Объявленный президентом Год семьи в России и проработка новой стратегии социальной политики могут повлиять на демографическую яму в стране. Проблемы развития семейных отношений в современном мире интересуют не только непосредственно семьянинов, но и научное сообщество экономистов, врачей, психологов, социологов и т. д.
«Людям больше не нужна семья»
Современные проблемы семьи в нашем обществе | Молодые люди в современной России переживают глубокий личностный конфликт между любовью к детям и реализацией личных целей. |
Одна из основных проблем современной семьи | Сторонники модернизационной парадигмы считают, что современная российская семья эволюционизирует вместе с обществом, переживая процесс модернизации, имеющий преимущественно позитивный характер. |
Типичные проблемы современной молодой семьи и как их преодолеть - Российское Общество «Знание» | Современное состояние института семейно-брачных отношений вызывает интерес исследователей в связи с резкими изменениями, которые он претерпевает. |
Проблемы семьи и воспитания
Так ли это на самом деле? Если и так, то только отчасти. Об этом свидетельствуют результаты многих опросов, проведенных демографами и социологами в западных странах. В частности, по результатам нового масштабного исследования ведущей мировой социологической службы Pew Research Center о будущем семьи, выяснились шокирующие для радетелей рождаемости факты: все меньше американцев верят в институт брака и традиционной семьи, и многие не считают рождение детей необходимым элементом счастливой жизни. Для большинства, важнее всего в жизни иметь хорошую работу и друзей. Причем, как выяснилось, именно такие тенденции свойственны не только «загнивающему Западу», но и любой другой стране, идущей по современному цивилизованному пути развития, как это еще совсем недавно делала и Россия. Как совместить карьерный успех и семейную жизнь Есть ли выход из такого положения дел, или развитые страны рано или поздно падут под напором гораздо более плодовитых мигрантов? В недавнем материале «Новых Известий» в качестве примера удачного совмещения самореализации и рождаемости приводился пример Франции, которая сегодня занимает лидирующие позиции в Европе: на одну женщину там приходится почти 1, 9 ребенка.
Женщины там выходят замуж не в 18 лет, как это советует Кузнецова, а после 30, и первого ребенка заводят в 30-35, уже после того, как получат образование и построят карьеру. Потому и воспитать своих детей французам намного легче, имея хорошие условия для этого. Ну, а Россия как обычно, повышает рождаемость указами и приказами. Независимый демограф Алексей Ракша предупреждает: «Когда для рождения ребенка родители стараются материально подготовиться, дополнительные траты только оттянут этот момент, то есть мера даст обратный эффект. Кроме того, это может вызвать усиление оттока молодых амбициозных людей за границу».
Отношения между мужем и женой в рамках такой конструкции были надёжны и прочны, однако это достигалось ценой ослабления других связей — между родителями и детьми, братьями и сёстрами, ближайшими соседями. Протестантское мировоззрение, в основе которого лежала трактовка Завета с Богом через формальный, а не через содержательный аспект, то есть как договора, а не как союза между человеком и Создателем, также наложило свой отпечаток на семейные отношения. В дополнение к идее сакрализации семьи, восходящей к средневековому католицизму, под влиянием протестантизма получила широкое распространение концепция семьи как договора, которая оказала влияние на семейное право западных стран широкое распространение брачного контракта, в котором регулируется не только статус личного имущества супругов, но их права и обязанности, вплоть до регламента приготовления пищи и уборки жилища.
Надо сказать, что и по сей день концепция семьи как договора остаётся базовой для консервативных европейцев и американцев. Русская семья формировалась в условиях сельской общины, в которой земля делилась поровну между всеми наследниками. В этих условиях семья по определению не могла быть инструментом эгоистической конкуренции. Семейные связи были вписаны в систему других — родственных, соседских, дружеских. Парадоксальным образом кризис советской семьи наступил лишь тогда, когда советские люди получили возможность переехать из коммуналок в отдельные квартиры. Безусловно, сыграло свою роль антирелигиозное воспитание и внедрение атеистической идеологии, что привело к разрушению религиозных основ семьи, её духовнонравственного фундамента. Различия в глубине кризиса семьи на Западе и в России Распад СССР и пришествие западных «свобод» нанесли ещё один серьёзный удар по основам русской традиционной семьи. Предпринятые государством меры по поддержке рождаемости смогли приостановить этот процесс, но не повлияли на саму тенденцию.
В настоящее время институт семьи в России находится в глубоком кризисе, процент разводов и коэффициент соотношения разводимости и брачности являются одними из самых высоких в мире. Вместе с тем существует и принципиальное отличие между ситуацией в российском цивилизационном пространстве и ситуацией в западном мире. В российском контексте очевидны кризисные тенденции в сфере семейных ценностей, однако никто, по крайней мере, публично, не ставит под сомнение институт семьи как таковой союз одного мужчины и одной женщины. На Западе же, в силу определённой исторической инерции и хронологически относительно недавнего отказа политических, деловых и культурных элит от поддержки семейных ценностей, семья кажется более устойчивой и стабильной. Однако события, связанные с продвижением третьей и четвёртой волны феминизма и сопровождающих её гендерных теорий, ведут не просто к кризису института семьи в его традиционном понимании, но и к его полному, абсолютному разрушению. Согласитесь, что актуальный кризис семьи в России и перспективы полного уничтожения института семьи на Западе, трансформировавшегося в постЗапад, — это принципиально разные истории. На протяжении веков семья была одной из фундаментальных основ западного общества. Инерция этого культа даёт знать о себе и сейчас.
