Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Рудольф Кучеров / @РИА "Новости". Николай Рерих (1874-1947) в своей мастерской в Изваре. Выставка Рериха – одно из самых ожидаемых событий 2023 года в культурной жизни. Выставка «Николай Рерих» оценило 49 человек. Отзывы, рецензия, рекомендации и полный обзор выставки.
Рериха «убили» в Третьяковке
Третьяковская галерея готовит шесть масштабных выставок в Москве в 2024 году. Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Николая Рериха — русского живописца, театрального художника, путешественника и общественного деятеля XX века. Выставка «Николай Рерих» с 10 октября 2023 по 10 марта 2024, Новая Третьяковка в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. В октябре 2023 г. в Третьяковской галерее откроется глобальная экспозиция «Николай Рерих», приуроченная к 150-летию со дня рождения великого русского живописца.
Выставка картин Николая Рериха открылась на Крымском Валу
Подробно рассказываем о выставке, приуроченной к 150-летию великого художника Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу с 10 октября 2023. В Третьяковской галерее открылась выставка «Николай Рерих» в честь 150-летия со дня его рождения. Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Реставрацию занавеса в рамках подготовки выставки Рериха оплачивает банк ВТБ. Вообще 150 лет со дня рождения Николая Рериха будет в 2024 году, но в Третьяковке к нему начали готовиться немного заранее. Большая ретроспектива откроется в Новой Третьяковке 10 октября. Вообще 150 лет со дня рождения Николая Рериха будет в 2024 году, но в Третьяковке к нему начали готовиться немного заранее. Большая ретроспектива откроется в Новой Третьяковке 10 октября.
Музей, который потеряла Россия
26.05.2023 Открытие выставки Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете. Международный Центр Рерихов (Москва). Вы здесь: Главная > Новости Москвы > Открытие выставки Николая Рериха в Новой Третьяковке. Международный Центр Рерихов (Москва). Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет. В Москве открылась выставка к 150-летию художника Николая Рериха. Об этом сообщает РИА Новости.
Русский музей отправил произведения Рериха в Москву
Подробно рассказываем о выставке, приуроченной к 150-летию великого художника Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу с 10 октября 2023. Новая Третьяковка, Москва, Крымский Вал, 10. В Новой Третьяковке на Крымском Валу с 10 октября 2023 по 10 марта 2024 года проходит монографическая выставка «Николай Рерих», посвященная 150-летию Выдающегося художника и философа. Фотографии из репортажа РИА Новости 09.10.2023: Выставка "Николай Рерих" в Москве | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня».
Третьяковка впервые за 65 лет открыла выставку работ Рериха
Но на первом плане здесь вовсе не поздние эзотерические работы с видами Индии, а творчество дореволюционного русского периода. Декорации и размах Крупные монографические ретроспективы уже лет десять считаются главным локомотивом выставочной деятельности Третьяковки. Гончарова, Серов, Айвазовский, Верещагин, Серебрякова, Ларионов, Репин, Поленов, Врубель — все эти мастера становились героями музейных «блокбастеров», ориентированных вроде бы на самую широкую публику, но в то же время демонстрировавших результаты многолетней научной работы и новейшие достижения реставраторов, сумевших вернуть к жизни те или иные произведения. Более того: центральным экспонатом здесь оказался как раз только что отреставрированный объект — театральный задник «Половецкий стан» 1909 года для постановки балета «Половецкие пляски» в рамках Русских сезонов позже он фигурировал и в показах полной оперы Бородина «Князь Игорь».
Огромное полотно 23х10 м было выполнено Борисом Анисфельдом по эскизу Рериха, активно использовалось антрепризой Дягилева многие годы и в итоге добралось до частной британской коллекции в совершенно аварийном состоянии. В 2020 году Третьяковка благодаря спонсорской помощи выкупила артефакт и взялась за его спасение. Экспозиция в центре конструктивизма «Зотов» объединила 58 работ, выбранных автором «Известия» подробно рассказывали о старте реставрации.
