Такой прорыв блокады Ленинграда произошёл сегодня. И прорвал эту блокаду Али. Такой прорыв блокады Ленинграда произошёл сегодня. И прорвал эту блокаду Али.
Прорыв Блокады Ленинграда. 74 года прошло
Усилив оборону боевыми группами из состава 61-й, 121-й и 217-й пехотных дивизий, немецкие войска остановили наступление 54-й армии [43]. Безуспешные попытки продолжить наступление предпринимались частями 54-й армии до 27 февраля. В итоге соединения армии продвинулись на 3—4 км на 5-километровом участке фронта и не выполнили главную задачу, что не помешало К. Мерецкову в своих мемуарах положительно оценить результаты наступления: «54-я армия проводила операцию, направленную на то, чтобы не позволить врагу создать под Мгой сильную группировку с целью ликвидировать только что созданный коридор к югу от Ладоги. Армия нанесла удар в сторону Чудова, сумела отвлечь на себя фашистские войска, предназначенные для прорыва к Шлиссельбургу, и свою задачу выполнила». На службе народу [8]. Продолжение наступления 67-й и 2-й ударной армий[ править править код ] В ходе продолжения операции «Искра» в феврале 67-я армия и 2-я ударная армии должны были решить несколько задач: взять штурмом немецкий узел обороны в районе 1-го, 2-го Городков и 8-й ГРЭС , захватить Синявинские высоты и во взаимодействии с 55-й и 54-й армиями разгромить мгинско-синявинскую группировку противника. Таким образом, была восстановлена сухопутная связь с Невским «пятачком» и небольшой выступ во фронте в этом районе был срезан. Всего части 67-й армии сумели продвинуться на 5 километров, но из-за значительных потерь дальнейшее наступление были вынуждены прекратить [44].
Бои сразу же приняли крайне ожесточённый характер. Так, в течение 10 дней части 2-й ударной армии силами 35 батальонов штурмовали высоту 43. Одновременно 73-я морская стрелковая бригада, 80-я и 364-я стрелковые дивизии, а затем и 64-я гвардейская стрелковая дивизия, усиленные значительной артиллерийской группировкой, штурмовали высоту с отметкой 50. Высоты несколько раз переходили из рук в руки, но в конечном итоге части 21-й немецкой пехотной дивизии и 540-го штрафного батальона при поддержке нескольких танков «Тигр» сумели удержать их в своих руках. После нескольких дней относительного затишья 12—13 февраля атаки частей 2-й ударной армии на Синявинские высоты возобновились и продолжались до конца февраля, но вновь успеха не достигли [46] [47] [45]. Таким образом, наступление 2-й ударной армии успеха не имело и было прекращено [44]. В результате части 128-й, 18-й и 11-й советских стрелковых дивизий попали в окружение и понесли тяжёлые потери, а линия фронта сместилась севернее дороги Синявино — Гонтовая Липка [48]. Войскам всех четырёх армий 54-й , 55-й , 67-й и 2-й ударной было предписано временно прекратить наступление и закрепиться на занимаемых рубежах, а командующим фронтов к 3 марта представить соображения по проведению очередной совместной наступательной операции [49].
Несмотря на то, что наступление Северо-Западного фронта в феврале, так же, как и под Ленинградом , не достигло поставленных целей, советское командование всё-таки рассчитывало осуществить план «Полярная Звезда» в марте, но уже с более скромными целями [50]. Согласно очередному плану Ставки ВГК Северо-Западный фронт переходил в новое наступление 4 марта в направлении Старой Руссы , а 55-я армия Ленинградского фронта и 8-я армия Волховского фронта — 14 марта, получив прежнюю задачу — окружить и уничтожить мгинско-синявинскую группировку противника. Обескровленные 67-я и 2-я ударная армии должны были присоединиться к наступлению только в случае успеха на флангах [50]. В начале марта 1943 года из-за резко изменившейся обстановки на южном фасе советско-германского фронта операция «Полярная Звезда» была фактически отменена. Войска Северо-Западного фронта всё-таки начали наступление 5 марта. Войска Ленинградского и Волховского фронтов не сумели подготовиться к наступлению к 14 марта и начало операции было перенесено на 5 дней. К этому моменту войска Северо-Западного фронта, не добившись успеха, уже завершали операцию, которая была окончательно прекращена 17 марта. Продолжение наступления, 19 марта — 2 апреля 1943 года[ править править код ] 19 марта 55-я армия начала наступление из района Красного Бора в направлении Ульяновки.