Возможно, даже сейчас люди Запада более серьёзно, чем мы, относятся к семейным отношениям, к ответственности, которая с ними связана. В то же время очевидна тенденция на разрушение, демонтаж семьи в западном социокультурном пространстве. Запад движется к новому тоталитаризму, не признающему никаких барьеров и преград. Семья постепенно разрушается, и уже в середине нынешнего века мы уже не увидим её в привычной для нас форме.
Распад семьи — это не только проблема социализации детей, психологической травмы, но и рост числа одиноких людей, сокращения уровня рождаемости. Довольно часто конфликты между супружескими парами являются источником демографического кризиса в обществе. Поэтому специалисты вырабатывают рекомендации по регулированию супружеских противоречий. Одним из способов является психологическое консультирование, сущность которого заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических установок, затрудняющих жизнь супругов и вызывающих конфликты. Психологическое консультирование происходит в две стадии: диагностика конфликта и восстановление отношений. Однако психологическое консультирование сталкивается с рядом проблем: нехватка времени, различная степень конфликтности у супругов, наличие неосознаваемых компонентов деструктивного поведения. В этих условиях каждое следующее поколение только полнее реализует объективную тенденцию к разобщению на всех уровнях общественной системы, что обещает в ближайшей перспективе сменить само её качество. Литература: 1. Елютина М. Зарипова Э. Мустаева Ф.
Раньше в российских семьях было по 10-15 человек. Сейчас 1-2 ребенка. Женщины не хотят рожать детей, молодые люди не стремятся к браку. Высока статистика разводов». Кто в центре их внимания? А наша молодежь пытается им подражать. Преподаватели, родители пытаются учить детей «доброму, вечному», а по телевизору, в интернете дети видят другие примеры. Иногда содрогаешься от цинизма: кем нужно быть, чтобы с издевкой писать о смерти человека? Недавний пример — трагическая история с эстрадной певицей Жанной Фриске. Сколько грязи вылилось на ее родных и близких! Со всем этим нужно что-то делать. Нам нужна государственная идеология. Мы должны гордиться страной, в которой живем». Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе , заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что нужно как-то определяться с терминами. Ну и религиозным нормам. Такова же и Тува с особым менталитетом жителей, которые ощущают себя, прежде всего тувинцами, а уж потом и, кстати, не всегда россиянами». И в этом смысле для нашей экономики санкции полезны — хотя многим россиянам, в том числе и мне как многодетному отцу, из-за этого жить сложнее. Нужно кормить детей, никуда не делись и другие расходы. Но это полезно с точки зрения нравственного оздоровления. Наша экономика наконец-то получила возможность окрепнуть, перестать быть сырьевым придатком для тех, кто готов проложить на своей территории трубу и качать российский газ. Если мы продолжили бы оставаться таким придатком, это привело бы нашу политическую и государственную систему к краху — у нас уже есть опыт прошлых лет, последствия которого мы переживаем до сих пор». Крым — не Донбасс, его легко изолировать и провести там «зачистку». Неудивительно, что люди, почувствовавшие легкое дуновение смерти, отодвинули второстепенное. У них на первый план вышли личные ценности. Поэтому я с мнениями экспертов не согласен, — заявил пастырь. А потому, что невозможно уничтожать себя 70 лет, а потом вдруг обрести себя заново — даже за 25 лет». Этот народ сумел победить в самой страшной войне, создать самую совершенную науку, медицину, образование, систему вооружения и многое другое. Но вот какая штука: оказалось, что все это громадное здание строилось на песке безверия. Было утрачено самое главное — связь с Богом. И остальное устоять не смогло — предложенная для выживания идеология вначале была революционно-бандитской, а позже стала идеологией коррупции, тунеядства, разложения. В результате государство исчезло. Свою же национальную идентичность мы не нашли до сих пор, — отметил он. Поэтому неудивительно, что даже в благополучных регионах совсем не благополучно. И это в России, которая в начале XX века была самой многодетной в мире! Если мы возьмем скотч и приклеим его к чему-нибудь, а потом отдерем и попробуем приклеить вновь, затем во второй, в третий, в четвертый раз, он с каждым разом будет держаться все хуже. Так и «пробные браки» — это же не что иное, как блуд, — подчеркнул отец Филипп. Любовь бросала людей грудью на амбразуру, она приводила их к великим достижениям и открытиям, превращала злодея в праведника, ничтожество — в героя.