И вот теперь мы можем увидеть первый промежуточный итог. В экспозиции, занявшей самое большое выставочное пространство Новой Третьяковки залы 60—61, где раньше были Серов, Айвазовский и так далее , задник натянут вдоль дальней стены — той, на которую открывается вид с внутреннего балкона. И это впечатляющее зрелище: ничего столь же масштабного в музее не демонстрировалось, и даже «Торжественное заседание Государственного совета», занимавшее в экспозиции Репина то же место, меркнет перед «Половецким станом» просто в силу куда более скромных габаритов.
Вплотную не подойти — застройка сделана таким образом, чтобы никто даже случайно не смог задеть раритет. Но полотно ведь и создавалось не для рассматривания вблизи — монументальный вид военного лагеря лучше охватывать взором целиком. Как переименовывают картины и меняют гражданство российским художникам и писателям «Стан» большой и маленький На витрине, что отделяет зрителей от «Половецкого стана», демонстрируются фотографии из реставрационной мастерской, а чуть сбоку — среднеформатный эскиз, выполненный в 1908-м собственноручно Рерихом и годом позже купленный Третьяковкой у автора.
Недавно мы видели эту пастель на выставке «Дягилев. Генеральная репетиция», но теперь можно сравнить предварительную штудию с финальным результатом. По сути, перед нами два разных изображения, сходных лишь идейно, сюжетно.
У Рериха доминируют бежевые и желто-коричневые оттенки, Анисфельд же меняет гамму в сторону зеленоватых и темно-красных тонов. Отличается и расположение объектов — палаток лагеря, холмов на заднем плане и так далее. После выставки Рериха задник вернется в реставрационную мастерскую, и хотя в будущем его обещают разместить в Новой Третьяковке уже на постоянной основе, в качестве доминанты зала Дягилева, планы эти удастся реализовать лишь после реконструкции здания на Крымском валу, а она постоянно откладывается.
Вдобавок, эскиз там точно не будут показывать в регулярном режиме — работы на бумаге не предназначены для постоянного экспонирования.
Ретроспектива откроется для широкой публики 10 октября, в день рождения Рериха. Помимо произведений живописи и графики, зрители увидят скульптуры, костюмы, книги и мемориальные предметы.
Сенсацией выставки «Николай Рерих» станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Отныне этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Он был приобретен Третьяковской галереей и транспортирован в Москву из-за рубежа в 2021 году. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении.
Первый этап реставрации полотна будет завершен к выставке Николая Рериха. Творчество Николая Рериха — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Полотна Рериха притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью и тайной, свободой мышления и глубоким символизмом.
Известно, что основной ее целью был «поиск волшебной страны Шамбалы, где люди живут счастливо и не знают ни бед, ни печалей».
Третья часть экспозиции рассказывает о театральной деятельности Рериха. Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски». Он был поставлен в Париже на первом сезоне знаменитой антрепризы «Русский балет» Сергея Дягилева. В наше время этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи.
Его приобрел музей в 2021 году и «транспортировал» в Москву из-за рубежа. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась «накатанной на вал» и теперь нуждается в масштабном восстановлении. Первый этап реставрации полотна завершился к выставке Николая Рериха. Борис Кустодиев.
Портрет Николая Рериха. Русский музей Николай Рерих. Третьяковская галерея Николай Рерих. Заморские гости.
Строят ладьи. Музей Востока Николай Рерих. Город строят. Илья Муромец.
Покорение Казани. Звездные руны. Твердыни Тибета. Тень учителя.
Третьяковка впервые за 65 лет открыла выставку работ Рериха
Требует осмысления вопрос, что позволяло ему заручиться доверием Дж. Неру в 1940-е, поддержкой на встречах с Н. Хрущёвым в 1950-е, Л. Брежневым в 1970-е и М. Горбачёвым в 1980-е годы. Несомненно, стратегическое партнёрство двух стран придавало роли вестника культуры большее значение.
Несмотря на многие различия в культуре, искусство русского художника и гражданина Индии получило признание в обеих странах. Изобразительное искусство как важная составляющая культуры представляет собой универсальный инструмент воздействия на общественное сознание, сложнейший, но и самый эффективный способ интеграции сообществ. Это во многом объясняет благожелательную позицию высших чинов государственной власти по отношению к творческому наследию Рерихов, так как оно по-своему способствовало развитию взаимосвязей между СССР и Индией. Искусство Рерихов, как отца, так и сына, исторически связывает многие страны, оно доступно для понимания, легко воспринимается зрителями разных возрастов, идеологически всеобъемлюще и, возможно, поэтому привлекает всё больше людей и до настоящего времени. Разные виды искусства взаимопроникающи и образуют связующее звено между различными слоями общества и самыми отдалёнными друг от друга народами.