В начале операции войска армии сумели прорвать фронт на участке в 6,5 километров и продвинуться вперёд до 2,5 километров. В дальнейшем, после ожесточённых боёв, передовые части армии продвинулись на 8—10 километров и достигли северо-западных окраин Саблино и Ульяновки [52]. Соединения 55-й армии до начала апреля неоднократно пытались возобновить наступление, но успеха так и не достигли. Одновременно с началом наступления 55-й армии 8-я армия начала наступление на Мгу из района южнее Вороново. На участке фронта от Гонтовой Липки до района Погостья советским войскам противостояли части 1-й, 223-й, 69-й пехотных и 285-й охранной дивизий [50]. После трёх дней боёв первый эшелон 8-й армии 256-я, 265-я, 286-я, 374-я и 378-я стрелковые дивизии при поддержке 35-го, 25-го, 33-го и 50-го танковых полков прорвал немецкую оборону на участке Вороново — Лодва шириной 8 километров и продвинулся вперёд до 2—5 километров. Подвижной группе в составе полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии и танкового батальона 122-й танковой бригады удалось обойти с севера мощный узел обороны Карбусель и перерезать железную дорогу Мга — Кириши восточнее станции Турышкино. Однако командование немецкой 18-й армии сумело перебросить 21-ю, 121-ю пехотные дивизии, 2 полка 11-й пехотной дивизии, которые сумели остановить продвижение 8-й армии.
Ввод в бой 1 апреля 14-й стрелковой дивизии и 1-й стрелковой бригады для поддержки успеха 64-й дивизии результата не принёс [53]. Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом. Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь. В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов. Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия.
Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага. Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии.
По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой. Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55].
Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами.
Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ.
Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях.
Наступление началось 12 января: ночью советские бомбардировщики нанесли массированный удар по позициям противника.
До 17 января длились затяжные ожесточенные бои. Немного позже в этот же день от противника очистили Шлиссельбург. Таким образом, блокада Ленинграда была прорвана.
За время блокады 632 253 человека погибли от голода, почти 17 тысяч гражданских умерли при артобстрелах и бомбардировках. Несмотря на то что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всем Ленинградском фронте.
К 80-летию наступательной операции «Искра» Минобороны России опубликовало рассекреченные архивные документы , описывающие подготовку и прорыв блокады Ленинграда. Началу решительных боевых действий предшествовала тщательная подготовка операции, замысел которой определялся приказом Ставки Верховного Главнокомандования от 8 декабря 1942 года: «разбить осаду города Ленинграда, к исходу января 1943 года операцию закончить». Ночью 12 января 1943 года советская авиация нанесла массированные удары по позициям немецкой артиллерии. Затем вслед за огневым валом пошла в наступление пехота. Артиллерийская обработка переднего края и глубины обороны противника прошла эффективно, что позволило пехоте на целом ряде направлений ворваться в расположение противника без значительных потерь».
Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов.
В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады.
Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах.
Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель.
В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов.
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
Прорыв блокады произошёл только в январе 1943 года в ходе операции «Искра» Ленинградского (командующий генерал‑полковник Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов. Тренер СКА Ротенберг назвал победу над «Северсталью» прорывом блокады Ленинграда. Ровно 80 лет назад начался прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота и. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Прорыв блокады Ленинграда, 18 января 1943 Автор фотографии: Борис Кудояров.
Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда
- Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков»
- 80 лет прорыва блокады ЛенинградаРоссийский государственный архив Военно-Морского Флота
- Операция "Искра": 18 января советские войска прорвали блокаду Ленинграда - Толк 18.01.2022
- Прорыву блокады Ленинграда 80 лет: как Путин посетил Петербург в годовщину события
Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы
Район между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемое «бутылочное горлышко» , где расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим 12—16 км , был по-прежнему занят частями немецкой 18-й армии. В этих условиях Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка—Михайловский—Тортолово. На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению. Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ.
Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. Артподготовка перед операцией «Искра» В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра.
Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H.
Но первый глоток свободы спас тысячи жизней.
Героический подвиг советский солдат, мужество и сильный дух блокадников и защитников города увековечили на берегу Ладожского озера. Дорога жизни по льду Ладоги 22 ноября 1941-го заработала ледовая дорога через Ладогу. Это была единственная транспортная артерия, связывающая осажденный Ленинград с остальной страной. По тонкому льду в первую ходку удалось доставить на грузовиках 33 тонны грузов, в первую очередь, продовольствие. Потом еще и еще. Читайте также Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде Фашисты довольно быстро поняли, что «Дорога жизни» разрушает их планы на быструю победу, и начали методично сбрасывать бомбы на грузовики.