Одна из основных проблем современной семьи
Современные проблемы семейного права | В настоящее время часто происходит нарушение нормального функционирования семьи, которое связано с возникновением социально-экономических проблем. |
Современные проблемы российских семей контрольная работа | Семейная статистика в России в 2020 году • Причины снижения рождаемости • Основные причины разводов в России • Причины кризиса современной семьи • Социальные проблемы российских семей • в современных социально-экономических. |
Больше не «цветы жизни»: почему жители России все реже заводят семьи? | Причины проблем современной семьи, совместимость в браке, а также решение конфликтов в современной семье. |
Анатолий Антонов: «Институт семьи в России давно разрушен»
– Типичная российская семья сегодня – это какая? По словам психолога, российские семьи ничем особо не отличаются от любых других. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Проведенный анализ позволит обозначить актуальное состояние выявленных проблем и поспособствует со-вершенствованию семейной политики в отношении молодых семей, в которых есть ребёнок, в современных условиях. Семья - 3 октября 2023 - Новости Новосибирска -
Проблемы семьи и воспитания
В России, как и в других развитых странах, давно снижается рождаемость, что ведет к распространению низкой и сверхнизкой рождаемости СКР, суммарный коэффициент рождаемости, ниже значения 2. Это рубеж простого воспроизводства населения, когда нетто-коэффициент равен 1. Расширенный тип воспроизводства в случае превышения 1. С середины 60-х годов в РФ сложился суженный тип воспроизводства, распространилась малодетность семьи, СКР варьировал в пределах 1. Эта ситуация предрекала скорое наступление депопуляции естественной убыли населения , однако, принятые государством в 1981 году меры поддержки профессионально занятых матерей привели к временному повышению СКР до 2. В РФ и в ЕС фактический уровень рождаемости лишь на одну треть реализует имеющийся у населения потенциал рождаемости, обусловленный состоянием здоровья и демографической структурой по полу и возрасту «И ЕС, и РФ для повышения рождаемости нуждается в иммигрантах» — А как же материнский капитал? Результаты выборочных опросов семей показали, что не произошло роста репродуктивных установок и ориентаций, напротив, ценность наличия детей в семье понизилась, а одобрение однодетности и добровольной бездетности повысилось.
После полного удовлетворения потребности в одном-двух детях сразу в нескольких возрастных когортах женщин СКР вновь стал снижаться: в 2018 г. Предстоящее в ближайшую декаду сокращение репродуктивного контингента наполовину будет и далее понижать СКР до 1. Новые поколения вступают в законный брак все позже и с еще более низкими установками, и поэтому в 2030—2040 гг. Продление действующих мер поддержки семей с детьми может повысить СКР до 1. В связи с убылью населения из-за низкой рождаемости, не компенсирующей смертность, и в ЕС, и в РФ настоятельной становится потребность в иммигрантах. Достижение СКР 2.
Какова она в России и других странах? В ЕС есть огромный опыт социальной помощи бедным и больным индивидам и семейной помощь неполным и неблагополучным семьям политики. К тому же в РФ был горький опыт антисемейной политики большевиков — разрушения семьи, основанной на церковном браке, и замены ее гражданским браком через регистрацию в ЗАГСах. После Великой Отечественной войны в 50-е и 60-е годы во время восстановления народного хозяйства и попыток сглаживания дисбаланса мужского и женского населения предпринимались меры в рамках социальной и семейной политики. Но эти меры нельзя считать направленными на стимулирование интенсивности рождений — они лишь способствуют более полному удовлетворению уже имеющейся у населения потребности в основном в двух детях.
Ярким примером стал Китай: политика ограничения рождаемости, так тяжело приживавшаяся в КНР, сегодня стала проблемой для китайского государства, поскольку изменения на уровне ценностей, пришедшие вслед за тотальным давлением на репродуктивное поведение китайских семей, сложно повернуть вспять. Совершая тот или иной поворот в демографической политике, каждое государство должно понимать, что на каком-то этапе наступит «точка невозврата».
Думаю, что в Китае она уже наступила», — подчеркнула Анна Верещагина. Профессор ЮФУ добавила, что и подавляющее большинство россиян не ориентированы на многодетность. Много тех, кто вообще не планирует рождение детей, и эта сознательная установка на бездетность внушает особую тревогу. Семьеведение — предмет будущего Помимо финансовых и нормативно-правовых механизмов поддержки семей существует социализационный, воспитательный механизм. Ценности семьи, как и все иные ценности, транслируются в массы, в молодежную среду и закрепляются посредством социализационного влияния. Если мы хотим поднять статус и престиж профессии, например военного, то начинаем снимать фильмы о представителях этой профессии, показывать передачи о выдающихся людях, состоявшихся в этой профессии, поднимаем зарплату им, создаем новые учебные заведения, создаем условия для карьерного роста и материального благополучия. Если отнестись к семье таким образом, сразу выстраивается целая логическая последовательность профессиональной подготовки — на уровне воспитания детей в детском саду, в школе, в вузе, подготовки соответствующих специалистов в образовательных учреждениях, популяризации семейного образа жизни в СМИ.
Мы стремимся обучить детей иностранным языкам, информационным технологиям, а самого главного не делаем — мы не учим их тому, что такое семья, семейная ответственность, семейные роли, семейное счастье и как построить счастливую семью», — отметила Анна Верещагина. Анна Владимировна не раз говорила на научных конференциях о необходимости введения в образовательную программу школ и вузов такого предмета, как «Семьеведение». С начала текущего учебного года семьеведение — один из разделов школьного предмета «Разговоры о важном». В Южном федеральном университете профессор Верещагина читает студентам курсы «Психология семьи и разрешение семейных конфликтов» и «Демография». Важно понимать, что семья — живой эволюционирующий организм, развивающийся по мере динамики общества, меняющий свои функции, формы, установки, а параллельно материал закрепляется в виде интерактивных занятий — деловых игр, дебатов, различного рода диспутов по актуальным проблемам жизнедеятельности семьи, особенно молодой, так как это студентам ближе. С детьми в школе, думаю, акцент надо делать на интерактивах — играть с ними в ролевые игры, чтобы они «примеряли» на себя семейные роли, обсуждать фильмы, мультфильмы о семье, семейных ценностях, традициях и историях, давать им проектные задания, в которых бы раскрывались идеи школьников относительно того, какой должна быть настоящая семья, как в ней должны разрешаться конфликты, какие отношения должны складываться между членами семьи и что значит семья для жизни человека», — рассказала Анна Верещагина. Для того, чтобы знать, что говорить молодому поколению, на чем акцентировать внимание, пытаясь воздействовать на ее сознание и поведение в плане семейных установок и перспектив, надо понимать, чем живет современная молодежь, каковы ее жизненные цели и планы, какое место в них отводится семье, ни к коем случае не упрекая в том, что она иначе видит свое семейное будущее, а стремясь выяснить — что представляет семья как ценность для современной молодежи и почему она ценность иная.
Апелляция к прошлому опыту, к традициям, прежде регулировавшим семейно-брачные отношения в обществе, возможна, но не как ориентир для подражания и четкого следования этому опыту, а для формирования понимания того, что семья меняется, но остается базовым основанием жизнедеятельности каждого человека, каждого народа. Опираться на прошлое, но ориентироваться — на будущее Время многодетной семьи как доминантной модели семьи ушло в прошлое. Во всяком случае, на данном историческом этапе в условиях современных реалий, а эти реалии характеризуются высокой динамикой рисков, неопределенности, нестабильности, небезопасности. В такую логику развития социальной реальности рождение детей не укладывается, так как дети — это проекция в будущее, а сегодня жизнь разворачивается в иной стратегии, по типу «здесь и сейчас». Семейные ценности в России называют традиционными в противовес западным ценностям, где значимость института семьи ставится под сомнение. Но традиционные семьи прошлого были патриархальными, а сейчас все стараются построить партнерский брак, где гендерные роли не так ярко разграничены: женщины работают, как и мужчины, а главные решение для семьи принимаются совместно. Традиционные семьи были многопоколенными: под одной крышей жили дети, родители, дедушки, бабушки и прадедушки, прабабушки, а сейчас большинство семей нуклеарные, и дедушки с бабушками не играют ключевую роль в воспитании внуков.
С середины 90-х по настоящее время под его руководством на кафедре социологии семьи и демографии МГУ осуществлено свыше 30 выборочных исследований, всероссийских и региональных опросов населения и несколько исследований ценностей семейного образа жизни и образа семьи в литературе в прозе и поэзии и в фольклоре сказках, частушках, анекдотах. О результатах этих исследований семьи и своих наблюдениях Антонов рассказал в интервью «Реальному времени». Государство борется с социальной патологией, умножая ряды борцов за поддержку семьи, то есть создается экономика и социальная сфера чиновничества, жирующего на упадке семьи. В атмосфере антисемьизма процветает охалтуривание семейного бытия. Суррогатное счастье Я-одиночеств. Если все станут психологами — специалистами по профилактике семейных конфликтов, разводов станет еще больше, чем сейчас.
Когда в семейном МЫ взаимно дополняют друг друга роли отца-матери и жены-мужа, возникает когнитивная и эмоциональная совместимость, сплоченность семьи. Когда же каждое Я завышает себя, принижая другое Я, получается то, что сегодня слывет семьей. Никакой самотрансценденции. Плюс к этому натравливание феминизмом женщин на мужчин, хотя и те и другие задавлены вмешательством власти в семейную приватность. Эксплуатация семьи прикрывается фиговым листом возбуждения агрессивности женщин против мужчин. В чем это выражается?
По-человечески работник с четырьмя детьми не должен получать одинаковую зарплату с однодетным, но кто-то кто? И это со времен Адама Смита. И это не экономика, а социология дискриминации родительского труда. Это капитализм с человеческим лицом шакала. Мы все живем в странном сюрреализме, кричим о социальной справедливости, любви к ближнему, о социальном государстве и его заботе о семье, но вот рождается ребенок, и по счетам ЖКХ надо платить больше. И мы смирились с этим бешенством заботы о рождаемости.
Причины этого кроются как в экономических трудностях, так и в изменении ценностных установок молодежи. Многие молодые люди опасаются брать на себя юридическую ответственность за семью в условиях финансовой нестабильности и предпочитают "пожить вместе" без обязательств. Также для молодежи характерна неуверенность в прочности отношений, стремление сохранить личную свободу. Однако подобная модель гражданского брака имеет ряд негативных последствий: Рост числа разводов и неполных семей. Если отношения не оформлены официально, расставание происходит намного проще.
Снижение рождаемости. В незарегистрированных союзах пары реже решаются на рождение детей. Социальная и юридическая незащищенность членов семьи, особенно детей и женщин. Чтобы изменить ситуацию, необходимо активнее проводить разъяснительную работу с молодежью, объясняя преимущества официального брака, а также создавать экономические и социальные условия, при которых молодые семьи будут уверены в завтрашнем дне. Материальные трудности молодых семей Еще одна острая проблема, с которой сталкивается подавляющее большинство молодых семей в России - материальные трудности.
Причин тому несколько. Во-первых, у молодых специалистов зачастую невысокий заработок из-за отсутствия опыта и стажа работы. Средняя зарплата молодого сотрудника до 30 лет составляет около 35 000 рублей по данным Росстата за 2021 год. Этого едва хватает на удовлетворение базовых потребностей. Во-вторых, молодежь испытывает трудности с трудоустройством.
В-третьих, основные статьи расходов молодой семьи - это, как правило, питание, одежда, съем жилья, коммунальные платежи, транспорт, погашение кредитов. При такой структуре затрат сбережения формируются крайне медленно.
Каждая третья семья в РФ распадается из-за нехватки средств
Цель: изучить проблемы современной молодой семьи, выявить их причины и обозначить пути их преодоления. Изучить главные проблемы современных семей в Российской Федерации, а также найти способы их решения. Проблемы современной семьи и пути их решения.
Почему россияне разводятся
В настоящее время часто происходит нарушение нормального функционирования семьи, которое связано с возникновением социально-экономических проблем. В России стремительно исчезает институт семьи в его классическом понимании. Следует отметить, что разводы в современных российских семьях являются очень важной социальной проблемой, которая требует реализации соответствующих мер по ее предупреждению. Специан Л.М. Проблемы семьи в условиях современных рыночных отношений. Современные семьи существенно отличаются от советских семей.
Семья в России и на Западе: два непохожих кризиса
Сегодняшние «демократические ценности» не учат молодых трудиться, уважительно относиться к окружающим, сохранять свои культурные ценности, иметь веру и жить по ней, беречь достояние страны, города, микрорайона. Главный лозунг современного общества потребления — «я хочу, мне надо, мне должно быть комфортно и приятно». А все, что выходит за рамки этих условий, просто выводит из себя адептов такой морали. И, конечно, таким людям недоступны опции вроде: самопожертвование, учитывание потребностей тех, кто рядом, забота о них, переживания, все то, что в христианском миропонимании называется любовью.
И что удивляться тому, что молодые и не очень люди просто не хотят себя связывать какими бы то ни было обязательствами, в том числе и созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Молодые люди сегодня живут с убеждением, что у них «все по-другому», что опыт многих родов предков для них неактуален и не подходит. Нет в этом ничего нового: молодые всегда считали себя особенными, ни на кого не похожими.
Осознание того, что «с теми же улыбками, радостью и муками, что певалось дедами, то поется внуками» С. Есенин, «Песня Есть одна хорошая песня у соловушки…» 1925 г. Но все же раньше был в целом выше авторитет старших поколений, к ним больше прислушивались.
Сейчас же советы бабушки совершенно не напрасно беспокоящейся о том, к чему могут привести внучку современные нравы и излишняя так называемая свобода встречают неизменную преграду: «Ты не понимаешь! Сейчас все по-другому! И это при том, что самых младших поднимала уже после смерти мужа: меньшие родились, когда родители, особенно отец, уже совсем немолоды были, а война забрала здоровье.
Как могут устареть умудренность супругов, проживших вместе 60 лет в любви и согласии, а всякое в жизни было, никто от трудностей и изменений разных внешних не защищен? Как может устареть опыт отца, деда, прадеда, проживших всю жизнь в честном труде, вырастивших не только своих детей, но и приемных? Если бы согласились послушать про этот опыт молодые люди и ориентировались на него, их собственные приоритеты выстроились бы в гораздо более правильной последовательности, они бы лучше понимали, что такое семья.
Но: «Бабушка, ты не понимаешь, сейчас по-другому все», а прадедушка скромно молчит и вовсе, не навязывает свое мнение: он всю жизнь человек дела, работать привык, а вот много и красиво говорить — нет… Что становится одним из главных испытаний для молодой семьи? Появление в ней ребенка. Почему так трудно?
В том числе потому, что до этого супруги не видели жизни с детьми близко, не имеют о ней представления. Единственный ребенок в семье — каждый из них.
Неумение или нежелание оставлять определенное личное пространство партнеру — не менее серьезная угроза браку. Максимальное ограничение приватной жизни может служить катализатором нарастания недовольства брачным партнером и способно разрушить брак. Еще одной причиной ссор может быть так называемый конфликт оценок.
В этом случае оценка личности, достижений, поведенческих особенностей партнера категорически не совпадает с его самооценкой. Ссора в этом случае выступает не столько методом отстаивания собственной позиции, сколько способом самоутверждения. Дорогие читатели! Статистика разводов в современности Впрочем, статистические данные добавляют некоторую нотку оптимизма. Россия все еще находится в пятерке лидеров по процентному отношению браков и разводов, пропуская вперед лишь Бельгию, Беларусь и Мальдивы.
Однако статистика последних 18 лет дает основания надеяться, что со временем страна утратит это сомнительное лидерство. Тогда распадалось до 70 из ста заключаемых браков. К сожалению, это больше, чем в большинстве европейских стран, не говоря уже о государствах Азии. В России больше, чем в других странах, процентное отношение разводов коррелируется с экономической ситуацией в стране. Поэтому от улучшения материального положения населения во многом зависит, насколько крепким и эффективным будет институт семьи в будущем.
Новые поколения вступают в законный брак все позже и с еще более низкими установками, и поэтому в 2030—2040 гг. Продление действующих мер поддержки семей с детьми может повысить СКР до 1. В связи с убылью населения из-за низкой рождаемости, не компенсирующей смертность, и в ЕС, и в РФ настоятельной становится потребность в иммигрантах. Достижение СКР 2.
Какова она в России и других странах? В ЕС есть огромный опыт социальной помощи бедным и больным индивидам и семейной помощь неполным и неблагополучным семьям политики. К тому же в РФ был горький опыт антисемейной политики большевиков — разрушения семьи, основанной на церковном браке, и замены ее гражданским браком через регистрацию в ЗАГСах. После Великой Отечественной войны в 50-е и 60-е годы во время восстановления народного хозяйства и попыток сглаживания дисбаланса мужского и женского населения предпринимались меры в рамках социальной и семейной политики. Но эти меры нельзя считать направленными на стимулирование интенсивности рождений — они лишь способствуют более полному удовлетворению уже имеющейся у населения потребности в основном в двух детях.
Сейчас две трети всех семей с детьми — это однодетные семьи, большая часть которых заблокировала потребность в двух детях, а меньшая часть хотела именно одного-единственного ребенка. Далее надо сказать, что массовость норм малодетности в 70-е годы в связи с отменой табу на контрацепцию и аборты означала разрушение искусственной соединенности сексуального, брачного и репродуктивного поведения, отмену обязательности раннего и сплошного вступления в брак, отмену пожизненного брака и деторождения, отмену запретов на добрачные, внебрачные и сверхбрачные секссвязи. Массовость норм малодетности в 70-е годы в связи с отменой табу на контрацепцию и аборты означала разрушение искусственной соединенности сексуального, брачного и репродуктивного поведения, отмену обязательности раннего и сплошного вступления в брак, отмену пожизненного брака и деторождения, отмену запретов на добрачные, внебрачные и сверхбрачные секссвязи Хотелось бы подчеркнуть, что разговоры о сексуальной революции преувеличены. На самом деле снятие с рождаемости функции компенсации высокой смертности способствовало контрацептивной революции. В настоящее время мы пожинаем плоды развала старой тысячелетней системы социальных норм высокой рождаемости.
Повышение доступности и надежности контрацепции привело не к «желанному детоцентризму», а к росту бездетных сожительств, которые в будущем станут уменьшать законную брачность. Наталия Федорова Справка Анатолий Антонов — советский и российский социолог, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. Заслуженный профессор МГУ; один из первых заводских социологов 1967—1969 , сотрудник отдела социальной организации Института конкретных социальных исследований АН СССР 1969—1975 , заведующий отделом методологии исследований населения, экономический факультет МГУ 1975—1984 , заведующий сектором Института социологии 1984—1991. Почетный работник высшего образования; обладатель золотой медали Валентеевских чтений по демографии 2012 ; серебряной медали имени Питирима Сорокина 2011 , юбилейной медали за вклад в социологию 2009 и медали за научные заслуги Республики Беларусь 2014.
RU Глава общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин убежден, что количество холостяков и незамужних с каждым годом будет возрастать. Но сейчас на это мало кто решается. Соответственно, браки просто потеряют смысл», — считает собеседник «URA. Долинин объясняет, что многие люди не вступают в брак и не рожают детей из-за отсутствия поддержки со стороны властей. Люди женятся, а что получают от государства?
Какие стимулы у них вступать в брак? Необходимо исследовать потребности семьи, чтобы понимать, чем конкретно помогать. Думаю, речь должна идти как о финансовой помощи, так и о социальной — у нас же даже в детский сад сейчас устроить ребенка тяжело», — подчеркнул Долинин. RU» прогнозирует, что люди со временем вообще перестанут связывать себя отношениями: «Очевидно, что им уже не нужна семья. Кроме того, исчезает интерес к сексу — все последние исследования показывают, что эта тема уходит на второй план. Это связано с тем, что мир становится полностью цифровым». Эксперт рассказал, что существует теория, согласно которой в ближайшее время из-за достижения предельной численности населения на планете вступят в действие подобные механизмы регулирования.
Проблемы семьи в современном обществе
Семья — это постоянная работа родителей над собой для достижения гармонии, которую необходимо как собственный пример передать детям. Существует социальный миф, что это легко. На самом же деле тут все обстоит иначе. Окружающий мир таит в себе множество факторов, оказывающих неблагоприятные условия для создания семьи. Рассмотрим проблемы, возникающие на пути создания семьи. Самая многочисленная семья России — воронежская семья Шишкиных 20 родных детей 1. Проблема выбора — «семья или карьера» в той или иной мере касается многих молодых людей.
Принято считать, что такой выбор, прежде всего, стоит перед женщинами. Отчасти, это действительно так: круг женских обязанностей зачастую бывает гораздо шире, чем у мужчин. Однако же и мужчинам порой приходится выбирать и чем-то жертвовать: кто-то полностью погружается в работу и просто не находит времени для того, чтобы строить серьезные отношения, а кто-то, имея массу свободного времени, «платит» за это маленькой зарплатой. При желании можно совмещать карьеру с личным счастьем. Главное — грамотно распределить свои силы и время. В нашей стране гражданским браком в настоящее время обычно называют незарегистрированные отношения.