Искусство является подлинным символом нации, благодаря искусству мы без особого труда можем понять и истолковать устремления и достижения народа. Когда-нибудь, когда падут все барьеры, разделяющие человечество на единицы ненависти, новое сотрудничество и взаимопонимание принесут нам невиданное процветание. Когда уйдёт страх перед внешним врагом и агрессией и мы будем в состоянии обратить нашу бдительность против самых заклятых врагов человечества — жадности, зависти, ненависти, невежества»19. Вера в будущее России, о которой неустанно говорил С. Рерих во время многочисленных встреч с общественностью, — именно она позволяла ему принимать самое активное участие в процессе приобщения народных масс к прекрасному искусству.
Искусство восхвалим! Рерих, воспевая любовь к творческому началу, восхваляя в своей поэзии всё то лучшее, что может подарить культура. Не разрушать, а сохранять старое и созидать новое, защищать богатство культурно-исторического наследия, особенно на крутых поворотах истории, когда во время слома действующего политического режима порой одновременно происходит крушение лучших достижений или проявлений культуры. В продолжение темы поиска причины необходимости искусства в эпоху перемен можно привести фрагменты из книги Н. Рериха «Пути Благословения»: «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства»20.
Далее Рерих пишет в свойственной ему манере диалога: «Вы говорите: "Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства. Нужно устроить раньше важные дела". Отвечаю: "Ваша правда, но и ваша ложь.
Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою?
Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже?
Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия. Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом»21. Эти строки во многом объясняют его жизненную позицию. К молитве духа через искусство, к миру через культуру призывал Н.
Рерих, следуя из одной страны в другую, путешествуя с континента на континент. В Пакте по защите памятников культуры, носящем его имя, заключён идеал, но реализовано стремление спасти достижения «подвига духа» и направить людей на объединение, образование, на созидание. Недаром одним из символов Мастер-Института и Музея Н. Рериха в Нью-Йорке стали «Строители Храма». Этот посыл слышен в его литературном и эпистолярном наследии, эти гуманистические идеи отражены в его живописи и в произведениях его сына.
Действительно, порой не хватало «хлеба» и выстраивались очереди за продуктами, но очередь людей, желающих увидеть настоящее искусство, была длинна как никогда, и это было явным показателем тяги к прекрасному. Причина необыкновенной популярности рериховского творчества в 1970-е и 1980-е годы заключается ещё и в том, что оно вернулось на Родину, когда его очень ждали. Искусство Николая Рериха было востребовано в эпохи перемен: перед революцией 1917 г. Спустя сто лет необычная судьба Н. Рериха по-прежнему вызывает интерес, его идеи и деятельность формируют почву для научных дискуссий и любительских споров, а живопись притягивает своего зрителя, постепенно перейдя в виртуальное пространство интернета.
Вместе с другими посланниками русской культуры Рерих принёс в Америку «очарование России», а после взялся возводить мост во имя объединения Востока и Запада. Тибетская сказка и русская быль с лёгкой руки художника стали явью нью-йоркской реальности благодаря выставкам его картин 1920-х годов. Рерих указывал, что роль русских деятелей искусства за границей огромна: «Мы работаем для третьей России, той, которую будет знать мир! В текстах книг Николая Рериха, написанных на русском языке, в его ясном для понимания и одновременно проникновенно-мудром стиле, мы находим строки, объясняющие происходящие в мире события. В одном из своих знаменитых эссе, «Струны земли», автор писал: «Спросили ламу: "Правда ли Праздник Духа приблизился?
С 1924 года по тибетскому летосчислению начался новый век. Век — считается не в сто лет, а в шестьдесят»23. Прошли лекции в музеях для многочисленных посетителей, памятные встречи и выставки картин Н. Рерихов в СССР. В экспозиции было представлено свыше 500 картин обоих художников.