Поскольку линия фронта проходила в 15-20 километрах от трассы, удары авиации подкреплялись огнем немецкой дальнобойной артиллерии. Для обороны трассы на каждом километре установили зенитные пулеметы, через каждые три — малокалиберные зенитные орудия. Машины уходили под лед, люди гибли и тонули, но дорога продолжала функционировать. Несмотря бомбежки, обстрелы, плохую видимость и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки — туда и обратно. Лозунг тех дней гласил: «Каждые два рейса обеспечивают 10 500 ленинградских жителей. Борись за два рейса».
Некоторые шоферы успевали сделать даже три ходки. Всего в первую блокадную зиму в Ленинград легендарные «полуторки» ГАЗ переправили более 260 тысяч тонн продуктов, а также шесть стрелковых дивизий и танковую бригаду. В обратный путь, на Большую землю вывозились люди — в первую очередь, дети, женщины и старики. Всего за блокаду удалось эвакуировать около 1,376 миллиона человек. Нечеловеческий подвиг ленинградцев Неокрепший лед и постоянные обстрелы заставляли инженеров неоднократно переносить дорогу на новое место. Плохие погодные условия тоже играли против водителей.
В сильную метель машины часто теряли ориентиры и проваливались под лед. Так, за первую зиму в Ладожском озере затонуло 327 автомашин. Читайте также Орудия блокады: незрячие слухачи, крейсер «Аврора», альпинисты Исаакиевского К декабрю 1941-го запас продовольствия почти иссяк, доставить продукты регулярно не представлялось возможным — все подступы к Ленинграду обстреливались фашистами. Карточки ввели еще в июле, а зимой пришлось сильно урезать норму выдачи хлеба.
Эту блокаду прорвал Али [Владимир Алистров], что дорогого стоит. Он взял на себя ответственность. Важный момент для нас, что ребята берут на себя ответственность в таких тяжелых ситуациях. А дальше уже другие игроки подтянулись, и Алистров повел команду за собой», — приводятся слова Ротенберга на сайте клуба.
Прорыв блокады произошел в ходе наступательной операции «Искра» 18 января 1943 года. Советские войска разрывали окружение на протяжении шести дней при поддержке корабельной артиллерии Балтийского флота и Волховского фронта. На переднем плане обнимаются Мелконян и Мельников, на втором ст. По итогу освобождения города, наградами и орденами за отвагу и героизм были награждены 19 тысяч воинов. Во время блокады Ленинграда, согласно данным исследователей, погибло около 1,5 млн человек. На Нюрнбергском процессе речь шла о 650 тысячах жертв оккупации.
Баир Иринчеев: Освободить Ленинград от блокады пытались пять раз
Говоров и Волховского генерал армии К. Мерецков фронтов в районе Шлиссельбурга прорвана блокада Ленинграда. Летчики ПВО совершили 917 боевых вылетов, провели 89 воздушных боев, в результате которых уничтожили 54 вражеских самолета. Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога.
К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта. Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии.
Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом.
Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.
Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.
Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин.
Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений.
Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции.
Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь.
На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады. Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета. А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград.
Наталья Владимировна узнала о «Прорыве» из телевизионного сюжета и сразу же засобиралась в Кировск. Она приехала из Санкт-Петербурга рано утром 9 февраля, чтобы прикоснуться к образу отца и возложить цветы к этому своеобразному памятнику его героизму. С собой женщина привезла и боевые награды Владимира Девяткина фото 1.
У меня просто не было слов… Рядом с солдатом, которого мы воссоздавали по фотографии из книги о Невском «пятачке» стояла его дочь, а на коленях манекена лежали несколько гвоздик фото 4 , — так описал в социальной сети ВКонтакте свои впечатления Дмитрий Поштаренко. Дочь Владимира Девяткина обещала приехать вновь: в это воскресенье она привезет с собой на экспозицию внука. После окончания экскурсии Наталья Владимировна сделала небольшую запись в книге посетителей на фото 3 , но мало кто знает, насколько эти строки дороги для поисковиков и лично для Дмитрия Поштаренко. В этот же день в Выставочном зале музея произошла еще одна встреча. В своем посте в интернете Александр Бушеквич выложил фотоснимок фото 2 с надписью: «Славка целится во врага из такой же снайперской винтовки, с которой сражался его прапрадед в этих местах в районе 4-го Рабочего посёлка». Многие из них оставили свои записи в специальной книге.