Есть и другое название — «пробный брак». На первый взгляд может показаться, что такая форма отношений очень удобна, но это совсем не так. Совместная жизнь — это огромные душевные затраты. В случае же «гражданского» или «пробного» брака ожидается скорее удобная приятная без особой ответственности форма совместного проживания. Пробный брак, по сути, являет собой искаженную форму семьи. Для возникновения настоящей семьи пара должна осознать важность семейных ценностей и их несравненные преимущества.
Молодой человек должен сам себе ответить на вопросы: что есть семья? Самое главное — понять, что мы делаем для того, чтобы сделать семью духовно состоявшейся и счастливой. В гражданском браке таких задач не ставят, люди не хотят прежде всего ответственности и желают эгоистической жизни. Если общество пересмотрит свою позицию относительно искаженного брака, многие современные проблемы отпадут автоматически. Его существенными недостатками является отсутствие обязательств, незащищенность от бытовые проблем, которые приходится решать каждому из супругов самостоятельно. В этом случае нельзя рассчитывать на помощь супруга в трудной ситуации, не решена проблемы полноценного воспитания детей.
Инфантильность — одна из серьезных проблем молодежи.
В ряде традиционных регионов страны, в частности на Северном Кавказе, еще очень сильны традиции многопоколенных семей, соблюдения свадебных обрядов и ритуалов. В этой связи и семейная политика российского государства, не ориентированная на региональную специфику развития семейно-брачных отношений, имеет различный эффект. Вероятно, следует усилить региональную составляющую разработки и реализации семейной политики с опорой на реалии, складывающиеся в семейной сфере каждого субъекта РФ. И без научных исследований и социологической экспертизы, в частности, здесь не обойтись.
Семья как социальный институт Чем живет молодежь? Какие жизненные цели и планы выступают для нее приоритетными в условиях современных реалий? Какое место в этих жизненных планах отводится семье, детям? Профессор Верещагина уверена, молодежь не ориентирована на решение острых социально-демографических проблем государства и исходит из собственных жизненных обстоятельств. В принятии семейных решений — вступить в брак, родить ребенка, сохранить или разорвать брачные узы — никто не ориентируется на всеобщее благо, на экономику или демографию страны, а только на собственные планы, приоритеты и потребности.
Тогда возможен положительный эффект. К примеру, для многих молодых семей решение жилищного вопроса автоматически может стать решением и репродуктивного, что немаловажно для решения демографического вопроса в стране. Но молодежь не готова к реализации своих репродуктивных установок в условиях отсутствия собственного жилья, уверенности в завтрашнем дне, в стабильном доходе. Молодым людям нужны гарантии, уверенность в том, что с появлением в семье ребенка они, молодые родители, смогут поднять этого ребенка самостоятельно. Такие гарантии формируются у многих только к 30-ти годам, а потому и возраст рождения первого ребенка в России, как и во многих странах современного мира, активно приближается к этой отметке — 30-ти годам», — объяснила Анна Верещагина.
Семья как социальный институт все меньше и меньше обслуживает интересы государства и общества. Если раньше человек без семьи в принципе не мог прожить, а остальное в его жизни было производным от семейного статуса, семейного состояния, то сегодня семья — одна из платформ, которую человек выбирает для себя или не выбирает на том или ином этапе жизненного пути. Происходит деинституционализация семьи. И здесь не столько важно понимание, хорошо это или плохо, сколько социальные последствия этого процесса. Одни специалисты в плане оценок этих изменений говорят о кризисе института семьи, прогнозируя ему смерть в недалеком будущем, а другие говорят об эволюции, совершенно естественной на фоне общей социокультурной динамики.
И это в первую очередь ресурс нормативно-правового регулирования семейно-брачных отношений. К примеру, вопрос алиментов - очень болезненный вопрос в России! Одна семья — один ребенок 76 Поскольку институт семьи — социокультурный продукт, исторически вписанный в траекторию развития каждого народа, государства, его развитие подвергается влиянию не только внешних факторов, связанных с тенденциями мирового развития, но и внутренних, а потому одни и те же меры, программы, нормативно-правовые и иные решения могут иметь различный эффект в разное время и в разных странах. Ярким примером стал Китай: политика ограничения рождаемости, так тяжело приживавшаяся в КНР, сегодня стала проблемой для китайского государства, поскольку изменения на уровне ценностей, пришедшие вслед за тотальным давлением на репродуктивное поведение китайских семей, сложно повернуть вспять.
Результаты выборочных опросов семей показали, что не произошло роста репродуктивных установок и ориентаций, напротив, ценность наличия детей в семье понизилась, а одобрение однодетности и добровольной бездетности повысилось. После полного удовлетворения потребности в одном-двух детях сразу в нескольких возрастных когортах женщин СКР вновь стал снижаться: в 2018 г. Предстоящее в ближайшую декаду сокращение репродуктивного контингента наполовину будет и далее понижать СКР до 1. Новые поколения вступают в законный брак все позже и с еще более низкими установками, и поэтому в 2030—2040 гг.
Продление действующих мер поддержки семей с детьми может повысить СКР до 1. В связи с убылью населения из-за низкой рождаемости, не компенсирующей смертность, и в ЕС, и в РФ настоятельной становится потребность в иммигрантах. Достижение СКР 2. Какова она в России и других странах? В ЕС есть огромный опыт социальной помощи бедным и больным индивидам и семейной помощь неполным и неблагополучным семьям политики. К тому же в РФ был горький опыт антисемейной политики большевиков — разрушения семьи, основанной на церковном браке, и замены ее гражданским браком через регистрацию в ЗАГСах. После Великой Отечественной войны в 50-е и 60-е годы во время восстановления народного хозяйства и попыток сглаживания дисбаланса мужского и женского населения предпринимались меры в рамках социальной и семейной политики. Но эти меры нельзя считать направленными на стимулирование интенсивности рождений — они лишь способствуют более полному удовлетворению уже имеющейся у населения потребности в основном в двух детях.
Сейчас две трети всех семей с детьми — это однодетные семьи, большая часть которых заблокировала потребность в двух детях, а меньшая часть хотела именно одного-единственного ребенка. Далее надо сказать, что массовость норм малодетности в 70-е годы в связи с отменой табу на контрацепцию и аборты означала разрушение искусственной соединенности сексуального, брачного и репродуктивного поведения, отмену обязательности раннего и сплошного вступления в брак, отмену пожизненного брака и деторождения, отмену запретов на добрачные, внебрачные и сверхбрачные секссвязи. Массовость норм малодетности в 70-е годы в связи с отменой табу на контрацепцию и аборты означала разрушение искусственной соединенности сексуального, брачного и репродуктивного поведения, отмену обязательности раннего и сплошного вступления в брак, отмену пожизненного брака и деторождения, отмену запретов на добрачные, внебрачные и сверхбрачные секссвязи Хотелось бы подчеркнуть, что разговоры о сексуальной революции преувеличены. На самом деле снятие с рождаемости функции компенсации высокой смертности способствовало контрацептивной революции. В настоящее время мы пожинаем плоды развала старой тысячелетней системы социальных норм высокой рождаемости. Повышение доступности и надежности контрацепции привело не к «желанному детоцентризму», а к росту бездетных сожительств, которые в будущем станут уменьшать законную брачность.
Из них в 15 млн растет только один ребенок, в 6-7 млн — два, и только менее 2 млн семей воспитывают троих и более детей. При этом из этих 23 млн примерно треть — это не семьи в строгом смысле слова, а один из родителей об этом ниже. Смирнов же отмечает, что для развития страны нужно, чтобы было 25 млн семей с 3-4 детьми. В то время как сегодня просто семей хотя бы с одним ребенком намного меньше около 15 млн.
Причем до 2000-х годов широко обсуждалась тема кризиса института, семьи, но затем ее полностью вытеснила тема демографического кризиса, редуцированного до демографических показателей рождаемости, смертности и продолжительности жизни", — отметил Смирнов. Он подчеркивает, что институт семьи сегодня не имеет формального определения — ни общего, ни отраслевого. И это очень плохо. Государство сегодня фактически защищает не семью как социальную группу, а интересы и права отдельных ее членов — физических лиц. Так построена наша система социальной помощи. Семейно-правовой статус супругов-родителей и семейных детей не обладает общеобязательным публичным характером. Официальные данные о количестве семей имеют сегодня расчетный, а не учетный характер. Данные о количестве граждан просто отсутствуют в статистике как класс. Государство не имеет формально-правового основания для проведения семейной политики в строгом смысле слова по причине отсутствия в законодательстве такого субъекта, как семья. В силу этого социальная помощь направлена не на сами семьи, а на детей и родителей безразлично к их семейному положению", — рассказал эксперт.
Он считает, что в настоящее время выражение "семья — это основа общества" является не более чем метафорой, в законодательстве это никак не представлено.
Типичные проблемы современной молодой семьи и как их преодолеть
Людмила Рябиченко о проблемах семьи и демографии в программе «Точка зрения» | В современном российском обществе наблюдается переход к эгалитарной модели семьи как доминантной, разделяемой большинством населения. |
Статистика семейных проблем в России и современные изменения семей. Равиль Назыров. - YouTube | По ее словам, нынешний Семейный кодекс фактически не оставляет места для семьи. |
Проект 'Проблемы современной семьи в России'
Сторонники модернизационной парадигмы считают, что современная российская семья эволюционизирует вместе с обществом, переживая процесс модернизации, имеющий преимущественно позитивный характер. Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «Актуальные проблемы семейного законодательства и практика его применения: вопросы определенности терминологии семейного законодательства». Согласно Семейному кодексу, органы опеки могут изъять ребенка из семьи в любой момент — как только сочтут это нужным. Современные семьи становятся все разнообразнее, поэтому возможны модификации законодательства, направленные на учет новых форм семейного устройства и прав наследства. Чтобы исправить демографическую ситуацию в России, нужно больше многодетных семей, считает ученый.
Вымираем поодиночке: почему в России исчезает институт семьи
Как изменился институт семьи в современной России. 21.08.2021. Эксперты в эфире программы «Точка зрения» обсудили проблемы современной семьи и угрозы демографии. В 2023 году в России должно снизиться количество детей, проживающих в малоимущих семьях, сообщила заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова. Социальные проблемы современной семьи с одним родителем в современном обществе. Продукт: Обзор и анализ проблем современной семьи в России, выявление факторов, влияющих на эти проблемы, разработка практических рекомендаций для улучшения семейного благополучия.