Получил развитие очередной этап «Рериховского ренессанса», и таким образом сбывались мечты Рерихов о возвращении на Родину. Корреспондент газеты «Известия» писал о С. Рерихе: «Этого живописца с мировым именем легко узнают многие почитатели искусства. У него, как у сказочного песнетворца, серебристые волосы и лучистые молодые глаза. Он прибыл в нашу страну из далёкой Индии, чтобы почтить вместе с советскими людьми память своего великого отца...
Чтобы получить добрый совет или услышать фрагменты дивных историй о жизни его батюшки, люди приходили на лекции. Святославу Николаевичу едва хватало времени на решение вопросов по организации выставок и на то, чтобы повидать близких друзей и сотрудников. Николай Рерих утверждал важную для будущих поколений мысль: «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства»25. И вслед за отцом Святослав Рерих воплощал эти идеи в жизнь.
Сотни посетителей его выставок спешили задать вопросы, волновавшие поколение 1970 — 1980-х, подчас воспринимая художника как пророка, способного предсказывать будущее, или мудреца, рассуждающего о бытии человека посредством живописи.
Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше — жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет». По воспоминаниям близких людей Рериха, житие Радонежского всегда интересовало художника и вызывало желание отобразить его образ в своих работах. Картина была написана в 1932 году и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Рерих изобразил на картине, как святой благословляет русское воинство на бой с врагом — Куликовскую битву. В руках он держит плат со священным знаком Триединства и храм из белого камня, который выступает символом построения великой России.
Интересно, что в верхней части картины Рерих изобразил всевидящее око. Первый раз при князе Дмитрии, второй при Минине. Рерих считал, что главный подвиг святого заключается не в том, что он помогает справляться с врагами России, а в том, чтобы в нужное время поднять дух народа. Художник Николай Константинович Рерих 1874—1947. Государственная Третьяковская галерея. Ее Рерих написал, когда жил в Париже и вспоминал свою родину. Сюжет художник придумал во время своего путешествия в 1899 году по «водному пути» к Новгороду. Он тогда писал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…».
В 1902 году состоялась выставка в Императорской академии художеств, где «Заморских гостей» приобрел сам Николай II для Царскосельского дворца. На картине изображены полуночные гости, как писал сам Рерих. Виден берег Финского залива, а вода напиталась синевой ясного весеннего неба.
Многие из них хранятся в известнейших галереях мира. Также русских художник написал примерно 30 литературных томов, один из них — поэтический. Николай Рерих — обладатель нескольких престижных российских и иностранных наград.
Рерих "Юэн-Канг", 1937 г. Рерих "Земля Славянская", 1943 г. Рерих "Ярославль. Рерих "Великан", 1943 г. Выставка в Музее Царицыно "Невероятная Индия. Взгляд из России" до 22.
Ретроспективная выставка Николая Рериха открылась в Москве
Особенным экспонатом выставки ее организаторы называют занавес задник к легендарным "Половецким пляскам", которые представил Дягилев в 1909 году в Париже. Для оценки состояния сохранности владельцы арендовали спортивный зал, чтобы развернуть полотно, рассказала главный хранитель галереи Татьяна Городкова. Его приобрели в 2022 году. Когда принимали решение, в Третьяковке серьезно обсуждался вопрос реставрации.
Потому что мы — классическая картинная галерея, а восстановить тканевое полотно — сложный процесс, который требует принципиально другого подхода с точки зрения и хранения, и экспонирования. Занавес много лет использовался в театре, выдержал около двух тысяч постановок, проехал не только по Европе, но и по всему миру. Поэтому он находился в очень плохом состоянии", — отметила Городкова.
Особое внимание уделено опытам Н. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция рассказывает об особенностях мировоззрения художника и позволяет оценить его вклад в историю искусства. Только в таком межмузейном сотворчестве и возможен подход к дате, дорогой для всех, кто любит творчество Николая Константиновича Рериха. Уверена, это проект в ближайшие месяцы соберет вокруг себя и профессиональное сообщество, и многих любителей русского искусства, на него будут приходить семьями, и непременно открывать что-то новое и близкое для себя», — сказала Ольга Любимова.
Удивительно, в этом мире Рериха есть место и Торжку, точнее местному былинному герою — богатырю Косте Новоторженину. Считается, что одна из былин, связанных с его именем, была записана супругой Николая Константиновича — Еленой Ивановной, а потом переработана Рерихом «в былинном строе». На выставке в «Доме России» гости смогут более подробно познакомиться с этой малоизвестной историей, а также посетить восточную область мира Рериха — Гималаи, такие же узнаваемые и неповторимые, как стиль живописи Рериха.
Рериха по продвижению проекта популяризации художественного наследия отца получила поддержку руководства советского правительства, но не только...
Выставки не насаждались и не «спускались сверху», и люди стремились их увидеть. Неужели так называемые застойные 1970-е и последовавшие за ними экономически нестабильные времена Перестройки одинаково благотворно повлияли на общественное сознание, подталкивая к постижению прекрасного и таинственного искусства Рерихов и при этом показывая, что радость духовного развития может явиться противовесом удручающей внутриполитической обстановке в государстве? Дело в том, что далёкое от советского академического реализма искусство Рерихов, несмотря на разнообразие сюжетов, было понятно и деятелям культуры, и среднестатистическому посетителю художественных выставок, оно привлекало своей искренностью. Возможно, в изобразительном искусстве Рерихов людям виделось нечто большее, далёкое и неведомое, чего так не хватало в обыденной жизни. За якобы простыми, символически ясными картинами с их неповторимыми, насыщенными светом красками скрывалось нечто забытое или знакомое — легендарное прошлое Востока и Запада, мечты о единстве религий, вечная борьба добра со злом, сказочный мир Каменного века и Средневековья и многое другое, что могли подарить зрителю эти художники. Видимо, общественное сознание было готово принять их искусство, мало того, жаждало скорейшего появления подобных выставок. Со своей стороны Святослав Рерих, удостоенный звания почётного члена Академии художеств СССР 1978 , всячески способствовал развитию дела отца, организовывая выставки и помогая выпускать книги о его творчестве. Несомненно, решающую роль сыграло участие самого С. Рериха в межгосударственных культурных связях, его энергия и воля имели первостепенное значение в руководстве процессом.
Деятельность последователей и поклонников таланта Н. Рериха также обеспечивала поддержание интереса к творчеству художника, но основополагающей была направляющая сила самого маэстро, сына великого художника, который спешил поделиться с русскими людьми всем тем, что он видел и знал, чему учился и что воспринял от отца, плодами своего труда и тем опытом, что получил благодаря долгим годам жизни в далёкой Индии. Фактически С. Требует осмысления вопрос, что позволяло ему заручиться доверием Дж. Неру в 1940-е, поддержкой на встречах с Н. Хрущёвым в 1950-е, Л. Брежневым в 1970-е и М. Горбачёвым в 1980-е годы. Несомненно, стратегическое партнёрство двух стран придавало роли вестника культуры большее значение.
Несмотря на многие различия в культуре, искусство русского художника и гражданина Индии получило признание в обеих странах. Изобразительное искусство как важная составляющая культуры представляет собой универсальный инструмент воздействия на общественное сознание, сложнейший, но и самый эффективный способ интеграции сообществ. Это во многом объясняет благожелательную позицию высших чинов государственной власти по отношению к творческому наследию Рерихов, так как оно по-своему способствовало развитию взаимосвязей между СССР и Индией. Искусство Рерихов, как отца, так и сына, исторически связывает многие страны, оно доступно для понимания, легко воспринимается зрителями разных возрастов, идеологически всеобъемлюще и, возможно, поэтому привлекает всё больше людей и до настоящего времени. Разные виды искусства взаимопроникающи и образуют связующее звено между различными слоями общества и самыми отдалёнными друг от друга народами. Искусство является подлинным символом нации, благодаря искусству мы без особого труда можем понять и истолковать устремления и достижения народа. Когда-нибудь, когда падут все барьеры, разделяющие человечество на единицы ненависти, новое сотрудничество и взаимопонимание принесут нам невиданное процветание. Когда уйдёт страх перед внешним врагом и агрессией и мы будем в состоянии обратить нашу бдительность против самых заклятых врагов человечества — жадности, зависти, ненависти, невежества»19. Вера в будущее России, о которой неустанно говорил С.
Рерих во время многочисленных встреч с общественностью, — именно она позволяла ему принимать самое активное участие в процессе приобщения народных масс к прекрасному искусству. Искусство восхвалим! Рерих, воспевая любовь к творческому началу, восхваляя в своей поэзии всё то лучшее, что может подарить культура. Не разрушать, а сохранять старое и созидать новое, защищать богатство культурно-исторического наследия, особенно на крутых поворотах истории, когда во время слома действующего политического режима порой одновременно происходит крушение лучших достижений или проявлений культуры. В продолжение темы поиска причины необходимости искусства в эпоху перемен можно привести фрагменты из книги Н. Рериха «Пути Благословения»: «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства»20. Далее Рерих пишет в свойственной ему манере диалога: «Вы говорите: "Трудно нам. Где же думать о знании и красоте, когда жить нечем. Далеко нам до знания и до искусства.
Нужно устроить раньше важные дела". Отвечаю: "Ваша правда, но и ваша ложь. Ведь знание и искусство не роскошь. Знание и искусство не безделье. Пора уже запомнить. Это молитва и подвиг духа. Неужели же, по-вашему, люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Или от беззаботного безделья? Нет, молятся в минуты наиболее трудные.
Так и эта молитва духа наиболее нужна, когда всё существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре. Ищет мудрое решение. А где же опора твёрже? Дрожим от колебания нашего духа, от недоверия. Вспомним, как часто, трудясь, мы забывали о пище, не замечали ветра и холода и зноя. Устремлённый дух окутывал нас непроницаемым покровом»21. Эти строки во многом объясняют его жизненную позицию. К молитве духа через искусство, к миру через культуру призывал Н. Рерих, следуя из одной страны в другую, путешествуя с континента на континент.
В Пакте по защите памятников культуры, носящем его имя, заключён идеал, но реализовано стремление спасти достижения «подвига духа» и направить людей на объединение, образование, на созидание. Недаром одним из символов Мастер-Института и Музея Н. Рериха в Нью-Йорке стали «Строители Храма». Этот посыл слышен в его литературном и эпистолярном наследии, эти гуманистические идеи отражены в его живописи и в произведениях его сына. Действительно, порой не хватало «хлеба» и выстраивались очереди за продуктами, но очередь людей, желающих увидеть настоящее искусство, была длинна как никогда, и это было явным показателем тяги к прекрасному. Причина необыкновенной популярности рериховского творчества в 1970-е и 1980-е годы заключается ещё и в том, что оно вернулось на Родину, когда его очень ждали. Искусство Николая Рериха было востребовано в эпохи перемен: перед революцией 1917 г. Спустя сто лет необычная судьба Н. Рериха по-прежнему вызывает интерес, его идеи и деятельность формируют почву для научных дискуссий и любительских споров, а живопись притягивает своего зрителя, постепенно перейдя в виртуальное пространство интернета.
Вместе с другими посланниками русской культуры Рерих принёс в Америку «очарование России», а после взялся возводить мост во имя объединения Востока и Запада. Тибетская сказка и русская быль с лёгкой руки художника стали явью нью-йоркской реальности благодаря выставкам его картин 1920-х годов. Рерих указывал, что роль русских деятелей искусства за границей огромна: «Мы работаем для третьей России, той, которую будет знать мир! В текстах книг Николая Рериха, написанных на русском языке, в его ясном для понимания и одновременно проникновенно-мудром стиле, мы находим строки, объясняющие происходящие в мире события. В одном из своих знаменитых эссе, «Струны земли», автор писал: «Спросили ламу: "Правда ли Праздник Духа приблизился? С 1924 года по тибетскому летосчислению начался новый век. Век — считается не в сто лет, а в шестьдесят»23. Прошли лекции в музеях для многочисленных посетителей, памятные встречи и выставки картин Н.
Не только мастер гор: в Новой Третьяковке покажут другого Рериха
Тех, кто придет на выставку, ждет захватывающее путешествие по Гималаям и Алтаю — местам, которые Рерих изобразил на своих мистических картинах, наполненных покоем, светом и гармонией. Благодаря проекторам высокого разрешения и объемному звуку, каждый сможет погрузиться в атмосферу, созданную художником на его полотнах. Николай Константинович Рерих — это настоящее явление в российской и мировой культуре. Человек уникальных способностей, художник, писатель, археолог, ученый, философ, сценограф и мистик, духовный учитель нескольких поколений людей — все эти характеристики относятся к одному человеку.
Его всегда привлекала Индия с ее древней философией и особым отношением к жизни. В поисках духовного просветления Рерих с семьей попадает в Гималаи, где находит свою вторую родину. Под его руководством организуется Центрально-Азиатская экспедиция.
Размер грандиозного полотна — 10 на 23 метра. Отныне этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи.
Главный редактор сетевого издания И.
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д.
Более 600 произведений представляют весь спектр художественного творчества Николая и Святослава Рерихов. Читать дальше Работы Николая Рериха, представленные в экспозиции, охватывают 45 лет его творческой жизни. Красной нитью проходит тема Древней Руси. Кисти художника принадлежат известные полотна: «Строят ладьи», «Идолы», «Книга голубиная», «Земля Славянская», «Ярослав Мудрый», «Святогор» и так называемая архитектурная серия около 40 этюдов. Она относится к раннему периоду и дает представление о русском зодчестве.
«Николай Рерих»: выставка в Новой Третьяковке
Творчество Рериха будет раскрыто не только по направлению живописи — посетители выставки узнают, как мастер реализовывал свой талант в создании театральных постановок и архитектурных композиций. Один из самых неординарных экспонатов — исключительной красоты декорация, расписанная Николаем Константиновичем в 1908 г. Уникальный задний фоновый занавес был приобретен Третьяковской галереей в 2021 г. Автор: Рубик Кубик.
Уже на ранних этапах творчества Николай Рерих, путешествуя по России, не только создавал живописные работы, но и выдвинул идею сохранения древностей и памятников зодчества. Эта идея со временем претворилась в международный документ «Пакт Рериха» о защите культурных ценностей во время войн и вооруженных конфликтов. В 1935 году его подписали главы 21 государства Северной и Южной Америк, а в 1954-м документ лег в основу Гаагской конвенции. Кроме того, по словам психологов, медиков, искусствоведов, среди которых испанский ученый Леонардо Оласабаль, живопись Рериха оказывает лечебное терапевтическое воздействие, для этого достаточно просто посмотреть на его картины.
Где проходит.
Он был приобретен Третьяковской галереей и транспортирован в Москву из-за рубежа в 2021 году. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении. Первый этап реставрации полотна будет завершен к выставке Николая Рериха. Творчество Николая Рериха — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Полотна Рериха притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью и тайной, свободой мышления и глубоким символизмом. Яркая жизнь Николая Рериха подобна удивительной легенде.
Творческое наследие Рериха велико — насчитывает более 5 000 полотен, включая живописные, графические, театрально-декорационные работы, которые хранятся в государственных музеях и в частных коллекциях по всему миру.
Все картины выполнены в холодных, преимущественно синих или фиолетовых тонах. Николай Рерих и Сергей Дягилев были участниками творческого объединения «Мир искусства». И живописец, и антрепренер занимались созданием выставок полотен «мирискусников». Это переросло в совместную работу над спектаклями. Рерих создавал декорации и элементы костюмов для красочных выступлений, с которыми «Русские сезоны» гастролировали по Европе. Мировую известность художнику принесла работа над сценографией и либретто балета Вацлава Нижинского «Весна священная» 1913 года. Премьера вызвала бурную реакцию у публики, во многом из-за авангардной музыки, костюмов — грубых полотняных рубах — и вызывающе резких движений танцоров. За рубежом Николай Рерих стал известен еще во время гастролей «Русских сезонов» Дягилева. В 1918 году художник вынужденно оказался за пределами России.
Дело в том, что еще в 1916 году из-за болезни легких он по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия провозгласила свою независимость и закрыла границы с Россией. И Рерих не мог вернуться в Петроград. Художник продолжил заниматься искусством уже в Европе и Америке.