил выше отметки в 100 рублей , после чего падал ниже 90. В Минэкономики полагают, что реальный эффективный курс рубля будет относительно стабильным все ближайшие 3 года. Его стабилизации должно способствовать укрепление платежного баланса и рост притока иностранной валюты. Но даже Счетная палата в своем заключении пишет , что устойчивым в течение 3 лет рубль был только 2 периода вне кризисов.
Государственный долг России в 2024 году Одно из важных преимуществ российской экономики — относительно небольшой размер государственного долга.
Ожидаемые доходы составят 35 трлн рублей в 2024 году, 33,5 трлн рублей в 2025 году, 34,1 трлн рублей в 2026 году. Расходы ожидаются на уровне 36,6 трлн рублей, 34,4 трлн рублей и 35,6 трлн рублей соответственно. Таким образом, дефицит может составить 1,6 трлн рублей в 2024 году, 0,9 трлн рублей в 2025 году и 1,5 трлн рублей в 2026 году. Как заявлял премьер-министр РФ Михаил Мишустин, кабмин постарался минимизировать дефицит настолько, насколько это возможно.
Как рассказывал DK.
RU, вопрос сокращения расходов активно обсуждали на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда Антон Силуанов признал, что многие расходные статьи бюджета давно не пересматривались : У нас много трат, которые 100 лет не пересматривались, они сидят у нас в голове, что это незыблемо. Ничего незыблемого нет, все это нужно заново пересмотреть, это большой ресурс. Это очень сложно сделать, но к этому нужно подступаться, — сказал глава Минфина. Добавим, что дефицит федерального бюджета по итогам января-мая 2023 г.
Фронтальное сокращение расходов бюджета в 2023 году: что означает и кому не хватит денег
"Бюджет стагнации и поражения" принят в первом чтении | Увеличить расходы бюджета позволили меры по мобилизации доходной базы, дополнительные поступления от улучшения администрирования косвенных налогов, шаги по донастройке нефтегазового сектора и введенная в этом году прогрессивная шкала экспортных пошлин. |
"Бюджет стагнации и поражения" принят в первом чтении / Экономика / Независимая газета | за 11 месяцев они увеличились по сравнению с РИА Новости, 08.12.2023. |
Минфин назвал программы для сокращения расходов госбюджета | Москва | ФедералПресс | Задача профинансировать сильно растущие расходы бюджета вынуждает увеличить усилия по сбору дополнительных доходов. |
Доходы федерального бюджета РФ в ноябре упали до 2,85 трлн рублей
Утвердить распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности, группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета. Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. А с учетом геополитических факторов, требующих повышенных расходов по закрытым статьям бюджета, больших резервов для безболезненного сокращения в общем-то нет, считает он. Результаты обзоров бюджетных расходов. 16 Бюджетный прогноз на 2025 год в соответствии с детализированной оценкой расходов федерального бюджета перспективного финансового плана, сформированного в государственной интегрированной информационной системе управления общественными.
Доходы федерального бюджета РФ в ноябре упали до 2,85 трлн рублей
Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении проект федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025–2026 годов. Согласно законопроекту, опубликованному на сайте Госдумы, доходы бюджета в следующем году составят 26,13 триллиона рублей, а расходы — 29,05 триллиона. Министерство финансов РФ предложило снять 1,6 трлн расходов бюджета с государственных программ и непрограммных направлений в 2023-2025 годах. Лидерами по объему расходов являются следующие статьи бюджета (% в среднем в структуре бюджетных трат на ближайшие 3 года).