Прорыв Блокады Ленинграда. 74 года прошло
В этот день чтят память тех, кто выжил в тяжелейших условиях блокады, и тех, кто отдал свои жизни за освобождение города. Прорыв минной блокады Ленинграда был одним из ключевых событий Великой Отечественной войны.
Поняв, к чему все идет, немцы начали готовить отход. Через несколько часов была освобождена Мга, а вскоре восстановлен контроль над Кировской железной дорогой. Теперь необходимо было скорее освободить Красногвардейск 23 января 1944 года переименован в Гатчину , Пушкин и Слуцк 23 января переименован в Павловск.
Советские бойцы устанавливают красный флаг на арке лицея в освобожденном Пушкине. Источник: Музей обороны и блокады Ленинграда 21 января дивизии 67-й армии обошли фашистов с запада и практически окружили их. Одни из самых красивых дворцово-парковых комплексов в мире были варварски разрушены и разграблены. Части 42-й армии стали подступать к городу 22 января, но взять его сходу не смогли.
Бои продолжались почти сутки. Это означало развал сплошного фронта немецкой обороны - 18-я армия вермахта была рассечена на две части. К 20 января за четыре дня боев она сумела продвинуться вперед на пять километров. Удержать позиции у Чудово и Любани для немецкого командования было крайне важно - вдоль железной дороги и шоссе Ленинград - Москва проходила немецкая промежуточная линия обороны.
Именно на нее 21 января начали отступать немецкие войска из района Мги.
До начала операции «Искра» оставались считаные часы. Операцию «Искра» готовили необычайно тщательно.
Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было. Подготовка велась в условиях абсолютной секретности на Ленинградском и Волховском фронтах. Форсировать Неву планировали на лыжах.
Бойцы должны были уметь двигаться быстро. Одной из проблем была немецкая колючая проволока. Прочная, квадратная в сечении, с плотной посадкой колючек.
Обычные кусачки ее не брали. Тогда умельцы придумали насадку на автомат, чтобы перебивать проволоку выстрелом.
На одной из станций на окраине города были применена идея сокращения объемов и высот зданий при помощи раскрашенных полотнищ, уменьшающих и искажающих тени сооружений.
Обширные территории складов торфа были замаскированы зеленым ковром под пашни и луга посевом овса и других быстро растущих трав на штабелях торфа и раскраской ложных дорог. Ложные домики из дров создавали полную иллюзию деревенской идиллии. Работники электростанций собирали остатки топлива с эвакуированных или бездействовавших предприятий, разбирали деревянные дома.
Остановилось движение электротранспорта, прекратились подача воды, освещение домов и улиц. Топлива оставалось на несколько дней. Электроэнергию получали только хлебозавод, госпиталь и Смольный.
Работа по реконструкции велась под руководством директора станции Абрама Михайловича Маринова и начальника котельного цеха Иосифа Петровича Александрова, наладку котла с топкой Т. Макарьева провел инженер энерголаборатории Сергей Степанович Зайцев. Пуск этого котла дал возможность повысить нагрузку электростанции до 21 — 22 тыс.
Кабель жизни Река Волхов южнее ГЭС находилась в руках врага, шли упорные бои на Синявинских болотах, снаряды, бомбы и мины падали на корпуса гидростанции, но восстановление Волховской ГЭС шло полным ходом. В мае 1942 года два гидрогенератора смонтировали и пустили в работу. В это же время в Ленинграде энергетики разрабатывали план восстановления и частичной реконструкции Волховских линий 110 кВ и линии 35 кВ, а также прокладки кабеля через Ладожское озеро.
Возведение объектов электропередачи Волховская ГЭС-Ленинград Ладожской , которая включала 3 подстанции, около 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, общими усилиями выполнили за 45 дней вместо планируемых 56 этот срок был определен Военным Советом Ленинградского фронта. Всеми работами руководил главный инженер «Ленэнерго» Сергей Васильевич Усов. Главная сложность заключалась в том, что кабель было возможно прокладывать только ночью.
Близкая линия фронта делала опасными любые работы с кабелем днем. Это подтвердилось 30 октября 1942 года при прокладке пятой нитки кабеля, когда в результате дневного налета авиации фашистов погибли люди, а суда и кабель получили повреждения.
Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь
Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений. Прорыв блокады Ленинграда начался 12 января 1943 года, в 9 часов 30 минут, с артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовки. В этой серии: Что генерал Леонид Говоров считал главным при прорыве блокады? Прорыв блокады произошел в ходе наступательной операции «Искра» 18 января 1943 года. После прорыва блокады 18 января 1943 года ленинградцам пришлось ждать еще целый год до её полного снятия 27 января 1944 года. Главная» Новости» Как отмечают 80 лет освобождения ленинграда.
СЕГОДНЯ РОВНО 80 ЛЕТ, КАК ПРОИЗОШЕЛ ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.
Прорыв блокады Ленинграда начался 12 января 1943 года, в 9 часов 30 минут, с артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовки. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. В памятных мероприятиях, посвященных 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда, сегодня принимает участие Президент России Владимир Путин. В дни тяжелейших боев по прорыву блокады Ленинграда при форсировании Невы в этих местах ежедневно гибли сотни красноармейцев.
Прорыв Блокады Ленинграда. 74 года прошло
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» создан в 1990-м году на базе музея-диорамы и памятных мест Великой Отечественной войны в Южном Приладожье. Операцию по прорыву блокадного кольца вокруг Ленинграда назвали «Искра», памятуя крылатое выражение: «Из искры возгорится пламя». Операцию по прорыву блокадного кольца вокруг Ленинграда назвали «Искра», памятуя крылатое выражение: «Из искры возгорится пламя». Прорыв блокады Ленинграда начался 12 января 1943 года, в 9 часов 30 минут, с артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовки. День прорыва блокады Ленинграда (18 января) и день снятия блокады Ленинграда (27 января) в календаре памятных дат разделены 10 днями, а на самом деле между ними прошел год. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?
Владимир Путин возложил траурный венок к монументу Мать-Родина на Пискаревском мемориальном кладбище, где похоронены около полумиллиона ленинградцев и защитников города. На пути от Вечного огня к монументу президент остановился у одной из братских могил. Букет бордовых роз на гранитную плиту. Тут покоится родной брат президента - Виктор. Он умер в блокаду еще совсем маленьким ребенком. Еще одно место, которое в этот день неизменно посещает президент - Невский пятачок, монумент Рубежный камень. Здесь на легендарном плацдарме шириной всего в несколько километров, который героически удерживали красноармейцы, воевал и был ранен отец президента. В дни тяжелейших боев по прорыву блокады Ленинграда при форсировании Невы в этих местах ежедневно гибли сотни красноармейцев.
Сейчас Нева основательно разлилась, и берег спустился чуть ниже, а 80 лет назад позиции немецких войск -блиндажи, окопы были чуть ниже, сейчас там вода. Река до сих пор может скрывать останки бойцов Красной Армии.
Было облегчение, когда Никишин забил? Мне как главному тренеру всегда нужно думать о следующей смене в любой ситуации. Могу честно сказать, мы все игры многие отрезки играем намного лучше, чем в прошлом сезоне. Но бывает, что можем победить при плохой игре. В этом году мы должны быть на три головы сильнее, чтобы побеждать, так сложилась жизнь. Нужно работать дальше, не обращать внимания на эмоции.
Прорыв минной блокады Ленинграда был одним из ключевых событий Великой Отечественной войны. Блокада была установлена немецко-фашистскими войсками 8 сентября 1941 года и продолжалась более 900 дней, до 27 января 1944 года.
Конечно, и теперь есть друзья, товарищи, с которыми я живу, очень хорошие люди. Но ведь это не то все. А мои родные не могут же не чувствовать, что некая неопределенность лежит в основе наших отношений. И вот только ты - моя опора. Ты никогда не хотела этого понять. Тебе так не хочется принять на себя не то, что долю ответственности, а просто считать себя причастной к этой области. Да я и не буду тебя затруднять никакими своими переживаниями. Но до чего необходимо твое письмо, нежное и уверенное. Как вода.
Посетить музей
- Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации
- Официальные сетевые ресурсы
- Прорыв энергетической блокады Ленинграда
- К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы
- Сергей Миронов
Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации
- «Горькой истории грустные вехи»: 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда —
- Оборона Ленинграда
- 81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
- «День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
- Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
Такой прорыв блокады Ленинграда произошёл сегодня. И прорвал эту блокаду Али. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений.